Государственное экологическое управление: система и полномочия органов государственного экологического управления общей компетенции, функции. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды Система и полн

Все органы управления можно разделить на 2 вида:

· осуществляющие общее управление;

· специальные органы для управления.

Органы общего управления.

ОГВ, осуществляющий общее управление на федеральном уровне – Правительство РФ. В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.

Полномочия правительства в сфере ООС определены в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:

· Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области ООС и обеспечения экологической безопасности;

· организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов и регулированию природопользования.

На уровне субъектов общее управление в сфере ООС осуществляют соответствующие ОГВ субъектов общей компетенции.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных ОГВ субъектов РФ» в ст.21 устанавливает полномочия высшего исполнительного органа ГВ субъекта:

· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта;

· участвует в проведении единой государственной политики в области, среди прочего, экологии.

На местном уровне названную деятельность осуществляют ОМСУ, которые наделены полномочиями по решению многих вопросов, связанных с экологией ФЗ «Об общих принципах организации МСУ».

Специальные исполнительные органы

· Министерство природы РФ – центральное место занимает

· Федеральная служба (ФС) по гидрометеорологии и мониторингу ОС

· ФС по надзору в сфере природопользования

· Федеральное агентство (ФА) водных ресурсов

· ФА по недропользованию

· Министерство здравоохранения и социального развития

· ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

· Министерство сельского хозяйства

· ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору

· ФС государственной регистрации, кадастра и картографии

· ФА лесного хозяйства

· ФА по рыболовству

· Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Муниципальное экологическое управление.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

На местном уровне осуществляется ОМСУ.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся:

· организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения;

· организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

· озеленение территории;

· организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

· другие.

Вопросы местного значения муниципального района:

· организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

· организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

· другие.

Круг вопросов местного значения городского округа:

· организация водоснабжения населения, водоотведения

· организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

· организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· другие.

27. Экологическое планирование: понятие, виды, цели, порядок осуществления

Экологическое планирование – это планирование определенной группы мероприятий, направленных на восстановление ОС, сохранение, уменьшение негативного воздействия, а планирование хозяйственной деятельности должно осуществляться так, чтобы не создавать потенциальную опасность для ОС.

Деятельность по большей части не столько правовая, сколько организационная. Полномочия в сфере планирования есть и у РФ, и у субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Плановая документация (2 вида):

· доктрины, концепции, основы экологической политики. На сегодняшний момент в 2002 году утверждена экологическая доктрина. Длинный и бессмысленный документ. Сейчас Министерство природных ресурсов и экологии разрабатывает новый документ «Основы экологической политики до 2030 года», с перспективой утверждения в Правительстве РФ, концепция и структуры размещены на сайте Министерства природных ресурсов и экологии. Принципиальных отличий от экологической доктрины нет, но он к нам более адаптирован.

· целевые экологические программы.

Ст.3 ФЗ «Об охране ОС» закрепляет принцип учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Ст.44 требует при планировании и застройке городских и сельских поселений соблюдения требований в области ООС, принимать меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановления природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Ст.55: при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст.69).

Планирование находит свое отражение в федеральных программах. Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных программ, предусмотрены в ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Программа социально-экономического развития РФ - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В нашем случае, в указанных программах должна быть также определена государственная политика в области ООС.

Планирование осуществляется посредством разработки и утверждения программ. Под эти программы предусматривается бюджетное финансирование.

Бюджет финансирует

· программы;

· деятельность органов, которые осуществляют свои полномочия на это финансирование осуществляют в том числе и мероприятия в сфере охраны окружающей среды.

До охраны окружающей среды, понятно, это финансирование органов государственной власти доходит, на самом деле, очень немного.

Исходя из Конституции РК и компетенции государственных органов наиболее значимы следующие вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности:

  • - определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны ОПС и обеспечение экологической безопасности;
  • - планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ;
  • - учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастров и осуществление их мониторинга;
  • - утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выброс вредных веществ и пр.;
  • - выдача разрешений на природопользование, сброс, захоронение вредных веществ;
  • - формирование и расходование экологических фондов.
  • - государственный экологический контроль и государственная экологическая экспертиза;
  • - решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств;
  • - привлечение к ответственности за правонарушения, предъявление исков в суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
  • - организация заповедного дела, ведение Красной книги, экологическое образование и воспитание;
  • - международное сотрудничество.

Государственное управление в сфере экологии есть исполнительно-распорядительная деятельность соответствующих государственных органов, которая направлена на обеспечение рационального природопользования и охраны природной среды.

Комплекс задач, стоящих перед государством в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, решается органами государственного управления обшей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Парламент, Правительство, местные представительные органы.

Органы представительной власти по своему назначению выполняют руководящую роль в охране природы и рациональном природопользовании. Так, Парламент Республики Казахстан занимается нормотворчеством, то есть законодательным выражением экологической политики государства, определяя основные направления деятельности исполнительной власти. Именно поэтому представительные органы власти не принимают непосредственного участия в правоприменительном процессе. Их цель -- создание экологического права, той правовой базы, которая обеспечила бы охрану окружающей природной среды и рациональное природопользование.

Центральное место в правоприменительном процессе принадлежит органам и должностным лицам исполнительной власти. Исполнительная власть представляет сложную и разветвленную систему. И именно в этой системе механизм применения экологического законодательства проявляет уровень своей эффективности. В республике наблюдается процесс укрепления исполнительной власти, поэтому роль Президента в механизме правоприменения чрезвычайно велика.

Полномочия Президента по управлению в области охраны природы достаточно широки. Он утверждает государственные программы, издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. На сегодняшний день с момента существования института президенства принято более ста указов и постановлений Президента по вопросам охраны природы и рациональному природопользованию.

В целях совершенствования структуры органов управления охраной окружающей природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан Президент постановил сформировать на республиканском, областном и районном уровнях единую вертикальную систему органов госуправления и контроля за сохранением и оздоровлением окружающей природной среды, воспроизводством и рациональным использованием природных ресурсов государства.

Пределы общей компетенции Правительства в области охраны природы и рационального природопользования определены в Конституции Республики Казахстан, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Конституционного закона, "О Правительстве" от 18 декабря 1995 года.

Деятельность Правительства связана с определением и решением наиболее важных общих мер и установлением основных направлений в данной области, разработкой и реализацией государственной экологической программы, определением экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов. Содержание этих правомочий составляет сущность государственных экологических мер. Большое значение в регулировании экологических отношений имеют нормативные акты, издаваемые Правительством Республики Казахстан.

Государственные органы специальной компетенции в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством либо отдельным принятым правительственным актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции.

По объему и характеру компетенции эти государственные органы подразделяются на три вида: межотраслевые, отраслевые, функциональные .

Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач. К ним относится Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан (МинООС). По выполняемым функциям министерство это имеет ряд особенностей. Первая из них -- комплексное выполнение контрольно-инспекционных функций. Другая особенность заключается в том, что МинООС относится к числу хозяйственных министерств, оно не ведает управлением использования природных ресурсов. Отсюда вытекает третья особенность -- функция государственного экологического контроля находится, как и должно быть, в отрыве от руководства эксплуатацией природных ресурсов.

Правовой статус министерства складывается из следующих функций: координационной, регулятивной, контрольно-инспекционной, разрешительной, информационной, международной. Координацией охраны природных объектов занимаются специально уполномоченные органы, а также все другие министерства и ведомства, связанные с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.

При регулировании природопользования МинООС утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, правила ведения хозяйственной деятельности, которая оказывает влияние на окружающую природную среду. Эти нормы и правила имеют обязательное юридическое значение для всех природопользователей, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Координация тесно связана с регулятивной функцией, в процессе которой МинООС издает нормативные акты по охране и рациональному использованию природной среды, обязательные для всех природоохранительных органов и природопользователей.

Контрольно-инспекционная деятельность министерства выполняется непосредственно его аппаратом или через территориальные органы. Сущность этой деятельности состоит в выдаче разрешений на пользование, в государственной экологической экспертизе, руководстве и ведении заповедного дела в республике.

Разновидностью контрольно-инспекционной функции министерства является разрешительная. В рамках этой функции и в пределах своей компетенции МинООС и его органы выдают разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ, их захоронение, пользование растительным и животным миром; определяют нормативы, лимиты, условия природопользования, разрабатывают стандарты, регламентирующие природоохранную деятельность.

Важное значение, в деятельности министерства, имеет информационная функция. Совместно с другими органами МинООС обеспечивает функционирование экологических информационных систем. МинООС обязано выдавать своевременную и правдивую информацию о состоянии окружающей среды и ее изменениях под воздействием хозяйственной деятельности. Министерству как головному органу комплексной охраны природной среды принадлежит ведущая роль в руководстве охраной природно-заповедного фонда, организации экологического образования и воспитания, развитии международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

К государственным органам специальной компетенции, осуществляющим отраслевые функции управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, относятся также органы государственного управления в сферах земельных отношений, охраны недропользования, водных ресурсов и сельского хозяйства.

Отраслевое управление в области охраны природы и, прежде всего, использования природных ресурсов строится в основном по признаку его объектов. Права и обязанности органов государства в области управления природными ресурсами определяются законодательными актами, а также положениями, утвержденными Правительством, которые регламентируют их деятельность. В своей деятельности эти органы обязаны придерживаться тех нормативных актов, которые издает МинООС, потому что они обязательны для всех природоохранных органов и природопользователей.

К функциональным органам относятся Министерство внутренних дел, Таможенный комитет, Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору. Эти органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов. Например, в составе государственных органов экологического управления и контроля особое место принадлежит Министерству внутренних дел, которое обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, силами вневедомственной милиции охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране окружающей природной среды. Таможенный комитет выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом сырья, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.

Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору в числе других задач, обусловленных его статусом, организует и осуществляет государственный горный надзор за соблюдением правил пользования недр, безопасного ведения работ, предупреждения и устранения их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяйство.

Управление в области охраны природы и использования природных ресурсов на региональных уровнях. Компетенция местных органов государственного управления включает в себя важные вопросы, влияющие на экологическую ситуацию области, района, города. Местные представительные органы Республики Казахстан имеют право утверждать обязательные правила, предусматривающие административную ответственность за их нарушения по охране и содержанию земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы; санитарной очистке территорий, содержанию и защите зеленых насаждений; застройке территории населенных пунктов. Данные правила являются экологическими, и за их нарушение по действующему законодательству предусмотрена административная ответственность. Правила, которые принимают маслихаты, не должны противоречить действующему законодательству.

Кроме того, применительно к окружающей среде можно обратиться к институту прав потребителей. Все мы потребляем воздух, воду и другие продукты среды. Их качество непосредственно влияет на абсолютные и неотчуждаемые права человека. Специфика данного института (прав потребителей) при соответствующем правовом, экологическом воспитании состоит в том, что в каждом из нас формируется ответственное отношение к среде обитания, условиям проживания. К тому же права потребителя имеют достаточно эффективные способы зашиты (внесудебные и судебные).

Функции регулирования использования природных ресурсов относятся к специально созданным для этих целей комитетам РК находящихся в разных министерствах: в Министерстве сельского хозяйства (МСХ РК) - Агентство по управлению земельными ресурсами, Комитет по водным ресурсам (Комводресурсы), Комитет лесного, охотничьего, рыбного хозяйства (Комлесохотрыбхоз);

Комитет геологии, охраны и использования недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

Агентство по гидрометеорологии и мониторингу природной среды МинООС РК имеет свою специфику: ее основная функция состоит в сборе и передаче информации о состоянии и изменениях в окружающей среде. Другая специфическая особенность Казгидромета в том, что он не имеет карательных функций: то есть не может наказывать отдельных граждан или предприятия и организации за загрязнение природной среды.

Департамент санитарно-эпидемиологической службы Комитета здравоохранения Республики Казахстан - выполняет ряд эколого-санитарных функций - разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы (СанПиН), ведет надзор за их выполнением, в частности в отношении атмосферного воздуха и воды.

Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС) - его основная функция состоит в принятии чрезвычайных мер по ликвидации последствий экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, авариями или катастрофами.

В отношении использования земельных ресурсов следует назвать Агентство по управлению земельными ресурсами. Он осуществляет следующие функции: ведет учет земель, государственный земельный кадастр, регулирует предоставление и изъятие земель, контролирует использование и охрану земель, руководит землеустроительной службой РК и решает иные вопросы.

Названные министерства и ведомства проводят свою работу через территориальные (административные или бассейновые) подразделения.

В составе государственных органов экологического управления и контроля особое место принадлежит МВД РК. По Положению о министерстве, другим нормативным документам МВД РК обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспорта, силами вневедомственной охраны охраняет особые природные объекты, ведет борьбу за соблюдением санитарных правил и других требований.

Многие министерства и ведомства выполняют свои специфические задачи, одновременно решая связанные с ними те или иные вопросы охраны природной среды.

В Парламенте РК действуют комитеты по природным ресурсам и природопользованию, по экологии и здравохранению.

Наличие перечисленных выше государственных органов, занимающихся различными вопросами природопользования и охраны окружающей среды, не исключает широкого участия общественности в решении этих проблем. Углубление экологического кризиса, развитие гласности и демократии послужили мощным импульсом развития экологического движения. Практика общественных экологических движений в РК выработала несколько организационных форм:

  • - добровольные общества и союзы,
  • - иные самодеятельные неправительственные организации (НПО), в том числе: клубы, патрули, дружины,
  • - коммерческие и частные организации по оказанию экологических услуг;
  • - зеленое движение: охватывает широкий круг вопросов от охраны природы до возрождения национальных и исторических ценностей

Экологические организации содействуют решению природоохранительных задач, пропагандируют соответствующие знания, решают вопросы экологического воспитания, образования и контроля. Они вправе обращаться с требованиями о прекращении экологически вредной деятельности и возмещении причиненного вреда в административные органы и суд. Закон обязывает государственные органы оказывать всемерное содействие деятельности экологических организаций и принимать необходимые меры по выполнению их предложений и законных требований.

К числу первых ᴏᴛʜᴏϲᴙтся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), кᴏᴛᴏᴩые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), кᴏᴛᴏᴩые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не будет главной, они решают и многие другие вопросы в пределах ϲʙᴏей компетенции.

Органы специальной компетенции - ϶ᴛᴏ государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в ϲʙᴏю очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государствен­ный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России)

МПР России будет федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в ϶ᴛᴏй сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Не стоит забывать, что важными функциями, кᴏᴛᴏᴩые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, будут установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами.

Госкомэкология России будет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Стоит сказать, для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в т.ч.:

Осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­грамм;

Принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды;

Организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;

Осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;

Согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;

Проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;

Проводить обязательную сертификацию на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие экологичес­ким требованиям;

Ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил;

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

В число органов специальной компетенции входят также некᴏᴛᴏᴩые орга­ны, кᴏᴛᴏᴩые выполняют исключительно отдельные функции в сфере экологического уп­равления. К примеру, Федеральный горный и промышленный надзор Рос­сии - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей сре­ды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управ­ления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 и по­ложениями о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Стоит сказать - положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), Стоит сказать - положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), Стоит сказать - положением о го­сударственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Прави­тельства РФ от 30 июня 1998 № 680), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контро­лю и регулированию использования объектов животного мира и среды их оби­тания» от 19 января 1998 г. и др.

В результате изучения главы бакалавр должен:

  • знать название законов и подзаконных актов, определяющих полномочия органов государственной власти общей и специальной компетенции; содержание экологических полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • уметь правильно определять орган публичной власти, наделенный полномочиями в области решения конкретных вопросов охраны окружающей среды; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие экологические полномочия органов публичной власти;
  • владеть навыками составления обращений в различные органы экологического управления.

Понятие и система органов экологического управления

Государственное управление является достаточно исследованной категорией в юридической литературе. При этом оно формулируется в широком и узком смыслах.

В широком смысле государственное управление определяется Д. П. Зеркиным и В. Г. Игнатовым как деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и в различных формах . Представителем науки административного права Ю. А. Тихомировым в более узком смысле под государственным управлением понимается вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть . В связи с появлением института местного самоуправления, в науке стало упоминаться муниципальное управление.

Следовательно, общепризнанным является (в том числе применительно к вопросам охраны окружающей среды) существование двух видов управления – государственного и муниципального.

Вместе с тем в юридической литературе последних лет все чаще упоминаются и иные его виды – "общественное", "производственное" и "отраслевое (ведомственное)" управление.

На наш взгляд, общественное управление в рассматриваемом контексте не имеет правового характера по причине отсутствия у общественных объединений возможности реализации внешних властных функций. Общественные объединения могут осуществлять только "экологически значимую деятельность" либо "участвовать в обеспечении экологического правопорядка" (например, посредством сообщения соответствующим государственным органам о совершении экологических правонарушений, осуществления общественной экологической экспертизы). Применительно к производственному экологическому управлению следует отметить, что речь тут может идти не о реализации функции управления, а лишь об обязанности соблюдения определенных законодательных предписаний по охране окружающей среды.

Под управлением в области охраны окружающей среды (экологическим управлением) следует понимать исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленную на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человека и природы для обеспечения благоприятного качества окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и интересов физических и юридических лиц.

В силу особых субъектов его реализации, специфических форм и методов осуществления, экологическое управление является понятием более узким по сравнению с понятием природоохранная деятельность (охрана окружающей среды). Последняя осуществляется не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и иными субъектами (общественными и иными некоммерческими объединениями, юридическими и физическими лицами).

Управленческая деятельность в области охраны окружающей среды осуществляется исключительно органами государственной власти и местного самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера со всеми вытекающими отсюда последствиями (подчинение своей воле от лица государства, вплоть до применения мер государственного принуждения).

Природоохранные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления – это нормативно закрепленный комплекс прав и обязанностей этих органов по реализации экологической функции государства.

Пункты "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции относят охрану окружающей среды, особо охраняемые природные территории, а также законодательство об охране окружающей среды к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Смысл совместного ведения сводится к невозможности решения в одностороннем порядке только федеральным центром или только субъектами РФ вопросов, составляющих сто предмет. В ч. 2 ст. 76 Конституции указывается, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. На основе этих конституционных положений развивается законодательство РФ и ее субъектов, регулирующее вопросы природоохранной деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Законы субъектов РФ принимаются либо после принятия соответствующего федерального закона, либо в опережающем порядке. Признание за субъектами РФ права принимать законы по предметам совместного ведения и собственным предметам ведения направлено на совершенствование правового регулирования экологических отношений в субъектах РФ, что выражается в возможности учитывать их интересы и особенности природно-климатического (географического), экономического, этнографического, исторического и иного характера. Однако, в любом случае, в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции законы (и иные нормативные правовые акты) субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

Говоря о разграничении полномочий федерального уровня и уровня субъектов РФ, следует иметь в виду и такую реальность сегодняшнего дня, как формирование субфедерального управленческого уровня в результате создания федеральных округов, представленного территориальными подразделениями ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных определенными полномочиями по охране окружающей среды.

Наряду с этим сохраняется субрегиональный принцип управления использованием и охраной водных объектов и водных биоресурсов (бассейновый принцип), а также управления особо охраняемыми природными территориями, расположенными на территории двух и более субъектов РФ (например, это курортный регион Кавказских Минеральных Вод, расположенный на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики).

Под муниципальным экологическим управлением следует понимать деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий в границах соответствующего муниципального образования.

Реализуя экологическую функцию, органы местного самоуправления продолжают общее государственное дело охраны окружающей среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям, что позволяет существенно повысить эффективность природоохранной деятельности. Поэтому можно говорить о реализации органами местного самоуправления собственных природоохранных полномочий, а также о реализации ими переданных государственных экологических функций (при наделении таковыми в установленном порядке).

  • См.: Зеркин Д. П. Основы теории государственного управления. Ростов н/Д, 2000. С. 48.
  • См.: Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 45.
  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.

    В настоящее время система органов государ­ства, осуществляющих функции в сфере приро­допользования и охраны окружающей природ­ной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы ор­ганов государственного экологического управле­ния - органы общей и специальной компетенции.

    К числу первых относятся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), которые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

    Органы специальной компетенции - это государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

    К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государствен­ный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

    МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, являются установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами.

    Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:

    Осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­грамм;

    Принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды;

    Организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;

    Осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;

    Согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;

    Проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;

    Проводить обязательную сертификацию на соответствие экологичес­ким требованиям;

    Ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил;

    Рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

    Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

    Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

    В число органов специальной компетенции входят также некоторые орга­ны, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического уп­равления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор Рос­сии - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей сре­ды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

    Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управ­ления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 и по­ложениями о соответствующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), Положением о го­сударственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Прави­тельства РФ от 30 июня 1998 № 680), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контро­лю и регулированию использования объектов животного мира и среды их оби­тания» от 19 января 1998 г. и др.