74 фз о крестьянском фермерском хозяйстве. Российская федерацияфедеральный законо крестьянском (фермерском) хозяйстве. Какую систему налогообложения выбрать

Что такое фермерское крестьянское хозяйство, как создать с нуля, советы – все это вы узнаете в этой статье.

Что такое КФХ?

Согласно с законом Российской Федерации крестьянское фермерское хозяйство – это земля и фермерское имущество, которое принадлежит группе людей. Это может быть как семья, так и группа фермеров. Фермерское хозяйство имеет юридическую силу только в случае, если объеденная группа имеет общее имущество. Это может быть не только земля, но и помещение.

В КФХ может быть как один человек, так и гражданские не родственные лица, но не больше 5 человек.

Крестьянское фермерское хозяйство имеет общую цель, связанную с производственной деятельностью и другой сельскохозяйственной деятельностью. Транспортировкой, производством и прочей деятельностью лично занимается каждый член обледененной группы.

Этот вид деятельности имеет отличительные черты. Он имеет статус коммерческой организации и поддается правовыми законами Российской Федерации. Чаще всего имеет статут сельскохозяйственного товаропроизводителя.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации осталось не так много крестьянских фермерских хозяйств. Преимущественно это связанно с изменением федерального закона, а также с общим переменой предпринимательской деятельности.

Как получить землю для сельскохозяйственной деятельности?

Сложность получения землю для сельскохозяйственной деятельности не настолько сложный процесс, как может показаться. Государством создана специальная программа для поддержки начинающих аграрных предпринимателей. Поддержка включает в себе разные мероприятия и правовые аспекты, которые стимулируют фермерскую деятельность.

Процесс аренды земли имеет некоторую сложность, но широкий выбор правовых аспектов делает процесс оформления намного легче.

Официальный статус аренды открывает множество преимущественных путей, но придется платить налоги. Также возможно арендовать землю в большом количестве и в упрощенном порядке. Проще говоря, сложность аренды заключается в том, что в земельном законодательстве много новых нововведений. Они в свою очередь имеет при себе некоторые «пеньки», через которые можно легко споткнуться.

Аренда у государства

Для аренды земли необходимо обратится в администрацию, и написать заявление. Решение выдачи земли основывается на земельном кодексе. Заявление может быть принято, так и отвергнуто.

В случае если оснований для отказа выдачи земельного участка нет, информацию об участке размещают на аукционе. После необходимо подождать некоторое время.

Если на участок никто не претендует, представителю выдается документ, который согласовывает представления земельного участка.

Арендовать землю можно легко и на это уйдет не так много времени, но только если вы покажете свое желание. В заявлении выразить свое полное желание: зачем вам земля, что на ней будет и так далее. Вам выдадут карту со свободной землей, которую вы должны выбрать.

В каждом районе есть свои нюансы. Бывает, что выбранный участок может оказаться ничейным, в таком случае комиссия решает, что будет делать с землей, будут рассмотрены границы участка. После этого ничейную землю присвоит район, в котором вы находитесь, а уже потом она будет предоставлена аукциону. Процесс межевания можно ускорить, заплатив своими деньгами, либо подать заявку для того, чтобы районный центр выделил деньги. Для этого нужно написать подробное заявление.

Вас попросят составить бизнес-план. В плане желательно указать как можно больше информации, это даст понять комиссии, что вы настроены серьезно. В план желательно приложить схему участка и объекты, который будет размещены на нем.

Также, скорее всего, вам нужно будет зарегистрироваться в налоговой фермером. Для этого необходимо заплатить 800 рублей и написать заявление. Процедура не сложная и все делается очень быстро.

Если в течение 30 дней никто не изъявил желание на землю, то, скорее всего, вам ее выдадут без всяких проблем. В случае если кто-то помимо вас подал заявление на землю, земля рассматривается комиссией, которая решает кому будет выдана земля.

Фермерское хозяйство с нуля

Сельскохозяйственный бизнес достаточно рискованный и сложный. Чтобы у вас все получилось необходимо наперед составлять каждый шаг и продумывать все до мелочей. Главной проблемой начинающих фермеров – это выбор сферы деятельность. От него зависит все, с чем вы столкнетесь в будущем. Следует отнестись к выбору серьезно.

Первые шаги – составление бизнес-плана. Составление бизнес-плана сложный и иногда долгий процесс. Иногда даже 10 страниц описания недостаточно. Вам потребуется продумывать все до мельчайших подробностей.

Вам придется потратить не только финансовые средства, но и физические. Сельскохозяйственный бизнес с нуля требует много усилий. Финансовые затраты не столь значительные и все зависит только от вашего намерения и отсутствие брезгливости.

Вложить можно как свои деньги, так и получить льготы от государства. Сейчас земельный кодекс предоставляет много условий для хорошо старта начинающим фермерам, так что за финансы можно не переживать. Если вы безработный, вы можете подать заявление, приложив свой бизнес план в службу занятости. Вам будут выделены средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса. Для старта не нужно много средства, вам хватит даже 1000-5000 рублей.

Регистрация КФХ

Перечень необходимых документов:

  • Заявление по форме р21002 о регистрации;
  • Соглашение о создании крестьянского фермерского хозяйства;
  • Квитанция госпошлины;
  • Копия паспорта юридического лица;
  • Заявление о переходе в налоговый режим;

Виды сельскохозяйственной деятельности

  • Производство и переработка;
  • Реализация;
  • Хранение и транспортировка;

КФХ регулируется законом №74 и относится к коммерческой деятельности. При регистрации выбирается конкретный вид деятельности.

Например, если вы выбрали свиноферму в качестве основного вида деятельности, у вас должно быть разрешение на строительство загонов.

Также вы можете выбрать тип деятельности КФХ:

  • Хуторский. Тип деятельности не самый популярный, так как требует возведение построек с нуля, а также достаточных вложений.
  • Кормовое хозяйство. Требует много свободного места и множество дополнительных построек, но этот вид деятельности очень востребован. Отрубное хозяйство дает дополнительное преимущество – возможно совмещать несколько видов деятельности, тем самым уменьшить затраты на перевозку.
  • Крупнотоварное хозяйство. Чаще всего ведется в случае, если другие виды деятельности оказались в убытке. На участке с этим типом сносят прошлые постройки и возводят новые, чтобы возобновить деятельность.
  • Кустарное хозяйство. Выгодно тем, что располагается вблизи населенного пункта, из-за этого затраты на перевозку гораздо меньше. Тип деятельности экологичен и малозатратный.

Поддержка от государства

На сегодняшний день государство предоставляет хорошую поддержку, как начинающим фермерам, так и уже существующему аграрному бизнесу. Связано это с тем, что связи с некоторыми изменениями в правовом кодексе и экономическим спадом, сельскохозяйственный бизнес потерпел экономический упадок. На восстановления сельскохозяйственного бизнеса выделяются субсидии и гранты, для помощи в различных ситуациях.

Приоритеты развития по государственной программе в первую очередь направлены на восстановление экономической сферы. Повышение дохода от сельскохозяйственной продукции и производство товаров. Также улучшение индустриальной экономики, повышение качества производства.

Какую помощь можно получить:

  • Гранты на КФХ;
  • Субсидии на получение ценных бумаг;
  • Помощь на имущественное обустройство;
  • Помощь на приобретение сельскохозяйственной техники;
  • Конкурсы и мероприятия.

Вконтакте

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 04.12.2006 г. N201-ФЗ, 13.05.2008 г. N66-ФЗ от 30.10.2009 г. N239-ФЗ, 28.12.2010 г. №420-ФЗ, 28.07.2012 г. №133-ФЗ (см.

вступ. в силу), 25.12.2012 г. №263-ФЗ, 28.12.2013 г. №446-ФЗ, 23.06.2014 г. №171-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

бесплатный документ

ВходРегистрация

1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

6.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Судебная практика по статье 12 ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ

  • 1.

    Постановление от 20 декабря 2017 г. по делу № А55-12098/2017

    Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС)

    …размер неосновательного обогащения, так и факт использования ответчиком участка заявленной площадью в отсутствие правовых оснований. В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17. 12 . 2013 № 12790/13, от 29.06.2010 №241/10 и от 15.11.2011 №8251/11 сформулирована правовая позиция о том, что в случаях когда имеет место …

  • 2.

    Решение от 5 декабря 2017 г. по делу № А45-26441/2017

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    …Юлии Андреевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области взыскатель индивидуальный предприниматель Захаров Александр Анатольевич о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора от 12 . 09.2017 № 54043/17/1322488 при участии в судебном заседании представителей заявителя: Тимошенко И.В. по доверенности от 03.10.2017, паспорт заинтересованных лиц: судебный пристав-исполнитель …

  • 3.

    Постановление от 2 ноября 2017 г. по делу № А32-6857/2017

    …Арендатору, 2-й экземпляр -Первоначальному Арендатору, 3-й экземпляр представляются в Кропоткинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (пункт 12 соглашения). Администрацией муниципального образования Кавказский район принято постановление от 01.04.2013 № 385/3 «О продлении срока аренды земельного участка, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах …

  • 4.

    Постановление от 18 октября 2017 г. по делу № А32-43160/2016

    Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

    …С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А., при участии в судебном заседании: от заявителя: представитель по доверенности от 15. 12 . 2015 сроком действия на три года Ермак Ф.К.; от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен; от третьего лица: представитель не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном …

КонсультантПлюс: примечание.

Перерегистрация КФХ, созданных как юрлица в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не требуется. Такие КФХ вправе сохранить статус юрлица до 01.01.2021.

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 28.04.1993 N 4888-1,
Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2287,
Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории РСФСР.
Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории РСФСР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство <*> является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
———————————
<*> В дальнейшем "крестьянское хозяйство".

Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе

1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.
2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства.
Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются арбитражным судом.

3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету.
Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и др.

Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств

Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально — техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.

Раздел II. СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства

1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.
2. Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит Совету народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.
3.

Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке.
4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

Крестьянское хозяйство является синдикатом граждан, не всегда являющихся родственниками, но имеющих в распоряжении общее имущество. Посредством указанной собственности, группа людей осуществляет производство, перевозку, хранение и сбыт продукции сельскохозяйственного труда. Принимая непосредственное участие в подобной деятельности, гражданин не обязательно должен обладать юридическим образованием. (хотя изучить нормы стоит).

Вплоть до 2003 года на территории сначала РСФСР, а потом и Российской Федерации, действовал Закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 348-1, принятый 22 ноября 1990 года. Это государственное постановление включало в себя правовые нормативы, защищающие и оптимизирующие фермерскую деятельность на территории государства. С изменением экономики и политической обстановки, этот закон утратил свою актуальность, и на смену ему пришло более нормативное для современности постановление.

Федеральный закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N74-ФЗ был принят 11 июня 2003 года в соответствии с частью 5 ст. 105 Конституции Российской Федерации. Это постановление упразднило ставшими необъективными и устаревшими принципы законодательства РСФСР, относящиеся к рассматриваемой сфере.

Современный закон о Фермерском Хозяйстве регламентирует процедуру предоставления гражданам гарантированного права на формирование самостоятельного фермерского хозяйства, их развития и упразднения. В соответствии с этим, Федеральным Законом 74-ФЗ упорядочивается предоставление земельных территорий для осуществления вышеуказанной деятельности.

Согласно Федеральному Закону о Крестьянском Хозяйстве, все органы власти Российской Федерации, от городских до общегосударственных, должны оказывать необходимую поддержку в развитии сельского и фермерского хозяйства. Препятствия, не предусмотренные законом — под запретом, как и любое незаконное вмешательство в процесс производства или решения территориально-земельных нюансов в указанной сфере.

Действующий закон позволяет организовывать фермерский бизнес в Российской Федерации не только гражданам РФ, но и иностранцам и лицам без гражданства. Социальный статус соискателя, при наличии всей необходимой документации и возраста старше 16 лет, значения не имеет.

В начальный экономический период (период становления) фермерского хозяйства, согласно действующему закону 74-ФЗ, основатели ФЗ имеют подтверждённое юридическое право запрашивать у государства посильную помощь в виде дополнительных земельных угодий.
В фермерском хозяйстве могут состоять как граждане, связанные родственными узами с его главой, так и не состоящие с ним в родстве. Однако, таких людей должно быть не больше пяти (74-ФЗ, ст. 3, ч. 2).

Заявление на обеспечение фермерского хозяйства дополнительной территорией может быть подано как избранным главой такового, так и уполномоченным представителем ФХ, зарегистрированного как юридическое лицо. Заполненные бланки указанного документа направляются в исполнительный орган государственной власти через местное самоуправление.

К заявлению прилагается копия удостоверения личности соискателя, либо документ, подтверждающий его полномочия представителя юридического лица. Последние наиболее глобальные правки закон о Фермерском Хозяйстве претерпел 25 июня 2014. Изменения вступили в силу 1 марта 2015. Закон в данной редакции актуален до сих пор. Однако, каждый год вносятся те или иные поправки в определённые статьи или их пункты закона о крестьянском хозяйстве.

Скачать закон о КВХ

Каждому фермеру и любому другому гражданину, которого интересует сельскохозяйственный бизнес и крестьянское фермерское хозяйство, прежде всего необходимо ознакомиться с действующим положением современного Федерального Закона 74-ФЗ. Это необходимо для того, чтобы знать свои права в рассматриваемой сфере и уметь их, в случае необходимости, защитить.

Актуальный текст закона «О крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 74-ФЗ скачать можно

Последние изменения, внесенные в 74 ФЗ «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве

Система основных изменений в Федеральном Законе о Фермерском хозяйстве была сформирована и утверждена Федеральным законом от 23.06.2014 N171-ФЗ. В частности, правки произошли в статье 12 указанного закона.

Статья 12 74 ФЗ представляет собой нормативные указания по снабжению сельского хозяйства территориальными участками, являющимися объектами государственной или городской собственности.

В связи с поправками от 23 июня 2014 года, вступившими в силу 1 марта следующего года, утратили свою силу пункты 2, 3, 4, 5 рассматриваемой статьи.

Все остальные пункты, без исключения, подверглись значительным изменениям.

Таким образом, ч. 1 ст. 12 Федерального Закона о Фермерском Хозяйстве, гласит, что последовательность проведения операций по предоставлению земельных угодий для осуществления фермерской деятельности устанавливается Земельным Кодексом РФ. В предыдущей редакции эти вопросы решались муниципиальными властями без обращения к Земельному Кодексу.

Пункт 6 оповещает граждан о том, что оспорить решение органов городской или государственной власти об отказе в предоставлении участка возможно только в суде.
Посредством последней поправки, у шестой части ст. 74 ФЗ появился подпункт. В нём говорится, что право определять минимум или максимум доступной для предоставления крестьянскому хозяйству территории определяется положениями субъектов Российской Федерации.

Согласно 7 части 12 статьи, не устанавливаются минимальные территориальные значения для крестьянских хозяйств, основной сферой деятельности которой является:

  • Разведение садовых культур;
  • Производство овощей при использовании аппаратуры, для создания необходимого микроклимата («защищённый грунт»);
  • Выращивание различных сортов винограда;
  • Цветоводство;
  • Производство семян;
  • Разведение домашней птицы;
  • Рыбоводство с целью сбыта;
  • Пчеловодство.

Иными словами, действие этой статьи распространяется на любой вид деятельности, направленной на создание сельскохозяйственной продукции, не требующей обширных земельных площадей для организации своих мероприятий . Таким образом, для подобных фермерских хозяйств может быть предоставлен земельный участок, не достигающий по своей площади установленного государственными институтами минимума.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

Если рассматривать различные направления семейного бизнеса, большой интерес для предпринимателей представляет развитие собственного аграрного дела. В России крестьянское фермерское хозяйство как вид деятельности нашло широкое распространение у граждан. В первую очередь это связано с введением госпрограмм по поддержке аграрного бизнеса и фермерских предприятий. Благодаря появлению ряда льгот КФХ стало перспективным и прибыльным видом предпринимательской деятельности.

Будущие предприниматели сталкиваются с определенными трудностями на начальных этапах работы. Какой вид сельскохозяйственной деятельности выбрать? Сколько потребуется денег для развития собственного дела и как быстро окупятся инвестиции? Как правильно оформить собственное предприятие? Подобные вопросы интересуют многих начинающих фермеров. Попробуем разобраться.

КФХ – что это такое?

Малая коммерческая структура, которая получает порядка 60-70% прибыли за счет произведенной собственными усилиями сельскохозяйственной продукции, называется крестьянским фермерским хозяйством. КФХ может быть создано членами отдельно взятой семьи или одним гражданином.

Для открытия предприятия всеми участниками фермерского хозяйства вносятся в определенных долях имущественные или денежные вклады. Это позволяет осуществлять в дальнейшем деятельность, перерабатывать, хранить сельскохозяйственную продукцию, перевозить и реализовывать ее.

Фермерское предприятие использует для производства собственной продукции земельные участки определенных площадей, оборудование и складские помещения. Полученная прибыль от ее реализации составляет основную часть дохода всех членов семьи. Как правило, глава крестьянского фермерского хозяйства является профессиональным аграрием, обладающим знаниями и большим опытом работы.

Руководитель КФХ имеет право представлять интересы своего предприятия перед организациями различной формы собственности или определенными гражданами. В его распоряжении имеется расчетный банковский счет и печать. Это дает возможность главе компании заключать договоры на сотрудничество, выдавать необходимые доверенности, принимать на работу сотрудников, а также проводить иные действия, необходимые для развития фермерского хозяйства.

Каждый начинающий предприниматель, желающий организовать фермерское хозяйство, должен знать основные преимущества ведения данного вида коммерческой деятельности. Прежде всего сельскохозяйственная продукция всегда будет востребованной по известным причинам. Нужно понимать, что стоимость продовольствия неустанно растет, что обеспечивает производителям стабильную прибыль. К преимуществам открытия собственного фермерского хозяйства следует также отнести:

  • представленность товаров на внутреннем рынке сельскохозяйственных продуктов, произведенных отечественными компаниями;
  • наличие федеральных программ по поддержке аграрного бизнеса;
  • широкий выбор видов деятельности;
  • льготное налогообложение;
  • большой потребительский спрос на отечественную продукцию.

Начинающим бизнесменам нелишним будет знать, что более 80% выращенных овощных культур поставляется на рынки и в торговую сеть небольшими фермерскими хозяйствами. Это позволяет представить примерные объемы потребительского спроса на данный вид продукции и перспективы развития.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве

Важно знать законодательную базу, на которой основана деятельность крестьянских фермерских хозяйств. В законе дается точное определение деятельности КФХ. Фермерские хозяйства представляют собой объединения лиц, связанных родством (свойством), которые имеют в общей собственности имущество.

По закону к деятельности фермерских хозяйств относится не только производство сельскохозяйственной продукции, но и ее хранение, переработка, транспортировка и реализация конечному потребителю. Имущество фермерского хозяйства принадлежит ему на правах собственности.

КФХ для осуществления своей деятельности имеют право задействовать собственные земляные угодья, которые могут быть выделены государством, взяты в аренду либо получены в пожизненное наследуемое владение. Земельные участки подлежат обязательной продаже на публичных торгах в пользу лиц, имеющих право использовать их по целевому назначению. Такое возможно, если кредиторы обратились в судебные органы с взысканием на землю КФХ.

Федеральный Закон №74 определяет правовые положения фермерских хозяйств на территории РФ. К основным из них следует отнести:

  • граждане могут объединяться для создания КФХ в добровольном порядке;
  • все члены крестьянского фермерского хозяйства должны принимать личное участие в его деятельности;
  • взыскание задолженности с предприятия осуществляется посредством реализации имущества на публичных торгах;
  • все члены фермерского хозяйства несут ответственность друг перед другом (субсидиарная ответственность).

Согласно ФЗ №74 КФХ может осуществлять свою деятельность без образования юрлица. Обратите внимание, что государственная власть должна оказывать всяческое содействие в образовании фермерских хозяйств (обеспечение доступа к финансам, помощь в получении земельных участков). Если со стороны крестьянского фермерского хозяйства не наблюдается нарушений закона, государство не имеет права вмешиваться в его деятельность.

Важно: членом крестьянского фермерского хозяйство может стать лицо, достигшее 16-летнего возраста. В состав предприятия могут быть включены и сторонние лица, помимо членов семьи, при условии, что их количество не превышает 5 человек. Если кто-либо из членов выходит из состава, он имеет право на получение денежной компенсации.

Основные виды фермерской деятельности

Предприниматели, желающие открыть КФХ, должны знать, какие существуют основные виды деятельности. Фермы могут специализироваться на выращивании сельскохозяйственных культур, разведении птицы и домашнего скота, а также на производстве различных продуктов питания.

Выращивание сельскохозяйственных культур характеризуется высоким потребительским спросом в любое время года. Важно наладить каналы сбыта, что позволит быстро получить желаемый доход и избежать потерь прибыли из-за порчи продукции. Если предприниматель планирует заниматься выращиванием культур, ему нужно определиться с направлением. Так, большим спросом у потребителей пользуются зерновые, среди которых рожь, кукуруза, гречиха, подсолнечник, ячмень, пшеница и овес. Среди овощей выгодно выращивать томаты, огурцы, перец, морковь, чеснок, картофель и баклажаны.

КФХ может специализироваться на разведении плодово-ягодных культур (клубника, чернослив, груша, абрикос, яблоко) и зелени (петрушка, укроп, чеснок и лук). Хороший доход приносят фермы, которые занимаются выращиванием и продажей грибов (шампиньоны, вешенки, шиитаке). Список сельскохозяйственных культур может существенно различаться в зависимости от климатических условий регионов России.

Животноводческие фермы приносят немалый доход и обладают рядом отличительных особенностей. Прежде всего существует несколько основных направлений этого вида деятельности: разведение домашних животных (коровы, свиньи, кони, кролики, козы, овцы), пчеловодство, рыбоводство (осетровые породы, щуки, форель, карпы, толстолобики) и птицеводство (куры, утки, фазаны, индюки, гуси).

Известно, что мед, мясо домашних животных и птицы, рыба, а также молочная продукция пользуются огромным спросом у населения, причем вне зависимости от времени года, что обеспечивает высокую прибыль. Многие фермеры со временем масштабируются и расширяют собственное производство.

Так, имея животноводческую ферму, можно открыть линию по производству колбасы, деликатесов, тушенки, субпродуктов, а также молочных продуктов (сыра, творога, сметаны, молока). Если КФХ специализируется на выращивании зерновых культур, следует задуматься над открытием собственной мельницы либо пекарни, а владельцам виноградников можно рассмотреть возможность выпуска собственных сортов вина.

Важно : новички могут заняться выращиванием фруктов и овощей. Эта сельскохозяйственная продукция считается востребованной у потребителей. По мере освоения данного направления можно будет масштабироваться и включать новые виды деятельности.

Как открыть КФХ?

Рассмотрим подробнее алгоритм действий.

Сбор документов

Территориально сельскохозяйственную деятельность можно осуществлять в любом регионе России, при этом регистрация крестьянского фермерского хозяйства должна проводиться в отделении ФНС по месту фактического проживания гражданина, который будет главой компании. Для создания предприятия в налоговую службу необходимо подать следующие учредительные документы КФХ:

  • паспорт главы фермерской организации;
  • справку с места проживания лица, регистрирующего организацию;
  • заявление установленного образца о регистрации КФХ;
  • соглашение (договор) об организации фермерского хозяйства;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Важно : оплата госпошлины (800 рублей) является обязательным условием для регистрации КФХ. Если предприниматель получил отказ в открытии своей организации, средства за уплату налога не возвращаются.

Что касается соглашения об организации сельскохозяйственного предприятия, то необходимо знать особенности его составления. Договор заключается между родственниками (членами семьи), которые изъявили желание основать фермерское хозяйство с нуля.

Соглашение в обязательном порядке должно содержать в себе ряд сведений. К ним следует отнести информацию о:

  • членах создаваемого крестьянского фермерского хозяйства;
  • главе организации;
  • правах и обязанностях каждого члена КФХ;
  • способах формирования капитала, управления и применения материальных средств;
  • распределении прибыли между участниками предприятия.

В документе в обязательном порядке должен присутствовать пункт, в котором обозначается, каким образом каждый член семьи может войти в создаваемую сельскохозяйственную организацию и на каких условиях выйти из ее состава. Необходимо знать, что, если фермерское хозяйство организовывается отдельно взятым гражданином, подобный договор не потребуются. При наличии оригиналов всех документов для регистрации в налоговой службе дубликаты не нужно заверять нотариально.

Регистрация фермерского хозяйства

Как зарегистрировать фермерское хозяйство с нуля и является ли эта процедура обязательной? Каждый предприниматель обязан легализовать свою деятельность в рамках существующего законодательства. После сбора стандартного пакета документов необходимо явиться в отделение ФНС и получить разрешение на ведение предпринимательской деятельности.

Помимо этого, пакет документов можно направить в фискальные органы по почте, не забыв при этом приложить опись имеющихся вложений и объявить ценность письма. На территории РФ работают МФЦ. Туда может обратиться начинающий предприниматель и зарегистрировать свою деятельность. Также фермеры могут зайти на официальный сайт налоговой службы. Как показывает практика, регистрация КФХ быстро проходит при личном обращении в фискальные органы.

Ожидание решения налоговой службы

Процесс регистрации фермерской деятельности занимает 5 дней с момента обращения в фискальные органы. После этого предприниматель получит обязательное свидетельство госрегистрации главы фермерского хозяйства. Также нужно взять в отделении ФНС следующие документы:

  • выписку из ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;
  • информационное письмо Госкомстата.

Обратите внимание, что, если представители налоговой службы обнаружат фальшивые данные в представленной заявителем информации (или будет слишком много ошибок в оформлении), документы придется привести в порядок. Для этого начинающему предпринимателю отправят соответствующее уведомление. Все ошибки и указанные недочеты необходимо устранить, после чего разрешается повторное обращение в ФНС для регистрации КФХ.

Государственная поддержка КФХ в России

Будущие фермеры должны знать, что государство предоставляет разработанные для развития сельского хозяйства программы. К примеру, фермеры могут получить субсидии на покупку спецтехники и различного оборудования. Чтобы узнать подробности участия в программах помощи, предпринимателям нужно обратиться в управление сельского хозяйства по месту проживания.

Фермеры могут получить субсидии на приобретение ГСМ, принять участие в программе льготного налогового периода (5 лет длятся налоговые каникулы, освобождающие начинающих фермеров от обязательных взносов). Что касается сельхозпроизводства, то государство часто предоставляет КФХ специальные заказы, позволяющие быстро развиваться и зарабатывать приличные деньги.

Предприниматели могут рассчитывать на получение помощи от государства в строительстве теплиц и другие привилегии. Также необходимо знать, что оказывается поддержка сельским фермерским хозяйствам, которая заключается в строительстве жилого фонда для работников, привлечении молодых специалистов и создании для них и их семей надлежащих условий труда и проживания.

На начальных порах ведения фермерской деятельности оптимальным вариантом будет аренда земельных площадей, поскольку это дешево и не требует временных затрат. При длительном сотрудничестве можно договориться с арендодателем о выкупе участков. Для этого стоит воспользоваться преимущественным правом покупки, предусматривающим возможность заплатить цену за землю, которая не превышает кадастровой стоимости более чем на 15%.

Предприниматели обязаны знать, что, если земельные участки будут пустовать свыше 3 лет и не использоваться под сельскохозяйственную деятельность, государство их может конфисковать. К тому же следует неукоснительно соблюдать правила экологической безопасности, иначе земельные наделы также будут отобраны.

Успех развития крестьянского фермерского хозяйства во многом зависит от опыта главы предприятия и его работников. Большинство опытных руководителей считает, что сельскохозяйственный бизнес стоит начинать с малого и постепенно наращивать обороты.

Как показывает практика, фермерское хозяйство со временем может стать высокодоходным видом деятельности, тем не менее нельзя забывать о существующих рисках (неподходящие погодные условия, плохой урожай, болезни животных, прочее). По этой причине не рекомендуется обращаться в банки за кредитами и развивать хозяйство при помощи заемных денег.

Не стоит ждать от своей деятельности моментальной и большой прибыли. В условиях конкуренции предприниматель должен представить потребителям недорогую и качественную продукцию. По этой причине рекомендуется на начальных порах сосредоточиться на процессе выращивания животных или сельскохозяйственных культур. Также рекомендуется найти покупателей, которые обеспечат непрерывный доход. Это могут быть крупные оптовые базы, супермаркеты, рыночные продавцы. Помимо качественной продукции следует организовать доставку продукции клиентам, что, безусловно, выведет бизнес на совершенно новый уровень.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим самые распространенные вопросы по теме.

Чем КФХ отличается от ЛПХ?

Под ЛПХ принято понимать ведение личного подсобного хозяйства. Данная форма собственности позволяет работать любому человеку, владеющему приусадебным участком или небольшим земельным наделом. ЛПХ дает возможность:

  • не платить налоги;
  • не сдавать отчетность;
  • получить кредит от 300 до 750 тыс. рублей на развитие хозяйства;
  • законно пользоваться земельными наделами, не превышающими 2,5 Га.

Если предприниматель оформил свою деятельность в виде ЛПХ, у него не будет возможности получить сертификаты качества на свою продукцию, а также декларации о соответствии ее установленным нормам и стандартам. Данное обстоятельство существенно снижает покупательскую способность. К тому же, в отличие от фермерского крестьянского хозяйства, на развитие ЛПХ невозможно получить большой кредит.

Обратите внимание, что ЛПХ не дает законных оснований для приема человека на работу, поэтому и зарплата выплачивается нелегально. Данная форма деятельности считается непредпринимательской, которая связана с непосредственным производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой. Фермерские хозяйства оформляются в качестве ИП и позволяют осуществлять предпринимательскую деятельность: производство, хранение, переработка и законная реализация продукции.

КФХ – это юридическое или физическое лицо?

Практически каждый начинающий бизнесмен не знает, КФХ − это юридическое или физическое лицо? Государство не требует от фермеров регистрации юридического лица, поэтому большинство предпринимателей оформляет ИП. Система начисления страховых, пенсионных взносов, а также налогов действует таким образом, что фермеры сдают отчетность и пользуются предусмотренными льготами наравне с бизнесменами, у которых оформлено индивидуальное предпринимательство.

Какую систему налогообложения выбрать?

Представителям крестьянских фермерских хозяйств рекомендуется выбирать ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог). Налогообложение по ЕСХН является лучшим для аграриев, поскольку изначально данная схема разрабатывалась для поддержки КФХ. Предприниматели оплачивают минимальный налог по так называемой системе «прибыль минус расходы».

При оплате налогов по схеме ЕСХН за полный налоговый период берется временной промежуток, равный 1 году. Аванс необходимо заплатить в течение полугодия (отчетный период). При этом под объектом налогообложения понимают размер доходов, которые уменьшаются на величину расходов. Обратите внимание, что налоговая ставка составляет 6%. ЕСХН заменяет НДС, налог на имущество предприятий и прибыль.

Какой ОКВЭД выбрать для регистрации КФХ?

Для каждого вида экономической деятельности есть классификатор – ОКВЭД. Для сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на животноводстве и растениеводстве, это класс ОКВЭД – 01. Далее идут подклассы. Например, если КФХ выращивает животных для последующей продажи молочной продукции, нужно указать код с 01.41.1 по 01.41.29; для продажи мясной продукции – с 01.42.1 по 01.42.12; для выращивания парнокопытных животных – с 01.43.1 по 01.43.3 и т.д.

Сохраните статью в 2 клика:

Несложно догадаться, что многие аграрии выбирают для себя КФХ как основную форму ведения деятельности. Это легко объяснить имеющимися государственными программами поддержки сельскохозяйственных предприятий и ферм, причем как на федеральном уровне, так и в рамках отдельно взятой области.

Вконтакте