Правовое регулирование собственных полномочий органов мсу. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Список использованной литературы

Правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также указанные ФЗ и другие ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципального образования , решения, принятые на сходах граждан , и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Уже имеется законодательная основа нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления .

Учитывая, что демографическая проблема особо остро касается городских и сельских поселений, в 2007 г. внесено изменение об упразднении городских и сельских поселений. Упразднение сельских поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, постоянно проживающих в сельском поселении. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти .

Нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение муниципальным образованиям за счет средств бюджета субъекта грантов для содействия достижению (и поощрения достижения) наилучших значений показателей работы.

В новом базовом законе о местном самоуправлении существенно уменьшено число полномочий государственных органов по отношению к органам местного самоуправления что должно повысить уровень самостоятельности местного самоуправления.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области местного самоуправления:

  • определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых законодательством;
  • правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов прав , обязанностей и ответственности ФОИВ и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • правовое регулирование прав , обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены ФЗ в порядке, установленном настоящим базовым ФЗ о местном самоуправлении;
  • осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий ФОИВ в отношении муниципального образования и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и иными законодательными актами;
  • ФЗ и (или) иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы местного самоуправления, не должны противоречить Конституции РФ и базовому закону о местном самоуправлении.

23. Правовое регулирование МСУ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в области МСУ

Основу правового регулирования МСУ составляет ряд статей Конституции РФ, и в первую очередь ст. 12, 130-132, определяющие правовой статус МСУ.

Кроме конституционных норм отношения в сфере МСУ регламентируются ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (2003); «О муниципальной службе в Российской Федерации»(2007) и принятыми на их основе законами субъектов РФ.

Правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также указанные ФЗ и другие ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы МО, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Уже имеется законодательная основа нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности органов МСУ.

Учитывая, что демографическая проблема особо остро касается городских и сельских поселений, в 2007 г. внесено изменение об упразднении городских и сельских поселений. Упразднение сельских поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, постоянно проживающих в сельском поселении. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти.

Нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение МО за счет средств бюджета субъекта грантов для содействия достижению (и поощрения достижения) наилучших значений показателей работы.

В новом базовом законе о МСУ существенно уменьшено число полномочий государственных органов по отношению к органам МСУ что должно повысить уровень самостоятельности МСУ.

Полномочия ФОИВ в области МСУ:

Определение общих принципов организации МСУ в РФ, устанавливаемых законодательством;

Правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов прав, обязанностей и ответственности ФОИВ и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения;

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены ФЗ в порядке, установленном настоящим базовым ФЗ о МСУ;

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий ФОИВ в отношении МО и органов МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и иными законодательными актами;

ФЗ и (или) иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы МСУ, не должны противоречить Конституции РФ и базовому закону о МСУ.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) установлен перечень вопросов местного значения.

Данный перечень не может быть изменен иначе как посредством изменения или дополнения именно данного Федерального закона.

Такой принцип правового регулирования полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является новеллой в российском законе, поскольку ранее можно было изменить перечень предметов ведения местного самоуправления любым отраслевым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как показала практика, это привело к тому, что перечень предметов ведения местного самоуправления настолько расширился, что органы местного самоуправления стали исполнять государственные полномочия на 95% за счет средств местного бюджета.

Принцип правового регулирования полномочий органов местного самоуправления позволяет закрепить единый источник финансирования реализации полномочий этих органов по решению вопросов местного значения.

В настоящее время решение вопросов местного значения должно осуществляться за счет средств местного бюджета. При этом федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные источники финансирования затрат на выполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Это могут быть средства федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и другие.

Однако полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по определению объемов расходов из местных бюджетов ограниченны. Ни федеральным законом, ни законом субъектов Российской Федерации объемы расходов из местных бюджетов определены быть не могут.

Существовавшая в 90-х годах прошлого века практика определения объемов и состава расходов из местных бюджетов органами государственной власти не дала положительных результатов. Напротив, появилась финансовая зависимость органов местного самоуправления от этих органов власти, т.к. определение расходов из местных бюджетов государственными органами власти практически "парализовало" активность на местах. Органы государственной власти грубо вмешивались в компетенцию органов местного самоуправления, нарушалось конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления.

Установление перечня вопросов местного значения только в одном федеральном законе, а также лишение права органов государственной власти устанавливать объемы расходов на решение вопросов местного значения позволят стабилизировать законодательно установленные нормы, контролировать объемы устанавливаемых органам местного самоуправления государственных полномочий, предотвращать случаи нарушения полномочий органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Муниципальное право: Учебник для вузов

Раздел I Введение в муниципальное право.. Глава Муниципальное право отрасль права наука и учебная дисциплина..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие муниципального права. Предмет и метод муниципального права как отрасли и науки
Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественны

Система муниципального права как отрасли
Муниципальное право как отрасль права, как научная дисциплина имеет свою систему, основой которой является структура отрасли права, которую она изучает. Система научной дис


Источниками муниципального права являются: 1. Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила,


Источниками научной дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие

Эволюция научной дисциплины муниципального права в России
Муниципальное право как научная дисциплина в настоящее время еще находится в процессе своего становления. При этом проблемы организации и деятельности власти на местном уровне иссле

Муниципально-правовые отношения: их субъекты
Муниципально-правовые отношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления. В муниципаль

Теория свободной общины
Данная теория, теория свободной общины, опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятел

"Общественная" (хозяйственная) теория самоуправления
Следующей теорией местного самоуправления стала "общественная" (хозяйственная) теория самоуправления. Общественная теория самоуправления, как и теория свободной о

"Государственная" теория самоуправления
Третьей теорией местного самоуправления стала "государственная" теория самоуправления, которая сменила "общественную" (хозяйственную) теорию. Основы данной теори

Муниципальные системы зарубежных стран
В зарубежных государствах накоплен значительный опыт действия различных моделей местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправлени

Самоуправление в дореволюционной России
В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения российского самоуправления. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становле

Временное правительство и местное самоуправление
3 марта 1917 г. Временное правительство приняло декларацию, в которой в качестве цели определялась реформа местного самоуправления с установлением всеобщего, равного, прямого и тайн

Организация местной власти в советский период
С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли

Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции РФ 1993 г., отнесшей к основам конституционного строя (т.е. к положениям, которые могут быть отменены и

Местное самоуправление как основа конституционного строя
В соответствии с действующими конституционными нормами концепция государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ Рос

Право на местное самоуправление в контексте норм Европейской хартии местного самоуправления
Распространенный взгляд на местное самоуправление как на право граждан, аналогичное иным правам и свободам человека и гражданина, следует признать некорректным. В рамках ди

Местное самоуправление - форма народовластия
Народ Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является единственным источником власти в Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона "Об общих принци

Местное самоуправление - уровень публичной власти
Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы, связанные с

Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
Понятие защиты интересов и прав местного самоуправления предполагает широкий спектр механизмов отстаивания законных интересов различных субъектов права. Можно выделить следующие гру

Защита через систему прокуратуры
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления з

Защита через деятельность негосударственных (общественных) организаций
Защита прав граждан, в том числе на местное самоуправление, может обеспечиваться также посредством деятельности отдельных негосударственных организаций. Например, таких, как Конгрес

Защита через деятельность международных организаций
Конституция РФ предоставляет гражданам Российской Федерации право использовать международные механизмы защиты. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответст

Понятие принципов организации местного самоуправления
Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
Организационные формы местного самоуправления выбираются населением каждого муниципального образования самостоятельно. Это следует из нормы ст. 131 (п. 1) Конституции РФ, установивш

Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
В рамках регламентации осуществления местного самоуправления в Конституции РФ неоднократно делаются указания на самостоятельность местного самоуправления: "местное самоуправлен

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Проблема осуществления властных полномочий по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения смыкается с проблемой осуществления индивидуальных прав человека и г

Гласность местного самоуправления
Целью осуществления местного самоуправления является решение вопросов местного значения - непосредственного обеспечения жизнедеятельности жителей муниципального образования. Данная

Материальная и финансовая обеспеченность полномочий местного самоуправления
Проблема соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям относится к наиболее острым. Необходимость указанного соответствия является одним из

Организационное обособление местного самоуправления в системе государственного управления
Конституцией РФ определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако утверждение, что местное самоуправление отделено от государ

Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
Конкретные организационные формы местного самоуправления определяются в уставе каждого муниципального образования. Вместе с тем федеральным законодательством установлены определенны

Государственная гарантия местного самоуправления
Конституцией России (ст. 12) определено, что в Российской Федерации "признается и гарантируется местное самоуправление". Эта статья дает основания для вывода о том, что на

Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
Местное самоуправление - власть подзаконная. На обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции России и законов указывает ст. 15 Конституции РФ. Формы

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Действующим законодательством ответственность коллегиальных органов местного самоуправления перед населением не предусматривается. Население не вправе распустить представительный ор

Понятие системы местного самоуправления
Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя систему местного самоуправления в Российской Федерации. Термин "система местного само

Формы прямого волеизъявления граждан при отправлении муниципальной власти
Организационно-правовыми формами волеизъявления граждан являются: местный референдум; муниципальные выборы; собрания (сходы) граждан; народная пр

Местный референдум
Осуществление местного самоуправления путем референдума является нормой Конституции РФ (п. 2 ст. 130). В соответствии с п. 3 ст. 3 Конституции референдум наряду с выборами признаетс

Муниципальные выборы
Осуществление местного самоуправления путем выборов относится к установлениям Конституции РФ (п. 2 ст. 3, п. 3 ст. 130). При этом согласно п. 3 ст. 3 Конституции выборы (наряду с ре

Собрания граждан
Определение понятия "собрание" в действующем законодательстве отсутствует. Наиболее очевидным представляется определение собрания как мероприятия, характеризуемого личным

Сходы граждан
Под сходом понимается собрание жителей всего муниципального образования, для решения вопросов местного значения. Проводится сход исключительно в муниципальных образованиях-поселения

Опрос граждан
Институт опроса граждан как федеральный институт участия граждан в осуществлении местного самоуправления впервые введен Федеральным законом "Об общих принципах организации мест

Народная правотворческая инициатива
Народная правотворческая инициатива или "правотворческая инициатива граждан" является для законодательства Российской Федерации новеллой. Суть ее в том, что нормы права, д

Обращение граждан в органы местного самоуправления
Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления относится к конституционно гарантированным. Федера

Территориальное общественное самоуправление
Согласно ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понима

Голосование населения в целях учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление
Институт голосования в целях учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, впервые введен Федеральным законом "Об общ

Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Под другими формами участия населения в осуществлении местного самоуправления понимаются формы, прямо не указанные в федеральных законах. Как указано в ст. 33 Федерального

Система и структура органов местного самоуправления
Под системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, действующих в муниципальном образовании, объединенных едиными целями и зад

Представительные органы местного самоуправления
Представительным органом местного самоуправления является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения,

Иные органы и должностные лица местного самоуправления
К иным органам и должностным лицам местного самоуправления можно отнести контрольный орган муниципального образования, избирательную комиссию муниципального образования, депутатов,

Организация работы органов местного самоуправления
Организационной основой муниципального образования являются система и структура органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, порядок организации и осу

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
Закрытым административно-территориальным образованием является территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хра

Понятие правовой основы местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные кон

Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты
Устав муниципального образования - единственный правовой акт, устанавливающий административно-правовой статус муниципального образования, прошедший обсуждение с населением муниципал

Территории муниципальных образований
Формирование и состав территории муниципального образования, границы его территорий, порядок их установления и изменения являются территориальной основой местного самоуправления.

Границы муниципальных образований
Установление и изменение границ муниципального образования отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принцип

Преобразование муниципальных образований
Преобразованием муниципальных образований - это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделен

Понятие экономической основы местного самоуправления
Формирование и использование муниципальной собственности, местные бюджеты, местные финансы, имущественные права муниципальных образований являются экономической основой муниципально

Муниципальное имущество. Распоряжение и управление
Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом РФ. Закон "Об общих принципах организации м

Местные бюджеты. Выравнивание бюджетной обеспеченности
С момента вступления в законную силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", т.е. с 1 января 2006 г., выравнив

Местные финансы
Местные финансы - это денежные средства, формируемые и используемые для решения вопросов местного значения. Местный бюджет - это совокупность доходов и расходов муниципальн

Муниципальный заказ
Формирование и размещение муниципального заказа относятся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправлени

Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом "Об основах муниципал

Понятие и виды муниципальных должностей
Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" установлено, что муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципально

Права и обязанности муниципального служащего
Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" отдельным перечнем не установлены права и обязанности муниципальных служащих. Федеральный зако

Прохождение муниципальной службы
Федеральным законом о муниципальной службе установлено, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учет

Муниципальные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
По вопросам местного значения населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные пр

Виды муниципальных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления
В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные

Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
Из содержания вопросов местного значения, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что де

Формы реализации полномочий органов местного самоуправления
Основные формы реализаций полномочий органов местного самоуправления связаны с исполнением ими определенных функций: собственных и отдельных государственных. Формами реализ

Полномочия органов местного самоуправления в области планирования
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования является функцией, направленной на формирование долго- и среднесрочной политики развития муници

Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Бюджетный процесс - это регламентированная зак

Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
Решение почти всех вопросов местного значения требует использования материальных и (или) финансовых средств. При этом практически повсеместно сложилась практика принятия решений в у

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере определяются Конституцией РФ и рядом законодательных и иных нормативных актов. В целом можно определить, что орган

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Основные полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды&qu

Формы передачи государственных полномочий органам местного самоуправления
Государственные полномочия, полностью или частично, могут передаваться органам местного самоуправления в двух формах: посредством наделения и делегирования. Наделение орган

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Статья 132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осущес

Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Правовая регламентация такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование, в законодательстве полностью отсутствует. Это относится и к процессуальной, и к материальн

Иные формы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Государство гарантирует осуществление населением местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. В таком положении местное самоуправление является равноправным субъ

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Рос

Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленны

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
В новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" значительно усилен контроль за исполнением органами ме

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случаях: 1) нарушения Конституции РФ, федеральных к

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
Согласно ст. 76 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должн

Контроль деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
В статье 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены общие положения в сфере контроля деятельности о

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
      • Форма правления
      • Форма государственного устройства
      • Государственный (политический) режим
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
    • Понятие и признаки права
    • Право и мораль
      • Право и мораль - характерные черты и особенности
    • Правоотношения
      • Основные признаки правоотношений
      • Субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность
      • Виды правоотношений
      • Юридические факты
    • Правосознание и правовая культура
      • Правовая культура
    • Правовые нормы
      • Структура правовой нормы. Норма права и статья закона
      • Виды правовых норм
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
      • Нормативные правовые акты, юридический прецедент, правовой обычай
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
      • Правоприменительная деятельность – принципы и основания
      • Стадии правоприменительного процесса
      • Акты применения права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
    • Понятие и основные виды правомерного поведения
    • Юридический конфликт
      • Виды конфликтов
      • Разрешение конфликта
    • Понятие и виды правонарушений
      • Проступки и преступления
    • Юридическая ответственность: понятие и виды
      • Виды юридической ответственности
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право - ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
      • Функции и полномочия Президента
    • Федеральное Собрание Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Статус судьи
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
    • Понятие гражданского права, его предмет и метод
    • Гражданское законодательство
    • Гражданское правоотношение
    • Субъекты гражданских правоотношений
      • Юридическое лицо
      • Организационно-правовые формы юридических лиц
    • Объекты гражданских правоотношений
    • Осуществление и защита гражданских прав. Гражданско-правовые сделки.
      • Гражданско-правовая ответственность
    • Право собственности и ограниченные вещные права
      • Основания возникновения и прекращения права собственности
      • Ограниченные вещные права
    • Гражданско-правовые обязательства
      • Способы обеспечения исполнения обязательств
      • Прекращение обязательств
  • Основы трудового права
    • Понятие, принципы и источники трудового права
      • Источники трудового права
    • Трудовой договор
      • Коллективные договора и соглашения
      • Прекращение трудового договора
    • Трудовые правоотношения
    • Рабочее время и время отдыха
      • Время отдыха
      • Отпуск
    • Заработная плата
    • Охрана труда
    • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Основы семейного права
    • Понятие семейного права и семейного законодательства
    • Заключение и расторжение брака
    • Права и обязанности супругов, родителей и детей
    • Алиментные обязательства
    • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основы жилищного права
    • Понятие и источники жилищного права
    • Правовой режим жилищного фонда
    • Договоры найма жилого помещения
    • Пользование общежитиями
  • Основы административного права
    • Понятие административного права
      • Система административно-правовых норм
      • Административно-правовые отношения
    • Государственное управление и исполнительная власть
    • Административное правонарушение и административная ответственность
    • Административное наказание: понятие и виды
  • Основы финансового права
    • Финансовое право как отрасль российского права
      • Источники финансового права
    • Бюджетное право Российской Федерации
      • Бюджетный процесс
    • Налоговое право Российской Федерации
    • Финансово-правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации
      • Второй уровень банковской системы Российской Федерации
      • Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля
  • Основы муниципального права
    • Понятие муниципального права
      • Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления
    • Органы местного самоуправления и их полномочия
      • Представительные органы местного самоуправления
      • Должностные лица местного самоуправления
    • Муниципальная служба
    • Экономическая основа местного самоуправления
    • Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
    • Понятие и система экологического права
    • Экологические правоотношения
    • Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    • Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
  • Основы образовательного права
    • Правовое регулирование образовательной деятельности в России
    • Образовательные учреждения: правовой статус и компетенция
    • Права и социальная защита обучающихся образовательного учреждения
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок
    • Понятие и основные принципы современного международного права
      • Основные принципы международного права
    • Субъекты международного права
    • Права человека и международное право
    • Ответственность в международном праве
    • Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
    • Международное частное право

Органы местного самоуправления и их полномочия

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования коллегиальные или единоличные органы, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права. Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия - это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Органы местного самоуправления имеют особую природу. Согласно Конституции РФ они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему государственных органов, но они находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней.

Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению - это те вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления строятся следующим образом:

органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в строго установленных законом пределах их компетенции;

контроль за законностью решений органов местного самоуправления осуществляется органами судебной власти и органами прокуратуры;

в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации делегированных им государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти, которые в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых решений. Вопрос об ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет принцип о том, что каждое муниципальное образование должно иметь муниципальную собственность . Согласно ст. 49 этого Закона муниципальная собственность является одной из составляющей экономической основы местного самоуправления . От ее наличия или отсутствия зависит жизнеспособность каждого муниципального образования.

Впервые термин «муниципальная собственность» появился в российском законодательстве с принятием Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. № 443-1. Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, т.е. это самостоятельная форма собственности . Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с государственной, частной и иными формами собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество , принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ предусматривается деление муниципального имущества на две части.

Одна часть имущества, находящегося в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В ч. 5 ст. 50 указанного Закона закреплены определенные обязанности органов местного самоуправления при нахождении в собственности муниципальных образований имущества, которое не может находиться в муниципальной собственности. Так, в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению.

Правительство РФ до 1 января 2005 г. должно было утвердить порядок перераспределения имущества между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями. До настоящего времени указанные полномочия Правительством РФ не реализованы.

Кроме того, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день официального опубликования Федерального закона 2003 г. соответственно в федеральной собственности или собственности субъектов РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями указанного Закона.

В переходный период до регистрации права собственности на имущество, передаваемое из федеральной собственности и собственности субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов РФ находящегося на день официального опубликования Федерального закона 2003 г. в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 г. указанным Законом, другими федеральными законами.

Так для реализации полномочий Омской области из муниципальной собственности в собственность Омской области должно быть передано имущество, необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей; имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и т.п.

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ вместо постановления Правительства РФ, которым должен быть утвержден порядок перераспределения имущества между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, установлены следующие правила.

Находящееся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:

  • если нахождение указанного имущества в федеральной собственности или собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями , муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 50 Федерального закона 2003 г.

Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в случае:

  • если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными РФ или субъектами РФ, для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ и со ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления:

Порядок создания и деятельности организаций с участием муниципальных образований

В ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ регулирует порядок участия органов местного самоуправления в создании и деятельности отдельных видов юридических лиц. При этом предусматривается, что органы местного самоуправления могут создавать муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ , в том числе межмуниципальных, только в тех случаях, когда это необходимо для осуществления их полномочий по решению вопросов местного значения. В связи с этим указанным Законом ограничивается право органов местного самоуправления на участие в создании юридических лиц, если это не связано с решением вопросов местного значения. Это должно привести к уменьшению количества юридических лиц, в деятельности которых принимают участие органы местного самоуправления.

Федеральным законом 2003 г. (например, п. 4 ч. 1 ст. 17, п. 6 ч. 10 ст. 35, п. 7 ч. 1 ст. 55) определяются особенности порядка участия органов местного самоуправления в деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Так, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка принятия решений: о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений; об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений; определение размеров части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, и части доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет.

1. Правовое положение муниципальных унитарных предприятий и порядок участия органов местного самоуправления в их деятельности регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. 113-115, 294-297 и т.д.), Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ.

Муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней муниципальным образованием имущество. От имени муниципального образования права собственника имущества муниципального унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной правовыми актами, определяющими статус этих органов. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия, а само оно не несет ответственности по обязательствам муниципального образования.

В Российской Федерации создаются и действуют муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - муниципальные предприятия; муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - муниципальные казенные предприятия.

Между указанными видами муниципальных унитарных предприятий существуют значительные различия.

Во-первых, муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана муниципальным образованием. В указанных случаях на муниципальное образование при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.

Муниципальные образования всегда несут субсидиарную ответственность по обязательствам муниципальных казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Во-вторых, муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом муниципального предприятия. Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом всегда только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

В-третьих, в муниципальном предприятии формирует уставный фонд. В муниципальном казенном предприятии такой фонд не формируется.

В-четвертых, муниципальное образование вправе принять решение о прекращении права хозяйственного ведения на имущество муниципального предприятия только при наличии обращения муниципального предприятия или его согласия, выраженного в письменной форме, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Муниципальное образование в отношении муниципального казенного предприятия вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, в том числе без его согласия.

В-пятых, муниципальное образование имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия. Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в местный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются уполномоченными органами местного самоуправления.

Муниципальное образование вправе доводить до муниципального казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и утверждать смету доходов и расходов муниципального казенного предприятия.

Муниципальное образование в отношении муниципального унитарного предприятия:

  • принимает решение о создании муниципального унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности муниципального унитарного предприятия;
  • утверждает устав муниципального унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав муниципального унитарного предприятия в новой редакции;
  • назначает на должность руководителя муниципального унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, заслушивает отчеты об их деятельности;
  • принимает решение о реорганизации или ликвидации муниципального унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы муниципального унитарного предприятия;
  • дает согласие на участие муниципального унитарного предприятия в иных юридических лицах, в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  • дает согласие на создание филиалов и открытие представительств муниципального унитарного предприятия;
  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия;
  • согласовывает прием на работу главного бухгалтера муниципального унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты муниципального унитарного предприятия;
  • дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом муниципального унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего муниципальному унитарному предприятию имущества;
  • утверждает показатели экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  • дает согласие в случаях, предусмотренных федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
  • принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
  • имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

2. Правовое положение муниципальных учреждений и порядок участия органов местного самоуправления в их деятельности регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. 120, 296, 298 и т.д.), Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Муниципальным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Имущество муниципального учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами муниципальному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение муниципального учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Муниципальное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами . При их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несут органы местного самоуправления от имени муниципального образования.

Уполномоченные органы местного самоуправления в отношении муниципального учреждения:

  • принимают решение о создании, реорганизации, ликвидации муниципального учреждения;
  • определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений;
  • утверждают устав муниципального учреждения; назначают на должность и освобождают от должности руководителей муниципальных учреждений; заслушивают отчеты о деятельности руководителей муниципальных учреждений, в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;
  • вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество муниципального учреждения и распорядиться им по своему усмотрению;
  • имеют другие права и несут другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Решениями представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования определятся, какой именно орган местного самоуправления от имени муниципального образования будет реализовывать указанные полномочия собственника в отношении муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Так, в соответствии с решением Омского городского Совета «Об утверждении Положения о порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений» от 23 апреля 1997 г. № 324 руководители муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений назначаются на должность мэром г. Омска или по его поручению руководителями отраслевых структурных подразделений администрации г. Омска.

3. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования могут участвовать в иных коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с ч. 4 ст. 8, а также ст. 68 и 69 Федерального закона 2003 г.

Так, для объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью . Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами. Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, иными федеральными законами.

Заключение сделок с муниципальной собственностью

Частью 2 ст. 51 Федерального закона 2003 г. дублируется общая норма гражданского законодательства, позволяющая органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, субъекта РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Например, в соответствии с Гражданским кодексом РФ органы местного самоуправления вправе совершать в отношении муниципальной собственности следующие виды сделок: купля-продажа (глава 30), мена (глава 31), дарение (глава 32), аренда (глава 34), безвозмездное пользование (глава 36), хранение (глава 47), доверительное управление (глава 53) и т.д.

Решение о приобретении имущества в муниципальную собственность принимается, как правило, главой муниципального образования (главой местной администрации). В некоторых случаях представительным органом муниципального образования может устанавливаться правило, в соответствии с которым приобретение недвижимого имущества, имущества, имеющего определенное целевое назначении, или имущества свыше определенной суммы в собственность муниципального образования осуществляется по решению представительного органа муниципального образования или с его согласия. Например, решением Омского городского Совета от 17 мая 2000 г. № 272 утвержден перечень отраслей городского хозяйства, создание и приобретение объектов муниципальной собственности (предприятий, учреждений) в которых осуществляется с согласия Омского городского Совета. К ним относится здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, бытовое обслуживание, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, средства массовой информации.

Наиболее распространенными формами сделок с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, являются его сдача в аренду и безвозмездное пользование. Представительным органом муниципального образования, как правило, принимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок сдачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, а также методику определения арендной платы по объектам муниципальной собственности, сдаваемым в аренду.

Например, в г. Омске в соответствии с решением Омского городского Совета от 19 мая 2004 г. № 177 муниципальное имущество может быть передано в аренду по результатам конкурса, аукциона на право аренды муниципального имущества или адресно (во внеконкурсном, внеаукционном порядке).

Вне процедуры аукциона или конкурса муниципальное имущество может передаваться в аренду в следующих случаях:

  1. если в течение 10 рабочих дней с даты публичного оповещения о сдаче объекта в аренду подана лишь одна заявка;
  2. при передаче объектов федеральным органам государственной власти и органам государственной власти Омской области;
  3. при передаче объектов некоммерческим организациям для осуществления видов деятельности, определенных Омским городским Советом;
  4. при предоставлении объектов в аренду исключительно по целевому назначению для оказания коммунальных услуг, осуществления работ по содержанию и обслуживанию жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры - по решению мэра г. Омска;
  5. при переоформлении договора безвозмездного пользования на договор аренды с одним и тем же лицом, за исключением случаев, когда после прекращения договора безвозмездного пользования фактическое пользование имуществом указанным лицом прерывалось;
  6. победителям городского конкурса на лучшее малое предприятие (лучший предприниматель);
  7. для размещения государственных и муниципальных организаций;
  8. при передаче объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта;
  9. в исключительных случаях юридическим и физическим лицам по решению мэра г. Омска.

В случае внеконкурсной и внеаукционной передачи имущества в аренду основаниями заключения договора аренды являются оформленная по установленной форме заявка, а также:

  • при сроке аренды более одного года и до 10 лет включительно - распоряжение департамента недвижимости администрации города Омска;
  • при сроке аренды свыше 10 лет - распоряжение мэра г. Омска и согласие Омского городского Совета, выраженное его решением.

К категориям лиц, которым муниципальное имущество может предоставляться в безвозмездное пользование, относятся, как правило, органы государственной власти, органы местного самоуправления иных муниципальных образований, муниципальные учреждения, иные некоммерческие организации. В Омске перечень организаций, которым муниципальное имущество предоставляется в безвозмездное пользование, утверждается Омским городским Советом одновременно с утверждением бюджета города на очередной финансовый год.

Предоставление в аренду объектов муниципального нежилого фонда осуществляется путем заключения договора аренды нежилого помещения между арендодателем, балансодержателем и арендатором. Предоставление в безвозмездное пользование объектов муниципального нежилого фонда осуществляется путем заключения договора безвозмездного пользования между ссудодателем, балансодержателем и ссудополучателем. Функции арендодателя (ссудодателя) в Омске осуществляются департаментом недвижимости администрации города.

Методика определения арендной платы по объектам муниципальной собственности, сдаваемым в аренду, может устанавливаться в зависимости от базового размера арендной платы и различных коэффициентов, устанавливаемых органами местного самоуправления, либо посредством определения рыночного размера арендной платы на основании отчета оценщика.

Приватизация муниципальной собственности

Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона 2003 г. все доходы, полученные от аренды и иного использования муниципального имущества, в полном объеме поступают в местные бюджеты и в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 55 указанного Закона относятся к собственным доходам местных бюджетов.

На основании ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном федеральными законами о приватизации муниципального имущества. При приватизации муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если федеральными законами о приватизации не предусмотрено иное.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности регулируются Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ, а также нормативными актами органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с указанным Законом. Доходы от приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

В соответствии с положениями Федерального закона 2001 г. под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определяются:

  • компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации муниципального имущества;
  • порядок планирования приватизации муниципального имущества;
  • порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

Например, в соответствии с Порядком планирования и принятия решений об условиях приватизации, утвержденного решением Омского городского Совета «О программе управления муниципальной собственностью г. Омска» от 2 октября 1996 г. № 236, администрация города одновременно с проектом бюджета города на очередной финансовый год разрабатывает и вносит на рассмотрение Омского городского Совета проект программы приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год. Программа приватизации утверждается этим Советом и содержит перечень планируемого к приватизации муниципального имущества, способ его приватизации, а также планируемое поступление финансовых средств от его приватизации. Так, решением Омского городского Совета от 21 декабря 2005 г. № 313 утверждена Программа приватизации муниципального имущества города Омска на 2006 г. Решения об условиях приватизации конкретных объектов муниципального имущества принимаются мэром города на основании указанной программы.

Приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом № 178-ФЗ. Применение способов приватизации построено таким образом, чтобы муниципальное имущество возможно было продать по максимально высокой цене.

Используются следующие способы приватизации муниципального имущества.

1. Преобразование муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Приватизация имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, может осуществляться только путем преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия осуществляется другими способами.

2. Продажа муниципального имущества на аукционе. На аукционе продается муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).

3. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;

4. Продажа муниципального имущества на конкурсе. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах;

5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг . Акции открытых акционерных обществ могут продаваться через организатора торговли на рынке ценных бумаг . Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами, установленными соответствующим организатором торговли;

6. Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения. Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже муниципального имущества является публичной офертой. Право приобретения муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения.

7. Продажа муниципального имущества без объявления цены . Продажа муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за муниципальное имущество наибольшую цену;

8. Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. По решению органа местного самоуправления муниципальное имущество может быть внесено в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности муниципального образования и приобретаемых муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция. Внесение муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ или в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

9. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. Договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления.

В соответствии со ст. 12 Закона Омской области «Об административной ответственности за правонарушения» от 6 октября 2005 г. № 674-ОЗ нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и условий приватизации муниципального имущества, определенных нормативным правовым актом органа местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 10 МРОТ.

Учет муниципальной собственности

В ч. 6 ст. 50 Федерального закона 2003 г. предусматривается необходимость учета муниципального имущества. Это положение является новеллой федерального законодательства. До принятия указанного закона порядок учета муниципального имущества регулировался исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона порядок учета муниципального имущества будет регулироваться отдельным федеральным законом. В отсутствие соответствующего федерального закона органы местного самоуправления вправе осуществлять собственное правовое регулирование отношений в сфере учета муниципального имущества.

Учет муниципального имущества предполагает ведение органами местного самоуправления реестра объектов муниципальной собственности. В реестре, как правило, учитываются объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности. При наличии соответствующих возможностей представительные органы муниципальных образований могут принимать решения об учете отдельных объектов движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. Например, органами местного самоуправления может вестись учет в отношении транспортных средств, акций, долей, вкладов хозяйственных обществ и товариществ, а также объектов движимого имущества, превышающего определенную стоимость (например, в г. Омске подлежит учету движимое имущество муниципальных учреждений, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.).

Ведение реестра объектов муниципальной собственности может осуществляться по двум основным принципам:

1) в зависимости от того, является ли муниципальное имущество казенным или нет, могут вестись реестры казенного имущества, имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, органов местного самоуправления;

2) в зависимости от вида муниципального имущества могут вестись реестры жилых помещений, нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, объектов инженерной и иной инфраструктуры, автомобильных дорог, природных объектов (земельных участков, лесных участков, обособленных водных объектов, особо охраняемых природных территорий и т.п.), предприятий как имущественных комплексов, долей муниципальных образований в объектах общей долевой собственности и т.д.

В соответствии с Решением Омского городского Совета «Об утверждении Положения о реестре муниципального имущества города Омска» от 22 декабря 2004 г.а № 223 под реестром муниципального имущества понимается информационная система, представляющая собой построенную на единых методологических и программно-технических принципах муниципальную базу данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Реестр муниципального имущества ведется департаментом недвижимости администрации г. Омска (на магнитных носителях). Он включает базу данных муниципального имущества, в том числе имущества, включенного в состав муниципальной казны, и базу данных муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Ведение базы данных муниципального имущества означает занесение в нее объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета.

Все изменения состояния объектов муниципальной собственности, связанные с их отчуждением либо иным изменением формы собственности, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией или реорганизацией муниципальных унитарных предприятий (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму), подлежат отражению в реестре муниципального имущества.

Документами, являющимися основаниями для включения, внесения изменений, дополнений или исключения из реестра муниципального имущества, являются:

  1. правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  2. вступившие в законную силу решения судов;
  3. заключенные в установленном порядке договоры;
  4. свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
  5. документы отчетности муниципальных предприятий и учреждений;
  6. документы инвентаризации, проводимой органами местного самоуправления;
  7. иные документы в соответствии с законодательством.

Органы местного самоуправления предоставляют информацию, содержащуюся в реестре муниципального имущества, в виде выписок из соответствующего реестра. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Омской области, органам местного самоуправления, депутатам Омского городского Совета, Федеральной регистрационной службе, а также юридическим лицам по их объектам учета, информация об объектах учета предоставляется по их запросу, иным лицам - по их письменному заявлению при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица - документов подтверждающих регистрацию данного юридического лица. Информация об объектах учета сообщается в 15-дневный срок с момента поступления запроса или заявления.

Контрольные вопросы

  1. В каком порядке осуществляется приватизация муниципального имущества?
  2. Какие объекты могут находиться в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов, городских округов?
  3. Каким образом соотносятся понятия «муниципальная собственность», «муниципальное имущество» и «муниципальная казна»?
  4. Каков порядок формирования муниципальной собственности?

Решите казусы

Городским комитетом по управлению имуществом, действовавшим на основании постановления главы города, и ОАО был заключен учредительный договор о создании ООО, который предусматривал передачу нежилого здания, находившегося в муниципальной собственности, в собственность вновь создаваемого предприятия в качестве оплаты соответствующей доли в уставном капитале. Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления главы города о регистрации ООО, применении последствий недействительности учредительного договора как не соответствующего требованиям закона и изъятии у ООО переданного здания. По мнению прокурора, постановление о регистрации и учредительный договор противоречат ст. 66 Гражданского кодекса РФ, запрещающей муниципальному образованию выступать участником хозяйственного общества. Правомерны ли действия органов местного самоуправления города? Оцените доводы прокурора.

На основании постановления главы города был закрыт детский сад в связи с реконструкцией другого, расположенного рядом, детского сада, позволившей значительно увеличить возможное количество воспитанников. Почти все работники ликвидированного детского сада были переведены на работу в соседний, а здание было передано под дом детского творчества. Были ли допущены главой города нарушения действующего законодательства?

Прокурор обратился с иском о признании недействительной сделки приватизации магазина, заключенной между городским комитетом по управлению имуществом и акционерным обществом. По мнению прокурора, приватизация магазина как объекта муниципальной собственности произведена неправомерно, поскольку он не включен в перечень объектов муниципальной собственности в порядке, установленном Указом Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления» от 22 декабря 1993 г. Представители городской администрации в арбитражном суде утверждали, что соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. и отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует об обратном. Решите дело.

МУП «Пассажиртранс» приняло решение о реализации трех находившихся на его балансе автобусов «ЛАЗ» с истекшим сроком службы, но в удовлетворительном состоянии. Первый автобус был передан безвозмездно подшефной школе, второй был продан по льготной цене ветерану предприятия по его просьбе в знак благодарности за трудовые достижения, третий по указанию начальника городского департамента транспорта был передан в порядке перераспределения муниципального имущества МУП «Пассажиртранс-2», поскольку последнее обслуживало большее число маршрутов. Необходимо ли получение согласия собственника на сделки с движимым имуществом, закрепленным за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения? Какими способами может осуществляться реализация такого имущества? Оцените действия МУП «Пассажиртранс» с точки зрения их правомерности.

В договор аренды магазина, находящегося в муниципальной собственности, городским комитетом по управлению имуществом было внесено условие о сохранении в прежнем объеме торговли молочными и хлебобулочными изделиями. Через полгода в магазине продавалась только ликероводочная продукция. На предупреждение о расторжении договора арендатор заявил, что предусмотренное условие договора является незаконным. В случае досрочного расторжения с арендатором договора аренды он намерен обратиться в суд . Решите дело.