Информационный экстремизм как угроза безопасности. Что такое терроризм. Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России. Закулисные игры террористических организаций

Абсолютно закономерным стал тот факт, что тема терроризма в современном мире и его информационном поле является одной из самых актуальных. Уже начиная с 2000 года, общество стало ассоциировать Ближний Восток (и вообще все, что связано с Исламом) с таким понятием, как терроризм. Угроза обществу, которую несут бандформирования, очень велика, но при этом нельзя связывать их непосредственно с Исламом. Так как в этом случае связывать возникновение подобных группировок с религией не совсем корректно.

Что такое терроризм?

Практика и идеология жестокости, что основана исключительно на противоправных и насильственных действиях, которые направлены на принятие того или иного решения органами власти, это и есть терроризм. Угроза обществу при этом несется колоссальная, так как основная задача достигается за счет запугивания и физического уничтожения населения. Стоит отметить, что это не сама цель, а всего лишь способ ее достижения. В терроризме само отношение к убийству определяется, как необходимость. Грубо говоря, выносится некий приговор группе людей, объединению, стране или целой религии, которая обвиняется практически во всех смертных грехах. Единственным способом решить эту проблему считается ее полное физическое уничтожение. Благодаря этому решается своя проблема, будь она политическая, экономическая или социальная.

Терроризм - угроза обществу! С помощью страха, что он сеет в социум, можно управлять теми людьми, которые подвержены влиянию. При этом имеет место не просто банальное истребление или убийство, проводятся также показательные казни, отрезания голов и прочие ужасные вещи, которые злоумышленники фиксируют на фото или видео для последующих трансляций, как доказательство серьезности своих намерений.

Что такое

Является любое действие (будь-то взрыв, захват, поджог и т.д.), которое несет за собой эффект устрашения общества, создает опасность для жизни человека и риск причинения имущественного или физического ущерба. Основной целью таких манипуляций остается дестабилизация существующей власти или на международной арене.

Любая страна и отдельно взятый человек могут оказаться «под прицелом» террористов, если они видят в этом необходимость. Определение терроризма в любой стране практически одинаково.

Закулисные игры террористических организаций

Сейчас современные виды террора (как часть борьбы) используются достаточно активно многими радикальными группами и организациями. Но стоит затронуть другой вопрос. Если с радикально настроенными людьми, что используют страх в качестве манипулятора общественным настроением, все ясно, то как же быть с теми, кто применяет давление не на обычных людей, а на правительство и глав государств? При этом гражданское население остается нетронутым. Таким образом, к террористам можно приписать практически любого человека, что совершил убийство. В этом и заключается некое лукавство глав многих государств, которые могут без проблем объявить любую организацию террористической.

Страны Ближнего Востока

Начиная с 2001 года и по сей день самым напряженным местом с большим количеством террористических организаций остается Ближний Восток. Стоит сразу отметить, все банды и отряды, которые там находятся, сражаются в основном с США и Это обусловлено тем, что большое количество стран, находящихся в этом районе, долгое время были колониями все тех же Великобритании, Франции, Америки. Но даже несмотря на кажущуюся независимость этих стран, вся их экономика до сих пор имеет колониальный характер. А их истинными владельцами являются те страны, против которых сейчас направлен гнев террора.

Таким образом, для того чтобы сохранить под своим контролем экономику этих стран, «колонизаторы» постоянно дестабилизируют политическую обстановку и с 2001 года ведут полноценные военные действия. Конечно, все силы Востока достаточно разрознены между собой, имеют намного хуже вооружение, чем страны первого мира, потому в качестве одного из самых доступных и эффективных вариантов воздействия они используют методы террора.

Хочется сказать, что отчасти само общество, против которого направлена террористическая агрессия, в некотором степени несет за это ответственность. Ведь если граждане подпускают к власти человека с заведомо крайне агрессивной внешней политикой, то совершенно естественно, что через какое-то время они сами станут жертвами режима.

Таким образом, необходимо каждому лично нести ответственность за свои политические взгляды. Это уже не является вопросом нравственности или морали, а исключительно логичным военно-политическим ответом на деструктивную внешнюю политику в отношении других государств или народов. Иными словами, если танки сравнивают с землей очередной город, а у сил сопротивления нет возможности достойно ответить, то они сражаются тем оружием, которое им доступно.

Терроризм и экстремизм

Все чаще можно услышать фразу «Терроризм и экстремизм - угроза обществу!». Естественно, с этим трудно спорить, но для начала необходимо разобраться в понятиях и некоторых определениях.

Экстремизм - это некая склонность к самым крайним мерам и радикальным взглядам, но при этом человек, который является приверженцем такой политики, является не кем иным, как теоретиком. Террорист же - убежденный практик. Любая крайность, будь-то радикальные реформы в экономике или призывы к убийству «неверных», является полной глупостью, так как такой взгляд на вещи не оставляет ни единого шанса для маневра или отступления.

Когда экстремизм не приносит необходимых результатов, в ход идет следующая фаза, потому эти два понятия и идут рядом, но путать их не стоит. Угроза обществу (как при экстремизме, так и при терроризме) напрямую зависит от многих факторов: какие стороны конфликта задействованы, их цель, методы и т.д. Но как бы там ни было, хоть эти проявления агрессии и зависят друг от друга, все же стоит улавливать ту тонкую грань, что их отличает. Например, любой террорист — это обязательно экстремист, но в тот же момент, не любой экстремист может пойти на убийство.

Терроризм как угроза национальной безопасности России

Что может быть одним из самых мощных инструментов в борьбе наций на международной арене? Ответ на этот вопрос очень прост, ведь при помощи терроризма одна страна может без проблем расшатать экономическое состояние второй, подорвать ее дух и настроить граждан государства против правящей власти.

Исходя из того, что позиции Российской Федерации на данный момент сильны, и страна становится все уверенней на политической арене, некоторые последователи однополярности мира не желают иметь такого непокорного соседа. А потому на территории страны, то в одной ее части, то в другой, начинают разгораться теракты.

Стоит ли говорить, что на данный момент есть большое количество доказательств, из которых становится ясно, что США спонсирует огромное число подобных террористических организаций, действующих по всему миру. Все эти шаги, так или иначе, направлены на то, чтобы ослабить Россию, дестабилизировать все соседние районы, что граничат с РФ. Пример того мы уже могли наблюдать с Украиной и военным переворотом в этой стране. Таким образом, терроризм как угроза национальной безопасности России - проблема достаточно актуальная, но стоит понимать, что не так опасен исполнитель, как его заказчик.

Терроризм и экстремизм на Кавказе

Что касается Кавказского региона в Российской Федерации, то достаточно долгое время он был самой Только в 1997 году было произведено 1290 террористических актов, а через 15 лет - 1728.

Терроризм - угроза обществу! Мы против терроризма! Такие заявления все чаще слышны на Кавказе. Но там же существует такое понятие, как ваххабизм. Сторонники этого течения ведут активную борьбу не только с российскими федеральными войсками, но и со всем христианством в целом. Особенно такое противостояние актуально в северной части.

Естественно, было бы неправильно утверждать, что все последователи Ислама ведут непримиримую войну с остальным миром. Подобные методы борьбы могут быть направлены абсолютно в любую сторону. При этом подоплека будет удачно подстроена под традиции веры и якобы религиозные тексты, в которых данное противостояние описывается, как Священная война.

Телевизор не замолкает и каждый день твердит о том, что терроризм - угроза обществу. Новости наполнены огромным количеством сводок с места событий. Просмотрев большинство из них, можно сделать полноценный вывод, что все акты, которые так или иначе связаны с экстремизмом и бандформированиями - этнорелигиозные. На самом деле можно с уверенностью сказать, что борьба христианской и исламской цивилизации идет полным ходом, и терроризм, и экстремизм - угроза обществу.

Порядок действий во время террористического акта

Нельзя с полной уверенностью сказать, что полностью защищен от того или иного проявления агрессии. Правительство любого государства старается сделать все, чтобы обезопасить своих граждан от терактов. Но, учитывая то, что терроризм - угроза обществу, чрезвычайные ситуации могут произойти в любую минуту. Главное, что может спасти жизнь, это умение мыслить здраво во время террористического акта и вовремя предпринять необходимые действия. Важно всегда держать себя в руках. Такая памятка при угрозе террористических операций может спасти вам жизнь:

  • Необходимо осмотреть себя на предмет полученных травм.
  • Перед тем как что-нибудь предпринять, нужно максимально успокоиться, не забывая о возможности повторного взрыва.
  • В случае травмы или блокировки под завалом ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться что-либо предпринять.
  • Потолок необходимо укрепить мебелью, чтобы исключить возможность его обвала.
  • Убрать подальше острые предметы, при возможности позвонить в службу спасения.
  • Дыхательные пути необходимо прикрыть влажным платком.
  • Важно помогать спасателям обнаружить себя, для чего необходимо подавать сигналы.
  • Кричать нужно только тогда, когда вы слышите чьи-то голоса, в противном случае есть опасность задохнуться.

Информационный терроризм

Благодаря повсеместной «сетивизации», на первый план ко всем уже известным мировым игрокам на поле международных отношений пытаются выйти некоторые негосударственные структуры, что занимаются провокационной деятельностью. Именуется она кибер-терроризм. Угроза информационному обществу может привести к совершенно неожиданным последствиям.

Кибер-терроризм - осознанное и целенаправленное использование той или иной информации для принуждения верхушки государства к определенным экономическим, политическим или религиозным решениям. Важным фактором в этой атаке является эмоциональное воздействие на мнение общественности.

Теперь, среди и без того большого количества вариаций выполнения террористических актов, на передний план выходит информационная сфера. Сама по себе информация может рассматриваться как необходимый человеческий ресурс, который при желании можно использовать в качестве оружия для создания противоречий. Таким образом, при кардинальных изменениях мировых глобализаций вопрос о качественном обеспечении собственной (имеется в виду национальной) безопасности, выходит на первый план.

Безусловно, терроризм - угроза обществу, опасности которого заключаются не только в банальном применении «грубой силы», но и, если можно так сказать, «мягкой силы», что основывается на манипуляции психологией общества. Благодаря тому что роль информации в такой войне является доминирующей, многие западные страны достаточно активно стали разрабатывать новые ориентации на защиту (а, может, и атаку) информационного поля, от возможных угроз извне. Это и можно назвать современной концепцией «сетевой войны».

Современный терроризм

На данный момент, наряду с самыми опасными вирусами и болезнями, особенное место занимает терроризм. Угроза современному обществу очевидна, и эффективного лекарства от этих проблем в современном мире пока нет. Рассмотрим несколько тенденций, которые можно отнести к террору нашего времени:

  1. Увеличение географии распространения (следовательно, и пострадавших) в результате терактов.
  2. Взаимное влияние некоторых факторов (экономических, политических и прочих) на появление, распространение или усиление терроризма.
  3. Организованность бандформирований увеличивается.
  4. Крепкая взаимосвязь разных бандформирований с организованной преступностью (межконтинентальная в том числе).
  5. Увеличение финансирования террористов со стороны заказчиков.
  6. Стремление бандитов захватить оружие массового поражения.
  7. Терроризм используется как оружие для вмешательства в политику страны.

Исходя из всего вышесказанного, можно подытожить, что современный терроризм - угроза личности, обществу, государству, экономике, религии и свободе. При любой организации следует обязательно учитывать все ее тенденции, которые, к сожалению, развиваются ежеминутно.

ИГ (ИГИЛ)

Терроризм — это угроза обществу! Такое заявление ярко подчеркивает одна организация, которая в последнее время стала очень «популярной» благодаря своим шокирующим видео с казнями, похищениями дипломатов, консулов и захватом Мосула. «Исламское государство» - ИГ (ИГИЛ) - старается позиционировать себя как некоторую «сборную» из особо жестоких и бесстрашных банд, что основываются исключительно на радикальном исламизме и своей салафитской трактовке Ислама. На самом деле, если посмотреть на все их цели и методы их достижения, то везде виден один и тот же сценарий. Терроризм - угроза обществу, и вред, который он несет, можно сравнить только с вирусом Эбола, что так же неконтролируемо разрастается и поражает все больше людей с каждым днем. Но исходя из некоторых действий организации ИГ, можно смело заверить, что они выполняют свои зверства не столько из-за религиозных убеждений, как больше по геополитическим предрасположенностям.

Главная цель ИГИЛ - это создание некого государства на территориях Сирии и Ирака. Терроризм — растущая угроза обществу, и об этом может говорить тот факт, что народы этих стран, как бы это парадоксально ни звучало, поддерживают злоумышленников. Некоторые эксперты утверждают, что так происходит потому, что террористы действуют хитро - всегда делятся с народом захваченным и награбленным.

Несмотря на то что методы террористов еще не до конца отработаны, работа в данном направлении уже приносит свои плоды. По всему миру активизируется усиление мер безопасности. Терроризм, с учетом некоторых социально-политических ситуаций в ряде стран, так или иначе приведет к тоталитарно-демократической системе, главными орудиями которой станут не только теракты, но и информация. Терроризм - угроза обществу. И рассмотрев его подтекст, можно с уверенность сказать, что это закономерная составляющая общества всего современного мира. Естественно, с этим нужно что-то делать, и как можно скорее.

Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет комплексный, многогранный характер и непосредственно связана с необходимостью защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (социально-экономической, экологической, информационной, духовной и т.п.).

Согласно Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. N 24), под национальной безопасностью РФ понимается безопасность многонационального народа России, система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, составляющими (объектами) национальной безопасности являются безопасность личности, общественная и государственная безопасность, основополагающей из которых является безопасность личности.

На современном этапе развития российской государственности и общества угрозы национальной безопасности РФ носят преимущественно внутренний характер. Поэтому важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ является борьба с внутренней преступностью, обеспечение государственной, общественной безопасности и охрана общественного порядка.

По существу, от того, как обеспечивается безопасность общества, ведется борьба с такими организованными формами преступности, как терроризм, экстремизм, бандитизм, захват заложников и т.п., представляющими реальную угрозу общественной безопасности как составной части национальной безопасности, зависит будущее Российского государства.

Существенную угрозу национальной безопасности РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступной деятельности — экстремизм, включая его крайнюю форму — терроризм. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ.

Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ Д.А. Медведев отметил рост в 2008 г. в России количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.

Несмотря на то что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых и организационных мер, направленных на противодействие экстремизму (например, принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», внесены соответствующие изменения и дополнения в УК РФ и КоАП РФ, в МВД РФ создан Департамент по борьбе с экстремизмом и т.п.), количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается.

Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 г. в Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что на 29% больше, чем в 2007 г. Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве — 93. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. на территории Центрального федерального округа РФ зафиксировано 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода 2007 г.

По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве зафиксировано 95 фактов нападений на лиц неславянской национальности, в том числе 47 убийств и 46 случаев причинения тяжкого вреда здоровью, из националистических побуждений. Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г. в Москве увеличилось на 30% по сравнению с 2007 г. В январе — начале февраля 2009 г. в Москве уже зарегистрировано 16 нападений на национальной почве, обезврежено 4 экстремистских группировки.

Как известно, существование любого негативного социально-политического явления в обществе и государстве обусловлено определенными причинами и предпосылками, в том числе политическими. По мнению профессора Я.И. Гилинского, существование экстремизма (фашизма) в современной России обусловлено выполнением им минимум трех функций:
1) экстремизм (фашизм) служит «страшилкой» для режима перед грядущими выборами: «Или мы, или — фашисты!»;
2) «инородцы» — превосходный «козел отпущения» для бездарной власти, не способной решить ни одну из социальных проблем;
3) фашисты (нацисты) — социальная база, «резерв главного командования» в борьбе с предполагаемой «оранжевой революцией», до смерти напугавшей власть.

Представляется, что если это так, если власть предпочитает разыгрывать «экстремистскую карту на политической арене» и выпускать время от времени «коричневого джина из бутылки», т.е. манипулировать экстремизмом и экстремистскими идеями для достижения тех или иных политических целей, то все наше многонациональное и многоконфессиональное общество заслуживает лишь сочувствия.

Заметим, что анализ криминальной ситуации, складывающейся в настоящее время в сфере экстремистской преступности, не дает нам веских оснований для безусловной поддержки мнения профессора Я.И. Гилинского, так как властями Российской Федерации предпринимаются определенные меры по противодействию экстремизму. На наш взгляд, проблема в том, что эти меры недостаточны и малоэффективны; нередко «остаются на бумаге» (возможно, вследствие сознательно-умышленных действий (или преступного бездействия) должностных лиц, содействующих экстремистам); не должным образом реализуются (или вообще не реализуются) правоприменителями.

В результате этого не обеспечивается безопасность людей от экстремистских посягательств, которые фактически остаются один на один с экстремистской угрозой. Поэтому обеспечение национальной безопасности России в части антиэкстремистской безопасности сегодня во многом зависит не только от принятия, но и от эффективной реализации антиэкстремистских мер по поддержанию безопасности общества, безопасного сосуществования наций и социальных групп на всей территории Российской Федерации.

Анализ экстремистской преступности позволяет выделить следующие криминологические особенности, которые в целом позволяют раскрыть антигосударственный и антиконституционный характер современного российского экстремизма.

1. Активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.

Проведенные в субъектах РФ прокурорские проверки свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи — скинхеды, Русское национальное единство (РНЕ), Национально-державная партия России (НДПР), Национал-большевистская партия (НБП), идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России.

В настоящее время наиболее характерным проявлением молодежного экстремизма является движение скинхедов, которое, будучи наиболее многочисленным, является «собирательным» образом подобного рода движений. По данным Московского бюро по правам человека, ведущего постоянный мониторинг проявлений национальной нетерпимости, в РФ насчитывается около 50 тысяч скинхедов, издается 100 радикальных газет, а ежегодный тираж неонацистской литературы достигает 500 тыс. экземпляров.

Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 — 18 лет. Многие члены молодежных экстремистских организаций (группировок) — вчерашние школьники, т.е. лица, недавно окончившие школу.

Именно возраст с 14 до 18 лет является наиболее оптимальным для «впитывания» радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей. Учитывая то, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем, этот факт вызывает особую озабоченность.

По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве была пресечена деятельность пяти молодежных экстремистских группировок: Салищева — Исакина, Александрова — Сухарева, Берсеньева (Лютого), Михайлова, «МОБ-88», в которые входили 28 человек в возрасте от 15 до 21 года. Члены указанных группировок совершили 36 преступлений из националистических побуждений, в том числе 28 убийств. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества».

2 февраля 2009 г. группа националистически настроенных молодых людей (скинхедов) численностью не менее восьми человек в возрасте от 15 до 20 лет устроила погром в пригородной электричке рязанского направления на перегоне между станциями Малаховка и Выхино.

С криками «Россия — для русских, Москва — для москвичей» нацисты нещадно избивали лиц неславянской национальности, в том числе стеклянными бутылками, наносили им ножевые ранения. На платформе они зверски избили россиянина курдского происхождения и попытались столкнуть его под колеса электрички.

Заметим также, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок).

15 декабря 2008 г. Мосгорсуд вынес приговор банде Рыно-Скачевского, обвиняемой в совершении 20 убийств из националистических побуждений, организаторы (главари) которой — А. Рыно и П. Скачевский — были несовершеннолетними на момент совершения преступлений. Членам банды скинхедов-экстремистов были назначены наказания сроком от 6 до 20 лет лишения свободы, а организаторам (главарям) — по 10 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима с выплатой 4 млн. руб. за моральный вред, нанесенный трем потерпевшим.

Нередко подростки, примкнувшие к экстремистско-националистическим рядам и совершающие варварские по своей жестокости преступления, являются выходцами из вполне благополучных семей.

22 апреля 2006 г. в Москве на станции метро «Пушкинская» ударом ножом в сердце был убит 17-летний армянский подросток В. Абрамянц. Это жестокое преступление было совершено по националистическим мотивам 18-летним учащимся столичного милицейского колледжа, сыном высокопоставленного сотрудника милиции. Молодой человек активно занимался спортом и был кандидатом в мастера спорта по биатлону.

Необходимо также отметить, что в последнее время членами и даже организаторами (главарями) неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности становятся лица женского пола (молодые девушки).

19 января 2009 г. в Москве была обезврежена молодежная экстремистская группировка, состоящая из 4 человек, лидером (главарем) которой была девушка. По версии следствия, на совести этой группировки — попытка подрыва закусочной быстрого питания возле метро «Кузьминки», два террористических акта на железнодорожных путях в Бирюлеве и Булатникове, подрыв храма в Бирюлеве и целая серия убийств лиц неславянской национальности. Заметим также, что один из членов этой банды — 29-летний уроженец Волгограда, сын депутата Волгоградской областной Думы, занимал высокую должность начальника отдела стратегического анализа и выработки госполитики Министерства спорта.

Необходимо также отметить, что существующая в настоящее время почти катастрофическая ситуация в сфере молодежной экстремистской преступности — это еще не предел: если криминальную ситуацию сегодня не изменить, в дальнейшем она еще более усугубится. В частности, существует реальная угроза, что действующие сегодня в РФ разрозненные, порой противоречивые по своим псевдоидеологическим позициям более 300 молодежных экстремистских организаций (группировок) со строгой дисциплиной и иерархией будут объединяться и «выдвинут» единого лидера — их идеолога-вдохновителя (таковой, например, присутствует в крупных террористических организациях), и единую идеологию (псевдоидеологию).

Появление такого лидера-идеолога, который объединит все эти молодежные экстремистские организации (группировки), приведет к созданию в стране единого «националистического» фронта, что будет «прямой» угрозой основам конституционного строя и безопасности государства и вполне может привести к вооруженным мятежам и насильственному захвату власти в стране, т.е. к «националистическому» перевороту.

В этом случае многонациональное и многоконфессиональное российское общество столкнется с таким масштабом насилия, которому государство с трудом сможет что-либо противопоставить. Безусловно, в целях обеспечения национальной безопасности РФ такого поворота событий нельзя допустить. Правоохранительные органы должны действовать на опережение, предупреждение и оперативное пресечение такой ситуации. Именно от такой тактики сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму в России.

2. Необходимо отметить также расширение «географии» экстремистской угрозы в РФ и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. — жертв экстремизма.

По данным аналитического центра «Сова», в настоящее время экстремистская угроза охватывает 31 регион РФ. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. в РФ зафиксировано 230 случаев нападений и конфликтов на почве национальной ненависти и ксенофобии, в которых погибли 74 человека, 317 получили ранения, а в 2008 г. — 300 нападений, в результате которых погибли 122 человека.

В настоящее время проблема экстремизма и его крайней формы — терроризма вышла далеко за пределы понятия «кавказский экстремизм и терроризм». Рост экстремистских настроений, активизация неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности, нападения на граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан со стороны реакционно настроенных националистов наблюдаются не только в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, но и в других регионах РФ.

Очаги экстремисткой напряженности наряду с «традиционными» в этом отношении республиками Северного Кавказа существуют, например, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском краях. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. наиболее неблагополучными с точки зрения экстремистских проявлений являлись: Москва и Московская область, Ингушетия, Санкт-Петербург, Калмыкия, Нижегородская область и Ростов-на-Дону.
Замыкают список «экстремистских» регионов относительно благополучные: Волгоградская область, Омск, Ярославль, Пермь, Орел, Мурманск, Новосибирск и Калининград (по одному пострадавшему). В 2008 г. ситуация несколько изменилась: нападения на почве национальной ненависти и ксенофобии в основном совершались в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ярославской и Ульяновской областях.

Объективным результатом расширения «географии» экстремистской угрозы в России является увеличение количества национальностей — жертв экстремизма. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. по национальному признаку жертвы ксенофобной агрессии подразделяются следующим образом: русские, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, киргизы, цыгане, корейцы, кабардинцы, дагестанцы, калмыки, вьетнамцы, буряты, чеченцы, татары, якуты, афганцы, иранцы, грузины, ингуши, выходцы из Африки, выходцы из арабских стран, евреи, китайцы, малазийцы, турки, индусы.

Жертвами современного российского экстремизма нередко становятся женщины и дети, представители почти всех социальных групп, молодежных субкультур, люди различного социального статуса, в том числе и высокого — министры, консулы, послы, известные музыканты, Герои России и т.п.

Особенно следует отметить нападения экстремистов на сотрудников посольств и консульств зарубежных государств, а также представителей международных организаций, что наносит непоправимый урон межгосударственным отношениям и международной репутации РФ как демократического и правового государства.

4 ноября 2008 г., в День народного единства, возле посольства Туркмении группой экстремистски настроенных молодых людей численностью не менее шести человек был жестоко избит третий секретарь консульства этой страны К. Сапаров. Экстремисты действовали под лозунгом «Черным здесь не место». В результате этого потерпевший с переломами ребер и сотрясением головного мозга был госпитализирован.

3. Совершаемые в РФ убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все чаще приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а «профессиональной работой» (точнее говоря, «профессиональной охотой») определенных групп лиц. Указанные лица свою «работу» выполняют «с удовольствием» и даже хладнокровно осуществляют фото- и видеосъемку совершенных нападений и убийств. Эти жестокие «ритуальные» убийства фактически являются дерзким вызовом властям, которые нередко расписываются в своем бессилии противостоять им.

6 декабря 2008 г. группа националистически настроенных молодых людей (скинхедов), вооруженных ножами и травматическими пистолетами, устроила засаду в лесу (недалеко от овощебазы в деревне Жабкино Ленинского района Московской области) и напала на грузчиков овощебазы С. Азизова и Д. Алиева — выходцев из Таджикистана. Один из них, будучи раненным в висок, сумел убежать от преследователей, но другого националисты догнали, исполосовали ножом и обезглавили.

Спустя два дня националисты-убийцы по электронной почте разослали в правозащитные организации (в том числе в Московское бюро по правам человека) снимок головы погибшего, сопроводив жуткий фотодокумент угрожающим письмом, адресованным властям. Текст письма был подписан названием националистической организации — «Боевая организация русских националистов». Через день после этого была найдена голова убитого, которая была подброшена в мусорный контейнер в Можайском районе Москвы. Выбор места не был случайным, так как этим националисты показали, что совершен акт возмездия за убийство 15-летней школьницы-москвички А. Бешновой, изнасилованной и задушенной гастарбайтером-узбеком.

14 декабря 2008 г. в Москве был убит 18-летний Е. Айтымов, выходец из Казахстана, студент Университета нефти и газа им. Губкина. Убийство было совершено одним профессиональным ударом в печень ножом, завернутым в полиэтиленовый пакет.

14 января 2009 г. в Филевском парке Москвы скинхедами был убит уроженец Киргизии. Труп погибшего был истерзан. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы потерпевшему было нанесено более 50 ножевых ранений. Кроме того, убийцами на трупе было оставлено письмо нацистского содержания со свастикой, в котором указывалась причина расправы: «СП. Мы не простим! За наших братьев! Это война! Славянские сепаратисты».

20 января 2009 г. в Москве была обезврежена молодежная экстремистская группировка в составе трех человек (двое из них — несовершеннолетние), члены которой совершали нападения на лиц неславянской национальности и наносили им ножевые ранения, выкрикивая фашистские лозунги. Кроме того, они издевались над приезжими женщинами — выливали им на пальто горючую жидкость и поджигали их. Все совершаемые преступления националисты записывали на видеопленку. Всем членам группировки было предъявлено обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Примечательно, что двое из них являлись успешными учащимися правового колледжа и педуниверситета.

4. Различного рода общественные организации, движения и объединения (например, движения против нелегальной иммиграции, благотворительные и религиозные организации и т.п.), военно-патриотические, военно-спортивные, военно-исторические клубы и т.п. создаются с какой-либо определенной, вполне законной целью, однако на практике преследуют экстремистско-националистические цели. В связи с этим полагаем необходимым усилить контроль государства за регистрацией и деятельностью на территории Российской Федерации подобного рода общественных организаций, движений, объединений, клубов и т.п. с целью недопущения экстремистских проявлений в их деятельности.

5. Экстремистско-националистические движения стремятся вовлечь в свои ряды членов различных «агрессивных» молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых.

Особо следует отметить наиболее многочисленное движение российских футбольных болельщиков (фанатов), которых активно пытаются привлекать к экстремистско-националистическим акциям. Некоторые члены этого движения поддаются такому воздействию.

В 2007 г. в Москве на матче команд КФК (3-й российской футбольной лиги) «Маккаби» — «Альянс» болельщики кричали с трибун футболистам московской команды Еврейского спортивного общества: «Освенцим для вас — лучший лагерь!» и развернули расистский лозунг-баннер: «Счастливого холокоста». Суд признал лозунги «возбуждающими расовую и религиозную рознь» и приговорил троих виновных (возраст — от 21 до 27 лет) к условным срокам лишения свободы: двоих — к шести месяцам, третьего (ранее дважды судимый) — к одному году.

6. Необходимо отметить стремление представителей ряда радикальных партий, общественных движений и объединений манипулировать в своих политических целях членами указанных неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и даже использовать их в качестве боевых структур.

Кроме того, некоторые представители радикальных партий, общественных движений и объединений в своих выступлениях, в том числе с высокой трибуны, и в средствах массовой информации открыто поддерживают или пытаются оправдать экстремистскую деятельность в России.

Объективным результатом этого становится то, что в стране все чаще слышны различные националистические лозунги (например, антисемитские, антикавказские и т.п.), устраиваются несанкционированные так называемые русские марши, а экстремистско-националистические организации (группировки), ощущая свою безнаказанность, «воодушевляются» на совершение более дерзких показательных кровопролитных акций.

7. Члены неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности все чаще вооружаются и используют огнестрельное и другие виды оружия для достижения своих целей, в том числе для совершения террористических актов.

Если ранее члены молодежных экстремистских организаций (группировок) в качестве орудия совершения экстремистских преступлений предпочитали использовать холодное оружие (ножи, арматуру, цепи, бейсбольные биты, «розочки» из стеклянных бутылок, кастеты и т.п.), то сегодня фактически появилось качественно новое движение террористов-скинхедов, взявших на вооружение огнестрельное оружие и самодельные взрывные устройства.

В Москве была пресечена деятельность неформальной молодежной экстремистской организации «Спас», основанной на взглядах псевдопатриотизма, шовинизма и национальной нетерпимости. Члены указанной организации (состав: восемь человек, в том числе несовершеннолетний), действовавшей под видом военно-спортивного клуба, способом борьбы избрали совершение не только убийств по националистическим мотивам (совершили 20 убийств, в том числе убийство подростка В. Абрамянца), но и террористических актов. Всего ими было совершено 10 взрывов, в том числе и взрыв в августе 2006 г. на Черкизовском рынке Москвы, в результате которого погибли 14 человек, 49 получили ранения.

В 2004 г. в Санкт-Петербурге на пороге собственной квартиры выстрелами из огнестрельного оружия был убит один из ведущих российских экспертов по проблемам расизма и национализма антрополог Николай Гиренко. Убийство было совершено членами нацистской (скинхедовской) банды (была обезврежена в 2006 г.) в период судебного процесса по делу молодежной экстремистской группировки «Шульц-88».

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о сложившейся в РФ критической криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности. Фактически в стране появилась преступная четвертая власть — суд Линча с экстремистско-националистическим уклоном.

Полагаем, что основными причинами, порождающими такую криминальную ситуацию и способствующими росту экстремизма в РФ, являются:

1) распространение в средствах массовой информации экстремистских материалов (например, националистических выступлений в прессе, по телевидению, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т.п.);

2) существующие негативные тенденции в сфере правоохранительного противодействия экстремистской преступности в РФ;

3) отсутствие необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности.

Таким образом, анализ криминологических особенностей современного российского экстремизма позволяет сделать вывод о существующей сложнейшей криминальной ситуации и складывающихся негативных тенденциях в сфере экстремистской преступности, представляющих реальную угрозу национальной безопасности РФ.

Усиление экстремистских настроений, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в РФ — федеративном и многонациональном государстве неминуемо приведет к масштабным межэтническим и межрелигиозным конфликтам, всплеску новой волны терроризма и сепаратизма, состоянию «войны всех против всех».

Экстремистско-фашистская идеология и ее пропаганда в федеративном и многонациональном государстве — это бомба замедленного действия, которая способна разорвать страну изнутри. Как отметил Министр МВД России Р. Нургалиев 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, именно дестабилизация социально-политической ситуации в стране является главной целью экстремистских группировок.

Поэтому непринятие сегодня властями РФ всех необходимых дополнительных мер правового, организационного, экономического и т.п. характера по противодействию экстремизму и его искоренению как на Северном Кавказе, так и в других регионах РФ (т.е. как «кавказского», так и «славянского», «татарского», «башкирского», «удмуртского», «калмыцкого» и т.п. экстремизма) неминуемо приведет к расколу общества, росту терроризма и сепаратизма в стране и, возможно, последующему распаду РФ.

Поэтому деятельность экстремистски настроенных лиц (в том числе несовершеннолетних), их организованных групп, пропагандирующих и реализующих экстремистские идеи в российском обществе, а также лиц, финансирующих экстремизм, должностных лиц, оказывающих содействие экстремистам, «прикрывающих» их или преступно бездействующих в борьбе с экстремизмом, носит антиконституционный характер и представляет реальную угрозу национальной безопасности РФ.

Существующие реалии в сфере экстремистской преступности требуют жестких мер по пресечению экстремистских действий антигосударственной направленности и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона.

Артамонов Никита

В нашей повседневной жизни, просматривая телевизионные передачи или читая газету, мы не раз столкнемся с такими словами, как «терроризм» или «экстремизм». А теперь давайте немного поразмыслим. Как часто каждый из нас задумывается о проблеме, связанной с распространением террора? Почему проявляется рост насилия в современной России? Насколько тесно связан терроризм с экстремизмом?

Рискнув предположить, что мало кто думает об этих двух бедах как об угрозе национальной безопасности России, автор - ученик 11 «А» класса МОУ гимназия № 6 АРТАМОНОВ НИКИТА - в своем более детально разобрается в этой проблеме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экстремизм и терроризм как угроза

национальной безопасности России

Тесней сплотим ряды мы вместе

И терроризму скажем – НЕТ!

Пусть сотню лет иль даже двести

Россия будет жить без бед.

"Молитва" Армен Казарян

В нашей повседневной жизни, просматривая телевизионные передачи или читая газету, мы не раз столкнемся с такими словами, как «терроризм» или «экстремизм». А теперь давайте немного поразмыслим. Как часто каждый из нас задумывается о проблеме, связанной с распространением террора? Почему проявляется рост насилия в современной России? Насколько тесно связан терроризм с экстремизмом?

Рискну предположить, что мало кто думает об этих двух бедах как об угрозе национальной безопасности России. А теперь попробуем более детально разобраться в этой проблеме.

В Конституционном праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления. Иными словами синонимами слова терроризм являются «насилие», «запугивание», «устрашение».

Теперь разберем понятие «экстремизм». Словарь даёт следующее толкование: «Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, мерам». Среди таких мер можно отметить подготовку и проведение террористических акций.

Нетрудно догадаться, что эти два антигуманных социальных явления очень тесно связаны. На практике это проявляется так: какое-либо крайне националистическое, политическое или религиозное недовольство перерастает в террористические настроения, далее следует череда угроз и начинаются теракты, уносящие жизни людей.

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, исследователи и журналисты говорят о

Взрывах государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.;

Индивидуальном терроре или политических убийствах чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоохранительных органов;

Политических похищениях, имеющих цель добиться определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников и т.д.;

Захватах учреждений, зданий, банков, посольств, самолетов и т.д., сопровождающихся захватом заложников;

Взятии заложников с целью получения выкупа;

Несмертельных ранениях, избиениях, издевательствах, преследующих цели психологического давления на жертву и одновременно являющиеся формой так называемой «пропаганды действием»;

Биологическом терроризме (например, рассылка писем со спорами сибирской язвы);

Использовании отравляющих веществ и радиоактивных изотопов;

Кибертерроризме, направленном на вывод из строя систем жизнеобеспечения различных учреждений;

Повреждении промышленных объектов, технологических структур, хранилищ отходов с целью провоцирования экологических катастроф.

Против кого или против чего направлен терроризм?

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо подчеркнуть, что терроризм, как и всякая другая деятельность мотивирован. Терроризм, по утверждению французского социолога М.Крозье, – это мотивированное насилие с политическими целями. Значит, стремление к насилию, запугиванию, террору не есть что-то беспричинное или коренящееся в дефектах биологической природы человека. Это явление, прежде всего, социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Проблемы и конфликты разного уровня, направленности и масштаба: индивидуалистические, религиозные, идеологические, экономические, политические – потенциальные колыбели для взращивания деятельности террористов.

В список стран, где насчитывается наибольшее число погибших в терактах последнего десятилетия, входят США, Россия, Индия, Израиль, Колумбия, Ирак, Алжир, Пакистан, Уганда, Шри-Ланка.

Например, в преддверье летних Олимпийских игр 2008 года в Китае тибетцы нападали на этнических китайцев (ханьцев). Сцены зверского избиения мирных мужчин и женщин они выкладывали в Интернете и при этом не скрывали, что чистят «свои» территории от чуждого этнического элемента, т.е. прикрывали свои настоящие цели (как правило, быстрое обогащение) националистическими идеями.

Теперь давайте разберемся с терроризмом в России и его особенностями.

Россия в XXI веке принадлежит к числу наиболее "пораженных" терроризмом стран: в 1997 г. в Российской Федерации было совершено 1290, в 2005-м - 1728 преступлений террористического характера. Резко возросло и количество таких уголовно наказуемых деяний террористического профиля, как организация незаконного вооруженного формирования: в 1997 г. зарегистрировано было одно такое преступление, а в 2005-м - 356!

«Рост попыток создания незаконных вооруженных формирований создал терророгенную обстановку в России, когда экстремистско-террористическое подполье планирует, готовит и реализует практически все террористические акты на территориях субъектов Федерации», - пишут исследователи этого вопроса.

Истоки терроризма коренятся, во-первых, в продолжительной истории (так, например, деятельность организации «Народная воля» началась более, чем 150 лет назад), во-вторых, в неоднородности общественного мнения (для нашей страны характерна разная оценка террористической деятельности различными слоями общества, т. е. велико число людей, сочувствующих террористическим методам борьбы за свои требования, считающих одних террористов «хорошими, правыми, правильными»), и в-третьих, деятельность российских террористов носит «смешанный» характер: она индивидуальная и организованная, чисто уголовная и с примесью политики, шовинистическая и религиозная...

Как я упоминал чуть ранее, основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально – экономические, экономические, религиозные и духовные. Естественно, в нашей стране преобладают политические, социально – экономические и экономические предпосылки терроризма. И сейчас я попытаюсь объяснить почему.

Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Так, в пример можно привести распад СССР и образование России в 1991 году. На протяжении более чем десяти лет страна была политически ослаблена. Это привело к многочисленным террористическим взрывам жилых домов, «Норд – осту» - захвату театра в Москве (кстати, в эти дни близкие и родственники погибших и потерпевшие вспоминают события 10-летней давности, но отнюдь не забытой трагедии на Дубровке), к двум чеченским компаниям, где ярко выразилось политическое недовольство террористов.

Если рассматривать социально – экономические причины, то основной из них можно считать низкий уровень жизни в стране. В России не избавились от такой проблемы, как безработица. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. Вот почему, несмотря на «дерзкие» контрмеры наших правоохранительных органов (16 октября 2012 г. Президент РФ Владимир Путин на совещании по противодействию терроризму так выразился: «Наши службы начали действовать гораздо эффективнее. Вместе с тем, любой просчёт стоит нам очень дорого, поэтому нам нужно работать без пауз, решительно, на опережение, дерзко»), бандгруппы пополняются свежими боевиками.

Касаемо экономических причин, нельзя не отметить то, что терроризм сегодня – это бизнес, который способен приносить своим организаторам немалый доход, сравнимый с доходами от нефтибизнеса. Явными примерами экономического террора являются торговля оружием, наркотрафик по территории России, торговля наркотиками, заложниками, что позволяет получать огромные прибыли.

Теперь мы начинаем хотя бы немного понимать, что экстремизм и терроризм – это две огромные угрозы национальной безопасности России. И стоит поговорить о профилактике экстремистской и террористической деятельности.

В России, как и во всех странах, руководство которых признает необходимость мер борьбы за сохранность жизней своих граждан (то есть там, где ценность человеческой жизни достаточно высока, а гибель мирных людей может вызвать существенный общественный резонанс и повлиять на политику властей), с угрозами борются силовыми методами. Официально антитеррористической деятельностью занимается только ФСБ РФ, но высоко значение формирования общественного мнения, огромную роль в этом играют СМИ (я насчитал в Интернете более 10 официальных сайтов, пропагандирующих противодействие терроризму, особенно впечатляет http://www.terrorunet.ru ). И конечно, нельзя не сказать о самом главном: о правовой основе борьбы с терроризмом. 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым утверждена Концепция, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. За осуществление экстремистской и политической деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско–правовую ответственность. Нет террористов «хороших» и «плохих»! Убийцы и вымогатели должны нести ответственность за

гибель более 200 человек (1995, 14-20 июня - рейд банды Басаева на Будённовск, массовый захват заложников в здании больницы);

гибель 4 человек, 16 ранены (1996, 11 июня на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в вагоне поезда сработало самодельное взрывное устройство мощностью 400-500 г в тротиловом эквиваленте.);

взрывы жилых домов в Москве в 1999г.

гибель 8 человек, 60 получили ранение (2000, 8 августа в центре Москвы, в подземном переходе у Пушкинской площади произошел взрыв);

захват театра в Москве (2002, Норд-Ост - банда террористов уничтожена бойцами спецподразделений, есть жертвы среди заложников);

гибель 39 человек, ранено 120 (, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты);

87 погибших, в том числе волгоградцев (2004, 24 августа - взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами)4

смерть сотен детей, учителей, родителей (2004 - террористический акт в Беслане - захват школы).

Вот далеко не полная скорбная летопись событий…

И сегодняшний день, день, когда я пишу это сочинение,по сообщениям Ленты.Ру, изобилует событиями, свидетельствующими о том, что терроризм есть. И он есть зло, направленное против человечества. Кто следующий?

Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ// Социология. Хрестоматия. Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. – С. 124-129.

По данным Сыромятникова И.В. В кн.Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. - М.: СГА, 2008.-С.16.

Калинин Б.Ю., Хрыков В.П. Терроризм в России в конце XX – начале XXI века: политико-правовой анализ // Законодательство и экономика. – 2007. - №11. – C.48-55.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Сущность экстремизма как угрозы безопасности конституционного
строя Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 1. Научное определение основных понятий, входящих в общее семантическое
поле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Экстремистская идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1.1. Антидемократическая идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.1.2. Антиконституционная идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.1.3. Террористическая идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.2. Экстремистские материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3. Экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.3.1. Виды экстремизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3.1.1. Правый экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
1.3.1.2. Левый экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1.3.1.3. Религиозный экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.3.2. Формы экстремизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
1.3.3. Терроризм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
1.4. Экстремистская деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
1.4.1. Преступления экстремистской направленности. . . . . . . . . . . . . . 40
1.4.1.1. Преступления против основ конституционного строя. . . . . . . . . . 44
1.4.1.2. Террористическая деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
§ 2. Соотношение экстремизма с иными политико-правовыми терминами. . . . . . 49
2.1. Демократия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.2. Демократический скепсис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
2.3. Радикализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
2.4. Фундаментализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
2.5. Социальный нигилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
2.5.1. Политический нигилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
2.5.2. Правовой нигилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Основные выводы гл. I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Глава II. Уголовно-правовая политика в области охраны конституционного
троя Российской Федерации от преступных посягательств. . . . . . . . . . . . 67
§ 1. Главная проблема эффективности принятых уголовно-правовых мер,
направленных на защиту граждан и государства от общественно опасных форм
экстремизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
§ 2. Уголовно-правовая характеристика основных составов преступлений
экстремистской направленности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
2.1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. . . . . .71
2.2. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого
достоинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
2.3. Организация экстремистского сообщества. . . . . . . . . . . . . . . . . 85
2.4. Организация деятельности экстремистской организации. . . . . . . . . . .91
§ 3. Концептуальные пути совершенствования уголовно-правовой политики
в сфере обеспечения
безопасности конституционного строя Российской Федерации. . . . . . . . . . .97
3.1. Публичные призывы к совершению преступлений. . . . . . . . . . . . . . .97
3.2. Пропаганда экстремистской идеологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
3.3. Антиконституционное толкование исторических, политико-философских,
религиозных и иных документальных источников. . . . . . . . . . . . . . . . 111
3.4. Нарушение запрета на право въезда в Российскую Федерацию
иностранными гражданами и лицами без гражданства с антироссийскими
настроениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Основные выводы гл. II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Выборы носили свободный, справедливый и траспарентный характер, позволили гражданам выразить свое волеизъявление и сформировать представительные органы власти.

Вместе с тем в ходе выборов в ряде случаев возникали реальные угрозы конституционному строю, среди которых можно выделить как традиционные (попытки проникновения криминалитета в органы публичной власти, вмешательство иностранных государств и подконтрольных им международных организаций в избирательный процесс), так и новые угрозы (активизация экстремистской деятельности за счет сращивания отдельных праворадикальных и молодежных экстремистских структур (в том числе ультрарадикальных объединений футбольных болельщиков) с оппозиционными политическими силами; попытки срыва и дискредитации избирательной кампании в Крыму)).

Как и в ходе предыдущих выборных кампаний, серьезной угрозой конституционному строю являлась криминализация российских органов публичной власти.

В современных условиях представители организованной преступности стремятся контролировать прибыльные сектора экономики, управлять бюджетными средствами, участвовать в принятии решений органами власти, влиять на законотворческий процесс. Инфильтрация криминальных лидеров, участников преступных групп и их связей в органы власти с помощью выборов позволяет решать большинство из этих задач.

Одним из показателей устремлений преступных организаций выступает официальная статистика избирательных комиссий об участии лиц с криминальным прошлым в избирательных кампаниях по параметру наличия судимости. Вместе с тем информационно-справочные учеты правоохранительных органов содержат и другие, не менее значимые криминологические показатели (данные о криминальных связях, распределении ролей в криминальных структурах, о процессуальных и следственных действиях, проведенных в отношении граждан органами предварительного расследования, а также иная информация об участии в деятельности преступных организаций).

Так, при подготовке выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 созыва 2016 г. в ходе проведенной ЦИК России проверки 4384 кандидатов по спискам 14 партий и 1280 кандидатов, выдвинутых партиями по одномандатным округам, было выявлено 95 ранее судимых граждан, из которых 60 скрыли сведения об имевшихся у них судимостях .

Применительно к субъектам Российской Федерации данная криминологическая статистика выглядит следующим образом. 5 граждан, имеющих судимость, было выдвинуто в Республике Татарстан по одномандатным округам на выборах депутатов Государственной Думы (представляли политические партии «Яблоко» (2), «Родина» (1), КПРФ (1) и «Единую Россию» (1). По федеральным спискам также выдвигалось 5 человек, привлекавшихся к уголовной ответственности (представляли партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, «Союз Труда» и «Патриоты России»). В Чувашской Республике 2 самовыдвиженцам с криминальным прошлым было отказано в регистрации, в Карачаево-Черкесской Республике по «криминальному» фактору не допущен к регистрации 1 самовыдвиженец. В Краснодарском крае кандидатом по одномандатному округу от партии «Зеленые» был выдвинут лидер рейдерской группировки, специализирующейся на противоправном отчуждении у государства прав на земельные участки. 16 кандидатов были исключены из региональных списков в Красноярском крае. При проведении проверочных мероприятий избирательной комиссией и правоохранительными органами Пермского края выявлены 3 кандидата в депутаты Государственной Думы, аффилированных с лидером региональной организованной преступной группы (в том числе действующие депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представительного органа власти муниципального образования). В Оренбургской области от участия в выборах отведено 4 кандидата, имеющих судимость (представители партии «Патриоты России»), в Челябинской области – 2 ранее судимых гражданина. 1 кандидату (партия «Справедливая Россия») избирательной комиссией Новосибирской области было отказано в регистрации в связи с сокрытием сведений о наличии непогашенной судимости.

Попытки личного выдвижения и регистрации на парламентских выборах предпринимали бывшие лидеры и активные члены организованных преступных групп, а также их родственные связи (Алтайский край, Иркутская, Оренбургская, Свердловская, Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ) .

Новым элементом избирательной кампании стало проведение некоторыми партиями («Альянс Зеленых», «Единая Россия», Парнас» и «Партия Роста») предварительного голосования по отбору кандидатов на выборы в Государственную Думу и в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (т.н. «праймериз») . Наиболее массовым было предварительное голосование партии «Единая Россия», состоявшееся 22 мая 2016 г.

Представители организованных преступных структур попытались использовать эту форму политической деятельности для легализации своих кандидатов. Правоохранительными органами были выявлены факты включения граждан, в отношении которых имелись сведения о связях с организованными преступными группами и совершении преступлений, в состав т.н. «территориальных групп» кандидатов при проведении праймериз в ряде округов Республики Адыгея, Красноярского края, Кировской области.

Часть выдвинутых и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы имела процессуальный статус подозреваемых (Тюменская область – представитель партии «Коммунисты России») и обвиняемых в совершении преступлений (Псковская область - кандидат от партии «Родина»; Амурская область - самовыдвиженец).

Устойчивое стремление представителей криминалитета к проникновению в органы публичной власти было характерно и для избирательных кампаний по выборам в региональные органы законодательной власти и представительные органы муниципальных образований.

Для наглядности приведем аналогичную криминологическую статистику. Так, в результате проведенной проверки кандидатов в депутаты Народного Собрания Республики Дагестан в отношении 80 кандидатов получены сведения о причастности к совершению экономических преступлений в составе организованных преступных групп, к обеспечению деятельности криминальных структур (12 кандидатов), к экстремистской деятельности (2 кандидата). В отношении 1 кандидата получена информация о его близких связях с осужденным боевиком-террористом.

При подготовке выборов в Орловский областной совет народных депутатов выявлено 12 ранее судимых кандидатов, 192 гражданина с криминальным прошлым баллотировались в представительные органы местного самоуправления Орловской области. В ходе проведения проверочных мероприятий избирательной комиссией Амурской области исключены из областных списков кандидатов в региональное Законодательное Собрание и не допущены к выборам как лица, не предоставившие сведения о судимостях, 22 гражданина. В Свердловской области в связи с сокрытием сведений о судимости отказано в регистрации 9 кандидатам в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и 5 гражданам, баллотировавшимся в депутаты представительных органов муниципальных образований.

На региональных и местных выборах фиксировались попытки финансирования кандидатов со стороны действующих и бывших лидеров организованных преступных групп (Иркутская, Свердловская области, Красноярский край). Следует отметить, что «теневое» финансирование избирательных кампаний осуществлялось как по инициативе криминальных структур, так и по запросам заинтересованных кандидатов в депутаты и на выборные должности (помощь в погашении кредитов).

В Красноярском крае, Калининградской и Свердловской областях члены преступных организаций принимали скрытое участие в предвыборной агитации в пользу своих кандидатов.

Представителями криминалитета с целью воздействия на избирательный процесс продолжает практиковаться направление «бойцов-спортсменов» на избирательные участки, где перед ними стоит задача воздействия на членов избирательных комиссий и сторонников политических оппонентов, а также провокации силовых действий под предлогом нарушений избирательного законодательства. При проведении местных выборов отмечались попытки вбросов избирательных бюллетеней членами таких «спортивных» бригад .

После избрания ставленники криминалитета стремятся формировать свой рабочий аппарат с привлечением советников, помощников и консультантов, связанных с преступными организациями, оказывавшими поддержку в ходе избирательной кампании .

Обобщение электоральной практики свидетельствует о том, что криминализация органов публичной власти в условиях подготовки и проведения выборов осуществляется в следующих формах:

Выдвижение и регистрация на выборах лидеров и активных членов организованных преступных групп, а также их родственных связей ;

Финансирование интересующих кандидатов и подкуп избирателей со стороны организованных преступных групп;

Распространение подложных и анонимных агитационных материалов;

Организация вбросов избирательных бюллетеней и оказание силового воздействия на членов избирательных комиссий и сторонников политических оппонентов;

Привлечение избранными должностными лицами и депутатами в качестве помощников членов организованных преступных групп.

Угрозообразующие факторы криминализации органов публичной власти в условиях выборов связаны с низкой политической и правовой культурой организации и проведения выборных кампаний, ослаблением режима законности, коррупцией партийного и государственного аппарата, зависимостью официальной и теневой экономической деятельности от политической конъюнктуры в Российской Федерации.

Серьезной угрозой конституционному строю являются террористические и иные экстремистские проявления в условиях выборов.

Выборы дают возможность обнародования политических программ и участия сепаратистских, национал-радикальных и экстремистских организаций в массовых мероприятиях, открытой пропаганды их идеологических взглядов.

Формами реализации данной угрозы могут являться:

Протестные акции («антикризисные марши», «антивоенные марши», «марши несогласных», «антикоррупционные протесты» и др.);

Агитация, направленная на разжигание розни;

Подготовка и совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности с целью оказания влияния на ход избирательной кампании и результаты выборов;

Массовые беспорядки.

Выборы, как правило, широко освещаются в СМИ, поэтому любое противоправное посягательство, поданное под прикрытием оппозиционной или радикальной политической деятельности, приобретает широкий общественный резонанс.

Основой инспирирования и активизации экстремистской деятельности в ряде случаев выступает сращивание праворадикальных и молодежных экстремистских структур с оппозиционными и парламентскими политическими силами.

Данная тенденция проявлялась на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Так, радикальный идеолог проекта «5.11.17» В. Мальцев в 2016 г. от партии «Партия народной свободы» (далее - «Парнас») был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . В ходе избирательной кампании он предпринял попытку создать коалицию либералов, националистов и казаков.

При проведении предвыборной агитации лидерами «Парнаса» допускались высказывания радикального характера, что явилось основанием для подачи представителями партии «Гражданская платформа» административного искового заявления об отмене регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого партией «Парнас» . Отмечались факты ведения предвыборной агитации в пользу партии «Парнас» со стороны правых радикалов и националистов .

В ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2016 г. актив Хабаровского регионального отделения партии «Справедливая Россия» на безвозмездной основе использовал для агитационно-пропагандистской деятельности представителей ультрарадикальной фанатской группировки «IGF» (неформальное объединение болельщиков футбольного клуба «Ска-Энергия») .

Аналогичные процессы были характерны и для ряда региональных и муниципальных выборных кампаний. В частности, лидеры и члены неформальных объединений футбольных болельщиков – молодежных группировок экстремистской направленности г. Самары принимали активное участие в предвыборных кампаниях различного уровня в качестве агитаторов и наблюдателей политических организаций («Партия прогресса», «РПР - Парнас»).

В отличие от легальной оппозиции, осуществляющей свою деятельность в рамках существующего законодательства, радикальная оппозиция преследует цели насильственного изменения конституционного строя и не ограничивает арсенал своих методов действий, средств и источников финансирования правовым полем. Лидерами и функционерами данных структур используются различные угрозообразующие факторы, в числе которых выступают:

Принятие государственными органами непопулярных политических решений в социально-экономической сфере (реформирование ЖКХ, пенсионная реформа, система налогообложения и др.) ;

Наличие очагов социальной напряженности в регионах с высоким уровнем безработицы и неблагоприятной криминогенной обстановкой ;

Снижение реально располагаемых доходов населения, девальвация национальной валюты и рост цен из-за санкционного давления США и стран Евросоюза ;

Высокая дифференциация населения по уровню денежных доходов ;

Проблемы и недостатки антикриминальной и антикоррупционной политики государства и др.

Существующие социально-экономические трудности могут использоваться для организации и координации различного рода протестных акций, дестабилизации общественно-политической ситуации и смены государственно-политического режима по сценариям "цветных" революций .

В числе важных угроз конституционному строю необходимо выделить вмешательство иностранных государств и подконтрольных им международных организаций в избирательный процесс.

Данная угроза является элементом агрессивной политики США и их союзников в отношении России, которая направлена на демонизацию руководства страны средствами пропаганды, дискредитацию российской государственности и смену государственно-политического режима в стране.

Удобным предлогом для достижения поставленных целей послужила возникшая в результате многолетних целенаправленных усилий США кризисная ситуация вокруг Украины. В ней отчетливо проявились попытки Вашингтона дискредитировать Россию в глазах Европы, максимально разрушить ее связи с европейскими государствами, лишить стороны выгод и преимуществ тесного взаимодействия.

В связи с вступлением Крыма в состав Российской Федерации, провозглашением ДНР и ЛНР на Юго-Востоке Украины зарубежные СМИ и политическое руководство США, Канады и Западной Европы вернулись к агрессивной риторике «холодной войны». Было предложено «изолировать» Россию и возродить «демократическую коалицию Запада времен «холодной войны» с главенствующей ролью Соединенных Штатов.

В связи с подготовкой выборов 2016 г. заинтересованными иностранными государствами предпринимались активные попытки дискредитации избирательной кампании в Крыму . В условиях реализации украинским руководством реваншистских планов с использованием террористических методов и т.н. «мягкой силы» в ходе подготовки и проведения выборных кампаний 2016 г. зарубежные идеологи и координаторы антироссийской деятельности сделали ставку на украинских и крымско-татарских националистов, активистов псевдоправозащитных структур. Основными формами данной деструктивной деятельности в ходе избирательной кампании выступали:

Воспрепятствование допуску избирателей на участки для голосования, расположенные на территории Украины ;

Умышленная порча предвыборной агитации;

Нанесение украинской символики и граффити в публичных местах;

Порча избирательных бюллетеней антироссийскими лозунгами;

Заброска и попытки развертывания на территории Крыма диверсионно-разведывательных групп Главного управления разведки Министерства обороны Украины .

Вместе с тем, благодаря гражданской позиции жителей Крыма, четкой организации избирательного процесса, соблюдению законности и профессионализму сотрудников правоохранительных органов попытки воспрепятствовать волеизъявлению граждан, подорвать доверие к выборам и представительным органам власти были сорваны.

В качестве традиционного инструмента внешнего вмешательства в избирательный процесс задействовались ангажированные международные организации по наблюдению за выборами.

Для выборов в Единый день голосования 18 сентября 2016 г. было характерно расширение формата внешнего наблюдения за выборами и активизация использования возможностей избирательного процесса в ущерб интересам защиты конституционного строя.

Так, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) была развернута самая масштабная с 2003 г. миссия мониторинга избирательной кампании в 50 субъектах Российской Федерации . В Российскую Федерацию были направлены 64 долгосрочных и 370 краткосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ (для сравнения: на выборах 2011 г. в России работали 203 наблюдателя БДИПЧ ОБСЕ).

По прибытию в регионы наблюдатели провели консультации с кандидатами «демократически ориентированных» политических партий «Парнас», «Яблоко», «Открытая Россия», журналистами оппозиционных СМИ, а также руководством и координаторами движения «Голос». В ходе встреч осуществлялся целенаправленный сбор тенденциозной информации о социально-политической обстановке в России, нарушениях и злоупотреблениях в избирательном процессе, осуществлялось изучение перспективных молодежных активистов и ангажированных политических деятелей. Для формирования информационных поводов по дискредитации избирательной кампании, компрометации конституционных органов власти и управления задействовался потенциал региональных отделений движения «Голос» и аффилированных с ним псевдоправозащитных структур . С привлечением зарубежных и оппозиционных СМИ предпринимались попытки тиражирования тенденциозной информации о нарушениях выборного законодательства со стороны представителей органов власти и парламентских партий в сочетании с замалчиванием аналогичных нарушений, допущенных иными субъектами избирательного процесса.

Как показывает многолетняя практика выборов, реализация угрозы иностранного вмешательства в избирательный процесс возможна в следующих формах:

Оказание финансовой и консультативной помощи некоммерческим организациям, оппозиционным партиям и движениям, нацеливание их действий на дестабилизацию социально-политической обстановки в стране, подрыв доверия населения к законным органам власти и избирательному процессу;

Методическая помощь интересующим избирательным штабам, кандидатам и их доверенным лицам;

Создание финансируемой извне межрегиональной электоральной сети наблюдения за выборами, ориентированной преимущественно на фиксацию нарушений избирательного законодательства и организацию альтернативного подсчета голосов;

Формирование и поддержка молодежных структур «гражданского неповиновения»;

Инспирирование протестной активности в обществе с использованием подконтрольных СМИ и сети Интернет;

Оказание давления на иностранных и международных наблюдателей;

Объявление официальными лицами иностранных государств и международных организаций (Государственный департамент США, Европарламент, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека и др.) выборов недемократичными, а их результатов - сфальсифицированными.

В основе всех этих форм лежат технологии консолидации антигосударственных политических сил, вовлечения населения в протестные акции и их умышленного трансформирования в массовые беспорядки.

Угрозообразующие факторы, связанные с возможностью внешнего вмешательства в избирательный процесс, представлены: агрессивными геостратегическими установками лидеров ряда иностранных государств (их союзов) по «сдерживанию» России и вмешательству в ее внутренние дела в целях неконституционной смены власти; увеличением масштабов и скоординированности применения отдельными государствами информационных технологий, направленных на подрыв суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации; «двойными стандартами» во внешней политике и гуманитарной сфере; использованием правозащитных концепций и института международного наблюдения за выборами в качестве инструмента политического давления на органы власти и управления.

С учетом возможности формирования и обострения угроз конституционному строю в условиях выборов, зависимости потенциала угроз от соответствующих угрозообразующих факторов главные устремления антироссийских сил в ходе подготовки к Единому дню голосования 18 сентября 2016 г. были направлены на формирование оппозиционной коалиции, способной по «украинскому сценарию» инспирировать протестные настроения и в последующем изменить политический курс руководства страны неконституционными методами. Важнейшая роль в этом процессе, как и ранее, отводилась организации незаконных массовых публичных мероприятий с участием молодежи.

Благодаря доверию населения к главе государства, широкой поддержке проводимой органами власти политики дестабилизации социально-политической обстановки, подрыва авторитета государства и антиконституционных проявлений удалось избежать.

В ходе выборов 18 сентября 2016 г. проявились новые угрозы конституционному строю, которые позволили вскрыть слабые места в системе защиты конституционного строя и определить дополнительные направления работы уполномоченных органов по защите конституционных основ организации и функционирования государственной власти.

Эти угрозы необходимо учитывать организаторам выборов и правоохранительным органам. Так, требуется комплексная предупредительно-профилактическая работа в молодежной и праворадикальной среде. Необходимо дальнейшее совершенствование контроля за финансированием некоммерческих объединений и общественных организаций, соответствием деятельности филиалов и представительств иностранных неправительственных организаций уставным целям и задачам, соблюдением ими российского законодательства. Нуждается в развитии противодействие на системной основе коррупции и криминализации государственных и муниципальных органов публичной власти. Востребована наступательная работа по пресечению деятельности агитационных площадок антигосударственной пропаганды в СМИ и Интернете. Представляется целесообразным усиление антитеррористической защищенности критически важных объектов в Крыму и других приграничных с Украиной субъектах Российской Федерации.

Нейтрализация традиционных и пресечение новых угроз должны дополняться устранением реальных причин и условий, формирующих уязвимости системы социально-экономических и политических отношений, подлежащих защите со стороны государства.