Правовое положение физических и юридических лиц. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве Правовое положение отдельных видов юридических лиц

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государство.

Юридическое лицо это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несёт обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека. При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:

  • разрешительный;
  • явочно-нормативный;
  • явочный.

При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определённого вида юридического лица.

При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Для оценки правового положения юридического лица в конкретном государстве служит критерий, к какой категории лиц оно относится:

1) к «своим», т. е. принадлежащим к данной стране, или 2) к «чужим», т. е. к другому государству.

Важным фактором для уточнения гражданско-правового статуса иностранных юридических лиц в МЧП является то обстоятельство, что на них воздействуют две регулирующие системы: 1) система национального права государства, считающегося для данного юридического лица «своим», и 2) государство, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон).

Представления личного закона в своё время были перенесены и на юридические лица, вследствие чего к ним по аналогии продолжали применяться понятия «национальности» и «оседлости». Категория «национальности» применительно к юридическим лицам является условной, неточной. Однако она не вызывает возражений, если стоит задача отграничения отечественных правосубъектных образований от иностранных. Например, в ОАЭ на основании Закона о компаниях № 8 от 1984 г. 51 % акций компании, создаваемой на территории ОАЭ, может владеть только физическое или юридическое лицо отечественного правопорядка. Следовательно, наиглавнейшая задача – выяснить, о местном или иностранном субъекте права идёт речь.

Двусторонним международным договором может быть установлено, что юридическим лицам, принадлежащим к договаривающимся государствам, предоставляется на основе взаимности национальный режим (либо режим наибольшего благоприятствования) для целей осуществления деятельности на территории другого договаривающегося государства. В этом случае также необходимо разграничить: 1) «своих», т. е. национальных юридических лиц, 2) иностранных, т. е. принадлежащих к договаривающемуся государству, 3) «чужих», т. е. принадлежащих к недоговаривающимся государствам.

Принцип наибольшего благоприятствования один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Этим объясняется само выражение «наибольшее благоприятствование». Указанный принцип состоит в том, что иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей страны. Тот режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключён торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключён торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого принципа создаются равные условия для всех иностранных государств и их организаций и фирм в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке. Для современной договорной практики нашего государства характерны некоторые изъятия, касающиеся развивающихся стран, а также связанные с установлением особых преимуществ в пределах определённых таможенных союзов. Например, торговое соглашение с Индией от 10 декабря 1980 г. В соглашении, в частности, предусматривалось, что режим наибольшего благоприятствования не будет касаться преимуществ, которые были предоставлены или которые могут быть предоставлены в будущем одним из правительств соседним странам в целях облегчения приграничной торговли; преимуществ, которые Индия предоставила или может предоставить в будущем одной или нескольким развивающимся странам в связи с её участием в каком-либо соглашении по развитию торгово-экономического сотрудничества развивающихся стран; льгот или преимуществ, вытекающих из таможенного союза и (или) зоны свободной торговли, членом которых является или может стать каждая из стран.

Договорная практика Российской Федерации в торговых отношениях с другими странами исходит из принципа наибольшего благоприятствования и к применению национального режима в области торговли относится, в общем, отрицательно. Предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима). По отдельным вопросам, например в отношении доступа в суды, национальный режим предусмотрен в договорах о торговом мореплавании. Большое практическое значение приобрело предоставление в РФ национального режима иностранцам на основе многосторонних соглашений в области авторского права и прав на изобретения и товарные знаки.

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического ли­ца, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распре­деления прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет своё содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение о выборе правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц: согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного государства.

«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на­логов; создания ее стороны государства правового регулирования в от­ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского - применимо французское право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран­ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изме­няют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую на­циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су­ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз­ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособ­ность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии опре­деления национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины определения национальности):

· критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;

· критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность го­сударства, где находятся правление или главные органы управления юридическою лица;


· критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извле­кает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления);

· критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

На практике возможно сочетание различных критериев для определе­ния вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как пра­вило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: лю­бое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считает­ся российским, то есть имеет «российскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных ак­тах такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреж­дение данного предприятия российскими и иностранными лицами и на­личие в уставном фонде такого предприятия иностранного капитала. На­циональность «совместного предприятия», так же, как и любого пред­приятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории РФ, будет россий­ской, поскольку данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в ст.161 ГК РФ, в которой содержится положение о том, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридиче­ское лицо учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую национальность..

Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельно­сти юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий» - это понятие, используемое в МЧП для обозна­чения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в раз­ных правовых системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в зако­нодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически во всех правовых системах предусмотрены коллизион­ные нормы, определяющие выбор права для установления правоспособности юридических лиц. Однако, как было показано ранее, сами колли­зионные принципы (соответствующие правила выбора права) имеют различное содержание.

«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколь­кими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регу­лирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в усло­виях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где призна­ется принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на тер­ритории Франции (где существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо за­регистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на тер­ритории России.

Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществ­ляется путем заключения международных договоров, содержащих нор­мы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам налогообложения, регистрации акций, порядка формирования уставного фонда и т.п.).

Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и французским (или другим иностран­ным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или фран­цузским, необходимо дать дополнительные характеристики относитель­но национальности (в частности, указать, какое правило стороны избра­ли для определения национальности).

В юридической литературе в качестве разновидности юридичес­ких лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто назы­вают «международные юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п. В связи с этим необходимо заметить, что само по­нятие «международные юридические лица» является условным и его ис­пользование в МЧП не всегда считается обоснованным. Дело в том, что «международность» - это категория, показывающая наличие «иност­ранного элемента». В транснациональных корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии, имеющих об­щую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине ин­корпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учиты­вая это, терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительствен­ными организациями. Созданные на территории определенного государства, они подчиняются правовому регулированию, установленному зако­нодательством этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организацион­но-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Юридические лица являются активными субъектами международного частного права. Ими считаются предприятия, организации, учреждения, созданные в соответствии с законодательством определенного государства. Однако понятие юридического лица во всех правовых системах являются нормативно определенным. В законодательстве и практике в основном признается, что юридическое лицо создается в порядке, предусмотренном законодательством, имеет собственное наименование, характеризуется организационным единством, имеет обособленное имущество, права и обязанности, преимущественно имущественные, самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданских правоотношениях и хозяйственном обороте, отвечает по обязательствам из договоров и деликтов.

Определение понятия "юридическое лицо" может быть довольно лаконичным. Так, в ч. 1 ст. 80 Гражданского кодекса Украины 2003 г. по названию: "Понятие юридического лица" указано, что ею является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде.

Организационное единство юридического лица обеспечивает действие коллектива лиц как единого целого, формирование единой воли. Это единство определяется в уставе, договоре, законе или административном акте.

Каждое юридическое лицо имеет собственное наименование, отличное от наименования других субъектов права. Оно необходимо для идентификации этого лица в гражданском или хозяйственном обороте. Законодательство государств иногда определяет особенности, связанные с наименованием юридического лица. Например, оно может содержать рекомендацию избегать в наименовании иностранных выражений и слов. Судебная практика государств знает случаи, когда владельцы известных фирм обращались с исками о возмещении неимущественного вреда, причиненного использованием наименования этой фирмы другой, менее респектабельной. Законодательство Австрии, ФРГ, Швейцарии содержит рекомендации относительно целесообразности или нежелательности использования в названии фирмы имени хотя бы одного из ее членов, а также указания существования компании (и К°) или указание на вид ее деятельности (торговля товарами, продажа автомобилей и др). Законодательство этих государств содержит нормы о целесообразности указания в наименовании формы общества или степени ответственности (полное товарищество, акционерное, с ограниченной ответственностью и тому подобное).

Имущественная обособленность означает раздельность имущества юридического лица и его членов, учредителей и других лиц. Имущество юридического лица может быть собственностью ее членов, принадлежать ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Юридическое лицо самостоятельно, без доверенности осуществляет гражданскую и хозяйственную деятельность. Самостоятельно отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Иногда, согласно устава, закона или договора, ответственность может быть возложена на других лиц.

Юридические лица могут делиться на субъекты публичного и частного права в зависимости от природы акта, вследствие которого они созданы. Юридические лица публичного права в основном возникают в распорядительном порядке на основании специальных публично-правовых актов, принятых компетентными государственными органами (закон, декрет, указ, приказ административный). К таким лицам относятся органы управления административно-территориальными единицами, торговые, торгово-промышленные палаты, университеты, музеи, государственные железные дороги и банки и тому подобное. Основываясь в своей деятельности в основном на требованиях нормативно-правовых актов публичного характера, они иногда выступают как субъекты частного права, руководствуясь при этом нормами гражданского или торгового права.

Юридические лица частного права создаются преимущественно в нормативно-явочном порядке. Они учитываются в специальных реестрах или получают специальное разрешение от компетентных органов. Это банки, страховые компании и др. На них распространяются нормы гражданского или торгового права. Они могут выступать в разных формах, предусмотренных законодательством государств. Это союзы и учреждения согласно статьям 21, 22 немецкого Гражданского свода, общества и ассоциации в соответствии со статьями 1832, 1842 Гражданского кодекса Франции; корпорации (объединение лиц) и учреждения - по праву Швейцарии; корпорации из нескольких лиц (в частности, государственные предприятия) и корпорации из одного человека, так называемые one-man-company, а также король, служители церкви - в Англии. Деятельность one-man-company регулирует, в частности, Закон о компаниях 1989 г.

в Целом функционирования юридических лиц с одного лица получило распространение с середины XX века. Эта практика была законодательно закреплена во многих государствах (§ 401 Закона о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк, статьях 87, 95 Гражданского кодекса

Российской Федерации). Однако законодательство большинства государств требует наличия нескольких участников для создания юридического лица. Если же за время деятельности юридического лица его члены выбыли И остался только один участник, деятельность такого юридического лица разрешается (Франция, ФРГ, Великобритания).

Действующий Гражданский кодекс Украины предусматривает разделение юридических лиц на субъекты частного и публичного права (ст. 81). В соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи юридическое лицо частного права в Украине создается на основании учредительных документов в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Юридическое лицо частного права может создаваться и действовать на основании модельного устава. Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления. Порядок образования и правовой статус юридических лиц публичного права устанавливается Конституцией Украины и законом.

Разделение юридических лиц на публичные и частные для международного частного права имеет формальный характер. В имущественном обороте юридические лица публичного и частного права имеют одинаковые права. Исключение в отдельных случаях может составлять государство (если она признается как юридическое лицо). Переход юридического лица из одной формы в другую осуществляется в соответствии с нормами права без прекращения деятельности этого лица.

Законодательство государств допускает функционирование так называемых союзов или иных образований, не имеющих статуса юридического лица. Так, немецкий Гражданский свод, немецкий Торговый свод, специальное законодательство ФРГ, в частности Закон об акционерных обществах 1966 г., разрешающие деятельность союзов, не имеющих статуса юридического лица.

Бывшие колонии государств "семьи континентального" или "общего права" восприняли правовые нормы метрополий относительно установления и регулирования правового статуса юридических лиц. В то же время в законодательстве этих государств обычно отсутствует определение понятия юридического лица. Исключением являются нормы Гражданского кодекса Эквадора в 1861 г., Гражданского кодекса Колумбии 1873. и актов некоторых других государств. Классификация юридических лиц в этих правовых системах повторяет ту, что принята в государствах, правовые системы которых стали образцом права для бывших колоний. А нормативные акты некоторых государств вообще не проводят никакой классификации юридических лиц. Например, этого разграничения не наблюдается в Гражданском кодексе Алжира 1975 г., Гражданском кодексе Перу 1984 г.

"Налоги" (газета), 2009, N 7

Одним из основных условий функционирования юридического лица является его государственная регистрация. Обязательность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13 Федерального закона о государственной регистрации).

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента возникает правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины (ст. 12 Федерального закона о государственной регистрации).

В.В. Долинская подчеркивает, что при регистрации юридических лиц обязательно представляются их учредительные документы, в связи с чем иногда говорят не о регистрации субъекта права, а о регистрации этих документов и фирмы (фирменного, торгового наименования) <1>. По мнению И.В. Зыковой, новацией российского законодательства в данной сфере является отсутствие регистрации учредительных документов создаваемой организации <2>.

<1> См.: Долинская В.В. Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации // Закон. 2006. N 2. С. 7 - 8.
<2> См.: Зыкова И.В. Юридические лица: Создание, реорганизация, ликвидация. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. С. 77.

В гражданском праве России учредительными называются документы, имеющие нормативное значение, которые определяют статус конкретного юридического лица как субъекта права, участника гражданско-правовых, трудовых, налоговых и иных правоотношений, а также взаимоотношения учредителей (участников) юридического лица между собой и с соответствующим юридическим лицом <3>.

<3> См.: Тихомиров М.Ю. Учредительные документы юридических лиц: практическое пособие. М., 2003. С. 14.

Перечень учредительных документов, необходимых для учреждения юридического лица, предусмотрен ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством на основе учредительного договора создаются полные и коммандитные товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, некоммерческие объединения юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может быть использован при создании некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. При этом следует учесть, что учредительный договор является единственным учредительным документом для полных и коммандитных товариществ. Для остальных указанных организационно-правовых форм юридического лица наряду с учредительным договором требуется устав.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества.

Как справедливо отмечает В.В. Залесский, наличие и учредительного договора, и устава отличает общества с ограниченной ответственностью от других организационно-правовых форм юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, и предопределяет совмещение характерных признаков хозяйственных товариществ и акционерных обществ. По своей правовой природе договор, заключенный учредителями общества, представляет собой не только договор о создании общества, но и документ, содержащий нормы, регулирующие взаимоотношения учредителей друг с другом и учредителей с созданным обществом на период его существования. В отличие от хозяйственных товариществ общество может быть создано одним лицом, что влечет за собой отсутствие учредительного договора. Для обществ с одним учредителем установлен один учредительный документ - это устав <4>.

<4> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М., 1998. С. 35 - 36.

Как отмечает Е. Суханов, поскольку учредители общества не обязаны участвовать в его деятельности, появляется необходимость иметь специальные органы этого юридического лица, компетенция которых может быть установлена только уставом. Отсюда наличие у данного общества двух учредительных документов - учредительного договора и устава. Устав утверждается учредителями после подписания учредительного договора и в этом смысле становится частью последнего <5>.

<5> См.: Суханов Е. Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. N 3. С. 15.

В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества (п. 1 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Учредительный договор заключается в простой письменной форме и подписывается всеми учредителями общества. По мнению М.Ю. Тихомирова, это не лишает учредителей права придать ему и нотариальную форму <6>.

<6> См.: Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: порядок создания // Законодательство и экономика. 2007. N 12.

М.Ю. Тихомиров подчеркивает, что из законодательства не вытекает обязательность нотариального удостоверения договора и придание ему нотариальной формы зависит только от усмотрения учредителей общества. Поэтому органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, не вправе требовать от учредителей общества нотариального удостоверения такого договора <7>.

<7> См.: Там же.

Как отмечает В.В. Залесский, учредительный договор, заключенный учредителями и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица <8>. По мнению П.А. Панкратова, учредительный договор - одна из разновидностей договора о совместной хозяйственной деятельности. Характерная особенность данного договора состоит в том, что его объектом является совокупность прав и обязанностей в отношении организации и деятельности вновь создаваемого юридического лица. Этим учредительный договор отличается от договора простого товарищества, когда участники соглашения обязуются действовать сообща в достижении единой хозяйственной цели, но без создания юридического лица <9>.

<8> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М., 1998. С. 39.
<9> См.: Панкратов П.А. Учредительный договор с участием иностранных юридических и физических лиц // Вестник Московского университета. 1992. N 3. С. 45 - 46.

Устав общества должен содержать: полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; сведения о размере уставного капитала общества; сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; права и обязанности участников общества; сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества; сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам; иные сведения, предусмотренные Законом (п. 2 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Устав общества может также содержать иные положения, которые не противоречат Закону об обществах с ограниченной ответственностью и иным федеральным законам.

Как справедливо отмечает В.В. Залесский, этот обязательный минимум сведений в уставе может дополняться любыми положениями, не противоречащими законодательству <10>.

<10> См.: Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М., 1998. С. 40.

Как утверждает А.А. Кыров, по сравнению с учредительным договором устав общества обладает большей юридической силой. Поэтому его положения подлежат преимущественному использованию <11>.

<11> См.: Кыров А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 47.

Учредительным документом акционерного общества является устав. Как отмечает Е. Суханов, учредительный договор здесь не заключается, ибо это физически невозможно при наличии большого числа акционеров. В данном случае может заключаться лишь договор учредителей о создании такого общества, т.е. договор об их совместной деятельности, утрачивающий силу с момента достижения своей цели - создания соответствующего акционерного общества <12>.

<12> См.: Суханов Е. Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. N 3. С. 19.

Мнения современных российских ученых сводятся к тому, что устав юридического лица является локальным нормативным актом.

Как пишет В.В. Долинская, устав является локальным нормативным документом и носит обязательный характер для самого общества и его акционеров. Правоприменительная практика исходит из обязательности устава общества и для третьих лиц, вступающих с ним в правоотношения <13>. По мнению Д.В. Ломакина, устав акционерного общества, будучи локальным нормативным актом, регламентирует деятельность общества, которое обязано соблюдать его положения <14>. Как отмечает И.В. Елисеев, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом <15>. Как утверждает А.А. Кыров, устав представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий корпоративные отношения <16>.

<13> См.: Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997. С. 252.
<14> См.: Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997. С. 21.
<15> См.: Елисеев И.В. Юридические лица // Гражданское право: учебник. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. С. 160.
<16> См.: Кыров А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2007. С. 47.

По мнению Д. Степанова, назначение устава - конструирование и поддержание юридического лица, поэтому законом всегда устанавливается минимальный набор сведений, которые должны в нем присутствовать <17>. По мнению М.Ю. Тихомирова, главное назначение устава - юридическая индивидуализация соответствующего акционерного общества в качестве субъекта права, самостоятельного и конкретно определенного участника гражданского оборота <18>.

<17> См.: Степанов Д. Правовая природа устава юридического лица // Хозяйство и право. 2000. N 6. С. 49.
<18> См.: Тихомиров М.Ю. Акционерное общество: Статус, порядок учреждения и государственной регистрации. М.: Изд. М.Ю. Тихомирова, 2007. С. 96.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные Законом об акционерных обществах (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

Согласно ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах" устав общества должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменное наименование общества; место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала общества; структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные законом (п. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах).

Т.Е. Глушецкий условно разделяет на три группы положения, содержащиеся в Законе об акционерных обществах. Первую составляют положения, предоставляющие читателю устава основную информацию об акционерном обществе. Вторая группа состоит из положений, создающих, наряду с действующим законодательством, нормативную базу для формирования и функционирования органов общества, для регулирования взаимоотношений между акционерами общества, а также между акционерами и органами общества. В третью группу входят положения устава, в отличие от первой и второй групп прямо не предусмотренные законом и включаемые по усмотрению акционеров, например индивидуальные для каждого акционерного общества требования к кандидатам в органы управления и контроля общества. Зачастую указанные нормы вносятся в устав по требованиям органов, осуществляющих государственную регистрацию, или различных контролирующих органов <19>.

<19> См.: Глушецкий Т. Требования к содержанию устава закрытого акционерного общества // Право и экономика. 1999. N 5. С. 8.

Как отмечает Г.С. Шапкина, учредители вправе включить в устав пункты, специально законом не предусмотренные. Содержащиеся в уставе положения могут быть разделены на положения информационного и нормативного характера <20>.

<20> См.: Шапкина Г.С. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах. М., 1996. С. 39.

К информационным положениям Г.С. Шапкина относит наименование общества, его местонахождение, тип общества (открытое или закрытое), сведения об акциях, размещаемых им, размер уставного капитала и др. К правовым положениям относит права акционеров, организационное строение общества, структуру органов управления, полномочия и порядок деятельности общего собрания акционеров и др. <21>.

<21> См.: Там же. С. 39 - 40.

Резюмируя сказанное, представляется возможным сформулировать несколько концептуальных положений.

Учредительные документы юридических лиц - нормативные документы, определяющие права, обязанности, ответственность определенного юридического лица, являющегося субъектом права и вступающего в различные правоотношения.

Юридическое лицо вступает в правоотношения на основании устава, учредительного договора и устава, учредительного договора, общего положения. Данные документы имеют свою внутреннюю структуру и содержат помимо основных, обязательных, положений, определяемых законодателем, и дополнительные, определяемые участниками юридического лица.

Л.И.Сокол

Старший преподаватель

кафедры "Юриспруденция"

филиала Дальневосточного государственного

технического университета

в г. Петропавловске-Камчатском

Понятие юридического лица

На рынке, как и в жизни вообще, люди вступают между собой в различного рода отношения. Они вступают в эти отношения непосредственно, т. е. как обособленные физические лица, и опосредованно, через различного рода группы, объединения физических лиц. В последнем случае такая группа или объединение действуют как единое целое, имеющее какие-то общие интересы, задачи, цели. В свою очередь эти группы опять же могут объединяться в новые группы и т. д.

Объединения людей могут носить формализованный и неформализованный характер. В первом случае такие объединения получают статус юридического лица или иной разрешенный по закону статус, например, статус филиала, представительства юридического лица. Во втором случае они существуют без какого-либо юридического оформления.

В соответствии со статьей 48 Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

  • наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;
  • наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);
  • самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;
  • право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;
  • наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Классификации юридических лиц

В соответствии с Гражданским кодексом РФ разрешенные по закону юридические лица классифицируются по:

  • цели деятельности (получение прибыли или достижение любых других не запрещенных законом целей, кроме получения прибыли);
  • организационно-правовой форме, т. е. по разрешенным видам организаций;
  • характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями с точки зрения наличия или отсутствия у учредителей прав собственности на вносимые ими вклады в имущество этого юридического лица.

Цель деятельности

По цели деятельности юридические лица подразделяются на два больших класса : коммерческие и некоммерческие организации.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Характер отношений

По характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями возможны два типа организаций .

Первый тип организаций состоит в том, что учредители сохраняют право собственности на свои вклады, вносимые в организуемое ими юридическое лицо, а последнее не имеет прав собственности на эти вклады.

Второй тип организаций состоит в том, что учредители теряют право собственности на свои вклады в юридическом лице и это право переходит к юридическому лицу. Данный тип организации может иметь две подгруппы:

  • первая подгруппа — организации, в которых учредитель взамен своего взноса получает определенные обязательственные права в отношении юридического лица;
  • вторая подгруппа — организации, в которых учредитель не получает взамен своего взноса никаких прав по отношению к учреждаемому им юридическому лицу.

К первому типу юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, финансируемые их собственником.

Ко второму типу — все остальные юридические лица.

К первой подгруппе второго типа юридических лиц относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы.

Ко второй подгруппе второго типа юридических лиц относятся общественные организации (объединения), религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, объединяющие юридических лиц, другие некоммерческие организации.

Правовой режим имущества

В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

  • субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);
  • субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);
  • субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

В мировой практике в законодательстве других стран имеют место и другие виды юридических лиц, что отражает, с одной стороны, длительную историю развития рыночного хозяйства, а с другой — национальные особенности каждой страны. С этой точки зрения, в перспективе, возможно появление в России и других видов юридических лиц, если в этом появится необходимость у участников российского рынка.

Общая классификация юридических лиц по российскому законодательству приведена на рис. 2.

Классификация юридических лиц

Существует несколько классификаций юридических лиц.

Прежде всего, все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положена цель создания и функционирования юридического.ища.

Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей).

Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников).

Рис. Юридические лица в России

Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.

Вторым критерием для классификации является организационно-правовая форма , под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных).

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.

Кроме ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут устанавливаться и другими федеральными законами.

Особенности отдельных организационно-правовых форм юридических лиц установлены специальными законами.

Важным критерием для классификации является характер прав участников в отношении юридического лица . По данному критерию могут быть выделены три группы юридических лиц.

К первой группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют вещные права — учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Ко второй группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права , — хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица.

К третьей группе относятся некоммерческие организации, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.

Существуют и иные классификации юридических лиц.

Все иные классификации, а также статус отдельных организационно-правовых форм в рамках данной работы рассматриваться не будут.