Потенциально опасные технологические процессы. Требования безопасности к технологическим процессам. Обеспечение безопасности технологических процессов

В последние десятилетия в экономике развитых стран отмечаются повышенные темпы использования достижений НТП. Это объясняется окончанием холодной войны и направлением все большей доли усилий научных работников на решение проблем невоенного характера, высокими темпами миграции научных кадров и, соответственно, расширением обмена творческими достижениями, углублением научной и производственной кооперации в современном мире, что обусловлено процессами глобализации. В таких странах формируется экономика постиндустриального типа, основанная на знаниях, инновациях, внедрении передовых технологий во все сферы жизни общества.

Сегодня государственное регулирование экономики в России ниже допустимого и проявляется в неадекватной оценке ситуации, игнорировании реальной возможности исправить положение дел в отраслях, где еще нет существенного технологического отставания от конкурентов на мировом рынке. Особенно четко - недооценка и снижение роли государственного сектора в экономике прослеживаются по остающейся не выше 2% доле расходов бюджета, связанных с фундаментальными исследованиями, которые могли бы стать базой инновационного процесса и активизации экономического роста в перспективе.

1. Государственная научно-техническая политика

В России государственная научно-техническая политика определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ. Одним из таких документов является Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с рядом изменений, внесенных федеральными законами . Этот Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Основные положения Закона:

Государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики и выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и их реализации.

Основные цели государственной научно-технической политики:

  • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
  • реализация важнейших социальных задач;
  • обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства;
  • улучшение экологической обстановки;
  • защита информационных ресурсов государства;
  • укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;
  • упрочение взаимосвязи науки и образования.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Научной деятельностью называется работа, направленная на получение и применение новых знаний.

Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание научно-технической политики и результаты ее реализации.

Несмотря на принимаемые государством меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности, удельный вес страны в показателях мировой науки очень низок . Удельный вес России в показателях мировой науки за 2004 г. составил только 1% (при 1/3 от всех мировых природных ресурсов), Индии - 2%, Китая - 3,9%, Японии - 15,1%, Европейского союза - 25,1%, США - 36,2%. Панов утверждает, что «традиционно мощный военно-промышленный комплекс сегодня дает всего около 8% наукоемкого объема промышленного производства региона. В то же время нарастающее техническое отставание бывших технологических лидеров, жесткие техпроцессы, ориентированные на традиционные виды продукции, стали основной причиной ситуации настоящей стагнации и кризиса на таких предприятиях. Мощности реально загружены не более чем на 12-15%. Причем со всеми вытекающими социальными и финансовыми последствиями - долгами по заработной плате, многомиллионной задолженностью перед бюджетами всех уровней. В таких условиях об инновациях в традиционных направлениях на этих предприятиях, как правило, говорить и не приходится. Есть, конечно, и приятные исключения, но их, к сожалению, не большинство и они скорее подтверждают общие тенденции» .

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от таких факторов:

  • стадии экономического развития;
  • социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

  • активная, умеренная или пассивная;
  • сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
  • протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
  • с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
  • высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ .

2. Научно-техническая безопасность России

Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.

Внутренние угрозы:

  • утрата приоритетов научно-технической политики;
  • разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
  • снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
  • возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
  • утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.

Внешние угрозы:

  • разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
  • стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
  • расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.

Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической, информационной. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.

Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология - научно-фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.

Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное - это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.

Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:

  • возвращение к стабильному экономическому развитию;
  • обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;
  • выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.

Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкурентоспособности российских научных и технологических достижений на мировом рынке.

Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:

  • должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;
  • должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
  • заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.

Научно-техническая безопасность - один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле - обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

3. Финансирование научных исследований и разработок

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета составили в 2007 г. 132.7 млрд. рублей против 97.4 млрд. рублей в 2006 г. и 76.9 млрд. рублей в 2005 г. Их удельный вес в расходах федерального бюджета в эти годы был равен 2.25%, 2.27% и 2.19 % соответственно. Рост финансовых вливаний в науку в последние годы не позволил компенсировать их масштабное снижение в начале реформ. Так, объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2007 г. Достиг всего 41.8% от уровня 1991 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в текущих ценах, в России составили в 2007 г. 371.1 млрд. руб. В пересчете по паритету покупательной способности их объем по предварительной оценке это всего 23.5 млрд. долл., что заметно ниже, чем в большинстве развитых и некоторых развивающихся странах (США - 343.7 млрд. долл., Япония - 138.8, Китай - 86.8, Германия - 66.7, Корея - 35.9). Таким образом, если в 1991 г. по масштабам финансирования науки Россия уступала лишь США, Японии, Германии и Франции, то в настоящее время она опустилась на 9-е место .

В условиях высоких цен на топливно-энергетические ресурсы динамика внутренних затрат на науку отстает от роста ВВП. После многообещающего увеличения с 0.95% до 1.28% в 1998 - 2003 гг. их доля в ВВП сначала упала - до 1.15% в 2004 г., затем стабилизировалась на уровне 1.07% в 2005-2007 гг. и выросла до 1.12% в 2007 г. По показателю внутренних затрат на науку Россия занимает 29-е место в мире.

Наша страна отстает от большинства развитых государств и по объему затрат, который приходится на одного исследователя - 50.1 тыс. долларов. Для сравнения в Германии на одного исследователя приходится 236.4, в США - 233.8, а в Корее - 179.4 тыс. долларов. С учетом стратегических планов основных экономических конкурентов России по наращиванию инвестиций в науку высока вероятность того, что указанное отставание в перспективе может еще больше увеличиться.

Структура затрат на исследования и разработки России по источникам финансирования и социально-экономическим целям в некотором смысле «уникальна». Спрос на научно-техническую продукцию формируется преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку финансирует частный сектор, соизмеримые «проценты» обеспечиваются бюджетом. При этом зависимость науки от бюджета в последние годы даже усиливается.

Отечественная научная система лишь в незначительной степени ориентирована на потребности экономики и общества. По данным 2006 г. на социальные цели приходилось 4.1% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки, а на повышение экономической эффективности и технологического уровня производства (в рамках цели «развитие промышленности») - 2.9%. Мало ресурсов направляется на поддержку наукоемких отраслей: производства автомобилей и прочих транспортных средств - 5.0%, электронной промышленности и производства оборудования для радио, телевидения и связи - 3.2%, производства электрических машин и аппаратуры - 0.4%, приборов - 2.3%.

Относительно небольшие средства тратятся на исследования и разработки в области охраны здоровья населения (2% общего объема внутренних затрат), что противоречит общемировым тенденциям, поскольку практически всем развитым странам удалось добиться ощутимого изменения структуры расходов в пользу именно этого направления. Эффективность их усилий подтверждается увеличением продолжительности и улучшением качества жизни населения.

Сохранение в России невысоких по сравнению со странами - лидерами мировой экономики масштабов финансирования исследований и разработок не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса. Парк приборов и оборудования обновляется медленно, что ведет к накоплению устаревших технических средств. В результате уровень техновооруженности в этой сфере является крайне низким ; уменьшается стоимость машин и оборудования в постоянных ценах. Даже крупные научные организации недостаточно хорошо оснащены специализированной исследовательской техникой, измерительными и регулирующими приборами, лабораторным оборудованием, что препятствует не только получению прорывных результатов, но и осуществлению текущей исследовательской деятельности .

Как видим, обеспечение научно-технологической безопасности - сложная общественно-социальная, правовая, экономическая, научная проблема, решаемая в условиях жестких финансовых, материально-ресурсных, временных и иных ограничений, характерных для сложившейся в России социально-экономической обстановки. Лишь комплексное решение вышеназванных задач и целей одновременно в нескольких плоскостях сможет оказать свое регулирующее воздействие на обеспечение технологической безопасности страны.

Сегодня заявленные правительством высокие темпы развития не подкреплены соответствующими действиями, а результаты не соответствуют декларируемым целям. Очевидно, развитие наукоемких отраслей на основе технологического прорыва - важнейшая стратегическая задача России.

Эта задача может быть поставлена и решена исключительно государством, поскольку связана с решением как рыночных, так и нерыночных проблем. Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва является экономической, научно-технической, социальной и нравственной необходимостью современной России. Проблема заключается в отсутствии внятной государственной стратегии инновационного прорыва, подкрепленной надежным долгосрочным научным прогнозом и конечными целями развития экономики России.

Россия как страна, стремящаяся к преодолению отставания и ускорению развития экономики, должна развиваться быстрее, чем передовые страны, применять новые эффективные достижения науки, новые принципы организации производства. Имитация и тиражирование широко известных достижений в технике и технологии никогда не дают эффекта большего, чем тот, который был получен страной-лидером, контролирующим, как правило, значительную часть мирового рынка. Поэтому для России чрезвычайно опасна осуществляемая ныне стратегия догоняющего развития. Ей сегодня нужно не пассивное приспособление к стремительным экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а создание собственной национальной инновационной управляемой системы.

Источники и литература

Документы:

http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html - Совет Безопасности РФ.

Национальная безопасность России;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895);

Федерально-целевая программа:

http://www.fcpir.ru/ - ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.08.2007 N 531, от 19.11.2008 N 857, от 27.01.2009 N 62, от 06.04.2011 № 253);

Федеральный закон:

http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки РФ.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

http://www.aselibrary.ru/ - Российская Ассоциация электронных библиотек. Журнал «Информационные ресурсы России» №4 2009г., Статья - Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ, Т. Закупень.

http://economuch.com/ - Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. -Тема 7. Государственная научно-технологическая политика.

http://fin-result.ru/ - интернет-портал: Финансовый результат, Научно-техническая политика государства.

http://www.rau.su/ - Интернет-журнал «РАУ-Университет», статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев.

http://sbinnovation.ru/content/view/14/1/ - интернет-портал: Инновации в малом бизнесе. Статья: Государственная научно-техническая политика.

http://trvscience.ru/ - Электронный журнал «Троицкий вариант» статья: Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) от 30 августа 2011г. ТрВ № 86, c.4, "Бытие науки", Евгений Онищенко .

Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Http://sbinnovation.ru/%20- Совет Безопасности РФ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Http://economuch.com/page/economikagos/ist/ist-11--idz-ax248--nf-8.html - Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. - Тема 7. Государственная научно-технологическая политика ;

Доктрина информационной безопасности утв. Президентом РФ (сентября 2000 г. № Пр-1895)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Http://www.rau.su/observer/N03_00/03_25.HTM - Интернет-журнал "РАУ-Университет", статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев

Http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf - Министерство образования и науки РФ. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, с.16-19

Технологическая безопасность – это один из аспектов безопасности техногенной сферы, определяющий степень защищенности человека, общества, объектов и окружающей среды от угроз, связанных с реализацией имеющихся или новых технологий в производственной деятельности, включая меры и средства, обеспечивающие уровень развития технологий в ключевых направлениях для обеспечения суверенитета, социально-экономического развития государства и его национальной безопасности.

Т.б. и техногенная безопасность представляют два взаимодополняющих и взаимовлияющих аспекта безопасности техногенной сферы. Т.б. определяет возможности парирования внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий производственной деятельности государства. Она обеспечивается выполнением научно обоснованных требований к разрабатываемым и используемым технологиям, тесно связана с экономической, оборонной, экологической, химической, биологической и радиационной безопасностью. В системе обеспечения национальной безопасности Т.б. рассматривается как компонент национальной безопасности, отражающий национальные интересы в обеспечении технологической независимости и технологического развития. Т.б. необходимо строить с учетом особенностей объектов Т.б., факторов и угроз Т.б. Стратегия в области Т.б. зависит от оценок уровня технологической уязвимости как страны в целом, так и отдельных объектов экономики и организаций, а также от условий поддержания технического баланса в системе международных связей и уровня развития критических технологий и национальной технологической базы. Если проблемы обеспечения техногенной безопасности были комплексно сформулированы и в значительной степени решены в последние годы, то постановка на государственном уровне вопросов об обеспечении Т.б. должна стать актуальной при современном ускоренном развитии реального сектора экономики на основе знаний и высоких технологий в гражданском и оборонном комплексах страны. Применительно к сфере предупреждения и ликвидации ЧС развитие теории, методов и систем Т.б. означает ориентацию на создание таких технологий, технологических процессов и технологических установок, которые способствуют снижению рисков техногенных аварий и катастроф. Сюда относятся технологии с контролируемыми параметрами выбросов опасных веществ, энергий и потоков информации, технологии диагностики и мониторинга, технологии автоматизированных защит от опасных отказов, аварий, катастроф. Проблемы Т.б. должны анализироваться и решаться при разработках и создании систем ликвидации ЧС, реабилитации населения и территорий, это особенно важно при развитии таких технологий, как технологии уничтожения оружия массового поражения (химического, ядерного, биологического), технологии специальных спасательных глубоководных, подземных, космических работ. Обеспечение и повышение Т.б. должно базироваться на анализе и управлении технологическими рисками. См. Безопасность производственного процесса.

Понятие «продовольственная безопасность» широко используется как в нашей, так и зарубежной литературе. За рубежом исследователями продовольственной проблемы Г. Конуэем и Э. Барбером выдвинуто следующее определение: «Продовольственная безопасность, определяемая как постоянное гарантирование доступа населения к необходимому количеству продовольствия для поддерживания активной и здоровой жизни, становится необеспеченной в развивающихся странах скорее из-за недостатка покупательной способности потребителей, чем в силу неустойчивости глобальной продовольственной безопасности».1 Конкретизируя определение, Ю. С. Хромов считает, что продовольственная безопасность страны – это такое состояние ее экономики , при котором гарантируется обеспечение «доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни».

Мировой банк ввел различия между хронической и временной продовольственной безопасностью. Хроническая продовольственная «небезопасность» – это такое состояние, при котором страна, ее район, группа населения, семья испытывает хроническую продовольственную «небезопасность», если постоянное потребление пищевых продуктов недостаточно изза невозможности приобрести (нехватка денежных доходов) или произвести необходимое количество продовольствия.

Временная продовольственная «небезопасность». Она характеризуется тем, что продовольственная небезопасность наступает периодически при нарушениях стабильности доступа к продовольствию ввиду роста цен на продукты питания, неурожаев, снижения уровня доходов.

Специалисты ряда зарубежных стран при определении продовольственной безопасности обычно формулируют общий подход. Отсюда можно дать более четкое определение.

Продовольственная безопасность заключается в поддержании на необходимом уровне показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе . Эти два фактора определяют одну из основ национальной безопасности.

Надежность продовольственной безопасности государства создается, с одной стороны, достаточным самообеспечением продуктами питания; с другой – наличием средств для их импорта в необходимых количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случаях каких-либо осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений в процессе поступления продовольствия по каналам импорта (например, эмбарго).

Международная продовольственная безопасность характеризуется двумя важнейшими показателями:

1) Объем переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до уборки нового урожая. Этот показатель рассчитывается как продолжительность (число дней) общемирового потребления зерна при данном уровне его переходящих запасов в виде соответствующего процента годового потребления.

Безопасным считается уровень переходящих запасов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или примерно 17 % всего годового потребления. При сокращении объема запасов ниже уровня 17 % годового потребления начинается резкий рост мировых цен на зерно, как это было в 1972–1973 гг. и в 1979–1980 гг.

2) Более общим показателем продовольственной безопасности служит динамика производства зерновых в среднем на душу населения.

Продовольственная безопасность в России . Причины, вызвавшие потерю продовольственной самостоятельности в России, можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины – это те, которые непосредственно оказывают влияние на функционирование сельскохозяйственной сферы: недостаточный уровень развития сельскохозяйственной техники; слабое развитие отраслей переработки продукции; запущенность непроизводственной сферы в сельском хозяйстве (создание хранилищ, изготовление продукции для фасовки и средств для доставки сельхозпродукции до потребителя и т. д.).

Внешние причины – они формируют внешнюю среду функционирования продовольственного сектора, создают определенные условия, в которых развивается этот сектор. В современных условиях на формирование внешней среды оказывали решающее влияние экономические реформы; процессы; кризис неплатежей; рост бюджетного дефицита.

Следовательно, можно сделать вывод, что обеспечение продовольственной безопасности зависит не только от непосредственной эффективности продовольственной политики и результатов производственной деятельности субъектов агробизнеса, но и от успехов или неудач макроэкономической политики в целом.

До 1990 г. продовольственный сектор России недостаточно полно обеспечивал население страны продуктами питания. Недостающая часть обычно покупалась за рубежом. Так, в 1990 г. валовой сбор зерновых культур в СССР составил 218 млн т, на долю России приходилось 116,7 млн т. Производство мяса и мясопродуктов составило соответственно 20,0 млн т и 10,1 млн т. При этом зерновых в виде импорта было закуплено 32 млн т, в том числе 15 млн т пшеницы и 13,2 млн т кукурузы. Мяса и мясопродуктов закуплено 1,1 млн т, т. е. импорт зерна от уровня валового сбора составил 15 %, из них пшеницы – 6,9, кукурузы – 6,1, импорт мяса и мясопродуктов – 5,5 %.

После 1990 г. продовольственная проблема резко обострилась. С одной стороны, дефицит продовольствия был преодолен, рынок наполнялся продовольственными товарами, с другой – потребление продуктов питания на душу населения резко снизилось. Россия за несколько лет по уровню питания скатилась с 6-7-го места в мире на 40-е. В результате уровень потребления важнейших жизненно необходимых продуктов опустился ниже реального порога безопасности (табл. 35.1).

Приведенная в табл. 35.1 информация свидетельствует о том, что потребление продуктов питания за первые три года реформ снизилось по всем показателям, кроме картофеля и хлебопродуктов. Наиболее резко снизилось потребление сахара, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, а также мяса и молока. Если сравнить с реальным порогом безопасности, то можно сказать, что в этот период резко снизилось качество питания за счет значительного уменьшения потребления ниже реального порога безопасности мясомолочной и рыбной продукции, а также свежих фруктов и овощей и увеличения низкокалорийной – картофеля и хлебопродуктов, потребление которых по сравнению с пороговыми значениями возросло соответственно на 31 и 13 %.

Потеря продовольственной самостоятельности. В начале 1990-х гг. обострилась проблема соотношения отечественного производства и импорта продуктов питания. Либерализация внешней торговли привела к расширению импорта товаров за счет экспорта материалов. Так, в структуре экспорта на топливно-энергетические ресурсы пришлось 56,8 %, металла и изделий из них – 16,9 %, доля машин и оборудования составила всего 7,5 %. Для сравнения отметим, что доля топлива и энергоресурсов в структуре экспорта составляла 40,5 %, а доля машин, оборудования и транспортных средств была 18,3 %. В настоящее время сырьем и полуфабрикатами с минимальной добавленной стоимостью заполняется более 80 % годового вывоза товаров. В целом доля сектора сырья и полуфабрикатов в товарном производстве достигает 58–60 %. Из-за рубежа в обмен на сырье поступают главным образом потребительские товары. Удельный вес импорта в совокупных ресурсах потребления превышает 63 %

Все это отрицательно сказалось на сельскохозяйственном производстве. Об этом свидетельствуют данные использования производственных мощностей промышленных предприятий по производству отдельных видов продовольственных товаров, приведенных в табл. 35.2.

Снижение загрузки производственных мощностей, с одной стороны, обусловлено жесткой конкуренцией со стороны западных производителей, продукция которых по качеству превосходила отечественную, а по цене, как правило, ниже. В результате спрос на отечественные продукты питания начал сокращаться.

В этих условиях предприятия вынуждены были пойти на резкое снижение цен. Создавшийся рыночный вакуум заполняли конкуренты, преимущественно зарубежные производители.

С другой стороны, свертывание отечественной продукции обусловлено «ножницами цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Так, в 1995 г. цены на сельскохозяйственные продукты возросли в 770 раз по сравнению с 1991 г., а на промышленную продукцию и услуги для села – в 2300 раз, в том числе на электроэнергию – в 5400 раз, горюче-смазочные материалы – в 5200 раз.

Все это привело к тому, что в настоящее время производственные мощности, занятые выпуском сельскохозяйственной продукции, используются лишь частично. По многим видам продукции производственные мощности загружены наполовину, а по отдельным из них – лишь на четверть.

Чтобы обеспечить продовольственную безопасность, необходимо защитить отечественного производителя, создать льготные условия (дотации, система налогообложения, механизм ценообразования) по выпуску продуктов питания из отечественного сырья как экономически более чистого. В связи с тем что многие импортные продукты производятся с помощью генной инженерии, следует установить более жесткие условия контроля за соблюдением отечественных нормативов, которым должны соответствовать ввозимые продукты из-за рубежа.

Разработать механизм регулирования ценовых соотношений на продукцию сельскохозяйственных производителей и товары производственного назначения, используемые в сельском хозяйстве (сельскохозяйственная техника, строительные материалы, горюче-смазочные материалы и т. д.). В качестве базового положения такой механизм должен включать, по опыту других стран, систему государственных дотаций.

Для отечественных производителей необходимо создать равные условия хозяйствования разным типам предприятий, основанных на разных формах собственности . Необходимым условием функционирования агропромышленного комплекса является незамедлительное создание рыночной инфраструктуры в аграрном секторе, современной системы хранения, переработки и доставки сельхозпродукции до потребителя. В целях смягчения конкурентного давления на отечественного производителя со стороны мирового рынка возникает необходимость внедрения защитительно-протекционистских мер.

Технологические уклады и технологическая безопасность

Технологическая безопасность – это важнейшая составная часть экономической безопасности в целом. Успешное развитие экономики определяется имеющимся научно-техническим потенциалом, технологические преимущества которого являются решающим фактором международной конкуренции . Обычно при характеристике технологической безопасности ссылаются на то, что открытая экономика предполагает развитие не всех отраслей, а лишь тех, продукция которых является конкурентоспособной по критериям мирового рынка . Такой подход является слишком упрощенным. Технико-экономическое развитие является весьма сложным взаимообусловленным процессом, состоящим из определенных технологических цепей, технологических совокупностей, конгломератов сопряженных производств, самовоспроизводящихся целостностей. Если из воспроизводственной целостности исключить какой-либо элемент, то неизбежно распадается целостность, разрушается технологическая безопасность. Учитывая это, следует рассмотреть структуру технико-экономического развития и наметить пути обеспечения технологической безопасности.

Основой технико-экономического развития являются технологические уклады, изучение которых позволяет установить взаимодействие технологических сдвигов, выявить их роль в повышении социально-экономической эффективности производства, определить приоритеты технико-экономического развития ит.д.

Технологический уклад – это элемент экономической системы, выступающий в виде совокупности технологически сопряженных производств, ядром которого являются однотипные базисные технологические процессы, объединенные в устойчивые самовоспроизводящиеся ценности и формирующие долгосрочное технико-экономическое развитие.

В экономической литературе дана хронология и характеристика технологических укладов в мировом технико-экономическом развитии (табл. 35.3).

Анализируя процессы криминализации в России, И. Я. Богданов и А. П. Калинин сделали весьма неутешительный, но справедливый вывод: когда криминальные силы в независимости от того, кто их составляет, имеют постоянный и высокий источник финансового и материального обеспечения, они в состоянии функционировать настолько долго и успешно, что их практически не удается локализовать или ликвидировать.

В экономической литературе спектр негативных явлений кроме криминальной включает теневую экономику.

Теневая экономика , как правило, заключается в деформации экономических процессов, которые вследствие пробелов в законодательстве не признаются как правонарушения .

Каналы реализации криминальных процессов. К числу важнейших таких каналов можно отнести: лоббизм, коррупцию, приватизацию.

Лоббизм – это форма воздействия негосударственных хозяйствующих субъектов или отдельных лиц на подготовку и реализацию управленческих решений государственными органами с целью удовлетворения интересов определенных социальных или экономических структур: организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев населения, отдельных граждан и т. д.

Лоббисты обычно, используя способы воздействия, стремятся ускорить (замедлить) принятие тех или иных решений, добиваясь тем самым их реализации в собственных интересах.

Лоббизм возможен, во-первых, при наличии альтернативного многообразия интересов в обществе, возникающего в результате социальной дифференциации и расслоения населения. Во-вторых, при создании условий, обеспечивающих доступ к властным структурам различных групп и слоев населения. Учитывая, что власть объективно не в состоянии одновременно удовлетворить все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета их реализации и стремление со стороны населения, отдельных слоев и групп общества воздействовать на поведение правительства в процессе принятия тех или иных решений.

Лоббизм по форме воздействия на общество может иметь позитивный и негативный характер, т. е. способствовать развитию социально-экономических процессов или решать сугубо эгоистические интересы.

Коррупция . Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы относится ко второй половине XXIV в. до н. э., в эпоху шумеров и семитов. В римском праве corrumpere определялось как разламывать, портить, повреждать, фальсифицировать показания, обесчестить девственницу. Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimist pessima – «извращение наилучшего есть самое худшее»; худший вид аргумента – это ошибочный вывод из здравых предпосылок. Гай Юлий Цезарь нередко высказывался в том смысле, что сговор или бездействие одного не должны нарушать права другого.

Формирование современного понятия стало складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств . На Руси первое упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий имеет место в Двинской уставной грамоте 13971398 гг. В ней говорится о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). Данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку. Наиболее простое определение коррупции дается в словарной литературе. Коррупция (лат. corruptio – порча, подкуп) – преступление , заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, подкуп должностных лиц, их продажность. В документах Организации Объединенных Наций , посвященных борьбе с коррупцией, это понятие определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

В нашей современной экономической литературе понятие «коррупция» трактуется более широко, чем только злоупотребление властью. В частности, многие авторы считают, что причины коррупции кроются прежде всего в экономических и административных структурах государства, активно вмешивающихся в конкретные производственно-хозяйственные отношения, а также низком уровне наказания за коррупционные действия.

В целом необходимо иметь в виду, что сущность коррупции различными структурами общества характеризуется по-разному:

  • экономисты часто рассматривают взятку как инструмент обслуживания непосредственного интереса сторон, способствующий поддержанию гибкости и эффективности функционирования рынка , а также развитию предпринимательства. В более фундаментальных исследованиях по экономике подчеркивается, что долгосрочное воздействие коррупции на хозяйствующие субъекты подрывается конкурентоспособностью, и в конечном итоге оно рассматривается как абсолютно негативное;
  • политологи характеризуют коррупцию как совокупность различных способов заинтересованными структурами и лицами власти финансового и политического влияния на государственные ведомства. Вместе с тем политологи отмечают отрицательное воздействие коррупции на политическую и социальную стабильность в обществе;
  • социологи определяют коррупцию как социальное явление, которое выражается в нарушении принятых в обществе норм поведения и социального благополучия. Коррупция – это индикатор болезненного состояния общества;
  • менеджеры – специалисты в области управления подчеркивают, что коррупция – это злоупотребление ресурсами и использование государственных полномочий для достижения личных выгод;
  • бизнесмены – представители деловых кругов рассматривают коррупцию как неизбежный фактор торговой и инвестиционной политики. В то же время коррупция вносит в деловые отношения неопределенность и непредсказуемость в условия конкурентной борьбы;
  • правоведы отмечают, что коррупция на протяжении всей истории государства и права считается противозаконной; коррупционные отношения – это отклонение от обязательных правовых норм , полномочий в процессе управления государственными ресурсами;
  • население чаще всего рассматривает коррупцию с точки зрения компенсации низ- кой оплаты чиновников, а также неизбежной «смазки» за беспрепятственное прохождение в инстанциях того или иного вопроса.

В целом специалисты почти единодушно считают, что коррупция почти всегда связана с государственной службой и государственной властью, а это в конечном итоге отражается на ее репутации в обществе. Бесспорно одно – коррупция во всех случаях углубляет неравенство и несправедливость, усиливает социальную и политическую напряженность и подрывает эффективность действия государственных институтов, и прежде всего правовых. Лицо, находящееся на государственной службе, нелегально «продает» физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия и услуги, а «покупатель» получает возможность использовать государственную структуру в своих целях.

Формы коррупции и методы ее преодоления

К числу наиболее распространенных форм коррупции в России относятся: взяточничество, коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм. Сюда относятся взносы на политические цели, взносы на проведение выборов , предоставление конфиденциальной информации, переход государственных чиновников на должности почетных президентов частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета , перевод государственной собственности в акционерные общества , обучение детей за рубежом за счет спонсоров и другие изощренные коррупционные технологии.

К числу наиболее опасных явлений с точки зрения коррупции относятся следующие:

  • сращивание государственного аппарата и частного капитала ;
  • участие бывших высокопоставленных чиновников в деятельности коммерческих структур;
  • «откат» от заказных работ как разновидность коррупционных технологий. Речь идет о заказных проектах, от которых на определенной стадии выполнения государство якобы отказывается. При этом оформляются договор , акт приема сданной работы, платежные документы. Хотя проект был никому не нужен и остался на полках в определенных организациях;
  • уход от оплаты налогов путем использования коррупционных связей: сброс денег за рубеж по фиктивным контрактам, операции «обналичивания» денежных средств по фиктивным документам и т. д.;
  • коррупция при распределении бюджетных средств. Установлена закономерность: чем меньше формализованы отношения в иерархической системе и чем больше власть ее отдельных членов, тем «выше коррупция»;
  • протекционистское предоставление госзаказов на выполнение работ коммерческим фирмам на основе непотизма. Такая технология часто используется на аукционах, в которых официально участвуют многие фирмы, но заказ получает тот, кто внес некий взнос в «теневую кассу»;
  • финансовые злоупотребления, связанные с распределением государственных средств в условиях невыполнения государством своих обязательств (невыплата пенсий , задержки выплат по заказам ВПК и т. д.). Неплатежи государства сопровождаются появлением бартерных расчетов, векселей , безналичных расчетов через банки – проводники налоговых платежей, где деньги в конечном счете «теряются», а долги копятся. В результате появляется возможность для принятия чиновниками «субъективных» решений.

Методы преодоления коррупции . При исследовании коррупции необходимо установить причины и условия ее возникновения и на этой основе выработать методы борьбы с ней.

В книге «Основы противодействия коррупции», издание которой было поддержано Европейской комиссией ЕС , определено пять основных сфер, реформы в которых способствуют воплощению в жизнь всеобъемлющей антикоррупционной стратегии:

  • социальные программы;
  • система управления общими органами государственной (муниципальной) власти;
  • подсистема управления правоохранительными органами ;
  • общественное мнение;
  • социальные институты по предупреждению коррупции.

В России в настоящее время коррупция слишком глубоко проникла во все сферы жизнедеятельности общества . В этих условиях необходима комплексная программа по борьбе с этим злом. В качестве базовых положений этой программы должны выступать:

  • реальное стремление политических лидеров бороться со всеми проявлениями коррупции;
  • усиление системы внутреннего контроля в процессе проведения административных реформ;
  • основополагающие меры, направленные на предотвращение и профилактику коррупции, а не только периодические проверки;
  • принятие всеобъемлющего антикоррупционного законодательства, включающего необходимую правовую базу и механизмы реализации предусмотренных норм права ;
  • установление соответствия должностных окладов государственных служащих той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также соответствие их заработной платы уровню зарплат в частном секторе;
  • создание атмосферы честности в обществе. Необходимо исходить из того, что если сами реформаторы нечестны, то усилия, направленные на борьбу с коррупцией, не дадут положительных результатов, а общество разочаруется в реформах и органически будет их отвергать;
  • образование структур, осуществляющих антикоррупционные виды деятельности;
  • выполнение программы, предполагающей ресурсное обеспечение проводимых антикоррупционных мер.

При реализации антикоррупционной программы необходимо исходить из того, что чиновник, работающий в этих структурах, должен получать достойное вознаграждение и социальную защиту. Подбор чиновников и их деятельность должны осуществляться путем использования семи основных принципов:

Бескорыстие. Должностные лица должны принимать решения только с учетом общественных интересов. Они не должны руководствоваться целями достижения финансовой или материальной выгоды для себя, своей семьи или друзей.

Неподкупность. Должностные лица не должны ставить себя в финансовую или иную зависимость от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Объективность. Должностные лица обязаны руководствоваться только объективными достоинствами кандидатов.

Подотчетность. Должностные лица подотчетны обществу за принимаемые решения и совершаемые действия; их деятельность должна быть открыта для самых тщательных проверок.

Открытость. Решения и действия должностных лиц должны быть в высшей степени открытыми для общества. Должностные лица обязаны обосновывать свои решения, а сокрытие информации допускается только в тех случаях, когда этого требуют высшие интересы государства и общества.

Честность. Должностные лица обязаны открыто заявлять о любых личных интересах, имеющих отношение к их должностным обязанностям, и, безусловно, обеспечивать решение обществом возникающих вследствие этого конфликтов интересов.

Руководство. Должностные лица должны поддерживать вышеперечисленные принципы, осуществляя руководство и подавая личный пример.

Материальное и моральное стимулирование государственных интересов чиновников должно выполнять двуединую задачу.

Во-первых, с помощью мотивации государственная служба должна быть достаточно привлекательной, чтобы удерживать добросовестных и квалифицированных работников от перехода в частный сектор.

Во-вторых, государственная служба должна быть достаточно ценной, чтобы служащий понимал, что в случае привлечения к ответственности за коррупцию он потеряет больше, чем приобретет от коррупционной практики.

Борьба со взяточничеством

Взятка , согласно словарю современного русского языка, – это подарок, вознаграждение должностному лицу с целью заставить его сделать что-либо в интересах дающего; подкуп.

Взятка является весьма распространенной формой коррупции. По подсчетам Института социологии, проводящего исследования в России по заказу Международного валютного фонда, россияне в 2002 г. израсходовали на взятки млрд. Это составляет примерно половину государственного бюджета России.

По другим источникам, в 1997 г. было зарегистрировано свыше 16 тыс. коррупционных преступлений в государственной и негосударственных сферах. Незарегистрированная часть коррупционных преступлений, по оценкам экспертов, в конце 1980-х гг. в среднем была в десять раз больше зарегистрированной.

В этой связи возникает вопрос: может ли подарок выступать в качестве взятки, во всех ли случаях подарок является взяткой?

Датской консультативной фирмой в 1995 г. было решено установить строгий контроль за деятельностью, в которой существуют возможности для злоупотреблений. В результате был разработан «Проект политики в отношении подарков». Принципы данного проекта состоят в следующем.

I. Политика в отношении подарков

Открыто преподнесенные подарки считаются нормальными в бизнесе и поддерживаются компанией, в то время как тайные подарки считаются взятками и осуждаются.

II. Примерная классификация подарков

Зримые подарки .

Как правило, такие подарки считаются нормальной составной частью бизнеса и поддерживаются компанией.

Поощряются следующие виды подарков: атрибуты компании (галстук, ручка, зонт) – максимум 2–3 подарка на одного человека.

Поддерживаются подарки: цветы, вино, подарки ценой до 0.

Поддерживаются: приглашение на обед (с супругой или без). Особые случаи должны быть письменно обоснованы.

Поддерживаются в исключительных случаях: учебная поддержка за рубеж или иной подобный зримый знак внимания, связанный с работой.

Тайные подарки .

Допускаются: тайная оплата за дополнительные услуги, связанные с исполнением служебных обязанностей. Должны быть письменно обоснованы дополнительные услуги.

Обычно не разрешаются крупные подарки дороже 0.

Не разрешаются подарки в виде наличных денег, передаваемых напрямую.

Не разрешаются подарки в виде наличных денег, передаваемых через посредников.

Не разрешается тайное «принятие на работу» сотрудников других компаний.

Структура взяточничества в России . В России взяточничество можно подразделить на три группы:

1. Мелкое взяточничество. Оно представляет собой мелкие взятки, принимаемые рядовыми служащими. Эта форма широко распространена среди государственных и муниципальных работников, взимающих подношения за ускорение решения входящих в их обязанности вопросов или за выполнение ими определенных услуг. По имеющимся оценкам, в доходах этой категории работников до 60 % составляют взятки. Род занятий этой категории работников сам по себе, как правило, не является противоправным и не выходит за пределы правового поля.

2. Крупное взяточничество. К этой группе относятся коррумпированные представители органов власти и управления. Они, как правило, берут крупные взятки, торгуют государственными должностями, способствуют или сами участвуют в вывозе капитала за рубеж.

Это осуществляется путем незаконных операций с сырьем, стратегическими материалами, импортными товарами и инвестициями посредством оформления фиктивных платежных документов, вступления в сговор с международными «предпринимателями » и соответствующими организациями. Эта группа по различным экспертным оценкам формирует своеобразную надстройку теневой экономики , составляющую от 5 до 25 % от общего числа занятых в этой сфере, обладающих значительной силой и влиянием.

3. Взяточничество незаконными структурами. В число незаконных структур входят рэкетиры, разного рода вымогатели и т. д. Эта группа взяточников относится к числу чисто криминальных структур, действует в сфере распределения и перераспределения доходов, а способы присвоения имеют внеэкономический характер и сопрягаются с насилием, шантажом, вымогательством . Их поле деятельности образуется как результат неупорядоченности в экономике, слабости властных структур, отсутствия четкой законодательной базы. Незаконные криминальные структуры контролируют до 90 % предприятий и организаций, образующих основное поле получения криминальных доходов. Только плата за «крышу» приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30 %.

Методы борьбы с взяточничеством используются разные – в зависимости от формы и характера взяток.

Первая группа – мелкое взяточничество. В России оно во многом обусловлено низким уровнем доходов. Отсюда в качестве важнейшей меры преодоления этого зла является повышение уровня заработной платы работников государственных учреждений и предприятий. Кроме этого, должно быть четкое законодательство, определяющее сроки исполнения заявлений и просьб населения и меры наказания за нарушения установленного порядка прохождения документов, а также за получение взяток.

Вторая группа – крупное взяточничество, осуществляемое коррумпированными органами власти. В основном оно порождено экономическими реформами, приведшими к распаду народнохозяйственного комплекса как целостного хозяйства. В результате сложившаяся система управления и контроля была разрушена, а новый экономический механизм не сформировался. В итоге стали возможными такие явления, как финансово-экономическая пирамида «МММ»; массовая утечка капиталов за рубеж, которая достигает млрд в год; отъезд из страны огромного количества наиболее квалифицированных рабочих и научных работников и т. д.

В этих условиях, чтобы снизить уровень крупного взяточничества, нужны более тщательный отбор кадров во властные структуры с использованием семи основных принципов, приведенных нами выше; создание действенной системы управления и контроля, правовых норм поведения работников властных структур управления с учетом повышенных норм ответственности за выявленные случаи взяточничества. Следует создавать такие условия, при которых величина потерь значительно превышает размеры доходов, получаемых работником от взяток. И наконец, необходимо создание атмосферы честности в обществе.

Третья группа – взяточничество незаконными структурами. Методы борьбы в этом направлении предполагают главным образом принятие законодательной базы, исключающей саму основу возникновения незаконных структур, и строгое наказание виновников, допускающих случаи вымогательства и взяточничества.

Технологическая безопасность. Физика горения и взрыва


Вопросы по материалу

1. Основные причины возникновения очага возгорания.

2. Поражающие факторы.

3. Определение взрыва, его формы.

4. Что такое горение? Скорость горения. его виды.

5. Классификация ВС по выполнению целевой функции.

6. Охарактеризовать начальный импульс.

7. Показатели чувствительности.

8. Что является показателем взрывопожароопасности?

9. Что понимают под чувствительностью вещества к искровому разряду?


Технологическая безопасность

При производстве ВМ в большинстве случаев развитие аварии происходит по следующей схеме: образование начального очага загорания - рас­пространение горения за пределы очага - переход горения во взрыв или детонацию - возникновение вторичных факторов поражения, некото­рые из которых могут стать причиной образования новых зон аварии.

Как правило, производство ВМ на исправном оборудовании, из ка­чественного сырья, при соблюдении технологического регламента и правил эксплуатации оборудования не приводит к возникновению оча­га загорания.

Однако, при производстве, транспортировке и использовании ВМ нередки случаи, когда из-за воздействия неблагоприятных факторов или их сочетания в энергоемком материале возникает начальный очаг заго­рания. Основные причины возникновения очага - механическое и (или) тепловое воздействие, электрический разряд, химическая реакция. Тех­ническими и организационными мероприятиями можно снизить часто­ту появления таких причин, но нельзя исключить их полностью. Чем раньше будет прервано развитие аварии, тем меньшим будет ущерб.

Величина ущерба в основном определяется физическими, химичес­кими, механическими и т.д. процессами, которые происходят в ВМ, и количеством материала, в них вовлеченного. Физические процессы, происходящие в ВМ, характеризуются различными поражающими фак­торами. Если развитие аварии заканчивается на стадии горения, то эти­ми факторами в основном являются сравнительно длительное действие пламени, тепловое излучение и образование токсичных продуктов го­рения. Если же горение перейдет во взрыв или детонацию, то среди поражающих факторов будут преобладать воздушная ударная волна (УВ), разлетающиеся осколки и обломки оборудования и строительных конструкций. Каждый из поражающих факторов имеет свои законы воз­никновения и распространения, размеры зон поражения, и знание этих законов необходимо для того, чтобы можно было правильно оценить тяжесть возможных последствий от различных аварий.

Актуализация вопросов обеспечения взрывобезопасности производ­ства твердых ракетных топлив в конце 50-х - начале 60-х годов привела к созданию нового научного направления - технологической безопасности. Оно появилось на стыке наук, с одной стороны, физики горения и взрыва и, с другой стороны, химии и технологии производства ВМ. Это научное направление изучает причины возникновения начального очага загорания в перерабатываемых материалах. При этом тщательно исследуется чувствительность ВМ к различным внешним воздействи­ям: удару, трению, тепловому импульсу, электрическому разряду; ста­бильность ВМ и его совместимость с различными веществами. Не каж­дый начальный очаг приводит к распространению реакции за его пре­делы. Следующим шагом является изучение условий распространения химической реакции после возникновения начального очага. Посколь­ку химические реакции могут протекать различными способами (в виде медленного химического разложения, горения или детонации), то сле­дует определить условия, в которых реализуется тот или иной механизм реакции, и условия, когда один из механизмов переходит в другой (пе­реход горения в детонацию). Необходимо изучить и механизмы процес­сов, и законы формирования сопровождающих реакции поражающих факторов, а также влияние на эти факторы различных защитных средств и сооружений. Кроме того, надо решить, а чего, собственно, нельзя до­пустить: возникновения начального очага загорания, массового пожара или мощного взрыва? Необходимый шаг в разработке стратегии обес­печения безопасности - это установление границы между гипотетичес­кими авариями и проектными. Гипотетические аварии происходят из-за таких естественных инициирующих событий, возникновение кото­рых маловероятно, а устранение либо экономически и социально не обо­сновано, либо технически недостижимо (например, падение самолета на вагон со взрывчаткой). Проектные аварии порождаются определен­ными инициирующими событиями. Так, например, падение упаковки с ВМ с максимально предусмотренной регламентом проведения работ высоты на землю есть проектная авария. Для предотвращения ущерба от нее необходимо осуществление технических мероприятий, напри­мер, разработка погрузочно-разгрузочных средств и конструкции упа­ковки, позволяющих снизить вероятность такой ситуации, и, кроме того, не допустить воспламенения ВМ даже в случае падения содержащей его упаковки.

Граница между гипотетическими и проектными авариями во мно­гом определяется техническими и экономическими возможностями предприятий. Новые технические решения или даже просто ресурсы для реализации известных, но дорогостоящих мероприятий могут при­вести к тому, что гипотетическая авария станет проектной.

Научно обоснованный подход в обеспечении безопасности состоит в том, что необходимо оценить не только вероятность возникновения той или иной аварии, но и масштабы ее последствий, то есть оценить риск аварии. Необходимо разработать совокупность специальных мер, не позволяющих аварии развиться до значительных масштабов.

Решение этих вопросов позволяет сформулировать требования к технологическому оборудованию, его размещению в производственных зданиях, размещению зданий и защитных сооружений на промплощадке, определить эффективность различных видов защитных сооружений и выбрать оптимальные из них в каждом конкретном случае, установить безопасные и допустимые расстояния между ними.

Результатами исследований в рамках этого научного направления являются нормы, правила и стандарты, исходные данные для проекти­ровщиков и конструкторов, рекомендации по схемам построения тех­нологических процессов, по конструкциям специальных зданий и за­щитных сооружений, методы исследований и испытаний различных видов ВМ.

Важность решения проблемы обеспечения безопасности настолько велика, что в последние годы вопросы безопасности стали одним из решающих факторов при выборе той или иной технологии производ­ства, а иногда и самой возможности организации производства, пред­ставляющего угрозу для персонала, населения и окружающей среды. Все это нашло свое отражение в вышедшем в 1997 г. «Законе о про­мышленной безопасности». Превалировавшая до сих пор концепция «абсолютной безопасности» перестала соответствовать внутренним за­конам техносферы. Техника безопасности, цель которой - не допустить никаких аварий и тем самым защитить работника, должна смениться качественно новой наукой, способной обнаруживать наиболее риско­ванные звенья производственных комплексов и подсказывать оптималь­ные пути их замены.

Цель:

· выявление потенциальных опасностей, способ­ных нанести существенный урон при производстве и применении ВМ;

· анализ условий проявления разрушительного потенциала ВМ;

· изложе­ние требований к конструкции оборудования, его размещению, защит­ным сооружениям, порядку организации технологического процесса и т.п., направленных на снижение вероятности возникновения и тяжести последствий возможных аварий;

· описание методов регламентирования безопасности.


Похожая информация.