Система законодательной власти в рф. Система государственного управления. Общая характеристика верхней палаты

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlement используется для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 г.). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 г. Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Парламент - высший представительный и законодательный орган государства. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, сто эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.

Современный парламент - это государственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти.

На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы:

  • соотношение политических и социальных сил в обществе,
  • уровень правовой культуры,
  • традиции,
  • зарубежный опыт,
  • различные субъективные факторы.

Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Структура парламента

Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако могут быть и исключения. Так, в Южно-Африканской Республике парламент был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. В 1970-х гг. в союзной скупщине Югославии число палат доходило до шести.

Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой была представлена буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества.

Как правило, государства с федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т. д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Основными элементами внутренней организации парламентов являются:

  • руководящие органы;
  • парламентские комиссии (комитеты);
  • парламентские объединения депутатов.

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и членом партии (от фракционного большинства). В руководящие органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения ка - ких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.

Выборы (назначение) председателя комиссии (комитета) могут осуществляться: самими членами комиссии (комитета), исходя из принципа старшинства, председателем палаты.

Члены парламента (парламентарии) называются они в разных странах по-разному. Например, в Великобритании членами парламента называются только члены Палаты общин. В США конгрессменами называются только члены Палаты представителей. Во многих странах депутатами называются только члены низших палат. Членов верхних палат чаще называют сенаторами.

Правовой статус парламентариев большинства стран мира определяется конституциями государств и специальными законами, регламентом парламента и правовыми обычаями. Важнейшая обязанность каждого парламентария - представлять в главном представительном и законодательном органе интересы своих избирателей, встречаться с ними, выслушивать их наказы, содействовать их реализации.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность. Довольно распространенной является практика, когда депутаты после выхода на заслуженный отдых получают повышенную пенсию. Срок полномочий депутата определяется Конституцией.

Депутаты всех парламентов имеют ряд прав:

  • право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на заседаниях парламента и ее органов, в состав которых они входят;
  • выбирать и быть избранным в парламентские органы,
  • предлагать вопросы для их рассмотрения, вносить проекты законов, постановлений, других актов, поправки к ним;
  • обращаться с запросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос докладчикам,
  • выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки и т. д.

Каждый депутат практически всех современных парламентов имеет две важнейшие привилегии:

1. Депутатский иммунитет или парламентская неприкосновенность - запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности. Депутат пользуется неприкосновенностью только во время действия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенности только парламентом, членом которого является. Исключение, как правило, делается в том случае, если депутат был арестован на месте преступления.

2. Депутатский индемнитет - запрещение преследования депутатов за все действия, совершенные ими при исполнении депутатских обязанностей. Никто не имеет права привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.

Депутат парламента имеет определенные обязанности:

  • участвовать в законотворческом процессе;
  • выражать и защищать законные интересы государства, общества и избирателей;
  • присутствовать и принимать участие в заседаниях парламента и его органов, выполнять их поручения;
  • соблюдать Регламент парламента и иные нормативные акты, которые определяют порядок его деятельности.

В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Члены парламента не могут быть одновременно членом правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года. Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и закапчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва. Их срок полномочий может быть продлен только в случае войны. Депутаты могут быть отозваны по основаниям, предусмотренным законодательством.

Порядок формирования парламента во многом зависит от его структуры. Если главный представительный и законодательный орган страны - однопалатный, то он избирается, как правило, прямым и тайным голосованием всего населения государства. Если парламент двухпалатный, то одна его палата, чаще всего - нижняя - также избирается всем населением. Верхние палаты могут избираться всеми гражданами страны. Но чаще всего непрямыми многоступенчатыми или косвенными выборами.

Порядок роспуска парламентов определяется Конституцией и представляет собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых и каким органом возможен роспуск парламента. Основные случаи, предусмотренные законами многих государств: невозможность формирования правительства или избрания президента страны, выражения парламентом вотума недоверия правительству, не утверждение программы правительства, непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета и др.

Функции парламента

Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ:

Правотворческая, законодательная функция - это основная функция парламента. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом;

Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства. Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. Задача представительной власти - выражение мнения и интересов избравшего ее народа. Парламент - это единственный официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом;

Идеологическая функция - идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов;

Властная функция - принятие конкретных политических и управленческих решений, осуществление выбора альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем;

Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причем в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется;

Финансово-бюджетная функция парламента - парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. От него зависят практически вес стороны жизни современного государства;

Функция контроля за деятельностью исполнительной власти осуществляется при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц.

Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля,

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т. д.) полномочиями.

Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, где представители различных слоев общества, политических партий, правительство, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их. Если этого не происходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угрозой. Он требует открытой политической дискуссии;

Функция легитимации. Парламент выступает как важнейший институт легитимации политической власти. Современный парламент как организация и система институтов осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует;

Вынесение импичмента президенту и некоторым должностным лицам. Согласно Конституции, Парламенту или одной из его палат предоставлено право выдвигать против президента обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. После проведения соответствующего расследования и при наличии оснований Парламент двумя третями голосов от его полного состава может принять решение о смещении президента с должности.

Законодательная деятельность парламента следует рассматривать через стадии законодательного процесса, который можно представить следующим образом:

  • законодательная инициатива,
  • обсуждение законопроекта,
  • принятие законопроекта,
  • промульгация - утверждение и опубликование закона.

Законодательная инициатива - это право внесения законопроектов.

в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение.

Право законодательной инициативы может принадлежать Президенту, депутатам, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве определенным Конституцией. Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта.

Прежде чем быть окончательно принятым, законопроект может пройти несколько стадий обсуждения, каждая из которых именуется чтением. После его принятия нижней палатой, он поступает в верхнюю. Законопроект в первом чтении принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава депутатов. После принятия законопроекта в первом чтении он передается на доработку и устанавливаются сроки для представления проекта ко второму чтению. Между первым и вторым чтением законопроект может быть вынесен на народное обсуждение.

При рассмотрении проекта закона во втором чтении голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям законопроекта. Если по нему не имеется замечаний и предложений, то он может быть принят в целом и отправлен на обсуждение в верхнюю палату.

В случае его принятия обеими палатами законопроект поступает на подпись главе государства. Если Президент его не возвращает на протяжении двух недель, закон считается подписанным. Наступает стадия промульгации.

Президент может подписать его в десятидневный срок или наложить вето, т. с. отвергнуть. В случае своего несогласия с текстом будущего закона он возвращает его со своими возражениями в парламент. Однако палаты парламента могут преодолеть вето президента, если в каждой из них законопроект будет повторно одобрен квалифицированным большинством голосов. Голосование проводится по закону в целом. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов обеих палат.

Закон после преодоления парламентом возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

Главное назначение законодательной власти - создать право в форме законов, обязательных для всех граждан. Законодательную власть в демократическом гос-ве должны осуществлять представители народа.

В статье 10 Конст РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Гос-во организуется и функционирует правовым способом: гос органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть

Законодательная власть занимает главенствующее положение в государстве, поскольку она определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти путем принятия актов высшей юридической силы (законов)

Единственным представительным и законодательным органом РФ - Фед-ное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Фед-го Собрания - Гос-ная Дума - призвана представлять интересы населения РФ в целом. Действующая Конституция исходит из принципа самоорганизации палат Федерального Собрания. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте. Палаты в основном заседают раздельно Гос-ная Дума состоит из 450 депутатов.

Главные функции парламента: 1. представление многонационального народа РФ с учетом федеративного устройства государства 2. осуществлении законодательной деятельности на федеральном уровне

Деятельность парламента основывается на принципах

  • - независимость от других органов гос власти;
  • - невмешательство в работу других органов гос власти
  • - взаимодействие с другими органами гос власти в рамках компетенции.

Помимо этих вопросов Парламент (обе палаты решают вопросы общей компетенции) - финансы, оборона и безопасность, международная политика.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе РФ 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

Полномочия СФ: - утверждает изменяет границы м/ду субъектами; - утверждает указ През-та о введении военного или чрезвычайного положения; - решает вопрос об использовании ВС за пределами страны; - назначает выборы президента; - смещает През-та с должности в порядке импичмента; назначает судей Верховного, Конст, Высшего арбитражного судов.; -назначает и смещает Генерального прокурора; - назначает и смещает зам председателя счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Органы законодательной власти - это Фед Собрание РФ, народные собрания, госу-ные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народами никаким другим путем формироваться не могут

Представительные органы местного самоуправления - собрание представителей, которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п. Они избираются непосредственно городским, сельским населением.

Представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов органов субъектов РФ. Они также оказывают содействие федеральным органам государственной власти и субъектов РФ, расположенным на их территории, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.

Справочно: Система сдержек и противовесов

Законодательный орган - Фед-ное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос-ной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполн-ной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ (утверждает кандидатуры, назначает на должности судей ВС, КС, ВАС РФ, Ген прокурора, предсклателя Сч Пал, дача согласия През-ту на назнач-е Премьера…).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции

Законодательная власть – власть, которая призвана на создание законов в государстве. В основном законодательная власть принадлежит отдельному органу государственной системы. Обычно законодательные органы принято называть – парламент.

Власть в России разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную - это три функции по которым осуществляется деятельность законодательства в РФ. В принципе все 3 функции указаны и в конституции, так как понимание этих трех ветвей имеет значение для того, чтобы понять государственную власть.

Такое управление политикой выработано за много лет практики демократическими государствами. Суть управления властью и политической демократической страной может осуществляться при условии разделение этих трех функций управляющими властями между внутренними государственными органами.

Есть три основные функции деятельности государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна наблюдаться отдельно соответствующим органом государственные власти. Соединять между собой функции в деятельности одного государственного органа невозможно, так как это непроизвольно создаст в стране диктаторский политический режим.

Как государство пополняет с помощью функций деятельности власти

Исследование сущности экономической целесообразности налоговых сборов в казну государства, определило, что одна из функций государственной власти – законодательная разработала – , которое базируется на трех основных составляющих:

Принципах, согласно которым осуществляется;

Методах, с помощью которых обеспечивается реализация этих принципов;

Непосредственно присущих ему функциях.

Принципы преференциального налогообложения должны базироваться на классических принципах налогообложения, предложенных еще А. Смитом (1723 - 1790). Учитывая современные тенденции функционирования налоговых систем, целесообразно определить пять основных принципов:

а) научности - преференциальное налогообложение должно формироваться на основании научно-логических исследований;

б) оптимальности - использование оптимальных моделей в разработке преференций;

в) выгоды - применение преференциального налогообложения не должно уменьшать ни , ни ущемлять интересы налогоплательщиков, а его реализация должна осуществляться при минимальных административных расходах;

г) прогнозируемости - введение налоговых преференций и их использование должно основываться на прогнозных моделях развития;

д) рациональности - целесообразность назначения налоговых преференций должна быть обоснована.

На практике преференциальное налогообложение осуществляют, используя определенные методы и способы воздействия на налогоплательщиков:

1. Экономические методы - это методы воздействия на налогоплательщиков путем использования экономических инструментов.

Экономические методы можно сгруппировать по способам их осуществления:

а) льготный способ - реализация налоговых преференций путем предоставления льгот;
б) без льготный способ - предоставление налоговых преференций без применения льгот.

2. Административные методы - методы воздействия на налогоплательщиков через издание постановлений, приказов и распоряжений исполнительной власти.

3. Правовые методы - внедрение и реализацию налоговых преференций осуществляют в пределах законодательно определенной базы;

4. Социально-психологические - использование передовых достижений психологии и педагогики для мотивации налогоплательщика к рациональному использованию налоговых преференций.

Кроме того, для совершенства механизма, можно обозначить ряд функций, присущих преференциальному налогообложению, которые имеют непосредственное влияние на налогоплательщика:

а) стимулирующая - предусматривает стимулирование субъектов хозяйствования к активизации их деятельности, внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности;

б) стабилизационная (поддерживающая) - заключается в реализации преференциальных мер, направленных на поддержку налогоплательщиков, задействованных в малом бизнесе, а также определенных категорий граждан, определенных действующим законодательством.

Осуществляя общую характеристику и экономическую оценку преференциального налогообложения, обратим внимание на все возможные источники возникновения и способы реализации налоговых преференций, что является причиной их эффективного проявления. Обычно такими причинами должны были бы выступать потребности субъектов хозяйствования и государства. Однако часто налоговые преференции назначаются под давлением заинтересованных лиц или соответствующих групп лиц «лоббистскими» методами.


Функционирование налоговых преференций на практике характеризуется определенными положительными и отрицательными чертами, которые следует учитывать, разрабатывая механизмы реализации каждой из них.

Следовательно, заметим, что применение тех или иных преференций требует их детального изучения и учета положительных и отрицательных сторон реализации. При введении налоговых преференций для прогнозирования реальных социальных и экономических эффектов нужно максимально учитывать все преимущества и недостатки. Ведь только в таком случае налоговые преференции могут осуществлять эффективное влияние на внедрение механизмов преференциального налогообложения.

Итак, преференциальное налогообложение - это сложный и противоречивый инструмент осуществления налоговой политики государства, который требует детального изучения и осуществления экономической оценки его реализации.

Коррупция, основанная на интересе к законодательной власти

"Государственный интерес" необходим для того, чтобы проиллюстрировать сущность такого концепта, как коррупция. По мнению К. Фридриха, модель политической коррупции существует, когда тот, кто имеет власть, делает определенные вещи: например, лицо, что занимает государственную должность, получает денежные или другие вознаграждения, предоставленные ему нелегально, его склоняют произвести действия в ответ - как услугу тому, кто предоставил вознаграждение, тем же нанося вред государственным и собственным интересам.

Концепция государственного интереса поддавалась широкой интерпретации, и было согласовано, что суждение относительно того, было действие коррупционным или нет, определяется на основе позиции наблюдателя. Д. Ловенштейн отмечал, что действия, которые осуществляются для удовлетворения желаний высших правительственных чиновников, могут противоречить государственному интересу без самостоятельного влияния на государственную политику. А. Рогов и Х. Ласвел тоже характеризовали коррупцию как поведение, что отклоняется от публичных интересов.

В частности, по мнению К. Фридриха, политическая коррупция является разновидностью поведения, что отклоняется от нормы, которая является общепринятой или считается общепринятой в определенном контексте, например политическом. Такое девиантное поведение ассоциируется с особенной мотивацией, в частности частной выгодой во вред государству. Независимо от того, была ли мотивация, особенное значение имеет частная выгода, которая вредит государственным интересам.

Такая выгода может выражаться в денежном эквиваленте, и в глазах общественности так обычно и есть, но она может приобретать и другие формы. Это может быть быстрое продвижение по службе, приказ, награды, выгода, которая может быть не личной, но касаться семьи или другой группы.


Модель коррупции может существовать при условии наличия того, у кого власть и кто ею злоупотребляет; кто является функционально ответственным или занимает государственную должность. И, ожидая будущие финансовые или другие вознаграждения, например, выгодную работу, склонный к действиям, которые приносят пользу тому, кто предоставляет вознаграждение, и вредят группе или организации, к которой принадлежит функционер, например правительству

.
К. Фридрих предоставлял преимущество идентификации политической коррупции скорее не как использованию государственной власти для частной выгоды, продвижения по службе, престижа или выгоды для определенного общественного класса, группы, а как тому, что представляет нарушение закона или стандартов высокой морали; эти нарушения являются определенным видом общественного вреда. Однако типичной является выгода коррупционера и того, на чью пользу коррумпируют, и потери других сторон, втянутых в эту ситуацию.

Основания для вмешательства государственной власти – польза и влияние

Общественные блага, внешние эффекты, естественная и потребность в социальном страховании наделяют правительство распределительными функциями, которые являются важным способом, с помощью которого правительство влияет на экономику для достижения социальной эффективности. Например, теория второго оптимума предусматривает, что если условия оптимальности, вообще говоря, не выполняются, то не следует думать, что попытка произвести любое из отклонений от оптимальности улучшит общественное состояние.

Оптимум, полученный в результате компенсации любого сбоя в функционировании рынка, характеризуется полностью новым набором предельных условий, которые могут в значительной степени отличаться от тех, которые определяют абсолютный оптимум. Более того, чтобы сдвинуть экономику в направлении этого нового оптимума, правительство должно использовать налоги, субсидии, регулятивные функции и т. д., которые сами по себе вносят искривление в систему. Политика правительства, следовательно, должна выбирать между неэффективностью, которая связана со сбоями в функционировании рынка и неэффективностью, которая связана с компенсационной политикой и расходами на ее осуществление. Планирование такой политики является основной проблемой, которая появляется перед государственными деятелями, которые определяют роль правительства во влиянии на распределение ресурсов.

Существует Парето-оптимум, что связан с каждым начальным распределением собственности на факторы производства. Результирующее распределение доходов и общественного уровня жизни отражает начальное распределение капитала и способностей. Если такое распределение неприемлемо, то общество санкционирует перераспределительные мероприятия. Пока существуют частные организации, которые могут влиять на перераспределение, без вмешательства правительственной власти, то объем координированного перераспределения достаточно умерен. И все же все еще возникают сложные проблемы. Прогрессивное налогообложение и денежные трансферты являются наиболее прямыми перераспределительными инструментами, которые используются государством. Однако, и другие мероприятия политики или же целеустремленно носят перераспределительный характер, или же опосредствовано приводят к перераспределению. Предоставление государством медицинского обслуживания, образования, жилья и других социальных услуг являет собой стержень перераспределительной политики. Следует сказать, что существуют проблемы определения объема перераспределения, которое происходит через услуги, которые предоставляются правительством. Возникает также вопрос о том, должно ли правительство предоставлять эти блага и услуги непосредственно, или обеспечивать надбавки к доходу и давать возможность людям самим покупать столько, сколько они хотят на рынке.

Правительство может влиять на распределение доходов и общественной жизни с помощью и других способов. В частности, регулирующие действия, такие, как защита прав потребителя, антимонопольное законодательство и правила техники безопасности - много из которых оправдывают ссылками на проблемы, связанные с сбором, распространением и интерпретацией информации, трудностями в организации коллективных действий и расходами на установление и внедрение минимальных стандартов, - имеют распределительное значение. Как и с политикой, направленной на улучшение распределения ресурсов, мероприятия, которые направлены на достижение распределительных целей, приводят к потерям эффективности. Соответственно, существует компромисс между равномерным распределением и эффективностью, что предусматривает ограничение перераспределения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей , присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

    Федеральное собрание.

    Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

    Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) }