Конспект урока по обществознанию на тему:"Почему важно соблюдать законы" (7 класс). Свобода в человеческой деятельности

«Мы истинно свободны, когда мы сохраняем способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения.»

Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н. э.)

За 20-ый век войны “за свободу” унесли жизни почти 100 миллионов человек. 21 век в своей войне “за свободу и демократию” по всем параметрам грозится обогнать 20-ый. Что же такого в понятии свобода, что позволило политтехнологам и просто маньякам-управленцам 20-го века превратить этот тезис в кровавый Ад для десятков миллионов людей. Представляем вам первую часть работы Давида Кулиджаняна о свободе какконцепции управления . Что касается методов политтехнологов, использующих понятие свободы, то этому будет посвящена вторая часть данной статьи.

Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной. .

Стремление к свободе — это естественная и основная человеческая потребность. Однако возможно ли ее полностью удовлетворить в современном обществе? Сперва, надо дать более точное понятие свободы, то есть определить ее границы.

Современное общество стремиться всячески «расширить » права и свободы человека, опираясь на то, что не соблюдается равенство данных прав и свобод. Поэтому будем опираться на естественно-правовые концепции происхождения государства, а именно теории общественного договора (они являются более наглядными).

Фактически в ней говорится о переходе из «естественного» общества (обладающего только естественными правами) в гражданское (обладающего, в том числе и политическими правами).

Общественный договор выступает в качестве одной из теорий, обосновывающих легитимность власти и ее необходимость. Ниже приведены три самых известных, и различных по содержанию, взгляда на общественный договор.

Когда нет государства:
естественное состояние людей

Ради чего был заключен
общественный
договор

Что дал
институт
государства
народу

Томас Гоббс
(Левиафан )

война всех против всех

безопасность

защита жизни каждого.

Джон Локк
(Второй трактат о
гражданском правлении
)

у каждого есть
естественные права
(свобода и частная собственность)

свобода

свобода и
частная собственность

Жан-Жак Руссо
(Об общественном договоре )

каждый поступает в соответствии
со своими личными интересами

безопасность и демократия

общественная польза

Несмотря на разные причины возникновения гражданского общества, или государства, все теории включают в себя понятия прав человека (возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере ). Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек — естественные права.

Исходя из того, что человек рассматривается в одном контексте со всем обществом (а иначе, все сводилось бы к рассмотрению человека с точки зрения биологии или психологии), его права ограничиваются правами других людей. Отношения, которые возникают между людьми в обществе, сами по себе, накладывают определенные обязательства на членов данного общества. Как минимум, обязательства проявляются в банальном уважении к правам других людей, а в целом задаются такие нормы поведения, которые направлены на поддержание прав и свобод других лиц.

Отсюда и возникает необходимость института контролирующего соблюдение данных прав человека, которым является государство.

С возникновением государства у общества появляются политические права, предназначенные для участия граждан в управлении делами общества и государства .

Для функционирования государства введены нормы поведения, правила, которым должен подчинятся каждый человек — законы. Высшим законом является конституция, поэтому от ее достоинств и недостатков зависит процветание общества (конституция, фактически, является общественным договором).

Во всех конституциях, принятых в обществах , считающих себя свободными (нынешний строй, именуемый часто демократическим) признаются естественные права и свободы человека (право на жизнь, свободу вероисповедания, совести и прочие), которые присущи каждому и в равной мере. Отсюда, накладываются ограничения в поведении людей для соблюдения этого равенства, и посему, общество ставится выше конкретного человека. Конституция определяет помимо естественных и политических прав и иные права (культурные, социальные и др.).

Следует отметить, что право на аборт, противоречит праву на жизнь, но, тем не менее, ему дается преимущество, за редким исключением.

На сегодняшний день понятия прав и свобод человека превратилось в один из инструментов бесструктурного управления обществом (управление в обход сознания), и зачастую используется исключительно в деструктивных целях. Одним из показателей указывающих на это, является демографический показатель .

Например, соотношение рождаемости и смертности в Армении (аналогично и в других странах). При том, что младенческая смертность является очень низкой, наблюдается недостаточный естественный прирост, имеем следующую картину :

Ограничиваются или расширяются границы прав и свобод в зависимости от нужд правителей (узкого клана управленцев, имеющих фактическую власть в обществе), а не от нужд простых людей, которые, на самом деле, и не нуждаются в «лишних правах».

Посудите сами. Если все люди обладают равными правами и свободами (а значит равенством), а так же защищены верховным законом, почему же постоянно принимаются новые законы, якобы, для установления равенства и защиты определенных незащищенных групп населения. Исходя из того, что изначально мы все равны, получается, если какую-либо группу лиц наделить некоторыми «новыми правами», то они, автоматически, станут обладать большими правами и свободами по отношению к остальному обществу.

Все происходит из-за изъянов в верховном законе. Определенные лица, либо в обход конституции, либо благодаря юридическим тонкостям конституции, устанавливают новые права и свободы. Цель, древняя как человечество, это власть, а у кого власть, тот обладает всем. Управлять легче всего либо «бездуховным, безнравственным, интеллектуально слабым обществом», либо разрозненным обществом.

«Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей - всё это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому.»

Руссо Жан Жак (1712 — 1778 годы)

И действительно, в современном мире, глобализация (процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации) играет главную роль в развитии всех стран. «Развитые» страны практически исчерпали свои ресурсы и они вынужденно сотрудничают с остальным «слабо развитым» миром (например, страны Европы и природный газ страны «производителя»). (Развитость считают с экономической точки зрения; насколько это правильно?).

Страны со слабым военным, экономическим потенциалом вынуждены сотрудничать с сильными странами.

Но, это хорошо, чем больше партнеров, тем лучше, а конечная цель это мировое партнерство, в мире и согласии, для дальнейшего развития всего человечества.

Но, что происходит на данном этапе? Группа лиц, управляющих государствами, при осуществлении своей политики руководствуется не общими интересами, а личными (такие как, удержание власти и накопление материального богатства), для достижения которых им необходимо раздробить и «опустить» умственные показатели всего остального общества, причем, это явление имеет глобальный характер.

Например. Защита прав женщин , а впоследствии различные гендерные законы (законы, в которых фигурирует понятие гендера). В нынешнее время, по нынешним законам признается равенство между людьми не зависимо от каких-либо признаков и одинаково защищается (закреплено конституцией).

Во-первых, законы защищающие права женщин основываются на экономическом факторе, а именно: делается акцент на том, что страны с равными правами между мужчинами и женщинами имеют лучшее экономическое благосостояние .

Конечно, в целях защиты культуры, духовности, нравственности принимаются определенные законы, но возникает два вопроса: о целесообразности раздельного рассмотрения одних прав и свобод от других, а также, насколько они соответствуют поддержанию друг друга.

Во-вторых, гендер значит социальный пол, то есть определяющий возможности человека, а не принадлежность к полу по биологическому признаку. То есть это ведет к образованию бесполого общества, с последующими деструктивными явлениями (например, отмена понятий «мать» и «отец»).

Что из себя представляет свобода? Свобода — это прежде всего возможность выбора (принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов ). От изобилия или недостатка множества имеющихся вариантов зависит действительная свобода человека. Чем больше возможностей, тем свободнее человек. Возможности тесно связаны с его правами, свободами и обязанностями.

Для обеспечения мирного существования и устойчивого развития, процветания общества, необходимо обеспечение всесторонней информированности населения (в целях обеспечения множественности вариантов).

СМИ, главные источники информации, организуют свою деятельность, ставя цель — производство популярной продукции. О качестве информации не идет речи. Большинство информации носит развлекательный характер, которая влияет на психоэмоциональное состояние человека, что и обеспечивает популярность того или иного продукта их деятельности.

Ложная свобода, которая пропагандируется в СМИ, играет ведущую роль в управлении массами.

«Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным.»

Гете Иоганн Вольфганг (1749 — 1832 годы)

Для обеспечения возможности равного выбора разной информации закон должен обязать общественные СМИ контролировать сбалансированность выпускаемой продукции и ее качество, а также конкретизировать определение жанровых понятий (культурной, образовательной, и др.).

То же касается и образования, необходим обратный переход на всестороннее образование, взамен, нынешнего, который стремится к большему разделению дисциплин.

Что это даст? Качественная информация и образование способствуют развитию в обществе, правильной свободы, а именно: образованию политического и гуманного общества, осознанием каждого своих прав и свобод и, главное, их границ, воспитанию в человеке совести и чувства ответственности за свои деяния.

Обычно, для достижения определенных целей, государству, необходимы ресурсы, но видно, что для этих — нужны лишь Ваше желание в поиске Правды и стремление найти Правду.

Нам Дано Право Выбора, так, Давайте Делать Его Осознанно.

Продолжение следует.

Давид Кулиджанян

1.2 Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».

Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

1.3 Свобода и необходимость

Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей.

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности.

Свобода как познанная необходимость - так трактовали свободу многие философы - Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой?

В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Но что же это за силы, какова природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено все. В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения Божественного предопределения и свободы человека, т.е. Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар - свободу. Свобода, прежде всего, означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Следовательно, Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел.

Понятие «необходимость» может иметь и иной смысл. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что все в мире жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

Человек является субъектом истории. Он создает материальные и духовные ценности, преобразует окружающий мир, строит города, творит науку, литературу и искусство. Одним словом, все, что есть в обществе - дело рук человека. Но чтобы творить, человек нуждается в свободе. А что такое свобода? И в чем она проявляется? На эти вопросы мыслители давали разные ответы. Гольбах, например, утверждал, что «свобода - это возможность делать ради своего собственного счастья все то, что.не вредит счастью других членов общества»129. И Коллинз же понимал свободу как «способность человека поступать так, как он желает или предпочитает».130. Энгельс свободу рассматривал как способность принимать решения со знанием дела. И, наконец, Фромм писал, что «свобода означает не что иное, как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей»131. Можно привести цитаты и из работ других философов, свидетельствующие-о том, что каждый трактует по-своему свободу, каждый вкладывает в нее свой смысл. И это не случайно, потому что понятие свободы - самое распространенное и вместе с тем самое сложное понятие.

Прежде всего следует отметить, что свобода есть понятие социальное. У животных нет никакой свободы. Они - часть природы и не нуждаются ни в какой свободе. Свобода же возникает в процессе взаимодействия людей, в процессе их совместной деятельности. С одной стороны, человек находит свою свободу только в обществе, а с другой - оно как бы ему мешает делать то, что он- хочет. Но это одно из противоречий социума, которое решается путем компромисса: общество предоставляет индивиду определенную свободу, но и индивид в свою очередь сознательно ограничивает свои требования к обществу. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Необходимо подчеркнуть, что свобода и воля не одно и то же. Свобода означает действовать в рамках юридиче- ских и моральных норм и законов. Индивид должен осознавать, что в обществе есть определенные моральные нормы, соблюдение которых обязательно для всех членов данного общества. Иначе общество как целостное и самодостаточное социальное образование погибнет. Кроме того, индивид должен осознавать и то, что помимо морального кодекса есть еще и юридические законы и нормы, регулирующие отношения общества и личности, общества и государства, классовые отношения и т.д. И эти юридические предписания тоже обязательны для всех. Таким образом, свобода предполагает деятельность социальных групп, слоев, классов, индивидов при обязательном соблюдении общепринятых моральных и юридических принципов и законов.

Что касается воли, то она не ограничивает себя никакими законами морального или юридического характера. Вольный человек в отличие от свободного человека уважает только самого себя, потому что он постоянно покушается на свободу других людей. Вольный человек- это эгоистический человек, потому что он стремится лишь к удовлетворению личных интересов. Кстати, заметим, что анархизм как политическое течение, не признающее государственной власти, предпочитает волю свободе. Не только анархисты, но и многие сторонники демократии под свободой понимают не соблюдение правовых норм и законов, а принцип их полного игнорирования, т.е., по существу, волю. Они не считаются и с объективными законами мира, с историческими традициями и обычаями народа.

В изучении свободы можно выделить три аспекта: экономический, политический и духовный.

Экономический аспект предполагает, во-первых, свободу трудовой деятельности; Человек должен иметь возможность проявить свои интеллектуальные и физические способности по созданию материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, он должен иметь право трудиться, ибо именно в процессе трудовой деятельности человек становится действительным субъектом истории. Во- вторых, только свободный труд, т.е. труд на себя и на общество, труд без эксплуатации и без принуждения приносит настоящее удовольствие человеку- В-третьих,

экономическая свобода позволяет человеку воспроизводить свои физические силы, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, использовать свободное время для физического и духовного совершенствования.

Политический аспект свободы подразумевает наличие политических свобод; свободу слова, свободу избирать и быть избранным, свободу создавать политические партии и т.д. Политические свободы проявляются в зависимости от экономических свобод, социального положения индивида и вообще от конкретно-исторических условий.

Духовный аспект свободы связан, во-первых, с овла- дением духовными ценностями и, во-вторых, с возмож- ^ ностыо самому их создавать. Знание философии, литературы, искусства, науки и т.д. помогает человеку чувствовать себя раскованным и полноценным гражданином. Человеку необходима свобода для производства духовных ценностей. Это значит: во-первых, быть экономически в состоянии посвятить себя интеллектуальной деятельности. Без экономической независимости трудно рассчитывать на творческую независимость. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Нельзя не вспомнить в этой связи Лукиана из Самосаты, этого, по выражению Энгельса, «Вольтера классической древности»: «Единственное дело историка - рассказывай» все так, как оно было. А этого он не может сделать, если боится Артаксеркса, будучи его врагом, или надеется получить в награду за похвалы, содержащиеся в его книге, пурпурный кафтан, золотой панцирь, нисейскую лошадь»131. Ни одно государство не финансирует тех представителей творческой интеллигенции, которые выступают против него. В буржуазном обществе, например, человек свободен в рамках существующих законов писать что угодно и о чем угодно, но если он затрагивает интересы господствующего класса, то никто его издавать не станет. Во-вторых, писать по велению души и сердца, писать правдиво и отражать в своем творчестве объективные процессы общественного развития. В-третьих, не быть контролируемым со стороны цензуры, если она есть, или других, го- сударственных органов. Главный цензор человека - его совесть, его нравственные принципы и нормы. Добродетельный Человек никогда не станет писать сочинения, в которых проповедуется насилие, алчность, антигуманизм и другие пороки человечества. Он никогда не будет писать пасквили даже на своих врагов; Духовная свобода - это подлинное наслаждение для, человека, стремящегося проявить себя не в накопительстве, а в интеллектуальном творчестве.

Свобода непосредственно связана со знаниями. Чем больше знает человек о законах объективного мира, об окружающей природной и социальной действительности, тем большей свободой он обладает, ибо может принимать такие решения, которые в рамках конкретных условий для него будут наиболее оптимальными. Поэтому развитый в интеллектуальном отношении человек более свободен, чем человек, лишенный духовных знаний.

Свобода детерминируется социальными и природными условиями жизни человека, и поэтому, на мой взгляд, неверно утверждение Сартра о том, что человеческая свобода ничем не детерминирована. «Детерминизм, - пишет французский философ и писатель, - умиротворя- ющ: человек, для которого знание сводится к знанию причин, способен и действовать посредством причин, и потому, между прочим, все усилия моралистов и по сей день направлены на то, чтобы доказать нам, будто мы - всего лишь рабочие детали, поддающиеся манипуляциям с помощью подручных средств»132. Но человек не может выскочить за пределы тех жизненных условий, в пределах которых ему приходится жить и работать. Другой вопрос - степень свободы. Он зависит от общего уровня развития общества, от его цивилизованности, от уровня знаний, от богатства, социального и политического положения индивида и т.д.

Нет свободы без ответственности и ответственности без свободы. Человек, не чувствующий свою ответственность перед обществом, семьей, друзьями и т.д., не имеет права быть свободным. И наоборот, человек, лишенный свободы действий, но наделенный ответственностью, имеет полное право не действовать, т.е. ничего не делать.

Можно выделить, по крайней мере, три вида ответственности: моральную, юридическую и политическую. Моральная ответственность не влечет за собой никакого наказания. Человек сам чувствует свою ответственность перед семьей, обществом и государством, и степень ответственности зависит от его добросовестности, порядочности и человечности. Юридическая ответственность в отличие от моральной предполагает наказание за нарушение правовых норм и принципов. Что касается политической ответственности, то она во многом определяется уровнем цивилизованности общества. Прежде всего, народ должен нести политическую ответственность за свои действия или бездействия в политической жизни страны. Если, допустим, народ считает, что правительство постоянно его обманывает, и если он ничего не делает для его замены, то такой народ, как писал Гегель, заслуживает именно такое правительство. Разумеется, политическую ответственность несет и каждый гражданин. Он должен иметь гражданскую позицию, принимать активное участие в защите политических и других свобод. С самого детства человек получает соответствующие воззрения на окружающий его мир, унаследует определенные традиции и нормы поведения, начинает понимать, что противоречит общепринятым правилам жизни, а что нет, и с учетом этих правил действует и поступает, принимает те или иные решения. Иначе говоря, человек,сознает свою ответственность перед другими, перед обществом и он не должен совершать такие поступки, которые причиняли бы ущерб всем остальным. Отсюда следует, что рост свободы предполагает и рост ответственности. Чем свободнее человек, тем больше у него ответственности, тем больше он понимает, что его свободные действия не должны лишать других свободы и не должны выходить за рамки дозволенного. Монарх свободнее, чем придворный, но он ответствен не только за себя, но и за страну, за всех людей, чьим монархом он является. Самой большой свободой обладают государственные лидеры и военачальники. Но они же несут самую огромную ответственность, поскольку отвечают за страну, за жизни миллионов людей, за их судьбы и благополучие. Поэтому очень важно, чтобы к власти приходили чрезвычайно. ответственные люди, понимающие и осознающие необходимость защиты национальных интересов.

Свобода есть процесс, а не застывшее состояние. Иными словами, по мере продвижения человеческого общества по восходящей линии человек становится все более и более свободным в экономическом, политическом, духовном и других планах. Человек первобытной эпохи, например, не был свободен ни в отношении своего рода, ни в отношении природы. Ему приходилось бороться со стихийными природными силами на каждом шагу, чтобы прокормиться. Не давали свободы и родовые связи и отношения. По отношению к ним человек проявлял рабскую покорность и не представлял свою жизнь за преде- . лами рода или племени. Его поступки и поведение регулировались традициями и обычаями племени и рода. Возможности решать самому те или иные жизненные вопросы, в том числе личного характера (женитьба» например), либо вовсе отсутствовали, либо были крайне ограничены.

«Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторваны еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности»133. Всюду его подстерегала опасность, он физически рано изнашивался и умирал в сравнительно молодом возрасте.

Иную картину мы наблюдаем в рабовладельческом обществе. Да, жизнь раба полностью зависела от его хозяина: он мог убить его или продать, обращался с ним как с вещью. Но тем не менее раб обладает большей свободой, чем первобытный человек, потому что освободился от «пуповины первобытной общности». Он уже отличает себя от других, знает больше и в отличие от перво- бытного человека может вести самостоятельный образ жизни.

Первобытный человек не протестовал против существующих порядков. Да ему и в голову не могла прийти мысль не покоряться родовым и племенным обычаям, ослушаться вождя. Рабы же организовывали восстания, шли на войну со своими эксплуататорами, потому что осознавали свое рабское положение. Конечно, среди рабов были люди, которые довольствовались своим рабским положением, верой и правдой служили своим господам и не нуждались ни в какой свободе. О таких рабах Гегель писал, что «раб, довольный своим положением раба, не мыслит себя, так как свобода не является его целью, следовательно, он не хочет своей всеобщности, он не хочет только того или другого»134.

Именно при рабовладельческом строе одна часть народа (рабовладельцы) получила возможность заниматься философией, наукой, культурой, т.е. духовным производством, которое в первобытном обществе было непосредственно вплетено в материальную жизнь. Выделение духовного производства в самостоятельную сферу представляет собой гигантский прогресс в развитии человечества. Нелишне напомнить и то, что генезис цивилизации связан по времени с рабовладельческим строем, когда создается фундамент цивилизации - общественное богатство - и когда социальные связи начинают доминировать над природными. Таким образом, человек эпохи рабства, даже если он раб, обладает большей свободой, чем человек первобытного общества.

Еще большей свободы человек добивается при феодальном способе производства. Рабов уже нет, человека нельзя продать, купить или убить. Крестьянин имеет возможность владеть землей, орудиями производства. У него есть семья и он относительно свободно распоряжается своей собственностью. Конечно, при.этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, ибо крестьянин без разрешения или без викупа не может покинуть деревню и помещика, на которого" он был вынужден работать.

С возникновением капиталистического строя человек приобретает полную политическую независимость в том смысле, что его никто ни к чему не принуждает, и он абсолютно свободен в рамках общепринятых законов. Буржуазия разрушила феодальные общественные отношения, провозгласила лозунги свободного предпринимательства и формального равенства всех перед законом, упразднила сословные привилегии и сословные титулы.

Классическая французская революция 1789-1794 годов приняла «Декларацию прав человека и гражданина», в которой провозгласила: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы. 2. Цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. 3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника. 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому...»135.

Буржуазия создает универсальное правовое государство, юридические законы, нормы и предписания, которые все обязаны выполнять. Конечно, отсюда не следует, что в условиях капиталистической системы все до единого соблюдают принятые законы, ибо практика показывает, что имущие слои фактически имеют больше прав, чем неимущие, так как у первых больше возможностей влиять на принятие законодательными органами тех или иных решений. Но тем не менее это большой шаг в социальном освобождении и расширении прав человека.

Но парадокс буржуазной свободы состоит в том, что все свободны, и вместе с тем никто не свободен: не свободен трудящийся, так как боится потерять работу и не уверен в завтрашнем дне. Не свободен и капиталист, ибо боится обанкротиться, не выдержать конкуренции и т.д. Одним словом, дамоклов меч висит над всеми. И тем не менее подчеркнем еще раз, что по сравнению с предыдущими эпохами человек буржуазного общества пользуется огромной свободой.

Капитализм формирует особый тип характера личности, который Фромм назвал рыночным характером. Он постоянно вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни, к новым порядкам, поскольку жесткую конкуренцию выдерживают только те, кто быстро адаптируется к новым обстоятельствам. «У людей с рыночным характером нет иных целей, кроме постоянного движения, выполнения всех дел с максимальной эффективностью, и, если спросить их, почему они должны двигаться с такой скоростью, почему они стремятся к наибольшей эффективности, то на этот вопрос у них нет настоящего ответа, они предлагают одни лишь рационализации типа «чтобы было больше рабочих мест» или «в целях постоянного расширения компании»136. Рыночный человек свободен, и как таковой он должен искать оптимальный вариант для реализации своих возможностей.

Еще больше свободы получит человек в посткапиталистическом обществе, в котором свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех.

Итак, можка сказать, что по мере поступательного развития истории, по мере познания и использования законов общества и природы человек становится все больше и больше свободным от окружающей природной и социальной действительности. Современному человеку даже трудно представить, в каких тяжелых условиях жили его далекие предки, как тяжело им приходилось бороться с силами природы, для того чтобы" построить себе жилище, обработать землю, одомашнить диких животных, вовремя собрать урожай, не умереть от страшных болезней и тд.

Становление свободы - процесс сложнейший и противоречивый, связанный порою с жертвами, с гибелью людей, с разрушением городов и сел, с уничтожением природной среды и тд. Часто такая свобода оборачивается трагедией для общества, для всей цивилизации. Отсюда некоторые исследователи делают* вывод о том, что по мере развития человечества по восходящей линии человек якобы все больше теряет свою свободу. Он себя нигде не чувствует свободным: его могут снимать скрытой камерой; его речь могут записаїь на магнитофонную пленку; его могут убить с помощью дистанционного управления или с помощью глушителя; ему постоянно грозит опасность оказаться раздавленным машиной на улице; самолет, на котором он летит, может разбиться и т.д. и т.п. Человек действительно сталкивается со всеми этими опасными явлениями. Но следует ли отсюда, что он стал менее свободным, чем в прошлые времена? Нет, конечно. Во-первых, современный человек знает гораздо больше об окружающей социальной и природной действительности, и поэтому ему легче адаптироваться к новым условиям жизни; во-вторых, у него больше возможностей для удовлетворения своих физических и духовных потребностей; в-третьих, он имеет больше возможностей при выборе той или иной профессии; в-четвертых, он может быстрее освоить ту или иную профессию, те или иные формы жизнедеятельности, поскольку в его распоряжении находятся новые формы обучения; в-пятых, ему легче получать ту или иную информацию, дающую ему возможность оперативно принимать те или иные решения. В-шестых, благодаря современному транспорту он может в считанные часы оказаться в разных уголках земного шара, что позволяет ему более рационально использовать свое время. В-седьмых, в связи с сформировавшимся единым историческим и политическим пространством он превратился в человека планеты, с планетарным мышлением и менталитетом. Этот перечень можно было бы продолжить, но и приведенного достаточно для доказательства того, что современный человек стал более свободным. Однако следует иметь в виду, что он должен был бы стать более ответственным. Ведь, скажем, тот, кто зомбирует сознание человека, должен чувствовать свою ответственность. Но ответственность отстает от свободы. Чтобы она росла вместе со свободой, необходимо прежде всего совершенствовать современные общественные отношения, в которых человек живет и трудится. Если эти отношения не соответствуют новому уровню производительных сил, предоставляющих человеку больше свободы, то следует их менять коренным образом.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы»

Предмет: обществознание.

Дата проведения:

Цель: узнать, как закон устанавливает границы свободы поведения, познакомиться с биографией Сократа.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Повторение пройденного материала

1. Беседа по вопросам:

Почему человеческому обществу нужен порядок?

Какой существует самый надёжный способ, для того чтобы установить порядок в обществе?

Объясни, в чём состоит смысл справедливости. Почему люди к ней стремятся?

Какой наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

2. Сообщение темы и цели урока

III. Изложение программного материала

Рассказ с элементами беседы.

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.

Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.

Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»

И наказал хулигана.

Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?

Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.

Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений , цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.

Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.

Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»

Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.

А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Как вы думаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему Сократ утверждал, что законы нарушать нельзя? Почему афиняне поставили памятник Сократу: они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как вы думаете?

Знания на каждый день

1. Следует всегда помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

2. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит ваши нормальные, добрые отношения с окружающими.

3. Запомните, что свободны не только вы, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу – не причинять никому вреда.

IV. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:

Как философы объясняют смысл свободы? Как объясняют смысл свободы юристы?

Почему свобода не может быть безграничной?

Выполните задания в разделе «В классе и дома».

V. Домашнее задание

Оценивание ответов учащихся

Почему важно соблюдать законы (2 часа)

    Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

    Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; понимать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность;

    метапредметные - 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное Поведение; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

    Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

    Тип уроков: открытия нового знания.

    Ход уроков

    Орг. момент

    Мотивационно-целевой этап

    - Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди,не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворог к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

    Вопросы к классу

    О чем эта притча?

    Какие уроки из нее можно извлечь?

    (Ответы учеников.)

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

    Конституция РФ - это:

    а) перечень прав, свобод и обязанностей граждан;

    б) свод всех законов, действующих в государстве;

    в) закон, закрепляющий основы общественного строя;

    г) свод законов об уголовной ответственности граждан.

    Ответьте на вопросы.

    Какие ограничения прав и свобод граждан существуют?

    С какой целью они введены?

    Сегодня Тема урока: «Почему важно соблюдать законы».

    Предположите, о чем мы будем говорить.На какие вопросы нам предстоит ответить?(высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

    План уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе.

    Закон стремится установить справедливость.

    Закон устанавливает границы свободы поведения.

    Введение в новый материал

    На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

    Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

    Работа по теме уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

    В тетради составить ряд ассоциаций (кластер)Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»? (Ученики фиксируют ассоциации)

    Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «закон».)

    Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.

    Дополнительный материал

    В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

    Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством правил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

    В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского государства - предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

    В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

    Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

    Вопросы к классу

    Чем грозит государству отсутствие законной власти?

    Зачем люди принимают законы?

    Почему важно соблюдать законы?

    (Ответы учеников.)

    К сожалению не все люди соблюдают законы.

    Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто соблюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не считает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою позицию, подтвердив ее примерами.

    Вопрос к классу

    Какие противоречия во взглядах ребят.вы обнаружили?

    (Ответы учеников.)

    Закон стремится установить справедливость

    Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

    Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

    Игра *Незрячий - поводырь », Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ролями. Не существует никаких правил и ограничений при передвижении.

    Вопросы к классу

    Легко ли было передвигаться?

    Что мешало?

    Какие правила игры вы бы хотели установить?

    Какие правила вы считаете справедливыми?

    Какие выводы вы сделали?

    (Ответы учеников.)

    Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

    Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

    Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при СаламиНе и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена.

    Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

    Вопросы к классу

    Какая позиция вам ближе?

    Кто, на ваш взгляд, нрав?

    (Ответы учеников.)

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

    Задание: работая в группах и используя слова для справок, характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

    Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, карает, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

    (Закон защищает граждан от произвола властей. Закон устанавливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавливает нарушенную справедливость и т. д.)

    (Проверка выполнения задания.)

    Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и уважать закон» на с. 30 учебника.

    Вопросы к классу

    К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

    Почему свобода не может быть беспредельной?

    Рефлексия

    Составьте синквейны со словами «закон», «справедливость», «свобода».

    Подведение итогов уроков

    Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

    Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сформулирует выводы.

    Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

    Как жила Россия в период Смутного времени?

    Какие уроки можно извлечь из этих событий?

    Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

    С чего начинается порядок?

    Какие законы вы знаете?

    Как поступает государство по отношению к тем, кто нару- шает законы?

    Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

    Выводы, к которым пришла первая группа

    Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

    Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

    Законов много, и каждый из них помогает налаживать порядок в какой-то определенной области нашей жизни.

    Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

    Уголовный кодекс определяет; какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объясните, почему законы стремятся установить справедливость.

    Вопросы для второй группы

    Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

    Почему справедливость нужна людям?

    Каким способом люди издавна стремились утвердить справедливость в обществе?

    Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

    Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает установить справедливость в обществе?

    Выводы, к которым пришла вторая группа

    Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то; на что имеет право. Справедливость помогает; устанавливать добрые отношения между людьми,

    Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    Самый надежный способ добиться справедливости в обществе - с помощью законов.

    У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

    Наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Конституция РФ помогает установить справедливость в обществе.

    Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе. ” *

    Вопросы для третьей группы

    Почему законы Действуют ради свободы человека?

    В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

    Как философы определяли смысл термина «свобода»?

    Как юридическая наука определяет смысл термина «свобода»?

    - Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

    Выводы, к которым пришла третья группа

    Законы действуют ради свободы человека.

    Свобода - нормальное состояние человека!

    Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

    Свобода имеет границы и ограничения.

    Быть свободным - не значит вольничать.

    Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

    Домашнее задание

    Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально):

    сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории»;

    кроссворд из изученных терминов и понятий;