Сущность и функциональное назначение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Общая характеристика

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека.

Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены. Согласно Конституции РФ Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Решение об отставке Правительства может также принять Президент. Государственная Дума, в свою очередь, может большинством голосов выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент либо принимает решение об отставке Правительства, либо не соглашается с мнением Государственной Думы. После повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент или принимает решение о его отставке, или распускает Государственную Думу.

Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.

Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Положения Конституции РФ о системе судов развиты и конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Из Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральными судами являются:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные апелляционные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ (состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов других субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; дает толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

Являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Районный (городской) суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Следственный комитет проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является высшим органом исполнительной власти в РФ?

2. Каков состав Правительства РФ? Как оно формируется?

3. Как осуществляется правосудие в России?

4. Какие суды входят в систему судебной власти РФ?

5. Что входит в компетенцию Конституционного Суда РФ?

6. Какова компетенция Верховного Суда РФ?

7. Какова сфера полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ?

8. Какие функции выполняют Прокуратура РФ, Следственный комитет?

Исследуем документы и материалы

Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий; обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав: в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права: правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность (С. Алексеев, правовед).

Темы для проектов и рефератов

1. Независимость судебной власти: миф или реальность?

2. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

Обсуждаем, спорим

1. Смогут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

2. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора Коллектив авторов

Исполнительная власть Таблица 21

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации 1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

56. Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти В федеративных республиках законодательным органом является национальный конгресс. Чаще всего национальный конгресс состоит из палаты депутатов и сената.Члены палаты депутатов избираются сроком на 4 года на

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Тема 16 Исполнительная власть

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых,

автора Автор неизвестен

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии Парламент ФРГ фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней – Бундесрата. Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть Таблица

Из книги автора

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функцииРазличными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая

Из книги автора

Из книги автора

Государственное управление и исполнительная власть Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)

Из книги автора

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть? Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой

Из книги автора

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть Согласно гл. 6 Конституции, РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Деятельность Правительства РФ, его основные функции и его состав регламентируются Конституцией РФ и Федеральным

законодательной власти Сущность состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.

Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;

Законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.

Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.

Судебная система РФ состоит из трех ветвей:

Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;

Суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;

Арбитражные суды.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА РФ

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т. п.), в которых он насчитывает достаточно длительную историю и обширную историю практической деятельности. В то же время несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего молодого государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из“вечных”. Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов.

Совет безопасности РФ – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ формируется Президентом в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности». К числу постоянных членов СБ относятся Президент РФ, являющийся по должности председателем СБ, Председатель Правительства РФ. В состав СБ входят министры иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководители специальных служб, а также председатели палат Федерального Собрания РФ.

Основными задачами СБ являются:

– определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

– разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

– разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений и оценка их эффективности;

– совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества, государства и др.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания СБ, создаются межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией; по конституционной безопасности; по безопасности в сфере экономики; по военной безопасности, а также межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств. В этих же целях при СБ действует Научный совет из председателей РАН, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководителей организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, образовательных учреждений высшего профессионального образования, видных ученых и специалистов.

СБ – совещательный орган. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем СБ – Президентом РФ. Решения СБ по важнейшим вопросам оформляются указами Президента.

Конституционный суд

Особое место конституционного суда в судебной системе определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. К принципам конституционного судопроизводства относят: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, равноправие сторон и принцип законности.

Судьёй конституционного суда может быть гражданин РФ достигший ко дню назначения не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Назначение на должность осуществляется советом федерации. Судьи конституционного суда не вправе осуществлять защиту и представительство в суде, судья не может принадлежать полит.партии, не вправе публично высказывать своё мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения, а так же который принят к рассмотрению конституционным судом, до принятия решения по этому вопросу, не в праве заниматься предпринимательской деятельностью. Конституционный суд состоит из 2 палат, общее количество судей 19.

Конституционный суд полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел: 1. о соответствии конституции РФ нормативных актов органов гос.власти и договоров между ними. 2. по спорам о компетенции: между федеральными органами исполнительной власти, между высшими гос.органами власти субъектов РФ. 3. о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.4. о даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституция РФ определила право самостоятельно устанавливать свою систему органов гос.власти и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ включает: контроль за соответствием правовых актов субъектов РФ их конституциями, а также за конституционностью договоров РФ с иными субъектами, включая международный договоры, официальное толкование конституции или уставов субъектов РФ.

Деятельность констит.судов субъектов РФ оказывает влияние на укрепление институтов гос.власти и местного самоуправления, на защиту прав и свобод человека и гражданина в целях укрепления законности и правопорядка

Верховный Суд Российской Федерации:

  • является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции;
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

  1. Пленума Верховного суда Российской Федерации;
  2. Президиума Верховного суда Российской Федерации;
  3. Кассационной коллегии (с 1 января 2012 года подлежит преобразованию в Апелляционную);
  4. Судебной коллегии по гражданским делам;
  5. Судебной коллегии по уголовным делам;
  6. Судебной коллегии по административным делам;
  7. Военной коллегии.

Федера́льное собра́ние - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума и Государственный совет) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогда государства[источник?].

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

  1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
  2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
  3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Госуда́рственная ду́ма - нижняя палата Федерального собрания- парламента Российской Федерации.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий 2 - 5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет

Порядок формирования государственной думы - выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  2. заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  4. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
  5. назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  6. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  7. объявление амнистии;
  8. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Советник Президента РФ - должность в Администрации Президента России, введенная Президентом Б. Н. Ельциным 19 июля 1991 г. Положением о советнике Президента Российской Федерации, утвержденным распоряжением Президента от 25 сентября 1992 г. № 542-рп (признано утратившим силу Указом Президента от 28 июня 2005 г. № 736) определено, что советник Президента Российской Федерации - это лицо, уполномоченное Президентом Российской Федерации оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности.

Число советников Президента определяется Президентом России.

Указом Президента от 6 мая 1992 г. № 465 должность Государственного советника Российской Федерации преобразована в должность советника Президента Российской Федерации.

  1. подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесённым к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;
  2. обеспечивают по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
  3. исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Предметы ведения РФ - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:

  1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  4. гражданство в РФ;
  5. регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  6. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  7. формирование федеральных органов государственной власти;
  8. федеральная государственная собственность и управление ею;
  9. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  10. установление правовых основ единого рынка;
  11. федеральные фонды регионального развития;
  12. федеральный бюджет;
  13. федеральные налоги и сборы;
  14. федеральные энергетические системы;
  15. вопросы войны и мира;
  16. оборона и безопасность;
  17. оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ - сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации.

Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов урегулированы ст. 72 Конституции РФ. К ней относится: обеспечение соответствия законов и иных актов субъектов Российской Конституции, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита семьи и материнства, детства, социальной защиты. Традиционно относятся к совместному ведению Федерации и ее членов защита среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, природопользование, охрана окружающей среды, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов местного самоуправления.

Вопросы ведения самих субъектов РФ определяются по принципу: «все, что не запрещено, то разрешено», т.е. все, что не относится к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов.

Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

Используя предоставленные Конституцией РФ право, к 2000 году 46 субъектов РФ заключили договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта в сфере совместного ведения.

Конституц статус Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

^ Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.

В качестве главы государства выступают:

  • наследственный монарх
  • выборный президент

Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

  1. узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);
  1. коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период - Албания, Болгария, Венгрия, Польша).

В Швейцарии существует Федеральный совет - коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю - регенту или регентскому совету.

^ В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).

Формирование правительства - правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий руководство гос. управлением.

Он возглавляет административную или исполнительно - распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся гос. аппарат, вооруженные силы, финансы гос-ва, иностранные дела. В его состав входит возглавляющий правительство премьер-министр. Под руководством премьера работают министры. Приправительстве создается орган управления делами правительства. Управляющий делами правительства в странах тоталитарного социализма нередко имеет ранг министра.

В странах запада премьер назначается как правило главой гос-ва или парламентом, или по его представлению. Способ образования правительства зависит от формы правления.

В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент.После каждых выборов и вслучае если парламент был распущен досрочно правительство формируется заново, даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы президента не влекут за собой создания нового правительства. В ряде стран установлен определенный возраст для членов правительства.

Депута́т - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ

Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

1) Уходит сам;

2) не справляется с обязанностями;

3) занимается коммерческой деят

4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства;

5) приговор суда-судимость

6) ограничение дееспособности

8) призвали в армию

9) досрочного прекращения в порядке роспуска.

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Гос. Регулирование образования и науки - Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование: гарантируются общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. На основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. 3266–I «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучении в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В РФ установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Под получением гражданином образования понимается достижение и поддержание им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Государственная безопасность , - одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью не верно, так как первое является понятием менее широким. Национальная безопасность включает в себя понятие государственной безопасности. Государство не является синонимом понятия нация. Государство это, всего лишь, административный аппарат, средство достижения национальных интересов. Не всегда угроза государству может составлять непосредственную угрозу нации. Государство может погибнуть, но нация останется. Примером тому служит судьба Российской империи и Советского Союза.

Обеспечение государственной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

  • ДЕМОКРАТИЯ. ОЛИГАРХИЯ. ПОЛИТИЯ. ТИРАНИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
  • Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

  • Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В современный период практика воплощения идеи разграничения ветвей власти обращает внимание не на их количество, а на то, чтобы эти ветви вместе достигали единой цели. Каждому органу или системе органов по своей специфике отводится та или иная функция. Таким образом, выделились законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Что же представляют собой эти ветви в отдельности?

    Законодательная власть представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. «Законодательная власть - право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие общий характер, т.е. устанавливать правила, основы общественно-значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов и учреждений, общественных объединений». Законодательная власть - представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Также она делегированная и коллегиальная. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. В функции законодательных органов входит непосредственно издание законов, а также утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов.

    Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, имеющим обобщённое название «парламент». Как правило, это единственный общегосударственный орган, но не всегда. В тех странах, где парламента нет (Саудовская Аравия, Оман и др.) законы (низамы) издаёт монарх. А в некоторых странах, напротив, множество законодательных органов. Так было и в СССР до 1936г.

    Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителями исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент). Б.С. Крылов, ссылаясь на труд Ш. Монтескье «О духе законов», отмечал: «...законодательный орган, во-первых, должен состоять не только из выборных представителей, народа, но и включать также "знатных", которые занимают свое место в законодательном органе по праву наследования; во-вторых, законодательная власть не должна иметь права останавливать действие исполнительной власти»

    В отличие от законодательной власти, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» - «служить для»; «ministrare» -- глагол, производный от «ministris» -- «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» -- «минус»). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит впасть. «Но бывает и так, что исполнительная ветвь власти наделяется прерогативой контроля над деятельностью законодательной ветви».

    «С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть - это власть по выполнению законов, по реализации их в жизни любыми законными мерами, включая принуждение».

    Исполнительная власть всегда находится в центре общественной жизни. Поводов для этого много, ибо на исполнительную власть приходится основной объём работы по управлению государственными делами, и с ними нелегко справиться. Существенные признаки исполнительной власти -- это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений.

    Для чего нужна исполнительная власть? Во-первых, для осуществления государственного управления и регулирования. Во-вторых, для обеспечения прав и интересов граждан. В-третьих, для оперативного решения государственных дел. В-четвертых, для исполнения законов. «Исполнительная власть есть объективная необходимость, без неё не может функционировать государство». Но стоит отметить, что она тяготеет к обособленности, иногда к авторитаризму, что порой приводит к разрастанию бюрократического аппарата и коррупции.

    Судебная власть - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Как разновидность государственной власти включает в себя систему судебных органов, статус судей, принципы правосудия, виды судопроизводства. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, осуществляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. «Власть суда имеет конкретный характер. Но она не изолирована от других ветвей, ведь суд применяет законы, а исполнительная власть осуществляет его решения».

    Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, «держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор». Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. «Судебная власть, таким образом, - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве». Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции.

    Положение суда в обществе противоречиво. С одной стороны, он обладает большими полномочиями и его власть велика. А с другой - это сравнительно слабая власть. Она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как законодательная, не имеет таких силовых механизмов как исполнительная. Сила этой власти заключается в признании её гражданами, в их доверии и в честности выносимых судьями решений, т.е. целиком зависит от субъективных факторов.

    Можно сделать вывод, что ветви власти формируются по-разному, а органы, осуществляющие власть, имеют свою компетенцию. Каждая ветвь власти несёт ответственность за свою деятельность и не несёт ответственности за деятельность других ветвей. Но при этом они могут взаимно контролировать друг друга. Именно такому контролю нужно уделять особое внимание, так как при его отсутствии существует возможность узурпации власти одной из ветвей, тирании, деспотии и прочих неблагоприятных для государства и общества последствий. Говоря о воплощении принципа разделения властей на практике, многие ученые связывают его непосредственно с системой сдержек и противовесов, когда ветви власти несут ответственность самостоятельно каждая за свою деятельность, но наделяются полномочиями правового контроля по отношению друг к другу. Они разделены не только организационно, но и формально и полностью независимы друг от друга. Ни одна из ветвей на практике не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что позволяет не допускать узурпацию власти той или иной ветвью. Например, в Соединенных Штатах Америки такая модель вот уже 200 лет обеспечивает особую устойчивость конституционной системы и демократии. Она характерна и для многих других государств.

    Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

    С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

    Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

    Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента, т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
    В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
    В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России . Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."



    К органами законодательной власти
    - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;
    - органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

    К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
    - Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;
    - Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
    - Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

    К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
    - Конституционный Суд Российской Федерации;
    - Верховный Суд Российской Федерации;
    - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;
    - районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

    Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

    1. На протяжении всей истории существования и применения принципа разделения властей на первом плане неизменно стояла проблема оптимального соотношения законодательной и исполнительной власти. Суть ее всегда сводилась и сводится не только и даже не столько к “рациональному” распределению сфер деятельности, сколько к “сбалансированному” установлению их полномочий по отношению друг к другу, обществу и государству, к законодательному закреплению организационно-правовых форм их взаимосвязи и взаимодействия, к определению путей и средств взаимного влияния законодательной и исполнительной властей друг на друга.
    Данная проблема является традиционно актуальной не только для западных, имеющих опыт применения принципа разделения властей и в этом смысле более искушенных," государств. В равной мере она является весьма актуальной и для постсоветской России. Об этом свидетельствует как довольно бурная практика “выяснения отношений” между законодательной и исполнительной властью России в последнее десятилетие с использованием весьма широкого круга средств воздействия друг на друга (расстрел Белого дома, попытки импичмента бывшего президента, выражения недоверия правительству и т.п.), так и сохраняющаяся напряженность в отношениях между этими властями, несмотря на “про- кремлевский” характер нынешней Государственной Думы.
    Об актуальности проблемы “конструктивного” сотрудничества и соответствующего характера взаимоотношений законодательной и исполнительной властей для современной России говорит также многое другое, в частности, то повышенное внимание, которое уделяется данной тематике в научной литературе за последние годы.
    При этом, рассматривая проблему взаимоотношения законодательной и исполнительной властей в современной России, авторы в одних случаях акцентируют внимание на необходимости проведения более четкого “водораздела” между ними, который должен проходить “в области соотношения двух элементов - решения и исполнения”.
    В других случаях они, исходя из опыта исторического развития России и реалий сегодняшнего дня, в плане “осуществления дальнейшей демократизации государственно-правовых преобразований” указывают на необходимость установления “более четких пределов исполнительной власти в системе сдержек и противовесов”.
    В третьих же случаях исследователи просто констатируют, что “проблема взаимоотношений законодательной и исполнительной власти” является “одной из проблем государственного строительства в условиях конституционного становления России” и что “в практике построения новой российской государственности она оценивается как основополагающая”.
    Однако в какой бы форме не реагировали те или иные авторы (в основном специалисты по конституционному праву) на проблему взаимосвязи и взаимодействия законодательной и исполнительной властей в современной России, вполне очевидным является то, что данная проблема остается актуальной не только для западных государств, но и для постсоветской России.
    1. В законодательном порядке принцип разделения властей, сердцевину которого составляет не только собственно разделение, но и одновременное установление системы сдержек и противовесов законодательной и исполнительной власти, в России был признан, как известно, в конце 80-х - начале 90-х годов.
    Конституция РФ 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
    Согласно Конституции, законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).
    Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110).
    Судебная власть осуществляется “посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства” (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие. "
    Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, “самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства” (ст. I Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”).
    Верховный Суд РФ является “высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции” (ст. 126 Конституции РФ).
    Высший Арбитражный Суд РФ выступает как высший судебный орган “по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами” (ст. 127 Конституции РФ).
    В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.
    Согласно Конституции РФ, Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также “прав и свобод человека и гражданина”. В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обеспечивает “согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти” (ст. 80 Конституции РФ).
    В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении.
    Согласно Конституции Президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они являются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями.
    Наиболее отчетливо характер этих полномочий и функций проявляется, в частности, в том, что согласно ст. 32 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федера- цим” Президент России “в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации”.
    Кроме того исполнительно-распорядительный характер полномочий и функций Президента проявляется также в том, что согласно ст. 7 Таможенного кодекса Российской Федерации он совместно с Правительством осуществляет “общее руководство таможенным делом”; в соответствии с законом “О чрезвычайном положении” своим указом при необходимости вводит чрезвычайное положение на всей территории страны или “в ее отдельных местностях”; согласно закону “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” Президент России назначает на должность и освобождает от должности “руководителя антимонопольного органа”; и др.
    1. Из всего сказанного следует, что, являясь главой государства, Президент одновременно фактически в ряде случаев выполняет функции и главы правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, поистине “суперпрезидентскую” власть.
    Означает ли это, что в формально-юридическом, конституционном смысле Президент России как глава государства стоит по своему статусу не только над исполнительно-распорядительными, но и над законодательными и судебными органами? Нет, не означает.
    " Конституция РФ в связи с этим особо оговаривает, например, что в своей деятельности при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами. В Основном Законе страны особо подчеркивается, что “указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам” (ч. 3 ст. 80, ч. 3 ст. 90).
    Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что “в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон” (п. 5 ст. 3).
    Из всего этого следует, что если указы Президента как главы государства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.
    Аналогично обстоят дела не только с законодательной властью и осуществляющими ее высшими органами, но и с судебной властью и реализующими ее органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что “судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом” и что “судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону” (ч. 3 ст. 118, ч. 1 ст. 120).
    В формально-юридическом плане это означает, что судебная власть, так же как и законодательная, является самостоятельной ветвью власти по отношению к исполнительной власти. По отношению друг к другу они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.
    При этом следует особо отметить, что носителем исполнительной власти, как представляется, является не.только правительство и все иные “чисто” административные органы, но и институт президентства, а также все создаваемые им официальные структуры (полномочные представители Президента в федеральных округах и др.).
    Разумеется, что в данном случае речь идет не о формальноюридической, а о фактической стороне вопроса, точнее - об их несовпадении. Ибо в формально-юридическом плане президент не является в прямом смысле главой правительства и носителем исполнительной власти, йо фактически институт президентства функционирует как таковой.
    1. Определяя природу и характер президентской власти, исследователи не выражают единодушия по данному вопросу. Так, одни авторы прямо исходят из того, что “Президент выступает главой исполнительной власти, из чего следует, что его полномочия и компетенция должны быть определены соответствующим образом”. Другие считают, что “Президент России, по сути, не входит ни в одну из трех ветвей власти” и что в этом заключается одна из особенностей российской системы разделения властей. При этом поясняется, что Президент как глава государства “обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти”.
    Наконец, третья группа авторов исходит из того, что Президент России должен являться формально и фактически одновременно главой государства и правительства и что “в условиях правового государства он не может стоять над другими ветвями власти”.
    Наряду с названными, существуют и иные подходы и нюансы в оценке и определении характера президентской власти в России. Однако при этом все четче проявляется в теории и на практике тенденция рассмотрения президентской власти не только и даже не столько как ветви власти, стоящей над другими ветвями власти, сколько как неотъемлемой части исполнительной власти. Для этого, как представляется, есть не только все необходимые основания, но и полный резон. -
    Речь идет прежде всего о том, что президентская власть обладает всеми теми же родовыми признаками, что и обычная исполнительная власть. Среди них: а) относительно самостоятельный характер этой ветви власти, тесно связанной с остальными ветвями власти; б) преимущественно правоприменительный характер исполнительной власти, имеющей, однако, при этом свои особенности. Суть их заключается в том, что в отличие, например, от правоприменительной деятельности суда, который занимается ею “преимущественно в негативных случаях”, когда нарушается законодательство и возникает необходимость в судебном принуждении или судебной охране, правоприменительная деятельность органов исполнительной власти носит в основном позитивный характер, обусловленный исполнением требований закона “в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п.”; в) субъективное выражение исполнительной власти, олицетворение ее в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией; и др.
    Обладая основными признаками исполнительной власти, президентская власть при этом выступает как центральное звено и именно в таком качестве она соотносится со всеми остальными государственными властями. .
    В этом смысле президентская власть не является некой совершенно новой, по сравнению с традиционными для теории разделения властей, властью. В целом на уровне общей концепции, допускающей определенные отступления от сложившихся канонов определения ветвей власти и их классификации, она “вписывается” в сложившуюся триаду законодательной, исполнительной и судебной властей.
    1. В этом отношении довольно спорными представляются бытующие в научной литературе утверждения о том, что «наличие института главы государства по определению противоречит принципу разделения властей по вертикали, ставшему с конца XTVI11 века “священной коровой” либерального конституционализма». В силу этого, по мнению авторов, разделяющих данный взгляд, конституции, в которых декларируется “параллельное существование разделения властей и института главы государства - полностью или частично фиктивны - либо в отношении реальности существования разделения властей, либо в определении характера высшей должности в государстве”.
    То, что многие конституции, фиксирующие разделение властей и пост главы государства, включая Конституцию РФ 1993 г., фиктивны “полностью или частично”, не подлежит сомнению. С одной оговоркой - что их фиктивность обусловливается не только и даже не столько формальным характером теории разделения властей, сколько многими другими факторами.
    Что же касается утверждения о том, что институт главы государства противоречит принципу разделения властей, то в под- тверхсдение данного воззрения требуются весьма серьезные аргументы. Исходя же из российских государственно-правовых реалий и характера действий, осуществляемых институтом президентства, оснований для сомнения в том, что данный институт является носителем исполнительной власти вместе с правительством и некоторыми другими аналогичными по характеру своей деятельности институтами, нет.
    1. Иной вопрос - каков уровень концентрации этой власти и каково ее соотношение с другими государственными властями: уравновешивают ли они друг друга, опираясь,на систему сдержек и противовесов, или же, наоборот, одна власть становится доминирующей над другими ветвями власти.
    Применительно к России, как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
    В особенности это касается законодательной и исполнительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.
    Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
    В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом наложения вето на принимаемые законы (ст. 84, 107).
    Согласно Конституции РФ, законодательная власть имеет определенные рычаги обратного воздействия (“сдерживания”) на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству РФ (п. “б” ч. 1 ст. 103), право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента на решение вопроса об отстранении его от должности и др.
    Данные и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную и оказывают определенное “сдерживающее” по отношению к ней воздействие. Однако по своей силе они заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти на законодательную.
    Кроме того, некоторые средства сдерживания исполнительной власти со стороны законодательной в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.
    В качестве примера можно сослаться на ст. 103 Конституции РФ, которая предоставляет Государственной Думе в качестве одного из средств влияния законодательной власти на исполнительную право давать (или не давать) согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, а также право решать вопрос о доверии Правительству. Это право, помимо того что является относительным, имеет еще одну, негативную по отношению к законодательной власти грань.
    А именно, в связи с выражением недоверия Правительству или в связи с отказом Государственной Думы утвердить предлагаемую Президентом кандидатуру Председателя Правительства может возникнуть вопрос о дальнейшем существовании самой Думы в данном составе.
    Так, в соответствии с Конституцией, в случае выражения Думой недоверия Правительству и несогласия с этим решением Президента Дума вправе повторно выразить в течение трех месяцев свое прежнее мнение о Правительстве. Однако в данном случае она рискует быть распущенной Президентом, если он сочтет невозможным объявить отставку Правительства (ч. 3 ст. 117).
    Государственная Дума может быть распущена Президентом и в другом случае. А именно, если она трижды отклонит представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).
    Таким образом, право законодательной власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председателя Правительства, так же как и право на выражение недоверия Правительству как средство влияния на исполнительную власть, является весьма относительным и довольно легко нейтрализуемым со стороны исполнительной власти.
    Это, равно как и многое другое из “суперпрезидентских” прерогатив, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти.
    Причем, как показывает практика, речь идет не только о факте доминирования исполнительной власти в настоящем, но и о тенденции ее еще большего усиления в будущем. Об этом свидетельствуют, в частности, предпринимаемые начиная с 2000 г. Президентом РФ меры по реформированию Совета Федерации, имеющие своей фактической целью, с одной стороны, ослабление власти и влияния верхней палаты парламента страны и местной “элиты” (“местных баронов”) на федеральную и исполнительную власть, а с другой - усиление за счет этого всей системы исполнительной власти.
    О тенденции еще большего укрепления и доминирования исполнительной власти свидетельствует также создание в 2000 г. в России семи Федеральных округов и, соответственно, семи институтов полномочных представителей Президента в Федеральных округах. Об этой же тенденции свидетельствует и рост масштабов так называемого указного правотворчества - системы правовых норм, образуемых с помощью указов Президента, которое, как справедливо отмечали авторы, хотя и представляет собой “сравнительно новое явление в правовом пространстве России”, тем не менее оно “порой оказывает решающее влияние на различные стороны общественной жизни”.
    1. Отслеживая тенденцию усиления исполнительной власти в России за последнее десятилетие, исследователи, занимающиеся данной проблемой, весьма неоднозначно относятся к данному процессу.
    Так, одни авторы довольно настороженно относятся к данной тенденции, памятуя, очевидно, о том, что, как свидетельствует история, во многих странах мира, включая Россию, именно исполнительная власть, а не законодательная, а тем более - судебная, приводила к тоталитаризму, авторитаризму и прочим, им подобным “измам”. Вполне понятно и оправданно в связи с этим звучат их призывы и предложения о необходимости установления строгих правовых ограничений исполнительной власти в рамках системы сдержек и противовесов, строгой реализации принципа разделения властей в современной Российской Федерации. Вполне логичны и естественны их рассуждения о необходимости установления в России строгого парламентского контроля над различными сторонами деятельности исполнительной власти по образу и подобию парламентского контроля, существующего в разных странах.
    Другие авторы более умеренно, в своем роде даже по-философски относятся к процессу усиления исполнительной власти в современной России, считая, что “возрастание активности исполнительной власти - это закономерный процесс, и в нем значительная роль отводится делегированному законодательству”. Что же касается усиления такой стороны деятельности исполнительной власти в России, как нормотворческая, то, по их мнению, “тяготение исполнительной власти к нормотворчеству имеет основания вполне объективного характера: обилие актов непрямого действия, и требующих дополнительной регламентации; проявление пассивности законодателя”. Однако при этом, оговариваются авторы, в процессе такого рода деятельности исполнительной власти должен закрепляться и соблюдаться “принцип подзаконное™ исполнительной власти”. А кроме того необходимо учитывать, что “главным средством исполнения должно служить не нормотворчество, а основанное на законе распорядительство, т.е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм”.
    Наконец, третья группа авторов, оценивая процесс усиления исполнительной власти в России и рассматривая его как некий вполне естественный и неизбежный процесс, подходит к его рассмотрению с позиций апологетизма. Это проявляется, в частности, в рассуждениях о том, что прежняя “юридическая трактовка” принципа разделения властей, согласно которой каждая из основных, трех ветвей власти занимается только своим видом деятельности, на современном этапе развития общества и государства “претерпела некоторые изменения”, в результате которых в ряде стран в настоящее время “фактически законодательствует исполнительная, так называемая регламентарная власть: президент, правительство, министры”, а не собственно законодательная.
    Элементы апологетизма косвенно проявляются также в суждениях типа: разделение властей - не является панацеей от “всех бед командно-административной системы”; “концепция разделения властей не распространяется на все структуры государственной власти, а относится только к высшим уровням государственной пирамиды”; “на местном уровне полезно руководствоваться обратным принципом”; и т.п.
    В переводе на язык российской политической практики по добного рода суждения означают фактическое оправдание сложившейся системы доминирования в центре и, особенно, “на местах” исполнительной власти над всеми другими властными структурами, превентивная защита ее от возможных изменений, в том числе и с помощью внедрения принципа разделения властей. Говоря о месте и роли исполнительной власти в России вообще, и о тенденции повышения за последние годы ее значимости в частности, не следует, как представляется, впадать в крайности в процессе оценки данного феномена. Не следует, с одной стороны, опираясь на негативный исторический опыт функционирования исполнительной власти в разных странах, только на этом основании уже делать упреждающий вывод о наступлении авторитаризма в современной России, об установлении очередной политической диктатуры и т.п.
    А с другой стороны, не следует заниматься идеализацией исполнительной власти современной России, а тем более - ее апологетикой. Ни тот, ни другой подход к оценке роли и характера исполнительной власти в стране, а также - к оценке ее отношений с законодательной властью, не даст и не может дать адекватного о ней представления.
    Адекватность оценки может быть достигнута лишь при условии объективного подхода к рассмотрению исполнительной власти России и характера ее отношений (в форме-доминирования) с законодательной властью. А это с неизбежностью предполагает всесторонний учет не только внутренних особенностей самой исполнительной власти и ее носителей (уровень профессионализма чиновников, их численный состав, структура исполнительной власти, уровень ее эффективности и коррумпированности, социальная ориентированность ее деятельности, и т.п.), но и внешних, оказывающих непосредственное влияние на процесс функционирования исполнительной власти, факторов.
    Среди них следует назвать такие, как: чрезвычайно огромные масштабы деятельности исполнительной власти на территории всей России; чрезмерная сложность экономической, социальнополитической и иных сфер жизни российского общества в переходный период; профессиональная слабость российского парламента и законодательных собраний субъектов Российской Федерации; дефицит в стране масштабных, широко мыслящих и высокообразованных государственных деятелей, и др.
    Учет данных и иных им подобных факторов позволит глубже понять не только характер исполнительной власти на современном этапе, но и причины и особенности форм доминирования ее в отношениях с законодательной властью.