Система арбитражных судов. Система арбитражных судов в рф

  • 11.Принцип диспозитивности в арбитражном процессе.
  • 12.Принцип доступности правосудия.
  • 13.Понятие и виды подведомственности.
  • 14.Критерии подведомственности. Критерии подведомственности дел арбитражным судам
  • Характер или предмет дела
  • Субъектный состав сторон
  • Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора
  • Спорность либо бесспорность права
  • Характер нормативного акта
  • 15.Понятие и виды подсудности.
  • Родовая подсудность
  • Территориальная подсудность
  • Общая подсудность
  • Альтернативная подсудность
  • Исключительная подсудность
  • Подсудность по связи дел
  • Договорная подсудность
  • 16.Субъекты арбитражного процессуального права.
  • 17.Суд как субъект арбитражного процесса.
  • Арбитражный суд как участник арбитражного процесса
  • Арбитражные заседатели
  • Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела:
  • 18.Стороны в арбитражном процессе, их права и обязанности. Стороны в арбитражном процессе
  • Процессуальные права и обязанности сторон
  • Замена ненадлежащего ответчика
  • 19.Третьи лица в арбитражном процессе, их права и обязанности.
  • Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
  • Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
  • 20.Участие прокурора в арбитражном процессе.
  • Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе
  • Формы участия прокурора в арбитражном процессе
  • 1) Путем обращения в суд:
  • 21.Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления в арбитражном процессе.
  • Защита публичных интересов
  • Защита прав и законных интересов других лиц
  • Порядок участия в арбитражном процессе
  • 22.Лица, содействующие правосудию, их права и обязанности.
  • Свидетели
  • Эксперты
  • Переводчики
  • 23.Представительство в арбитражном процессе. Понятие представительства
  • Виды представительства в арбитражном процессе
  • Законное представительство
  • Договорное представительство
  • 24.Понятие доказывания в арбитражном процессе.
  • Субъекты доказывания
  • Предмет доказывания
  • Процессуальная форма доказывания
  • 25.Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе.
  • 26.Понятие и виды доказательств.
  • Виды доказательств
  • 1) По характеру связи доказательств с обстоятельствами дела:
  • 3) По процессу формирования доказательства:
  • Необходимые доказательства
  • 27.Представление и истребование доказательств, раскрытие доказательств.
  • 28.Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств.
  • Относимость доказательств определяется:
  • 29.Основания освобождения от доказывания.
  • 30.Письменные доказательства; вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи.
  • Вещественные доказательства
  • 31.Объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение эксперта.
  • 32.Понятие и виды судебных расходов.
  • Виды арбитражных расходов
  • 35.Виды государственной пошлины, порядок ее расчета. Льготы по
  • Характерные черты государствен­ной пошлины:
  • Порядок уплаты государственной пошлины
  • 36.Распределение судебных расходов.
  • 37.Судебные штрафы в арбитражном процессе.
  • Признаки судебных штрафов:
  • 38.Судебные извещения в арбитражном процессе.
  • Порядок извещения
  • 39.Процессуальные сроки. Порядок восстановления и продления.
  • 40.Основания и порядок приостановления процессуальных сроков
  • 41.Понятие иска, элементы иска. Понятие иска
  • Элементы иска
  • 42.Виды исков.
  • Классификация исков по процессуально-правовому признаку
  • Материально-правовая классификация исков
  • 43.Процессуальные средства защиты ответчика против иска в арбитражном процессе.
  • 44.Обеспечительные меры: понятие и виды.
  • Классификация обеспечительных мер
  • 45.Предварительные обеспечительные меры.
  • 46.Форма и содержание искового заявления.
  • 47.Последствия несоблюдения требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления.
  • 48.Подготовка дела к судебному разбирательству: задачи и значение.
  • 49.Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.
  • 52.Примирительные процедуры.
  • 53.Понятие, значение и этапы судебного разбирательства.
  • 1. Судебное разбирательство – понятие, задачи, составные части.
  • 3. Вынесение и объявление решения – завершающий этап.
  • 54.Перерыв в судебном заседании. Отложение разбирательства дела.
  • 1) Обязательное:
  • 55.Формы окончания производства по делу без вынесения решения. 56.Основания прекращения производства по делу, процессуальные последствия.
  • Прекращение производства по делу
  • 57.Основания для оставления иска без рассмотрения, процессуальные последствия.
  • 58.Особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
  • Процессуальные особенности производства по делам из публичных правоотношений:
  • 59.Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов.
  • Характерные черты ненормативного правового акта:
  • Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными
  • Рассмотрение заявлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
  • 60.Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
  • 61.Особенности производства по делам упрощенного производства. Возбуждение дел в порядке упрощенного производства
  • Дела, подлежащие рассмотрению в порядке упрощенного производства
  • Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства:
  • Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства
  • 62.Особенности производства по делам о несостоятельности (банкротстве). Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе
  • Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде
  • 63.Особенности производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
  • Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  • 64.Особенности производства по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 66.Особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.
  • 67.Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • 69. Полномочия суда кассационной инстанции, его указания.
  • Пределы рассмотрения и полномочия суда по рассмотрению заявления о компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта.
  • Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам:
  • Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 311 апк рф):
  • Вопросы для подготовки к экзамену

      Система арбитражных судов Российской Федерации.

      Задачи судопроизводства в арбитражных судах.

      Понятие арбитражного процессуального права, соотношение с другими отраслями права.

      Стадии арбитражного процесса.

      Виды судопроизводств в арбитражном процессе, их характеристика.

      Источники арбитражного процессуального права.

      Система принципов арбитражного процессуального права.

      Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права.

      Судопроизводственные принципы арбитражного процессуального права.

      Принцип состязательности в арбитражном процессе.

      Принцип диспозитивности в арбитражном процессе.

      Принцип доступности правосудия.

      Понятие и виды подведомственности.

      Критерии подведомственности.

      Понятие и виды подсудности.

      Субъекты арбитражного процессуального права.

      Суд как субъект арбитражного процесса.

      Стороны в арбитражном процессе, их права и обязанности.

      Третьи лица в арбитражном процессе, их права и обязанности.

      Участие прокурора в арбитражном процессе.

      Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления в арбитражном процессе.

      Лица, содействующие правосудию, их права и обязанности.

      Представительство в арбитражном процессе.

      Понятие доказывания в арбитражном процессе.

      Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе.

      Понятие и виды доказательств.

      Представление и истребование доказательств, раскрытие доказательств.

      Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств.

      Основания освобождения от доказывания.

      Письменные доказательства; вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи.

      Объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение эксперта.

      Понятие и виды судебных расходов.

      Виды государственной пошлины, порядок ее расчета. Льготы по уплате государственной пошлины.

      Распределение судебных расходов.

      Судебные штрафы в арбитражном процессе.

      Судебные извещения в арбитражном процессе.

      Процессуальные сроки. Порядок восстановления и продления.

      Основания и порядок приостановления процессуальных сроков.

      Понятие иска, элементы иска.

      Виды исков.

      Процессуальные средства защиты ответчика против иска в арбитражном процессе.

      Обеспечительные меры: понятие и виды.

      Предварительные обеспечительные меры.

      Последствия несоблюдения требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления.

      Подготовка дела к судебному разбирательству: задачи и значение.

      Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.

      Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству.

      Предварительное судебное заседание.

      Примирительные процедуры.

      Понятие, значение и этапы судебного разбирательства.

      Перерыв в судебном заседании. Отложение разбирательства дела.

      Формы окончания производства по делу без вынесения решения.

      Основания прекращения производства по делу, процессуальные последствия.

      Основания для оставления иска без рассмотрения, процессуальные последствия.

      Особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

      Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов.

      Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

      Особенности производства по делам упрощенного производства.

      Особенности производства по делам о несостоятельности (банкротстве).

      Особенности производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

      Особенности производства по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

      Особенности рассмотрения дел по корпоративным спорам.

      Особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

      Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

      Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.

      Полномочия суда апелляционной инстанции.

      Производство в арбитражном суде кассационной инстанции. Пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

      Полномочия суда кассационной инстанции, его указания.

      Основания для пересмотра дела в порядке надзора.

      Пересмотр дел в порядке надзора (процедура).

      Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации: содержание, вступление в законную силу.

      Основания пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

      Порядок пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

      Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов.

      Меры принудительного исполнения.

      Участники исполнительного производства.

      Стороны в исполнительном производстве, их права и обязанности.

      Оспаривание решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

    1.Система арбитражных судов Российской Федерации.

    В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система.

    Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

    Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

    Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

      арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

      арбитражные апелляционные суды;

      арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

      специализированные арбитражные суды.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации БЫЛ.УПРАЗДНИЛИ В 2014 ГОДУ!

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

      Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

      Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

      судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

      судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

    В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

    рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

    3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

    5) изучает и обобщает судебную практику;

    6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    7) анализирует судебную статистику.

    В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

    Арбитражные апелляционные суды

    Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В полномочия арбитражного апелляционного суда входит:

    1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

    2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

    4) изучает и обобщает судебную практику;

    5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    6) анализирует судебную статистику.

    Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

    президиума арбитражного апелляционного суда;

    2. В составе арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

    Федеральные арбитражные суды округов

    Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    Арбитражный суд округа действует в составе:

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

    президиума арбитражного суда округа;

    судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

    судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:

    проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами , - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом ;

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 30.04.2010 N 3-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

    пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

    изучает и обобщает судебную практику;

    подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    анализирует судебную статистику;

    рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    Суд по интеллектуальным правам

    Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

    Состав Суда по интеллектуальным правам

    1. Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума.

    2. Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей.

    3. Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:

    1) президиумом - при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;

    2) коллегиальным составом судей - при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.

    Статья 43.4. Полномочия Суда по интеллектуальным правам

    1. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

    1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

    (в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

    2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

    об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

    об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

    об установлении патентообладателя;

    о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

    о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

    3. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

    1) дела, рассмотренные им по первой инстанции;

    2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

    4. Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

    5. Суд по интеллектуальным правам:

    1) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

    2) изучает и обобщает судебную практику;

    3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    4) анализирует судебную статистику.

    В соответствии со ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют четыре звена:

    • 1) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
    • 2) арбитражные апелляционные суды;
    • 3) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ);
    • 4) специализированные арбитражные суды.

    Прежде чем охарактеризовать инстанции в системе арбитражных судов, необходимо обратить внимание на специфику прохождения дела по ним. Система судов общей юрисдикции предполагает, что судебное дело рассматривается по первой инстанции, потом его движение возможно по инициативе лиц, участвующих в деле, в порядке либо кассационного, либо апелляционного производства. При этом если первая инстанция - суд низового звена (мировой или районный суд), то дело «замыкается» территориально в границах одного субъекта РФ (за редким исключением в сложносоставных субъектах Федерации).

    Система арбитражных судов выстроена по другим принципам. Во-первых, первое звено - уровень субъекта РФ. Арбитражные суды не создаются на уровне района (города). Во-вторых, практически только в системе арбитражных судов до конца проведен принцип несовпадения границ судебного округа и административно-территориального образования. Федеральные арбитражные суды округов своей юрисдикцией объединяют несколько субъектов РФ, такое же положение вещей с апелляционными судами. В-третьих, между инстанциями проводится четкое функциональное разделение. В системе судов общей юрисдикции, например, областной (краевой) суд может выступать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции. В системе арбитражных судов такого совмещения нет.

    Первоначально судебное дело рассматривается в арбитражном суде субъекта РФ. Это суд первой инстанции. В случае несогласия с вынесенным решением возможна подача апелляционной жалобы, которая будет рассматриваться арбитражным апелляционным судом. В последующем по инициативе лиц, участвующих в деле, при подаче кассационной жалобы дело рассматривается в федеральном арбитражном суде округа. Это - суд кассационной инстанции. Высшее звено - Верховный Суд РФ, который вправе рассматривать данное дело в порядке надзора. В первой инстанции рассматривается спор о праве, и суд его разрешает по существу. В апелляционной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного акта, не вступившего в законную силу, т.е. спорное правоотношение сторон пересматривается заново. Как указано в ст. 268 АПК РФ, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам повторно рассматривает дело. Объект кассационного обжалования - это вступившее в законную силу решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции . В процессе рассмотрения судебное

    дело проходит путь по ряду субъектов. Например, Архангельский областной арбитражный суд рассмотрел дело в качестве суда первой инстанции. Апелляционный арбитражный суд находится в Вологде. Кассационная инстанция - в Санкт-Петербурге. Такой порядок минимизирует влияние региональных властей на принятие того или иного решения. Следует отметить, что подобный опыт признается положительным и применимым по отношению к судам общей юрисдикции. Так, заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйков отмечает: «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в арбитражном процессе в значительно большей степени, чем в гражданском процессе, соответствует принципу правовой определенности, выработанному Европейским судом по правам человека» .

    В соответствии со ст. 34 ФКЗ об арбитражных судах в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Причем на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

    В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Основная функция арбитражного суда субъекта РФ - рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов.

    Президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Последние утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ. Президиум арбитражного суда субъекта РФ:

    • утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
    • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
    • рассматривает вопросы судебной практики.

    Президиум арбитражного суда субъекта РФ созывается председателем этого суда по мере необходимости. Кворум - простое большинство членов президиума.

    Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда. Судебные коллегии арбитражного суда субъекта РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

    От судебных коллегий следует отличать судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельной категории дел. Так, в Арбитражном суде г. Москвы в рамках коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, выделены судебные составы, рассматривающие споры:

    Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта РФ из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда.

    В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.» Далее после слов «отдаленных местностях» добавляем «, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ в отдельных местностях. В ФКЗ об арбитражных судах обозначено, что они созданы «в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях». Предложение о возможности рассмотрения арбитражных дел вне места постоянного пребывания суда было высказано в юридической литературе еще задолго до законодательной новеллы. Следует учитывать, что некоторые субъекты РФ по размерам своей территории сопоставимы с размером всего европейского континента. Присутствия создаются с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ в отдельных местностях. Это не самостоятельный суд (второй арбитражный суд субъекта РФ), присутствие образуется в составе арбитражного суда субъекта РФ и является его обособленным подразделением, осуществляет его полномочия. Это не филиал и не представительство арбитражного суда.

    Как было указано выше, в системе арбитражных судов создаются арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды округа. В их организации много общего. И тот и другой действуют в составе президиума и двух коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Федеральным законом могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Однако в составе арбитражного апелляционного суда по решению Федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места его постоянного пребывания.

    Состав президиума у обеих инстанций также одинаков: председатель суда, его заместители, председатели судебных составов и судьи. Последние утверждаются Федеральным законом по представлению председателя соответствующего суда. Полномочия президиумов судебных инстанций идентичны. Это утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопросов организации работы суда и вопросов судебной практики. Президиумы обоих судов созываются председателем соответствующего суда по мере необходимости. Кворум - наличие большинства членов президиума. Постановления президиума того и другого суда принимаются открытым голосованием большин-ством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

    Организация деятельности судебных коллегий апелляционной и кассационной инстанций также совпадает, четкие различия присутствуют только в объеме компетенции. Образуются судебные составы, возглавляемые председателем, утверждаемым президиумом данного суда сроком на три года (ст. 31 и 33.8 ФКЗ об арбитражных судах).

    Статьи 26 и 33.3 указанного Закона закрепляют полномочия арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда, общими из которых будут следующие:

    • пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;
    • обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;
    • изучают и обобщают судебную практику;
    • подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
    • анализируют судебную статистику.

    В то же время арбитражный апелляционный суд проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело. Арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами. Повторность рассмотрения дела в апелляционной инстанции обусловливает возможность представления дополнительных доказательств, что невозможно в кассационной. Кроме того, арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    В юридической литературе неоднократно подчеркивалась уникальность кассационной инстанции в системе арбитражных судов, ее схожесть в предмете пересмотра с надзорной. Одни авторы тем самым обосновывают необходимость ликвидации федеральных арбитражных судов округов, считая, что они только «удлиняют» процесс. Другие предлагают перенести опыт на систему судов общей юрисдикции.

    Статьи 32 и 33.9 ФКЗ об арбитражных судах закрепляют компетенцию председателя федерального арбитражного суда округа и председателя апелляционного арбитражного суда соответственно. Применительно к своей инстанции этот объем полномочий практически тождествен. Председатели:

    • а) организуют деятельность суда;
    • б) распределяют обязанности между своими заместителями;
    • в) формируют судебные составы;
    • г) созывают президиум, председательствуют на его заседаниях, а также выносят на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума;
    • См.: Маранц Ю.В.

    Экономические споры, то есть те, в которых участвуют различные хозяйствующие субъекты, в России могут разрешаться при содействии арбитражных судов. В чем заключается специфика их работы? Какие нормативные акты регулируют деятельность арбитражей?

    Задачи арбитражных судов

    Рассмотрим для начала то, какие задачи решает судебная система арбитражных судов РФ. Их специфика определена отдельным федеральным нормативным актом — АПК РФ. В соответствии с данным Кодексом, система арбитражных судов РФ решает задачи, связанные с разрешением, как мы отметили выше, экономических споров — тех, в которых участвуют хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, различные хозяйственные общества, иностранные компании.

    Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности об арбитражных судах. В перечень задач, которые решают рассматриваемые учреждения, входят:

    • защита прав и интересов лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государственных и муниципальных органов власти в сфере бизнеса;
    • обеспечение доступности арбитражного правосудия для различных хозяйствующих субъектов;
    • справедливое решение споров в рамках разумных сроков;
    • укрепление института права, законности, а также предупреждение правонарушений в области хозяйственной деятельности;
    • стимулирование уважительного отношения граждан и организаций к закону;
    • деятельности судов, стимулирование развития между хозяйствующими субъектами партнерских отношений;
    • общения.

    Нормативное регулирование системы арбитражных судов

    Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок определяется главным законом государства, а также:

    • ФКЗ «О судебной системе»;
    • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
    • АПК РФ;
    • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.

    АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

    Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

    Арбитражные суды как самостоятельный правовой институт

    В соответствии с отмеченным источником права, арбитражи являются федеральными судами. В систему соответствующих учреждений входят:

    • окружные арбитражные суды (они также являются кассационными);
    • апелляционные судебные учреждения;
    • суды первой инстанции субъектов РФ;
    • специализированные суды.

    Ранее самым высоким по рангу учреждением в рамках соответствующей системы являлся Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако в 2014 году законодатель осуществил реформу, по результатам которой функции ВАС РФ перешли в ведение Верховного суда РФ. Рассмотрим более подробно особенности данных изменений в регулирующих нормах права.

    Судебная реформа 2014 года

    Итак, в начале 2014 года законодателем были инициированы поправки:

    • в ФКЗ «О Верховном суде»;
    • в ФКЗ «О судебной системе».

    В соответствии с ними, как мы отметили выше, функции ВАС РФ после вступления соответствующих поправок в силу в августе 2014 года переходили в ведение ВС РФ. Был установлен особый порядок формирования состава судей в рамках ВС РФ, получившего новые полномочия.

    Данная реформа, в соответствии с которой Высший арбитражный суд Российской Федерации был фактически упразднен как самостоятельный институт права, вызвала довольно много критики. Как посчитали эксперты, те компетенции, которыми изначально обладал ВС РФ, не так просто перенести на уровень другого государственного института. В связи с этим, по мнению специалистов, может снизиться качество рассмотрения дел в рамках арбитражных процессов.

    Так или иначе, системы состоялась. Любой арбитражный суд РФ осуществляет свою деятельность с учетом того, что самые высокие полномочия при решении экономических споров сейчас имеет ВС РФ.

    Рассмотрим теперь особенности осуществления функций конкретными разновидностями арбитражных судов, которые обозначены нами выше: окружными, апелляционными, выполняющими роль учреждений первой инстанции, которые работают на уровне субъектов РФ, а также специализированными. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «О судебной системе».

    Окружные суды: особенности выполнения функций

    Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

    • апелляционный арбитражный суд;
    • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.

    При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

    Апелляционные суды

    Собственно, апелляционный арбитражный суд как самостоятельный правовой институт также присутствует в рамках соответствующей системы. Его полномочия опять же устанавливаются на уровне ФКЗ РФ. В пределах своей компетенции данные учреждения могут рассматривать дела по новым или вновь возникшим обстоятельствам.

    Арбитражи в субъектах РФ

    Примеры соответствующих учреждений — арбитражный суд края или области, которые формируют отдельный субъект РФ. Основные полномочия данных организаций связаны с осуществлением правосудия на уровне первой инстанции, а также по новым или вновь появившимся обстоятельствам.

    Субъектом РФ считается и Таким образом, есть арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга. Его функции и полномочия соответствуют учреждениям, о которых идет речь. Арбитражный суд Московской области будет осуществлять свою деятельность независимо от столичного. То же самое можно сказать о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Арбитражный суд Санкт-Петербурга решает споры, возникшие между хозяйствующим субъектами, которые ведут свою деятельность на территории города. Арбитраж в Ленинградской области будет рассматривать дела с участием фирм, представляющих соответствующий регион.

    Арбитражный суд области или иного типа субъекта РФ осуществляет свою деятельность в порядке, который, как и в случае с предыдущими учреждениями, определяется на уровне Федеральных конституционных законов.

    Еще один тип арбитражей — это специализированные суды. Они также имеют статус федеральных. Рассмотрим особенности их деятельности подробнее.

    Специализированные арбитражи

    Собственно, специализированные федеральные суды необязательно могут быть арбитражными. Вполне возможно, что они выполняют функции, связанные с рассмотрением административных и гражданских дел, которые в общем случае находятся в компетенции Однако при необходимости они могут выполнять функции специализированных арбитражей. Порядок их формирования, как и в случае с другими учреждениями, такими как окружной, апелляционный, арбитражный суд республики, края или области, определяется на уровне ФКЗ.

    Суд по интеллектуальным правам

    Пример специализированного арбитража — Суд по интеллектуальным правам. Данная организация рассматривает споры, связанные с реализацией прав. При этом одновременно имеет полномочия для осуществления правосудия на уровне первой, а также кассационной инстанций.

    Итак, мы рассмотрели основные сведения о системе арбитражных судов РФ, какие именно учреждения в ней представлены. Полезно будет изучить некоторые нюансы работы данной системы. В частности то, как назначаются судьи в арбитражах. Для этого вновь обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах», а также к дополняющим его правовым актам.

    Назначение судей в арбитражах

    Назначение председателей, их заместителей, а также судей во всех типах учреждений осуществляется в соответствии с положениями:

    • ФКЗ «О судебной системе»;
    • законом РФ «О статусе судей».

    Главное условие, при котором гражданин получает назначение в арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга, областной, краевой, окружной, — это получение согласия от квалификационной коллегии. В свою очередь, данный орган также принимает решения об освобождении судей от должности. При этом они могут обжаловаться в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

    Финансирование деятельности арбитражей

    Следующий аспект деятельности арбитражей, который мы изучим — финансирование. Оно осуществляется за счет федерального бюджета РФ. Финансирование судов осуществляется ВС РФ с учетом позиции Судебного департамента. Таким образом, обеспечение деятельности рассматриваемых учреждений осуществляется централизованно. Арбитражный суд Московской области, столицы, округа использует средства федерального бюджета.

    Численность и структура арбитражей

    Рассмотрим также то, каким образом законодательством РФ регулируется численность и структура рассматриваемых учреждений. Можно отметить, что соответствующие показатели устанавливаются бюджетным законодательством, поскольку, как мы отметили выше, деятельность арбитражей финансируется за счет государственного бюджета. При этом численность и структура конкретных судебных учреждений, таких как арбитражный суд Санкт-Петербурга, Москвы, области, края, определяются ВС РФ в пределах, установленных бюджетным законодательством.

    Аппарат арбитражного суда

    Еще один аспект деятельности рассматриваемых учреждений, который полезно будет изучить, — функционирование аппарата. Данный орган отвечает за организационное обеспечение работы арбитража. Руководит соответствующим аппаратом председатель конкретного арбитражного суда. Основные задачи, решаемые данным органом:

    • досудебный прием лиц, которые участвуют в спорах;
    • прием и выдача различных документов, осуществление их проверки;
    • содействие работе судей в рамках их подготовки к рассмотрению споров;
    • ведение учета различных дел;
    • исследование и обобщение формирующейся судебной практики;
    • подготовка различных предложений по внесению необходимых поправок в законодательство;
    • информационная, а также справочная работа;
    • статистический учет в рамках основной деятельности;
    • материально-техническое обеспечение учреждения;
    • организация исполнения изданных судом актов.

    Деятельность аппарата суда регулируется специальным положением. Утверждает его Судебный департамент при ВС РФ. В целях рассмотрения особых вопросов, которые возникают в рамках рассмотрения тех или иных дел, в его аппарате собирается группа советников, которые обладают необходимой квалификацией для решения поставленных задач. Общее количество сотрудников аппаратов рассматриваемых учреждений, не считая персонала, занимающегося охраной, обслуживанием зданий, ведением транспортного хозяйства, определяется бюджетным законодательством.

    Структура и численность аппарата арбитража устанавливаются председателем суда при условии согласования с Судебным департаментом в ВС РФ с учетом показателей, определенных на уровне бюджетного законодательства. Сотрудники аппарата суда могут иметь статус гражданских служащих. Их права и обязанности устанавливаются отдельными федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в целях оптимизации системы правового регулирования деятельности государственных служащих. Права и обязанности сотрудников аппарата суда, не имеющих статуса госслужащих, регулируются ТК РФ.

    Резюме

    Итак, мы изучили особенности системы арбитражных судов РФ. Таковые представлены 4 основными разновидностями: окружными, апелляционными, судами субъектов РФ, а также специализированными арбитражами.

    Деятельность соответствующих учреждений регулируется на уровне федерального законодательства. С 2014 года наибольшей компетентностью в арбитражной системе обладает Верховный суд РФ. Он же отвечает за формирование состава судей в конкретных учреждениях, в пределах тех показателей численности кадров, которые устанавливаются бюджетным законодательством. Оно, в свою очередь, определяет то, как будет финансироваться система арбитражных судов РФ.

    Рассматриваемые учреждения решают экономические споры с участием предпринимателей, хозяйственных обществ, органов власти. Организация деятельности арбитражей осуществляется учрежденным в них аппаратом.

    Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

    Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются , Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

    1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
    2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
    3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
    4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

    Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

    Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

    Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

    Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

    Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

    Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

    Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

    Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

    Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

    Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

    Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

    Арбитражный суд. Судебная практика: Видео

    И т.д. Однако, судя по поступающим вопросам, зачастую, посетители сайта, а, иногда, это юристы по арбитражным спорам , не имеют представления о базовых понятиях: что такое арбитражные суды, какие из них являются вышестоящими по отношению к другим и какими полномочиями они наделены. В этой статье я постараюсь раскрыть основы, как это принято называть, теории арбитражного суда.

    Арбитражные суды в РФ представляют из себя единую систему судов, определяемую Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации», а также ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно последнему, в России действует Высший Арбитражный Суд – ВАС РФ, десять федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов.

    Система арбитражных судов

    Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является органом судебной власти по рассмотрению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет в указанных федеральным законом случаях надзор за их деятельностью, дает разъяснения по судебной практике применения Закона (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

    ВАС РФ – это вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным федеральным судам (кассационным судам), апелляционным и арбитражным судам.

    Федеральный арбитражный окружной суд (федеральный кассационный суд, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа) в рамках своих полномочий рассматривает экономические и иные споры в качестве кассационной судебной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная инстанция является вышестоящей по отношению к апелляционной и суду первой инстанции.

    Апелляционный суд (по городу Москве – это Девятый арбитражный апелляционный суд) рассматривает не вступившие в законную силу решения арбитражного суда в качестве второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Соответственно, арбитражный суд субъекта РФ , например, Арбитражный суд города Москвы, является судом первой инстанции, рассматривающим подведомственные арбитражу споры.

    Арбитражный суд. Устройство

    Внутренняя структура арбитражного суда является его устройством. Высший Арбитражный Суд РФ имеет следующее устройство:

    • Пленум ВАС РФ
    • Президиум ВАС РФ
    • Судебная коллегия по рассмотрению гражданских и иных споров;
    • Судебная коллегия по административным спорам.

    Каждый арбитражный суд имеет свой аппарат, который осуществляет: прием входящих документов, содействие судьям при подготовке дел к судебным заседаниям, удостоверение копий судебных актов и их выдачу, рассылку документов, проверяет уплату гос. пошлины и другие полномочия. Внутренняя структура суда включает в себя канцелярию, экспедицию, судебные отделения (куда входят судьи, помощники, специалисты, секретари), судебные составы и их председателей, отдел судебных приставов и др.

    Функции арбитражных судов, задачи арбитражного судопроизводства

    В настоящее время арбитраж имеет две основные функции:

    1. рассмотрением подведомственных дел занимаются все арбитры
    2. изучение и обобщение судебной практики, подготовка и внесение законодательной инициативы – ВАС РФ

    Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет в виде Постановлений всем арбитражам порядок применения действующего законодательства. Совместно с Пленумом Верховного Суда РФ, он разрабатывает и принимает обязательные для всех судов постановления. Например, 01.06.1996 г. было принято постановление 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ», которое регулирует основы гражданских правоотношений и по настоящий момент.

    Президиум ВАС РФ, публикуя в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», издает Информационные письма, разъясняющие арбитражную судебную практику законодательного регулирования по различным направлениям.

    Общими задачами арбитражного судопроизводства, согласно АПК РФ, являются:

    • обеспечение защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также государственных и муниципальных образований
    • реализация доступности правосудия для вышеуказанных лиц
    • соответствующее закону судебное разбирательство в разумный срок беспристрастным и независимым судом.

    Судья арбитражного суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству. Исключение из этого правила составляют только научно-исследовательская и педагогическая деятельность.

    Также, судьи не вправе публично, где бы-то ни было, высказывать свое мнение относительно рассматриваемого спора. Полномочия судей не ограничены сроком и действуют до ухода судьи в отставку.

    Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

    Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.

    Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.

    Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.