Принцип всеобщность и естественность содержание. Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения. Виды естественных прав

Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения вытекает, прежде всего, из норм Конституции РФ, статья 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в статье 19, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудовой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пенсии), но и те, кто не работал (дети-сироты, инвалиды, лица преклонного возраста имеют право на социальную пенсию).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом право на пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами РФ.

Принцип всеобщности реализуется путем установления двух видов пенсий: трудовых и социальных. Другим примером развития данного принципа может служить система государственных пособий гражданам, имеющим детей. Еще одним выражением принципа всеобщности является предоставление социального обслуживания всем нуждающимся гражданам независимо от прошлой деятельности.

Принцип всеобщности проявляется и в праве на: медицинскую помощь и лечение; помощь в содержании и воспитании детей; помощь в период временной нетрудоспособности и т.п. Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

Таким образом, в целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются.



Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях - иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Принцип доступности социального обеспечения находит свое воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления, выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку - получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому- социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Критериями эффективности законодательства о социальном обеспечении могут быть:

Распространение его на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан;

Соблюдение принципов равноправия и справедливости;

Выполнение государством по отношению к гражданам взятых на себя обязательств;

Недопустимость снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий;

Гарантированность уровня жизни, соответствующего, по крайней мере, прожиточному минимуму.

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств (социальных рисков) получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности служит базой для реализации права на медицинскую помощь и лечение, на государственную помощь в содержании и воспитании детей.
Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
При анализе принципа всеобщности большое значение имеет вопрос о круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В советский период государственное социальное страхование распространялось только на рабочих и служащих, работавших по трудовому договору, и не охватывало лиц, выполнявших работы и услуги по гражданско-правовым договорам. Поэтому они не имели права на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными...и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».
Обязательное социальное страхование распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на соответствующие виды обязательного социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия. Лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут быть застрахованы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с указанным договором (ст.5 ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Граждане РФ, работающие за границей, могут добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и, таким образом, приобрести право на трудовую пенсию (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно.
В частности, федеральные законы от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не предусматривают возможности приостановления выплаты назначенной пенсии лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, что допускалось прежним законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П в стаж профессиональной деятельности должны засчитываться периоды педагогической, лечебной и творческой деятельности, проходившей не только в государственных или муниципальных учреждениях, как это установлено в ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и в частных организациях. Необходимые изменения должны быть внесены в Списки соответствующих учреждений (организаций).
Федеральным законом от 03.06.2006 г. №77 во исполнение Определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231 установлено право отцов инвалидов с детства, воспитавших их до восьмилетнего возраста без матери, на досрочное трудовую пенсию. Ранее такое право имели только матери.
Еще одним примером развития данного принципа может служить совершенствование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1995 г. право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет имеют не только матери, но и отцы, бабушки, дедушки и другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и подлежащие государственному социальному страхованию.
Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи
Порядок социального обеспечения неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах пенсий, пособий и услу г. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» право на пособие по безработице имеют и граждане, ранее не работавшие и впервые ищущие работу.

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг (ст. 39). В конституционной норме употреблена формулировка - «каждому гарантируется социальное обеспечение». Ее содержание означает, что право на социальное обеспечение не может ограничиваться, например, по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам дискриминационного характера, запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Временно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане также имеют право на социальное обеспечение, но основанием для этого являются соответствующие международные договоры. Беженцам предоставляются те виды социального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам»).
Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они предоставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом возраста и наличия трудового стажа установленной продолжительности.
Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услуги в централизованных внебюджетных фондах социального назначения. Эти фонды являются самостоятельными финансовокредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «внебюджетными».
Денежные средства фондов формируются, как уже было сказано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды пополняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фонды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физических и юридических лиц.
Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.
Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые договоры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.
В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачиваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболевания или по случаю потери кормильца, а также выполняет другие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным и др.
Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, государственных и общественных организаций, личные средства граждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохранения направляются для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здравоохранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного медицинского страхования за счет отчислений страхователей в территориальные фонды ОМС.
Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рождении ребенка. Из этих же средств выплачиваются пособия на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, из средств Фонда осуществляется частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, дотирование и финансирование лечебного (диетического) питания, внешкольное обслуживание детей и т. д.
Финансирование же пенсий и пособий для военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работников бюджетной сферы производится за счет средств бюджетов разного уровня. Из этих же бюджетов направляются средства на выплату пособий студентам и лицам с доходами ниже прожиточного минимума.
Дифференциация условий и уровня социального обеспечения заключается в применении специальных норм, устанавливающих дополнительные права по социальному обеспечению для отдельных категорий граждан, которые не имеют возможность реализовать общую для всех правовую норму или имеют особые заслуги перед государством.
Так, дифференциация необходима для выравнивания материального положения отдельных групп граждан, нуждающихся в дополнительной социальной защите (например, лиц, чьи доходы ниже прожиточного минимума).
Дифференциация также способствует восстановлению полноценного общественного статуса социально незащищенных групп населения (например, инвалидов).
Что касается предоставления льгот, то их получателями являются пенсионеры, ветераны, инвалиды I и II групп, Герои СССР и РФ, участники Великой Отечественной войны, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др. Основанием для льгот являются специальные нормы, предусмотренные отдельными законами.
Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступлении всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудового увечья, потери кормильца, накопления определенного трудового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуждаемости и т. д.
Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государственные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подобные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.

ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Рубрика (тематическая категория) Политика

1. Современные представления о правах человека.

2. Структура прав человека.

1. В современной политической литературе можно выделить несколько подходов (парадигм) к изучению прав и свобод человека. Основными среди них являются: либерально-консервативный, или естественно-исторический, коммунитаристский и теоцентрический, или исламский.

Представители либерально-консервативной парадигмы (Бентам, Гоббс, Локк, Монтескье и др.) трактуют права человека в качестве естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого существования. Естественность прав воспринимается как их принадлежность человеку от рождения; неотъемлемость - как неправомерность их отчуждения; священность - как уважение и почитание прав человека.

В либерально-консервативной парадигме права и свободы человека являются высшей ценностью и основной целью государства. Оно обязано не только их признавать и уважать, но и принимать всœе меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление прав своих граждан. При этом либералы и консерваторы разошлись в вопросœе объёма властных полномочий государства. Либералы считали, что человек по своей природе существо разумное и ответственное. По этой причине государство не должно ограничивать его личные и политические права. В отличие от либералов консерваторы исходили из положения, что человек по природе своей, напротив - существо ограниченное и порочное. По этой причине содержание прав и свобод человека, их объём, способы реализации определяются государством.

Вторая парадигма прав и свобод человека - коммунитаристская. Её основные идеи, отражающие стремление всœех людей к благополучию, социальному равенству и социальной справедливости, зародились ещё в античные времена. В целостное научно обоснованное учение коммунитаризм складывается в 40-е гᴦ. XIX в., как реакция угнетённых слоёв общества и их идеологов на негативные проявления капиталистического способа производства.

Исторически сложились различные формы коммунитаризма: марксизм, позитивизм, анархизм и др.
Размещено на реф.рф
Все они имеют как общие черты, так и существенные различия. Среди общих черт следует назвать: стремление коммунитаристов радикально преобразовать общество в интересах трудящихся масс; осуществить принципы социального равенства и социальной справедливости; приверженность коммунитаристов общинным, коллективистским формам организации всœех сфер жизнедеятельности общества и др.
Размещено на реф.рф
Коммунитаристы, в отличие от либералов, приоритет отдают не правам индивида, а правам сообществ (группы, объединœения, классы, нации, государство).

Третья парадигма прав и свобод человека - теоцентрическая, или исламская. Её авторы - мусульманские политики, учёные, религиозные деятели. Представители этой парадигмы считают, что ключевой конфликт между Западом и исламским миром состоит в разном подходе к проблеме природы и содержания прав человека. Западная точка зрения основана на антропоцентричности прав человека, предполагающей, что индивид от рождения обладает правами. При этом она чужда исламской религиозной традиции и идеологии. Вот почему отдельные мусульманские страны по-прежнему продолжают оспаривать стандарты в области прав человека, признанные Организацией Объединённых Наций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исламский подход к правам и свободам человека, их принципам отличается от подхода, закреплённого в международных документах. С другой стороны, в серединœе ХХ в. наметилось сближение ранее отчётливо противостоящих между собой либерализма, консерватизма и коммунитаризма.

2. В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации можно выделить три волны или поколения. Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII-XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и прежде всœего отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к серединœе ХХ в. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны в первую очередь гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, ᴛ.ᴇ. трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности. Но в данном заинтересованы и другие слои населœения.

Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половинœе ХХ в. и было обусловлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем современности, подъёмом освободительного движения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т.д.

Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всœеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее время касаются всœех групп населœения и всœех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества принято выделять три основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные) и социально-экономические и культурные. Οʜᴎ образуют единое целое, ибо человек должна быть свободен только тогда, когда он защищён и от репрессий и от нищеты.

Гражданские права. Своеобразие этих прав состоит по сути в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права формулируются в конституциях государств и конкретизируются в текущем законодательстве. В структуре гражданских прав основными являются:

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: "Каждый человек вправе на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". В Пакте о гражданских и политических правах (ст.6) сказано: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не должна быть произвольно лишён жизни". Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 ᴦ.), государства должны принять всœе необходимые меры, чтобы отменить смертную казнь. Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе.

Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. В то же время одно из актуальнейших с точки зрения его обеспечения, так как ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телœефонных переговоров и телœеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст.23) записано: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и вправе на защиту со стороны общества и государства". В соответствии с Пактом "государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всœех детей". Законы государства обязаны регулировать взаимоотношения между родителями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителœей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами. Вместе с тем, важно строго соблюдать принцип воссоединœения семей.

Право на свободу убеждений и совести. Демократическое сознание включает уважение к людям с другим мнением и желание самому разобраться во всём. В уголовном кодексе и других законах любой страны должно быть чётко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно содержать два базовых положения: свободу религиозных убеждений и возможность не принимать во внимание религиозные догматы.

Право на честь и достоинство. Уважение прав человека в обществе неотделимо от признания права на честь и достоинство. Достоинство личности - это не только внутреннее осознание своей социальной значимости, но и общественное признание её ценности. По этой причине достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством.

К гражданским (личным) правам, кроме базовых, также относятся и процедурные права: право на гражданство, право на презумпцию невиновности, право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела, право на восстановление в правах.

Политические права и свободы. Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции 1952 ᴦ. о политических правах женщин, а также в Международной конвенции о ликвидации всœех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают право каждого человека на участие в решении государственных и общественных проблем.

Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права значительную роль играют выборы и "избирательное право", а также характер и сущность избирательной системы.

Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации, которые являются неотъемлемым звеном политической системы. Это профсоюзные и молодёжные организации, клубы избирателœей и др.
Размещено на реф.рф
И хотя участие в политической жизни не является главным для них, игнорирование политических вопросов невозможно. В этом смысле право на создание общественных организаций и участие в их работе есть политическое право.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными среди них являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.

Свобода слова. Речь в данном случае идёт о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, выражать и отстаивать собственные убеждения. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, ᴛ.ᴇ. со свободой прессы.

Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: каждый человек вправе на свободу убеждений, на свободное выражение их. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.19) также признано право каждого человека свободно "искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору". Государства-участники пакта обязаны создать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в пакте подчёркивается, что свобода информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, в случае если они установлены в законодательном порядке и вызваны крайне важно стью обеспечения прав и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка или нравственности населœения.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Ядро этих свобод - право всœех граждан на всœеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всœем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает также свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них избрать - решают сами граждане. Для обеспечения доступности данного права для всœех крайне важно закрепить эту свободу в конституциях стран, издать законодательные акты, устанавливающие порядок и условия пользования правом на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Экономические, социальные и культурные права. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека, без их обеспечения традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают свой смысл. При этом к осознанию этого мировое сообщество пришло лишь в ХХ в. До этого экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт развития гражданских прав.

ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" 2017, 2018.

1 . Всеобщность и универсальность прав человека.

2. Диалектика прав человека

1.ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА .

Мы уже рассматривали структуру ПЧ и отмечали, что в широком смысле они включают обширный комплекс видов прав и свобод. ПЧ носят всеобщий универсальный характер, что выражается в принципе «все права для всех». Эта всеобщность и универсальность проявляются в основных принципах ПЧ:

Принцип гуманизма

Принцип свободы и ответственности граждан;

Равенство и равноправие.

В основе принципа гуманизма лежит идея о ценности человеческой жизни и личности, ее свободе и борьбе за ее права, защита ее достоинства. В наше время международное сообщество обеспокоено нарушением этого принципа, ООН и ее институты (типа ЮЕКСКО) руководствуются этим принципом в своей деятельности, что отражается в документах, принимаемых ими в области ПЧ.

Второй всеобщий принцип ПЧ - свободы и ответственности граждан - в своей трактовке прошел непростую эволюцию, будучи тесно связан с развитием общества, типов и форм гос. Устройства, с развитием самой человеческой личности. Проблема свободы человека и ее степени - это главный критерий цивилизованности, культурности и развития общества. Еще Кант говорил, что процесс развития человеческой свободы противоречив, ему присущи антагонизмы, сама природа человека несовершенна, несовершенны и созданные им общество и государство, что и затрудняет достижение свободы. Он считал, что свобода недостижима без развития людей, она обусловлена природными и социально-экономическими факторами, которые надо рассматривать в историческом и географическом контексте. В странах, где царят бедность и произвол властей, больше препятствий на пути достижения свободы.

Свободный человек принимает решения по своей воле. Но насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуется со свободой других людей, групповыми и общественными интересами? Свобода и ответственность личности становятся двумя взаимообусловливающими характеристиками ее бытия. В любом государстве личность в своей деятельности должна считаться с обязанностями, определенными законом, не должна причинять ущерб государству, обществу, другим людям. Настоящая свобода несовместима с безответственностью и вседозволенностью. Здесь уместно вспомнить девиз демократии: "Разрешено все, что не запрещено законом". Он означает не только законопослушание. Люди должны ориентироваться и на неписаные законы морали. Наиболее ясно выражены морально - нравственные нормы в предписаниях религии. Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный выбор. В правовом государстве законодательство не должно противоречить требованиям морали. По этому важен от бор и приход во власть ответственных людей, которые не стали бы наносить своими действиями ущерб и своему народу, и безопасности соседей, и миру в целом в целом. В контексте ПЧ к концу ХХ в. развилась система международной и политической ответственности высшей власти государства перед мировым сообществом и представляющими его международными организациями (СБ ООН, международный суд, Европейский суд по ПЧ и др.) за действия, наносящие ущерб миру и безопасности народов или понимаемые как преступления против человечества.

И, наконец, следует упомянуть и третий - универсальный принцип - равенства и равноправия. Все конституции стран Европы и Северной Америки предусматривают этот принцип, провозглашенный еще Декларацией прав человека и гражданина 1789г. ("Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). Но проблемой остается гарантия этих прав. Само их содержание изменилось в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими, и социально- экономических прав. Здесь важно, чтобы свобода одних не нарушала социальную защищенность других.

Необходимо еще раз вспомнить структуру ПЧ и входящие в нее виды ПЧ: гражданские (как фундаментальную основу жизнедеятельности людей), политические, экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы, и подчеркнуть, что они взаимосвязаны и неделимы, т.е. носят всеобщий и универсальный характер. И формирование в последние десятилетия "после 2-ой мировой войны" третьего поколения ПЧ - права на мир, справедливый мировой порядок, безопасность, экологически чистую окружающую среду, на приобщение к современным достижениям науки, культуры и образования - лишь дополняет эту всеобщность и универсальность ПЧ. Ведь субъектами ПЧ выступают и отдельные личности, и социальные группы, и какие-либо социальные общности, и народы, и нации, и обще социальный субъект (государство). Поэтому нарушение ПЧ - это препятствие всестороннему развитию личности и общества, угроза миру и социальному прогрессу, что доказывает их всеобщность и универсальность.