Основные отличия предварительного следствия от дознания. Сущность, задачи и виды предварительного расследования. Отличие дознания от предварительного следствия. Сходства дознания и предварительного следствия

Вопросы уголовного права и процесса занимают многих специалистов, а также людей, которые хотят лучше разобраться в тонкостях этой темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень существенны. Они напрямую влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.
Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Разница между дознанием и предварительным следствием

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.
Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

TheDifference.ru определил, что отличие дознания от предварительного следствия заключается в следующем:

Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.
Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.
Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

В данной статье исследуются отличительные стороны дознания от предварительного следствия. Рассматриваемая тема является актуальной, потому что данные две формы предварительного расследования имеют как схожие, так и отличительные стороны.

Исследование вопросов осуществляется путем анализа имеющихся научных работ авторов по данной тематике.

Еще одной отличительной особенностью двух форм предварительного расследования является тот факт, что расследование в форме дознания заканчивается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н. Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» . Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Расследования. Формы предварительного расследования и их соотношение

Предварительное расследование – это стадия уголовного процесса, являющаяся основной формой досудебного производства, в ходе которой компетентные органы и должностные лица(следователи и дознаватели) осуществляют деятельность по расследованию уголовных дел.

Назначение предварительного расследования — подготовка уголовного дела для судебного разбирательства, а при отсутствии оснований для судебного разбирательства- его прекращение.

Цели предварительного расследования : раскрыть преступление; изобличить виновного либо реабилитировать невиновного; сформировать доказательственную базу; обеспечить участие обвиняемого в суде и возможность исполнения решения суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Формы предварительного расследования: следствие и дознание (общий порядок и сокращенное)

Предварительное следствие — это основная, наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса.

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание может проводиться в общем порядке, либо в сокращенной форме.

Критерий Предварительное следствие Дознание
Категория дел Тяжкие и особо тяжкие Небольшой и средней тяжести
Уто осуществляет Следователи дознаватели
Органы К следственным органам относятся: -Следственный комитет; -МВД; -ФСБ -ФСКН (который теперь входит в состав нац. Гвардии) Дознание осуществляют дознаватели -органов внутренних дел, -пограничных органов ФСБ, — органов службы судебных приставов, -таможенных органов, -органов федеральной противопожарной службы, Следствие также могут одушевлять следователи СК РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. А также капитаны морских судов, руководители экспедиций и дипломатических представительств.
Сроки 2 месяца со для ВУД, продлить можно до 3 месяцев и до 12 мес.

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

30 суток, потом еще на 30 суток в дальнейшем продление до 6 мес, до 12 месяцев
Акт по окончанию расследования Обвинительное заключение Обвинительный акт (обвинительное постановление по делам сокращенного дознания)

20.Общие условия предварительного расследования: понятие, значение и

Система.

Общие условия предварительного расследования — это установленные законом правила, к-е выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку пр-ва след­ственных действий и принятию решения.

Общие условия предварительного расследования как система правовых правил содержат такие правовые требования, к-е обеспечивают в этой стадии осуществление принципов уг. процесса.

К общим условиям относятся решения таких процес. вопросов, как:

1. форма предварительного расследования (таблица – следствие и дознание)

2. подследственность;

3. место пр-ва предварительного расследования;

4. соединение уголовных дел; \/ выделение уг. дела;

5. выделение в отдельное пр-во материалов уг. дела;

6. начало пр-ва предварительного расследования;

7. пр-во неотложных следственных действий;

8. окончание предварительного расследования;

9. обязательность рассмотрения ходатайства;

10. меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

11. недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

2.Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Правила подследственности устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 УПК РФ и территориальную (местную) — ст. 152 УПК РФ.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. Остальные признаки подследственности являются исключениями для предметного признака, которые применяются в силу: особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная , или личная подследственность); связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность).

Итак, согласно положениям статьи 151 УПК РФ предварительное следствие по большинству составов преступлений осуществляется следователями органов внутренних дел РФ .

Ряд особо тяжких и тяжких преступлений (направленных против жизни человека, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности, преступлений террористической направленности, преступлений направленных против основ государственного строя и общественной безопасности) отнесены к компетенции следователей Следственного комитета РФ . Кроме того, к подследственности последних (в том числе при проведении дознания) отнесены преступления совершенные некоторыми должностными лицами (депутаты различных уровней, лица занимающие выборные должности, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и т.д.), а также совершенные в отношении этих лиц, в связи с их служебной деятельностью; тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

Следователи органов федеральной службы безопасности уполномочены проводить предварительное следствие по ряду преступлений, направленных против общественной безопасности и государственной власти, основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества. При этом большинство составов, отнесенных к их компетенции, имеет альтернативную подследственность (указаны в компетенции следователей СК и ОВД), однако, если преступления, предусмотренные статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 УК РФ, совершены должностными лицами Слественного комитета, органов внутренних дел, органов службы внешней разведки и т.д.., следствие проводят следователи ФСБ.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ уполномочены проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ.

Поскольку значительное количество составов преступлений имеет альтернативную подследственность, ч.5, 6 ст. 151 УПК РФ уполномочивает вести предварительное следствие по этим преступлениям, органу их выявившему, либо органу, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором, который также уполномочен разрешать споры о подследственности. Кроме того, прокурор вправе передать любое уголовное дело, независимо от квалификации деяния следователю Следственного комитета, обосновав свое решение (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152).

Согласно ст.152 УПК РФ, как правило, предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

3.Производство предварительного следствия следственной группой детально регламентировано ст. 163 УПК РФ, аналогичного содержания норма-ст.223.2 УПК РФ определяет порядок производства дознания группой дознавателей.

Основанием для создания следственной группы (группы дознавателей) является сложность или большой объем расследования

Решение о создании следственной группы, о назначении ее руководителя, и изменении ее состава принимает руководитель следственного органа (руководитель органа дознания в отношении группы дознавателей), о чем выносится либо отдельное постановление, либо указывается в постановлении о возбуждении дела. К работе следственной группы (группы дознавателей) могут быть привлечены должностные лица органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Состав следственной группы (группы дознавателей) объявляется подозреваемому и обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, им разъясняется право заявить отвод любому ее участнику.

Руководитель следственной группы (группы дознавателей) принимает дело к своему производству, организует ее работу, направляет деятельность следователей (дознавателей) и принимает важнейшие процессуальные решения по делу: о направлении дела в суд, о выделении, прекращении, приостановлении или возобновлении дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого (о вручении уведомления о подозрении — для дознания), об объеме предъявляемого ему обвинения, о направлении содержащегося под стражей обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар, о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока следствия и перед судом — о получении разрешений на применение соответствующих мер принуждения.

В данной статье исследуются отличительные стороны дознания от предварительного следствия. Рассматриваемая тема является актуальной, потому что данные две формы предварительного расследования имеют как схожие, так и отличительные стороны. Исследование вопросов осуществляется путем анализа имеющихся научных работ авторов по данной тематике.

В теории уголовного процесса, большое количество научных работ различных авторов посвящено теме дознания и предварительного следствия. Основными вопросами исследуемых тем являлось место этих двух форм уголовно-процессуальной деятельности в предварительном расследовании, их отличия друг от друга и особенности каждого как формы предварительного расследования, и все эти вопросы, так или иначе, переплетаются между собой.

Ныне действующая УПК РФ в п. 8 ст. 5 рассматривает дознание, как разновидность предварительного расследования, осуществляемую дознавателем, по уголовным делам в которых осуществление предварительного следствия необязательно. Хотя ранее дознанием именовалось и деятельность, по которым обязательно предварительное следствие. Сейчас же, п. 19 ст. 5 УПК РФ причисляет данную форму к неотложным следственным действиям. В отличие от дознания, предварительное следствие понимается как форма предварительного расследования, состоящая из процессуальных действия и решений, включающая в себя осуществление следственных действий, применение мер уголовного принуждения, привлечение лиц как обвиняемых по делу и т.д.

По словам Н.Н. Апостоловой, «дознание - это только производство неотложных следственных действий (и соответствующих решений)» . Как правильно отмечает В.В. Дронов, «дознание всегда является лишь первым этапом (частью) расследования, а так называемое дознание в полном объеме - это проводимая деятельность органом следствия, при этом ограничивая права граждан» . Вполне оправданно, именовать эти две формы деятельности одинаково, в том числе и уголовно-процессуальную практику дознания.

А вот о существенных различиях в дознании и предварительном следствии, говорит Ю.Н. Кабанцев. Он отмечает, что «дознание - это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем, чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии» . По его мнению, дознание играет роль «раскачки» для дальнейшего, более полного и всестороннего предварительного следствия.

При производстве дознания, орган, осуществляющий данную деятельность, принимает меры по установлению обстоятельств, которые подлежат доказыванию в уголовном деле, руководствуясь при этом, процессуальными правилами предварительного следствия. У этих двух видов деятельности есть много общих сторон: начиная от момента начала и окончания, заканчивая основания производства процессуальных действий. Основными отличиями дознания от предварительного следствия является:

  1. Срок дознания меньше сроков предварительного следствия. Он составляет 30 дней, а первоначальный срок предварительного следствия-2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов продлении срока предварительного следствия нет. Срок дознания, проводимого органом дознания, продлевается прокурором, а срок предварительного следствия продлевается руководителем следственного органа. Существуют различия в причинах продления.
  2. Дознание обычно проводится дознавателем, статус которого отличается от правового положения следователя. Прокурор может давать дознавателю обязательные письменные указание. Донное лицо имеет право обжаловать любое указание прокурора, но в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного распоряжения прокурора, ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения.
  3. При дознании, лицо может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 уголовно-процессуального кодекса, после чего он становится подозреваемым. Если в ходе расследования подозреваемый задержан, расследование должно быть закончено, либо подозреваемому предъявлено обвинение не позднее 10 дней со дня избрания указанной меры пресечения. Если в течение этого срока невозможно составить обвинительный акт, подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, после чего производство дознания продолжается или отменяется.

Еще одной отличительной особенностью двух форм предварительного расследования является тот факт, что расследование в форме дознания заканчивается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н.

Отличительные черты дознания от предварительного следствия

Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» . Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны. Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления. Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

1. Приостановление предварительного расследования

Разница между дознанием и предварительным следствием

Розыск обвиняемого и возобновление предварительного расследования

3. Прекращение уголовного дела

4. Окончание предварительного следствия и направление уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения

5. Дознание

1. Приостановление предварительного расследования

Приостановление производства по уголовному делу — это прекращение производства следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу на время, до устранения причин его приостановления, предусмотренных ч.1 ст. 208 УПК РФ.

При расследовании уголовного дела порой возникают ситуации, вследствие возникновения которых необходимо предварительное расследование по делу приостановить в целях сохранения сроков следствия.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие основания приостановления предварительного следствия (ст. 208 УПК РФ):

1) в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

3) в случае, когда местонахождение обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (например, находится за пределами Российской Федерации);

4) в случае временного тяжкого заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в следственных и иных процессуальных действиях, удостоверенного медицинским заключением.

В случае возникновения одного из перечисленных оснований следователь выносит мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия, копию которого направляет прокурору.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых. Однако необходимо помнить, что выделение допускается лишь в случае, если этим не будет нарушена полнота и объективность расследования и последующего рассмотрения дела.

В случаях, если лицо, совершившее преступление, не установлено, либо обвиняемый скрылся от следствия, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении срока его производства. В иных случаях оно может быть приостановлено и до окончания срока предварительного следствия.

До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого (допросы свидетелей, производство экспертиз, обыски, выемки и т.д.) и принимает меры к его розыску, используя в том числе и оперативно — розыскные методы, либо установлению лица, совершившего преступление.

Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям тяжелого заболевания обвиняемого, при отсутствии реальной возможности его участия в деле по основаниям, об этом уведомляются также обвиняемый и его защитник.

После приостановления предварительного следствия следователь:

1) в случае приостановления предварительного расследования в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, принимает меры к установлению лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого;

2) в случае, если местонахождение обвиняемого неизвестно, устанавливает местонахождение обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры к его розыску.

Проведение следственных действий по уголовному делу, приостановленному производством, не допускается. Необходимо также отметить, что если производство по уголовному делу приостановлено в связи с тем, что обвиняемый скрылся от следствия или суда, течение срока давности приостанавливается и возобновляется с момента задержания разыскиваемого лица (ч.3 ст.78 УК РФ). В остальных случаях срок давности не прерывается, и если основания приостановления дела не отпали до истечения срока давности, то по его окончанию, дело подлежит прекращению производством в соответствии с п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Если основания приостановления производства по уголовному делу отпали, либо возникла необходимость проведения следственных действий, которые возможно провести в отсутствие обвиняемого, следователь выносит постановление о возобновлении производства по уголовному делу, о чем извещает заинтересованных лиц: подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также прокурор (ч.3 ст.211 УПК).

2. Розыск обвиняемого и возобновление предварительного расследования

В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется — то и фотография или дактокарта.

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

При наличии оснований, перечисленных в ст.97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.

Кроме того, проводится проверка по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведения. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст.10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска.

Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления.

Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. По общему правилу, лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.

Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Полномочия следователя в уголовном процессе вправе осуществлять следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо важным делам, служащие в следующих органах:

— Следственный комитет

— следственные органы при МВД

— следственные органы при ФСБ

— следственные органы при ФСКН

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке,

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Основной гарантией этих полномочий является процессуальная самостоятельность следователя , которая выражается в следующем:

1. следователь вправе не согласиться с любым надзорным указанием прокурора

2. следователь в отношении руководителя СО является подчиненным субъектом, а поэтому по общему правилу обязан исполнить все его письменные указания, данные по уголовному делу.

Следователь вправе не согласиться с указаниями руководителя СО по следующим вопросам, касающимся:

— изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю

— привлечения лица в качестве обвиняемого

— квалификации преступления

— объема обвинения

— избрания меры пресечения

— производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению

— направления дела в суд

— прекращения уголовного дела

При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, который либо утверждает эти указания, либо отменяет их.

20.Орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель в уголовном процессе.

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Полномочия по производству дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Возбуждение уголовного дела Где учиться на следователя

Одним из отличий дознания от предварительного следствия состоит в том, что дознаватель не выносит отдельного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а составляет обвинительный акт, который по сути своей представляет процессуальный документ, в котором фактически соединяются постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. В обвинительном акте указываются (ст. 225 УПК РФ):

1) время и место его составления;

2) фамилия, инициалы и должность лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения деяния, содержащего признаки преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства, имеющие существенное …
значение по данному уголовному делу;

5) формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом;

7) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

8) список лиц, подлежащих вызову в суд. По окончанию дознания, как и предварительного следствия, обвиняемому и его защитнику предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ (т.е. особого порядка ознакомления с материалами дела не предусмотрено), о чем делается отметка в протоколе. Потерпевшему, его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер. Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Республики Беларусь от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие . Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Орган дознания.

Органом дознания называют государственный орган, уполномоченный законом осуществлять дознание.

Согласно ст. 37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности — по делам, отнесенных законом к их владению; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения или сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных гражданским персоналом вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в распоряжении чисти, соединения, учреждения, гарнизона; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы пограничной охраны — по делам о незаконном пересечении Государственной границы, а также нарушении правил несения пограничной службы; таможенные органы — по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей; органы финансовых расследований — по делам, отнесенным законом к их ведению; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; капитаны морских или речных судов, находящиеся вне пределов Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных на судне; главы дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств.

Из этого перечня видно, что почти все правоохранительные органы РБ осуществляют дознание по уголовным делам. Однако для них это не основная функция, а производная.

Следует отметить, что основную массу уголовных дел расследуемых в форме дознания осуществляет милиция в двух видах: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и дознание по делам, которым производство предварительного следствия обязательно. Кроме того, милиция осуществляет ускоренную подготовку материалов.

Начальник органа дознания. Дознание по уголовным делам и производство по ускоренной подготовке материалов осуществляется под руководством начальника органа дознания. Согласно ст. 38 УПК он обязан организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявление лиц, их совершавших, предупреждения и пресечения преступлений. При производстве дознания по уголовным делам он обязан обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и своевременное выполнение поручений следователя, прокурора.

Для осуществления руководства предварительного расследования уголовных дел в форме дознания начальник органа дознания наделен правом поручать производство дознания дознавателям, которые под его руководством расследуют уголовные дела. Он дает указания дознавателям о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения. Направлении дела и материалов, производства отдельных следственных и процессуальных действий, передает дела и материалы от одного дознавателя другому, поручает расследование нескольким дознавателям. Он вправе лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполнять отдельные следственные либо процессуальные действия по делу, находящемуся в производстве дознавателя.

Все важные решения по уголовному делу принимаются с согласия начальника органа дознания. Он утверждает почти все постановления, выносимые дознавателем. Это такие постановления как о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска, выемки и наложении ареста на имущество, о приводе, об освидетельствовании, об отстранении обвиняемого от должности, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого, подозреваемого, не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской экспертизы, продлении срока содержания под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого, о передаче дела прокурору для направления в суд, а также протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению.

Обжалование их прокурору не приостанавливает исполнения.

4. Структура ОД УМВД России по г.Чебоксары

Отдел дознания ОП№1,2,3,4 входит 8 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 2 старших дознавателя, 4 дознавателей.

ОД ОП №5 входит 5 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 3 дознавателя.

В отделения полиции входит 3 сотрудника.

Заключение

Таким образом, я бы хотел отметить тот факт, что делопроизводство в УМВД г. Чебоксары является одной из важнейших частей работы полиции. На первый взгляд кажущееся незначительным: учет и оформление процессуальных документов, регистрация, подшивание дел – на самом деле является важнейшим звеном в осуществлении деятельности суда.

Ввиду разнообразия выполняемых задач, должностные лица органов дознания выполняют различные функции, обусловленные задачами органа государственной власти, в котором они проходят службу.

Среди должностных лиц органов дознания можно выделить оперуполномоченных — должностных лиц, наделенных полномочиями по раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, а также лиц, пропавших без вести.

Иные должностные лица органов дознания обладают контрольными и надзорными полномочиями в различных сферах общественных отношений, и, несмотря на свой процессуальный статус, не всегда принимают участие в уголовном процессе.

За время прохождении практики я смог частично ознакомится с делопроизводством, сам оформлял повестки, упорядочивал листы в уголовных делах, нумеровал их, составлял опись, а затем проводил их регистрацию. Присутствовал на допросах подозреваемых,выезжал на места совершения преступлений.

Список использованной литературы

2. Конституция Чувашской Республики (принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.) (с изменениями и дополнениями)