Элементы состава экологического правонарушения. Субъективная сторона экологического правонарушения. Вредные последствия противоправного деяния означают причинение. вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также созд

Роль экологической ответственности – выступает одним из инструментов охраны окружающей среды Экологическое правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред отношениям в области охраны окружающей среды

Объект – общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В частности, объектами могут выступать окружающая среда в целом, здоровье человека

Субъекты – граждане и юридические лица

Объективная сторона – совершение деяние (действие или бездействие), нарушающего нормы экологического права, наличие вреда окружающей среде либо угроза его причинения, причинная связь между совершенным противоправным деянием и наступившими последствиями

Субъективная сторона – наличие вины причинителя вреда. Вред причиненный источником повышенной опасности возмещается независимо от наличия вины владельца источника повышенной опасности

Способы совершения экологического правонарушения:

Загрязнение окружающей среды

нерациональное использование природных ресурсов

порча, уничтожение природных объектов

истощение природных ресурсов

Предмет экологического правонарушения – отдельные объекты окружающей среды – воды, земля, леса, животный мир, недра, атмосферный воздух


Понятие и виды юр. Ответ-ти за эколог.-е правонаруш-я и условия ее применения.

Ответственность за экологические правонарушения – совокупность правовых норм, закрепляющих виды, средства, порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к нарушителю природоохранного законодательства в целях обеспечения законности и правопорядка

Установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовная

2. Административная

3. Дисциплинарная

4. Имущественная (включающая в себя гражданско-правовую и материальную)

Функции ответственности:

1. Охрана общественных отношений в области природопользования

2. Наказание правонарушителей

3. Предупреждение совершения новых правонарушений в области охраны окружающей среды

4. Воспитание у населения уважения к сложившемуся порядку в области природопользования

Общеправовые признаки:

1. Дифференциация по степени общественной опасности деяния

2. Своевременность применения

3. Соразмерность санкций

4. Необходимость доказательства факта нарушения

5. Применение только к лицам, способным понимать значение своих действий и опасность возможных последствий

6. Применение мер ответственности исключительно уполномоченными на то органами

7. Соблюдение установленной законом процедуры применения

Особенности:

1. Все экологические правонарушения совершаются в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами

2. Объектами экологических правонарушений являются именно природные объекты или тесно связанные с окружающей средой

3. В большинстве случаев экологические правонарушения посягают одновременно и на окружающую среды и на здоровье человека


Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершенное экологическое правонарушение и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ

КоАП устанавливает следующие административные взыскания:

1. Предупреждение

3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

4. лишение специального права (например, права охоты)

5. исправительные работы

6. административный арест

Штрафявляется самой распространенной мерой административной ответственности. Размер налагаемого штрафа зависит от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, а также от полномочий, предоставленных соответствующему органу, налагающему штраф

Субъектами эколого-административных правонарушений являются граждане и должностные лица

Объектом экологических проступков является экологическая безопасность. КоАП в качестве одного из условия возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении состава преступления

Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:

1. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

2. нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде

3. невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы

4. сокрытие или искажение экологической информации

5. нарушение правил лесопользования

6. нарушение правил пожарной безопасности в лесах

7. нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных

8. уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

9. нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

10. нарушение правил охраны рыбных запасов

11. нарушение правил пользования объектами животного мира

12. эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

13. нарушение правил охраны атмосферного воздуха

14. нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

15. нарушение требований по охране недр

16. использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению Земель и охране почв


Дисциплинарная ответственность и лишение премий за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды

Субъективной стороной дисциплинарного экологического поступка чаще всего является неосторожность

К нарушителям могут применены следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание

2. выговор

3. строгий выговор

4. увольнение

5. перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности

Одной из разновидностей дисциплинарной меры ответственности является депремирование – полное или частичное лишение премии по итогам года. Основанием решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и соблюдения экологического законодательства за определенный период

При наложении взыскания должны быть учтены:

1. тяжесть совершенного проступка

2. служебная характеристика

3. поведение работника

За каждое правонарушение налагается только одно взыскание

Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности: уголовной, административной, гражданской


Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения

Задачей уголовной ответственности, наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, является охрана окружающей среды

Все составы преступлений, сформулированных в УК РФ, можно разделить на три категории: специальные, смежные, дополнительные составы

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические правонарушения». Здесь предусматривается уголовная ответственность за следующие уголовные правонарушения:

1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

3. Нарушение правил охраны и использования недр

4. Загрязнение вод

5. Загрязнение атмосферы

6. Загрязнение морской среды

7. Порча земли

8. Незаконная добыча водных животных и растений

9. Нарушение правил охраны рыбных запасов

10. Незаконная охота

11. Уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ

12. Незаконная порубка деревьев и кустарников

13. Уничтожение или повреждение лесов

14. Нарушение режима особо охраняемых территорий

15. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне

Смежными экологическими составами следует считать те нормы, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах:

1. Отказ от предоставления гражданину информации

2. Регистрация незаконных сделок с землей

3. Терроризм

4. нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

5. нарушение правил безопасности при ведении строительных работ

6. нарушение правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий

7. нарушение правил пожарной безопасности

8. нарушение санитарно-эпидемиологических правил

9. производство и распространение оружия массового поражения

10. хищение либо вымогательство радиоактивных материалов

11. незаконное обращение с радиоактивными материалами

Эти составы приобретают значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде

К дополнительным составам относят ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МСУ. Сюда относятся:

1. злоупотребление должностными полномочиями

2. превышение должностных полномочий

3. халатность

Предусмотренные этими нормами преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде

УК предусматривает следующие виды наказаний за совершение экологических правонарушений:

2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

3. обязательные работы

4. исправительные работы

5. ограничение свободы

7. лишение свободы на определенный срок


51. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств, например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в предназначенное для их захоронения или утилизации место и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

52. Говоря о понятии экологического вреда , следует иметь в виду, что объектом посягательства в данном случае являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Под последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч.1 ст.247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Виды объектов экологического вреда:

антропогенный вред - окружающая среда;

физиологический вред - здоровье человека;

генетический вред - будущее поколение человечества.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;

негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

53. Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы: судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);

добровольный и принудительный;

установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);

смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток - это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется другим законодательством.

Согласно законодательству вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

А в соответствии с нормами гражданского законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оценивается и остается тем грузом, который несет общество.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда "выгоднее" компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда, в частности если вред причинен источником повышенной опасности.

54. Экологические требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

В результате градостроительного зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию - это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов.

Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

56. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов.

Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности.

Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель - организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель - обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт истории и права

Кафедра государственного права

КОНТРОЛЬНАя работа

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

ТЕМА: «Состав экологического правонарушения»

Выполнил: студент 5 курса ЗФО

Группы ……………… …………..

Проверил: ___________________

Дата сдачи: «___»______2011 г.

Дата защиты: «___»______2011 г.

Оценка:_____________________


Введение 3

Глава 1. Сущность и социальная природа правонарушения 4

Глава 2. Понятие и виды экологических правонарушений 8

Глава 3. Экологические правонарушения и юридическая ответственность за их совершение 12

Глава 4. Состав правонарушений 19

Заключение 22

Библиографический список 24

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать и раскрыть сущность такого правового явления как правонарушение.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени и в конкретном обществе, всегда отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной вредности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам.

Важно отметить то, что понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях. Поэтому значение рассмотрения видов правоотношения имеет большое значение для понятия такой ключевой категории права, как правонарушение.

По моему мнению, эта тема особенно актуальна в наше время, ведь мы живем в обществе, и потому вынуждены считаться с его принципами, ценностями и устоями. Ведь закон надо чтить и уважать, не потому что обратное повлечет за собой ряд практических применений к правонарушителю установленных законом санкций, а потому что закон – это высшая сила общественных отношений. И когда мы научимся это понимать, тогда и наступят коренные изменения всего общества в обеспечении организованности и правопорядка.

Объектом исследования является теория правонарушения.

Предметом настоящей работы являются взаимосвязанные и неотъемлемые элементы правонарушения и юридической ответственности как самостоятельного института общей теории права.

Задачи работы:

Раскрыть сущность правонарушения;

Рассмотреть понятие и определить признаки правонарушения;

Рассмотреть виды и определить состав правонарушений.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Сущность – это главная, внутренне присущая правонарушению характеристика, которая позволяет выделить его среди иных актов поведения, указывает на его родственные свойства и признаки.

Исходными и определяющими для понимания сущностного в правонарушении являются представления о том, что оно характеризуется общественной вредностью и противоправностью.

Общественная вредность, опасность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное от противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательствами на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и общественные интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью, это не единичный акт (эксцессы), а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможностью к такому распространению.

Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.

Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями.

И еще одно, как представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная вредность или опасность является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя и от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию официальной огласки либо же его замалчивание. Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи с этим деяние не может быть признано противоправным.

Достаточно распространенное и ныне в юридической теории положение о том, что противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, требует уточнения. В специальной литературе между тем именно эта формально-юридическая сторона противоправности очень часто абсолютизируется. До недавнего времени почти общепризнанным считалось, что сам факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет противоправность деяния. Такой подход, воспринимавшийся в качестве правотворческой и правоприменительной доктрины, порождал правонарушающие акты и соответственно приводил к привлечению к юридической ответственности лиц, приносивших своей деятельностью общественную пользу.

Порожденные устаревшим механизмом хозяйствования и соответствующими ему юридическими постулатами правонарушающие акты привели к появлению в нашем обществе феномена так называемого бескорыстного преступника. Правоохранительная система, не снабженная механизмами блокирования ложных юридических норм и находившаяся всецело в подчинении исполнительных структур, вынуждена была вовлекать в орбиту уголовной репрессии людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивную направленность, но при этом входили в противоречие с устаревшими либо изначально неправовыми установлениями государства.

Значит, понятие противоправности не может быть сведено лишь к внешней его стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта.

Во-первых, противоправность есть объективированная форма выражения общественно вредного, его внешняя сторона. Это значит, что общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного.

Во-вторых, противоправность есть объективное свойство правонарушения. Объективное в том смысле, что всякое правонарушение посягает на сущностное в праве, т.е. на те социальные блага, которые представляет право: защищаемый им общий интерес (как объединение различных специфических согласованных частных и публичных интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при помощи правового инструментария, прогрессивную деятельность и конструктивные способы ее осуществления.

Правонарушение изначально посягает на то, что берется под защиту. Именно в этом смысле противоправное неотделимо от общественно опасного, вредного.

В формально-логическом плане это может быть выражено следующим образом: «Все, что общественно вредно (опасно), то противоречит праву». И соответственно: «Противоречащими праву являются только те деяния, которые общественно вредны (или опасны)». В действительности от этой конструкции могут наблюдаться два типа отклонений:

1) «Не все, что запрещено законом в качестве противоправного, в действительности общественно вредно и опасно»;

2) «Не все, что общественно опасно, запрещено законом как противоправное».

И то и другое явления нежелательны и указывают на то, сколь важным является адекватное совмещение в действующем законодательстве общественно вредного и противоправного.

Таким образом, противоправность есть родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка деяний.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Законодательное определение понятия экологического правонарушения впервые в отечественной законодательной практике было дано в ст. 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.: "За экологические правонарушения, т. е. виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность". Федеральный закон "Об охране окружающей среды" исключил это определение, оставив лишь отсылочную норму.

С учетом ст. 81 (и 85) процитированного Закона в доктрине было выработано более точное понятие экологического правонарушения (М. М. Бринчук). Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Предложено и определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда в сфере экологии (Э. Н. Жевлаков) .

1.Ответственность за нарушения экологического

законодательства 3-4

2. Понятие и состав экологического правонарушения 4-7

3. Основные положение закона Украины об охране

атмосферного воздуха 7-10

4. Методы очистки от мелкодисперсных

механических примесей 10-12

5. Радиоактивное загрязнение среды 12-18

Список литературы 19

1.Понятие и основания ответственности за нарушения экологического законодательства

К числу важнейших средств обеспечения ра­ционального использования природных ресур­сов и охраны окружающей природной среды принадлежитюридическая ответственность за нарушение норм экологического законодательст­ва. Как и всякая юридическая ответственность, она представляет собой форму государственного принуждения к соблюдению норм права, кото­рая выражается в обязанности лица претерпевать неблагоприятные последствия своего неправо­мерного поведения, связанные с применением санкций. В данном случае речь идет о принужде­нии к соблюдению норм экологического права, нарушение которых влечет указанные неблаго­приятные последствия в виде мер ответственно­сти, установленных законом.

Основаниями рассматриваемой юридической ответственности являются правонарушения в сфе­ре природопользования и охраны окружающей природной среды. Однако не всякое правонаруше­ние, которое имеет отношение к природным объ­ектам, является экологическим. Правонарушения, совершаемые в данной сфере, подразделяются на две основные группы:

1) нарушения, которые посягают на права и законные интересы собственников природных ресурсов и природопользователей, установлен­ный порядок управления в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это нарушения права государственной собственности на леса, воды, не­дра, животный мир: незаконные сделки с природными ресурсами (купля-про­дажа, мена, дарение и др.), самовольное пользование природными объектами, самовольная передача (переуступка) права пользования ими. К данной груп­пе правонарушений можно отнести и такие специфические для отдельных ви­дов природных ресурсов нарушения, как уничтожение межевых знаков земле­пользования, повреждение водохозяйственных сооружений, систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами, нарушение ус­тановленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и т. д.

Указанные правонарушения не оказывают непосредственного отрицатель­ного воздействия на окружающую природную среду, хотя в некоторых случаях они могут быть сопряжены с наступлением экологически вредных последствий, что придает им экологическое значение. Например, самовольное строительство на земельном участке, повлекшее порчу плодородного слоя почвы.


2) нарушения, направленные против окружающей природной среды или отдельных природных объектов - земель, лесов, вод, недр, животного мира и др. Такие правонарушения называются экологическими. Например, неза­конная порубка леса, загрязнение водоемов, атмосферного воздуха, земель, уничтожение редких видов животных и др.

Понятие и состав экологического правонарушения

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение как виновное противоправное деяние, нару­шающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред ок­ружающей природной среде и здоровью человека (ст. 81).

Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризу­ющие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Объектом экологического правонарушения являются общественные от­ношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания.

Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, ко­торые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого ро­да, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтоже­ние сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д. *

* См. п. 11,18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения су­дами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 но­ября 1998г. № 14.

Объективную сторону образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями.

Противоправное поведение применительно к экологическому правона­рушению означает нарушение норм экологического законодательства, за­крепленных в нем требований, правил, нормативов по рациональному ис­пользованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.

При этом противоправное деяние может выражаться как в активных дей­ствиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыпол­нении соответствующих правил (например, неиспользование очистных со­оружений).

Вредные последствия противоправного деяния означают причинение. вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угрозы причинения такого вреда.

Таким образом, экологический вред - важнейший признак экологичес­кого правонарушения. Он проявляется в загрязнении окружающей природ­ной среды; истощении природных ресурсов; порче, повреждении, уничто­жении природных объектов; разрушении естественных связей в природной среде, нарушении равновесия в экосистемах.

В конечном счете экологический вред направлен против интересов об­щества в чистой и благоприятной для жизни окружающей среде, то есть про­тив здоровья человека и генетического благополучия будущих поколений людей. Следовательно, причинение вреда здоровью человека экологическим правонарушением осуществляется опосредованно - через ухудшение или разрушение окружающей природной среды как среды обитания людей.

Экологические правонарушения, причиняющие вред окружающей при­родной среде, здоровью людей, могут иметь так называемые материальные составы. К ним относятся, например, порча сельскохозяйственных земель, сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче, загрязне­ние и засорение вод, незаконная порубка деревьев, повреждение леса сточ­ными водами, химическими веществами и промышленными отходами и др.

Вместе с тем большинство экологических правонарушений сконструиро­вано как формальные составы, для наступления ответственности за которые достаточно самого факта правонарушения. В таких случаях, как правило, речь идет о несоблюдении установленных законом правил, например, пра­вил водопользования, охраны недр или среды обитания животных, пожар­ной безопасности в лесах, эксплуатации очистных сооружений и т. д.

Некоторые экологические правонарушения могут повлечь наступление ответственности при создании угрозы причинения экологического вреда. Например, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ч. 1ст. 247 УК РФ). Как разъяснено в Постановлении Пленума Вер­ховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об от­ветственности за экологические правонарушения», создание угрозы причи­нения вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации или таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были пре­рваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не завися­щими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде (п. 6).

Субъектами экологических правонарушений могут быть граждане и юри­дические лица. В некоторых составах экологических правонарушений преду­смотрены специальные субъекты - должностные лица или лица, выполняю­щие управленческие функции в коммерческих организациях (например, ввод в эксплуатацию предприятий, не удовлетворяющих требованиям по охране окружающей среды, нарушение правил восстановления лесов и др.).

Важнейшим признакомсубъективной стороны экологического правона­рушения является вина. Составы экологических правонарушений характе­ризуются наличием как неосторожной, так и умышленной форм вины.

Нарушение правил рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в случае формальных составов, как правило, бы­вает умышленным, причем целый ряд экологических правонарушений мо­жет быть совершен только с прямым умыслом (например, незаконная охота, незаконная добыча водных животных, незаконная порубка леса, уничтоже­ние лесов путем поджога и др.).

Большинство экологических составов предполагает неосторожную вину по отношению к наступившим вредным последствиям, например, бесхозяй­ственное использование воды, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ, уничтожение лесов в результате неосторожного обращения с огнем и др.

Некоторые виды экологических правонарушений могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности (засорение вод, загрязнение атмосфе­ры, уничтожение критических местообитаний животных, занесенных в Крас­ную книгу РФ и др.).

В случае причинения экологического вреда предприятием, учреждени­ем, организацией, деятельность которых связана с повышенной опаснос­тью для окружающей природной среды (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, ст. 88 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), ответст­венность в виде возмещения вреда наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодо­лимой силы или умысла потерпевшего * .

* Пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения суда­ми законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноя­бря 1998г. № 14.

Экологическое (эколого-правовое) правонарушение это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. В его состав входят: субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона, последствия правонарушения и причинная связь между нарушением закона и наступившим ре­зультатом.

Субъектами экологического правонарушения являются: предприятия, учреждения, организации - государственные, кооперативные, общественные, совместные, частные, а также должностные лица и граждане. Развитие приватизации приводит к значительному сокращению доли государственных предприятий и увели­чению числа кооперативных предприятий и организаций, арендных коллективов, со­вместных с иностранным капиталом предприятий. В правоотношении эколого-правовой ответственности им противостоят органы государственного экологического контроля, правоохранительные органы государства.

По отношению к природным объектам субъекты правонарушения могут высту­пать как собственники природных ресурсов или владельцами, пользователями, арендаторами. Они могут вообще не состоять в каких-либо конкретных правоот­ношениях. Таким образом, правовые режимы участников отношений здесь разнооб­разны. Но требования охраны природной среды едины вне зависимости от формы собственности или пользования природными объектами.

Объектами эколого-правового нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через нее и здоровье че­ловека, материальные ценности, состояние которых зависит от качества; окружаю­щей природной среды. Этим экологическое правонарушения отличается от наруше­ний права собственности на природные объекты и ресурсы, где непосредственным объектом посягательства выступают полномочия собственника, его право владения. пользования, распоряжения соответствующим объектом природы, находящимся, в собственности.

Субъективной стороной состава экологического правонарушения является ви­на причинителя вреда. Она олицетворяет субъективное отношение нарушителя к совершенному им деянию (в данном случае нарушению), его мотивы, цели, интересы, которые он преследовал, совершая свой противоправный поступок.

Природоохранительное законодательство воспринимает обе формы вины, известные уголовному и гражданскому законодательству: умысел и неосторожность, небрежность. При умышленном нарушении законов об охране природной среды, ви­новный сознает, что своими действиями нарушает закон и причиняет вред природ­ной среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает это (косвенный умысел). Мотивы и цели здесь разнообразны: обогащение и иные формы корыстной заинтересованности.

Основная масса умышленных правонарушений в области природы совершается с косвенным умыслом, ибо, удовлетворяя свои экономические интересы, нарушители вовсе не ставили своей непосредственной задачей причинение вреда природе (в противном случае это было бы государственным преступлением типа диверсии, террористического акта, вредительства); они лишь его сознательно допускали, решая свои проблемы.

Неосторожная форма вины в нарушениях природоохранительного законодательства проявляется в виде халатного, небрежного, порой самонадеянного поведения, совершаемого чаще всего в форме бездействия. Виновный должен понимать, что нарушает правила охраны природы, причиняет вред природной среде, но относится к этому безразлично либо надеется, не имея к тому достаточных оснований, каким-то образом избежать вредных последствий: несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, невыполнение обязательных требований в эксплуатации очи­стных сооружений, нарушение требований об охране почв от эрозии, правил исполь­зования химических веществ в сельском и лесном хозяйстве.

Вина (в той или другой форме) является обязательным условием юридиче­ской ответственности за экологическое нарушение. Этим эколого-правовая ответст­венность принципиально отличается от экономической, где нет, и не может быть по­добной субъективной категории, поскольку такая ответственность наступает при со­вершении правомерных действий по факту возникновения вреда. В то же время, дан­ное правило знает два исключения, свойственные всей деликтной ответственности (влекущей лишь обязанность возмещения причиненного ущерба). Первое касается источника повышенной опасности и распространяется на гражданскую и материальную, т.е. на компенсационные виды юридической ответственности. Второе исключение относится ко всем видам ответственности. Это состояние «крайней необходимости», когда вред природной среде причиняется сознательно, чтобы избежать болеезначительный вред природе или человеку. Такое состояние может возникать при авариях, стихийных бедствиях, иных экстремальных ситуациях.

По-разному распределяется бремя доказывания вины. В уголовном право­отношении, где главенствует принцип презумпции невиновности, бремя доказывания вины лежит на органах следствия и суда. В деликтных отношениях, наоборот, гос­подствует принцип презумпции виновности правонарушителя, согласно которому он должен доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

По мере развития рыночной экономики принятие вины в экологическом право­отношении переживает определенную трансформацию. Прежде всего, все большее число предприятий в практике народных и арбитражных судов стали относиться к источникам повышенной опасности, где не требуется вина причинителя вреда. Уг­лубление рыночных отношений, приватизация государственных предприятий и вве­дение порядка признания их несостоятельными, повышает роль экономических ме­тодов охраны окружающей природной среды, усиливая материальную. Заинтересо­ванность предприятия в принятии мер по охране окружающей среды.

С объективной стороны, поведение субъекта экологического правонарушения должно носить противоправный характер. Противоправность проявляется в двухформах: активной - нарушение природоохранительного законодательства, и пассивной - несоблюдение, невыполнение его требований.

Вред - причина отрицательных процессов, которые происходят в природной среде и здоровье человека. Вместе с тем он сам есть следствие других негативных явлений, в данном случае - противоправного поведения.

Состав экологического правонарушения признает лишь причинно - необходимые связи. Они продиктованы действием естественных закономерностей. Разумеется, закон отвергает причинно-случайные связи, обусловленные либо совпа­дением во времени и пространстве с действиями сил, не связанных причинно с состоявшимся нарушением, либо экстремальными событиями типа стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Под причинно-необходимыми связями понимают прежде всего экологические связи. Иногда они доказывают наличием самого факта причинения вреда, а в других обстоятельствах требуют привлечения специалистов.

Так, по распоряжению районных органов власти десятки косцов пришли на территорию заповедника, расположенного в Задонском районе и накосили травы для заготовки кормов скоту местных предприятий. Здесь причинно-необходимая связь между дей­ствиями органов власти и возникшим ущербом природе заповедника очевидна. Иная ситуация возникла при строительстве Нурекской ГЭС. За 200 км от плотины на тер­ритории заповедника «Тигровая балка» пересохли мелкие речки и родники. Иссле­дования специалистов показали, что причиной нарушения водного баланса явилось строительство водохранилища.

Известная сложность есть в определении причинной связи при так называе­мом «групповом» причинении вреда в различных вариантах. В первом варианте вред наносится несколькими загрязнителями одновременно и причинная связь выявляет­ся на основе методик исчисления ущерба. Во- втором варианте причинная связь вы­страивается в цепочку, где причина порождает следствие, а следствие - новую при­чину: проектант, предприятие-изготовитель, строитель, предприятие-загрязнитель.

Классификация проводится по нескольким признакам: предмету правонару­шения, объекту, санкциям, способам причинения вреда, общественной опасности. По предмету все правонарушения, связанные с охраной и использованием окру­жающей природной среды, подразделяются на три группы:

нарушающие право собственности, владения, пользования природными ресурсами; 1

противоречащие экологическим требованиям охраны природной среды;

препятствующие хозяйственной эксплуатации природных ресурсов (уничтожение межевых знаков, повреждение гидротехнических сооружений и т.д.).

По объектам охраны экологические правонарушения делятся сообразно отраслевым признакам. Различаются земельные, водные, лесные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха (иногда их называют неблагозвучным термином «воздухоохранные»), об охране и использова­нии животного мира. Разумеется, не все из названных относятся к экологическим. Опять-таки здесь действует общий критерий экологических составом - причинение вреда природной среде. По данной причине к экологическим не относятся все, например, земельные правонарушения. Одно дело, когда вопрос ставится об охране земель от загрязнения, истощения, от бездейственного использования, другое, когда нарушаются права землепользователей на предоставление земельного участка во владение, в собственность, в аренду и т.п. В данном случае возникают земельно-хозяйственные отношения, связанные с использованием земель в сельском хозяйст­ве.

По санкциям среди экологических правонарушений выделяются уголов­ные, административные, гражданские, дисциплинарные. Санкция выражает те не­благоприятные последствия, которые должны наступить для нарушителя. В зависи­мости от вида санкции, ее размера, вида наказания определяется и степень общест­венной опасности совершенного деяния. В этом смысле все экологические правона­рушения можно развить на две большие группы: экологические преступления и экологические проступки. Если к преступлениям относятся все общественно опас­ные деяния, предусмотренные уголовными кодексами, то к проступкам - вся осталь­ная масса правонарушений, не подпадающих под признаки состава экологического преступления.

Наконец, по способу причинения вреда экологические правонарушения подразделяются на пять групп: загрязнение природной среды; нерациональное использование природных ресурсов; порча, повреждение, уничтожение природных объектов; истощение; разрушение природной среды, ее экологических свойств. Эти группы тесно связаны между собой, что не исключает их взаимопроникновения. Например, разрушение природной среды может быть следствием самостоятельных хозяйст­венных действий и в то же время результатом систематического загрязнения, порчи, уничтожения природной среды. Порча, повреждение, уничтожение природных объ­ектов есть следствие нерационального использования со стороны природопользователя. Но оно способно выступать самостоятельно, когда ущерб природе причиняется браконьерами, которые, как известно, не рассматриваются законом в качестве природопользователей.

Существование правонарушений, в том числе экологических, является резуль­татом проявления противоречий общественного развития.

Среди причин экологических правонарушений в первую очередь следует на­звать недостатки действующего законодательства. Эту причину называют в первую очередь потому, что без совершенных норм. регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства.

Недостатки законодательства, как показывает практика его применения, про­являются в трех видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы, противо­речивость эколого-правовой нормы.

Наличие пробела в правовом регулировании свидетельствует об отсутствии правовой нормы или группы норм, нормативно-правового акта. Процесс обновления российского законодательства, проведенный после суверенизации России, во мно­гом способствовал устранению этого недостатка в экологическом законодательстве. Вместе с тем он далек от завершения. Наряду с принятием новых законов (например, об экологической экспертизе, об отходах, о государственном экологическом контроле и т.д.) в обновлении еще нуждаются отдельные, нормы.

Гражданское и экологическое право

объект экологического правонарушения: понятие и особенности социального содержания

В. Г. АБРАМОВ, кандидат юридических наук

Объект правонарушения, являясь одним из структурных элементов состава правонарушения, часто играет ведущую роль в процессе дифференциации разнообразных форм противоправного поведения. Это положение полностью применимо и к «экологически негативным» деяниям, поскольку именно объект посягательства выступает основным идентификационным признаком нарушений законодательства в области охраны окружающей среды . Данное обстоятельство обусловливает несомненную теоретическую и практическую значимость адекватного понимания категории объекта экологического правонарушения.

Необходимость детального рассмотрения означенного вопроса предопределяется и другими не менее принципиальными моментами. В частности, выявление признаков, характеризующих особенности содержательной стороны анализируемого объекта, позволяет, с одной стороны, раскрыть социальную сущность противоправного поведения, характер и степень его вредо-

носности, а с другой - установить сферу применения эколого-правовых охранительных норм.

В наиболее общем смысле объектом преступления в уголовно-правовой доктрине признается то, на что направлено посягательство и чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступного деяния ; объектом административного правонарушения в науке административного права - «общественно-правовые отношения, подлежащие юридической защите» нормами административного права . В общей теории права объект правонарушения трактуется как совокупность социальных отношений, личных и общественных интересов, регулируемых и охраняемых нормами права . Такая его дефиниция органично вписывается в представление о правонарушении как о правовой категории, обобщающей всю совокупность свойств многообразных противоправных поступков.

© В. Г. Абрамов, 2006

Однако специалистами

области ственные экологические отношения

экологического права высказываются (отношения в сфере взаимодействия

самые разные мнения по вопросу о общества и природы), явно недоста-

сущности объекта экологического точна. Сущность рассматриваемого

правонарушения, в котором в одних объекта раскрывается в результате

случаях видят: 1) природные объек- анализа их содержания и структуры,

ты и комплексы, окружающую среду Общественные отношения тракту-

в делом, охраняемые законом от за- ются в социологии и юриспруденции

грязнения, истощения и разрушения, а, как устойчивая система существенных как следствие, и здоровье человека, и закономерных связей, объективно материальные ценности, чье состоя- складывающихся между субъектами в ние зависит от качества данной среды ; 2) собственно ка-

процессе

социально

значимой

деятельности . Исходя из по-

чество последней . В дру- добного толкования их природы воз-

гих случаях речь ведется о нормах можно выделить следующие их глав-

законодательства природоохранитель- ные моменты: 1) это общественные

ного и природоресурсовых отраслей и (социальные) связи между субъекта-

урегулированные ими общественные ми; 2) они возникают в результате

отношения , в третьих - об социально значимой деятельности;

отношениях между людьми по поводу 3) связи организуются в определен-

окружающей среды как основы су- ную структуру; 4) они имеют объек-

ществования и жизнедеятельности тивный и устойчивый характер.

общества , в четвер-

Общественные экологические отно-

о природоохранительном инте- шения как проявление социальных ресе . Имеются и некоторые отношений в сфере взаимодействия и другие точки зрения. общества и природы предстают в

Таким образом, единое определение объективной действительности

объекта данного правонарушения от- виде социальных связей субъектов,

сутствует. Наиболее рациональной и порождаемых необходимостью охра-

соответствующей положениям действу- ны окружающей среды. Федеральный

ющего законодательства в области ох- закон «Об охране окружающей сре-

раны окружающей среды представля- ды» вкладывает в ее понятие достается позиция тех ученых, которые фор- точно широкое содержание: это дея-

мулируют его понятие как сложного тельность органов государственной целостного комплекса фактических об- власти Российской Федерации и ее щественных отношений экологического субъектов, органов местного самоуп-характера . (Вполне очевидно, равления, общественных и иных нечто формулировка базируется на обще- коммерческих объединений, юриди-теоретическом подходе к сущности ис- ческих и физических лиц, направлен-следуемой категории.) ная на сохранение и восстановление Однако только констатация поло- благоприятного качественного состо-жения, что объектом экологического яния природной среды, рациональное правонарушения выступают обще- использование и воспроизводство

природных ресурсов, предотвращение циальные связи между субъектами и негативного воздействия на нее хо- осуществляется общественно значимая зяйственной и иной деятельности и деятельность последних. Применительно к социальным отношениям в сфере оги- взаимодействия общества и природы в

ликвидацию ее последствий . Специфика общественного эко.

ческого отношения обусловлена осо- качестве таких предметов предстают бенностями его внутреннего строения, как окружающая среда в целом, так и

философской и социологической

различные ее составляющие. Закон

тературе наиболее устойчива позиция, «Об охране окружающей среды» важ-

согласно которой структурными эле- нейшей составляющей выделяет при-

ментами общественного (социального) родную среду (природу), которую обра-

отношения являются: 1) субъекты зует совокупность отдельных ее компо-

данного отношения; 2) общественно нентов, а также природных и природно-

значимая деятельность (социальная антропогенных объектов. Другой эле-

связь), отражающая его основные мент - антропогенные объекты: мате-

свойства и сущность; 3) предметы, по риальные блага, созданные людьми для

поводу которых складывается эта дея- обеспечения своих социальных потреб-

тельность, т. е. факторы, опосредству- ностей и не обладающие естественны-

ющие возникновение и существование ми природными свойствами .

указанной связи . Аналогич- Следует обратить внимание на то,

ную структуру имеет и социальное от- что предмет нельзя ассоциировать с

ношение в сфере взаимодействия об- самим отношением, поскольку он все-

щества и природы.

гда остается лишь частью целого, свое-

Субъектный состав, позволяющий образной формой «объективизации»

определить уровни проявления соци- общественного отношения, какое бы

альных связей между участниками влияние ни оказывал на его содержа-

данного отношения, нашел норматив- ние. Поэтому не вполне обоснована

ное закрепление в изложенной выше позиция тех авторов, которые считают

законодательной формулировке. Дан- объектом нарушений законодательства

ные связи могут функционировать на в области охраны окружающей сре-

уровнях индивидуального взаимодей- ды отдельные компоненты природной

ствия физических лиц, взаимодей- среды, природные объекты и ресурсы,

ствия юридических лиц между собой В подобных суждениях не проводится

и с отдельными гражданами, а также различия между объектом и предметом

государства и муниципальных образо- экологического правонарушения.

Современная доктрина экологическо-

ными образованиями. Отмеченное об- го правонарушения и положения дей-

стоятельство весьма существенно для ствующего законодательства предпола-

установления возможных уровней гают достаточно широкую трактовку

противоправного поведения и круга содержания понятия рассматриваемого

потенциальных правонарушителей. объекта как отношений в

вании с индивидами и их коллектив-

объекта как отношений в сфере взаи-Предмет общественного отноше- модействия общества и природы. В их то, по поводу чего возникают со- состав входят самые многообразные

социальные связи субъектов. Следова- го существования юридически значительно, общественные экологические мых социальных отношений и регули-отношения выступают в виде интегри- рующих их правовых норм, некоторые рованного, комплексного объекта право- ученые стали включать последние в нарушения. Они представляют собой состав элементов объекта экологи-целостную систему, структуру которой ческого правонарушения .

образуют отдельные разновидности со-

Такая позиция вызывает серьезные

циальных отношений в области взаи- возражения. Как справедливо отме-

модействия общества и природы.

тил при анализе сущности экологи-

Последние целесообразно сгруппи- ческих преступлений В. Л. Мунтян,

ровать в отношения по охране отдель- их общественная опасность «заключа-

ных компонентов природной среды, ется не в посягательстве на юриди-

природных, природно-антропогенных и ческую форму, а в проявлении пре-

антропогенных объектов. Предпосыл- ступных действий против обществен-

кой дифференциации общего объекта ных отношений. Уголовный закон ох-

противоправных деянии,

соверша- раняет материальное содержание яв-

ющихся при названном взаимодей- ления, а не его юридическую форму, ствии, является комплексный характер Преступление нарушает сферу общеокружающей среды, обусловливающий ственных связей и отношений между

органическую

взаимозависимость людьми, нарушая при этом правовые

отмеченных групп отношений, которые формы регулирования соответствую-

в совокупности образуют единое це- щих отношений, но сами юридические

лое. Если подобную совокупность рас- формы не становятся от этого объек-

сматривать как систему определенных том уголовно-правовой охраны» . «Объектом преступления мо-

элементами, то нетрудно заметить, что жет быть признано лишь то, что тер-

вред этой системе может быть причи- пит ущерб в результате преступле-

нен путем оказания негативного воз- ния. В связи с этим не являются

действия на любое звено.

объектом преступления сами по себе

Общественные отношения объек- уголовно-правовые нормы, запрет ко-

тивно нуждаются в регулировании со- торых нарушает преступник. Уголов-

циальными нормами. Поскольку их но-правовая норма не терпит и не мо-

разновидностью выступают правовые жет терпеть ущерба от совершенного

нормы, то вполне естественно можно преступления» . Приведен-

предположить, что объект экологиче- ные суждения логически обосновыва-

ского правонарушения

не вся сово- ют недопустимость включения эколо-

купность социальных связей, возника- го-правовых норм в число элементов

ющих и функционирующих в сфере объекта экологического правонаруше-

взаимодействия общества и природы, а ния. Данный вывод вытекает и из

только те из них, которые взяты под того, что социальные отношения и

охрану эколого-правовыми нормами юридические нормы нельзя рассмат-

(нормами экологического права), ривать в качестве равнозначных, од-

Однако, опираясь на факт неразрывно- нопорядковых категорий.

В то же время правовой аспект общественных отношений не может быть чем-то отвлеченным от их внутреннего содержания, поэтому при характеристике объекта экологического правонарушения не стоит полностью абстрагироваться от юридической формы соответствующих отношений. Первичность социальных связей субъектов в сопоставлении с регулирующей их нормой объективного права предопределяет обусловленность формы общественных отношений (нормативного закрепления) их содержанием (социальной связью). Следовательно, нарушение внутреннего содержания юридически значимых социальных отношений влечет одновременное нарушение их внешней (правовой) «оболочки».

Итак, анализ общественного экологического отношения как сложного социального механизма приводит к выводу о возможности выделения на теоретическом уровне его фактической и юридической составляющих. Данное обстоятельство послужило основанием для признания некоторыми учеными объектом нарушений законодательства в области охраны окружающей среды экологического правопорядка . Наиболее рациональным представляется конструировать формулировку, базируясь на общетеоретическом понимании категории правопорядка как состояния общественных отношений . Соответственно и применительно к сфере взаимодействия общества и природы данное понятие должно трактоваться как состояние общественных экологических отношений, урегулированных правовыми нормами. Таким образом, экологический

правопорядок предстает в виде со- I стояния упорядоченности, организованности этих отношений, закрепленного эколого-правовыми нормами и обеспечиваемого посредством выполнения общеобязательных правил.

Сущность и содержание анализируемого объекта дают основание для выделения в искомом качестве экологических правоотношений (эколого-пра-вовых отношений), которые представляют собой охраняемые правовыми нормами отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это не противоречит и определению его как экологического правопорядка. Однако придание этой роли общественным (социальным) отношениям раскрывает более «глубинный» пласт, поскольку указывает на явление, служащее фундаментом исследуемого понятия.

Иные категории, рассматриваемые в качестве объекта экологического правонарушения, производны от общественных экологических отношений. В частности, только соответствующее их состояние свидетельствует об экологическом правопорядке и экологической безопасности. (Последняя определяется в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий ). Первично общественное отношение и в сопоставлении с правоотношением. В связи с этим следует признать нецелесообразным выделение означенных правовых категорий в качестве общего

объекта противоправных деяний, совершающихся в сфере взаимодействия общества и природы.

Длительное время в теории права и отраслевых юридических науках под объектом правонарушения традиционно понимались определенные общественные отношения. Однако в последние годы в уголовно-правовой доктрине все более настойчиво утверждается точка зрения, согласно которой объект преступления представляет собой охраняемые уголовным законом социально значимые интересы, блага, на которые посягает преступное деяние . Данная позиция выглядит вполне обоснованной, поскольку именно интересы, будучи «реальной причиной социальных действий» , стимулируют возникновение соответствующих социальных связей субъектов. (В общей теории права охраняемый законом интерес характеризуется как «юридически предусматриваемое стремление субъекта к достижению тех благ, обладание которыми дозволено государством и обеспечено правовыми возможностями определенного вида» .)

Следует отметить, что понятие объекта экологического правонарушения может трактоваться в широком и узком значениях. Во втором случае он отождествляется с непосредственным объектом противоправного посягательства и представляет собой конкретную разновидность отношений, интересов в сфере взаимодействия общества и природы. Основываясь на ранее изложенном материале, можно констатировать, что они проявляются в объективной действительности в виде устойчивой системы социальных свя-

зей субъектов, порожденных стремлением к сохранению и восстановлению благоприятного качественного состояния окружающей среды.

Однако применительно к экологическому правонарушению как собирательному понятию, объединяющему в своем содержании всю совокупность признаков разнообразных вариантов противоправного поведения, совершающегося в области взаимодействия общества и природы, рациональнее выглядит комплексная формулировка его объекта как совокупности охраняемых эколого-правовыми нормами социальных отношений, личных и общественных интересов. Подобная трактовка охватывает целый комплекс многообразных отношений, интересов, которые могут подвергнуться негативному воздействию в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Экологическая направленность противоправного поведения определяется сочетанием двух факторов: 1) посягательства на специфический объект - отношения, интересы в сфере взаимодействия общества и природы; 2) причинения вреда окружающей среде (отдельным ее составляющим) либо существования реальной угрозы наступления такого вреда. Именно в посягательстве на специфическую область социальных отношений, личных и общественных интересов, а также в наступлении негативных последствий в первую очередь заключается вредоносность нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Экологическое правонарушение причиняет вред, оказывая негативное воздействие на определенные общественные

отношения, охраняемые правом интересы. В свою очередь, последствия противоправного поведения всегда отражаются на объекте правонарушения. Они «как бы высвечивают, материализуют сущность и специфику конкретного объекта посягательства» .

Особенность объекта экологического правонарушения объясняется также следующим обстоятельством. Вполне очевидно, что негативные изменения в качественном состоянии окружающей среды способны оказать отрицательное влияние на иные охраняемые эко-лого-правовыми нормами блага, интересы, в том числе такие, которые обладают повышенной социальной ценностью, - жизнь и здоровье людей. Поэтому они обоснованно включаются в содержание анализируемого понятия.

Но сами жизненно важные интересы человека, имущественные интересы физических, юридических лиц, го-

сударства, муниципальных образований, которые берутся под охрану эко-лого-правовыми нормами, никогда не являются основным объектом противоправных деяний, совершающихся в области взаимодействия общества и природы. Нанесение ущерба здоровью граждан (в том числе и наступление смерти), имуществу субъектов в такой ситуации предполагается не в виде прямого посягательства на них, а опосредованно - в результате причинения вреда общественным экологическим отношениям. Следовательно, жизненно важные интересы человека, имущественные интересы субъектов надлежит рассматривать в качестве дополнительных объектов исследуемого правонарушения (в случае указания эколого-правовой нормы на нарушение их наряду с основным объектом - экологическими отношениями и интересами).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агапов А. Б. Административная ответственность: учебник / А. Б. Агапов. М.: Статут, 2000. 251 с.

2. Афанасьев В. Г. О структуре целостной системы / В. Г. Афанасьев // Филос. науки. 1980. № 3. С. 84 - 95.

3. Бушуева Т. А. Объект уголовно-правовой охраны природы / Т. А. Бушуева, П. С. Дагель / / Советское государство и право. 1977. № 8. С. 77 - 83.

4. Дубовик О. Л. Механизм действия права в охране окружающей среды / О. Л. Дубовик. М.: Наука, 1984. 168 с.

"5. Дубовик О. Л. Причины экологических преступлений / О. Л. Дубовик, А. Э. Жалинский. М.: Наука, 1988. 240 с.

6. Кравченко С. Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства / С. Н. Кравченко. Львов: Вища школа; Изд-во при Львов, ун-те, 1979. 183 с.

7. Курс уголовного права: в 5 т. Т. 1. Учение о преступлении / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002. 624 с.

8. Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность / Н. С. Малеин. М.: Юрид. лит., 1985. 192 с.

9. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Малько. М.: Юрист, 2003. 250 с.

10. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Наумов. М.: БЕК, 2000. 590 с.

11. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

12. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. 520 с.

13. Общественные отношения: Вопросы общей теории / под ред. П. А. Рачкова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. 200 с.

14. Пакутин В. Д. Уголовно-правовая охрана внешней природной среды (объект и система преступлений): учеб. пособие / В. Д. Пакутин. Уфа: Изд-во Башкир, ун-та, 1977. 80 с.

15. Петров В. В. Экологическое право России: учеб. для вузов / В. В. Петров. М. : БЕК, 1995. 557 с.

16. Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии / Ю. С. Шемшученко. Киев: Наук, думка, 1989. 232 с.

17. Шемшученко Ю. С. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды / Ю. С. Шемшученко, В. Л. Мунтян, Б. Г. Розовский. Киев: Наук, думка, 1978. 280 с.

18. Шестерюк А. С. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды / А. С. Шестерюк. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 120 с.

19. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды / отв. ред. О. С. Колба-сов, Н. И. Краснов. М.: Наука, 1985. 225 с.

Поступила 05.12.05.

современные теории

о сущности недвижимого имущества

И. А. ЕМЕЛЬКИНА, кандидат юридических наук

Недвижимое имущество - старинная и известная во всех государствах правовая конструкция. Созданная в Риме, она проникла в правовые системы большинства стран. Исторические и политические события в разных странах не могли не повлиять на правовую природу, сущность и содержание категории недвижимости. Российское государство не исключение: в истории развития нашего отечества отношение к этой категории менялось с крайней противоположностью. Неудовлетворительное состояние дел в области правового регулирования недвижимости заставляет представителей гражданско-правовой. науки находиться в поисках наиболее оптимального варианта создания правовой категории недвижимости.

Итак, удовлетворяет ли потребности правоприменительной практики и гражданско-правовую теорию определение недвижимости, имеющееся в законодательстве? Со всей очевидностью можно говорить, что нет. В громкий голос ученые заявляют, что законодательство о недвижимости требует совершенствования. В этой связи рабочей группой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовлена Концепция развития гражданского законодательства о недвижимых вещах. Концепция изобилует предложениями по совершенствованию действующего законодательства, но вместе с тем в ней, тем не менее, предлагается сохранить имеющееся легальное определение недвижимости . Недоработки зако-

© И. А. Емелькина, 2006