Управление безопасностью труда происходит с помощью. Объективная необходимость и закономерность разработки системы управления безопасностью труда в условиях интенсификации производственных процессов определение сущности системы управления безопасностью тр

В системе управления безопасностью труда, как и во всякой управляемой системе, необходимо определить и четко выделить основные принципы и направления, по которым будет осуществляться управляющее воздействие на систему. Схема управления безопасностью труда представлена на рис. 1. ч.
В формировании здоровых и безопасных условий труда главными направлениями являются следующие:

  1. Безопасность производственного оборудования — свойство оборудования сохранять соответствие требованиям безопасности труда при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
  2. Безопасность производственного процесса — свойство производственного процесса сохранять соответствие требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
  3. Безопасность трудового процесса — организация трудового процесса, обеспечивающая его протекание в параметрах безопасности в течение рабочего времени.
Таким образом, безопасность производственного оборудования, технологических и трудовых процессов является объектом качественной и количественной оценки "при определении безопасности труда. Их соответствие ГОСТам ССБТ, действующим нормам и правилам техники безопасности и производственной санитарии — это главное условие при определении параметров безопасности.

Рис. 1. Схема управления безопасностью труда.

К основным направлениям, по которым должны разрабатываться управленческие связи, обеспечивающие создание единого механизма управления безопасностью труда, относятся:

  • разработка и внедрение новой высокопроизводительной и безопасной техники и технологии; повышение уровня безопасности действующего производственного оборудования и технологических процессов за счет ликвидации опасных и вредных производственных факторов;
  • повышение оснащенности предприятий современными техническими средствами безопасности и производственной санитарии; осуществление комплекса социальных и санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на создание комфортных условий труда;
  • повышение культуры производства, промышленной эстетики и организации производства и труда; внедрение стандартов безопасности труда, соблюдение правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии;
  • повышение квалификации рабочих, инженерно-технических работников и служащих;
  • укрепление технологической и трудовой дисциплины.
Создание системы управления безопасностью труда представляет собой процесс соединения разрозненных профилактических мер, выполняемых на всех уровнях производства, в единую систему с целью их эффективного воздействия на повышение уровня безопасности производственного оборудования, технологических и трудовых процессов.
Большое значение в деле повышения уровня безопасности должно отводиться разработке и внедрению программно-целевых методов в общей системе управления безопасностью труда, которые должны постоянно совершенствоваться, обновляться, быть гибкими в применении к конкретным производственным условиям.
Управление безопасностью труда должно носить динамический характер, т. е. постоянно должна совершенствоваться организация профилактической работы. Стиль и методы управления безопасностью труда должны постоянно совершенствоваться.
Управление безопасностью труда целесообразно рассматривать как сумму задач, которые можно разделить на пять групп: организационные, технические, экономические, психофизиологические и социальные:
Принтом решение организационных задач в системе управления безопасностью труда должно сводиться к разработке управляющих связей, формированию управляющего воздействия, обратной связи и др.
В состав технических задач должны входить задачи по разработке технических мероприятий на основе паспортизации опасных и вредных производственных факторов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.003—74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы, классификация», нормами и правилами безопасности и другой нормативно-технической документацией, и формирование на их основе долговременных и ежегодных планов повышения безопасности производственного оборудования и технологических процессов. К таким документам относится «Комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий», который формируется на пятилетний период, соглашение администрации и профкома по охране труда и т. д.
Решение вопросов психофизиологического обеспечения, направленного на повышение работоспособности в процессе интенсификации труда, в условиях его монотонности, конвейеризации и др., будет способствовать достижению комфорта за счет внедрения основ эргономики, промышленной эстетики, повышения культуры производственных процессов.
Социальные задачи заключаются в воспитании коммунистического отношения к труду и, в первую очередь, повышении уровня трудовой и технологической дисциплины в вопросах соблюдения норм и правил безопасности труда и производственной санитарии.
Организация профилактической работы по технике безопасности, которая постоянно совершенствуется, дает возможность решись одну из главных, задач — внедрение комплексной системы управления безопасностью труда на основе стандартизации.
Этому в значительной степени способствует введенная в стране ССБТ. Стандарты безопасности труда устанавливают требования к производственным процессам, оборудованию по видам вредных и опасных производственных факторов, а также основные требования к средствам индивидуальной и коллективной защиты и пути повышения их эффективности.
Комплекс государственных стандартов, входящих в ССБТ, дает возможность не только научно обоснованно подходить к разработке и проектированию новых технологических процессов, цехов, производств и предприятий, но и добиваться на их основе повышения уровня безопасности уже действующих предприятий.
Создание системы управления безопасностью труда — сложный процесс, охватывающий все стороны деятельности социалистического предприятия. Управление безопасностью производственных процессов предполагает согласованность централизованного руководства всей профилактической работой с расширением участия широких трудящихся масс в организации здоровых и безопасных условий труда.
Система управления безопасностью труда предусматривает проведение ряда организационных мероприятий, в том числе ежедневное рассмотрение вопросов охраны труда на селекторных рапортах, отчеты начальников цехов и других структурных подразделений об организации оперативного контроля за состоянием техники безопасности, количестве выявленных замечаний по результатам ежесменных обходов, проводимых руководителями участков совместно с общественными инспекторами по охране труда, обращениях в здравпункты по вопросам травматизма, изъятых талонах, состоянии заболеваемости и др. Эти вопросы на селекторных рапортах должны предшествовать сообщениям о производственно-экономической деятельности.

Рис.2 Структура управления безопасностью труда на предприятии

На общезаводском совещании, проводимом директорами заводов раз в квартал, рассматривается работа структурных подразделений, их руководителей и профсоюзного актива по охране труда. На этих совещаниях отчитываются руководители служб и цехов, допустившие ухудшение работы по отдельным параметрам безопасности и, как следствие, травматизм и заболеваемость выше среднего уровня по предприятию. Обязательным условием является то, что на этих совещаниях выступают также начальники, председатели профсоюзных комитетов цехов, коллективы которых добились лучших результатов в обеспечении безопасных условий труда. Они делятся положительным опытом управления безопасностью труда.
На многих предприятиях разработаны стандарты предприятий по оценке деятельности инженерно-технических работников по охране труда. В соответствии с этим стандартом начальник цеха анализирует деятельность инженерно-технических работников по охране труда за прошлый месяц и оценивает ее. При получении неудовлетворительной оценки или при наличии на участке, в службе случаев травматизма инженерно-технический работник лишается частично или полностью премиального вознаграждения за прошедший месяц работы.
В настоящее время на многих промышленных предприятиях разработана и внедрена комплексная система управления производством на базе стандартов предприятий.
Структура системы управления безопасностью труда представлена на рис. 2.
Разработаны и действуют стандарты предприятия (СТП, которые определяют организацию и нормирование работы по технике безопасности и производственной санитарии; организацию работы по устранению опасных и вредных производственных факторов в составе производственного оборудования, технологических и. трудовых процессов; порядок работы общезаводской комиссии по проверке состояния охраны труда в цехах завода; порядок аттестации и инструктирования по вопросам охраны труда; оценочные показатели деятельности подразделений и инженерно-технических работников завода по охране труда и др.
Госстандартом и отделом охраны труда утверждены «Рекомендации по разработке стандартов предприятий по безопасности труда», которые устанавливают порядок и объекты стандартизации. Они предусматривают организацию работы по обеспечению безопасности труда; организацию контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ; организацию надзора за объектами повышенной опасности; порядок проведения анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний", планирование по безопасности труда на предприятии; организацию обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; порядок аттестации персонала, обслуживающего объекты повышенной опасности; порядок внесения требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию; порядок проведения нормо-конт-родя и экспертизы конструкторской документации на полноту изложения требований безопасности труда; порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; требования к обеспечению, эксплуатации, уходу и содержанию средств защиты работающих.
Все это является надежным фундаментом для разработки научно обоснованного планирования работы по охране труда.
Длительность периода планирования в значительной мере влияет на действенность системы управления. В условиях, когда предприятие всю работу по созданию здоровых и безопасных условий труда строило на основе годовых планов, его возможности были ограниченны. В настоящее время, при том, что основой работы в области охраны труда для каждого предприятия является пятилетний «Комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий», появилась возможность разработки и внедрения, крупных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности производственного оборудования, технологических и трудовых процессов.
Как показывает практика работы, комплексный пятилетний план должен основываться на анализе производственного травматизма и профессиональной, заболеваемости за наиболее длительный период времени и разрабатываться на базе паспортизации условий труда, перечня опасных и вредных производственных факторов, данных санитарно-технических паспортов.
Очень важно обеспечивать комплексный подход к перспективному планированию. В последние годы комплексные пятилетние планы были разработаны на всех уровнях управления безопасностью труда от цеха до предприятия в целом. Такой подход к вопросу планирования безопасности труда позволил разработать единую схему планирования (рис.3).

Рис. 3. Схема планирования работы по охране труда на предприятии. Рассматривая основные направления в решении задачи управления безопасностью труда, необходимо сказать, что они должны занимать совершенно определенное место в создающихся АСУ предприятий. Необходимо широко использовать возможности ЭВМ по включению в АСУ задач, связанных с обучением и аттестацией ИТР и рабочих, анализу производственного травматизма и заболеваемости, по контролю за ходом освоения ассигнований на охрану труда, ремонт и восполнение основных и вспомогательных средств охраны труда и др.
Разработка и внедрение системы управления безопасностью труда позволит перейти к постановке четких задач, решаемых на всех уровнях управления производством и обеспечивающих создание безопасных условий труда и дальнейшее предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Безопасность труда и здоровья персонала представляет собой приоритетное направление в системе общей безопасности организации, цель которого – сохранение и защита здоровья работников посредством организации нормальных условий труда, постоянного их совершенствования, а также минимизации рисков возникновения возможных угроз и смягчения их последствий.

Охрана труда и здоровья работников – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные и здоровые условия труда должны отвечать требованиям следующих регламентирующих документов:

Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Уголовный кодекс РФ, Федеральная целевая программа по улучшению условий и охраны труда;

Гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы (САНПИН), правила устройства и безопасности эксплуатации (ПУБЭ) инструкция по безопасности (ИБ), межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ), отраслевые организационно-методические документы;

Правила сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

Санитарные нормы проектирования предприятий; строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда и др.

На безопасность здоровья и труда персонала оказывают влияние следующие факторы:

- технические (обусловлены скрытыми дефектами и несовершенством конструкций производственных зданий, сооружений, машин, механизмов, приспособлений, инструментов, оснастки, нарушением правил и норм их безопасной эксплуатации);

- санитарно-гигиенические (определяют состояние внешней производственной среды, т.е. чистоту воздуха, степень естественного и искусственного освещения, уровни шума, вибрации, различных излучений, контакт с токсическими веществами, а также санитарно-бытовое обслуживание производства);

- организационные (определяют степень отлаженности системы охраны труда, их негативное воздействие может быть вызвано недостаточной обученностью работающих, отсутствием или низким качеством инструктажа по технике безопасности труда, недостатками в организации и управлении технологическими процессами, отсутствием или слабостью контроля за безопасностью труда, низкой трудовой дисциплиной работников);

- эргономические (обусловлены изучением человека и его деятельности в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процессов труда);

- психофизиологические (обусловлены содержанием и характером конкретного вида труда и соответствием физиологическим особенностям организма человека);

- социально-психологические (определяются характером взаимоотношений членов трудового коллектива между собой и с руководством, оценкой коллективом результатов труда, наличием или отсутствием личных перспектив, деятельностью общественных организаций);

- эстетические (обусловлены формированием положительных эмоций у работников в результате удачного конструкторского и художественного решения интерьера производственных помещений, оборудования, оснастки рабочих мест, мест отдыха, спецодежды);

- лечебно-профилактические (обусловлены действующей системой здравоохранения, позволяющей поддерживать и реабилитировать здоровье работника, а также степенью вовлеченности предприятия в реализацию лечебно-профилактических программ);

- правовые (определяются действующим законодательством РФ, нормативно-методической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность труда и здоровья работников).

Основными нежелательными последствиями нарушения норм, правил и инструкций по охране труда являются:

- профессиональное заболевание , развивающееся в результате более или менее длительного воздействия на работника специфических для данной работы вредных производственных факторов и вне контакта с ними возникнуть не может;

- несчастный случай – происшествие, вызвавшее повреждение здоровья в результате кратковременного и, как правило, однократного воздействия на него внешнего фактора;

- травма , представляющая собой нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, внезапным внешним воздействием на работника опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

В целях улучшения условий труда и повышения уровня безопасности на предприятиях должны проводиться следующие мероприятия:

- предупредительные мероприятия и подготовка условий работы, предполагающие создание на рабочем месте соответствующего инженерного обеспечения, чтобы сделать работу более комфортабельной и и безопасной. Для работающих в опасных условиях обязательным является использование специального обмундирования для защиты (красок, шлемов, очков, «муфт» и затычек для ушей, масок и респираторов, специальных перчаток, сапог и ботинок, костюмов, курток, ремней безопасности и др.);

- проверки и исследования , предполагающие инспектирование рабочих мест, а также анализ инцидентов и факторов, угрожающих безопасности жизни и здоровья работников, в целях уменьшения количества несчастных случаев и заболеваний;

- обучение технике безопасности и мотивационные программы.

Обучение, как правило, является частью профориентации и может быть обязательным или добровольным в зависимости от характера работы;

- разработка и реализация программ охраны труда на основе взаимодействия государственных, федеральных и отраслевых уполномоченных органов управления охраной труда и здоровьем, а также самих организаций.

Программы охраны труда должны включать:

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве;

Введение досрочных пенсий для работающих на вредных производствах;

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда -- это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда -- это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней.

  • 1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).
  • 2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.
  • 3. Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
  • 4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.
  • 5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные -- единым и межотраслевым, предприятий -- отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

  • * обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • * принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
  • * государственное управление охраной труда;
  • * государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
  • * содействие общественному контролю в области охраны труда;
  • * расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
  • * защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • * установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
  • * координация деятельности в области охраны труда;
  • * распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • * государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;
  • * подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • * организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
  • * обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;
  • * международное сотрудничество в области охраны труда;
  • * проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;
  • * установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

  • * определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;
  • * установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности;
  • * проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;
  • * определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;
  • * предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
  • * определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
  • * приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в которой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.

Работодатель не имеет права применять новые сырье и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (статья 9 Закона).

Работник имеет право без каких-либо последствий для него отказаться от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности.

Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.

Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих мероприятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, -- в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

В трудовом кодексе Российской Федерации также нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены:

  • * обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда;
  • * медицинские осмотры некоторых категорий работников (работающие на транспортных предприятиях, пищевой промышленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):
  • * необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;
  • * права работников на охрану труда и гарантии такого права;
  • * обязанность работников, в том числе руководителей, проходить обучение и проверку знаний по охране труда;
  • * несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядок расследования несчастных случаев, оформления материалов расследования и рассмотрения разногласий по материалам расследования.

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

К основным нормативным правовым актам по безопасности труда относятся:

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утверждаемая Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) -- это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС -- 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию. ССБТ включает в себя несколько подсистем.

Организационно-методические стандарты - устанавливают цель, задачи, структуру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда.

Стандарты требований и норм по видам ОВПФ - устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня.

Стандарты требований безопасности к оборудованию - устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты требований безопасности к производственным процессам - устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты требований безопасности к системам защиты - устанавливают требования безопасности к системам защиты от ОВПФ

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям - устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Кроме ГОСТов ССБТ к нормативным правовым актам в области безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (Сан-ПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортех-надзора России; документация Госэнергонадзора России, например, правила устройства энергоустановок (ПУЭ), межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок: межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, выпуск которых начат недавно, а также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания (МУ), методические руководства (МР), рекомендации, которые принимаются Правительством России, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопасностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-методическими документами.

Управление безопасностью труда - ряд мер со стороны управленческого персонала по обеспечению безопасности труда.

Безопасные условия труда - условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено, или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

Требования безопасности труда - требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего.

Согласно ст. 211 ТК РФ, требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности. Поэтому в любой организации все обязанности по обеспечению безопасных условий труда должны быть возложены на административно- управленческий персонал и распределены между отдельными службами должностями в соответствии с их функциональными обязанностями.

Служба охраны труда в организации: смотреть в ТК РФ ст. 217.

Общее руководство работой всех структурных подразделений по обеспечению охраны труда и техники безопасности возлагается на руководителя (начальника, управляющего). Непосредственное руководство возлагается на главного инженера. К руководству охраной труда через советы трудовых коллективов привлекаются все работающие.

Стандартные меры в рамках системы безопасности труда. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; санитарно-гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Во время работы работник проходит: 1) обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на место работу, но до момента запуска этого оборудования в эксплуатацию; 2) проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной опасностью) – ежегодно; 3) осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и др. кожных заболеваний – ежедневно перед началом смены; 4) проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно; 5) проверку санитарно-гигиенических знаний – один раз в год; 6) периодический медицинский осмотр.

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен проходить один раз в 3 месяца.

Во время работы на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструмента, оборудования, инвентаря, товаров и тары; нервно-психологические нагрузки; физические перегрузки; пониженная температура поверхностей оборудования, продукции; повышенная температура поверхностей оборудования; повышенный уровень электромагнитных излучений).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная группа как объект управления. Групповая динамика

Культура это область деятельности связанная с самовыражением проявлением субъективности характера навыков умения и знаний.. организационная культура это те ключевые доминирующие ценности которые.. анализируя структуру организационной культуры выделяют три ее уровня поверхностный внутренний и глубинный..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальная группа как объект управления. Групповая динамика
Социальная группа – это объединение людей связанных общими интересами, отношениями и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальные гру

Технология самоменеджмента
Самоменеджмент – это система (технология) управления собой, управлением своим временем и эффективным использованием своей деятельности. С точки зрения определенной

Основные функции, этапы формирования организационной культуры
ОК - это определенный свод норм и правил ценностей, убеждений(гласных и негласных)принятых организацией. ОК включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она м

Типология организационной культуры
Существует несколько подходов к типологии организационной культуры. I. Типология Г. Хофштеда. Г. Хофштед выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных

Сущность имиджа организации как элемента оргкультуры
Имидж фирмы - это система представлений целевых аудиторий о фирме. Целевые аудитории ведут себя по отношению к фирме соответствующим их представлениям о деятельности, надежности и ценностях фирмы о

Управление конфликтами в организации
Управление конфликтами – это целенаправленное регулирующее воздействие по устранению (минимизацию) причин, породивших конфликт, и по коррекции поведения участников конфликта с целью поддержания нео

Особенности этики деловых отношений на государственной службе
Профессиональная этика – это система нравственных, моральных, этических норм, регулирующих служебное поведение государственных служащих на основе принципов служения народу, обществу и государству,

Этика взаимоотношений в организации
ЭВ в организации (деловая этика, или этика бизнеса), сравнительно недавно получила место в системе российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников по данной дисциплине недос

Государственная и гражданская служба в системе государственной службы Российской федерации
Общее понятие государственной службы дается в ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ " Об основах государственной службы Российской Федерации". Под н

Модели организации государственной службы и их характеристики
выделяются четыре модели государственной гражданской службы: Приведем характеристики основных моделей государственной службы: 1. "Закрытая" модель государственной гражда

Реформирование государственной службы Российской федерации
В настоящее время идет фундаментальное реформирование института российского государства, затрагиваются вопросы, связанные с системой отношений, в которой государственный служащий взаимодействует, с

Государственная служба как профессиональная деятельность. механизмы профессионализации кадров государственной (муниципальной) службы
Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органо

Поступление на государственную службу. Конкурсный отбор на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
К основным принципам государственной кадровой политики, обозначенным в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)» относятся принципы:

Эволюция и современные тенденции управления человеческими ресурсами

Принципы и методы управления персоналом
Управление персоналом - сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы

Профессиональные качества менеджера по управлению персоналом
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образов

Система локальных нормативных актов в управлении социальным развитием в организации
Управление социальным развитием организации является дисциплиной, синтезирующей достижения экономики, менеджмента, социологии, психологии и других наук, предоставляющей специалистам инструментарий,

Система оценки персонала в организации
Оценка персонала представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственно руководителем. Оценка персона

Методы и технологии оценки персонала
Оценка персонала - это система выявления определенных характеристик сотрудников, которые потом помогают руководителю в принятии управленческих решений, направленных на увеличение результативности п

Организационно-правовые средства оценки персонала
План ответа: 1. Определения, основные понятия 2. Аттестация как технология оценки 3. Аттестация, как организационно-правовые средства оценки. Атте

Внутриорганизационное обучение как фактор развития персонала
Внутриорганизационное обучениевключает в себя получение новыми и действующими сотрудниками навыков, необходимых для успешного выполнения работы. В настоящее время все больше и боль

Развитие персонала в системе управления персонала
Развитие персонала – постоян. накопление проф. компетентности сотрудником.. Развитие персонала способствует обеспеч-ю постоян. соответствия уровня профессиональной компетентности работнико

Управление карьерой как фактор развития персонала
Развитие персонала-один из элементов УП, обеспечивающ. проф. рост сотрудников или персонала в целом. Основные цели: Подготовка и переподг. кадров, обучение современ.техноло

Работа с кадровым резервом как форма развития персонала
Кадр.резерв - сотрудники, представляющие особую ценность благодаря наличию высокого потенциала, возможностей передачи опыта, знаний и навыков другим. Зачисление в кадровый резерв происходи

Кадровая политика
КП - совокупность правил и норм, целей, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Уровни: Региональный - требует учета производственных., природных., национ

Мотивация и стимулирование в УП
Мотивация-совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы, формы и придают направленность этой деятельности, ориентированную на достижение

Организация труда и ее роль в повышении эффективности труда на предприятии
Организация труда – это форма, в которой реализуются экономические результаты трудовой деятельности. Поэтому организация труда рассматривается как составная часть экономики труда. В услови

Нормирование труда различных категорий работников. Виды норм труда и нормативов. Изучение и измерение затрат рабочего времени
Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы п

Характеристика тарифной системы и ее роль в организации заработной платы
В основу тарифной системы положена совокупность нормативов, при помощи которых оплата труда дифференцируется в зависимости от сложности и условий работы, степени квалификации, качества труда работн

Формы и системы заработной платы. Особенности их приминения в бюжетном и внебюджетном секторе экономики
Оплата труда в соответствии со ст. 131 ТК РФ выступает в двух формах – в денежной и неденежной. Оплата труда в неденежной форме может производиться лишь в том случае, если это предусмотрено коллект

Инновации в материальном и нематериальном стимулировании
Основными элементами Инн-го управления трудом являются технологии создания инновационных систем материального и нематериального стимулирования, а также технологии управления организационными измене

Инновации в сфере организационного обучения
Основными задачами организационного обучения являются: 1.Внедрение современной организационной структуры и системы управления. 2.Внедрение современных систем упра

Характеристика и особенности организационно-структурных инноваций
План: 1. Внутренние структурные инновации. 2. Внешние структурно-управленческие инновации. Внутренние организационно-структурные инновации

Внешние организационно-структурные инновации
Под внешними структурными инновациями понимается изменение в организационном или управленческой структуре вне организации, приводящее к повышению эффективности деятельности материн­ской организации

Инновации в сфере комплектации персонала
План: 1. Инновации в сфере отбора персонала. 2. Инновации в сфере сокращения персонала. Инновации в сфере отбора персонала Отбор персонала - это н

Современные подходы в области управления персоналом определяют и ряд организационных инноваций в сфере кадрового отбора персонала
К инновациям относятся в сфере управления персоналом относят аутсорсинг. Аутсорсинг представляет собой технологию делегирования полномочий в сфере

Инновации в сфере сокращения персонала
Сокращение персонала в организациях любых форм собственности является довольно болезненным и непростым процессом. Как уволить сотрудника без ущерба для репутации фирмы.

Общая характеристика и особенности кадровых инноваций
План: 1. Основные цели и задачи кадровых инноваций. 2. Эффективность кадровых инноваций. Инновация - конечный результат внедрения новшес

Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от их воздействия
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому уху

Аттестация рабочих мест и сертификация предприятий
Аттестация рабочих мест (АРМ) – это проверка состояния производственной среды, в которых рабочие и служащие выполняют свои должностные и функциональные обязанности. Основным

Введение

Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

2.2. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Заключение

Литература


Введение

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

Хотелось бы, чтобы и для российских руко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в уго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

Познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;

Выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;

Рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

Принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

Содействие общественному контролю в области охраны труда;

Расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

Защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

Координация деятельности в области охраны труда;

Распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

Государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

Подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

Обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

Установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

Определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;