Уполномоченный по правам ребенка в чувашии. Правовая помощь детям. создание благоприятных условий для развития социальной инфраструктуры для детей

Родители рассказали, какие проблемы детства можно выделить в республике

После долгих споров парламентарии региона наконец-то определились с человеком, который станет новым детским ом­будсменом. На заседании Госсовета, прошедшем 16 февраля, полномочия решено было передать Елене Сапаркиной, которая являлась на момент избрания первым заместителем министра труда и социальной защиты. Вторым кандидатом на вакантное место был Сергей Беккер, депутат Собрания депутатов Цивильского района, преподаватель математики со стажем более 23 лет. Кандидатуру Елены Сапаркиной поддержали 37 депутатов.

Напомним, что с осени 2016 года, когда Вячеслав Рафинов, бывший уполномоченный по правам ребенка в Чувашии, был избран депутатом Госсовета, эту должность никто не занимал. Изначально депутаты вовсе решили упразднить место детского омбудсмена в регионе во благо экономии бюджета, а обязанности переложить на уполномоченного по правам человека. С этим не согласились федералы. В дело вмешалась Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка, по ее просьбе на решение чувашских парламентариев обратила внимание и Валентина Матвиенко. Тогда чувашским депутатам пришлось отозвать свое решение и вновь поставить данный вопрос на повестку дня.

Действительно, проблем в Чувашии с защитой прав ребенка хватает. Какие вопросы наиболее актуальны, на что в первую очередь стоит обратить внимание новому уполномоченному, мы спросили у мам республики.

Мария Смирнова, руководитель нескольких детских проектов в Чувашии:

На мой взгляд, детский омбудсмен, особенно в Чувашии, - непонятная должность. По сути, это орган общественного контроля, у которого нет никаких полномочий, кроме того, чтобы подавать запросы и отвечать на письма. Уполномоченный ни на кого напрямую не может воздействовать и не имеет юридических инструментов для реализации каких-либо намерений. Считаю, что это лишняя трата бюджета, но раз он есть, так уж пусть работает. Когда ушел с поста Рафинов, а он был отличным специалистом, ходили слухи, что эту должность в Чувашии упразднят, так как возможности ее ограничены и не позволяют на что-то повлиять.

В Чувашии нет поддержки тяжелобольных детей, с этим я сталкиваюсь постоянно. Люди в республике живут небогатые. Приходится постоянно изыскивать средства на лечение детей путем сборов. Сборы - это хорошо, но хотя бы частичная поддержка из бюджета была бы к месту.

Ирина Кобюк, семейный психолог:

Пожалуй, на что я в первую очередь акцентировала бы внимание, это проблема детской инвалидности, которую сейчас непросто получить. Например, в Чувашии нет специалистов по детскому аутизму. Другой очень важный момент - это то, что нашим детям нечем заняться. Бесплатных кружков сейчас практически нет. А чем занять детей, если у родителей нет средств на факультативы? Вот на что, на мой взгляд, в первую очередь стоит обратить внимание новому омбудсмену.

Мария Падиарова, многодетная мать:

Проблем в Чувашии с защитой прав ребенка хватает: это и непонятная ситуация с финансированием детских домов, и «уродство» системы приема в школу, и отсутствие защиты прав детей, которые в подростковом возрасте лишились родителей. В Чувашии нет контроля над работниками попечительского совета, порой детский сад и школа преувеличивают свои полномочия. Непонятная ситуация с выдачей детских пособий, которые исчисляются от доходов семьи. Если доходы в норме, то многодетная семья может остаться без дополнительной поддержки. На мой взгляд, это неправильная тенденция.

Статья 2. Законодательство Чувашской Республики о социальной поддержке детей

Законодательство Чувашской Республики о социальной поддержке детей основывается на Конституции Российской Федерации , федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона, законов Чувашской Республики и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики.

Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является обеспечение реализации государственной политики в интересах детей на территории Чувашской Республики.

Задачами настоящего Закона являются:

1) создание организационно-правовой основы защиты прав и законных интересов детей в Чувашской Республике;

2) установление дополнительных гарантий осуществления прав и законных интересов детей, нуждающихся в социальной поддержке;

3) обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций в сфере социальной поддержки детей;

4) создание благоприятных условий для развития социальной инфраструктуры для детей.

Статья 4. Субъекты защиты прав и законных интересов детей

Защиту прав и законных интересов детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики осуществляют:

1) Государственный Совет Чувашской Республики;

2) органы исполнительной власти Чувашской Республики;

3) Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике;

4) органы местного самоуправления в лице органов, осуществляющих государственные полномочия Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а также комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) иные органы, в компетенции которых находятся указанные вопросы.

Статья 5. Организация отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке

Дети, нуждающиеся в социальной поддержке, имеют право на отдых и оздоровление в первоочередном порядке.

Порядок организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Статья 6. Меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

{Часть 1 в редакции }

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.

{Часть 2 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики или местных бюджетов по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.

5. Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

6. Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

7. При предоставлении обучающимся - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, содействует организации их лечения.

{Часть 7 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

8. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики или местных бюджетов по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Статья 7. Меры по социальной поддержке детей из малоимущих семей

1. Обучающиеся общеобразовательных организаций из малоимущих семей обеспечиваются учебниками и учебными пособиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

{Часть 1 в редакции Законов Чувашской Республики от 27 июня 2008 г. N 35 , от 27 марта 2014 г. N 18}

2. Детям до достижения ими возраста 18 лет, нуждающимся в социальной поддержке, из малоимущих семей (кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов), проживающим в Чувашской Республике, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению медицинских организаций государственной системы здравоохранения, имеющим путевки (курсовки) в санаторно-курортные организации соответствующего профиля независимо от форм собственности, также одному из родителей (лицу, его заменяющему), сопровождающему ребенка к месту лечения и обратно, предоставляется право на возмещение пятидесяти процентов от стоимости проезда на междугородном транспорте один раз в год к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации.

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

Право на возмещение пятидесяти процентов от стоимости проезда предоставляется при проезде на междугородном транспорте - железнодорожном (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности), автомобильном (общего пользования) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Статья 8. Меры по социальной поддержке детей из многодетных семей

Дети из многодетных семей с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет имеют право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 9. Осуществление деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций в пределах территории Чувашской Республики

2. Перечень учреждений, работники которых осуществляют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

{Часть 2 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

3. Администрация специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которое помещается несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательной организации или иной организации, незамедлительно уведомляет родителей или иных законных представителей либо администрацию детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения о месте его пребывания и возможности возвращения в семью либо в детское учреждение.

{Часть 3 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

4. Не позднее трех суток после доставления в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательную организацию или иную организацию несовершеннолетнего, самовольно ушедшего из указанной организации, руководитель организации уведомляет об этом администрацию специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором несовершеннолетний находился на момент принятия решения о его перевозке.

{Часть 4 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

5. Несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательная организация или иная организация, возвращается и помещается в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту постоянного проживания несовершеннолетнего в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях:

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

1) отказа родителей или иных законных представителей принять несовершеннолетнего в семью;

2) обращения несовершеннолетнего в возрасте старше десяти лет к администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, о невозможности возвращения в семью, находящуюся в социально опасном положении, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательную организацию или иную организацию;

{Абзац 3 в редакции Закона Чувашской Республики от 27 марта 2014 г. N 18 }

3) получения информации о жестоком обращении с несовершеннолетним, не достигшим возраста десяти лет, в семье либо в детском учреждении.

6. В соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование деятельности, связанной с перевозкой указанных в части 5 настоящей статьи категорий детей к месту их постоянного проживания в пределах территории Чувашской Республики, осуществляется из республиканского бюджета Чувашской Республики.

Порядок финансирования деятельности, связанной с перевозкой указанных категорий детей к месту их постоянного проживания в пределах территории Чувашской Республики, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Статья 10. Социальное обслуживание детей

Правовое регулирование в области социального обслуживания детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

2. Детям, проживающим в учреждениях государственной системы социальных служб для детей, предоставляется полное государственное обеспечение, в том числе питание, одежда, обувь и другие предметы вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних. Указанные нормы утверждаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Статья 11. Финансовое обеспечение мер по защите прав и законных интересов детей

Финансовое обеспечение мер по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в социальной поддержке (за исключением детей, финансовое обеспечение мер по защите прав и законных интересов которых является расходным обязательством Российской Федерации), является расходным обязательством Чувашской Республики.

Порядок выделения средств на финансовое обеспечение мер по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в социальной поддержке (за исключением детей, финансовое обеспечение мер по защите прав и законных интересов которых является расходным обязательством Российской Федерации), устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

Должностные лица органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления Чувашской Республики несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Президент

Чувашской Республики Н. Федоров

г. Чебоксары

Внесение изменений в республиканский Закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Чувашской Республике» называют одним из ключевых вопросов четвертой сессии Госсовета.
Напомним, что в октябре этого года Госсовет Чувашии принял решение о ликвидации должности уполномоченного по правам ребенка. Как уже рассказывала «СЧ», это было сделано в связи с досрочным прекращением полномочий омбудсмена по правам ребенка. Тогда же депутаты приняли решение возложить функции уполномоченного по правам ребенка на уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике. Соответствующий закон был принят 20 октября. Такое право регионам предоставляет федеральное законодательство (подробнее в «СЧ» от 3 ноября 2016 г. « »).
Но на четвертой сессии Госсовета это решение было пересмотрено. Дополнительно изучив мнение общественности народные избранники проголосовали за то, чтобы сохранить институт уполномоченного по правам ребенка в Чувашии. Соответствующий закон снят с дальнейшего рассмотрения, а постановления Госсовета от 20 октября этого года признаны утратившими силу. Кто займет должность омбудсмена, станет известно уже в новом году.

Дети – это маленькие волшебники, способные преобразить наше существование и наполнить его всеми цветами радуги. Многие родители с уверенностью утверждают, что именно с появлением ребенка их жизнь кардинально меняется. И кому, как не им, мы должны посвящать лучшие праздники в мире. Так, ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, 20 ноября, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Генеральная Ассамблея ООН в 1954 году рекомендовала всем странам праздновать Всемирный день детей, как день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам стран выбрать любой день для празднования дней. Но была выбрана дата 20 ноября: именно в этот день в 1959 году ассамблея приняла Декларацию прав ребёнка, ставшую основополагающим документом в решении вопросов о правах детей, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка, которая увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь, развитие и защиту детей. Теперь, по закону, 20 ноября – Всемирный день ребёнка. Цель празднования Всемирного дня ребёнка – обратить внимание на актуальные проблемы современного детства, призвать руководства, общественные организации и каждого человека к деятельности, направленной на обеспечение нормальных условий для умственного и физического развития детей во всём мире.
И именно благодаря данному празднику во всем мире стали решаться глобальные вопросы, связанные с жизнью ребенка. Создаются организации, следящие за семьями.В сфере здравоохранения добились больших результатов: спасают детей, которые ранее считались неизлечимыми. В плане общественной политики дети сейчас не боятся высказать свое мнение и самостоятельно принять важное решение. В течение всего года, но особенно 20 ноября, во Всемирный день ребенкапо всей планете теперь проводится большая работа для малышей. На базе Организации Объединенных Наций основан Детский фонд, деятельность которого связана со здоровьем крох. Даже беременным женщинам оказывается помощь, ведь уже в утробе будущей мамы так важно сохранить здоровье ребенка.

Совет родителям!

Предлагаем устроить для деток волшебство и ежегодно делать для них что-то особенное. Украсить дом воздушными шарами, испечь торт или пироги и провести вечер в кругу семьи. Главное ведь не дорогие подарки и стихи собственного сочинения, а внимание, любовь и забота. Любой праздник для ребенка будет краше, если он проведен рядом с близкими и родными. Постарайтесь в этот день наполнить ваш дом теплом и уютом, пригласить бабушек и дедушек, родных и близких, накрыть стол и постоянно находиться рядом с ребенком. Именно от такого торжества у него останутся самые яркие и приятные воспоминания.

В последние годы в научно-методической и управленческой литературе большое внимание уделяется проблемам защиты прав и достоинства ребенка - дошкольника, а также вопросам управления данным процессом. Но как показывает практика изложенные в источниках рекомендации, не всегда находят свое системное применение в работе дошкольных образовательных учреждений, что приводит к нарушению законодательных актов. Вопросы защиты прав и достоинства маленького ребенка регламентируют нормативно – правовые и законодательные документы РФ и ЧР. В нашем детском саду разработан алгоритм по работе с семьями «группы риска». Подробная информация представлена в презентации.