Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Отграничение от террористического акта. Конспекты юриста

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Статья 277 УК предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).

Объект преступления. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля уголовный закон рассматривает как террористический акт, т. е. деяние, посягающее на политическую систему России, а также на жизнь и здоровье потерпевших. Теракт выступает составной частью более общего, массового и опасного явления, - терроризма.

Потерпевшими при теракте могут выступать только государственные или общественные деятели, т. е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности * .

* См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка, М., 1987. С. 140.

К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и др., последовательно и активно осуществляющие свои государственные и политические функции.

К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.

Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют террористического акта и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступления против личности.

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь, т. е. в совершении деяний, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля, независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий террориста, момент окончания преступления перенес на стадию покушения. Фактическое наступление смерти или покушение на жизнь указанных лиц охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации по статьям за убийство (ст. 105 УК) либо умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111, 112 УК).

Реальными последствиями посягательства могут быть: наступление смерти, причинение вреда здоровью различной тяжести. Возможно и полное отсутствие вреда здоровью, когда покушение не реализовалось в указанных последствиях (например, террорист стрелял, но промахнулся). Не влияя на квалификацию (во всех этих случаях налицо признаки теракта), наличие или отсутствие вредных последствий учитывается в оценке степени общественной опасности содеянного, вины субъекта и вынесении ему меры наказания.

Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, т. е. субъект сознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются либо наличие цели - прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо наличие мотива мести за такую деятельность. Следовательно, террористический акт выступает "ответной мерой" за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводит потерпевший, либо местью за ее осуществление.

Субъектом теракта может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

К содержанию Уголовное право России

Смотрите также:

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

К государственным деятелям относятся руководители государственных органов федерального уровня и субъектов РФ и другие государственные служащие, которые своей деятельностью активно проводят в жизнь политику государства. К государственным деятелям также относятся депутаты, официально зарегистрированные кандидаты для избрания в органы власти, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели - это лица, активно участвующие в работе общественных объединений, политических партий, профессиональных и иных общественных объединений.

2. Террористический акт совершается с прямым умыслом, его целью является прекращение политической деятельности государственных или общественных деятелей или месть за такую деятельность, независимо от характера и направленности этой деятельности.

Месть в данном случае можно рассматривать и как мотив, и как цель преступления, важно, что она осуществляется за политическую деятельность потерпевшего.

3. Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать либо убийство, либо покушение на убийство указанных лиц.

4. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля считается оконченным с момента причинения смерти или же с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего.

5. Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Если посягательство совершается наемным убийцей, вопрос об ответственности должен решаться следующим образом: если наемный убийца не знал и не мог знать подлинных целей заказчика убийства, он будет нести ответственность за умышленное убийство; если наемный убийца знал о целях убийства, он будет отвечать за террористический акт как его исполнитель, а заказчик - за подстрекательство или организацию террористического акта.

6. В отличие от первых двух составов преступлений (государственная измена - ст. 275 УК, шпионаж - ст. 276 УК) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля наряду с лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы либо смертную казнь. Это преступление также особо тяжкое.

Основным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля являются общественные отношения, складывающиеся во внутриполитической сфере реализации государственного суверенитета. В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни потерпевшего.

Потерпевшим от преступления является государственный или общественный деятель. Нормативного определения данных понятий не существует; признаки государственного или общественного деятеля справедливо рассматривать в качестве оценочных, поскольку определяющим в характеристике потерпевшего является не столько его должностное или общественное положение, сколько характер его служебных функций, масштабность и активность их осуществления, значимость деятельности потерпевшего для реализации тех или иных направлений внутренней или внешней политики государства.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица, в частности занимающие государственные должности категории "А". К государственным деятелям следует относить также депутатов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.

Не могут выступать потерпевшими от анализируемого преступления представители власти (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.), которые не являются государственными деятелями. Посягательство на жизнь указанных лиц предусмотрено в самостоятельных статьях уголовного закона (ст. 317, 318 УК РФ).

Общественные деятели - это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Государственный или общественный деятель в смысле ст. 277 УК РФ не должен являться представителем иностранного государства или сотрудником международной организации, пользующимся международной защитой (их перечень определен Конвенцией ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь указанных лиц рассматриваются УК РФ в качестве преступлений против мира (ст. 360 УК РФ).

Посягательство на жизнь близких государственному или общественному деятелю лиц, совершенное в целях прекращения его политической деятельности, не может быть согласно закону квалифицировано по ст. 277 УК РФ. Такое деяние заслуживает правовой оценки по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является связь посягательства именно с государственной или иной политической деятельностью потерпевшего. В связи с этим, например, посягательство на жизнь общественного деятеля из числа представителей средств массовой информации или науки, совершенное в связи с их профессиональной (журналистской, научной) деятельностью, не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ. Характер деятельности потерпевшего является одним из основных признаков, позволяющих отграничивать анализируемое преступление от убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим служебной деятельности или общественного долга (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ). Государственная или общественная деятельность - более широкое по своему объему и содержанию понятие, нежели понятие служебной деятельности и общественного долга, и присуще только узкой группе лиц - государственным или общественным деятелям.

С объективной стороны посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть выражено в убийстве или покушении на убийство; покушение на убийство образует оконченный состав посягательства на жизнь. Преступление имеет усеченный состав и признается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля, независимо от наступившего результата.

В силу этого причиненный в процессе посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля вред его здоровью (в ситуации, когда посягательство не привело к наступлению смерти) не требует дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья, он полностью охватывается диспозицией ст. 277 УК РФ. Отсутствие фактического вреда здоровью государственного или общественного деятеля (например, в ситуации, когда виновный, совершая выстрел, промахнулся) не исключает квалификации содеянного при наличии иных требуемых законом признаков по ст. 277 УК РФ. Вместе с тех характер и объем реально наступивших последствий может учитываться судом при назначении уголовного наказания.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может образовывать совокупность с иными преступлениями. Например, если посягательство совершается гражданином РФ по заданию иностранной разведки, содеянное может быть дополнительно квалифицировано как государственная измена; если посягательство на жизнь главы государства сопровождалось захватом власти - по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 278 УК РФ; если посягательство совершено путем взрыва и преследует, помимо прочего, цель оказания воздействия на принятие решения органами власти - по совокупности со ст. 205 УК РФ.

Субъективная сторона посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект, совершая посягательство, всегда осознает общественную опасность лишения жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление его смерти и желает этого*(748).

Данное преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, поскольку ст. 277 УК РФ в качестве обязательных признаков субъективной стороны состава преступления предусматривает специальную цель - прекращение деятельности потерпевшего или мотив - месть за указанную деятельность.

При квалификации посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля важно установить, что умысел виновного был направлен именно на лишение жизни потерпевшего. При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)"). Если будет установлено, что умысел виновного был направлен не на убийство потерпевшего, а на причинение вреда его здоровью, содеянное должно быть квалифицировано по соответствующим статьям закона об ответственности за преступления против здоровья личности.

В содержание умысла входит также осознание того, что совершаемое деяние направлено именно против государственного или общественного деятеля. Если лицо, имея умысел на лишение жизни частного лица, по ошибке причиняет смерть государственному или общественному деятелю, содеянное квалифицируется в соответствии с направленностью умысла как преступление против личности. В иной ситуации, когда, имея умысел на убийство государственного или общественного деятеля, виновный причиняет смерть частному лицу, содеянное должно квалифицироваться по правилам совокупности преступлений как преступления против безопасности государства и против личности.

Субъектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие четырнадцатилетнего, но не достигшие шестнадцатилетнего возраста, в случае совершения анализируемого преступления несут ответственность по соответствующим статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья личности (ст. 105, 111 и др. УК РФ). Если такие подростки действовали в соучастии с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста, то квалификация их действий как преступления против личности не исключает ответственности иных соучастников по ст. 277 УК РФ.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства.

(ст. 277)

Государственный деятель - глава государства, руководители государ­ственных органов исполнительной и законодательной власти федерально­го уровня (депутаты Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ и пр.) и субъектов Федерации, а также руководящие работники государст­венного аппарата и другие высокопоставленные государственные служащие (например, члены избирательных комиссий).

Общественный деятель - руководитель или видный деятель, активист политических партий, массовых движений, профсоюзных и религиозных организаций, иных законных общественных объединений. К обществен­ным деятелям могут быть также отнесены широко известные представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате совершенного деяния дестабилизируется политическая обстановка в стране, обостряются противоречия в политической сфе­ре, подрывается авторитет государства на международной арене.

Объект посягательства - закрепленная в Конституции РФ политическая система РФ, а также жизнь и здоровье потерпевших (допол­нительный объект).

Потерпевший - государственный или общественный деятель.

Объективная сторона выражается в посягательстве на жизнь. Под ним следует понимать убийство или покушение на убийство. В понятие «посягательство» входит также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека в момент его нанесения, поскольку его причинение само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении заканчивается смертью.

Преступление считается оконченным в момент осуществления по­сягательства независимо от наступления материальных общественно опасных последствий. На квалификацию не влияет и полное отсут­ствие вредных последствий (например, взрывное устройство сработало в то время, когда государственный деятель находился в другом зда­нии). Посягательства на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций, а также на близких родственников, членов семей государственных и обществен­ных деятелей (хотя и совершенные в связи с государственной или по­литической деятельностью данных лиц) состава ст. 277 не образуют. Данные действия следует квалифицировать по соответствующим ста­тьям как преступления против личности либо как посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное рас­следование (ст. 295), или на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317).



Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Обязательными признаками явля­ются либо цель - прекращение государственной или иной политиче­ской деятельности потерпевшего, либо мотив - месть за указанную деятельность. Если в результате посягательства на жизнь, помимо смерти, причинения тяжкого вреда здоровью самого государствен­ного или общественного деятеля, наступают иные общественно опасные последствия (гибель граждан, разрушение зданий и т. п.), содеянное требует дополнительной квалификации по соответству­ющим статьям УК.

Если лицо, имея намерение причинить смерть государственному или общественному деятелю, в действительности причиняет смерть или вред здоровью постороннему человеку (например, в результате неточного выстрела из огнестрельного оружия), содеянное следует квалифицировать по ст. 277. Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а на причинение вреда его здоровью, то состава преступления, преду­смотренного анализируемой статьей, не будет.

Субъект преступного посягательства - вменяемое лицо, достиг­шее 16 лет. Вовлеченные в совершение преступления несовершенно­летние в возрасте от 14 до 16 лет несут уголовную ответственность за совершение преступления против личности. Преступление относится к категории особо тяжких деяний.

В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния – «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась. Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека(определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления)

Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).

Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления. Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.

Обязательные признаки состава террористического акта-цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.

Субъектами террористического акта по ст. 277 УК могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.

В Уголовном кодексе 1960 г. предусматривалась ответственность за посягательство не только на государственного или общественного деятеля, но и на представителя власти (ст. 66), а также представителя иностранного государства (ст. 67). Кодекс 1996 г. вполне обоснованно исключил указание на представителя власти, поскольку посягательства на таких лиц в зависимости от осуществляемых ими функций в системе государственной власти подпадают либо под признаки ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), либо ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), либо ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) осуществляется с целью прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт). Террористический акт признается оконченным с момента либо причинения смерти , либо совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля следует отличать от состава терроризма (ст. 205 УК). Разграничение этих преступлений должно проводиться по объекту (объектом терроризма является общественная безопасность, а террористического акта - основы конституционного строя), объективной стороне (терроризм осуществляется путем взрывов, поджогов или иных общеопасных действий, а терракт - путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (терроризм осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а террористический акт - с целью прекратить государственную либо общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность). Террористический акт отнесен законодателем к числу особо тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрена возможность определения судом пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Дополнительный объект – жизнь государственного или общественного деятеля.

Под общественными деятелями следует понимать руководителей, активистов политических партий , общественных организаций, массовых движений, профсоюзных , религиозных организаций и иных общественных объединений .

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь, т. е. совершении деяний, непосредственно направленных на убийство государственного или общественного деятеля, или покушении на его убийство. Причинение при этом вреда здоровью потерпевшего охватывается тем же составом преступления и не требует дополнительной квалификации.

Способы убийства на квалификацию не влияют, однако при наличии некоторых факультативных признаков объективной стороны (способ, обстановка, место) ответственность виновного может наступать по совокупности (например, осуществление террористического акта в отношении государственного деятеля путем взрыва на митинге, демонстрации).

Использование при совершении террористического акта находящегося в незаконном обороте оружия , боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств , а равно наркотических или психотропных веществ следует квалифицировать по совокупности со ст. 222 УК РФ или 228 УК РФ.

Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или представителей общественных организаций, а также членов семей, близких родственников государственных и общественных деятелей состава преступления не образует. Совершенные деяния следует квалифицировать по соответствующим статьям в зависимости от характера действия, последствий и т. д.

Субъектом террористического акта может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства , достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом .

Обязательным признаком субъективной стороны является цель – прекращение государственной или иной политической деятельности путем физического устранения политического противника либо месть за такую деятельность. В большинстве случаев указанные цели совпадают.

В тех случаях, когда убийство совершено с иной целью или по другим мотивам, содеянное следует квалифицировать по иным статьям в зависимости от направленности умысла (например, по ч. 2 ст. 105).

В случаях, когда виновный ошибочно убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо, ответственность наступает по совокупности преступлений – как за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и убийство иного лица.