Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Итр по надзору, инженер по промышленной безопасности, инженер по охране труда Технический надзор за безопасной эксплуатации грузоподъемных

4.2. Обязанности ответственных специалистов по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемных машинИнженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

Проводить освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов (регистрируемых и не регистрируемых в органах Гос­гортехнадзора России);

Соблюдать графики периодических осмотров и ремонтов;

Контролировать наличие производственных инструкций и их выполнение обслуживающим персоналом.

Инженерно-технический работник, ответственный за содержа­ние грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан:

Обеспечивать своевременное их обслуживание и ремонт обу­ченным и аттестованным персоналом.

Ответственность за безопасное производство работ кранами вла­дельцы и руководители организаций, эксплуатирующих краны, дол­жны возложить на лиц из числа мастеров, прорабов, начальников участков, а также на бригадиров. На складах материалов в качестве таких ответственных лиц, по согласованию с органами Госгортех­надзора России, могут быть назначены заведующие складами. Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, долж­ны быть назначены в каждом цехе, на каждой строительной пло­щадке или другом участке работ кранами и в каждой смене.

Ответственность за обеспечение безопасного производства ра­бот кранами на каждом участке работ в течение каждой смены должна быть возложена только на одного работника. Фамилии этих лиц должны быть указаны на табличке, вывешенной на видном месте постоянного участка работ.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ крана­ми, обязано:

Предоставлять обслуживающему персоналу (крановщикам, операторам, стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены;

Обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и за­щитными средствами;

Организовывать ведение работ кранами в соответствии с пра­вилами безопасности, проектами производства работ, технически­ми условиями и технологическими регламентами;

Инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопас­ному выполнению предстоящей работы;

Не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал; определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;

Не допускать к использованию немаркированные, неисправ­ные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные устройства и тару, удалять с места работ бракован­ные устройства и тару;

Указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;

Непосредственно руководить работами при погрузке и разгруз­ке полувагонов; перемещении груза несколькими кранами, вбли­зи линии электропередачи; перемещении груза кранами над пере­крытиями, под которыми размещены производственные или слу­жебные помещения, в которых могут находиться люди; перемеще­нии груза, на который не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ;

Контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых кранов;

Не допускать производство работ без наряда-допуска в слу­чаях, предусмотренных Правилами устройства и безопасной экс­плуатации грузоподъемных кранов;

Обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспо­соблениями для безопасного производства работ кранами;

Следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов;

Не допускать установки стреловых самоходных кранов и кра­нов-манипуляторов на площадках с уклоном, превышающим пас­портную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи откосов котлованов (тран­шей) на недопустимом расстоянии;

Вывешивать на месте производства работ список переме­щаемых краном грузов с указанием их массы. При ведении строи­тельно-монтажных работ крановщикам и стропальщикам, обслужи­вающим стреловые самоходные краны, такой список должен быть выдан на руки; в случае отсутствия в списке отдельных грузов не­обходимо давать крановщику сведения об их массе;

Определять места складирования грузов, обеспечивать их не­обходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кас­сетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, под­кладками, прокладками, оттяжками и т.п.) и инструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования грузов;

Требовать от крановщика установки стрелового самоходного крана на дополнительные опоры, когда это требуется по грузовой характеристике, не допускать работы крана, установленного не на все опоры;

Обеспечивать сохранность контрольных грузов для проверки ограничителей грузоподъемности башенных кранов;

Не допускать работу крана при отсутствии в путевом листе или вахтенном журнале записи о его исправности;

Следить, чтобы на местах производства работ кранами были вывешены или выданы на руки крановщикам и стропальщикам графические изображения способов обвязки и зацепки грузов;

Не допускать перемещения краном кирпича над людьми;

Не допускать нахождения людей в кабине и кузове автома­шины при ее погрузке и разгрузке;

Не допускать подачи материалов, изделий в оконные и дру­гие проемы без приемных площадок;

Выполнять предписания инспектора Госгортехнадзора Рос­сии и инженерно-технического работника по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин;

Выявлять и ограждать опасные зоны, запрещать производ­ство работ в опасных зонах;

Информировать работников о возникновении чрезвычайных происшествий и принимать меры по их устранению.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные задачи технического надзора?

2. Какие виды технического надзора существуют и чем они отлича­ются?

3. Каков порядок назначения обслуживающего персонала и ответст­венных лиц за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин?

Глава 5. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

5.1. Подготовка к выполнению стропальных и такелажных работ

Стропальные и такелажные работы производят в соответствии с проектом организации строительства (ПОС), проектом произ­водства работ, технологическими картами или технологическими схемами.

Проект организации строительства служит основанием для пла­нирования капитальных вложений, обеспечения строительства со­ответствующими трудовыми и материальными ресурсами. В проекте организации строительства рассматривают общие вопросы орга­низации работ на строительной и монтажной площадках, указыва­ют сроки начала и окончания строительства, приводят графики дви­жения рабочей силы, сведения о временных зданиях и сооружени­ях, подъездных путях и т.д.

Проект производства работ - это рабочий проект, по которому непосредственно осуществляется весь монтаж объекта или соору­жения.

Проект производства работ разрабатывают в соответствии с ПОС, требованиями действующих строительных норм и правил (СНИП), ГОСТ, ОСТ, технических условий (ТУ) и других нор­мативных документов.

Проект производства работ включает в себя:

Перечень проектных материалов;

Пояснительную записку;

Ведомости монтажного оборудования, такелажных приспо­соблений, ручных машин, материалов, объемов работ (оборудова­ния, металлоконструкций и трубопроводов);

Графики производства монтажных работ и движения рабо­чей силы, сроки подачи в монтаж оборудования, металлоконструк­ций и трубопроводов;

Ведомости потребности в энергоресурсах;

Технологические схемы монтажа оборудования, металлокон­струкций и трубопроводов с узлами строповки;

Рабочие чертежи приспособлений и индивидуальной таке­лажной оснастки;

Основные положения и мероприятия по охране труда, обеспе­чению необходимых бытовых условий и пожарной безопасности;

Паспорт монтируемого объекта;

Схемы разводок временного энергоснабжения (электроэнер­гии, воды, пара, сжатого воздуха и сварочных газов).

Технологические карты или технологические схемы содержат:

Технические решения и указания способа монтажа отдель­ных сложных видов оборудования, строительных конструкций, укрепленных узлов или блоков технологических трубопроводов;

Способы контроля положения оборудования, конструкций и элементов такелажной оснастки и выверки их по установочно-сборочным допускам;

Решения по механизации трудоемких ручных операций;

Требования по обеспечению безопасных условий производ­ства работ;

Способы строповки монтируемого оборудования или конст­рукций;

Спецификации монтажных и стропально-такелажных средств (включая механизированный инструмент и средств малой механи­зации) и материалов;

Схемы строповки грузов;

Типы кранов, их грузоподъемности и места установки;

Массы перемещаемого груза и тип грузозахватного уст­ройства;

Порядок производства работ с указанием мест нахождения стропальщика и такелажника.

До начала производства работ и использования грузоподъем­ных машин лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано провести занятие с крановщиками, стропальщи­ками, такелажниками, монтажниками по изучению ППР, техно­логических карт и схем.

О проведении занятия (инструктажа) делается запись в вахтен­ном журнале крановщика и журнале регистрации инструктажей.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответ­ствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуа­тации грузоподъемных кранов, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» и других нормативных пра­вовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает без­опасность работ (в соответствии с ГОСТ 12.3.002-76, ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-76).

Если при работах с опасными веществами, расплавленными металлами и сплавами, определенными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов» от 21.06.97 № 116-ФЗ как опасные производственные объек­ты, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и другое производственное оборудование, то должны вы­полняться также требования промышленной безопасности.

Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

Перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается;

Проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;

Следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного про­изводства работ;

При возникновении аварийных ситуаций или опасного трав­мирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Стропально-монтажные и другие работы с применением грузо­подъемных машин должны выполняться по проекту производства работ, технологическим картам, разработанным с учетом требо­ваний ГОСТ 12.3.009-76, который предусматривает:

Соответствие кранов производимой работе по грузоподъем­ности, высоте подъема груза, вылету стрелы;

Безопасную установку крана для работы вблизи строений, мест складирования, откосов котлованов и в других условиях;

Соблюдение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, включая городские контактные сети и т.д.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами со­блюдайте следующие требования безопасности :

Производите работы на грузоподъемных механизмах и меха­низмах передвижения крана по сигналу стропальщика;

Вначале поднимите груз на 200...300 мм и убедитесь, что он застропован правильно и надежно;

Немедленно приостановите работу по сигналу «Стоп», неза­висимо от того, кем он подан;

Подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполняйте плавно, без рывков;

Перед подъемом или опусканием груза убедитесь в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между гру­зом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица;

Застрапливайте и отцепляйте груз после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой под­веске или траверсе;

Неиспользуемые ветви стропа закрепляйте на крюке крана;

Для подводки стропов под груз применяйте специальные приспособления;

Строповку груза производите в соответствии со схемой стро­повки для данного груза;

Для длинномерных грузов используйте оттяжки;

Груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов и не менее 1 м над землей;

Опускайте груз на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов;

Запрещается строповать защемленный груз.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизи­рованными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.

Механизированный способ является обязательным при подъе­ме грузов массой более 50 кг, а также при подъема грузов на высо­ту более 3 м.

Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом про­цессе должно производиться с помощью встроенных подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Также должно быть механизировано перемещение грузов в технологическом про­цессе на расстояние более 25 м.

Российская ФедерацияПостановление Госгортехнадзора России

РД 10-40-93 Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (с Изменением N 1)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.

1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа госгортехнадзора.

1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органом госгортехнадзора.

1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать в себя мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.

1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.

1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:

3) должностную инструкцию;

4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;

5) должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;

6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;

2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;

3) контролировать выполнение выданных органами госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;

4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;

5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

6) проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;

7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:

правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;

соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;

соблюдение габаритов складирования грузов;

применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности;

9) контролировать проведение в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;

10) проверять на участке работ наличие технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам безопасности;

11) контролировать соблюдение установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;

12) проверять соблюдение установленного владельцем порядка выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на объекты;

13) проводить не реже одного раза в 3 мес собрания (совещания) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам состояния аварийности и травматизма, а также с анализом нарушений при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятии;

14) присутствовать при обследованиях состояния технической безопасности грузоподъемных машин представителями органов госгортехнадзора или специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение (лицензию) на проведение таких работ.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неаттестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;

2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;

4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового пути, неисправность заземления или электрооборудования;

6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;

8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;

9) отсутствуют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;

10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.

3. ПРАВА

3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:

1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и производственных инструкций;

2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных машин в случаях, указанных в п. 2.2 настоящей Типовой инструкции;

3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин;

4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;

5) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;

6) ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения правил безопасности и инструкций.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией-грузоподъемных машин несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) нарушения им правил безопасности и невыполнение должностной инструкции;

2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъемных машин с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут привести к аварии или травмированию людей.

Текст документа сверен по:
официальное издание

Сб. документов. Серия 10.
Нормативные документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности в
области котлонадзора и надзора за
подъемными сооружениями. Вып.14. -

М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2002

1. Понятие о техническом надзоре за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. УЭ-3

· Назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией г/з и съемных г/з п. и тары, инженерно-технического работника ответственного за содержание г/з машин в исправном состоянии и лицо ответственное за безопасное производство работ кранами.

· Создать ремонтную службу, установить порядок тех. Обслуживания и ремонта, обучения и проверки знаний персонала, обслуживающего г/з машины и обеспечить их необходимыми инструментами и правилами.

· Эксплуатация кранов должна осуществляется строго с соответствиями с правилами устройства и безопасная эксплуатация г/з кранов и другими нормативными документами.

· Правила распространяются на большинство г/з механизмов, тару и съемные г/з приспособления.

2. Основные узлы и механизмы козловых кранов. УЭ-5. У.П. ст.

Козловой кран – это кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановой путь при помощи двух опорных стоек. Применяются для производства погрузо-разгрузочных работ на открытых складах. По конструкции подразделяются на консольные и безконсольные .

Состоит: из ригеля, 2-х пар ног, ходовых тележек, тельфера или крановой тележки. Крановая тележка ходит по рельсовым путям. Кабина крановщика с органами управления, приборы безопасности.

3. Общие понятия о грузозахватных приспособлениях. УЭ-12,13,14,18. У.П. ст.

К г/з п. относятся:

Съемные г/з п. которые навешиваются на крюк г/з механизма – это стропы, траверсы и захваты.

Стропы изготавливают 2-х типов: универсальные 2-х исполнений (кольцевые и 2-х ветвевые).

Ветвевые (звеньевые) для навески на крюк крана и подсоединения груза.

Стропы обозначаются цифрами и буквами, и имеют свою грузоподъемность:

· 1 СК – одноветьевой строп канатный (грузоподъемность от 0,5 до 25 тонн);

· 2 СК – двухветьевой (грузоподъемность от 0,5 до 25 тонн);

· УСК 1, УСК 2 – стропы универсальные (грузоподъемность от 0,5 до 32 тонн);

· СЦ – стальной цепной трос.

Применяются также стропы с уравнительными ветвями (балансирными).

4. Основные средства индивидуальной и коллективной защиты работающих. УЭ-21 У.П. ст..

Они предназначены для предотвращения или уменьшения воздействия на работающих опасных или вредных производственных факторов.

К средствам индивидуальной защиты относятся: изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органов слуха и зрения, спецодежда, средства защиты от падения с высоты и т.д.

К средствам коллективной защиты относятся: предохранительные защитные ограждения, защитные настилы и козелки. Рабочие места и проходы к ним на высоте 1,3 м. и более и расстоянии менее 2 м. от границы перепада по высоте должны быть ограждены временными ограждениями.

При отсутствии временных ограждений используется предохранительный пояс.

Знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция
инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требования промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов

[наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется первому или техническому руководителю этой организации.

1.2. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя [наименование организации].

1.3. На должность инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, принимается лицо, имеющее высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта, стаж работы не менее [значение] лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли и удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

1.4. В случае отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, исполнение его обязанностей возлагается на [должность, Ф. И. О.], имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".

1.5. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. О выполнении плана работы инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен ежемесячно предоставлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.6. Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен знать:

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

Требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;

Требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;

Должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;

Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

Методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

Информационные письма по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных механизмов;

Настоящую должностную инструкцию;

Основы трудового законодательства;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

1.7. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, проводится не реже [вписать нужное].

2. Должностные обязанности

На инженерно-технического работника, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей.

2.2. Осуществление контроля за соблюдением графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.

2.3. Осуществление контроля за проведением в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями.

2.4. Осуществление контроля за соблюдением установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию.

2.5. Осуществление проверки на участке работ наличия технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствия правилам безопасности.

2.6. Осуществление контроля за соблюдением работниками требований промышленной безопасности.

2.7. Осуществление проверки за соблюдением порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных механизмов.

2.8. Осуществление контроля за наличием и выполнением инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.

2.9. Проведение комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности, выявление опасных факторов на рабочих местах.

2.10. Осуществление проверки за выполнением требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:

Правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;

Соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

Правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;

Соблюдение габаритов складирования грузов;

Применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности.

2.11. Разработка плана работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.

2.12. Разработка ежегодного плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест.

2.13. Организация разработки планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

2.14. Участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев.

2.15. Проведение анализа причин возникновения аварий и инцидентов и осуществление хранения документации по их учету.

2.16. Участие в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами.

2.17. Участие во внедрении новых технологий и нового оборудования.

2.18. Доведение до сведения работников информации об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечение работников указанными документами.

2.19. Осуществление контроля за выполнением предписаний соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

2.20. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Посещать в любое время в соответствии с установленным в организации порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации.

3.3. Знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации.

3.4. Требовать от технических служб организации, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин.

3.5. Участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах.

3.6. Вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности, а также ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения правил безопасности и инструкций.

3.7. Давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений.

3.8. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.11. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.12. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Инженерно-технический работник, ответственный за осуществление производственного контроля, несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Обязанности инженерно-технического работника (группы) по надзору регламентированы ст. 296 и 297 Правил по кранам и Типовым положением. Инженерно-технический работник (группа) по надзору обязан:

  1. а) осуществлять от администрации предприятия (организации) надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией кранов и других грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей и принимать меры по предупреждению ведения работы с нарушением правил безопасности;
  2. б) обеспечить установленный Правилами порядок ввода в эксплуатацию регистрируемых и нерегистрируемых в органах технадзора кранов и других грузоподъемных машин;
  3. в) производить полное и частичное техническое освидетельствование грузоподъемных машин с записью результатов освидетельствования кранов в их паспорт, а Других грузоподъемных машин в журнал их учета и осмотра;
  4. г) участвовать от администрации в периодических обследованиях предприятия (организации), проводимых местными органами госгортехнадзора, а также контрольных проверках кранов, проводимых инспектором с целью определения возможности пуска их в эксплуатацию;
  5. д) принимать меры по своевременному выполнению предусмотренных графиками ППР периодических осмотров и ремонтов кранов, крановых путей, соблюдению сроков осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  6. е) принимать меры по своевременному выполнению предписаний органов технадзора, а также указаний, содержащихся в информационно-директивных письмах Госгортехнадзора СССР;
  7. ж) проверять соблюдение установленного Правилами порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию кранов, а также участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего и дежурного ремонтного персонала, связанного с обслуживанием кранов;
  8. з) контролировать наличие инструкций у обслуживающего персонала (крановщиков, машинистов, помощников крановщиков и машинистов, стропальщиков, слесарей и электромонтеров), а также у инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Указанным инженерно-техническим работникам вместо инструкций могут быть выданы Правила по кранам;
  9. и) контролировать соблюдение правил безопасного производства работ кранами, соблюдение системы нарядов-допусков, марочной системы обслуживания мостовых кранов, наличие вахтенных и других журналов и правильность их заполнения;
  10. к) принимать меры к устранению выявленных нарушений Правил и инструкций, а в случае необходимости остановить грузоподъемную машину (ст. 297 Правил по кранам). Необходимость наложения пломбы при такой остановке машины определяется лицом, ответственным по надзору, в каждом конкретном случае в соответствии с утвержденным руководством предприятия для этого лица Положением.

В соответствии с постановлением Госгортехнадзора СССР (протокол № 21 от 22 сентября 1936 г.) лицо, осуществляющее на предприятии (стройке) надзор за грузоподъемными машинами, должно иметь план работы. График освидетельствования кранов является составной частью этого плана.

Обязанности инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:

  1. а) содержание грузоподъемных машин и крановых путей (если последние также находятся под его надзором) в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов их в установленные графиком сроки. В тех случаях, когда подкрановые пути башенных кранов не находятся в ведении владельца крана, то организация, применяющая краны, обязана обеспечить содержание пути в исправном состоянии. Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, не должно разрешать работу кранов на неисправных путях или при нарушениях строительным подразделением указаний «Инструкции по устройству, эксплуатации и перевозке путей для строительных башенных кранов»;
  2. б) содержание в исправном состоянии у стреловых кранов всех видов сменного оборудования: сменные секции стрелы, гусек и т. д. (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г.);
  3. в) своевременное устранение неисправностей, выявленных обслуживающим персоналом во время эксплуатации грузоподъемных машин;
  4. г) хранение паспортов и другой технической документации на грузоподъемные машины;
  5. д) закрепление за кранами обученных и аттестованных крановщиков и дежурного персонала (слесарей, электромонтеров);
  6. е) выполнение крановщиками производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных машин;
  7. ж) периодическую проверку знаний обслуживающего персонала, находящегося в его подчинении;
  8. з) своевременную подготовку грузоподъемных машин к техническому освидетельствованию.

Кроме того, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан периодически лично производить осмотр грузоподъемной машины и крановых путей и принимать меры по устранению выявленных неисправностей и нарушений, а также принимать участие в технических освидетельствованиях кранов.

Он также обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и тары и хранение технической документации на них, если эти обязанности распоряжением руководства предприятия не возложены на других инженерно-технических работников (например, на прораба, начальника участка, мастера и т. п.). Возлагать ответственность за исправное содержание съемных грузозахватных приспособлений и тары на рабочих нельзя.

Обязанности инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, обязан организовать на участке, где применяются краны, ведение работ с соблюдением правил безопасности, а в условиях производства строительно-монтажных работ также с соблюдением проектов производства работ. Чтобы организовать такое ведение работ, он должен:

  1. а) не допускать к обслуживанию кранов необученных и не имеющих соответствующих удостоверений крановщиков и стропальщиков. Определять необходимое число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе крана;
  2. б) указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов, руководствуясь при этом проектами производства строительно-монтажных работ, картами складирования грузов, отраслевыми правилами безопасности, производственными инструкциями и другими документами, в которых содержатся указания по складированию грузов;
  3. в) принимать меры по выполнению крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, правильных приемов работы, правильных способов строповки грузов и в случае необходимости проводить инструктаж на месте;
  4. г) давать указание о прекращении работы в случае сильного ветра, снегопада, тумана и недостаточной освещенности места работы;
  5. д) проверять правильность установки строительных самоходных кранов на краю откосов и котлованов, у воздушных линий электропередачи, на дополнительных опорах и в стесненных местах.