Совокупность правовых норм регулирующих однородные. Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

В качестве примера можно привести институт гражданства, рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, трудового договора, лишения свободы, сроков давности, референдума и пр.

Институты подразделяются на виды:

1) в зависимости от сферы распространения - на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

2) в зависимости от характера - на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права - это упорядоченная совокупность юриди ческих норм, регулирующих конкретную разновидность общест венных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут - составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права - это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право, по мнению большинства ученых, являются подотраслями гражданского права; государственная служба подотраслью административного права; налоговое право - подотраслью финансового права; избирательное право – подотраслью конституционного права.

Вопрос № 44 Общие и специальные принципы. Строение и содержание отрасли права.

О́трасль пра́ва - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения;

способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

конституционное (государственное) право;

административное право;

гражданское право;

предпринимательское право;

трудовое право;

финансовое право;

уголовное право;

экологическое право;

семейное право;

право социального обеспечения и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

гражданское процессуальное право;

уголовно-процессуальное право;

арбитражный процесс (особенность России).

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

Современная правовая наука выделяет следующие отрасли права:

Конституционное право

Гражданское право

Административное право

Уголовное право

Гражданское процессуальное право

Уголовно-процессуальное право (в изъятие из классической концепции Й. фон Бюлова о процессуальном праве как отрасли, регулирующей отношений с участием суда, в уголовно-процессуальном праве содержатся нормы о досудебном уголовном преследовании)

Трудовое право

Земельное право

Предпринимательское правосоветский период данная отрасль именовалось Хозяйственное право)

Семейное право

Таможенное право

Финансовое право

Муниципальное право

Налоговое право

Уголовно-исполнительное право

Арбитражное процессуальное право

Международное право можно рассматривать как качественно иную правовую систему, отличную по сравнению с внутригосударственным правом. В нём также выделяются отрасли, в то время как само его считать отраслью права неверно.

Принципы права - это общеобязательные исходные норма­тивно-юридические положения, отличающиеся универсальнос­тью, общей значимостью, высшей императивностью, определяю­щие содержание правового регулирования и выступающие кри­терием правомерности поведения и деятельности участников ре­гулируемых правом отношений. Принципы права по своей сущ­ности являются обобщенным отображением объективных законо­мерностей развития общества. Присущие принципам права свой­ства универсального и абстрактного освоения социальной дейст­вительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы, механизме правового регулирования, правосознании и т.д. Принципы права являются синтезирующими положениями, объединяющими связями, идеологической основой происхожде­ния, образования, становления и функционирования правовых яв­лений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки право­мерности (правовой природы) решений органов государства и дей­ствий граждан, формируют правовое мышление и правовую куль­туру, цементируют систему права. Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют ис­торический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. Формы существования принципов права раз­нообразны: в виде исходных положений правовых теорий и кон­цепций, как правовые ориентиры субъектов права, содержания правовых норм или их групп, требований правового регулирования, правовых ценностей и т.д. Принципы права в формально-юридическом аспекте находят отражение в нормах права, благо­даря их формулированию в статьях нормативно-правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответ­ствующих статьях нормативно-правовых актов.

Назначение принципов права заключается в том, что они обес­печивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового ре­гулирования и иных форм правового воздействия (информаци­онного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничива­ется только через правовую систему или механизм правового ре­гулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переход­ного звена от общественных отношений к системе права и пра­вового регулирования.

В зависимости от функционального назначения и объекта ото­бражения принципы права подразделяются на социально правовые и специально правовые

Социально-правовые принципы отображают систему ценнос­тей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования соб­ственно права как специфического социального феномена и в за­висимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые прин­ципы, или принципы институтов права.

1) Общеправовые (общие или основные) принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеоб­разие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма - доми­нирование в формулировании и функционировании правовой сис­темы неотъемлемых естественных прав и свобод человека; принцип равенства граждан перед законом , согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиоз­ной и иной принадлежности, должностного положения имеют рав­ные общегражданские права и обязанности, несут равную ответ­ственность перед законом; принцип демократизма , означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю народа (общую волю), формируется через демократические институты на­родовластия; принцип законности (правозаконности) - осу­ществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права, естественными правами и обязанностями че­ловека; принцип справедливости , конкретизирующий требования справедливости применительно к правовым формам деятельности государства, его органов и должностных лиц, правовой деятель­ности участников, регулируемых правом отношений и выражен­ный в равном юридическом масштабе поведения, и в строгой со­размерности юридической ответственности допущенному право­нарушению. Общеправовые, или общие принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых сис­темах, хотя и далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как об­щего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз и признаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих прин­ципов к источникам права. В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит, что к числу при­меняемых судом источников относятся: «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно - в Декларации о принципах международно­го права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения меж­дународных споров; невмешательства в дела, входящие во внут­реннюю компетенцию государств; обязанность государств сотруд­ничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обя­зательств.

2) межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону и др.;

3) отраслевые принципы, определяющие специфику конкрет­ной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости - в трудовом праве; принцип устойчивости, права на землю - в зе­мельном праве и др.);

4) внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права - их действие ограничено предметом регулирования.

Принципы нрава могут быть: а) легализованы, т.е. закреплены в законе; б) выведены из содержания и смысла законодательства; в) сформулированы юридической практикой, например: «выслу­шаем и другую сторону», «res judicta» (решенный окончательно судом вопрос не подлежит рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции), «никто не может передать дру­гому больше прав, чем он сам имеет», «бремя доказательства воз­лагается на сторону, предъявившую иск»; принципы незлоупот­ребления правом и др. Все принципы права независимо от объема их нормативности оказывают специально-юридическое, т.е. регу­лятивное воздействие на поведение людей. Однако в отличие от конкретных предписаний они действуют двояко - опосредованно (через конкретные предписания, присутствуя в них, так сказать, «незримо») и непосредственно, т.е. выступают ориентирами пове­дения конкретных участников правоотношений. Тем самым как уникальные средства организации правовой жизни общества принципы права распространяют свое влияние на все области пра­вового, охватывают своим содержанием как акты саморегуляции, так и те действия, которые непосредственно регламентированы юридическими предписаниями. Наложение правовых принципов на практические действия позволяет при отсутствии конкретных предписаний закона, норм обычного или прецедентного права оп­ределять их соотносимость с природой права.

Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права.

Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные стороны общественной жизни.

Институт – составная часть отрасли . В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией.

Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Виды правовых институтов.

1. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов.

2. они делятся на материальные и процессуальные.

3. институты делятся на отраслевые и межотраслевые

39. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.

Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых группой норм.

Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль

Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Метод показывает как, каким образом регулирование осуществляется.

· Императивный и диспозитивный методы

· Метод автономии и равенства сторон

· Метод субординации и властного приказа

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

1. Конституционное право

2. Административное право.

3. Финансовое право.

4. Земельное право.

5.Аграрное право.

6. Трудовое право.

7. Гражданское право.

8. Семейное право.

9. Уголовное право.

10. Уголовно-исполнительное право

11. Уголовно-процессуальное право.

12. Гражданское процессуальное право.

40.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.

Правовые нормы фиксируются государственными органами в определенных источниках (формах).

Источники права - это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Источники права образуют систему:

· нормативно-правовые акты,

· нормативные договоры,

· правовые обычаи,

· судебные прецеденты.


  1. Трудовое право это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и применения труда.
Пробелы в трудовом праве восполняются путем обращения к нормам, поло­жениям и конструкциям гражданского права, которые во многих случаях носят более абстрактный характер, чем нормы и положе­ния трудового права, и могут в силу их отвлеченности применять­ся к отношениям, далеко выходящим за рамки чисто имуществен­ных.

3) Системой отрасли трудового права называется структура дан­ной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету от­расли в однородные группы (институты, пединституты) и после­довательно располагаются по динамике возникновения и разви­тия трудового отношения. Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную. Система науки, учебного курса тру­дового права состоит из тех же двух частей. Но общая часть ее шире общей части отрасли, поскольку в научно-учебных целях в нее включаются и изучение норм по организационно-управ­ленческим отношениям, по организации труда и управлению трудом, а также нормы по отношениям социального партнерства в сфере труда, в том числе по коллективным договорам и соци­ально-партнерским соглашениям, которые в отрасли права нахо­дятся в особенной части. Кроме того, в систему науки включается изучение предмета, метода, правоотношений, отраслевых прин­ципов трудового права, его субъектов, а также истории трудово­го законодательства. Поскольку наука изучает нормы не только российского трудового права, но и зарубежного, а также между­народно-правовое регулирование труда, которое составляет тре­тью специальную часть системы науки, учебного курса, то, сле­довательно, система науки, как и ее предмет, шире, чем система отрасли трудового права России.

В общую часть отрасли трудового права входят нормы, рас­пространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нор­мы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулиро­ванию труда: конституционные основы труда (ст. 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 45, 46 и 47 Конституции РФ), раздел I «Общие положения» (ст. 1-22) Трудового кодекса и раздел II «Социаль­ное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55).

Особенная часть отрасли трудового права строится по инсти­тутам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, цен-

тральный институт трудового договора, в котором сгруппирова­ны нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его за­ключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения). Далее следуют шесть институтов, регулирующих важнейшие аспекты трудовых отношений: рабочее время и вре­мя отдыха, оплату труда, гарантийные и компенсационные вы­платы, трудовую дисциплину и охрану труда.

^ Система науки трудового права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.

Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием также является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.

4) Конвенция - (лат. conventio - договор, соглашение) - разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию.

Конвенцию следует отличать от декларации, последняя носит декларативный характер и не является юридически-обязующим документом.

Декларация - официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.

^ Трудовые правоотношения - это общественные отношения между работником и собственником средств производства (работодателем), в силу которого работодатель использует и оплачивает способность работника к труду.

Структура трудового правоотношения:

1) субъекты;

2) объект - это трудовая деятельность и ее результаты (материальные и духовные ценности);

Основное место в предмете трудового права занимают трудовые отношения. Они складываются в процессе трудовой деятельности граждан. Объектом таких правоотношений выступает работа. Субъектами трудовых отношений могут быть работодатель и работник, которые имеет определенную обязанность и право. Такие отношения построены на договорной основе. Один участник право отношений предоставляет свои услуги по созданию материальных благ, а другой предоставляет вознаграждение.

^ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

избрания на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора;

абзац утратил силу.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В теории права под субъектом правоотношений (права) принято понимать физическое или юридическое лицо, имеющее субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты трудового права - это участники общественных отношении, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают определенными трудовыми правами и обязанностями и имеют возможность реализовывать их.

Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности и дееспособности, которые объединяются понятием правосубъектность - т. е. характеристикой, определяющей право субъекта быть участником отношений:


  • трудовая правоспособность - признаваемая трудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности;

  • трудовая дееспособность - способность по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
В трудовом праве (в отличие от гражданского права) гражданин обладает единой правосубъектностью, т. е. признаваемой трудовым законодательством способностью иметь и осуществлять, реализовывать трудовые права и обязанности и нести ответственность за трудовые правонарушения. Все эти три элемента возникают одновременно. Обладая трудовой правосубъектностью, лиио может стать субъектом трудового права, т. е. участником его правоотношений.

Применительно к организациям, учреждениям и предприятиям правосубъектность находит выражение также в их компетенции.

Компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий предприятий, учреждений и организаций, предоставленных им законодательством с целью обеспечения осуществления возложенных на них функций.
^

Виды субъектов трудового права


Субъектами трудового права могут быть:


  • физические лица - работники;

  • работодатели - физические или юридические лица;

  • социальные партнеры - объединения работодателей и объединения работников в лице избранных (назначенных) представителей;

  • первичная профсоюзная организация или иные уполномоченные работниками выборные представительные органы на производстве;

  • органы занятости населения;

  • органы по разрешению трудовых споров;

  • органы надзора и контроля в сфере труда.
Каждая из этих групп субъектов обладает своим специфичным правовым статусом в трудовом праве.

Правовой статус субъекта - это правовая характеристика участника отношений, определяющая его место и роль в данном правоотношении. В содержании правового статуса субъекта можно выделить следующие элементы:


  • трудовая правосубъектность;

  • основные (статутные) трудовые права и обязанности, так как именно набор используемых субъектом прав, обязанностей, свобод и определяет его место в данном правоотношении (статус);

  • юридические гарантии трудовых прав и свобод, основанные на их нормативной закрепленности и возможности применить принудительную силу государства для обеспечения;

  • ответственность самого субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

Влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -

N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом , информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.


^ Статья 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.


Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

    Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи. Нормы права - своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

    Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др. Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

    Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

    Предмет и метод правового регулирования как критерии деления права на отрасли и институты.

    Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования - это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и

коллективными;

б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;

г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования - это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

    Методы правового регулирования:

А) Запрет;

Б) Дозволение;

В) Правомочие (норма права наделяет гражданина возможностью требовать определенного поведения от другого лица);

Г) Позитивное обязывание (закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом);

Д) Стимулы;

Е) Санкции;

3.Общая характеристика отраслей российского права.

Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и международное частное право.

Постоянный динамизм, развитие общественных отношений является объективной основой для изменения, совершенствования системы права. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые этими отраслями отношения устаревают и уходят в прошлое. Такова судьба, например, колхозного права, поскольку возникли новые формы организации сельского хозяйства и колхозы утратили свое доминирующее значение. Вместе с тем видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей общественного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усилилось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли - права социального обеспечения.

4. Институт права: понятие и виды.

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Примеры правовых институтов:

    в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

    в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

    в государственном праве – институт гражданства;

    в административном – институт должностного лица;

    в семейном праве – институт брака и т. д.

Правовые институты делятся по отраслям права:

    на гражданские;

    уголовные;

    административные;

    финансовые и т. д.

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

5. Право частное и публичное, материальное и процессуальное.

Деление на частное и публичное право :

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Деление на материальное и процессуальное право:

    Материальные отрасли права (материальное право) - прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное и др. право.

    Процессуальные отрасли права (процессуальное право) - определяют процедуру реализации материального права и производны от него.

    Материальным отраслям права - административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные - административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовное право.

    Процессуальные отрасли права имеют свой предмет регулирования, отличающийся от предмета регулирования материальных отраслей права. Им являются так называемые организационные отношения, которые формируются в результате деятельности уполномоченных субъектов по применению норм материального права.

    Право международное и внутреннее.

Международное право - совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В международном праве выделяются три основных направления:

    Международное публичное право;

    Международное частное право;

    Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Государственное право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны.

    Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самымосуществление принципа единой социалистической законности. Г. п. носит учредительный характер, т. к.принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политические формы и новую системугосударственных органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.

    Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и другие правовые нормы, содержащие гарантииосуществления суверенитета народа, суверенность наций и государственного суверенитета.

    Понятие системы законодательства.

Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков пра­ва является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отноше­ниях и связях между собой и образующих определенную функ­циональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании са­мих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно само­стоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.

Система права (рис. 2.4) отражает взаимосвязь между дейст­вующими в государстве правовыми нормами, а также разделение н о р м права на относительно самостоятельные г р у п п ы (их специа­ лизацию).

Для того чтобы в полной мере обозреть право как социаль­ное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.

А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следую­щие элементы:

1) отрасль права - это совокупность правовых норм, регули­рующих какую-либо сферу общественных отношений (отнош- ия землепользования - земельное право, имущественные от­ношения - гражданское право, управленческие отношения - административное право, отношения, связанные с совершени­ем преступлений, - уголовное право и т. п.);

2) подотрасль права - это совокупность правовых норм, ре­гулирующих определенную область общественных отношений.

Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль - банковское право. Военно-уголовное право - это подотрасль уголовного права ;

    институт права - это совокупность правовых норм, регу­лирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так,в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступле­ний против собственности, институт должностных преступле­ний и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллек­тивного договора, трудового договора, дисциплины труда, ма­териальной ответственности, охраны труда и др.;

    субинститут права - это совокупность правовых норм, ре­гулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько.Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его со­ставляют различные виды убийств), против здоровья (здесь со­средоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);

    норма права - обязательное правило поведения, охраняе­мое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права , так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение ос­новной функции права - правовое регулирование обществен­ных отношений.

Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выпол­няет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное уре­гулирование определенной целостной группы отношений, а от­расль права - целой сферы, отделенной от других сфер. Ком­плексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне - вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.

Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам уви­деть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделитьдве части права: материальное и процессуальное.

Материальное право - это совокупность отраслей (и подот­раслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

конституционное право - закрепляет основы конституцион­ного строя страны , правового положения личности, систему го­сударственных органов и их основные полномочия. Главнымнормативным актом этой отрасли является Конституция РФ . Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такиеподотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;

административное право регулирует общественные отноше­ния, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства . Основнойнормативный акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

финансовое право, которое в своем составе имееттри подот­расли (бюджетное, налоговое, банковское право) , регулирует до­ходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основныенорматив­ные акты - Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности ;

предпринимательское право -это система норм, регулирую­щих экономические рыночные отношения , среди которых наи­более значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управ­лению хозяйственным комплексом. Если в основе первых ле­жит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на нача­лах подчиненности. Основныенормативные акты - Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акцио­нерных обществах и др.;

гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права.Оно регулирует разнообразные имущественные отноше­ния. Гражданским правом охраняются и такие личные неиму­щественные права, как честь и достоинство гражданина .Граж­данский кодекс РФ (ГК) - основной нормативный акт. Гражданское право имеетподотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

жилищное право , являясь пока в основном подотраслью граж­данского права, регулирует порядок предоставления и использо­вания жилья. Основной нормативный акт -- Жилищный ко­декс РСФСР;

семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Ос­новнойнормативный акт - Семейный кодекс РФ;

природоресурсное право определяет порядок владения, пользо­вания и распоряжения природными ресурсами - землей { Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатст­вами (Лесной кодекс РФ);

экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Онорегулирует за­щиту природных объектов и всей окружающей среды .Закон об охране окружающей среды - основной нормативный акт .Охра­нительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основнойнорматив­ный акт - Трудовой кодекс РФ (ТК).

Право социального обеспечения - подотрасль трудового пра­ва, главным нормативным актом которого является Закон о го­сударственных пенсиях;

уголовное право -система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступ­лениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основнойнормативный акт - Уголовный кодекс РФ (УК).

Процессуальное право - это совокупность отраслей, основная задача которых - установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей отно­сятся:

уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)объеди­няет нормы, определяющие порядок назначения наказания . Ос­новнойнормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);

гражданско-процессуальное право (гражданский процесс)ре­гулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жи­лищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основнойнормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);

арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс)регулирует порядок рассмотрения споров между организация­ми, организациями и государственными органами . Основнойнормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК).

В процессе становления находятся и некоторые другие от­расли процессуального права: конституционный процесс, адми­нистративно-процессуальное право, налогово-процессуалъное пра­во, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполне­ния мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудо­вым воздействием. Основнойнормативный акт - Уголовно-ис­полнительный кодекс РФ (УИК);

гражданско-исполнительное право регулирует вопросы прину­дительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий , а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основныенормативные акты - За­кон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных при­ставах».

Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующих отношения между государствами в про­цессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международ­ное публичное и международное частное право. Вопрос о право­вой природе норм международного права является спорным, так каким не свойственен основной системообразующий при­знак права - обеспечение норм права государственным прину­ждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств

Источники п р а в а - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» -- это как бы ко­рень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Ис­точником права являютсяобъективная реальность, т. е. развиваю­щиеся общественные отношения (способ производства, сущест­вующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.),воля народа (в основе референдумных норм),воля государства (в основе законодательных норм),воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права - это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

I . Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значитель­ной мере в результате приспособления обычаев, их корректи­ровки в соответствии с интересами имущих классов.Так, пер­вые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообщеобычай - правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права . Толькоесли государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права . Как госу­дарство признает обычай источником права? Оно может, на­пример, для этогопринять нормативно-правовой акт, указы­вающий на необходимость применения соответствующих обы­чаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ре­бенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет . Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.

Государство признает не всякий обычай, а только тот, кото­рый выражает какую-то общественную закономерность, а сле­довательно, для него полезен.К некоторым обычаям оно отно­сится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «по­мочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).

В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.

Правовой обычай как источник права имеет немало досто­инств. Вот почему он на протяжении многих веков использо­вался людьми, а во многих современных африканских государ­ствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

    возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он спо­собен полнее, нежели другие формы права, выражать волю на­рода, его воззрения, потребности;

    выражение им определенных закономерностей, существую­щих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;

    устная форма и донесение информации простым, доступ­ным языком;

    большая степень добровольности в исполнении, посколь­ку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки:

    косность, относительная неподвижность, тогда как совре­менный мир меняется очень быстро;

    неопределенность, что является результатом незафикси­рованное™ в письменном виде;

    небольшая сфера распространения, местный характер.

П. Юридический прецедент (юридическая практика). Это бо­лее распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века.В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англо­саксонское, или общее, право.

Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному делу (судебному или административ­ному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в бу­дущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридиче­ского решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государствен­ный орган в целом) принимает решение по делу. При этом ре­шение не должно ими приниматься на пустом месте или в со­ответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, гос­подствующими в обществе моральными ценностями, наконец,житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решенияподобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда реше­ние выносится судом высшей инстанции и публикуется.

Прецедентное право (его еще называют судейским-правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:

    прецедент - это результат логики и здравого смысла, ис­пользование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

    прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются боль­шим количеством доказательств;

    прецедент характеризуется значительно большим дина­мизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

    прецедент допускает возможность произвола;

    объем действия прецедента не определен.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использо­вании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

III. Нормативный акт . Как источник права - это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источ­ники права (в арабских странах - религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций - прецедент).

И не случайно. Нормативный акт - очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

    нормативные акты позволяют быстро и эффективно реа­гировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

    нормативные акты как бы исходят из единого центра, по­скольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;

    нормативные акты позволяют точно и определенно фик­сировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последова­тельного проведения начал законности, преградой для местни­чества;

    если выражение юридических норм в обычае и прецеден­те имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Переход к нормативному регулированию посредством нор­мативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они при­менялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использо­ваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

Нормативные акты и их виды

Нормативный акт - это официальный документ правотворче­ского органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующимипризнаками .

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нор­мы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища пра­вовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во -вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа , иначе по одно­му и тому же вопросу в государстве будет существовать не­сколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В -третьих, нормативные акты всегда облекаются в докумен­тальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нор­мативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридиче­ских норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответство­вать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным ак­там, которые имеют по сравнению с ним большую юридиче­скую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат дове­дению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию , и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции зна­ния закона, и налагать санкции."

Требования, предъявляемые к нормативным актам . Укажем лишь на самые важные из них.

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или же­лаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную ре­альность . В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных ре­шений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут проти­воречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие тако­го акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помо­щью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы про­порциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии практически таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. пар­тии, не имеющие электората, не в счет).

    Нормативные акты должны иметь структуру , а не пред­ставлять хаотичный набор нормативных положений. Как пра­вило, нормативный акт имеет вводную часть, называемуюпре­амбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, суще­ствующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определениютерминологии, ис­пользуемой в дальнейшем. Затем построение нормативного ак­та может укладываться в следующую схему:субъекты правоот­ношений (например, налогоплательщики и финансовые орга­ны),объекты (получаемый доход),права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уп­латы и др.),льготы, меры поощрения (например, освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) исанкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки норма­тивного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифи­цированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

    Нормативные акты должны быть доступными для понима­ния гражданами. Причем здесь законодатель должен ориенти­роваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться стро­гостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, ноодновре­менно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов .

Нормативные акты при разумном и умелом их составле­нии - могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет не­умеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории го­родов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому край­не важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).

Виды нормативных актов . Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы:законы и подзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство», В это понятие входят все норма­тивные акты, изданные федеральными и региональными орга­нами государства. Такое терминологическое наименование оп­равданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нор­мативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие об­щественные отношения и обладающие высшей юридической си­лой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных ак­тов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним орга­ном -парламентом , которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России - Федеральным Собранием.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопро­сов, которые подлежат урегулированию именно с помощью за

Рис. 2.6. В и д ы нормативных актов в Российской Федерации

кона. В других государствах, например в России, такого переч­ня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может при­нять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеюще­му первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

По своей значимости законы делятся на три группы:

основные законы (конституции) , регулирующие основопола­гающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);

конституционные законы, регулирующие вопросы обществен­ной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о вы­борах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др .). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных за­конах они получают дальнейшее развитие и детализацию. По­нятно, что конституционные законы не должны противоречить КонституцииРФ;

текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирова­ния всех остальных важных вопросов жизни общества (напри­мер, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др .). Текущие зако­ны также не должны противоречить Конституции РФ и феде­ральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы, которые пред­ставляют собой сложные систематизированные акты. Как прави­ло, в кодексе в определенном порядке располагаются все или са­мые главные нормы какой-нибудь отрасли права . Так, в Уголов­ном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее вы­сокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общест­венных отношений. Причем весь этот материал приведен в еди­ную систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной.В общей части собраны нормы, имеющие значение для примене­ния любой нормы частиособенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей час­ти содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части преду­смотрены конкретные деяния и наказания за них.

Законодательный процесс. В России законы принимаются Государ­ ственной Думой, одобряются Советом Федерациии подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу не­обходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непроду­манных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необхо­димых для его реализации финансовых средств, не допустить противо­речий в правовой системе.

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколькостадий.

    Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обя­занность законодательного органа их рассмотреть.Таким правом обла­дают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Выс­ший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано, во-первых, с тем, что его су­щественное расширение поставит Государственную Думу перед необ­ходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъ­екты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и граж­данах.

    Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных дан­ных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.Гото­вить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще при­меняется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернатив­ной основе.

    Обсуждение законопроекта . Происходит на заседании законода­тельного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуж­дают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуждений), число которых в законе не ограничено.

    Принятие закона. Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное.Для при­нятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - двух третей от общего числа депутатов. Закон в течение д в у х недель должен быть рассмотрен Советом Федера­ ции (который его может одобрить и л и отклонить), но если рассмотре­ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.

5. Опубликование закона. Это помещение полного текста норматив­ного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия - необходимое условие вступле­ния любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требо­вать его соблюдения.Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства-Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нор­мативные акты.

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относя­щимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае,если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом недействительным . По своему содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, при­нятием правил и положений, названных в актах парламента. Нормативными по своему характеру являются указы Прези­дента, в которых он выступает в качестве гаранта Конститу­ции РФ или регулирует порядок осуществления предоставлен­ных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общест­венного порядка, гражданства, награждения.Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ).

Постановления . Этот вид нормативных актовиздается Пра­вительством России . В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического харак­тера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита на­селения, внешние экономические связи, организация работы министерств и ведомств и др.). Большое количество актов Пра­вительства связано с выработкой механизма, порядка исполне­ния законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан ме­ханизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Поста­новления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство.Публикуются они также в «Собра­нии законодательства Российской Федерации ».

Инструкции министерств и ведомств . Указанные органы соз­даются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, раз­решительных или надзорных функций государства. Норматив­ные акты их,помимо инструкций, называются и другими тер­минами :приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регу­лируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной кате­гории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой ха­рактер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан(инструкции Минфина, Центрального банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в «Бюллетене нормативных актов ми­нистерств и ведомств».

Нормативные акты законодательных (представительных) орга­нов субъектов Федерации . Законы - наиболее распространен­ное их наименование . Далеко не все субъекты Федерации ак­тивно занимаются законотворчеством. В этом плане активно себя проявляют г. Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Саратовская области.Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества .Причем принятие актов такого рода требует заключения адми­нистрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (прави­тельств республик). Эти акты принято именовать постановле­ниями . Они могут регулировать различные вопросы- предо­ставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в дет­ских музыкальных школах и т. п.

Акты как представительных, так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах .

Акты органов местного самоуправления называются, как пра­вило, решениями .Они издаются по вопросам местного значе­ния, касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, де­ревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. п.).

Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты . Это такие акты, которые издаются различ­ными организациями для регламентации своих внутренних во­просов и распространяются на членов этих организаций . Кор­поративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопро­сы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.