Виды систематизации законодательства. Систематизация законодательства. Понятие систематизации законодательства

Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Нормативные акты принимаются различными органами, в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые могут между собой находиться в противоречии. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативно – правовые акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативных актов, привидение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших, неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация может быть:

Хронологической – нормативные акты располагаются по времени их принятия;

Тематической или предметной – экономической, строительной;

Официальной – проводится по поручению органов государства;

Неофициальной – издание сборника составителями – профессионалами.

Кодификация – предполагает такое упорядочение правовых актов, которое направлено на их переработку путем исключения противоречий. Пробегом дополнений по существу. Тем самым обеспечиваются внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота, обновленного законодательного акта. В результате кодификации появляются новые укрупненные законодательные акты. Таким образом, кодификация – форма систематизации, путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

Кодификация может быть:

Всеобщей – переработке подвергается значительная часть законодательства;

Отраслевой – перерабатываются нормы определенной отрасли;

Специальной – перерабатываются нормы определенного института.

Результатом кодификации являются: кодексы, уставы, основы законодательства, положения, в которых всегда в систематизированном виде содержатся новые нормы.

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образования). Консолидация сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Используется редко, как правило, в ведомственной сфере.

Некоторые авторы выделяют такой вид систематизации законодательства, как учет нормативно – правовых актов – наиболее простой вид систематизации. В процессе учета осуществляется сбор и хранение правовых актов, издаваемых различными органами власти, управление учреждениями, организациями. Это текущая внутренняя работа для более успешной деятельности конкретного органа или организации. Ее ведут секретариаты, юридические отделы, архивы, состоящие в структуре этих органов и организаций. Это локальный уровень систематизации.

С правотворчеством и юридической техникой непосредствен­но связан процесс систематизации действующих нормативных актов.

Система действующих правовых документов значительна по объему, быстро изменяется. В связи с этим возникают правовые коллизии, что негативно сказывается как на правотворчестве, так и на правоприменении.

Систематизация нормативных актов как раз является од­ним из средств приведения нормативных актов в согласован­ную систему.

Систематизация нормативных актов - это юридическая деятельность, направленная на приведение нормативных актов в единую и внутренне согласованную систему.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы, организации, а в определенных случаях - частные лица.

Различают три основных вида систематизации - кодифика­цию, инкорпорацию и консолидацию.

I. Кодификация - это объединение нескольких норматив­ных актов, регулирующих сходные общественные отноше­ния, в единый, логически цельный акт путем переработки норм, объединяемых актов.

В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - и способ правотворчества, и наиболее сложный, трудоемкий вид систематизации.

Кодекс (лат. соdех - собрание законов) - кодифицирован­ный законодательный акт, объединяющий в строго определен­ном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль общественных отношений.

Результатомкодификации могут быть следующие виды актов.

1. Основы законодательства - э то вид кодифицированно­го акта, с которого начинается процесс право­вого регулирования общественных отношений в той или иной сфере. Основы законодательства содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных обществен­ных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства. Например , правовые акты, ре­гулирующие нотариальную деятельность в России основаны на таком акте «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 N 4462-1 (с изм. и доп..

2. Отраслевые кодексы : Гражданский, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

3. Межотраслевые кодексы , содержащие нормы различных отраслей права: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

4. Специализированные кодексы , содержащие нормы, ре­гулирующие специфические отношения - Избирательный кодекс г. Москвы.

5. Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, кото­рые регулируют определенную сферу государственной деятель­ности, деятельность определенных ведомств, министерств, орга­низаций в той или иной сфере. (Дисциплинарный устав, Устав внутренней и караульной службы и др.).

II. Инкорпорация - это систематизация нормативных актов путем объединения актов в сборник без изменения его содер­жания.

Виды инкорпорации :

1.В зависимости от принципа объединения нормативных актов выделяют два вида инкорпорации:

- хронологическую инкорпорацию (по времени принятия актов) - Собрание законодательства РФ, Собрание постановле­ний Правительства, Бюллетени высших судебных органов;

- тематическую инкорпорацию (по предмету правового регулирования). Например , Свод законов является вершиной та­кой инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подза­конные нормативные акты.



2.В зависимости от субъектов, осуществляющих эту дея­тельность , выделяют:

- официальную инкорпорацию - упорядоченное объеди­нение нормативных актов путем издания компетентными орга­нами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации;

- неофициальную инкорпорацию , которая проводится раз­личными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

III. Консолидация - это объединение множества законода­тельных актов в единый укрупненный акт.

При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов.

Примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.101980 «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем са­мым и заменивший) 48 ранее действовавших актов по этому вопросу.

Консолидация используется в правотворческой деятельнос­ти с целью упорядочения нормативных актов по различным воп­росам общественной и государственной жизни, когда необходи­мо свести воедино много разрозненных нормативных предписа­ний по признаку однородности деятельности.

От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно–правовых актов, действующих в государстве. Система законодательства (позитивного права) может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако могут быть и нормативно–правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.

Например, закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно–правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма– федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной власти (Россия, Германия, США).

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно– правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Принципы систематизации: достоверность, полнота и удобство.

В России учету подлежат ФКЗ, ФЗ, нормативные указы президента, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов, акты ОМСУ, постановления КС, нормативны разъяснения пленума ВАС. Учет – сбор действующих НПА, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, а также выдачу справок по вопросам заинтересованных органов и их лиц. Виды учетов: картотечный, журнал, автоматизированные системы (консультант, гарант). Журнал учета ведется по хронологическим и алфавитным принципам. Когда акты систематизируются по отраслям права и дате принятия. Картотечный – создание системы карточек, на которых фиксируется основные реквизиты нпа. Автоматизированный учет позволяет быстро найти необходимый нпа.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация.

Инкорпорация это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во–первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во–вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

Главная задача – расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляется по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление, законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно–правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно–правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно–правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно–правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед кодификацией.

Систематизация – это обработка, приведение нормативных правовых актов в единую, согласованную систему.

Эта деятельность необходима для оперативного поиска нужных норм. Систематизация используется в качестве способа обеспечения субъектов права необходимой и достоверной нормативно‑правовой информацией. Кроме того, с течением времени в массиве законодательства образуются повторы и противоречия. Преодолеть эти недостатки помогают меры систематизации.

Виды систематизации различаются в зависимости от:

Глубины преобразований исходного нормативного материала. В одних видах систематизации осуществляется объединение нормативных актов без изменений содержания (инкорпорация), в других (например, кодификации) – принципиальное обновление законодательства, его глубокая переработка;

Субъектов, осуществляющих систематизацию. Одними видами систематизации могут заниматься любые лица (инкорпорация), другими – только официально уполномоченные лица, в первую очередь – государственные органы (кодификация);

Юридической силы результата систематизации. Например, результаты инкорпорации не имеют юридической силы, а результаты кодификации – обязательны для применения, поскольку они являются законами и иными нормативными актами (уставами и т. п.).

Выделяют следующие виды систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – форма систематизации, в процессе которой нормативные правовые акты подвергаются внешней отработке и объединяются полностью или частично в различные сборники и собрания актов.

Инкорпорация – не простое механическое перепечатывание текстов, а упорядочение. В данном случае осуществляется внешняя обработка актов. Она может выражаться во внесении в текст первоначального акта последующих изменений, удаление из документа отмененных норм. В сборник может входить только фрагмент нормативного акта, тематически подходящий для данного издания. Известны хронологические инкорпорации, объединяющие акты, изданные в определенный период времени. Разновидность хронологической инкорпорациисвод законов . Известны своды законов России 1832 года, законов СССР, РСФСР. Историческими примерами являются своды законов Юстиниана, Сперанского.

В современной России предпринята попытка создания такого рода акта. Еще в 1994 году Президент Российской Федерации издал Указ от 28 января 1994 года № 223, согласно которому была создана Федеральная комиссия по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации. В числе иных перед Комиссией ставилась задача подготовки Свода законов Российской Федерации и Свода актов Президента и Правительства Российской Федерации. В 1998 году был издан Указ Президента РФ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации». С изменениями 1995 года из 12 пунктов указа действуют два. Все полномочия по работе над Сводом переданы Государственно‑правовому управлению Президента Российской Федерации, которое осуществляет, в частности, подготовку контрольных текстов нормативных актов на машиночитаемых носителях и поддержание их в контрольном состоянии.



В зависимости от субъекта, ее осуществляющего, инкорпорация подразделяется на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

По способу охватываемого нормативного материала инкорпорация бывает генеральной и частичной. Генеральная инкорпорация включает все законодательство, а частичная объединяет группы актов по отдельным признакам.

Инкорпорированные документы могут быть статичными или развивающимися.

Примером развивающейся инкорпорации являются справочные правовые системы. Так, например, компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» содержит правовые акты, которые предварительно подвергаются профессиональной юридической обработке.

Юридическая обработка – это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении. Инкорпорация справочной системы может быть произведена по запросу пользователя с использованием таких оснований, как тематика, вид документа, дата принятия, ключевые слова и другие.

Кодификация – это вид систематизации, осуществляемый законодательными органами с целью упорядочения правовых норм.

Кодификация используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую степень концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.

Особую важность в выделении кодифицированных актов в особый вид играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования кодекса. Можно выделить следующие признаки кодифицированных актов:

Высокая юридическая цельность и внутренняя согласованность кодифицированных актов;

Стабильность и устойчивость;

Широкий круг регулируемых отношений.

Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, сложившуюся группу.

Основным условием кодификации является требование к ее предмету, которым может быть группа нормативных правовых актов, представляющая собой систему, обладающую свойствами отрасли права.

Таким образом, кодификация не является разновидностью текущего правотворчества. Исходя из этого кодекс и текущий закон существенно различаются по своей структуре, роли в системе права, порядку формирования норм. Важными условиями для принятия акта в форме кодекса являются:

Устойчивость, стабильность общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования;

Сложившееся правовое закрепление данных отношений;

Отраслевая принадлежность положений нормативных правовых актов, которые предполагается положить в основу кодификации.

Консолидация – форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативные правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

Эта форма систематизации носит производный комплексный характер. Она может производиться несколькими способами, в частности консолидация может быть осуществлена законодателем в виде принятия новой редакции какого‑либо закона.

Целью консолидации является устранение повторов. Количество актов при этом уменьшается, содержание не изменяется, за исключением редакторских исправлений. В процессе консолидации допускается унификация терминов, выравнивание стиля. Новый акт, консолидировавший прежние документы, полностью прекращает действие вошедших в него документов.

Занимая промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией, консолидация все же отличается от них. От инкорпорации ее отличают субъекты, осуществляющие систематизацию. Инкорпорация может осуществляться любыми субъектами, консолидация – правотворческим органом. Отличает их и результат систематизации. Инкорпорация завершается составлением сборников, собраний, а консолидация – принятием нормативного акта. От кодификации консолидация отличается глубиной переработки нормативного материала. Кодификация предусматривает существенное обновление, консолидация – только редакторское совершенствование.

Систематизация осуществляется также при издании одноименных законов, сменяющих друг друга. Так, например, в 1995 году был принят Федеральный закон № 154‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в который до 6 октября 2003 года вносились изменения. Новый Федеральный закон № 154‑ФЗ был принят 6 сентября. Статьей 84 этого Закона предыдущий Федеральный закон № 154‑ФЗ был отменен.

Выделяют такой вид систематизации, как учет, признаваемый также как метод хранения нормативной информации. В любом случае учет является самостоятельным видом юридической деятельности. Он включает в себя сбор нормативных актов, их обработку, хранение.

Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учеб. пособие. – Саратов: Гос. акад. права, 2000.

Концепция развития Российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова . – М., 2004.

Лукьяненко В.Е . Об однородных и комплексных отраслях права // Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения: Учен. зап. – Ульяновск, 1997. – Вып. 1 (3). – С. 24–29.

Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1998.

Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. – 1999. – № 9.

Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. – 2008. – № 2. – С. 30.

Рыбаков В.А. Преемственность в праве и кодификации права // Журнал российского права. – 2007. – № 4.

Система и структура права, система законодательства. – М., 1999.

Суханов Е.А. Система частного права // Вестник Моск. ун‑та. – Серия 11: Право. – 1994. – № 4. – С. 26–33.

Черенкова Е.С. Соотношение системы права и системы законодательства в современной России // Вопросы государства и права. – М., 2001. – С. 98–107.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. – М., 1994.

Контрольные вопросы

Из каких элементов состоит система права?

Какими признаками обладает институт права?

Какова роль предмета и метода правового регулирования для построения системы права?

Какие существуют виды отраслей права?

Глава 13. Правовые отношения. Юридические факты

Понятие правоотношения.

Признаки правоотношения.

Классификация правоотношений.

Субъекты правоотношений.

Объекты правоотношений.

Юридические факты.

Страница 2 из 3

§13.2. Виды систематизации

Традиционно в отечественной юридической литературе выделяют четыре вида систематизации законодательства:
- учет нормативно-правовых актов;
- инкорпорацию;
- кодификацию;
- консолидацию.
Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами, юридическими лицами и практикующими юристами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учета является сбор нормативно-правовых актов и поддержание их в таком состоянии, которое обеспечивает быстрое нахождение нужной правовой информации.
Значительную часть нормативно-правовых актов берут из официально публикуемых сборников нормативно-правовых актов. Совокупность нормативно-правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке: по разделам, по правотворческим органам, по хронологии.
Инкорпорация представляет собой систематизацию путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое юридическое значение. Примерами инкорпорации являются: Свод законов Российской Империи 1832 г. в 16 томах; Свод законов СССР 1988 г. в 10 томах, Свод законов РСФСР 1986-1988 гг. в 8 томах. По Указу Президента РФ от 06.02.1995 г. №94 “О подготовке к созданию Свода законов Российской Федерации” ведется подготовка к составлению и изданию Свода законов, действующих в современной России.
Инкорпорация бывает: официальной, официозной и неофициальной.
При официальной инкорпорации по поручению и под контролем органов государственной власти могут издаваться сборники законов, постановлений правительства, сборники министерских приказов, инструкций и т.д. Формальным показателем официальности опубликования текстов нормативно-правовых актов являются грифы на титульном листе сборников: “утверждаю”, “согласен”, “официальное издание”. Другим признаком официального характера актов инкорпорации является участие в их опубликовании и редактировании руководителей органов, которые ранее приняли собранные в сборник нормативно-правовые акты.
Официозная инкорпорация выглядит как подготовка и опубликование текстов сборников нормативно-правовых актов с согласия органов власти научно-консультативными советами авторитетных ученых, высококвалифицированных юристов этих учреждений и т.д. В данном случае официозность подобных сборников определяется авторитетным мнением специалистов, работающих в данных органах и принявших участие в инкорпорировании нормативного материала. Например, в практике Верховного Суда РФ имеется своеобразная традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений Пленума Верховного Суда за определенные периоды времени. Они готовятся членами Научно-консультативного Совета, работниками Верховного Суда, видными учеными- юристами и пользуются исключительным авторитетом у всех практикующих юристов.
Неофициальная инкорпорация представляет собой наиболее разнообразный слой систематизированного изложения различных нормативно-правовых актов, которое осуществляют и используют все заинтересованные в этом субъекты: граждане, юристы, должностные лица, общественные объединения и т.д. Это может быть “коммерческое” опубликование текстов нормативных актов различными издательствами, составление компьютерных программ поиска нормативного материала (Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс и т.д.), упорядочивание нормативного материала юристами - учеными и практиками - путем занесения текстов правовых актов на карточки, составления папок с материалами и т.д. Известно, что каждый уважающий свою специальность юрист - следователь, судья, прокурор, адвокат и т.д. - всегда имеет у себя дома или на работе всевозможные вырезки из газет, журналов, распечатки текстов законодательства и важнейших правоприменительных актов прецедентного значения, собирает, подшивая и вклеивая, изменения и дополнения к текстам источников права. Это и есть тематическое, или хронологическое, инкорпорирование источников права.
Кодификация - это разновидность систематизации, характеризующаяся объединением нормативно-правовых актов в единый, логически цельный, не противоречивый акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Примерами кодификации являются Гражданский, Уголовный, Таможенный и иные кодексы Российской Федерации.
Кодификация законодательства может быть всеобщей, когда переработке подвергается значительная часть законодательства; отраслевой, когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства; специальной, когда перерабатываются нормы какого-либо правового института.
К признакам кодификации относятся:
1) ее могут заниматься исключительно специальные органы;
2) в итоге кодификации всегда появляется новый нормативно-правовой акт - кодекс;
3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
С кодификацией тесно связана, но вместе с тем от нее отличается, консолидация нормативно-правовых актов, представляющая собой промежуточное звено, между кодификацией и инкорпорацией, в процессе которой несколько нормативно-правовых актов объединяются в один. По существу, консолидирование означает объединение имеющегося нормативно-правового материала путем устранения разрозненности и многочисленности правовых норм, сведением их в один нормативно-правовой акт.
Консолидация может использоваться только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативно-правовыми актами. При консолидации объединенные нормативно-правовые акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативно-правовой акт. Но консолидация не меняет содержание правового регулирования.
Издание консолидированных нормативно-правовых актов широко распространено в Великобритании и Франции.

Возникновение, изменение, прекращение правоотношений регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Для того чтобы облегчить процесс использования этих актов и тем самым усилить эффективность правового регулирования, следует систематизировать законодательство, придать ему четко структурированный характер.

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике, устранения возможных противоречий, неточностей, пробелов и, таким образом, совершенствования системы законодательства в целом.

Систематизация законодательства необходима для:

дальнейшего развития и совершенствования законодательства;

– правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов;

– облегчения поиска необходимого нормативного материала;

– устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующем законодательстве;

– формирования правового сознания и правовой культуры лиц вовлеченных в правоотношения, регламентированные посредством законодательства.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечении качественной реализации правовых норм в оптимальные сроки.

Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Кодификация наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой целенаправленную деятельность компетентных государственных органов, направленную на качественную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.

В результате кодификационной деятельности происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях формулируются новые нормы права. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, федеральных служб и т. п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативно-правовые акты.


Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в разного рода сборниках.

В процессе инкорпорации систематизируемые акты не претерпевают изменений. В отличие от кодификации, результатом которой является появление нового источника права – кодифицированного акта, в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты, инкорпорация не предполагает утрату индивидуальной юридической силы актами, объединяемыми в инкорпорированном сборнике, сам сборник не является самостоятельным источником права.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию законодательства, различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени государства компетентными государственными органами. На официальные инкорпорированные сборники, содержащие в себе те или иные нормативно-правовые акты, следует ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Примерами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.

Неофициальная инкорпорация осуществляется в целях реализации личных, либо корпоративных (ведомственных) интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не имеют юридического значения. Ссылки на них в официальных документах не допускаются. Примерами неофициальной инкорпорации являются: Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера и т. п.

Инкорпорация и кодификация имеют следующие основания:

1. Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт, являющийся самостоятельным источником права.

Консолидация представляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт, что является признаком кодификации. Вместе с тем акты, объединяемые в рамках консолидированного акта, не теряют индивидуальной юридической силы – признак инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В этот период в качестве дополнительного раздела в Конституцию был включен Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

Учет простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки.

В зависимости от способа сбора учитываемой информации можно различать:

– документарный (письменный) учет,

– электронный учет.

При этом необходимо учесть, что современный уровень развития компьютерной техники делает последний вариант наиболее удобным и эффективным. Документарный учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов. Электронный, в частности, осуществляется путем использования автоматизированных справочно-поисковых систем («Кодекс», «Консультант–плюс», «Гарант» и т. п.).

Систематизация нормативных актов являет собой деятельность, которая направлена на совершенствование и приведение существующих правовых положений во внутренне согласованную, упорядоченную и единую систему. В современных государствах правотворческие органы принимают разные виды нормативных документов: законы, положения и т. п. В связи с этим имеет место постоянное и непрерывное движение правотворчества. Динамичное развитие социальных связей, формирование новых потребностей общества требуют структурированного правового регулирования.

Постоянное изменение системы, совершенствование и развитие, внесение изменений в существующие положения, принятие новых, отмена устаревших положений требуют укрупнения и приведения в определенную обоснованную структуру.

На карточках фиксируют или основные реквизиты документа (заголовок, вид, дату издания, место официальной публикации и прочее), или его полный текст. Последнее считается более предпочтительным. В соответствии с выбранным ранее рубрикатором составляются рубрики картотеки. Поиск карточек может осуществляться как вручную, так и автоматизированным способом.