Конституционно-правовые институты: понятие. специфика. Конституционно-правовые институты
Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.
Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.
Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.
Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.
Конституционное право, как и другие отрасли права, выстраивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.
Большинство государствоведов склонны представлять систему институтов, основываясь на структуре Конституции России. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения.
Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:
2. основы правового статуса человека и гражданина;
4. система государственной власти;
5. система местного самоуправления.
Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на основе которой они объединяются.
В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою включают несколько более узких конституционно-правовых институтов. Представляется, однако, что для удобства оперирования терминологией целесообразнее использовать схему: институты и подинституты .
Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структурирования отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
1. основы конституционного строя;
2. основные права и свободы человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
6. законодательная власть;
7. исполнительная власть;
8. судебная власть и прокуратура;
9. местное самоуправление;
10. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
В приведенной классификации лишь институт системы государственной власти подразделяется на подсистемы, остальные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интегрироваться с основами государственного строя.
Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственного строя, либо представить в виде четырех элементов как:
систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.
Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:
· гражданство;
· основные личные права и свободы человека и гражданина;
· основные политические права и свободы человека и гражданина;
· основные экономические права и свободы человека и гражданина;
· основные социальные права и свободы человека и гражданина;
· основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
· основные обязанности человека и гражданина.
Названные подинституты можно в свою очередь дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.
Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обязанности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:
а) институт основных прав;
б) институт основных свобод;
в) институт основных обязанностей.
Система государственной власти может быть дифференцирована на следующие подинституты:
· глава государства;
· парламент;
· правительство;
· судебная система и прокуратура.
Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:
· правовые принципы федеративных отношений;
· правовой статус Федерации;
· правовой статус субъектов Федерации;
· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.
Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структурировать на подинституты, выделив, в частности:
· основы местного самоуправления;
· самоуправление населения;
· статус муниципальных образований;
· система органов местного самоуправления.
Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Конституции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и институт системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).
Исходя из изложенного, уместно расширить систему институтов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :
1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;
4) прямая демократия в Российской Федерации;
5) система общественной власти в Российской Федерации;
6) федеративное устройство Российской Федерации;
7) система государственной власти Российской Федерации;
8) система местного самоуправления в Российской Федерации.
По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и комплексно охватить все содержание конституционного права России.
Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.
Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для данного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.
Сущностное содержание правового воздействия основ конституционного строя влияет на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.
Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической силой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты . Нормы этого института:
1. воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;
3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.
Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоотношений выступает личность- человек и гражданин. В отношении этих норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
Федеративное устройство Российской Федерации - институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.
Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.
Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
Между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание . Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.
Нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
Следующее верхнее положение занимает институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его основные права, свободы и обязанности. Такое положение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур и основной обязанностью государства.
Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации государственно-территориальные образования, разграничивают власть между Федерацией и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.
Для лучшего понимания системы отрасли конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два правовых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характерен более высокий, чем для системы конституционного законодательства уровень обобщения правовых норм. По структуре отрасль конституционного права шире одноименной отрасли законодательства. Источником права помимо законодательства являются правовые обычаи, решения судебной власти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактических конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законодательства служит в качестве одного из определяющих оснований для констатации факта существования полноценной отрасли конституционного права.
Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:
1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
2. по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
3. по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
5. по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
6. по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
7. по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
В системе конституционного права принято также выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1. основы конституционного строя;
2. основы правового статуса человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.
КП институт - это совокупность однородных правовых норм, регулирующих взаимосвязанные отношения
Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые институты-совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно-правовые институты существенно отличаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.
Первый из них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в основных частях государства, народного представительства в муниципальных образованиях. Второй включает институты гражданских, политический, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции Российской Федерации называется более десяти федеральных конституционных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая специализированные функции — урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права.
Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования К.-п.и. являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по К.-п.и., отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования.
В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты :
1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ;
2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ;
3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов;
4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти);
5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ;
Критерием для образования системы конституционного являются не его источники, а , т.е. группы норм, регу-лирующие относительно самостоятельные сферы конституцион-но-правовых отношений.
Под конституционно-правовым институтом понимается определён-ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион-ных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу-лирования.
Система конституционного права объективно обусловлена са-мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института-ми — напротив, создает принципы их взаимодействия между со-бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре-гулирования. Фундаментом высту-пают единые принципы конституционного права :
- на-рода;
- естественное право;
- приоритет охраны прав и свобод;
- разде-ление властей;
- независимое правосудие;
- правовое государство.
Первичное и самое общее деление на институ-ты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют-ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конститу-ционного права полностью не совпадают , система конституцион-ного права при определенных условиях может сложиться и раз-виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает сле-дующие основные правовые институты с их основными внутрен-ними подразделениями (подсистемами):
- основы конституционного строя;
- права и свободы человека и ;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть;
- законодательная власть;
- исполнительная власть;
- судебная власть;
- государственная власть в субъектах РФ;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
Виды конституционных институтов
В конституционном праве выделяются три разновидности консти-туционных институтов:
- головные;
- сложные;
- одноэлементные (простые).
Головные конституционные институты
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт , институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать-ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде-ральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объеди-нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.
Рассмотрим понятие и виды .
Институт права представляет собой совокупность норм, которые закрепляют и регулируют определенную сферу общественных отношений, составляющих часть предмета отрасли права. Например, нормы, которые устанавливают основы конституционного строя, формируют , называемый «Основы конституционного строя»; установления, регламентирующие права и свободы личности, создают конституционно-правовой институт прав и свобод.
Отрасль конституционного права состоит из системы простых и сложных конституционно-правовых институтов .
Простым называется институт, в котором нельзя выделить положения, регулирующие иные отношения, чем те, которые данными нормами урегулированы. Например, институт запроса депутата к органам прокуратуры.
Простые институты объединяются в сложные. Например, институты основных прав и свобод человека, основных обязательств, правового положения иностранных граждан объединяются в сложный институт, который называется «Основы правового положения человека и гражданина».
Как правило, правовой результат достигается действием широкой совокупности конституционно-правовых установлений. Подобные совокупности близких правовых норм называются .
Границы понятия «конституционно-правовой институт » как в теории, так и на практике весьма подвижны. Оно может отражать и узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и широкую их группу, вплоть до достаточно крупных правовых образований, принимаемых за основные элементы системы отрасли конституционного права.
Главным принципом объединения норм в правовой институт является однородность регулируемых ими отношений . Это приводит к правовому единству соответствующих положений определенного образования, общей для них правовой специфики.
Имеются точки зрения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как элемент системы конституционного права. Только подобные комплексы можно называть конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в теории отсутствует понятие, обозначающее более узкий круг взаимосвязанных норм, то применяют также расширительное толкование и использование данного понятия. Например, существует институт гражданства, хотя его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы различных видов. В него могут входить правовые нормы Конституции и текущего законодательства, то есть нормы, которые обладают разной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут присутствовать нормы, которые отличаются по территории действия, по степени определенности правового предписания и т.д.
В качестве примера можно привести институт гражданства . Его образуют нормы, которые содержатся в Конституции РФ, в федеральных законах; в нем присутствуют положения диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к определенному правовому институту необходимо, поскольку не каждая отдельно взятая норма демонстрирует все свойства, характерные ему в целом. Однако их следует учитывать для правильного понимания механизма её реализации.
Таким образом, конституционно-правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, которая составляет часть предмета конституционного права.
Конституционное право, как и другие отрасли права, выстраивается в систему институтов. Институты – это правовые образования – подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы, регулирующие определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами. Совокупность юридических особенностей каждой группы норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим юридические свойства элементов отрасли, является характер регулируемой сферы общественных отношений.
Большинство государствоведов склонны представлять систему институтов, основываясь на структуре Конституции РФ, так как ее главы регулируют взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения.
Основные институты, определенные Конституцией РФ, следующие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система государственной власти; 5) система местного самоуправления.
Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на основе которой они объединяются. Каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть, в свою очередь, подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые включают несколько более узких конституционно-правовых институтов . Представляется, однако, что для терминологического удобства целесообразнее использовать схему: институты и подинституты.
Наиболее разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структурирования отрасли конституционного права на институты . Для ясного и полного представления о построении институтов и их внутренней структуре в рамках отрасли конституционного права, важно проанализировать, каким образом каждый институт может быть дифференцирован на элементы, т.е. на подинституты.
Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственного строя либо представить в виде основ: 1) политической системы, 2) экономической системы, 3) социальной системы, 4) духовно-культурной системы государства и общества.
Институт основы правового статуса человека включает в себя такие подинституты, как: 1) гражданство; 2) основные личные права и свободы; 3) основные политические нрава и свободы; 4) основные экономические права и свободы; 5) основные социальные права и свободы; 6) основные духовные и культурные права и свободы; 7) основные обязанности человека и гражданина. Названные подинституты можно, в свою очередь, дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности граждан и 2) те из них, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства. Возможны и другие градации. Например, А. А. Безуглов и С. А. Солдатов основные права свободы и обязанности человека разграничивают на: а) институт основных прав; б) институт основных свобод; в) институт основных обязанностей .
Система государственной власти может быть дифференцирована на подинституты: 1) глава государства; 2) парламент; 3) правительство; 4) судебная система; 5) прокуратура; 6) органы государственной власти в субъектах РФ. Структура федеративного устройства раскрывается через: 1) правовые принципы федеративных отношений; 2) правовой статус Российской Федерации; 3) правовой статус субъектов РФ; 4) правовые основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Институт системы местного самоуправления можно структурировать на подинституты: 1) основы местного самоуправления; 2) самоуправление населения; 3) конституционно-правовой статус муниципальных образований; 4) система органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.
Использование лишь структуры российской Конституции не позволяет охватить все институты данной отрасли права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались и другие составляющие. К ним относится институт непосредственной демократии, подинститутами которого являются референдум, выборы (избирательная система), народное обсуждение важных вопросов и другие формы непосредственного выражения воли народа. Другой институт конституционного права – система общественной власти, который структурируется как конституционные основы общественной власти, виды и формы общественной власти, конституционно-правовой статус общественных объединений, конституционно-правовой статус политических партий, конституционно-правовой статус профсоюзов и т.д.
Интенсивное развитие в России получают нормы, регулирующие конституционно-правовую ответственность. Думается, что с учетом развития новейшего конституционно-правового законодательства эти нормы вполне поддаются их систематизации в самостоятельный институт.
Исходя из изложенного, уместно расширить систему институтов, структурируемых Конституцией РФ, и представить систему современного конституционного права России по меньшей мере в следующем виде: 1) основы конституционного строя Российской Федерации; 2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации; 3) непосредственная демократия в Российской Федерации; 4) система общественной власти в Российской Федерации; 5) федеративное устройство Российской Федерации; 6) система государственной власти в Российской Федерации; 7) система местного самоуправления в Российской Федерации; 8) конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.
Такая система институтов позволяет более емко и комплексно охватить все содержание отрасли конституционного права России. Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.
Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Никакие другие положения Конституции РФ нс могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя РФ, могут быть изменены в порядке, установленном федеральной Конституцией, и их пересмотр требует принятия новой конституции РФ (ст. 16 и 135 Конституции РФ). Нормы основ конституционного права носят базовый характер для всей российской правовой системы. Правовое воздействие основ конституционного строя влияет на все сферы общественных отношений. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание других отраслей права.
Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основ правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Эти нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений. В отношении этих норм также действует особый режим охраны. Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения норм других отраслей права (гражданское, административное, трудовое, семейное и другие отрасли права). Положения, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции РФ (ст. 64, 135 Конституции РФ).
Федеративное устройство Российской Федерации – институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Ему присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Важное значение для формирования и развития данного института имеют конституционно-договорные нормы и нормативно-доктринальные положения Конституционного Суда РФ.
Институты непосредственной демократии в Российской Федерации, системы общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм их реализации.
Одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в институт системы государственной власти, его подинститут главы государства и институт непосредственной демократии.
Между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание. Нормы института "основ конституционного строя" содержат исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов. Основы правового статуса человека и гражданина, его основные права, свободы и обязанности предопределяют полномочия органов публичной власти по их обеспечению. Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации государственно-территориальные образования, разграничивают власть между Российской Федерацией и ее субъектами, исходя из чего строится система органов государства.
- Конституционное право России. Т. 1. М., 2001. С. 47.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. С. 32.
- Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2001. С. 47–48.