Общественные отношения, регулируемые административным правом. Их характеристика и особенности. Гражданские правоотношения: понятие, виды, структура и основания. Общественное отношение, урегулированное нормой права, называется правоотношением

1. Понятие правоотношения.

Как известно, люди в своей жизни вступают в многообразные общественные связи, многие из которых, будучи правоотношениями, регулируются нормами права. Общественные отношения становятся правовыми отношениями в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения. Можно сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.

Для правоотношений характерно наличие субъективных прав и обязанностей его участников (субъектов).

Юридические нормы предоставляют одному участнику отношения право, а на другого участника отношения возлагают обязанность.

Действие норм права выражается в возникновении у лиц юридических прав и обязанностей, в появлении правоотношений

Правовые отношения характеризуются следующими основными признаками, чертами.

1. Правоотношение – это общественное отношение, то есть это многообразные социальные связи между людьми, а не между ними и предметами материального мира. Собственник вещи имеет совокупность прав на нее, но обретают жизнь эти права в отношениях с другими людьми: им собственник может продать вещь, уступить право владения, подарить, от них же он требует соблюдения своего права собственности.

2. Как и любые общественные отношения, это результат сознательно-волевой деятельности человека. Правовые связи между людьми устанавливаются сознательно и являются результатом продуманной человеческой деятельности. Правоотношения обладают волевым характером. Это означает, что для их возникновения необходима воля их участников. Причем есть правоотношения, для возникновения которых необходима воля всех участников (вступление в брак возможно лишь при согласии обеих сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.п.), и есть правоотношения, для возникновения которых достаточно воли одного участника (наследственные правоотношения возникают по односторонней воле наследователя, уголовное дело возбуждается по воле правоохранительного органа).

3. Правоотношения возникают вследствие воздействия норм права на поведение людей. Это урегулированные нормами права общественные отношения.

4. Правоотношение – правовая связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи через юридические права и обязанности, которые закреплены в нормах объективного права законов. Носитель субъективного права (то есть тот, кому принадлежит право) – лицо управомоченное, носитель юридической обязанности – лицо обязанное. В правоотношениях лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган.

5. Правоотношение – это правовая связь между людьми, которая поддерживается, охраняется государством. Последнее, во-первых, способствует беспрепятственной реализации прав и обязанностей в правоотношениях, во-вторых, обеспечивает применение мер принуждения в случаях их нарушения.

Таким образом, правоотношение – возникающая на основе норм права связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и юридических обязанностей ее участников и поддерживаемая, охраняемая государством.

Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Без взаимных прав и обязанностей нет самого правоотношения. Например, каждый студент находится в правовых отношениях с вузом. Студент вправе получать тот объем знаний, который, в свою очередь, обязан предоставить ему вуз в соответствии с программой обучения. Права и обязанности участников правовых отношений составляют юридическое содержание правоотношений.

Промежуточный вывод: правоотношение – это волевое общественное отношение, урегулированное нормами права.

Всякое правоотношение характеризуется следующими особенностями:

1) оно возникает только на основе права;

2) в нем представлена воля участников правоотношения;

3) способом его обеспечения является государственное принуждение.

Правовое отношение является особой формой волевого отношения. Оно в конечном счете определяется характером и спецификой производственных отношений. Так, форма собственности, а вернее правоотношения, связанные с ней, своим существованием непосредственно выражают их. А, к примеру, уголовно-правовые или административно-правовые правоотношения характеризуются отсутствием такой непосредственной связи.

Производный характер правоотношений вовсе не исключает их обратного воздействия на базисные отношения. Складываясь между субъектами права на основе юридических норм, они могут стимулировать или, например, препятствовать развитию или упрочению определенных производственных отношений.

Особенностью правоотношений, как уже указывалось выше, является то, что они возникают и существуют только на основе норм права. Нормы права носят всегда абстрактный характер, ибо представляют собой общеобязательные правила поведения. А правоотношения индивидуально – конкретны, ибо выступают в форме взаимной связи конкретных лиц. И эти лица, вступая в них, обретают соответствующие права и обязанности. Иначе говоря, по отношению к ним применяются нормы права или индивидуализируются.

В правоотношениях представлена воля их участников. Поскольку каждый из них сознательно вступает в эти отношения, то их намерения совпадают. Поэтому мы и говорим, что в правовых отношениях выражена их общая воля. Собственно, без такой воли немыслимы правоотношения, ибо всякое отношение – это взаимная связь двух сторон, в основе которой лежит общее. Так, в основе обмена товаров лежит стоимость, весового отношения – тяжесть и т.д.

Вместе с тем волевые акты участников правоотношений не могут не различаться, ибо каждый из них преследует свою цель. Проиллюстрируем это примером. Гражданин А. намеревается продать дом, а гражданин Б. изъявил желание его приобрести. Посредством общего волевого акта осуществляется купля-продажа. Но в этом отношении гражданин А. стремится получить обусловленную договором определенную сумму денег за свой дом, а гражданин Б. заинтересован получить в собственность дом в соответствующем состоянии.

Как видим, здесь их волевые акты различаются. Поэтому Гегель и писал, что "в этом тождестве воль содержится также и то, что каждая воля есть и остается не тождественная другой, для себя своей волей".

Общественное отношение, урегулированное нормой права, называется правоотношением. Возникает правоотношение в результате реализации правовой нормы. Для возникновения правоотношения необходимо наличие 2 обязательных предпосылок: правовой нормы и юридического факта.

Под юридическими фактами понимаются такие конкретные жизненные обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Структура правоотношений включает в себя субъекты и объекты правоотношений, а также содержание (субъективные права и обязанности).

Субъектами гражданских правоотношений являются физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация, которые должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность - это социально-правовая возможность субъектов права быть участниками гражданских правоотношений, включающая в себя правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность - неотъемлемое и неотчуждаемое свойство физического лица (гражданина России, иностранца, лица без гражданства), возникающее в момент рождения гражданина и прекращаемое его смертью. Необходимо отметить, что гражданин правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья (ст. 17 ГК РФ).

В содержание правоспособности граждан включается совокупность имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, которыми гражданин может обладать. Перечень таких прав дается в ст. 18 ГК РФ. Она предусматривает, что граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность определяется как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Обладать дееспособностью означает иметь способность совершать сделки, заключать договоры, выдавать доверенности от своего имени на реализацию своих гражданских прав, нести гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, в том числе и связанным с предпринимательской деятельностью.

Дееспособность предполагает совершение сознательных, волевых действий, поэтому при ее определении, в отличие от правоспособности, необходимо учитывать состояние возраста, здоровья гражданина и некоторые другие обстоятельства, определенные законом.

Виды дееспособности:

Полностью дееспособным гражданин становится лишь с 18 лет. Вместе закон допускает случаи, при наступлении которых гражданин считается полностью дееспособным до достижения 18 лет:

а) вступление в брак до достижения 18 лет; в этом случае лицо приобретает дееспособность в полном объеме, которая за ним сохраняется и в случае расторжения брака до достижения 18 лет (ст. 21 ГК РФ);

б) эмансипация, под которой понимается объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или если он с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. (ст.22)

До наступления полной дееспособности гражданин проходит несколько периодов (до 6 лет, от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет), где объем дееспособности различен.

Дееспособность малолетних граждан в возрасте до 6 лет (ст. 28)

Частичная (неполная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26.)

Ограничение дееспособности на основании судебного решения. Основанием для ограничения дееспособности гражданина является злоупотребление спиртным напитками или наркотическими средствами, если при этом он ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). В да ной норме заложено два юридических факта, которые должны быть наличии одновременно (гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами; гражданин ставит свою семью в тяжелое материальное положение). Например, если гражданин проживает один и злоупотребляет спиртными напитками, он не может быть ограничен в дееспособности. С момента вступления в силу решения суда об ограничении гражданина в дееспособности он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать зарплату, пенсию или иные виды доходе и распоряжаться ими лишь с согласия назначенного ему попечителя мелкие бытовые сделки гражданин с ограниченной дееспособность вправе совершать самостоятельно.

Лишение дееспособности гражданина решат суд в случае, если он, по заключению судебно-психиатрической экспертизы, вследствие душевной болезни не может понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). На основании судебного решения недееспособному назначается опекун, который от имени недееспособного совершает все сделки. В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья гражданина, признанного недееспособным, суд может признать его дееспособным и своим решением отменяет установленную над ним опеку.

В целях регулирования участия коллективных образований в имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях гражданское законодательство применяет особую правовую конструкцию - юридическое лицо, которое участвует в гражданском обороте и является субъектом гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 48 ГК РФ, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести соответствующие обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Правовая доктрина традиционно выделяет 4 основополагающих признака юридического лица:

1. Организационное единство. Юридическое лицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности, и должно иметь органы, осуществляющие его правосубъектность. Организационное единство юридического лица определяется учредительными документами, которые включают: устав данной организации и учредительный договор либо один из этих документов.

2. Имущественная обособленность. Признаком имущественной обособленности является наличие уставного капитала, т.е. совокупности числящегося на балансе данной организации имущества, а также самостоятельного баланса - бухгалтерского отражения состояния средств организации.

3. Самостоятельная имущественная ответственность. Юридические лица, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени. В этом признаке получает законченное выражение хозяйственно-оперативная самостоятельность юридического лица, которая означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности (в частности, заключать договоры и нести по ним ответственность), а также выступать истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются: на коммерческие - имеющие основной целью извлечение прибыли и распределение ее между своими участниками, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе при определенных условиях заниматься предпринимательской деятельностью.

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (например, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

К некоммерческим организациям ГК РФ относит потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и ассоциации (союзы). Но поскольку законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня таких юридических лиц, допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом и т.д.). Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии 3 условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками.

Особенности правового статуса медицинского учреждения как некоммерческой организации обусловлены ст. 120 ГК РФ, в соответствии с которой учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение является единственным видом некоммерческих организаций, не обладающим правом собственности на закрепленное за ним имущество. Оно является субъектом ограниченного вещного права - права оперативного управления. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Возможность для учреждений участвовать в гражданско-правовых отношениях обеспечивается их учредителями, которые одновременно являются собственниками имущества учреждений. Например, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждения и распорядиться им по своему усмотрению.

Понятие и значение сделки

Сделки являются наиболее распространенным основанием возникновения гражданских правоотношений, поэтому они занимают особое место в системе юридических фактов гражданского права.

Действующее гражданское законодательство содержит определение сделки: сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Существует четыре признака сделки:

1) сделка характеризуется как юридический факт;

2) сделка - это правомерное юридическое действие;

3) сделка - это волевой акт, в котором проявляется воля лица, совершающего действие;

4) сделка характеризуется особой направленностью - возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей.

Воля рассматривается как составная часть сделки наряду с такими элементами, как субъекты, объекты, волеизъявление, содержание, форма, основание (правовая цель) сделки. Воля - это субъективный элемент сделки, желание совершить сделку. Она формируется под влиянием различных обстоятельств, важнейшие из которых определяются материальными и духовными потребностями. Люди осознают возникшие у них потребности и стремятся их удовлетворить, прибегая к средствам, в том числе к сделкам. Однако для совершения сделки только воли, одного желания лица недостаточно. Необходимо, чтобы его воля, его желание совершить сделку стало известно другим лицам, то есть воля должна найти объективное внешнее выражение. Это достигается с помощью волеизъявления - объективного элемента сделки. Волеизъявление выступает как способ доведения воли одного лица до сведения других лиц.

Волеизъявление как объективированная вовне воля людей - важный элемент сделки. Оно определяет ее содержание, права и обязанности, которые возникают вследствие заключения сделки. Волеизъявление может быть выражено в устной и письменной форме. В волеизъявлении находит свое выражение основание сделки, то есть та правовая цель, правовой результат, к достижению которого стороны стремятся. Эти способы волеизъявления наиболее распространены. Иногда волеизъявление может быть выражено и иными способами, тогда субъект вместо произнесения или написания слов совершает определенные действия, из которых можно сделать заключение о его воле.

Сделки и их разновидности - договоры выступают важным правовым средством удовлетворения материальных, в том числе имущественных, и духовных потребностей граждан, то есть потребностей в промышленных и продовольственных товарах, жилье, услугах предприятий службы быта, транспорта, связи и т. д.

Виды сделок

Все сделки делятся по определенным критериям, а именно по числу сторон, участвующих в сделке, соотношению прав и обязанностей сторон по сделке, моменту заключения сделки, характеру связи сделки с актами планирования, значению оснований сделки для ее действительности и т. д.

Сделки могут быть односторонними и двух - или многосторонними (договоры), то есть в данном случае классификация договоров проводится по числу сторон, необходимых для совершения сделок. В тех случаях, когда для совершения сделки достаточно волеизъявления одной стороны, сделка называется односторонней. Например, завещание. Большинство сделок требуют наличия волеизъявления двух сторон. Такие сделки называются двусторонними. Двусторонние сделки - это договоры, а заключение договора требует от сторон детального согласования всех его условий. Например, договор подряда.

Многосторонняя сделка относится к разряду договоров. К многосторонним относятся такие сделки, где имеется три и более сторон. Для такой сделки характерно то, что действия сторон направлены на достижение общих, одних и тех же целей. Примером многосторонней сделки является договор о совместной деятельности.

Исходя из критерия соотношения прав и обязанностей, возникающих из сделок, последние подразделяются на возмездные и безвозмездные. По возмездным сделкам предоставлению с одной стороны должно соответствовать встречное предоставление с другой стороны. Решающее значение по данным сделкам имеет встречность, а не эквивалентность. Каждая из сторон обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. Если одна сторона передает имущество, то другая должна передавать либо другое имущество, либо деньги, либо совершить какие-либо другие действия.

При безвозмездных сделках предоставлению одной стороны нет встречного удовлетворения, предоставления. В таких сделках обязанность совершить имущественное предоставление лежит на одной стороне без встречного удовлетворения. Это имеет место по договору дарения, когда вещь передается в собственность другой стороне, по договору о безвозмездном пользовании имуществом, по договору хранения, по договору поручения. В последних двух случаях законом либо договором может быть предусмотрено встречное предоставление.

С учетом момента, которому приурочивается возникновение сделок, они разграничиваются на консенсуальные и реальные. В тех случаях, когда для совершения сделок, достаточно волеизъявления, они называются консенсуальными. По достижении между сторонами согласия по всем существенным пунктам, сделка считается заключенной и у ее сторон возникают соответствующие права и обязанности. Примером может служить купля-продажа вещи. Сделка, направленная на возникновение обязательства купли-продажи, считается совершенной в тот момент, когда стороны достигнут соглашения по всем существенным пунктам: предмете сделки, цене, сроке уплаты денег и передачи вещи.

Если же для совершения сделки кроме волеизъявления требуется еще и передача вещи, то такая сделка называется реальной. Только после передачи вещи сделка считается совершенной, и возникают права и обязанности у сторон. Примером может служить договор займа. Договор займа считается заключенным в момент передачи денег или вещи.

Существует подразделение сделок на каузальные и абстрактные. Такая классификация проводится по значению основания сделки для ее действительности. Основанием сделки признается та правовая цель, для достижения которой сделка совершается. Любая сделка имеет свое правовое основание - правовую цель, к достижению которой стремятся стороны, заключившие сделку. Всякая сделка имеет основание, не может быть сделок без основания, то есть бесцельных сделок. Деление сделок на каузальные и абстрактные не означает, что первые из них имеют основание, а вторые его не имеют. Сущность этого деления заключается в том, что для одних сделок основание является существенным элементом и самую действительность сделки можно оспаривать в зависимости от наличия основания. Одно лицо обязалось уплатить другому определенную сумму денег, а в ответ на требование кредитора заявляет, что платить не за что. Сделки, в которых прямо выражено основание, называются каузальными.

По таким сделкам может быть предусмотрена передача имущества одной стороной другой стороне. Однако в основании сделки должно быть указано, с какой целью передается имущество. Имущество может быть передано, например, по договору купли-продажи с целью передачи его в собственность другого лица с условием получения встречного удовлетворения - уплаты покупной цены за передаваемое имущество. По договору бытового проката имущество передается во временное пользование на условии выплаты наемной платы. По договору дарения имущество передается безвозмездно в собственность одаряемого и т. д. Основание, таким образом, находит свое выражение в волеизъявлении и служит составным элементом сделки.

Другие сделки, в отличие от каузальных сделок, не имеют ярко выраженного основания и его наличие для них несущественно. Такие сделки отвлекаются, абстрагируются от основания, поэтому и называются абстрактными. Пример абстрактной сделки - вексель, вид ценной бумаги, денежное обязательство, безусловный и бесспорный долговой документ.

В гражданском праве имеются и некоторые другие виды сделок:

Распорядительные сделки - не порождающие длящихся последствий;

Фидуциарные сделки - эти сделки основаны на доверии, например, поручение.

Выделяют срочные и условные сделки. В сделке могут быть указаны сроки. Срок - это определенный момент или период в течение времени, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, прав и обязанностей.

Срок, установленный сделкой, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами. Таким образом, правоотношения, возникающие из сделок, действуют в течение определенного срока. Но правоотношения могут действовать и неопределенный срок. Такие правоотношения прекращаются по требованию управомоченной стороны. В обоих указанных случаях сделки являются срочными.

Существуют отлагательный и отменительный сроки. С наступлением отлагательного срока наступают правовые последствия, возникающие из сделки. И наоборот, наступление отменительного срока прекращает возникшие из сделки правовые последствия. В отдельных случаях имеет место сочетание отлагательного и отменительного сроков.

В ряде случаев наступление или прекращение предусмотренных сделкой правовых последствий приурочивается к какому-то обстоятельству в будущем, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. В таких случаях сделка считается совершенной под условием. Такие сделки называются условными, так как данные обстоятельства называются условиями и они включаются в содержание сделок.

Под условиями следует понимать различные события, обстоятельства, такие как погода, длительное отсутствие в постоянном месте жительства, получение того или иного имущественного блага (например, квартиры), выезд в заграничную командировку и т. д.

К условию предъявляются определенные требования. Поскольку совершение сделки предшествует наступлению условия, то его наступление предполагается в будущем. Если событие уже имело место или оно вообще не может наступить, то условная сделка не состоится. Если событие должно наступить неизбежно, то сделка будет срочной, а не условной. Условие должно быть правомерным, в противном случае оно не будет иметь юридической силы, юридического значения.

Условия подразделяются на отлагательные и отменительные. Сделка признается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Если отлагательное условие наступит, тогда по сделке возникнут определенные права и обязанности.

Сделка под отлагательным условием порождает права и обязанности сторон лишь с момента его наступления, а сделка с отменительным условием порождает права где обязанности сразу же после ее заключения, и лишь с наступлением условия ранее возникшие права и обязанности прекращаются на будущее время. Однако правовые последствия, возникшие до наступления условия, сохраняют силу.

Законодательство обязывает стороны добросовестно относиться к исполнению сделки, не препятствовать и не содействовать наступлению условия сделки, если это выгодно или не выгодно одной из сторон. Так, если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим. Если же наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается ненаступившим.

Форма сделок

Воля лиц в сделках должна быть закреплена определенными способами. Эти способы называются формами сделок. По форме сделки могут быть письменными и устными. Письменная форма может быть простой или нотариально удостоверенной. Сделка, для которой законом не установлена определенная форма, считается совершенной также, если из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Устная форма сделки является наиболее простой. Устно могут совершаться сделки, исполняемые при самом их совершении, если законодательством не установлено иное. В устной форме могут совершаться сделки, в отношении которых ни законом, ни соглашением сторон не установлена письменная форма. Причем, исполнение по таким сделкам может быть осуществлено как немедленно, так и по истечении определенного промежутка времени.

Лица, совершившие письменную сделку, должны подписать ее и засвидетельствовать тем самым соответствие изложенного в сделке с их волей. В отдельных случаях в двусторонних сделках достаточно одной подписи стороны, принимающей на себя конкретные обязанности. Так, договор займа оформляется долговой распиской, согласие кредитора выражается в том, что он принимает эту расписку.

Если сторона по сделке - гражданин по состоянию здоровья не может собственноручно подписаться, то по его поручению это может сделать другое лицо. Подпись последнего должна быть надлежащим образом засвидетельствована соответствующей организацией, либо нотариальным органом, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

В ряде случаев недостаточно только подписей участников сделок. В целях обеспечения интересов участников требуется нотариально удостоверенная форма. Содержание сделки не только излагается на бумаге и подписывается ее участниками, но также подписывается и представителем государства - нотариусом, который удостоверяет совершение сделки в соответствии с условиями ее действительности.

Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) совершают протесты векселей;

15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

16) принимают на хранение документы;

17) совершают морские протесты;

18) обеспечивают доказательства.

Существуют сделки, которые подлежат государственной регистрации. Это, как правило, сделки с землей и другим недвижимым имуществом.

Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.

Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки.

Установление письменной формы сделок обусловлено рядом преимуществ перед устной формой: более четким отражением содержания сделки; более четким исполнением сделки; более полным и лучшим фиксированием прав и обязанностей сторон, закреплением юридических фактов, обстоятельств, доказательств и т. д.

Понятие и виды сроков

Срок - это определенный момент или период в продолжение времени. Это юридический факт или один из элементов юридического состава, с наступлением или истечением которого связывается возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В системе юридических фактов срок относится к событиям, поскольку наступление или истечение определенного момента или периода времени, с которым закон связывает те или иные последствия, не зависит от воли и сознания участников правоотношения.

Сроки можно классифицировать по различным признакам.

Гражданское законодательство содержит как общие, так и специальные правила о сроках. Общие правила устанавливаются для всех однотипных гражданских правоотношений, специальные - только для отношений, применительно к которым установлены соответствующие сроки.

По способу определенности сроки могут быть поделены на абсолютно определенные (1 марта 2007 г.), относительно определенные (навигационный период) и неопределенные (когда законом или договором срок вообще не установлен либо определен моментом востребования.

По правовым последствиям сроки делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

К правообразующим относятся сроки, влекущие возникновение правоотношений или отдельных прав и обязанностей. Субъективные права возникают вследствие наступления срока. Например, в таких случаях: отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в течение определенного срока дает право заинтересованным лицам просить суд признать этого гражданина безвестно отсутствующим либо объявить его умершим.

Изменение гражданского правоотношения вследствие истечения определенного срока (правоизменяющие сроки) происходит, например, до наступления срока риск случайной гибели вещи несет одна сторона, после наступления срока риск может перейти на другую сторону.

Правопрекращающими являются сроки, влекущие прекращение правоотношения или отдельных прав и обязанностей.

Сроки могут устанавливаться законом, договором или административным актом. Сроки, установленные законом, как правило, нельзя изменять соглашением сторон, их применение и соблюдение обязательно как для участников правоотношения, так и для суда. Договорные сроки обычно устанавливаются соглашением сторон для осуществления конкретных прав и исполнения обязанностей. С помощью договорных сроков решаются вопросы, требующие индивидуального подхода, учета особенностей правоотношений, поэтому они могут изменяться, сокращаться или удлиняться.

В качестве сроков, устанавливаемых административными актами, понимаются сроки, назначаемые судом, арбитражем или третейским судом в связи с разрешением споров. Например: срок для устранения недостатков искового заявления. Эти сроки обязательны для спорящих и не могут быть изменены по их усмотрению.


Похожая информация.


При классификации отраслей в теории права выделяют метод и предмет регулирования. При этом последний считается главным элементом дифференциации. Его образуют общественные отношения, которые регулируются нормами той или иной отрасли. Далее рассмотрим, каков круг .

Общие сведения

Административное право отношения, возникающие в сфере организации и осуществления госуправления. Их именуют также управленческими.

Они выделяются из всех общественных отношений рядом признаков. Ключевым является основание возникновения. Все прочие характеристики являются производными от него.

Юридическая зависимость

В общественных отношениях, регулируемых административным правом , стороны неравноправны. Один из участников всегда обладает приоритетом в принятии решений.

Из этого следует, что общественные отношения, регулируемые административным правом , являются властными в том плане, что одна сторона наделена полномочиями принимать решения по отношению к другой. Соответственно, не любые взаимодействия можно называть управленческими, хотя они и могут возникать в сфере управления. В этой области стороны могут вступать в трудовые, финансовые, гражданские, земельные и прочие правоотношения.

Взаимодействия, регламентируемые гражданскими нормами, тоже могут основываться на властном подчинении. К примеру, речь о хозяйственных товариществах, обществах и их дочерних компаниях. Однако, в отличие от общественных отношений, регулируемых административным правом , их участники являются субъектами гражданского права, они преследуют гражданско-правовой интерес, связанный с участием в обороте.

Организационный характер

Управленческие отношения - вид организационных взаимодействий. В сфере госуправления возникают отношения, связанные с реализацией гражданской правоспособности юрлиц (при совершении сделок), трудовой деятельностью (при найме работников, заключении коллективных договоров и пр.), самоорганизацией представительных, судебных и иных органов.

Организационный характер общественных отношений, регулируемых административным правом , определяет их сущность. Они могут возникать по поводу какого-либо имущества. При этом на практике они, как правило, являются именно имущественно-управленческими. К примеру, , связанные с созданием унитарных предприятий, передачей объектов госсобственности одним владельцем другому субъекту и пр. Вместе с тем, в отличие от гражданских, они не обладают эквивалентно-возмездным характером. У них нет денежного выражения.

В некоторых случаях предусматривается плата за действия, совершаемые структурами власти. Однако она не является результатом гражданско-правовых сделок. Эта плата - последствие односторонних решений. Она является своего рода компенсацией за расходы госорганов и выражается в виде сборов, пошлин и пр. Например, законодательство устанавливает пошлину за госрегистрацию юрлиц, транспорта и так далее.

Цели деятельности субъектов и способы их достижения

Характер общественных отношений, регулируемых нормами административного права , зависит от различных факторов. В их числе цели деятельности участников, а также способы, выбранные для их достижения.

Наиболее показательным примером данного утверждения являются взаимодействия, в которых участвуют судебные приставы. В их задачи входит обеспечение охраны множества объектов, режимных в том числе. При необходимости они вступают во взаимодействие и с другими субъектами.

Еще одна категория должностных лиц - приставы-исполнители. Их деятельность связана с непосредственной реализацией судебных постановлений по правилам, установленным законодательством. В отношениях, в которые они вступают, зачастую используются меры принуждения к лицам, не исполняющим решения добровольно.

Классификация

В зависимости от сферы возникновения выделяют такие виды общественных отношений, регулируемых административным правом , как:

  • Внутренние. Они возникают внутри каждого управленческого органа.
  • Внешние. Они связаны со взаимодействием госструктур с другими объектами и субъектами.

Внешним отношениям свойственна множественность видов их участников. Каждый из них имеет свою специфическую природу, правовой статус, назначение. По этим критериям можно выделить подвиды субъектов. К примеру, в сфере общественных отношений, регулируемых административным правом , в качестве субъектов могут выступать правительство и федеральные ведомства.

Субъектный состав

В совокупность общественных отношений, регулируемых административным правом , входят в первую очередь взаимодействия между госорганами и:

  • Физлицами. Речь идет прежде всего о гражданах РФ. При этом в отношениях могут участвовать и иностранные лица, а также субъекты, не имеющие гражданства.
  • Негосударственными и государственными организациями разной формы собственности.
  • Прочими органами управления. При этом в совокупность общественных отношений, регулируемых нормами административного права, включены как вертикальные, так и горизонтальные взаимодействия.
  • Госслужащими.
  • Муниципальными учреждениями, предприятиями, организациями.
  • Исполнительными структурами МО.
  • Муниципальными служащими.

В круг общественных отношений, регулируемых административным правом , включены взаимодействия служащих друг с другом.

Система территориальной власти

Определяя, , зачастую исследователи игнорируют наличие относительно обособленной категории взаимодействий. Ими являются отношения, связанные с функционированием исполнительной власти на местах.

В муниципалитетах возникают взаимодействия, аналогичные государственно-управленческим, но обладающие рядом особенностей, присущих системе территориального самоуправления. Сферы, характер, основания формирования в ней круга общественных отношений, регулируемых административным правом , определяются в ФЗ № 131.

В соответствии с нормативным актом, на этом уровне могут возникать отношения местных структур власти с:

  • Физлицами.
  • Муниципальными организациями, учреждениями, предприятиями.
  • Муниципальными служащими.

Важный момент

Следует отметить, что на муниципальном уровне административное право регулирует общественные отношения , в которых участвуют местные исполнительные органы и их служащие, а также физлица, предприятия, организации, учреждения, находящиеся в границах МО.

Самоорганизация системы территориального самоуправления не охватывается административными нормами. Она регламентируется муниципальным правом.

Особая категория

Регулирует общественные отношения , в которых участвуют с одной стороны предприятия, учреждения, их должностные лица, обладающие властными полномочиями, и физлица и организации, созданные ими, с другой. В юридической литературе данный круг взаимодействий обычно не выделяется специально. Между тем большое количество функций и задач, реализуемых в сфере управления, смещаются именно на уровень учреждений и предприятий. В процессе их функционирования реализуется и организаций, образованных ими. Речь, в частности, о таможенных, надзорных, регистрирующих, пограничных и прочих структурах.

Деятельность многих учреждений и предприятий связана с обеспечением порядка и использованием особо опасных объектов. В этой связи их служащие получают полномочия по непосредственному применению административных мер принуждения в порядке и случаях, определенных нормативными актами. К таким должностным лицам, в частности, можно отнести капитанов и командиров воздушных, морских, речных судов и пр.

Указанными полномочиями достаточно часто наделяются работники предприятий и учреждений вне зависимости от формы собственности последних. Это связано с тем, что они имеют общее назначение, состоящее в обеспечении порядка и безопасности в обществе. При этом основания реализации полномочий и характер мер принуждения определяются с учетом содержания основного направления деятельности конкретного предприятия или учреждения.

Автономная группа отношений

В состав предмета рассматриваемой отрасли включены взаимодействия, обладающие управленческим характером и возникающие в системе прокурорского надзора, судебной и законодательной власти. Они появляются главным образом вследствие формирования управленческого аппарата в соответствующих органах. В некоторых случаях их возникновение связано непосредственно с формированием конкретной структуры власти (прокуратуры, к примеру) или реализацией мер ответственности/поощрения к госслужащим и прочим работникам.

Эти отношения составляют автономную группу и не включаются в структуру управленческих взаимодействий, отражающих характер управления как самостоятельного вида государственной деятельности. Наличие этого обстоятельства позволяет определять узкий и широкий смысл этой деятельности. В первом случае в качестве субъектов выступают структуры местного и госуправления. В широком смысле управленческая деятельность рассматривается в смысле, свойственном всем муниципальным и госорганам.

Сфера действия отрасли

Необходимо сказать, что в юридической литературе в последнее время распространено утверждение, что в предмет регулирования входят не только управленческие отношения, но и управляемая деятельность. Примерами, подтверждающими этот вывод, являются ПДД, правила поведения граждан в публичных местах, порядок торговли, преподавания в образовательных учреждениях, санитарные нормы и пр.

Структуры управления осуществляют контроль соблюдения указанных правил, применяют при необходимости меры принуждения к нарушителям.

Возможность отделения управляемой деятельности в качестве предмета регулирования вытекает из сути публичного управления. Ее участники не персонифицируются, в отличие от субъектов управленческих отношений, возникающих в ходе правоисполнительной или правоприменительной деятельности. Следует также заметить, что зачастую фактическая деятельность граждан, направленная на реализацию предписаний, осуществляется за рамками управленческих отношений. Это, в частности, касается сферы, регулируемой технико-юридическими положениями, к примеру, в строительном проекте отражаются санитарные, противопожарные и другие требования.

Особенности регулирования управляемой деятельности

Административно-правовые нормы являются элементом публичного правопорядка. Соответственно, они имеют прямое отношение к регулированию управляемой деятельности. Его, в свою очередь, можно рассматривать как управленческие отношения с объективной точки зрения, поскольку оно сопровождается определением обязанностей и прав потенциальных участников взаимодействий.

К управляемым видам деятельности можно отнести регистрацию физлиц по адресу пребывания и постоянного проживания. В качестве непосредственного субъекта, регулирующего эти отношения, выступает правительство.

Нюансы

С административно-правовой точки зрения вряд ли можно считать управляемыми все виды деятельности. Нельзя не принимать во внимание особенности гражданского общества, в котором возникающие отношения не допускают публичную власть в некоторые сферы жизнедеятельности. Здесь взаимодействия регулируются не только правовыми предписаниями. В этой сфере действуют разнообразные, но и социальные нормы.

Существует довольно много административных норм, регламентирующих отношения, не связанные с управлением. К ним, в частности, относят дефиниции, положения, устанавливающие круг лиц, на которых распространяют свое действие правовые акты, закрепляющие требования к фактической деятельности определенных работников, и пр.

В заключение

Предмет административного права составляют в первую очередь общественные отношения, формирующиеся в ходе позитивной деятельности субъектов, участвующих в процессе управления. Вместе с тем его нормы регламентируют административную, а в рамках, установленных законодательством, материальную и дисциплинарную ответственность.

Отношения, которые формируются в этих и некоторых иных случаях, наделены особым характером. Они относятся к юрисдикции органов госуправления и обладают правоохранительной направленностью.

Соответственно, к предмету регулирования относят разные общественные взаимодействия, наделенные как общими, так и специфическими чертами. Объединяющим их признаком является то, что в качестве участников таких отношений выступают субъекты власти, реализующие административно-правовые полномочия.

Для управления всегда характерно подчинение воли субъектов совместной деятельности одной управляющей воле. С одной стороны имеет место господствующее волеизъявление, с другой - подчинение ему воли остальных участников. Именно таким является соотношение сторон в управленческих связях, регулируемых административным правом. Из этого вытекает и властный характер взаимодействий. При этом власть выступает в качестве средства волевого регулирования процессов управления и поведения субъектов, в них участвующих.

Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:

народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы федерации, органы субъектов);

российское федеративное государство;

субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа;

административно-территориальные единицы - районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села;

государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

органы местного самоуправления;

Президент Российской Федерации - глава российского государства;

главы государств - субъектов Российской Федерации;

общественные объединения граждан - партии, общественные организации, движения, комитеты и т. д;

депутаты представительных органов государственной власти;

комиссии и комитеты органов законодательной власти;

общие собрания граждан, сельские сходы;

избирательные комиссии;

граждане Российской Федерации;

иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами.

В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей.

Наиболее распространенным в юридической науке критерием классификации является субъект конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).

Билет 4 Источники конституционного права России

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

3. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2).

4. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов:

федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84);

определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

6. Источниками конституционного права

являются также акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

В соответствии со ст. 102 Конституции России Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты “Декларация о государственном суверенитете РСФСР” от 12 июня

1991 года и др.

8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта

1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

12. После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

15. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

16. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В заключение надо подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы государственного права.