Главные угрозы для безопасности россии. Основные ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности безопасность Угроза государственной безопасности относятся угроза американо

Существует множество видов опасностей и угроз:
. против собственности физического или юридического лица, государства;
. против жизни и здоровья человека;
. против конституционных прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина;
. в сфере экономической деятельности;
. в сфере компьютерной информации и т.д.
Множество видов опасностей и угроз обусловливают множество видов безопасности: экономическая, политическая, информационная и т.д. В основе классификации видов опасностей лежат два основных признака: субъект, на интересы которого направлены угрозы (структурный признак); сфера общественной жизни и направления человеческой деятельности (функциональный признак).
В зависимости от субъекта, интересам которого угрожают различные опасности, выделяют государственную или национальную, региональную безопасность, безопасность предпринимательства и жизнедеятельности граждан.
Безопасность государства — это состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам государства следует отнести суверенитет, территориальную целостность, конституционный строй.
Безопасность региона — состояние внутренней и внешней среды региона, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам региона относятся стабильное воспроизводство и развитие его природно-ресурсного, экономического, демографического и социального потенциала.
Безопасность предпринимателя — состояние среды функционирования предпринимателя, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы жизненно важным интересам и потребностям предпринимателя и его деятельности. Данные механизмы должны обеспечить защиту предпринимателя не только от посягательств на его жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, но и защиту имущества, принадлежащего ему инноваций и конфиденциальной информации, обеспечивающей эффективное функционирование созданного им предприятия.
Безопасность гражданина — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам и потребностям. Данные механизмы направлены на защиту от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, имущество каждого гражданина.
В зависимости от функциональной направленности выделяют следующие виды безопасности:
1) политическая — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы политическим интересам страны, народа, общества, граждан. Под политической безопасностью ученые понимают безопасность власти и политики, сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности, демократических ценностей;
2) военная — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы военного насилия, государственному суверенитету, территориальной целостности, национальным интересам;
3) правовая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов правовые или юридические опасности, угрозы последствий юридической деятельности. К таким угрозам, в частности, следует отнести: несоответствие норм законов положениям правовых актов более высокого уровня (Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Уголовному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ и др.) и социально-экономическим реалиям; противоречия между законодательными актами одного уровня; правовую неурегулированность отдельных сторон социально-экономических отношений; нарушение норм законов и злоупотребление ими; несоблюдение основных прав и свобод граждан, их правовых гарантий и т.д.;
4) социальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы разрушения или деградации социальной сферы общества и государства, проявляющиеся в росте преступности и безработицы, снижении уровня жизни и образования, резкой поляризации общества и т.д.;
5) демографическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы количеству и этническому составу населения страны;
6) психологическая — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы психологическому комфорту человека, выражающемуся в осознании его статуса, чувства собственного достоинства и неприкосновенности, в эмоциональном принятии себя;
7) интеллектуальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы интеллектуальным интересам гражданина, хозяйствующего субъекта, общества и государства, непосредственно гражданину как носителю интеллекта, продуктам его интеллектуального труда;
8) генетическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы генетической информации, включающей генотип, генофонд, метагенофонд. Генетическая безопасность связана с биологической, экологической, продовольственной, энергетической и другими видами безопасности;
9) экологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы человеку, обществу и государству последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, стихийных бедствий и катастроф;
10) сырьевая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства;
11) продовольственная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы присутствию, пригодности, доступности и использованию продуктов питания;
12) информационная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы информационной сфере человека, общества, хозяйствующего субъекта и государства, включающей информационные ресурсы, механизмы обработки и передачи информации;
13) экономическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы состоянию и развитию экономических систем различного уровня: домашних хозяйств, предприятий и организаций, экономик регионов и государства. Экономическая безопасность включает в себя отдельные виды безопасности, которые являются самостоятельными направлениями в рамках экономической сферы деятельности, обеспечивающих ее:
. научно-техническая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы научному и техническому потенциалу хозяйствующего субъекта, региона, страны, в частности достигнутому уровню и развитию науки, технологии, промышленности, состоянию сырьевой базы;
. технологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы достигнутому уровню и развитию науки и технологий для обеспечения суверенитета и устойчивого развития экономики хозяйствующего субъекта, региона, государства. Между видами безопасности, классифицированными по структурному и функциональному признакам, существует взаимосвязь, которая обусловлена направлениями деятельности, осуществляемыми на разных уровнях государственного устройства (табл. 1.1).
Кроме рассмотренных выше классификационных критериев, с целью создания адекватной системы безопасности специалисты предлагают применять и другие, например вид воздействия деструктивных сил (причины возникновения), масштабы.
Таблица 1.1
Взаимосвязь видов безопасности, классифицированных по функциональному и структурному признакам


По виду воздействия деструктивных сил выделяют такие виды безопасности, как:
. геобиофизическая — обеспечивает защиту различных объектов от разрушающего воздействия природных факторов. К угрозам геобиофизического характера относятся природные катаклизмы (ураганы, торнадо, наводнения, смерчи, извержения вулканов), истощение и сокращение запасов природных ресурсов, ухудшение качества среды обитания человека;
. социальная (общественная) — гарантирует защиту различных объектов от угроз, возникающих в результате социальных противоречий в обществе. К угрозам социальной безопасности причисляют преступность, низкий уровень жизни, полярность общества, безработицу, неудовлетворительную систему образования и т.д.;
. технико-технологическая — обеспечивает защиту различных объектов от угроз, исходящих от современных технических систем, производственных процессов в форме техногенных аварий.
По масштабам выделяют международную, национальную и локальную безопасность, которые, в свою очередь, имеют уровни: международная — глобальный и региональный; национальная — государственный, общественный, региональный и отраслевой; локальная — уровни хозяйствующего субъекта, домашнего хозяйства и человека.

Основные ключевые понятия

в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возмож­ности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориаль­ная целостность.

^ Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, соз­нающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, органи­зационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

^ Обеспечение безопасности жизнедеятельности - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^

Опасность

^ Опасное явление

^ Опасная ситуация

Экстремальная ситуация

и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^ Национальная безопасность Российской Федерации - безо­пасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздейст­вий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедея­тельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

^ Опасное явление - явление, приводящее к формированию вред­ных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

^ Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при опре­деленном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосыл­ки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному

Случаю, но в экстремальной ситуа­ции вероятность несчастного слу­чая особенно велика.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конст­руктивным, производственным, тех­нологическим или эксплуатацион­ным причинам. При авариях проис­ходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автома­шин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это по­вреждения объектов и транспорт­ных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Оже­гов С. И. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непред­виденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природ­ных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жиз­ни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыль­ская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 1 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни зна­чительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, неред­ко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся навод­нения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насе­комых-вредителей, грызунов и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует сти­хийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычай­ной помощи извне.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидроло­гического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся вне­запным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожени­ем материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленно­сти, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явле­ния (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единствен­но правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правиль­но действовать и использовать рекомендации специалистов в соответ­ствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной тер­ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв­ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, ко­торая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей .

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные ава­рии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделя­ются на:


  • локальные;

  • местные;

  • территориальные;

  • региональные;

  • федеральные;

  • трансграничные.
Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате ко­торой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб со­ставляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории про­изводственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» опре­деляет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения по­следствий для жизнедеятельности человека от природного или техно­генного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС доста­точно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

^ Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо матери­альный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минималь­ных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

^ Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо наруше­ны условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

^ Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн ми­нимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

^ Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день воз­никновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие фак­торы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, ко­торая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизне­деятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факто­ры риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

К угрозам информационной безопасности общества относятся:

1) неисполнение требований закона;

2) дезорганизация и разрушение накопления и сохранения информации;

3) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур;

4) активизация различного рода религиозных сект.

Деятельность сект содержит в себе контроль сознания своих членов, который включает:

1) контроль поведения;

2) контроль мышления;

3) контроль информации;

4) контроль эмоций;

5) снижение духовной нравственности, творческого потенциала населения России;

6) увеличение оттока специалистов за рубеж;

7) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации);

8) нарушение правил в области функционирования информационной системы;

9) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности:

Воздействие на парольные ключи системы;

Использование несертифицированных информационных технологий.

Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности РФ:

Нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

Недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;

Распространение дезинформации о политике РФ, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

Деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности РФ в сфере внутренней политики являются:

Создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

Активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

81. Понятие и виды правонарушений в информационной сфере.

82. Уголовная ответственность за совершение информационных преступлений.

Уголовная ответственность в этой сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается <*>.


Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств <*>.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифицированных состава предусматривают две ее формы: умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасных последствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления. Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, не исключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ.

Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16-летнего возраста (ст. 20 УК) <*>.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Предусмотренное ст. 140 УК преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными <*>. Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды <*>.

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и недолжностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. В данной статье не конкретизируется характер той информации (документов, материалов), которая должна быть предоставлена Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, таким образом, можно сделать вывод, что требуемая этими органами информация (отчеты, справки, материалы проверок и т.п.) может касаться различных вопросов, решение которых входит в компетенцию запрашиваемых органов. Что же касается запрашиваемых органов, то в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. "О Счетной палате РФ" все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности <*>.

Кроме того, совершение указанных действий в отношении комитетов и комиссий палат Федерального Собрания либо в отношении отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или аудиторов Счетной палаты также образуют состав преступления <*>.

Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

83. Понятие компьютерных преступлений и особенности борьбы с ними.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Опасные изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы и биосферы по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

2. РСЧС состоит из:
республиканских и областных подсистем
региональных и местных подсистем
краевых и областных подсистем
территориальных и функциональных подсистем
все ответы верны

3. К угрозам государственной безопасности относятся:
угроза американо-иракского конфликта
угроза распространения СПИДа
угроза подъема уровня Мирового океана
угроза терроризма

4. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __ человек, при условии, что зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района:
20, но не более 90 человек
15, но не более 70 человек
30, но не более 100 человек
10, но не более 50 человек
нет верного ответа

5. Заблаговременный вывоз или вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации это:
принцип защиты населения
основной способ защиты населения
защитное мероприятие
средство защиты населения
все ответы верны

6. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше _________ при условии, что зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ:
100, но не более 500 человек
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
10 человек
нет верного ответа

7. К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __________ при условии, что зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ:
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
20, но не более 50 человек
10 человек
30 человек

8. Марлевую повязку для лучшей защиты органов дыхания от паров хлора нужно смачивать:
2% раствором питьевой соды
5% раствором уксусной или лимонной кислоты
слабым раствором марганцовки
любой жидкостью
растительным маслом

9. К защитным сооружениям ГО относятся: 1) убежища 5 классов, 2) ПРУ 3 классов, 3) погреба, подвалы и приспособленные жилые помещения, 4) специально оборудованные подземные переходы, метро, горные выработки, 5) леса, овраги, придорожные канавы.
1,2,3,4,5
только 1,2,3
только 4,5
только 1,2,3,4
нет верного ответа

10. Аварии, пожары, взрывы на предприятиях, транспорте и коммунально-энергетических сетях по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

11. К угрозам безопасности общества относятся:
угроза вторжения космических тел
угроза распространения туберкулеза
угроза наркомании подростков
угроза глобального потепления

12. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется:
Советом по безопасности
Президентом РФ
Правительством РФ
Советом по обороне

13. Основные способы защиты населения от ЧС: 1) локализация аварий, 2) оповещение населения, 3) обучение населения способам защиты, 4) эвакуация населения, 5) укрытие населения в защитных сооружениях, 6) ликвидация последствий, 7) использование индивидуальных средств защиты, 8) спасательные работы.
1,2,3,4,5,6,7,8
4,5,6,7,8
4,5,7
1,2,3
нет верного ответа

14. Чрезвычайная ситуация – это:
чрезвычайное положение на всей территории РФ
обстановка на определенной территории, которая может повлечь за собой человеческие жертвы и нарушение условий жизнедеятельности людей
наиболее экстремальное природное явление
чрезвычайное положение в отдельных местностях РФ
когда все очень плохо

15. Какие катастрофические явления считаются катастрофами в неинтерактивной системе?
землетрясения
извержение вулкана
социальный взрыв
развод в семье
сход снежной лавины

16. Угрозы в сфере экономики обусловлены (по «Концепции национальной безопасности»):
расслоением общества
сокращением ВВП
тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих
спадом рождаемости

17. Флаги катастроф в интерактивной системе:
неизбежность
глобальность
слабая предсказуемость
необходимость
непрерывность
макромодальность

18. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более ______ человек, при условии, что ЧС не выходит за пределы территории объекта:
10
30, но не более 100
15, но не более 30
20, но не более 50
500

С момента своего появления человечество живет в окружении разнообразных влияний и воздействий, не исключающих нанесение вреда. Реакция на эти влияния – естественная попытка недопущения возможного негативного воздействия. Проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума.

В античной философии безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением злой воли сверхъестественных сил.

Исключение составлял Демокрит. Он подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания. Именно потребность выживания, по мнению Демокрита, является причиной объединения людей и создания общества. При этом аспект безопасности выступает неотъемлемым атрибутом государства, задача которого – обеспечение общих интересов свободных граждан.

Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили и другие мыслители. Платон полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан должно базироваться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на принципе справедливого определения положения и занятости индивида в обществе по его способностям. Аристотель рассматривал проблему безопасности общества через наличие или отсутствие в нем среднего класса, который выполняет роль компенсатора возникающих противоречий между богатыми и бедными слоями населения. В целом, римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться только через право, регламентирующие все социально-экономические отношения в обществе.

В эпоху христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного проведения, как функция веры. Термин «безопасность был впервые официально употреблен в словаре Робера в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Принцип первичности духа и вторичности материи меняет античное понимание безопасности. Самосохранение личности и государства трансформируется в спасение и сохранение души. Реформации в христианской сфере способствовали выработки разных подходов к способам ее защиты:

– католицизм – военный подход (крестовые походы);

– протестантизм – методы индивидуальной экономической защищенности;

– православие – метод соборности, т.е. безопасность личности реализуется только в ее единстве с обществом (необходимость подчинения интересам общества вплоть до самопожертвования).

В последующий период истории понятие «безопасность» трактуется как ситуация спокойствия в результате отсутствия реальной опасности в материальной, политической и экономической сферах. Это представление отвечало тенденциям создания государственных систем и органов управления, ориентированных на достижение блага и благополучия в обществе.

В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из ярких сторонников этого течения выступал английский ученый Т.Гоббс . Он отталкивался от посыла, что люди равны от природы по физическим и умственным способностям, а, следовательно, они обладают и равными естественными правами. Естественные права характеризуется «отсутствием собственности и точного разграничения между моим и твоим». Каждый человек, стремясь осуществить свое естественное право, не считается с естественными правами других, в результате чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения – война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной формы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность. Т. Гоббс идентифицировал понятия «государственной безопасности» как неизбежность борьбы каждой из стран против остальных, требующей от национального государства усилий по сохранению внутреннего мира, защите жизни и собственности людей от внешней опасности.

Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого – Д. Локка . Локк считал, что естественное состояние не означает полное бесправие и постоянную вражду одних людей против других, а характеризуется естественной свободой и равенством. Личная свобода и частная собственность создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило ученому сформулировать утверждение: причина перехода от естественного права к гражданскому обществу – не война всех против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность.

Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д.Дидро, К.Гельвецкий, П.Гольбах). Разделяя теорию общественного договора, они полагали, что люди вступали в общественную жизнь, отказывались от части свободы, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью.

Классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности. Однако трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления. Марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий – защищенность общества от внешних и внутренних воздействий.

Войны и революции ХХ века выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике и науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является итальянский мыслитель В.Парето . В первой четверти ХХ века он охарактеризовал безопасность общества как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства , зависящих от определенных внутренних и внешних параметров.

Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф, политических и экономических трансформаций поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества.

Эволюция представлений о вопросе безопасности личности и общества создала предпосылки для формирования современного категориального аппарата.

1. Понятия «опасность» и «безопасность» раскрывают разнополярное состояние любой экономической системы (человеческого индивида или сообществ, которые он создает). Это состояние определяется:

– действующими условиями существования (функционирования) и развития системы (т.е. состоянием внешней и внутренней среды объекта исследования);

– результатами деятельности самой системы, которые укрепляют или ослабляют ее позиции, уровень конкурентоспособности.

Опасность – это отношение адаптационных возможностей исследуемой системы к силе воздействия среды. Вся жизнедеятельность экономической системы любого уровня характеризуется постоянно меняющимися источниками воздействия и силой их проявления.

Безопасность – это ноль по шкале опасности. Это идеальная ситуация полного соответствия сил экономической системы и среды воздействий. Это момент динамического равновесия их потенциалов. Все атаки на экономическую систему гасятся или отражаются.

Взаимодействие экономической системы со средой является объективным процессом ее жизнеобеспечения. Именно извне экономический игрок присваивает производственные ресурсы и вовне отчуждает произведенную продукцию.

2. Состояние безопасности в современных условиях хозяйствования практически недостижимый идеал для экономического субъекта любого уровня. Это обусловлено тем, что внешняя среда любого экономического субъекта является крайне неопределенной.

Неопределенность – это характеристика внешней среды, которая динамична и неподконтрольна экономической системе. Современный уровень неопределенности крайне высок, он определяется:

– разнообразием экономических игроков;

– разнонаправленностью их интересов;

– техническими возможностями скорости принятия ими решений и их реализации.

Решая задачу достижения безопасного состояния своего функционирования и развития, экономическая система любого уровня нацелена на изучение внешней среды, на постепенный перевод неопределенности в определенность путем ее измерения и оценивания.

3. К внешним источникам опасного или безопасного состояния системы относят угрозы и возможности внешней среды:

– угроза– фиксируемые экономической системой экзогенные (внешние) факторы потенциально негативного действия (создающих опасность интересам системы).

– возможность– фиксируемые экономической системой экзогенные факторы, потенциально положительного действия (создающих безопасность интересам системы).

Для выявления и систематизации факторов внешней среды зачастую используют следующие признаки деления:

А). По масштабам вероятных отрицательных последствий:

– международные(глобальные и региональные в плане регионов мира);

– национальные, локальные(региональные в плане регионов страны);

– частные(предприятия, семьи, индивида).

Б). По сфере человеческой деятельности:

– политические;

– экономические;

– социальные;

– правовые;

– научно-технические;

– информационные;

– демографические и др.

В). По природе возникновения

– объективные, возникающие независимо от воли и сознания людей;

– субъективные, возникающие в результате сознательной деятельности человека.

Г). По вероятности реализации

– реальные;

– потенциальные.

Д). По характеру проявления

– явные и скрытые (теневые);

– чрезвычайные и типовые (наиболее часто проявляющиеся);

– прямые и косвенные.

С точки зрения эволюционного подхода шоковые воздействия среды выполняют функцию экономического отбора. Они вызывают адаптивные реакции конкурентоспособных игроков и стимулируют их к повышению своих производственных возможностей и систем защиты.

4. Вероятностный характер проявления негативных воздействий внешней среды на экономическую систему породил использование в терминологическом обороте понятия:

риск – вероятность генезиса (развития) угрозы в качестве события, влекущего за собой появления ущерба, и требующего в дальнейшем его возмещения.

Оценка выделенной системы угроз и уровней их рисков, позволяет экономической системе любого уровня прогнозировать и планировать свое функционирование и развитие на различные по срокам временные периоды.

Обычно переходу угрозы в негативное по своим последствиям событие предшествует вызов .

вызов – это комплекс действий одного или группы внешних игроков (по отношению к экономической системе), направленных на усиление напряженности между экономической системой и внешней средой.

5. Взаимодействие фирмы со средой осуществляется двумя основными способами – защита и нападение, – чередование которых определяется соотношением сил данных систем.

нападение – организованная акция внешних субъектов по созданию угроз экономическому игроку. Функция нападения присуща экономическим игрокам в связи с необходимостью реализации потребности в своем развитии.

защита – организованная реакция экономического субъекта на возникшие угрозы. Функция защиты неотъемлемо присуща деятельности любой экономического игрока в связи с необходимостью реализации потребности в безопасности.

Экономический субъект подобно воину – нападает для расширения подконтрольной ему среды и выставляет средства защиты для удержания новых территорий.

6. К внутренним источникам опасного или безопасного состояния системы относят факторы, порождаемые самой системой (слабые и сильные стороны):

– баланс между потенциалом системы и процессом функционирования;

– выбор направления развития экономической системы и приложения имеющегося потенциала (стратегия);

– результаты функционирования системы (конкурентные позиции).