Виды назначения земель. Как изменить целевое назначение земельного участка

Поставленный вопрос очень важен, так как ошибки в его понимании для собственника могут обернуться серьёзными неприятностями. Земли, которыми он владеет на правах собственности или пользуется ими по иной законно обусловленной причине, могут использоваться исключительно в соответствии с их назначением.

Целевое назначение ЗУ – это законно-правовая основа специфики применения специализированных земельных зон, удостоверенная в учётных записях. К ним относятся следующие категории назначений:

  • ИЖС и поселения;
  • производственного назначения;
  • особо охраняемых зон;
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

Соответственно земельные массивы, учтённые в общей контекстной причастности к соответствующей специфике категорий, дают возможность пользования ими непосредственно в совокупности с имеющимся целевым назначением. Это налагает серьёзную ответственность к некоторым видам земель.

Определённые виды использования по закону не принадлежат приватизации и выкупу, иные необходимо различать в силу возможностей, которые они дают собственнику.

При покупке или выделе ЗУ необходимо обращать внимание на категорию приобретаемой земли . Нередки ситуации, когда некомпетентный собственник обнаруживает, что приобретённая им земля имеет сельхоз назначение без разрешения на возведение капитального объекта, как он изначально предполагал. Этот вопрос нужно решать заведомо, до приобретения ЗУ.

Ещё больше путаницы может возникнуть при дифференциации ЗУ производственного и промышленного назначения. Земельные площади производственного назначения выделяются границей зонирования территории и всегда располагаются за чертой земель поселений.

Они имеют внутреннее разделение по специфике принадлежности к тому или иному виду спецназначения , к ним могут относиться:

  • земли промышленности;
  • транспорта;
  • энергетики;
  • связи;
  • обороны и безопасности;
  • других видов спецназначений.

Земли промышленности входят в их число в качестве земель, которые предоставлены крупным и средним предприятиям для застройки цехами и производственными помещениями. Для этих целей предоставляются наименее пригодные для обработки территории. В то же время эти ЗУ должны иметь достаточные для размещения производства площади.

Особый вопрос поднимается в отношении соблюдения санитарных и экологических норм использования земель.

Поэтому данные территории тщательно выбираются с учётом сведения к минимуму, рисков от соседства с ними для окружающего ландшафта.

Интересна специфика земель рекреационного назначения . Они также располагаются за чертой зонирования земель поселений, относятся к виду специального назначения и предназначены исключительно для отдыха, туризма, оздоровительных и иных аналогичных мероприятий. Соответственно они имеют определённые характеристики, которые позволяют их использовать в данном аспекте.

Все перечисленные выше виды использования ЗУ могут облагаться более высокой процентной ставкой для начисления земельного налога. Этот вопрос находится в компетенции муниципалитета, в его бюджет стекаются средства от налоговых выплат.

ЗУ сельхоз назначения, также находятся за пределами зонирования земель поселений. Они имеют свою ярко выраженную специфику и широкий диапазон видов разрешённого использования (). К ним могут принадлежать ЗУ, или обширные территории применяемые:

  • под ЛПХ;
  • пастбища;
  • сенокосы;
  • под выращивание сельхоз культур;

Виды ЗУ в зависимости от функционального значения

Функциональное и целевое назначение земельного участка непосредственно перекликаются друг с другом. Функциональное использование отражает функции и задачи, которые будет выполнять участок для его правообладателя, независимо от категории земель. В то же время виды ЗУ и их функциональное значение должны соответствовать друг другу.

Например, вы планируете функциональное использование ЗУ для строительства дома. Как вариант, кроме земель под ИЖС, вы имеете право использовать следующие виды земельных участков из категории сельхоз назначения:

  • под ЛПХ;

Для возведения капитального строения приемлемы будут лишь те земли, отведённые под ЛПХ, что располагаются в черте города или иного поселения. Их можно охватить градостроительным планом и включить в его контекст, строящийся дом.

Таким образом, одно и то же назначение ЗУ может иметь различные функциональные свойства. При условии, что земли сельскохозяйственного назначения находятся за пределами жилой зоны, они не допускают возможности возведения капитального строения, то есть его возведение окажется незаконным и право собственности на него, вероятнее всего, признано не будет.

Использование такого строения станет возможным исключительно в пределах самовольного строения, без права регистрации и с потенциальной возможностью изъятия по причине использования ЗУ не по назначению.

Если рассмотреть функциональное значение ЗУ на примере земель из категории поселений, то можно выделить:

  • земли, предназначенные для малоэтажных застроек;
  • под возведение высоток;
  • под застройку инфраструктурных комплексов;
  • под специализированные офисные здания.

Все перечисленные сведения включаются в градостроительный план и требуют досконального соответствия.

Пошаговая инструкция: как определить?

Назначение ЗУ должно быть указано в правоустанавливающем документе на землю и в межевом деле. Оно составляется в результате межевания.

Для того чтобы узнать назначение своего земельного участка, необходимо внимательно изучить техническую документацию на земельный участок. В том случае, если вы не обнаружили необходимых указаний на категорию земельного участка – этот вопрос несложно решить.

Естественно, самым целесообразным вариантом будет межевание , в результате которого в ваши земельные документы будут внесены все необходимые технические характеристики.

Наиболее лёгкий вариант – обратиться в местное отделение кадастра и картографии за выпиской, в которой будут указаны соответствующие данные о вашем участке. Для этого обратитесь с заявлением в окошко к специалисту, имея при себе паспорт и право удостоверяющий документ на ЗУ.

В заявлении укажите сведения, которые вам должна предоставить в выписке кадастровая служба. Через 5 дней вам выдадут выписку с запрошенными данными о назначении вашего участка.

Это самая достоверная информация, которой вы можете располагать в самом широком правовом диапазоне. Она содержит учётную информацию на текущий момент.

Более быстрый способ беспрепятственного получения интересующей вас информации – обращение на официальный сайт Росреестра, где по кадастровому номеру вы сможете получить любую информацию об участке, в том числе – о его целевом назначении.

Если речь идёт об участке, который вам не принадлежит, но вы лично заинтересованы в получении обозначенной информации – обратитесь на сайт Росреестра и найдите интересующий вас ЗУ по адресу его места нахождения.

Земли в пределах одной территории зонирования имеют одно и то же целевое назначение. Искомый участок будет иметь характеристики, аналогичные контексту, в котором он располагается. В связи с этим, вы имеете возможность определить назначение участка даже по приблизительному адресу.

Если вы проживаете за пределами областного центра , где расположено здание отделения кадастра и картографии – вы имеете право выслать запрос на получение выписки по почте. Если у вас есть доступ к ресурсу интернет – можете узнать информацию на сайте или там же сформировать заявку на получение выписки.

При отсутствии такой возможности и нежелании обременять себя получением выписки, вы имеете право на запрос о получении искомых данных по участку, в администрацию по месту расположения ЗУ.

Кто устанавливает?

Категория земель определяется при постановке массива на кадастровый учёт. Это одна из основных характеристик, которая устанавливается изначально. Весь земельный массив определённой категории при участии в обороте отграничивается от земельных массивов других категорий посредством зонирования территории.

После того как земли из государственного резерва передаются в ведение регионов, их назначение закрепляется специальным актом и сохраняется в условиях муниципального землепользования. При острой необходимости или обоснованной целесообразности, категории земель могут изменяться на региональном уровне, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.

Какие требования предъявляются к целевому назначению?

Требования к целевому назначению земельного участка определяются в новом Земельном кодексе РФ, после принятия Закона о собственности . Они оглашают, что земли некоторых видов целевого назначения не подлежат приватизации или выкупу с целью оформления в собственность.

В требования к целевому назначению ЗУ включаются закрепление имущественных позиций за хозяйствующим субъектом земель некоторых категорий, обладающих уникальными характеристиками. Например, особо плодородные участки почв, заповедные зоны, зоны культурного наследия и прочие.

Кроме этого, земли всех категорий подлежат обязательной регистрации в учётных записях, с указанием их технических характеристик, а также – ценностного эквивалента, с указанием её удельной стоимости.

Все земли соответствующих категорий могут быть использованы исключительно в соответствии с целевым назначением. За использование не по назначению, земли могут быть изъяты даже у собственника или он будет лишён права пользования своим ЗУ до полного восстановления изначального надлежащего порядка в отношении целевого назначения своего участка.

Однако построенный на землях СНТ дом могут оставить в качестве жилого помещения как вспомогательного арсенала для ведения ЛПХ, но в этом случае могут затребовать изменения разрешённого использования.

В принципе, в число потенциальных возможностей может входить и изменение только в том случае, если это не нарушает общих контекстуальных требований, предъявляемых к земельному массиву в целом.

Заключение

Каждый ЗУ, поставленный на кадастровый учёт имеет определённое в его отношении целевое назначение. Впоследствии он может использоваться только в том узком смысле, который предполагается его целевым назначением.

Узнать целевое назначение участка можно различными способами.

Некоторые виды назначений соответствуют определённым свойствам функциональных значений.

При приобретении участка в собственность необходимо определять это соответствие. Если вам достался участок, не отвечающий функциональному значению, вы имеете возможность изменить его разрешённое использование и даже – целевое назначение.

Отдельно же разрешенное использование и в ЗК (в большинстве случаев), и в Градостроительном кодексе характеризует только земельные участки. Целевое назначение в Градостроительном кодексе вообще не упоминается. В ЗК отдельно от разрешенного использования оно предназначается в основном для характеристики земель (п.1 ст.7; п.1 ст.8; п.3 ст.14 и др.), однако применяется и к земельным участкам (п.1 ст.40; ст.42; п.2 ст.45; п.2 ст.46, п.1 ст.57, п.3 ст.95). В ГК разрешенное использование не упоминается, а целевое назначение применяется в большинстве случаев к земельному участку (п.2 ст.260; п.1 ст.263; п.2 ст.276; ст.ст.280, 284, 285) и только в п.2 ст.260 - к землям.

Представляется, что для параллельного, соединительного упоминания понятий целевого назначения и разрешенного использования нет оснований. Ответ на вопрос о соотношении этих понятий состоит в том, что целевое назначение и разрешенное использование - это одно и то же.

Целевое назначение может быть предельно широким. Таковым является целевое назначение определенной категории земель (ст.7 ЗК). В соответствии же со ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2009 г.) №172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Целевое назначение может быть более узким, характеризующим лишь некоторые земли, входящие в категорию земель. Например, сельскохозяйственные угодья или земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.77 ЗК). Целевое назначение может быть и предельно узким. Таково, например, целевое назначение пашен, сенокосов, пастбищ и других земель, входящих в состав сельскохозяйственных угодий (ст.79 ЗК). Все это виды установленного законом целевого назначения, которое ограничивает или не допускает использование земель для других целей (ст.261 ГК). Использование земли не в соответствии с этим назначением будет противоправным.

Разрешенное использование выполняет ту же функцию, а потому также является предельно узким целевым назначением земли. Но это не обычный вид целевого назначения. Во-первых, он устанавливается только для земельных участков. Об этом свидетельствует подавляющее большинство норм о разрешенном использовании. И лишь посредством того, что земельные участки с одинаковым разрешенным использованием составляют одну территориальную или иную зону, разрешенное использование становится характерным и для нее (п.7 ст.1; п.9 ст.1 Градостроительного кодекса). Во-вторых, этот вид целевого использования устанавливается специальным нормативным актом, в соответствии с которым производится зонирование. Например, правилами землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса). Если установление целевого назначения земель определенной категории задает общий вектор использования земли и в некоторых случаях этого может оказаться достаточно для эффективности такого использования, то выделение в специальном, предусмотренном нормативным актом порядке территориальной зоны в условиях дефицита земель населенных пунктов существенно сужает это направление, делая его максимально эффективным.

Разница между обычным целевым назначением и разрешенным использованием хорошо видна в ситуации, когда необходимо изменить обычное узкое целевое назначение или разрешенное использование земельного участка. В первом случае достаточно будет, например, индивидуального акта органа местного самоуправления, во втором случае придется менять границы территориальной зоны посредством изменения уже нормативного акта. Таким образом, при зонировании и установлении разрешенного использования земли создаются большие правовые гарантии сохранения ее целевого назначения.

Поэтому, если в отношении земель произведено зонирование и установление разрешенного использования входящих в соответствующую зону земельных участков, упоминание наряду с разрешенным использованием целевого назначения указанных земель или входящих в их состав земельных участков будет излишним.

Если попытаться суммировать сказанное о целевом назначении и разрешенном использовании, то можно дать их и самое общее определение.

Целевое назначение - это установленное на основании закона и в предусмотренном им порядке разрешение властного органа на использование земель и входящих в их состав земельных участков только определенным образом. Разрешенное использование - наиболее узкое целевое назначение земельного участка, установленное нормативным актом, принятым в результате зонирования земель.

Итак, земель, не поделенных на категории, быть не может. И для каждой из этих категорий установлено целевое назначение. Но целевое назначение в массе статей действующего законодательства применяется и для характеристики земельного участка. Это позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, земельных участков, существующих вне той или иной категории земель, также не может быть. Во-вторых, земельный участок, как губка, впитывает органичное свойство той категории земли, к которой относится, - целевое назначение.

При этом у земельных участков может быть и особый, характерный только для них, вид целевого назначения: разрешенное использование. Но если зонирования земель в месте нахождения земельного участка, а следовательно, и его разрешенного использования может и не быть, то целевое назначение у земельного участка будет всегда.

Таким образом, у земельного участка есть не только фактические характеристики (границы, площадь), но и юридические - целевое назначение и разрешенное использование. Эти юридические характеристики отличают земельный участок от земли-территории и земли - природного объекта и ресурса, но сближают его с понятиями "земли" и "территориальная зона".

Их имманентность земельному участку определяется природой земли, ее ограниченностью как природного ресурса. Более того, эти правовые признаки влияют и на фактические характеристики земельного участка. Так, например, для личных подсобных хозяйств предельные размеры земельных участков будут одни, для крестьянских хозяйств - другие. Даже их установление происходит по-разному. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 июня 2003г. №74-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства устанавливаются законами субъектов РФ.

Земельный участок невозможно описать без его юридических признаков. Если в одних и тех же границах существует земельный участок с целевым назначением пашни, а затем это целевое назначение меняется в связи с отнесением земель, на которых находится земельный участок, к землям транспорта, то это не может быть один и тот же земельный участок. Это разные вещи, потому что предназначены они для разных целей.

Именно в силу своего правового характера целевое назначение и разрешенное использование отличаются от прочих (фактических) признаков земельного участка и иных вещей. Они являются еще и пределами вещных прав на земельные участки. Эти пределы устанавливаются путем указания на круг разрешенных действий, входящих в состав правомочия пользования субъекта вещного права. Здесь уже исчезает характерная в целом для гражданского права дозволительность (разрешено все, что прямо не запрещено) и появляется предписание определенного поведения. Если большинство вещей можно использовать и не в соответствии с их обычным назначением, и для закона это будет безразлично, то земельный участок нельзя не только описать, но и использовать, не соблюдая его юридические признаки, без риска возникновения негативных последствий, установленных законом.

Указанные точки зрения сложились без учета следующих обстоятельств. Непригодность использования участка по целевому назначению (равно как и в соответствии с разрешенным использованием) - это явление фактического порядка. Целевое же назначение и разрешенное использование - это юридические характеристики земельного участка. Также как невозможность осуществления права собственности не говорит об утрате этого права, так и невозможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением или разрешенным использованием еще не говорит о том, что эти юридические характеристики земельного участка перестали существовать. Они продолжают свое бытие, а потому сам земельный участок продолжает оставаться вещью, объектом имущественных отношений. Но правомочие пользования им становится фактически невозможным. В этом случае использование земельного участка каким-либо иным, фактически возможным, образом будет нецелевым, противоправным. Однако целевое назначение или разрешенное использование земельного участка могут быть приведены в соответствие с фактическими реалиями, изменены по решению властного органа. И тогда (и только тогда, а не автоматически) должен прекратить свое существование один земельный участок и в тех же границах возникнуть другой.

К сожалению, действующее законодательство этого не учитывает. Целевое назначение и разрешенное использование вопреки всей логике гражданского и земельного законодательства отнесены Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009г.) "О государственном кадастре недвижимости" не к уникальным характеристикам земельного участка, позволяющим индивидуализировать его как недвижимую вещь, а к дополнительным сведениям о нем (п.3 ст.1). Изменение дополнительных сведений не приведет к изменению кадастрового номера. Изменившийся по сути, превратившийся в другую вещь земельный участок формально-юридически останется тем же самым. Это положение должно быть однозначно преодолено путем отнесения целевого назначения и разрешенного использования к уникальным характеристикам земельного участка. Целевое назначение и разрешенное использование могут перестать существовать лишь в одном случае: когда объект, чьей неотъемлемой характеристикой они являются, сам по каким-либо причинам перестанет существовать (например, гибель земельного участка в результате затопления).

Целевое назначение земельного участка изменить можно, если в этом есть необходимость, и эта конкретная территория не входит в список тех, которые можно использовать только для определенной деятельности. Если не провести процесс изменения назначения перед использованием земли, можно понести ответственность за нарушение законодательства.

Можно ли поменять назначение земельного участка?

Назначение земли обусловливается классом, к которому принадлежит участок. Сведения об этом введены в концепцию кадастровых списков, наравне с данными о местоположении, количестве собственников и других характеристиках, внесенных в реестр. На основании этих данных участку присваивается определенная категория назначения.

Назначение сменить можно, для этого есть разные варианты:

  • Изменение разрешения. Происходит в рамках одной категории. Например, участок имеет назначение «овощеводство», а владелец захотел разводить скот, и ему нужны земли под пастбища. В данном случае меняется разрешение, но сама категория (сельскохозяйственное назначение земли) не меняется. Читайте также – .
  • Изменение категории. Когда владелец земли, назначение которой – «садоводство и огородничество» решил построить гостиничный комплекс, необходимо собирать бумаги на смену категории назначения территории.

Чтобы поменять назначение участка, придётся провести большую работу. В том случае, когда выгода очевидна, труды окупаются сполна.


В зависимости от того, в чьем ведомстве находится земля, решение принимается на разном уровне.

После подачи заявления состоится слушание, на котором и будет решен вопрос о смене назначения площади. Ответ собрания может быть, как положительным, так и отрицательным, все зависит от того, насколько убедительны аргументы владельца.

Случаи, когда могут отказать

Отказ всегда обосновывается вескими доводами:
  • Нет достаточной аргументации запроса.
  • Собраны не все документы, не проведен ряд согласований.
  • Запрет на смену назначения по региональным или федеральным законам.
  • Земли уникальные и могут быть использованы только в одной определённой сфере.
  • Неправильно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы.
  • Перевод земли в лесной фонд Российской Федерации.
Не во всех случаях отказ категоричен. Если причина, по которой запрос отклонён, состоит в пакете документов, есть возможность собрать недостающие бумаги, оформить их правильно и обратиться с заявлением повторно.

Порядок изменения целевого назначения земельного участка

Процедура изменения назначения участка состоит из следующих шагов:
  • Собрать необходимые бумаги.
  • Написать заявление и подать его с пакетом документов в администрацию для назначения даты слушания.
  • Проведение слушания (как правило – в течение 5-ти дней после подачи запроса).

Поменять решение без смены категории не так уж сложно, а вот сменить категорию назначения земли бывает очень затруднительно.


В видеоролике профессиональный адвокат рассказывает о процедуре изменения назначения земельного участка:

Какие документы нужно собрать

В список нужных бумаг входит:
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • выписка из Единого ГосРосреестра потребителей.
Выписка требуется не всегда, но во избежание недоразумений и откладывания слушания лучше приготовить её заранее.

Заполнение заявления

Заявление пишется на имя главы администрации населенного пункта или района. Желательно подать его лично, но при отсутствии такой возможности не запрещается и отправка по почте заказным или ценным письмом.

В правом верхнем углу заявления пишется должность, фамилия и инициалы лица, которому подается заявление. Далее – ваши фамилия, имя и отчество без сокращений (перед фамилией не пишется предлог «от»). Далее указывается адрес проживания, паспортные данные и номер телефона.

В конце ставится дата и подпись, а также прописывается список прилагаемых документов.

В том случае если документы подаются повторно, в заявлении обязательно нужно это отметить, прописать причину отказа при подаче бумаг в предыдущий раз, и указать, как недочет был устранён.

Сроки и стоимость

Если собрание приняло положительное решение, которого иногда приходится ждать 1,5 месяца, следует зарегистрировать новое назначение участка. Пока не выполнена регистрация, изменение категории не вступит в силу.


Регистрация нового назначения проходит в организации учета кадастра населенного пункта. С собой нужно иметь разрешение, новое заявление и те же документы, которые подавались главе администрации на рассмотрение.

Госпошлина за внесение новой записи в кадастр составляет 350 рублей.


Процедура изменения назначения земельного участка довольно сложная, но если собрать все необходимые документы и правильно составить заявление, это вполне реально. Если же вы получили отказ, не отчаивайтесь, а изучите причину. Возможно, достаточно получить недостающую справку – и ваш запрос будет удовлетворён.

Земля, которая предназначается для индивидуальных застроек, таких как коттедж, дача, усадьба, может обладать несколькими статусами: она делится по категориям и по виду назначения. Строительство дома будет зависеть от того, к какому назначению принадлежит земельный участок: оно может быть разрешено, но с определенными ограничениями, либо совсем запрещено.

Земли в нашей стране разделяют на категории в зависимости от целевого назначения. Согласно Земельному кодексу РФ земли бывают следующих категорий:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • поселений;
  • промышленного и иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Земли сельхозназначения

Данные земли располагаются за чертой поселений и предназначаются для нужд сельского хозяйства в соответствии с пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ. Но вот по виду использования такие земли сильно отличаются, что может в значительной степени ограничить возможности владельца в плане застройки. Допустим, участок из категории земель сельскохозяйственного назначения может предназначаться для огородничества, и на нем невозможно построить объект ИЖС. В другом случае он может предназначаться для личного подсобного хозяйства с правом застройки, либо без такового. Если же участок предназначен для садоводства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства, то застройка возможна, но существуют некоторые ограничения. Помимо этого можно перевести участок земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию, которая не имеет такой ценности по законодательству, например, категория земель населенных пунктов. Данные действия можно совершить, если нужно заняться расширением права владельца на застройку. В случае таких изменений необходимо внести земельный участок в черту поселения, то есть, по сути, изменить черту поселения. Помимо этого придется возмещать потери сельхозпроизводства государству. Такие действия могут оказаться экономически невыгодными. В данной ситуации можно не менять категорию земли, а изменить только целевое назначение, допустим, определить его для ведения дачного хозяйства, либо садоводства.

Земли поселений

Таковыми признают земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Поселения в РФ подразделяют на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора и т. д.). В зависимости от численности населения городские и сельские подразделяются на:

  • сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);
  • крупнейшие города (1–3 млн. чел.);
  • крупные города (250 тыс. - 1 млн. чел.);
  • большие города (100–250 тыс. чел.);
  • средние города (50–100 тыс. чел.);
  • малые города и поселки (до 50 тыс. чел.);
  • крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);
  • большие сельские поселения (1–5 тыс. чел.);
  • средние сельские поселения (200–1000 чел.);
  • малые сельские поселения (менее 200 чел.).

Использование земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий, то есть делением на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. В соответствии с ЗК РФ выделяют следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные.

Для каждой зоны устанавливают градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливают единый градостроительный регламент. Он обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями, владельцами-арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на участки.

В ЗК РФ предусмотрены случаи, когда участки и расположенные на них объекты недвижимости признают не соответствующими градостроительному регламенту. Данная ситуация возникает, если виды использования не входят в перечень разрешенных или размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. В результате использование земельных участков и объектов недвижимости может быть запрещено органами местного самоуправления.

К городам и поселениям всегда примыкают земли иных категорий. Зоны, находящиеся за пределами города, но составляющие с ним единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений, ЗК РФ именует пригородными. В их составе выделяют территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Земли промышленного и иного специального назначения

Данная категория земель является самостоятельной. В ее составе в зависимости от характера задач выделяют следующие земли: промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения и информатики; для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; иного специального назначения. Характерная особенность многих из них - наличие охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования. Это ограничивает права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

К данной категории относят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. К ним относят особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты; земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.

Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

К этой категории относят лесные и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (земли лесного фонда); земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов и выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений (земли водного фонда); земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (земли запаса). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

  • Правительством РФ - в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ - в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
  • органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов данного перевода. Такое признание осуществляется в судебном порядке.

Вид разрешённого использования земли

  • индивидуальное жилищное строительство - ИЖС,
  • личное подсобное хозяйство - ЛПХ,
  • дачное строительство,
  • дачное хозяйство,
  • сельскохозяйственное производство,
  • фермерское хозяйство,
  • крестьянско-фермерское хозяйство,
  • сельское хозяйство,
  • малоэтажное жилищное строительство,
  • сельскохозяйственное использование,
  • жилищное строительство,
  • жилая и коммерческая застройка.

Предположим, если вы приобретаете участок земли, относящийся к землям сельхозназначения, то он может предназначаться для огородничества, тогда на нем нельзя строить коттедж, либо для того, чтобы вести личное подсобное хозяйство, тогда у него может быть или не быть право застройки, либо для садоводства, дачного строительства, крестьянско-фермерского хозяйства - во всех случаях можно совершать застройку, вот только на разных условиях.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
Участком ИЖС называется земля, на которой можно возводить объекты индивидуального жилищного строительства. А объектами индивидуального жилищного строительства называются жилые дома, которые стоят отдельно и имеют не более трех этажей. Они предназначаются для проживания одной семьи, согласно п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. В доме, который стоит на участке ИЖС можно сделать постоянную регистрацию по месту жительства. Земли ИЖС отличаются от садовых участков тем, что проект жилого здания должен быть выполнен компанией-проектировщиком, которая имеет гослицензию, и его необходимо согласовать в контролирующих государственных инстанциях.

Земли для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ)
Для того чтобы построить усадьбу, лучше всего подойдет земля КФХ, ведь размер участка для крестьянско-фермерского хозяйства может быть огромных размеров. Проблема заключается в том, что заниматься хоть какой-то сельскохозяйственной деятельностью все же придется, а также заниматься отчетами в налоговую инспекцию. Но на самом деле решить эту проблему элементарно: чтобы создать видимость целевого использования земли будет достаточно разбить вишневый сад или устроить конюшню .

Садоводства (СНК, СНП, СПК)
Садоводческим некоммерческим объединением называется некоммерческая организация, которая учреждена гражданами на добровольных началах в соответствии с федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Оно может быть в форме садоводческого некоммерческого товарищества СНТ, садоводческого потребительского кооператива (СПК), садоводческого некоммерческого партнерства (СНП). На сегодняшний день все коттеджные поселки находятся в одной из вышеперечисленных юридических форм.
Сделать прописку в садоводческом некоммерческом объединении по сути можно, но не всегда, да и чаще всего только через процедуру судебного разбирательства.
Но есть постановление конституционного суда Российской Федерации, которое разрешает прописку на садовых участках. Помимо этого летом планируется принятие закона, который разрешит эту процедуру.

Земли для дачного строительства
В соответствии с федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", гражданин может получить или купить земельный участок для отдыха. На нем можно возводить жилое строение, но на нем невозможно зарегистрироваться. Строительство на сельскохозяйственной земле не имеет отличий от ИЖС. По всем остальным параметрам строительство загородного дома на дачном участке будет гораздо выгоднее, чем ИЖС, так как не будет никаких ограничений, связанных с габаритами и назначением строящихся зданий.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
Личное подсобное хозяйство мало отличается от садоводства. Но не всегда можно построить дом на участке ЛПХ. Все будет зависеть от решения местной администрации. Предположим, она может запретить строить здание и прокладывать коммуникации, если участок находится не в черте населенного пункта, либо не примыкает к его границам. Но в том случае если строительство на участке ЛПХ разрешается, то у него нет почти никаких ограничений.

Понятие носит очень широкий смысл. Целью использования земли определяется вся законодательная база по землевладению. Назначение земель определено не только для участков, которые уже используются и находятся в собственности, но и для пустующих земель, которые потенциально можно использовать.

Под целевым назначением земельных участков понимают их разделение по видам и назначению использования. Определение служит для закрепления правового статуса участка и его разрешенного применения. Например, для разрешения или запрета жилищного, дачного и др. строительства и т.д.

Регулируется Земельным кодексом РФ, законодательными актами и федеральными законами, так же законами, которые действуют на территориях субъектов РФ.

Кем определяются категории?

Абсолютно все земельные участки должны быть отнесены к той или иной категории (ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель» № 172 от 21.12.2004).

Разделение участков производят следующие органы (ст. — Земельного Кодекса РФ):

  • земли федерального значения – правительство РФ ;
  • земли, которые входят в состав субъектов РФ – органы исполнительной власти ;
  • все остальные категории целевого использования земель – органы местного самоуправления .

Если участок не имеет принадлежности по целевому назначению, то оно устанавливается в соответствии со статьей 14 ФЗ № 172.

Ели данные о назначении участка отсутствуют в реестре ГКН, то категория присваивается по заявлению владельца ЗУ в органы местного самоуправления на основании документов о праве на собственность.

Необходимо так же оплатить пошлину .

Через пять суток со дня подачи заявления, вам выдадут выписку из ЕНГРП со всеми необходимым и данными по ЗУ.