Смоделируйте ситуацию когда моральные нормы не нужны. Гуманизм как основной принцип морали. Милосердие как основной принцип морали

Текущая страница: 2 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

§ 3. Что можно, нельзя, нужно?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: моральные нормы, моральная позиция .


Чтобы ответить на этот вопрос, приведём пример.

Два клоуна показывают сценку. Один пытается что-то сделать: надуть шарик, сесть на стул, перепрыгнуть через верёвочку. А другой ходит за ним и всякий раз повторяет: «Низзя!» (т. е. «нельзя»). Наконец, первый клоун не выдерживает. Он кричит: «Зя, зя, зя!» (т. е. «льзя», «можно»).

Попытаемся разобраться. Чем занят первый клоун? Он живёт, совершает поступки. А второй? Руководит его действиями, регулирует их. С помощью чего? С помощью норм-запретов , которые сам же и придумал. «Низзя» надувать шарик, садиться на стул…



Конечно же эти нормы несправедливы. Клоуны смеются над ними. Они говорят нам: нормы деятельности и поведения должны быть разумными, справедливыми.

В отличие от «клоунских», неразумных норм, в обществе существуют нормы разумные, обязательные. Они регулируют жизнь, поступки людей, обязывают действовать не во вред окружающим, побуждают становиться лучше и добрее.

Это моральные нормы – правила, законы, образцы нравственности. Они обращены ко всем людям и требуют от них хороших поступков. Например, «Будь вежливым!», «Почитай старших!», «Уважай свою школу!» и др. Таких норм очень много. Их часто называют правилами поведения .

Одни из них запрещают: «Нельзя!» (убивать, воровать, избивать, унижать других людей, обманывать). Другие разрешают: «Можно!» (защищать своё достоинство, мир, безопасность, свободу). Третьи требуют: «Нужно!» (быть вежливым, честным, порядочным).

«Можно» – это наши права , «нужно» – обязанности .

Люди вырабатывали нормы, чтобы было больше добра и меньше зла. Они передавались из поколения в поколение как заповеди, нерушимые заветы родителей.

В Библии , священной книге христиан , говорится о десяти заповедях, данных Богом людям: «не убивай», «не кради», «почитай отца твоего и мать», «не желай дома ближнего твоего»… Эти заповеди сохранили свою силу до сих пор. Например, запрет «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» отразился в содержании нормы права, которая требует от свидетеля поклясться говорить в суде правду и только правду.

Сложнее, как это ни покажется странным, обстоит дело с моральной нормой «не убивай». Кто же будет спорить, что убивать нельзя? Но вот грабитель забрался в чужой дом, убил молодую женщину и ребёнка, чтобы не было свидетелей его преступления. Суд приговорил его за это тягчайшее злодеяние к исключительной мере наказания – смертной казни.

Суд действовал на основании закона, а значит, по определению, справедливо. Но справедлив ли сам закон, нарушающий одну из главных нравственных заповедей? Или в каких-то случаях он может быть нарушен? Люди по-разному относятся к смертной казни. Нужна ли она? Надо ли казнить убийц, насильников, тех, кто совершил тяжкие преступления против человечности? Вопросы не из лёгких. И над ними давно размышляют люди, но так и не могут разрешить это противоречие. Напомним, что в России объявлен мораторий (временный запрет) на исполнение смертной казни.

Каждому человеку в жизни приходится определять своё отношение не только к общечеловеческим моральным нормам, но и к правилам поведения, принятым в определённой среде, в группе людей, с которыми он постоянно общается.

Например, в одном классе не принято разговаривать во время урока. Буквально все ученики соблюдают это правило. Витя, как все его друзья, терпеливо дожидается перемены, чтобы побеседовать о своих делах с товарищами.

В другом классе мальчики считают нормой невежливое обращение с девочками. Лишь Антон подаёт им пальто, пропускает первыми в дверь, поднимает упавшую книгу, помогает донести тяжёлый портфель, уступает место в транспорте.



Эти примеры заставляют задуматься, каким нормам и когда нужно подчиняться. Если все окружающие не нарушают моральных норм, то, понятное дело, и вам следует им подчиняться. А если вы попали в компанию, где верховодят люди безнравственные? Тут-то и выясняется, какой вы человек – сильный или слабый, малодушный или независимый. Тот, кто всегда поступает в соответствии со своими представлениями о достойном поведении, не может не вызвать уважения даже у насмешников, пытающихся заставить его подчиниться «стадному закону».

Если изменить себе, своим принципам и поступать «как все», т. е. плохо, можно быстро перестать быть самим собой. Поэтому так важно с ранних лет вырабатывать твёрдую моральную позицию , уметь содействовать добру и противостоять злу.

Что для этого нужно?

Во-первых, надо понять необходимость и значение моральных норм (например, правдивость, честность позволяют человеку сохранять своё достоинство, доверие других людей).

Во-вторых, следует признать ценность норм для утверждения добра и справедливости.

В-третьих, необходимо подчинить своё поведение моральным нормам, привыкнуть поступать в соответствии с ними и оценивать ими свои и чужие поступки.

Если вам это удастся, вы станете нравственным человеком. Честное слово, это очень высокое звание!

* * *

1. Как вы думаете, для чего нужны моральные нормы?

2. Могут ли люди жить в семье, коллективе, обществе, сохраняя согласие без специально разработанных и принятых всеми норм поведения и общения? Обоснуйте своё мнение.

3*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, расскажите о древнейших моральных нормах – библейских заповедях.

4. Что нужно, чтобы стать нравственным человеком, обладающим твёрдой моральной позицией?


Обсудите на уроке

Е сли ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Если ты наделён силой, не кичись своим превосходством. Если у тебя есть достоинства, не обнажай недостатков других. Если у тебя нет способностей, не завидуй умению других (древнекитайская мудрость ).

Н е откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Не заставляй другого делать то, что можешь сделать сам (народная мудрость ).

В о всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… (библейская заповедь ).


Нормы-запреты. Обязанность. Правила поведения.


1. Смоделируйте ситуацию, когда моральные нормы были бы не нужны. Напишите маленький рассказ.

2. Представьте, что вы сказали товарищу: «Красть нельзя», а он вам возразил: «Но многие крадут. Значит, красть можно». Постарайтесь его переубедить. Какие доводы вы приведёте?

3. Великий древнегреческий философ Сократ в спорах всегда одерживал верх над своими противниками. Не умея доказать свою правоту, те порой избивали его. Как-то ученик Сократа, ставший свидетелем подобной сцены, с удивлением спросил его, почему он не жалуется. «Глупо жаловаться, если осёл лягнёт тебя», – ответил Сократ. Какой норме поведения подчинился Сократ?


Размышляем над пройденным

1. Всегда ли совпадают разумное и нравственное? Обоснуйте своё мнение.

2*. Как вы думаете, о чём говорит древняя мудрость: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?»

3. Придумайте несколько правил поведения (в классе, дома, на улице, в походе).


Проектная деятельность

Моральная позиция: что это такое? Нужна ли она всем? Есть ли она у вас и ваших друзей?


Словарь урока

Моральные нормы – правила поведения людей в обществе, сформировавшиеся в процессе развития моральных взглядов и идеалов, определяющие «что есть добро» и «что есть зло», регулирующие общественные отношения с позиции справедливости и несправедливости.

Христианство – религия, в основе которой лежит почитание Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира; имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Как вы знаете из курса «История России», Русь приняла христианство в Х в. из Византии. Православие мирно сосуществует с другими религиями, исповедуемыми народами нашей страны (исламом, буддизмом, иудаизмом, католицизмом и др.).

§ 4. О совести

Задача урока. Уметь объяснять понятие: совесть .


Мы с вами уже встречались с высказываниями замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского. Он жил на Украине в селе Павлыш. Был мудрым учителем, добрым и понимающим своих учеников. Учил детей языку, литературе, математике и другим полезным наукам. Но прежде всего – добру и честности, любви к людям и к Родине.

И вот однажды пошёл он с детьми на поле копать и собирать картофель.

– Вы уже большие, – сказал он им, – работать надо по-настоящему. В земле не должно остаться ни одной картофелины.

Рядом с Василием Александровичем работал ученик Федя. Не хотелось ему выбирать картофелины из земли. Возьмёт те, что лежат сверху, а присыпанные землёй оставляет.

Увидел это учитель и говорит Феде:



– Разве тебе не стыдно?.. Человек же смотрит и видит всё, – и показывает как будто на кого-то рядом с собой.

Оглядывается Федя с удивлением и говорит:

– Где же тот Человек? Что он видит?

– В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, но только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он говорит тебе. Вот попробуй прислушайся, услышишь голос Человека в себе, он и скажет, как ты работаешь.

– Где же он во мне, Человек? – спрашивает Федя, ещё больше удивляясь.

– В голове твоей, в мыслях, в чувствах.

Пошёл мальчик к новому кусту, взял те картофелины, что были на виду, а присыпанные хотел оставить в земле. Но тут вдруг словно кто-то прошептал ему: «Что же ты делаешь? Ведь там ещё есть картофель!»

Посмотрел Федя вокруг: никого вроде бы нет рядом. А сам глубже раскапывает землю, чтобы не оставить ни одной даже самой мелкой картофелины. «И в самом деле, наверное, Человек видит мою работу», – подумал он, ещё не догадываясь, что этот Человек – его совесть. Пробудившаяся совесть. И ему стало радостно оттого, что никто не видит, а он всё равно делает так, как надо.

Вы, наверное, уже поняли, что это и есть совесть: никто не видит, никто не проверяет, а человек делает то, что он должен делать. Если же он этого не делает, ему становится стыдно, неприятно, тоскливо. Его начинает беспокоить совесть. Совесть – это своеобразный внутренний контролёр, даже судья действий и поступков, чувств и мыслей человека .

«Сработано на совесть», – говорим мы, любуясь умело сделанным, крепко сбитым, ладно скроенным, добротно починенным. «Да есть ли у тебя совесть?» – укоряем мы лентяя, бездельника, халтурщика. «Чистая совесть есть постоянный праздник души», – сказал давным-давно римский мыслитель Сенека.

Слово «совесть» во многих языках обозначает «совместное знание», «согласие». Русский язык не является исключением. Слово «совесть» происходит от глагола «ведать» («знать»): со-весть.

Вот определения, которые дал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль: совесть – это нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда.

Таким образом, в слове «совесть» заключён глубокий смысл. Это и общее знание о том, что можно, что нельзя, что нужно. Это и убеждение, что обо всех наших дурных поступках со временем узнают: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».

Злодеи совершают свои преступления тайком, но тайна оказывается раскрытой. Сегодня мы знаем о многих преступлениях, совершённых в прошлом диктаторами и их подручными, творившими беззаконие, презиравшими мораль, права человека, главное из которых – право на жизнь и свободу.

Следовательно, даже если у людей нет совести, их злым поступкам всё равно будет дана оценка, и возмездие, может быть посмертное, неизбежно. Ничто на Земле не проходит бесследно. Верующие люди убеждены, что за всеми мыслями и действиями людей наблюдает Бог, что ни один волос не упадёт с головы без Его воли. Совесть, полагают они, и есть Бог, живущий внутри нас.

Совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности . Правы те, кто считает, что только имеющий совесть является настоящим человеком.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Дайте определение понятия «совесть».

2. Каково происхождение слова «совесть»?

3. Что значит «иметь совесть»? Приведите примеры из жизни, кинофильмов и литературных произведений.

4*. Как понимают совесть верующие люди?

5. Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности?


Обсудите на уроке

Д а, жалок тот, в ком совесть не чиста (А. С. Пушкин, русский поэт, писатель ).

С овесть!.. Без тебя нет во мне ничего, возвышающего меня над животными… (Ж. Ж. Руссо, французский философ, писатель ).

Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это – счастье, которое я не переставал испытывать до сих пор, и о том, что счастье это настоящее, говорит мне моя совесть (Сократ, философ ).

Н е делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласовано с правдой. Поступай так, и ты исполнишь всю задачу своей жизни (Марк Аврелий, римский император, философ ).

К то добрый человек? Добрый только верующий человек. Но что такое вера? Это согласие своей воли с совестью, с всемирным разумом (древнекитайская мудрость ).

Ч тобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом – она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всего (Лао-цзы, китайский философ ).

В ысший суд – суд совести (В. Гюго, французский писатель ).


Дайте собственные определения

Истина. Согласие. Общечеловеческие ценности.


Задания для самостоятельной работы

1. Найдите примеры из произведений художественной литературы, фильмов или из жизни поступков, продиктованных совестью.

2. В каких чертах характера проявляются веления совести? Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ и обоснуйте его:

1) упорство;

2) чувство чести;

3) прилежание;

4) аккуратность.

3*. О человеке, совершившем дурной поступок, часто говорят: «Ни стыда, ни совести у него нет». Как связаны эти два нравственных понятия? Что их объединяет? Может ли быть совесть у лишённого стыда человека? Аргументируйте свой ответ.


Размышляем над пройденным

1. Связаны ли между собой вера и совесть? Приведите примеры.

2. Как вы думаете, почему существуют бессовестные люди?

3*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, сформулируйте, что такое общечеловеческие ценности.

4. Почему восточная мудрость гласит: «Искусен тот, кто знает людей; но истинно просвещён тот, кто знает самого себя»? Обоснуйте свой ответ.


Проектная деятельность

Нужна ли совесть в современном мире?


Словарь урока

Вера – в религиях – личное доверие и верность Богу, соблюдение религиозных норм.

Совесть – морально-этическое понятие, которое означает развитую способность человека к моральному самоконтролю своей жизни и деятельности.

§ 5. Высшая ценность

Задача урока. Уметь объяснять понятия: жизнь, смысл жизни .


Есть люди, которых называют героями, подвижниками, чья жизнь становится примером величия духа, благородства, достоинства и совести.



Таким подвижником был национальный герой польского народа Януш Корчак . Когда фашисты оккупировали Варшаву, он был директором, воспитателем и врачом сиротского дома, где жили дети еврейской бедноты. Фашисты приняли решение об их уничтожении. Корчак мог спасти свою жизнь, оставшись в Варшаве, покинуть поезд, на котором везли несчастных в лагерь смерти. Но бросить детей он не смог. Он был с ними до конца. Учителя сожгли вместе с воспитанниками в печах концлагеря Треблинка.

Польская писательница Ирэна Кишвицкая пишет, как это было: «История знает немало героических смертей, но эта смерть потрясает особенно. Он шёл во главе колонны поющих детей, невысокий, рыжеватый доктор, шёл, наверное, с улыбкой, потому что дети – народ наблюдательный и сразу бы приметили грусть на его лице, – а в душе переживал муки каждого ребёнка в отдельности. К несчастью, он был наделён богатым воображением и мысленно видел их смерть. О своей он, конечно, не думал, но ещё час, ещё пятнадцать минут, ещё минуту он мог поддерживать в детях веру в завтрашний день, дарить им радость. Ещё пятнадцать минут, ещё минуту… Может ли сделать больше бессильный человек

Добрый, благородный человек сознательно пошёл на смерть. Может быть, ему не дорога была жизнь? Нет, он очень любил жизнь, ценил радости, которые она даёт. Но он был совестлив и честен, он любил детей и не мог предать их.



А вот другая история, из тех же военных лет, из времени борьбы с фашизмом. Несколько матросов держали оборону на окраине Севастополя. У них кончились патроны, осталось по одной противотанковой гранате на человека. А фашистские танки опять пошли в атаку. И тогда моряки решили действовать наверняка. Каждый привязал к поясу гранату и выбрал «свой» танк. По очереди, прощаясь друг с другом, они бросались под гусеницы танков. И фашисты не выдержали. В панике поворачивали вспять танки – подальше от того места, где их ждала смерть.

Поставим тот же вопрос: может быть, не дорога была жизнь этим молодым ребятам? Нет, это не так! Были среди них прекрасные музыканты, певцы, танцоры, весельчаки, многих ждали дома невесты…

Что же заставляет героев идти на смерть? Святые нравственные чувства, долг, совесть, желание добра людям, любовь к Родине. Для них, как и для каждого человека, жизнь есть высшая ценность, высшее благо, источник счастья . Только живущий способен созидать красоту и богатства. Жизнь – это любовь, познание, творческий труд.

Дороже собственной жизни может быть только другая жизнь – человека, страны, народа. Вот почему мать, рискуя жизнью, спасает ребёнка, спокойно и убеждённо идут на смертный бой граждане страны, если в опасности их Отечество.

Но насильственная смерть – на войне, от рук убийцы – должна быть исключена. Такова цель тех, кто участвует в движении за мир и международное согласие. Чем больше встреч между гражданами разных стран, тем больше понимания, тем меньше причин для международных конфликтов.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединённых Наций в 1948 г., есть статья 3. Она гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

Это норма юридическая, правовая . Но вместе с тем это и моральная норма . Когда речь идёт об очень важных для всех людей правилах, нормы права, выраженные в специальных законах , и моральные нормы совпадают. Важнее жизни на свете нет ничего.

Это становится особенно понятным, если вспомнить, что человек смертен. У жизни есть свой срок. Человек рождается, живёт, умирает. Таков всеобщий закон.



Людям несвойственно постоянно думать о смерти. Но и забывать о ней нельзя. Древние римляне призывали: «Мemento mori! – Помни о смерти!» Зачем? Оказывается, чтобы прожить жизнь достойно, по совести.

Философы считают: если человек забывает, что он живёт не вечно, его жизнь бывает легкомысленной и безответственной. Тот же, кто помнит о конечности своего земного пути, думает о времени подведения итогов, о смысле жизни , о том, что оправдывает пребывание человека в мире.

«Зачем я живу? – думает он. – Ради чего? Как должен я жить, чтобы моё существование наполнилось смыслом? Что оставлю я после себя? В чём смысл моей жизни?»

Одних эти раздумья приведут к интересным выводам. Другие, может быть, так и не найдут удовлетворяющих их ответов. Не беда. Главное, как прожить жизнь. Если вы живёте, поклоняясь доброте, красоте и справедливости, значит, ваша жизнь не бессмысленна.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему пошёл на смерть Януш Корчак? В чём он видел смысл своей жизни?

2. Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью?

3. Почему жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свой ответ.

4. В чём смысл римского призыва «Помни о смерти!»?

5*. Как можно обрести смысл жизни? В чём видите его вы?


Обсудите на уроке

Ю ноши, непочтительные к старшим, часто умирают преждевременно. Коль скоро они не ценят старость, зачем Небу давать им долгую жизнь (древнекитайская мудрость)?

Н ельзя заботиться одновременно и о душе своей, и о мирских благах. Если хочешь мирских благ, откажись от души; если хочешь уберечь свою душу, отрекись от мирских благ. Иначе ты будешь постоянно раздваиваться и не получишь ни того ни другого (Эпиктет, римский философ ).

Ж изнь истинная только в настоящем. То, что было, того уже нет, нет и того, что будет, – есть только то, что сейчас. И о том, чтобы сейчас жить хорошо, только об этом всеми силами души и надо стараться… Жизнь мы знаем и проживаем только эту. И потому все силы надо направить на то, чтобы всю эту жизнь – и не только всю эту жизнь, но и всякий час этой жизни прожить как можно лучше (Л. Н. Толстой ).

Л юди с великой и прекрасной душой всегда спокойны и довольны; люди, ничтожные духом, всем недовольны и печальны (маньчжурская пословица ).

Е сли жизнь благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни (Л. Н. Толстой ).


Дайте собственные определения

Долг. Смысл жизни.


Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте книги, статьи, посмотрите художественные и документальные фильмы о знаменитых людях, писателях, учёных и попытайтесь определить смысл их жизни.

«Кто доволен сам собой, тот не может прославиться».

«Кто хвастается, тот не может иметь заслуги».

Свой ответ аргументируйте.

3. Закончите следующие утверждения:

«Кто гонится за фальшивыми ценностями, тот не может…»

«Кто не замечает успехов других, тот не может…»

«Кто всегда критикует окружающее, тот не может…»

4*. Писатель Максим Горький утверждал: «Если враг не сдаётся, его уничтожают». Оцените эти слова с точки зрения представлений о ценности и смысле жизни.


Размышляем над пройденным

1. Что значит познать себя? Как вы это понимаете?

2*. Почему философов и писателей всегда волновал вопрос о смысле жизни? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

3. Почему некоторые люди не ценят свою жизнь, не следят за своим здоровьем, злоупотребляют алкоголем и курят?

4. Почему одни живут скучно, тоскливо, а другие интересно и весело? Что влияет на их разное восприятие жизни?


Проектная деятельность

В чём, по-вашему, состоит смысл жизни?


Словарь урока

Жизнь – во-первых, физиологическое существование человека от рождения до смерти; во-вторых, деятельность человека в обществе в целом во всех её проявлениях, в развитии и движении.

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наукаэтика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и .

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря и подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге .

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений ( , ) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

  • регулятивную;
  • оценочную;
  • воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.