Кто может получать социальную помощь. Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена? Социальная помощь переселенцам

(англ. state social assistance) - в РФ предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров (ст. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи»**). Г.с.п. может быть оказана в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий, компенсаций и др.) и в виде натуральной помощи (предоставления топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и др.).

Правовые и организационные оказания Г.с.п. малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены ФЗ «О государственной социальной помощи». При этом отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством РФ, не являются предметом регулирования указанного федерального закона. Законодательство о Г.с.п., помимо указанного федерального закона, включает также ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»**, ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»**, др. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Г.с.п. оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; адресного и рационального использования бюджетных средств. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи утвержден постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 г. № 152.

Источниками оказания Г.с.п. являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов на оказание Г.с.п. такие средства выделяются субъектам РФ и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ. Г.с.п. может оказываться единовременно или на период не менее 3-х месяцев.

Получателями Г.с.п. могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Если в субъекте РФ не установлены указанные величины, то используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ.

Г.с.п. назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на основании письменного заявления гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, письменного заявления опекуна, попечителя, др. законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены дополнительной проверкой (комиссионным обследованием), проводимой органом социальной защиты самостоятельно. Организации несут за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Уведомление о назначении Г.с.п. или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный должен дать в указанный срок предварительный с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении Г.с.п. Такой отказ заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в .

Основания для прекращения оказания Г.с.п. и ее размер определяются по правилам ст. 10 и 11 ФЗ «О государственной социальной помощи».


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Государственная социальная помощь" в других словарях:

    Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно… … Официальная терминология

    государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров; Источник: Рекомендации: Рекомендации по проектированию … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Государственная социальная помощь - (англ. state social assistance) в РФ предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно… … Юридическая энциклопедия

    Социальная помощь Энциклопедия права

    См. Государственная социальная помощь … Большой юридический словарь

1. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

1.1. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством .

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Особенность социальной помощи состоит в том, что она оказывается вне зависимости от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства государственных бюджетов: федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким образом, в отличие от пенсий, пособий и других видов обеспечения по обязательному социальному , выплата которых производится из социальных внебюджетных фондов (ПФ России, ФСС РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования), финансирование государственной социальной помощи происходит только за счет бюджетных источников.

Получателями государственной социальной помощи могут быть :

Во-первых, граждане, имеющие заслуги перед обществом, а также лица, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья (они имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг);

Во-вторых, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (они имеют право на получение помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи).

Таким образом, оказание государственной социальной помощи может осуществляться в следующих видах :

— социальные услуги;

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

— натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и т. п.).

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде социальных услуг

В соответствии со ст. 6.1 Закона о государственной социальной помощи право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан :

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленин-Фада»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемых указанным категориям граждан социальных услуг включаются две социальные услуги :

— во-первых, дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

— и во-вторых, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в рамках предоставления социальных услуг, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства с даты установления ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом о монетизации льгот и другими законодательными актами. Учет соответствующих категорий граждан ведется ПФ России и его территориальными органами.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Если же гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных, периодом предоставления ему этих услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Следует отметить, что гражданин, имеющий право на получение в соответствии с законом социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФ России, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. При этом допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения отдельных социальных услуг, предусмотренных законодательством. В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается Минздравсоцразвития России.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Данный регистр ведется ПФ России в порядке, установленном приказами Минздравсоцразвития России № 195 и № 3172.

На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг:

— на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи;

— на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), должно производиться в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной них), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Правила финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ № 864.

За предоставлением набора социальных услуг, предусмотренных Законом о государственной социальной помощи, кроме указанных выше категорий граждан, имеют право обратиться также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Порядок обращения этих лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством РФ. При этом плата за предоставление «чернобыльцам» набора социальных услуг не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Условия и порядок оказания государственной социальной помощи. Получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Федерации могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Потребительская корзина в целом по России устанавливается Законом о потребительской корзине в целом по РФ, в субъектах РФ — законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В целом по Российской Федерации она устанавливается Правительством РФ, а в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ. Пока таких законов не принято, в субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, определенном органами исполнительной власти.

Если в субъекте РФ величины прожиточных минимумов не установлены, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством России.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8 Закона о государственной социальной помощи такая помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта РФ, назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем гражданину (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной зашиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом.

В соответствии с Законом о порядке учета доходов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем, на основании сведений, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Расчет производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

При расчете дохода учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен постановлением Правительства РФ № 512. При этом доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. Однако при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военно-служащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной зашиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период незаконного оказания помощи.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Так, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга размер государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Санкт-Петербурге, и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина исходя из объема ассигнований, предусмотренных на поддержку малоимущих граждан в бюджете Санкт-Петербурга на текущий финансовый год. Указанный размер социальной помощи определяется ежеквартально распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения.

Виды оказания социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ. Если исходить из условий предоставления государственной социальной помощи, рассмотренных выше, можно считать, что в настоящее время наиболее распространенными видами оказания такой помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ являются выплата ежемесячного пособия на ребенка и предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ежемесячное пособие на ребенка. Относится к числу государственных пособий гражданам, имеющим детей. Размер, порядок назначения и выплаты данного пособия устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Так, в соответствии с Областным законом Ленинградской области № 183-оз «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка, до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области. Выплаты ежемесячного пособия на ребенка, а также расходы на их доставку и пересылку производятся за счет средств областного бюджета Ленинградской области.

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка производится органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. Однако данное пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Для определения размера ежемесячного пособия на ребенка используется величина прожиточного минимума на детей, установленная в Ленинградской области, за второй квартал года, предшествующего оплачиваемому году.

При этом размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

— на ребенка в возрасте до трех лет — 5% прожиточного минимума;

— на ребенка в возрасте от трех до семи лет — 4% прожиточного минимума;

— на ребенка в возрасте от семи до 16 лет (18 лет) — 3% прожиточного минимума.

Размер пособия увеличивается :

— на 100% — на детей одиноких матерей;

— на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Указанный размер пособия (с учетом увеличения) на третьего и последующих детей из многодетной семьи увеличивается на 3% прожиточного минимума.

Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца обращения в орган социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. Для подтверждения права на дальнейшее получение ежемесячного пособия его получатели один раз в год представляют в орган социальной зашиты населения по месту жительства семей с детьми справки о доходах членов семьи (либо их отсутствии). При отсутствии необходимых сведений выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается, а по истечении трех месяцев, если сведения о доходах представлены не были, прекращается.

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области, утверждено постановлением Правительства Ленинградской области №311.

В соответствии с Законом о социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге к пособиям по государственной социальной помощи могут быть отнесены :

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до одного года на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания;

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от одного года до двух лет на приобретение специальных молочных продуктов детского питания;

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от двух лет до момента поступления в первый класс образовательного учреждения (но не старше восьми лет), реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на приобретение товаров детского ассортимента и оказание услуг (пособие на ребенка дошкольного возраста);

— ежемесячное пособие на ребенка с момента поступления в первый класс и до окончания образовательного учреждения (но не старше 18 лет), реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и оказание услуг (пособие на ребенка школьного возраста).

В частности, право на пособие на ребенка в возрасте от одного года до двух лет имеет один из родителей (законных представителей), если :

— среднедушевой доход семьи ниже величины среднего прожиточного минимума в Санкт-Петербурге;

— ребенок имеет медицинские показания к обеспечению специальными молочными продуктами (независимо от среднедушевого дохода семьи).

Пособие назначается по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге.

Право на пособие на ребенка школьного возраста имеет один из родителей (законных представителей), если среднедушевой доход семьи ниже величины среднего на душу населения прожиточного минимума в Санкт-Петербурге.

Пособие назначается по заявлению обладателя права в размере 0,04 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге. При наличии в семье двух и более детей школьного возраста пособие на ребенка школьного возраста назначается на каждого ребенка. Для детей из неполных семей размер пособия на ребенка школьного возраста увеличивается на 100%.

Для расчета размера пособия на ребенка используется величина прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, предшествующего обращению.

Все указанные пособия перечисляются на пластиковую карту родителя (законного представителя), указанного в заявлении.

Порядок предоставления пособий на детей определен постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 2086.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Предоставляются гражданам РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 4442. На их основе органами государственной власти субъектов Федерации издаются нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий на их территории с учетом социально-экономического развития региона.

Основными факторами, влияющими на назначение и размер субсидий, являются размер среднедушевого дохода семьи по отношению к величине прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ, и федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе (в настоящее время составляет 22%).

В случае если жилищные субсидии предоставляются лицам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то субсидии являются одним из видов социальной помощи.

Если же субсидии предоставляются тем гражданам, чьи расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе превышают указанный федеральный стандарт, но при этом они имеют доход выше уровня прожиточного минимума, то они будут являться мерой их социальной поддержки. От этого зависит, в первую очередь, порядок расчета размера субсидии, поскольку порядок ее назначения одинаков.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг назначаются гражданам решениями органов , органов государственной власти г. Москвы и г. Санкт-Петербурга или уполномоченными ими учреждениями, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в течение 10 дней со дня предоставления необходимых документов.

Субсидии предоставляются следующим категориям граждан и зарегистрированным вместе с ними по месту постоянного жительства членам их семей :

а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;

б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;

в) члену жилищного, жилищно-строительного ;

г) собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;

д) лицу, проживающему в общежитии, относящемуся к жилищному фонду независимо от формы собственности.

Права на получение субсидий не имеют граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими или юридическими лицами) частного жилого фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений.

Порядок и условия предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Для получения субсидий заявители или лица, уполномоченные ими, должны представить необходимые документы в уполномоченный орган по месту постоянного жительства. Они так же обязаны сообщать в уполномоченный орган о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления субсидии и ее размера.

Обязанность представления сведений об изменении доходов возникает в отношении :

а) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход выше прожиточного минимума, — если этот доход увеличился более, чем на 20%;

б) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, — если этот доход увеличился до величины, равной или превышающей прожиточный минимум.

Субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев, а само начисление субсидии производится помесячно.

При определении условий предоставления гражданину права на получение субсидии к ее размера учитываются :

Назад | |

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием "О государственной социальной помощи". Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейший принцип соцзащиты

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Характерные особенности социальной помощи

Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия - целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация - это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

Денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

Натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Социальное пособие

Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия

Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.

Компенсация

Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.

Социальная помощь в натуральном виде

Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.

Гуманитарная помощь

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

Социальная защита детей

Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:

В среде обитания ребенка;

В сфере образования;

В сфере семейных отношений.

Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.

Социальная защита семьи

Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).

Государственная помощь инвалидам

В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.

1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.

2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.

Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.

Социальные услуги инвалидам

Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:

Покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;

Помощь в правовых и юридических вопросах;

Сопровождение их в медицинские учреждения;

Уборка квартиры;

Помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;

Оказание ритуальных услуг.

Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.

Государственная помощь пожилым

В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

Помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

Стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

Полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

Срочная помощь разового характера;

Социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

Помощь пожилым на дому

Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.

Отделения дневного пребывания

Еще одна форма помощи - отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники - в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.

Социальная помощь подразумевает какие-либо материальные выплаты и другую финансовую поддержку некоторым слоям населения. Также поддержка может проявляться и в натуральном виде (продукты, транспортные средства для инвалидов, средства личной гигиены и прочие).

Существует натуральная форма социальной поддержки, она подразумевает выделение гражданам не денег, а необходимых для жизни вещей (продуктов или одежды, лекарств). К выделению подобной помощи администрация вынуждена прибегнуть в случае нехватки денег в бюджете.

Соцпомощь может быть в виде гуманитарной формы. Эта форма подразумевает предоставление воды, продуктов, медицинских препаратов. Обусловлена такая помощь тяжелой ситуацией граждан на региональном уровне или на уровне страны. Она может поступать как из органов РФ, так и из других стран.

Виды государственной социальной помощи подразделяются на несколько категорий:

  • социальное пособие;
  • субсидии;
  • компенсации.

Социальное пособие

Социальные пособия – деньги, перечисляющиеся людям по обоснованным причинам из бюджета региона. Сумма, получаемая на этом основании, является безвозмездной. При этом люди, получившие пособия, имеют право распорядиться ими по своему усмотрению без какой-либо отчетности.

Поскольку в законодательстве не указана конкретная сумма пособия, а лишь максимальное ее значение, то размер выплаты может быть разным. Каждый регион устанавливает свои суммы выплат.

Субсидия

Субсидия отличается от пособия тем, что она выделяется на конкретное направление. По своему желанию люди уже не смогут потратить выделенные денежные средства, т.к. деньги поступают не гражданам, а на счет организации согласно договору.

Компенсация

Возврат денег за уже оплаченную услугу. Т.е. гражданин, оформивший компенсацию за коммунальные услуги, оплачивает их в полном размере, а в течение месяца какая-то сумма ему возвращается на указанный счет.

Выделение денег на этот вид соцпомощи конкретно определен в законодательстве, завышать или занижать определенную сумму в отдельно взятом регионе не могут, иначе это будет считаться нарушением закона.

Кому положена социальная помощь?

Многие полагают, что соцпомощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена соцпомощь, можно обратиться к закону РФ. Опираясь на него, можно сделать вывод, что соцподдержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.

На помощь от Государства могут рассчитывать:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалиды войны;
  • ветераны боевых действий (конкретнее прописано в Федеральном законе «О ветеранах»);
  • определенные лица, имеющие прямое отношение к Великой Отечественной Войне, а также члены их семей;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • малоимущие граждане и семьи.

Виды государственной помощи больше всего развиты в плане соцзащиты детей, семьи, пожилых людей и инвалидов.

Социальная защита детей

Такая защита направлена на создание оптимальных условий для ребенка в среде обитания, в сфере его образования и семейных отношениях.

Современная жизнь позволяет ребенку чувствовать себя защищенным во многих отношениях, благодаря законодательству. Гарантии, которые предоставляет Государство всем детям:

  • бесплатная медицинская помощь (профилактика, обследования, лечение);
  • бесплатное образование в школе и школьных кружках;
  • бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • трудоустройство с 15 лет (в трудовом кодексе перечислены часы, условия труда и оплата для несовершеннолетних);
  • в случае сложной жизненной ситуации, существует помощь в реабилитации и адаптации ребенка к нормальной жизни.

Полный список прав детей можно найти в Семейном Кодексе.

Государство заинтересовано в том, чтобы вырастить каждое поколение здоровым, образованным и подготовленным к жизни. Ведь новое поколение – продолжение страны.

Социальная защита семьи

Социальное государство делает акцент больше всего в направлениях:

  • выплаты за рождение ребенка (детей), его (их) содержание и воспитание;
  • льготы семьям, воспитывающих детей, касающиеся медицины, налогов и жилищных критериев;
  • обслуживание семей с детьми узкими специалистами при необходимости (возможна помощь психолога, консультация юриста и решение других вопросов);
  • помощь в натуральном виде (продукты, вода, медицинские препараты и т.д.).

Помощь инвалидам

После оформления всех документов человек-инвалид (вне зависимости от возраста) получает государственную пенсию.
Виды оказания государственной социальной помощи в виде пенсий:

  1. Трудовая по инвалидности. Выплачивается в том случае, если человек в своей жизни официально проработал какой-то срок (даже один рабочий день по трудовой книжке также будет учитываться), после чего получил инвалидность.
  2. Государственная по инвалидности. Эту пенсию получают инвалиды, имеющие отношение к ВОВ, космонавты, жертвы техногенных катастроф.
  3. Социальная по инвалидности. Инвалиды 1-3 групп и дети-инвалиды получают именно эту разновидность пенсии.

Российское законодательство помогает в бесплатной выдаче необходимых лекарственных средств, а также в предоставлении санитарно-курортного лечения. Но здесь есть свой нюанс: безработные инвалиды третьей группы оплачивают оговоренную часть стоимости медикаментов, назначенных врачом.

Одиноким инвалидам или инвалидам с минимальным доходом, могут предложить и такие услуги: уборка квартиры, поход за продуктами, помощь в юридических аспектах и многое другое. Социальная помощь, оказываемая инвалидам, предоставляется бесплатно или она оплачивается частично человеком, получающим услуги.

Помощь пожилым людям

Наиболее социально-уязвимыми в нашей стране являются пожилые люди, особенно одинокие, поэтому Государство не оставляет без внимания этот слой населения.

Господдержка для пожилого человека будет заключаться в уборке, готовке, походах в магазин или в аптеку, помощи в стационаре госучреждения, необходимой разовой помощи, при надобности в адаптации в обществе и во многих других вопросах.

Для удобства в некоторых регионах функционируют специальные центры, выявляющие подобную группу пожилых людей, оказывающие услуги оформления документов на получение социальной помощи и оказании поддержки пожилым людям.

Что требуется для получения социальной помощи?

Перед людьми, попавшими в сложную ситуацию, стоит вопрос, как получить социальную помощь. Чтобы получить поддержку такого характера в РФ, необходимо собрать документы, которые подтверждают состав семьи, документы о доходах семьи, приложить заявление на получение помощи от Государства.

В соцзащите принимают письменное заявление, указывают список необходимых документов, которые требуется донести (т.к. для каждой причины установлен свой комплект документов). Далее представитель соцзащиты имеет право проверить данные, т.е. провести дополнительную проверку бумаг, предоставленных для получения помощи. В случае если гражданин предоставил ложную информацию или скрыл от органов что-то важное, органы власти оставляют за собой право вынести отрицательное решение.

Господдержка может быть отклонена или же прекращена по другим причинам:

  • доход семьи (гражданина) стал соответствовать прожиточному минимуму или превысил его;
  • гражданин, получавший выплаты, получил наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • смерть человека, получавшего социальную помощь.

Об изменениях, касающихся основанием выплат или их размера, гражданин обязан сообщить в ближайшие 14 дней со дня произошедших изменений. В таком случае при увеличении дохода, изменении состава семьи необходимо обратиться в соцзащиту.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи

Для получения законодательством права на соцподдержку требуется обратиться в соцзащиту своего региона или МФЦ. Чаще всего эти госучреждения имеют готовый список необходимых документов, который при обращении гражданина выдается на руки. В этих органах необходимо составить письменное заявление на предоставление социальной помощи, в обязательном порядке указав основания для осуществления выплаты.

Соцзащита в течение 10 дней рассматривает заявление и составляет письменный ответ о решении. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным, последнее обязано быть четко аргументированным в письме.

Если необходима дополнительная проверка данных, то ответ гражданину дается в не позднее 30 дней со дня обращения. Но предупреждение граждан о продлении срока входит в обязательное действие сотрудников.

В случае отказа в поддержке от Государства и несогласия обращающегося с решением органов соцзащиты, гражданин может обратиться в суд или в управление социальной защиты.

Размеры выплат

Размеры выплат в каждом регионе устанавливаются индивидуально, исходя из некоторых критериев субъекта.

Одним из важных показателей при определении суммы выплаты будет являться прожиточный минимум в регионе. Также немаловажно учитывать и основной бюджет, из которого выделяются средства.

Согласно закону, определенного размера той или иной материальной поддержки нет, но в некоторых случаях установлен минимум, пренебречь которым органы местного самоуправления не имеют права.

Единственное, что конкретно установлено в рамках закона, это единовременные выплаты (т.е. перечисление средств производится единожды), например, такие, как выплаты за рождение второго и последующего детей. Они не являются постоянными пунктами законодательства, это лишь социальные программы, имеющие срок действия и позволяющие помочь гражданам.

В России социальная помощь в любом виде оказывается определенным категориям лиц. Чаще всего социальная поддержка оказывается малоимущим семьям и гражданам (инвалидам и людям пожилого возраста).

Одним из главных оснований для предоставления выплат или услуг соцзащиты является справка о доходах, подтверждающая недостаточный уровень жизни. Соцпомощь предоставляется в денежном эквиваленте или в виде натуральной помощи.

Социальная помощь не является пожизненной в силу возможности изменения обстоятельств обратившихся граждан. Поддержка от Государства назначается на конкретный срок, по истечению которого есть возможность продлить ее, но при условии, что на это имеются все основания.