Не являются субъектами конституционного права. Субъекты конституционного права российской федерации

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

3. Иностранцы.

4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.

3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

Государственные образования:

1. Государство в целом (Российская Федерация).

2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

5. Источники конституционного права: понятие и виды

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом

смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание

права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические

отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,

посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых

устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими

считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены.

После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации,

занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником

отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция - акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы

правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации,

Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты

Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления

Правительства.

Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о

различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и

исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:

Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России,

Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы,

считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития

государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие

государства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории

субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других

субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие

правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию,

структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и

федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к

другим правовым актам субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного

субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые

органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся

и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие

конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры.

В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора,

и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и

полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о

разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть

заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются

источниками конституционного права.

Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской

Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории

Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных

органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,

организаций, должностных лиц и граждан.


Похожая информация.


Основы конституционного права Российской Федерации

Определяющие понятия конституционного права

1. Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники. Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений.

2. Сущность конституции. История развития отечественного конституционализма и основные этапы конституционной реформы в Российской Федерации.

3. Характеристика и содержание Конституции Российской Федерации.

1. Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники. Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания . Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст.58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения , применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст.34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст.50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

Обязывание и запрещение как методы конституционно-правового регулирования осуществляются на основе субординации, т.е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозволения осуществляется на основе координации. Этот метод регулирования заключается в том, что субъектам конституционных правоотношений предоставляются права на собственные активные действия в пределах закона.

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ);

4) законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения (ст.72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат наиболее общие положения правового регулирования (например, гл.1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле КонституцииРФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правового положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

2. Сущность конституции. История развития отечественного конституционализма и основные этапы конституционной реформы в Российской Федерации

Сущность конституции. В каждую историческую эпоху общество имело свою особую структуру социальных связей и специфическое строение образующих его элементов. Общество, взятое в единстве всех его сторон, находящихся во взаимодействии и взаимно влияющих друг на друга, имеет свою конструкцию, т.е. обязательно построено по определенной схеме. Подобная упорядоченная структура социальных связей, составляющих общественную систему на определенном этапе ее исторического развития, есть не что иное, как фактическая конституция общества.

Слово «конституция» имеет двоякий смысл. В первом смысле конституция понимается как строение , конструкция , фигура , телосложение , устройство . Это и есть фактическая конституция, которая появляется вместе с возникновением самого общества.

Во втором смысле под конституцией понимается установление , закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений . В отличие от фактической конституции это юридическая конституция . Таким образом, юридическая конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества.

Если существование фактической конституции исчисляется многими тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо более скромный -всего чуть более двухсот лет. Хотя еще в I–III вв. н.э. в отношении некоторых указов римских императоров употреблялся термин «конституция», но в основном для того, чтобы подчеркнуть особую важность этих указов. Аналогичные акты конституционного (т.е. устанавливающего определенный правовой статус) типа существовали в эпоху средневековья. В 1215 году в Англии была принята «Великая хартия вольностей». Но первые цельные юридические конституции связаны с возникновением буржуазного общества и государства.

Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787 год) и Конституция Франции (1791 год).

Конституция – это явление общественной жизни. Она в наиболее общем виде выступает как средство упорядочения и регуляции определенной совокупности общественных отношений. Создание первых юридических конституций было вызвано необходимостью законодательного закрепления новых буржуазных отношений, пришедших на смену феодальным, установления новой системы власти и системы взаимоотношений между людьми (основные права человека, равноправие граждан и т.д.). Но это лишь внешняя характеристика конституции как юридического документа.

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества.

Как юридический документ конституция является Основным Законом государства. Впервые на это указал Ф.Лассаль в работе «О сущности конституции» (СПб: Изд-во В.Врублевского, 1906). В этой же работе указано, что юридическая конституция обладает двумя свойствами. С одной стороны, она является реальной , с другой – фиктивной . Реальной юридическая конституция является постольку, поскольку отражает действительное соотношение общественных сил в государстве. Юридическая конституция фиктивна тогда, когда она неадекватно выражает соотношение политических сил в обществе, т.е. не соответствует фактической конституции. Это происходит тогда, когда юридическая конституция долго не меняется или в нее вовремя не вносятся поправки.

Сущность конституции (здесь и далее имеется в виду юридическая конституция) заключается также в том, что ее возникновение и развитие связано с изменениями определенного соотношения общественных сил. И наоборот, создание новой конституции приводит к движению и изменению общественных сил.

Особенность всех конституций состоит в том, что они всегда содержат в своих текстах как реальные, так и фиктивные положения. Ни одна юридическая конституция в мире не может быть только реальной. Тому есть две причины. Одна – объективная , так как в результате постоянного развития общества возникают новые социальные связи и отношения. И даже если какие-то положения на момент принятия конституции были реальными, то со временем они становятся фиктивными. Законодатель не может заранее предугадать будущие векторы социального развития и отразить их в тексте конституции. Другая причина фиктивности конституции – субъективная . Это значит, что законодатель сознательно закладывает в текст конституции положения программного характера, т.е. то, чего еще нет в реальной жизни, но что должно быть и к чему надо стремиться. Иными словами, любая юридическая конституция представляет собой программу дальнейшего движения общества вперед, определяя его цели и задачи. Чем больше конституция содержит подобных фиктивных положений, тем в большей степени она является политическим, а не юридическим документом.

В юридической литературе имеется множество определений конституции. Общая суть их сводится к тому, что в идеале конституция представляет собой Основной Закон государства, выражающий действительное соотношение общественных сил на определенном этапе исторического развития .

Политико-правовые свойства конституции:

1. Конституция – это единый нормативно-правовой акт, а не свод законов. Хотя иногда функцию конституции выполняет определенная совокупность законов (например, в Великобритании).

2. Принятие новой конституции означает не окончание, а дальнейшее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает четкую правовую основу. Конституция является нормативной базой этого процесса. После принятия новой конституции в государстве все законы, противоречащие положениям конституции, объявляются юридически ничтожными и не могут вызывать юридических последствий Это свойство еще раз подтверждает положение о том, что конституция является Основным Законом государства.

3. Как Основной Закон Конституция РФ обладает верховенством. Это значит, что в рамках государства нет ни одного акта, который по юридической силе превосходил бы конституцию или имел бы с ней одинаковое правовое значение. Особое значение это свойство конституции приобретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Обычно в конституции федеративного государства оговариваются способы обеспечения ее верховенства. Упор при этом делается на политические способы, а именно:

а) политические консультации федеральных органов власти и органов субъектов федерации;

б) принятие федеральными органами актов по отмене конституционных норм субъектов федерации, вступающих в противоречие с федеральной конституцией;

в) решение органов конституционного надзора (конституционного суда) по отмене неконституционных актов. Силовые способы подавления сепаратизма в федеральных конституциях, как правило, не предусмотрены.

4. Конституция обладает таким свойством, как легитимность, проявляющуюся в двух аспектах:

а) конституция должна исходить от соответствующих органов, которые вправе принимать конституцию;

б) в конституции должны закрепляться согласованные интересы и воля всех социальных групп, наций, народностей, образующих общество. Именно в этом смысле конституция должна рассматриваться как средство достижения и поддержания гражданского мира и согласия в обществе, а не как орудие классовой и политической борьбы.

5. Конституция только тогда может быть актом прямого действия (т.е. ее нормы могут непосредственно применяться независимо от того, имеются ли конкретные законы, детализирующие положения конституции), когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6. Важным свойством конституции как нормативно-правового акта является ее стабильность, устойчивость. Все другие законы могут часто меняться. Стабильность конституции состоит в том, что она рассчитана на длительный период, в течение которого нормы конституции являются устойчивыми, так как отражают коренные, основополагающие отношения в обществе. Стабильность конституции обеспечивается также особым, усложненным порядком внесения дополнений, поправок и изменений в ее текст.

7. Конституция в силу особой значимости является единственным нормативно-правовым актом, который может разрабатываться и приниматься всенародно, т.е. путем всеобщего, прямого и тайного голосования населения государства (путем проведения референдума).

История развития отечественного конституционализма. Практика социальной жизни показала, что создание юридических конституций возможно двумя путями:

1) когда полностью меняется ведущая социальная сила общества (это связано прежде всего с совершением социальной революции, в результате которой на место одного класса приходит другой господствующий класс);

2) конституция может приниматься тогда, когда социальные группы находятся в состоянии сотрудничества или борьбы. В этом случае наступает компромисс между классами, партиями и иными социальными группами.

В условиях российской государственности нашли отражение как первый, так и второй путь создания и принятия конституции. Долгий период своей истории Российское государство не знало конституции как Основного Закона. Монархическая форма правления не нуждалась в конституционном регулировании общественных отношений до тех пор, пока не созрели для этого социальные предпосылки.

Первой Конституцией России явилась Конституция РСФСР, принятая 5 июля 1918 года. Ее создание было вызвано необходимостью законодательного закрепления победы нового общественного строя. Конституция устанавливала социалистические принципы организации государственной власти (провозглашение диктатуры пролетариата, создание системы съездов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т.д.). Она также определяла задачи экономического развития общества (ликвидация частной собственности на землю, установление общественной собственности на средства производства). Конституция 1918 года выполняла в большей степени роль политической декларации, а не Основного Закона государства. В дальнейшем порядок разработки и принятия конституций России был связан с принятием и развитием конституций СССР.

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она отразила факт образования союза наций, что означало образование общесоюзной федерации. В структуру Конституции СССР от 1924 года. вошли два документа: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Эта Конституция уже не содержала положений о сущности государства и диктатуре пролетариата.

Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 году. Она юридически закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР и определила круг вытекающих из этого последствий.

Вторая Конституция СССР была принята в 1936 году. Она провозгласила окончательную победу социализма в Советском Союзе, отразила изменения в структуре государственной власти, упразднила съезды Советов, объявив высшим органом государственной власти Верховный Совет. Конституция содержала обширный перечень демократических прав и свобод, а также условия их реализации. Но во многих положениях эта Конституция была фиктивна, так как вопросы демократии отражались в ней в отрыве от реальной жизни и не соответствовали действительному положению прав человека, которые грубо попирались.

Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 году Она практически дублировала Конституцию СССР 1936 года В отличие от союзной Конституции она содержала лишь незначительные изменения с учетом республиканского статуса РСФСР.

Третья Конституция СССР была принята 7 октября 1977 году. Это последняя советская Конституция. Она провозгласила построение в СССР развитого социализма и общенародного государства, а также образование единой социальной общности – «советский народ». В Конституции нашли свое дальнейшее развитие демократические права и свободы граждан, но она не содержала гарантий обеспечения этих прав. Эта конституция, как и предыдущие, носила противоречивый характер. С одной стороны, в ней закреплялись принципы народовластия, свободное, всестороннее развитие личности, с другой – провозглашалась руководящая роль одной партии (ст.6 Конституции СССР), безраздельное господство государственной собственности, трудовая обязанность для всех граждан и т.д.

Четвертая Конституция РСФСР принята в 1978 году. Она зеркально отражала союзную Конституцию Следует отметить, что таким же образом разрабатывались и принимались все конституции республик в составе СССР.

К концу 80-х годов назрела необходимость обновления Конституции СССР, что было обусловлено следующими основными причинами:

1) демократизация политической системы, отказ от авторитарных форм политического властвования и провозглашение общедемократических принципов разделения властей, многопартийности, политического и идеологического плюрализма;

2) формирование новой экономической системы, переход от планово-директивной к рыночной экономике;

3) изменение социально-классовой структуры общества, возникновение новых социальных групп и классов (например, класса предпринимателей).

Все это свидетельствует о том, что в конце 80-х – начале 90-х годов в нашем обществе сложилась новая фактическая конституция. Юридические конституции образца 1977–1978гг. все больше становились фиктивными. Это потребовало осуществления конституционной реформы.

Этапы конституционной реформы в Российской Федерации.

Первый (с 1989 года по июнь 1990 года, т.е. по окончании работы I съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избирались населением, а члены Верховного Совета – съездом).

На I съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции и была создана конституционная комиссия. 12 июня 1990 года Верховным Советом Российской Федерации была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это документ конституционного значения. В нем была поставлена задала укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем конституционное развитие Российской Федерации происходило в соответствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией.

Второй этап (июнь 1990 года – декабрь 1991 года) В Конституцию была внесена новая глава «О Президенте РСФСР», которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами государственной власти и городскими (районными, поселковыми) органами местного самоуправления) В этот период начался процесс свертывания действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан проект нового союзного договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот договор не удалось. Однако и после августа 1991 года процесс реорганизации союзного госу­дарства не прекращался В декабре 1991 года на V съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, определяющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения по сути предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактически прекратила свое действие как конституция федеративного государства.

8 декабря 1991 года было заключено Соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полностью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о прекращении действия этой Конституции.)

Третий этап (декабрь 1991 года – сентябрь 1993 года). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 года были включены новые положения о развитии судебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Были образованы Конституционный Суд Российской Федерации, система арбитражных судов, а также была введена процедура присяжных заседателей для судов общей юрисдикции. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, приняты новый Герб, Гимн и Флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. Стало очевидным, что от прежней Конституции почти ничего не осталось, а значит, принятие новой Конституции становилось требованием времени. С апреля 1993 года началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Конституционная Комиссия съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он вызвал возражения, так как проект предполагал установление в Российской Федерации республиканской формы правления парламентского типа. Кроме того, группой депутатов съезда был разработан неофициальный проект новой Конституции, который носил просоветский характер. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совещание для создания альтернативного проекта Конституции. В представленных проектах проявились противоречия между исполнительной и законодательной властью, что стало причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 года.

Четвертый этап (сентябрь – декабрь 1993 года). На основании Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года №1400 (в ред. от 24 декабря 1993 года) начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда конституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении съезда Советов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Согласованный проект Конституции был разработан на Конституционном Совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и движений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят большинством голосов участвовавших в референдуме граждан.

С теоретической точки зрения можно спорить о легитимности Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и о правомерности действий соответствующих государственных органов в период сентября – октября 1993 года, но с практической точки зрения эти споры лишены всякого смысла, так как Конституция РФ 1993 года узаконила факт создания новых властных структур, юридически закрепила форму государственного правления, основы государственного устройства и форму политического режима в Российской Федерации. Мы должны исходить из того, что Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, является действующим Основным Законом государства и выполнение конституционных норм есть главная обязанность всех граждан и органов государственной власти.

Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями. Им свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфика. Отличия от других правоотношений связаны с их содержанием и составом субъектов. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности. Это относится, например, к декларируемым Конституцией России народному суверенитету (ст. 3), разделению властей (ст. 10), не отчуждаемости прав (ч. 2 ст.

Конституционно-правовые нормы и институты. Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституции (основном законе) государства, но и в иных актах.

Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и специальные, отличающие их от норм других отраслей права (сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены и др.).

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного характера. К ним относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др.

Конституции и другие источники конституционного права имеют положения, в которых даются объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах: «Россия ‑ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1).

В конституционном праве распространены и нормы-правила: «С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются» (ч. 4ст. 99).

В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесённые в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы-разъяснения и нормы-справки. Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

Классификация норм конституционного права . Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основание их классифицировать.

По степени определённости содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные ‑ такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие главе государства право в случае выражения вотума недоверия правительству отправить последнее в отставку или распустить парламент (Государственную Думу) и т.д. Однако таких норм в конституционном праве меньше чем императивных , которые предписывают определённое поведение при соответствующих обстоятельствах: «После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства России Государственной Думой Президент России назначает Председателя Правительства России, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111).

По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений («Федеральные законы принимаются Государственной Думой»), а процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована («Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией России»).

Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламента.

Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции государства.

Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных субъектов федерации, муниципальных образований .

Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия — на постоянные и временные.

Временными нормами являются такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. Так, в заключительных и переходных положениях Конституции РФ 1993 г. говорится, что «впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел» (п.6 раздела II Конституции РФ).

Постоянные нормы конституционного права не имеют определённого срока действия.

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты, под которыми понимается совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно-правовые институты существенно различаются по объёму регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Таковыми являются, например, народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Первый их них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в составных частях государства (например, законодательные органы субъектов России), народного представительства в муниципальных образованиях.

Второй включает институты гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции России называются более десяти федеральных конституционных законов или ряд федеральных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института.

Определение принадлежности конституционно-правовой нормы к тому или иному институту необходимо для того, чтобы правильно уяснить механизм их реализации.

Для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений недостаточно только урегулированности конституционно-правовой нормой. Для этого необходим также определённый юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридическими фактами являются события или действия, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Развитие правоотношений побуждается, как правило, целой системой юридических фактов. Так, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты: достижение определённого возраста, назначение дня выборов, образование избирательных комиссий, округов, участков, составление списков избирателей и мн. другое.

Конституционно-правовые отношения действуют не сами по себе. Кроме юридических фактов необходимы ещё субъекты, которые наделяются определёнными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются :

а) физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны (правда, права иностранцев и лиц без гражданства ограничены);

б) общности людей: многонациональный народ страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц (районов, городов, сёл и др.), которое выступает в качестве избирателей и формирует представительные органы власти и местного самоуправления;

в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;

г) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — являющиеся составными частями федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;

д) органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); региональные (представительный орган, региональная администрация и др.); государственные органы местного управления;

е) органы местного самоуправления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

ж) депутаты парламента и региональных законодательных собраний, представительных учреждений местного самоуправления;

з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций которых является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Основания

Граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, собрание избирателей.

Политические партии и другие общественные объединения;

Депутаты законодательных органы Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, члены Совета Федерации, а также их объединения;

Должностные лица;

Органы местно самоуправления;

Органы государства;

Административно-территориальные единицы, избирательные округа;

Субъекты

Конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие на основе норм конституционного права, участник которого наделяется правами и обязанностями.

Элементы конст- правовых отношений

1) государство и государственные образования /Российская Федерация и ее субъекты/;

Объекты:

1)Социально-политические блага : государственный суверенитет, народовластие, идеологический и политический плюрализм, право народов на самоопределение, независимое местное самоуправление и т.д.

2)Социально-экономические блага : единое экономическое пространство, многообразие форм собственности и их равная защита, свобода предпринимательства, конкуренции и т.д.

3)Личные блага: жизнь, достоинство, здоровье, доброе имя, неприкосновенность и т.д.

1)Фактическое: поведение участников конституционного правоотношения

2)Юридическое: юридические права и обязанности участников конституционного правоотношения

1)Юридические факты жизненные явления, влекущие правовые последствия. события и действия

2)Правовые состояния: например, гражданство

Субъектами конституционного права — носители конституционных прав и конституционных обязанностей.

Субъекты конституционного права подразделяются на три боль­шие группы:

Физические лица — граждане РФ; иностранцы; лица с двойным гражданством (бипатриды); лица без гражданства (апатриды); избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяет­ся нормами Конституции, устанавливающими основные права и сво­боды (например, право избирать и быть избранными).

Государственные образования — государство в целом (РФ); субъекты РФ - республики, края, области, го­рода федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства - как на федеральном уровне, так и на уров­не субъектов Федерации.

Него­сударственные объединения.- общности людей - народ РФ, народы субъ­ектов Федерации, население административно-территориальных еди­ниц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан - политические партии, массовые обще­ственные организации, религиозные объединения, общественно-по­литические движения и др.; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и др.

Читайте также:

Вернуться назад на Конституционное право

Субъектами конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Последние порождаются нормами ведущей отрасли национального права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Субъекты конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.

К физическим лицам (индивидам) относятся:

— граждане (подданные);
— иностранцы (иностранные граждане);
— лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны;
— лица без гражданства (апатриды).

Типичный пример — граждане, осуществляющие избирательное право или право на референдум, обращающиеся в суд для защиты своих прав и законных интересов. Иностранные граждане или лица без гражданства вступают в конституционные отношения при обращении в суд за судебной защитой, в компетентный орган государственной власти — с заявлением о предоставлении гражданства или статуса беженца.

В ряде стран особо выделяются такие категории физических лиц, как избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты, т.е. лица со специальной правоспособностью.

Реальный объем прав и обязанностей этих лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории.

К государственным образованиям относятся:

— государство в целом (например, при конституировании своей национальной государственности);
— составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Обычно подобное происходит при проведении крупных конституционных, административных и правовых реформ, направленных на федерализацию, децентрализацию или централизацию государственности.

Органы государства:

— центральные (общенациональные) органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, конституционный суд и т.д.);
региональные органы власти, органы государственной власти субъектов федерации;
— государственные органы местного управления.

Отчетливо выраженный конституционный характер носят отношения между главой государства и парламентом в следующих распространенных случаях:

— при созыве заседания представительного (законодательного) органа государственной власти;
— при формировании правительства;
— отставке правительства в целом или его отдельных членов;
— роспуске представительного органа государственной власти.

К негосударственным объединениям относятся:

— общности людей — народ, нации и иные этнические группы, население региона, автономии, административно-территориальных единиц и муниципальных образований;
— органы местного самоуправления и управления;
— ассоциации граждан и коллективы публичного характера.

В период избирательных кампаний велика роль политических партий как активных участников конституционных и политических отношений, призванных формировать и выражать волю граждан, участвовать в общественных акциях, выборах и референдумах. Во многих государствах Востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь.

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Проблема конституционных отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. Очевидно, что конституционные отношения составляют предмет конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Следовательно, конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены. Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака, характеризующие данные отношения, показывая этим их специфику и отличительные особенности.

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

2. Субъектами , участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений.

Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа. Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности). Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ).

Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.

2.Государство — Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти.

3.Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки). Административно-территориальная единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права.

4.Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.).

5.Должостные лица. Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента — Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др. Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и др. субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторые из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов). Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные(представительные)органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

7.Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации.

Они участвуют в избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8.Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 8937 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

    федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

    субъектов Федерации;

    государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

    Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

Вершиной (фундаментом, ядром) российского права являетсяконституционное право , имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

Определение 1

Конституционное право – это определенная и установленная отрасль системы права, принятая на территории Российской Федерации. Система и номы конституционного права представляют собой определенную совокупность правил поведения, а также общеобязательных норм, которые санкционированы и установлены государственным строем. Конституционное право регулируется не только процессами исполнения правовой системы, но и различными методами принуждения.

Стоит отметить, что данная правовая система может быть подразделена на определенные отрасли права, которые способны выделяться в самостоятельные части государственного права. Если рассматривать конституционное право с точки зрения юридической науки, то можно говорить о существовании отдельного предмета и метода системы правового регулирования.

Предмет конституционного права

Предметом системы конституционного права в виде отдельной отрасли российского права являются установленные общественные отношения, которые возникают на основании связей с регулированием и закреплением:

  • Основы системы конституционного права на территории Российской Федерации. Здесь речь идет также о суверенитете форм осуществления и народа. Кроме того, основы системы конституционного российского права включают в себя: разделение властей, устройство властей, идеологическое многообразие, светский характер государственного строя, социальный характер государственного строя, а также верховенство Конституции в Российской Федерации.
  • Взаимоотношение между личностями и имеющимся государством. Здесь также речь идет о правовых основах, которые определяют статус российского гражданина, а также лиц без гражданства и иностранных граждан. Стоит отметить, что на этом же этапе формируются свободы и права гражданина и человека, а также гарантии процессов их непосредственной реализации.
  • Федеративное устройство Российской Федерации. Здесь необходимо говорить также о составе, компетенции каждого отдельного субъекта России.
  • Функционирование и процесс, направленный на организацию системы работы органов федеральной, то есть государственной власти, которые установлены на территории Российской Федерации. Кроме того, это система органов судебной власти, и органов местного самоуправления.

Замечание 1

Важно понимать, что российское конституционное право представлено в виде отрасли российского права, который является отраслью российского права и имеет определенные совокупности правовых норм, которые установлены государственным строем. Все конституционные права определяются и устанавливаются при помощи Конституции Российской Федерации.

Субъекты конституционного права в России

Основными субъектами российского конституционного права на сегодняшний день являются следующие субъекты: государство, государственные органы, государственные сообщества, государственные коллективы. Кроме того, субъектами российского конституционного права являются физические лица и все лица, которые участвуют в системе конституционных отношений. Все установленные конституционные отношения являются отражением норм национального права, то есть это общеобязательные правила поведения, которые могут регулироваться общественными отношениями.