В каких случаях осуществляется государственный строительный контроль. Государственный контроль. Порядок устранения нарушений

ГрК РФ Статья 54. Государственный строительный надзор

1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 , подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наличия разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:

1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:

а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

Б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 54 распространяется на договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если госрегистрация первого договора осуществляется после 01.01.2014. (ФЗ от 30.12.2012 N 294-ФЗ).

В) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

(см. текст в предыдущей редакции)

а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;

б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, не требуется;

6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

6.2. В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

6.3. Результаты проведенной проверки, указанные в части 6.2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.

7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О государственном строительном надзоре в Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (Российская газета, N 41, 27.02.2008);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 16.03.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011);
(Российская газета, N 93, 29.04.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2012, ст.864);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2016, N 0001201611220020);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2017, N 0001201710300014) (вступило в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.02.2018, N 0001201802140007);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2018, N 0001201803020025);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2019, N 0001201902190013).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Действие постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 не распространяется на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, извещение о начале строительства, реконструкции которых получено органом регионального государственного строительного надзора до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 (1 января 2018 года) - пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 .

____________________________________________________________________


Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

2. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, являются:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции объектов, указанных в , за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387 .

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.
(Пункт в редакции .

2_1. Государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, осуществляемыми на территории г.Москвы, в части уникальных объектов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего постановления, осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 152 .

2_2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
(Пункт дополнительно включен с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387)

3. Установить, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.

4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ..

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2006 года N 54

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.

При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80)

Комментарий к пункту 1

2. Государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со либо является модифицированной проектной документацией;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1159 ; в редакции, введенной в действие с 10 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 года N 205 .

б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 .

Комментарий к пункту 2

3. Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 .

Комментарий к пункту 3

4. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(Подпункт дополнен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 2 , и 3_1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 года N 205 .
(Пункт 4 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 .

Комментарий к пункту 4

4_1. В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее нормы и правила).
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 610 .

5. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387 .

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации , государственный экологический надзор.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; дополнен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 .

6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации , за исключением объектов федеральных ядерных организаций.
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387 .

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
(Абзац дополнительно включен с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387)

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы регионального государственного строительного надзора), осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 .

При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

Комментарий к пунктам 5-7

8. Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
(Абзац дополнен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 .

Комментарий к пункту 8

8_1. В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" .

Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

Комментарий к пункту 8_1

8_2. Орган регионального государственного строительного надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;

б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя-застройщика;

г) категория риска объекта капитального строительства.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года N 152 .

Комментарий к пункту 9

10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

в) Подпункт утратил силу с 21 февраля 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ..

Комментарий к пункту 10

11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации , обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Комментарий к пункту 11

12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

12_1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:

в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_2. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12_1 настоящего Положения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:

а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);

б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);

в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12_1 настоящего Положения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 14 проверок в случаях:

а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные , 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях ;

б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_5. Решение об увеличении количества проверок в случаях, предусмотренных пунктами 12_3 и 12_4 настоящего Положения, оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года

Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, - в нашей статье.
Какие объекты подлежат проверке

Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
- для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
- для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
- для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.

Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.

В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.

Контролирующие органы

В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.

Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок проведения проверок

Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.

Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).

Форма контроля - проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.

КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
- при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
- при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
- при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ

Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
- наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
- предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
- ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
- иные сведения, необходимые для проведения проверок.

Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй - направляется (вручается) застройщику или заказчику.

ЧТО ПРОВЕРЯЮТ

Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.

При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

При реконструкции - соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

При капитальном ремонте - соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.

Основные права - это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.

Так, в ходе проверки должностное лицо:
- рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
- проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
- оформляет результаты проведенной проверки;
- осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Оформление результатов проверок

Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.

В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.

В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.

Порядок устранения нарушений

Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.

Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов - дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.

По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.

Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.

По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.

Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.

Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.

При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.

Итоговые проверки

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).

При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
- визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
- проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ

Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

Госархстройнадзор Российской Федерации, представляемый инспекциями соответствующих уровней, осуществляет надзор за строительством с целью защиты прав и интересов потреби­телей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уров­ня, качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и за­конченных строительством объектов.

Выборочным проверкам подлежит новое строительство, расширение, реконструкция (в даль­нейшем строительство) зданий и сооружений (за исключением объектов, контролируемых специалистами государственных надзорных органов).

Госархстройнадзор РФ включает:

■ главную инспекцию ГАСН РФ;

■ инспекции ГАСН соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга;

■ инспекции ГАСН соответствующих органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН в пределах своей компетенции осуществляют проверки качества строитель­ства объектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.

Основной задачей, изложенной в «Положении о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации», является осуществление контроля за:

■ качеством строительных материалов, изделий и их соответствием стандартам и другим

нормативным документом, регламентирующим производство этих материалов;

■ соблюдением требований стандартов и технических условий по транспортированию, складированию и хранению материалов, изделий, санитарно-технического и другого ин­женерного оборудования на строительных площадках;

■ качеством строительно-монтажных работ на объектах и работ по благоустройству терри­торий этих объектов, а также соответствием их утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам;

■ осуществлением утвержденных проектов и соблюдением технических требований в части архитектурных решений и качества работ по фасадам зданий;

■ организационно-правовым порядком осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Проверки качества выполняемых работ проводятся:

■ согласно планам выборочных проверок;

■ в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;

■ по заданиям соответствующих органов управления и административной власти или вы­шестоящих инспекций;

■ по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика и других надзорных органов (внеплановые проверки).

Должностное лицо, осуществляющее контроль, обязано:

Выдавать разрешения заказчикам на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения.
Вести учет работников, руководящих строительством, а также лиц, осуществляющих тех­нический и авторский надзор, и получать от них подписки о принятии на себя работ по надзору за строительством конкретного объекта.
Принимать участие в государственных приемочных комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.
Участвовать в расследовании аварий на строительстве объектов.

  1. Требовать от должностных лиц организаций, непосредственно осуществляющих строи­тельство, а также от лиц, осуществляющих авторский и технологический надзор, соблю­дения или действующих норм и правил.
  2. Устанавливать факты отсутствия от проектных решений, СНиП, других нормативных актов при производстве работ.
  3. Устанавливать факты отступления при оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте.
  4. Выявлять строительные дефекты (брак) и основные причины низкого качества строи­тельных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания.
  5. Анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений СНиП с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией.
  6. Требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов.
  7. Производить в строительно-монтажных организациях ознакомление с работой произ­водственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления.
  8. Привлекать в необходимых случаях технические средства и специалистов подрядных ор­ганизаций (по согласованию с их руководителями) для проведения испытаний, контроль­ных замеров и измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по воз­можному их усилению.

Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителя технадзора заказчика, службы внутрипроизводст­венного контроля подрядной организации и при наличии авторского надзора проектной орга­низации. Предписания органов ГАСН являются обязательными для исполнения строительны­ми организациями и финансирующими.банками и могут быть обжалованы в установленном порядке только через органы Государственного арбитража или через суд.

Предприятия, выполняющие СМР, или заказчики обязаны обеспечить:

беспрепятственный доступ работникам органов ГАСН на подконтрольные им объекты строительства;

■ представление Госархстройнадзору всей необходимой для выполнения работ разреши­тельной, проектной, нормативной и исполнительной документации;

■ исполнение распоряжений и предписаний работников органов ГАСН, выдаваемых в пре­делах их компетенции.

Для выполнения своих функций и обязанностей органам ГАСН предоставляется право:

■ беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства;

■ обязывать организации и предприятия исправлять некачественно выполненные строи­тельно-монтажные работы, а также переделывать или заменять некачественные изделия и материалы;

■ запрещать применение материалов, деталей, комплектующих, изготовленных с наруше­нием требований стандартов, технических условий;

■ применять установленные законодательством меры административного воздействия (штрафные санкции, см. извлечения из Кодекса об административных правонарушени­ях);

■ давать предписания об устранении допущенных нарушений СНиП, нормативных доку­ментов и утвержденных проектов;

■ приостанавливать при выявлении грубых нарушений дальнейшее производство строи­тельно-монтажных работ;

■ получать от заказчиков и других участников строительство всю необходимую для вос­полнения возложенных функций нормативную, проектную и исполнительную документа­цию;

■ требовать при необходимости дополнительных испытаний и вскрытия отдельных конст­руктивных элементов и частей здания, а также испытаний и исследований материалов и изделий, применяемых в строительстве;

■ требовать улучшения оформления и правильного хранения предусмотренной СНиП ис­полнительной технической документации;

■ требовать улучшения организации и осуществления технического и авторского надзора;

■ вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, до­пустивших нарушение установленных требований, в соответствии с действующим законо­дательством;

■ направлять в лицензионный центр представление об аннулировании или приостановле­нии деятельности строительных организаций, систематически допускающих грубые на­рушения требований проектов и нормативных документов;

■ вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-смет­ной документации, а также давать обязательные к исполнению предписания по исправ­лению допущенных в проектах ошибок и нарушений;

■ требовать отстранения от работы на подконтрольных объектах производителей работ, не имеющих соответствующих документов на право производства СМР, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих технический и авторский надзор.

В приложениях 23 и 24 приведены примеры подписок, предоставляемых в ГАСН производи­телем работ и представителем заказчика, осуществляющим надзор.

приложение 23

ПОДПИСКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАБОТ

200__ г. я, нижеподписавшийся, _____________________________________

Назначенный

Приказом_____________ от_______________________

какой организацией

200__ г. производителем работ, принимаю на себя:

1. Руководство производством работ по строительству__________________________________________________

По улице________________________________________

  1. Административную и уголовную ответственность до момента снятия с меня настоящей подписки:

а) за допущенные отступления и изменений утвержденного проекта и за неисполнение требований, ука-
занных в разрешении на производство работ Инспекции Государственного архитектурно-строительного
надзора;

б) за необеспечение надлежащего качества всех видов работ в соответствии с действующими технически-
ми условиями на производство и приемку работ нормами, ГОСТами и правилами;

в) за приемку и допущение в дело недоброкачественных материалов, полуфабрикатов и деталей;

г) за нарушение правил техники безопасности и противопожарных мероприятий;

д) за допущение ввода в эксплуатацию частью или полностью строения, не принятого государственной
приемочной комиссией и без распоряжения главы администрации города_________________________________ .

  1. Обязанность вести журнал работ по установленной форме и составлять своевременно акты на скрытые работы.
  2. В случае моего увольнения или перемещения не оставлять строительство без составления акта и отмет­ки в журнале о сдаче работ назначенному преемнику и без уведомления об этом Инспекции Государст­венного архитектурно-строительного надзора.

Подтверждаю, что никаких запрещений строительной практики ни в судебном, ни в административном по­рядке не имею.

Копию подписки получил для руководства и исполнения.

приложение 24

ПОДПИСКА ТЕХНАДЗОРА ЗАСТРОЙЩИКА

200__ г. я, нижеподписавшийся, инженер_______________________________

во исполнение приказа

Мл_____________________________ от________________ .__________________________ 200____ года

организация застройщика

принимаю на себя технический надзор за строительством ——————————————————————————

По улице________________________________

в______________________________________ районе города___________________________________

Принимая на себя ответственность за качество работ, обязуюсь:

  1. Не начинать и не допускать открытия работ по надзорному строительству без соответствующего разре­шения Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
  2. Не допускать никаких отступлений от утвержденного ____________________________________________ ;____

Технического проекта

кем и когда

  1. Не допускать применения в дело недоброкачественных материалов, деталей, изделий.
  2. Не оплачивать недоброкачественных работ или конструкций, имеющих недоделки.
  3. Не допускать самовольного ввода в эксплуатацию поднадзорного объекта.
    1. Не оставлять надзора за данным объектом без уведомления об этом Инспекции Государственного архи­тектурно-строительного надзора.

Настоящей подпиской подтверждаю, что никаких запрещений и ограничений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.

Копию подписки получил для руководства и исполнения. Подпись

Домашний адрес:___________________________________________________________________________

№ телефона_______________________________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.09.2002 № 240

О внесении изменений и пополнений в Правиле выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением администрации Нижегородской области вт 15.09.2000 № 230

В связи с формированием системы органов исполнительной власти Нижегородской области и в целях упорядочения работы по подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объектов недвижимости и усиления контроля за соблюдением организационно-правового порядка и качества строительства зданий и сооружений на территории Нижегород­ской области правительство Нижегородской области постановляет:

  1. Внести изменения и дополнения в Правила выдачи разрешений на выполнение строи­тельно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской облас­ти, утвержденные постановлением администрации Нижегородской области от 15.09.2000 № 236, изложив их в новой редакции (прилагаются).
  2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра строитель­ства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области В. И. Лимаренко.

Губернатор Г. М. Ходырев

Утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 26.09.2002 № 240

ПРАВИЛА

выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области (далее правила)

1 . Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством Рос­сийской Федерации и Нижегородской области, в том числе: Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Нижегородской области, Пример­ным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.1992 № 131. Правила определяют основные требования, предъявляемые на территории Нижегород­ской области и в городах областного подчинения при выдаче разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.

1.2. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконст­рукции и расширению объектов производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику на основании решения органов местного самоуправления Нижего­родской области о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.

1.3. Настоящие Правила распространяются на все строящиеся (реконструируемые, расширя­емые) объекты недвижимости на территории Нижегородской области, возводимые юри­дическими лицами, в том числе объектов строительных кооперативов и товариществ ин­дивидуальных застройщиков, возводимых единой подрядной организацией.

1.4. Настоящие Правила не распространяются на специальные работы по монтажу техноло­гического оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору, монтажу газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи и связи, путепроводов, мостов, автострад, же­лезных дорог, строительство которых подконтрольно специальным надзорным органам, на временные строения, а также на вспомогательные постройки и малоэтажные (до двух этажей включительно) жилые дома, возводимые индивидуальными застройщиками для личных нужд.

1.5. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ должно быть получено в по­рядке, установленном настоящими Правилами, до начала выполнения на строительной площадке всех работ, в том числе подготовительных и работ по устройству внутриплощадочных инженерных сетей, временных автомобильных и подкрановых путей. Выполнение строительно-монтажных работ без указанного разрешения не допускается.

1.6. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается Инспекцией Государ­ственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегород­ской области министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ниже­городской области (ее территориальными отделами), а также органами архитектурно-строительного надзора городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Богородска и Сарова (далее «органы Госархстройнадзора») заказчику по всем строящимся (реконструируе­мым, расширяемым) объектам жилищно-гражданского и производственного назначения независимо от источников финансирования, в том числе:

■ жилые здания;

■ здания для оказания гостиничных услуг;

■ административные здания;

■ здания детских дошкольных учреждений;

■ здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, быто­вого и коммунального назначения;

■ культовые здания и сооружения;

здания и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функциониро­вать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах обществен­ного питания, сбыта и материально-технического снабжения;

■ магистральные сети теплоснабжения, водоснабжения, канализационные коллекторы. К исключительной компетенции Инспекции Государственного архитектурно-строи­тельного надзора Российской Федерации по Нижегородской области относится

выдача разрешений на строительно-монтажные работы по объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств (или при долевом участии более 50%) фе­дерального, областного бюджета или с участием иностранных инвестиций.

1.7. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается по каждому отдель­ному объекту недвижимости или нескольким объектам, входящим в пусковой комплекс, в соответствии с разрешением на строительство объекта.

2. Виды разрешений и их срок действия

2.1. Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида:

■ разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту, за ис­ключением монтажа оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России;

■ разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ: подго­товительные работы, земляные работы по устройству котлованов, работы нулевого цикла, прокладка инженерных коммуникаций.

2.2. Срок действия разрешения устанавливается органом Госархстройнадзора, исходя из пе­риода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных ви­дов работ.

По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в органе Госарх­стройнадзора, выдавшем разрешение, в недельный срок.

Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня вы­дачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.

2.3. При передаче права на строительство объекта другому заказчику (застройщику), измене­нии организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой подрядной организации разрешение подлежит перерегистрации в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в трехнедельный срок.

3. Перечень представляемых заказчиком документов к материалов

3.1. Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объе­кту заказчик представляет в органы Госархстройнадзора следующие документы и мате­риалы:

■ заявление на получение разрешения на выполнение строительно-монтажных работ

по установленной форме (приложение А);

■ разрешение на строительство объекта недвижимости;

■ лицензии на право выполнения строительно-монтажных работ, проектных работ, а также на выполнение функций заказчика;

■ проектную рабочую документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безо­пасности объекта, а также отдельных видов работ, если разрешение оформляется на отдельные виды работ (не требуется представление проектной рабочей документации в случае получения разрешения на выполнение подготовительных работ);

■ стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, органами санитарно-эпидемиологического надзора, управления противопожарной охраны, Госу­дарственной инспекции безопасности дорожного движения (при необходимости с депар­таментом транспорта и связи и другими заинтересованными органами);

■ копию государственного акта на право собственности на землю или зарегистрированный в органах юстиции иной документ, удостоверяющий право пользования землей;

■ приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объе­кта ответственного производителя работ, а также лиц, осуществляющих технический надзор и авторский надзор (если таковой будет осуществляться);

■ документ о закреплении на местности положения здания и границ участка;

■ прошнурованный журнал работ;

■ подписки ответственного производителя работ от генподрядной организации и ответст­венного за технический надзор от заказчика;

■ заключение государственной вневедомственной экспертизы по проекту; справку о про­изводителях-поставщиках строительных материалов, изделий и конструкций.

3.2. При возобновлении работ на объекте после перерыва в их выполнении более шести меся­цев заказчик дополнительно представляет в орган Госархстройнадзора заключение специ­ализированной организации (имеющей соответствующую лицензию на право техническо­го обследования объектов недвижимости) о техническом состоянии конструкций здания (сооружения).

3.3. Выданное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ является основани­ем для выноса осей здания в натуру.

4. Порядок выдачи разрешений

4.1. Органы Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривают представленные заказчиком документы и материалы и принимают решение о выдаче или отказе в выда­че разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.

4.2. В случае положительного решения орган Госархстройнадзора выдает заказчику соответ­ствующее разрешение по форме (приложение Б) за подписью начальника этого органа, его заместителя или начальника соответствующего территориального отдела, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении.

4.3. Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивирован­ным объяснением причин принятого решения.

При повторном обращении заказчика органы Госархстройнадзора рассматривают вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи рабочих дней с момента представления необ­ходимых документов и материалов.

4.4. Копия выданного органом Госархстройнадзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому тре­бованию должностных лиц государственных надзорных органов.

4.5. Заказчик обязан сообщить в орган Госархстройнадзора в срок не менее чем за неделю о начале выполнения строительно-монтажных работ на объекте.

В процессе строительства заказчик информирует орган Госархстройнадзора об измене­нии условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена произ­водителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, окон­чание срока действия лицензии, существенные изменения проектных решений и т. д.).

5 Ответственность органов Госархстройнадзора и заказчика

5.1. Действия должностных лиц органов Госархстройнадзора Нижегородской области по во­просам выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке в вышестоящий орган Госарх­стройнадзора России либо в суд.

5.2 Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошед­шего в установленные сроки продления и перерегистрации разрешения, равно как и вы­полнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответ­ственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации