Заседание представительного органа муниципального образования не может. Представительный орган муниципального образования. Постоянные и временные комиссии

Порядок формирования

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район , городской округ).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Исключительная компетенция

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Финансирование деятельности

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Досрочное прекращение полномочий

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Правовые акты и литература

  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (официальная публикация)

Аппарат представительного органа. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 41) предусматривает наделение представительного органа правами юридического лица . Это требует создания механизма "освоения" новых полномочий представительного органа муниципального образования. Поэтому нередко вопросы обеспечения деятельности представительного органа возлагаются на его аппарат.

Аппарат представительного органа создается для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности представительного органа, оказания помощи комиссиям (комитетам) и депутатам. Представительный орган муниципального образования самостоятельно решает вопросы о его структуре и численности его сотрудников в пределах утвержденных в местном бюджете средств на содержание представительного органа.

Председатель представительного органа

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.

В случае если глава муниципального образования является главой местной администрации, организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава. В этом случае председатель представительного органа, как правило, избирается данным органом из числа депутатов путем тайного голосования большинством от установленной численности депутатов на срок полномочий представительного органа.

Представительный орган вправе избрать из своего состава иных должностных лиц.

Председатель и иные должностные лица представительного органа подотчетны данному органу и могут быть освобождены от должности путем тайного голосования на заседании представительного органа, как правило, большинством от установленной численности депутатов.

Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности этого органа.

Как правило, председатель представительного органа муниципального образования:

  1. осуществляет руководство подготовкой заседаний представительного органа и вопросов, выносимых на рассмотрение представительного органа;
  2. ведет заседания представительного органа, ведает внутренним распорядком представительного органа;
  3. представляет представительный орган в отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти , гражданами и организациями;
  4. созывает заседания представительного органа, доводит до сведения депутатов время их проведения, а также проект повестки дня;
  5. осуществляет общее руководство работой аппарата представительного органа; в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата представительного органа; налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, решает вопросы об их поощрении;
  6. координирует деятельность комитетов (комиссий) представительного органа;
  7. подписывает протоколы заседаний и другие документы представительного органа;
  8. осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят нормативный правовой акт , противоречащий Конституции Российской Федерации , федеральным конституционным законам , федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случаях:

  • принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как правило, с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов численностью не менее половины от установленного числа депутатов представительного органа путем подачи письменного заявления. Заявление подписывается каждым из указанных депутатов. Решение о самороспуске обычно принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа;
  • вступления в силу решения соответственно Верховного суда республики , края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  • преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. ч. 3, 4 - 7 ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в случае упразднения муниципального образования;
  • утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по рассмотренному нами выше второму варианту, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муници-пального образования (табл. 2.3).
Таблица 2.3\r\nЧисленность населения Численность депутатов, не менее\r\nМенее 1000 1\r\nОт 1000 до 10 тыс. 10\r\nОт 10 тыс. до 30 тыс. 15\r\nОт 30 тыс. до 100 тыс. 20\r\nОт 100 тыс. до 500 тыс. 25\r\nСвыше 500 тыс. 35\r\nЕсли численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Так, законом Московской области от 30 марта 2005 г. установлена численность советов депутатов поселений по 36 муниципальным районам области. В Раменском районе среди городских поселений наибольшая численность - 20 депутатов в г. Раменское, наименьшая среди сельских поселений - 10 депутатов. В масштабе области наибольшая численность в городском поселении Мытищи - 27 депутатов.
Представительный орган муниципального района может формироваться по одному из двух вариантов:
состоять из глав входящих в него поселений и депутатов представительных органов, избираемых этими представительными органами из своего состава по норме представительства независимо от численности населения поселения;
избираться на муниципальных выборах. При этом число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 установленной численности представительного органа муниципального района.
По первому варианту представительный орган формируется, если такое решение поддерживается представительными органами не менее чем 2/3 поселений муниципального района. В иных случаях он формируется по второму варианту. Порядок формирования представительного органа закрепляется в уставе муниципального района.
Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, что обусловливает наличие минимально необходимого собственного аппарата, обеспечивающего его работу, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 установленной численности депутатов.
Деятельность представительного органа муниципального образования организует глава муниципального образования, а если он является главой местной администрации, - то председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава.
В исключительной компетенции представительного органа находятся:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Исключительные полномочия представительного органа охватывают вопросы стратегии и развития муниципального образования, бюджетной политики, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:
принятия закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования;
самороспуска;
решения суда о неправомочности состава представительного органа;
преобразования муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоян-ной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов из установленной численности представительного органа, а при численности менее 10 человек - один депутат.
Депутаты должны защищать интересы голосовавших за них и против, представлять программу какой-либо партии или могут получить свободный мандат, т.е. руководствоваться лишь законом и своей совестью.
По дееспособности представительного органа принято судить о развитии местной демократии. Определяющая роль представительного органа соответствует теории самоуправления, согласно которой в самоуправляющейся организации объект и субъект управления должен совпадать. Таким субъектом - объектом является население муниципального образования.
В системе власти, действующей в СССР, депутат получал от избирателей наказ, который подкреплялся партийным решением и реализовывался через исполнительную власть. Руководители всех рангов и депутаты были членами одной партии. Теперь за депутатом нет политической силы, способной влиять на исполнительную власть, если он член не правящей партии. Если у власти находится СПС, то она может и не продвигать запрос депутата от КПРФ. Решение простых вопросов жизнеобеспечения зависит от расстановки политических сил.
Начиная с указа Президента РФ (1993 г.), Закона о местном самоуправлении (1995 г.) роль представительного органа понижается Сложилась система, где приоритет имеет исполнительная власть,
JTO позволяет главам районов уходить от контроля, подминать под себя представительную власть, что противоречит Европейской хар- гии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 г.

Еще по теме Представительный орган поселения.:

  1. Содействие органов внутренних дел избирательным комиссиям в обеспечении законности при организации и проведении выборов
  2. § 2.2. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и органов местного самоуправления
  3. 2.4. Органы местного самоуправления в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  4. § 2.1. Парламентская ассоциация как форма ассоциативного сотрудничества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  5. § 3.3. Участие муниципальных образований в ассоциативных формах сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  6. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
  8. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению законности в муниципальном образовании
  9. §2. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и особенности ее осуществления.
  10. §1. Организационно-правовые меры по улучшению муниципального правотворческого процесса.
  11. § 1. Изменение территориальной организации местного самоуправления в рамках муниципальной реформы 2014-2016 гг. (на примере городских округов)
  12. § 2. Трансформация принципа выборности органов и должностных лиц местного самоуправления
  13. § 2.2. Методика проведения проверок исполнения законодательства об отходах в органах местного самоуправления, территориальных отделах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, хозяйствующими субъектами
  14. § 1. Право государственной и муниципальной собственности на землю в черте поселений

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

1. Общая характеристика ПО МО;

2. Компетенция ПО МО;

3. Правовой статус депутата ПО МО.

Общая характеристика ПО МО

Численный состав ПО устанавливается ФЗ №131 при минимальной численности от 7 до 35 депутатов (больше можно – меньше нельзя) с учетом численности населения, проживающего в соответствующем МО.

ПО МР по закону не может быть менее 15 депутатов.

Численность ПО внутригородской территории города федерального значения не может быть менее 10 человек.

Порядок формирования ПО: ПО МО, по общему правилу, формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с применением либо мажоритарной избирательной системы относительного большинства, либо пропорциональной, либо смешанной избирательных систем. При этом ПО с численностью депутатов от 20 и более формируются на основе смешанной избирательной системы.

Особенности формирования ПО МР установлены в ФЗ №131. Он устанавливает два способа формирования данного органа:

1. Может избираться на муниципальных выборах, при этом от одного поселения может быть избрано не более, чем две пятых от установленной численности ПО;

2. Может состоять из глав поселений, входящих в состав района и депутатов представительных органов поселений с равной численностью.

ПО является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей от общего числа депутатов.

Структура ПО МО:

1. Руководящие органы ПО (председатель и его заместители);

2. Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии);

3. Объединения депутатов (фракции, депутатские группы);

4. Аппарат.

Руководящие органы: председатель – либо избранный на заседании ПО МО депутат, либо глава МО, если уставом предусмотрено, что он по должности входит в представительный орган и является его председателем; полномочия смотреть в законе;

Председатель и его заместители, как правило, работают в составе ПО на освобожденной основе и получают вознаграждение за счет средств местного бюджета;

Статья 35 устанавливает, что ПО может иметь в своем составе не более 10% депутатов, работающих на освобожденной основе.

Функционально-отраслевые органы – постоянные или временные комиссии (порядок формирования, полномочия, состав – смотри в Законе).

Компетенция ПО МО

Компетенция ПО МО определяется видом МО и характером вопросов местного значения (ст.35 ФЗ №131).

С учетом этого компетенцию можно разделить на две группы:

1. Исключительная компетенция, в которую входят те вопросы, которые могут быть решены только представительным органом и только на его заседаниях. Перечень данных вопросов содержится в статье 35;

2. Полномочия общего характера, которые определяются характером и содержанием вопросов местного значения и могут осуществляться как представительным органом, так и исполнительным, на основе принципа разграничения полномочий.

Функции ПО МО – основные направления деятельности представительного органа по решению вопросов местного значения.

1. Нормотворческая функция: порядок принятия муниципальных НПА представительным органом закрепляется в соответствии с Уставом МО и ФЗ №131 регламентом ПО МО;

2. Представительская функция;

3. Контрольная функция;

4. Исполнительно-распорядительная, реализующаяся вовне.

Формы деятельности представительного органа:

1. Заседание (сессия): бывают очередные и внеочередные; открытыми и закрытыми; кроме того, они могут быть выездными; порядок проведения заседаний определяется регламентом представительного органа;

2. Заседания постоянных комиссий. Порядок формирования и деятельности данных комиссий определяется регламентом, а также может быть принято положение о постоянных комиссиях. Действующее законодательство допускает возможность одному депутату участвовать в деятельности не более чем в двух комиссиях;

В системе территориальной власти центральное место занимают представительные (законодательные) органы местного самоуправления. Они являются выборными структурами и наделяются полномочиями представлять интересы граждан, принимать от их имени решения, обязательные для выполнения на территории МО. Рассмотрим далее особенности представительных самоуправления РФ.

Общие сведения

Члены местного самоуправления - это особые субъекты - депутаты, - выражающие волю всего населения, проживающего в МО. Они обеспечивают реализацию прав граждан, голосовавших и за них, и против, а также вообще не участвовавших в выборах, но входящих в местное сообщество. Являясь представителями всего населения, депутатам надлежит в своей деятельности и своих решениях учитывать мнение разных социальных слоев.

Финансирование

Затраты на обеспечение работы представительного органа местного самоуправления муниципального образования закрепляются отдельной строкой бюджета в соответствии с общефедеральной классификацией. Распоряжение (управление) средствами в какой-либо форме в ходе исполнения бюджета не допускается. Исключение составляют случаи финансирования непосредственной деятельности членов представительного органа местного самоуправления. Это предписание направлено на предотвращение несанкционированных расходов бюджетных средств.

Статус

Представительные получают права юрлица и обособленным имуществом. Кроме этого, они:

  • От своего имени приобретают и реализовывают права (имущественные и неимущественные).
  • Могут участвовать в судопроизводстве в статусе истца, ответчика.
  • Имеют печать, штамп, бланки с соответствующей символикой, расчетные счета в банках и кредитных учреждениях.

Общие правила формирования

Основной способ создания представительных органов местного самоуправления - это муниципальные выборы. В них участвует все население. Специфика образования представительного органа может различаться в зависимости от численности проживающих граждан.

Законодательная структура не образуется, если в поселении количество жителей, наделенных избирательным правом, не достигает 100 чел. В таких ситуациях полномочия представительного органа местного самоуправления реализует сход граждан. Если численность жителей, наделенных избирательным правом, больше 100 человек, организуются выборы законодательной структуры.

Сход граждан определяет число членов представительного органа и продолжительность их полномочий. Если от населения соответствующей инициативы не поступило, эти вопросы решаются на основании положений регионального законодательства.

Способы создания

В ФЗ № 131 предусмотрено два варианта образования представительного органа местного самоуправления. Это:

  1. Выбор депутатов населением. Этот вариант считается основным. В этом случае количество депутатов представительного органа местного самоуправления, выбираемых от одного поселения, не должно быть больше 2/5 от общего числа его членов.
  2. Формирование органа из глав поселений, включенных муниципальный район, и депутатов, выбранных с равной нормой представительства без учета численности населения.

Второй вариант реализуется, если соответствующая инициатива была поддержана в течение года с даты ее выдвижения не менее 2/3 поселений. Предложение о применении такого порядка создания законодательной структуры должно оформляться решением представительного органа местного самоуправления, находящегося в границах района. В этом акте должны указываться норма представительства, дата начала деятельности законодательной структуры. Последняя не может при этом устанавливаться ранее дня окончания срока полномочий органа, образованного первым способом.

Нюансы

Свои полномочия представительный орган местного самоуправления может реализовывать при избрании минимум 2/3 от законом установленного числа членов.

Вновь сформированная структура собирается на первое свое заседание в срок, закрепленный уставом муниципалитета. При этом он не должен быть больше 30 дней с даты образования органа в правомочном составе.

Численность членов

Количество депутатов законодательного органа муниципалитета определяется в уставе МО. При этом в ФЗ № 131 могут устанавливаться пределы этой численности в зависимости от вида муниципалитета.

Так, количество членов законодательной структуры поселения, городского округа в т. ч. не должна быть меньше:

  • 7 чел., если проживает меньше 1 тыс. жителей;
  • 10 чел. - при численности 1-10 тыс. чел.;
  • 15 - 10-30 тыс. жителей;
  • 20 чел. - 30-100 тыс. чел.;
  • 25 - 100-500 тыс. жителей.;
  • 35 чел. - больше 500 000 жителей.

В составе представительного органа по муниципальному району не может быть меньше 15 депутатов, а по внутригородской территории города фед. значения - менее 10.

Компетенция

Законодательство закрепляет перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления. Это:

  1. Принятие устава МО, внесение в него дополнений и корректировок.
  2. Утверждение бюджета и отчетов по его исполнению.
  3. Установление, отмена, изменение местных сборов в соответствии с положениями НК.
  4. Принятие программ развития муниципалитета, утверждение отчетов по их выполнению.
  5. Определение порядка распоряжения муниципальной собственностью.
  6. Установление правил принятия постановлений о формировании, ликвидации, реорганизации муниципальных предприятий, тарификации их услуг и работ, кроме случаев, закрепленных федеральным законом.
  7. Утверждение порядка участия МО в межмуниципальном сотрудничестве.
  8. Определение порядка организационного, материального и технического обеспечения работы местных структур власти.
  9. Контроль исполнения территориальными органами и их служащими полномочий.
  10. Принятие решения об отправке главы МО в отставку.

Дополнительные полномочия

Иные вопросы, решение которых может входить в компетенцию представительного органа, устанавливаются федеральным законодательством, законами, уставами субъектов и МО. Законодательная структура в соответствии с указанными нормативными документами может наделяться полномочиями на:

  1. Принятие решения об организации и проведении местного референдума.
  2. Реализацию законодательной инициативы в представительном органе регионального уровня.
  3. Назначение выборов депутатов.
  4. Заслушивание отчетов, представленных должностными лицами администрации МО, руководителей муниципальных организаций, учреждений, предприятий об их текущей работе, внесение по ним представлений.
  5. Назначение выборов главы МО.
  6. Установление правил поступления на должности и освобождения от них руководителей муниципальных организаций, учреждений, предприятий.
  7. Утверждение документации территориального планирования и прочих градостроительных актов.
  8. Назначение голосования по отзыву члена законодательного органа, главы МО, по вопросам перенесения границ муниципалитета и его преобразования.
  9. Утверждение правил реализации нормотворческой инициативы гражданами.
  10. Организацию и проведение слушаний, инициированных проживающим в муниципалитет населением или законодательным органом.
  11. Определение порядка назначения и правил проведения опроса населения.
  12. Утверждение структуры административного аппарата МО.
  13. Установление порядка организации собрания, конференции граждан.
  14. Создание контролирующего органа, определение режима и условий его деятельности, а также его полномочий.
  15. Установление сроков и порядка рассмотрения обращений от населения в органы местной власти МО.
  16. Утверждение списка объектов собственности МО, для создания и преобразования которых необходимо согласие законодательной структуры МО.
  17. Установление правил приватизации муниципальной собственности в соответствии с положениями федеральных законов.
  18. Определение порядка организации конкурса открытого типа по размещению муниципального заказа, финансирование которого осуществляется на бюджетные средства.
  19. Установление правил привлечения заемного капитала, в т. ч. за счет эмиссии (выпуска) ценных бумаг).

Функции

Законодательный орган любого муниципалитета исполняет 3 функции:

  1. Контрольную.
  2. Учредительную.
  3. Правотворческую.

Первая состоит в надзоре за исполнением норм законодательства и иных юридических актов. Учредительная функция выражается в утверждении порядка выборов главы муниципалитета, формирования структур власти в соответствии с положениями устава МО. Ключевой же функцией является нормотворчество. Оно предполагает принятие представительным органом местного самоуправления актов, обязательных для исполнения на всей территории муниципалитета.

Особенности нормотворческого процесса

Правовые акты, принятые представительным органом, в течение 10 дней передается главе МО для подписания и обнародования. Это должностное лицо наделено правом отклонить документ. В таком случае он также в десятидневный срок возвращается представительному органу с мотивированным отказом или с предложениями о внесении дополнений или изменений.

В случае отклонения акта главой муниципалитета законодательная структура должна рассмотреть его повторно. При одобрении документа в ранее принятой редакции (без изменений) большинством, составляющим не меньше 2/3 от установленного количества депутатов, глава муниципалитета обязан подписать его в течение 7 дней и обнародовать.

Специфика контрольной функции

Надзор представительного органа - важнейшее направление его деятельности. Контроль может осуществляться за:

  1. Исполнением бюджета. Финансовый контроль может быть текущим, последующим либо предварительным. В последнем случае в процессе обсуждения и утверждения актов о расходно-доходных статьях, других решений, связанных с бюджетными вопросами, производится анализ последствий их принятия. В рамках текущего контроля проводятся заседания комитетов, комиссий, сформированных при представительном органе. Последующий надзор осуществляется при анализе и утверждении отчетов по исполнению бюджетов.
  2. Реализацией органами и служащими полномочий, связанных с разрешением вопросов территориального значения. Законодательная структура на своих заседаниях заслушивает отчеты главы МО и администрации о результатах их работы, других органов территориального самоуправления, в т. ч. о решении задач, поставленных самим представительным органом перед ними.
  3. Соблюдением положений правовых актов, принятых на муниципальном уровне. При необходимости законодательный орган выносит постановления о внесении в эти нормативные документы изменений и дополнений, проведении проверок их исполнения.
  4. Соблюдением порядка распоряжения и управления собственностью муниципалитета. Этот вид контроля считается обобщающим. В ходе него проводится и финансовая, и правовая проверка.

Организация работы

Она осуществляется в соответствии с положениями устава МО. За организацию работы законодательной структуры ответственен глава муниципалитета. Если это лицо исполняет обязанности руководителя администрации, то из членов представительного органа выбирается председатель. Именно на него возлагаются полномочия по организации деятельности законодательной структуры.

Для предварительного анализа и подготовки вопросов, включаемых в повестку сессии, содействия в исполнении решений, контроля их выполнения формируются комитеты, комиссии и иные структурные подразделения.

Задачи председателя

Глава представительного органа местного самоуправления:

  1. Координирует подготовку заседаний и вопросов, выносимых на обсуждение.
  2. Проводит заседания.
  3. Утверждает распорядок работы органа.
  4. Выступает в качестве представителя законодательной структуры во взаимодействии с местными органами власти этого и других муниципалитетов, организациями и гражданами.
  5. Созывает заседания, доводит до сведения должностных лиц время и дату их проведения, а также проект повестки.
  6. Руководит деятельностью аппарата законодательного органа. Председатель вправе нанимать и увольнять работников, налагать дисциплинарные взыскания, решать вопросы о поощрении.
  7. Координирует работу комиссий и комитетов.
  8. Подписывает протоколы, составленные по ходу заседаний, иные документы, принятые представительным органом.
  9. Реализует другие полномочия, предусмотренные в уставе МО и регламенте законодательной структуры.

Заседания представительного органа

Их периодичность, порядок проведения закрепляются уставом муниципалитета или регламентом законодательной структуры. Заседания - основная форма деятельности органа. Оно не считается правомочным, если в нем участвует меньше половины избранных депутатов. Заседания должны проводиться не реже 1 раза в 3 мес.

Обсуждение вопросов по повестке осуществляется открыто. Благодаря этому любое заинтересованное лицо может присутствовать на заседании. В федеральном законодательстве, однако, предусматриваются случаи, когда обсуждение осуществляется в закрытом режиме.

На заседаниях у каждого депутата есть один голос. Решения принимаются путем открытого голосования.