Сфера распространения гмк. Об обеспечении единства измерений
6.4.1. Понятие о надзоре и контроле
Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом ГМС (государственный контроль и надзор) или МС юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.
Метрологические службы юридических лиц осуществляют метрологический контроль и надзор путем:
Калибровки средств измерений;
Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
Выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
Проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.
Аккредитация МС юридических лиц на право проведения надзора осуществляется в соответствии с рекомендациями МИ 2492-98.
Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на жизненно важные для государства сферы деятельности, перечисленные в ст. 13 Закона "Об обеспечении единства измерений" (см. 6.3.2). ■
Государственный метрологический контроль включает:
Утверждение типа средств измерений (см. 6.4.2);
Поверку средств измерений, в том числе эталонов (см. 6.4.3);
Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
Государственный метрологический надзор осуществляется:
За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст. 13 указанного Закона;
За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. Этот вид надзора проводится в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;
За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Он осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.
Первый вид надзора проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002-94. Основными задачами надзора является определение соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояния и правильности применения СИ; наличия и правильности применения аттестованных МВИ, а также контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с"действующими нормативными документами.
Результаты каждой проверки оформляются соответствующим актом, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия, а копия - органу ГМС и заинтересованным организациям. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки утверждает план организационно-технических мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно:
Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
Проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;
Поверять средства измерения - их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;
Проверять применение аттестованных МВИ, состояние эталонов, используемых для поверки СИ;
Проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;
Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.
При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:
Запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
Гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена ддта очередной поверки;
При необходимости изымать СИ из эксплуатации;
Представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
Давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;
Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.
Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
6.4.2. Государственные испытания средств измерений
В сферах распространения государственного метрологического контроля средства измерения подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведения испытаний и утверждения типа СИ включает:
Испытания СИ с целью утверждения их типа. Утверждение типа СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;
Принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;
Испытания СИ на соответствие утвержденному типу. Соответствие утвержденному типу СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании соответствия выпускаемых серийно СИ ранее утвержденному типу;
Признание утвержденного типа или результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;
Информационное обслуживание потребителей измерительной техники.
Указанные испытания проводят ГНМЦ и иные специализированные организации, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний (ГЦИ) средств измерения. Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом России порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94.
Испытания СИ с целью утверждения их типа проводят по утвержденной ГЦИ программе, которая должна содержать следующие разделы:
Рассмотрение технической документации;
Экспериментальное исследование СИ;
Оформление результатов испытаний.
В ходе испытаний необходимо проверить соответствие документации и характеристик СИ требованиям задания на его разработку, технические условия и нормативные документы на них, включая методики поверки. Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт России по результатам испытаний и удостоверяет сертификатом, срок действия которого устанавливают при выдаче. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ, который ведет Госстандарт в соответствии с правилами ПР 50.1.011-94. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. На СИ утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы.
Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории РФ контролируют органы ГМС по месту расположения изготовителей или пользователей. Контроль осуществляется путем испытаний отобранных образцов СИ, проводимых по утвержденной ГЦИ программе.
Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:
При наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых СИ;
При внесении в их конструкцию или технологию изменений, влияющих на их нормированные MX;
При истечении срока действия сертификата об утверждении типа
По результатам испытаний составляют акт, который направляют во ВНИИМС.
6.4.3. Поверка средств измерений
Поверка средства измерений - это установление органом ГМС (другими уполномоченными на то организациями) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых MX и подтверждение их соответствия установленным обязательным требованиям.
По действующему законодательству СИ, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, должны подвергаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России в соответствии с МИ 2273-93, а требования к организации и проведению поверки СИ устанавливают правила ПР 50.2.006-94. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми по результатам испытаний.
Результатом поверки является:
Подтверждение пригодности СИ к применению. В этом случае на него и (или) техническую документацию наносится оттиск пове- рительного клейма и (или) выдается Свидетельство о поверке. Пове- ритвльное клеймо - знак установленной формы, наносимый на СИ, признанные в результате их поверки годными к применению. Правила использования клейм описаны в ПР 50.2.007-94;
Признание СИ непригодным к использованию. В этом случае оттиск поверительного клейма и (или) Свидетельство о поверке аннулируются и выписывается Свидетельство о непригодности.
Форма клейма и Свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливает Госстандарт России.
Средства измерения подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.
Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Такой поверке подвергается, как правило, каждый экземпляр СИ.
Периодическая поверка выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подлежащих поверке, составляют их владельцы - юридические и физические лица. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологических норм и правил проверяют правильность составления этих перечней.
Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении. Результаты такой поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый интервал устанавливается при утверждении типа СИ, последующие определяются на основе различных критериев, обзор которых дан в разд. 4.4.
Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока его периодической поверки в случаях:
Повреждения знака поверительного клейма или утрате Свидетельства о поверке;
Ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);
Проведения повторной настройки, известном или предполагаемом ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;
Отправки потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала;
Применения СИ в качестве комплектующих по истечении срока, равного половине межповерочного интервала.
Инспекционная поверка проводится органами МС при осуществлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Ее допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки. Результаты инспекционной поверки отражаются в акте.
Экспертная поверка проводится при возникновении спорных вопросов по MX, исправности СИ и пригодности их к использованию. Ее проводят органы ГМС по письменному требованию заинтересованных лиц.
Порядок представления СИ на поверку устанавливает Госстандарт России. Поверка проводится в соответствии с методиками, требования к которым изложены в МИ 187-86 и МИ 188-86. Экспертная поверка включает следующее:
Установление периодичности работ (определение межповерочных интервалов) в соответствии с ИСО 10012, МИ 2187-92, МИ 1872-88;
Разработку и документирование методик проведения работ в соответствии с инструкцией РД 50-660-88;
Ведение соответствующих протоколов, отражающих результаты проведенных работ;
Организацию хранения и использования документации по поверке СИ.
Основной MX, определяемой при поверке, является погрешность. Она находится на основании сравнения показаний поверяемого СИ и более точного рабочего эталона:
Сличением (методами противопоставления или замещения) с более точной мерой посредством компарирующего прибора. Общим для этих методов поверки СИ является выработка сигнала о наличии разности размеров сравниваемых величин. Если этот сигнал путем подбора образцовой меры будет сведен к нулю, то реализуется нулевой метод измерения;
Измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой мерой. В этом случае поверка часто называется градуировкой. Градуировка- нанесение на шкалу отметок, соответствующих показаниям рабочего эталона, или определение по его показаниям уточненных значений величины, соответствующих нанесенным отметкам на шкале поверяемого СИ;
Способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из отметок шкалы многозначной меры, а действительные размеры других мер определяются путем их взаимного сравнения в различных сочетаниях на приборах сравнения и при дальнейшей обработке результатов измерений.
Поверка измерительных приборов проводится:
Методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами соответствующего разряда или класса точности. Значения величин на выходе мер выбираются равными соответствующим (чаще всего оцифрованным) отметкам шкалы прибора. Наибольшая разность между результатом измерения и соответствующим ему размером эталонов является в этом случае основной погрешностью прибора;
Методом непосредственного сличения показаний поверяемого и эталонного приборов при одновременном измерении одной и той же величины. Разность их показаний равна абсолютной погрешности поверяемого СИ.
Существуют и другие методы поверки, которые используются реже .
Важным при поверке является выбор оптимального соотношения между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяемого СИ. Обычно это соотношение принимается равным 1:3 (исходя из критерия ничтожно малой погрешности), когда при поверке вводят поправки на показания образцовых СИ. Если поправки не вводят, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5. Соотношение допускаемых погрешностей поверяемых и эталонных СИ Устанавливается с учетом принятого метода поверки, характера погрешностей, допускаемых значений ошибок первого и второго Рода и иногда может значительно отличаться от указанных ранее цифр. . ■;< ..
По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц, деятельность которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом руководств
Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:
Экспертиза документов, представленных МС;
Аттестация МС комиссией из представителей ГНМЦ и ГМС;
Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы;
Оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата аккредитации на срок до пяти лет. Аккредитуемая МС должна иметь:
Положение, разработанное в соответствии с ПР 50-732-93;
Квалифицированный и опытный персонал, аттестованный в установленном порядке в качестве поверителей в соответствии с ПР 50.2.012,- 94;
Помещения и окружающую среду, удовлетворяющие требованиям нормативных документов;
Поверенные эталоны и иное вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки, определенной областью аккредитации;
Документированные методики и процедуры поверки, обработки и использования измерительной информации, а также актуализации нормативных документов;
Систему менеджмента качества проведения поверочных работ;
Документированные правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку;
Систему регистрации, использования и хранения результатов поверки.
Детальные требования по перечисленным выше этапам описаны в МИ 2284-94.
Аккредитованная МС имеет право:
Проводить поверку СИ в рамках, определенных аттестатом аккредитации, выдавать Свидетельство о поверке, ставить клеймо на поверенные СИ или гасить поверительные клейма;
Разрабатывать предложения по корректировке межповерочных интервалов;
Участвовать в разработке и корректировке нормативной документации, регламентирующей вопросы аккредитации МС.
Госстандарт осуществляет периодический инспекционный контроль за деятельностью аккредитованной МС.
Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве доверителя органом ГМС в соответствии с ПР 50.2.012-94. Поверитель (физическое лицо) - сотрудник органа ГМС или юридического лица, аккредитованного на право поверки, непосредственно производящее поверку СИ и прошедшее аттестацию в установленном порядке.
Проводятся два вида аттестации: первичная и периодическая (не реже одного раза в пять лет), к которым допускаются лица, имеющие специальную подготовку и практический стаж работы в поверочных подразделениях. Аттестация проводится специально создаваемой комиссией из числа высококвалифицированных специалистов-метрологов.
6.4.4. Калибровка средств"измерений
В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка. Калибровка (калибровочные работы) - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.
Для проведения калибровочных работ создана Российская система калибровки (РСК) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Деятельность РСК регулируется правилами ПР 50.2.016-94 и ПР 50.2.017-95.
Основные направления деятельности РСК:
Регистрация органов, осуществляющих аккредитацию МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;
Аккредитация МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ:
Калибровка СИ;
Установление основных принципов и правил РСК, организа-
9 Метрология,
Стандартизация, сертификация
ционное, методическое и информационное обеспечение его деятельности;
Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными МС требований к проведению калибровочных работ.
Российская система калибровки имеет свой знак, наносимый на калиброванное СИ. Его форма и размеры приведены в правилах ПР 50.2.017-95.
Организационная структура РСК приведена на рис. 6.3. Центральный орган и научно-методический центр РСК назначает Госстандарт. Центральный орган РСК выполняет следующие функции:
- Рис. 6.3. Структура РСК |
Устанавливает основные принципы и правила РСК;
Принимает решения о регистрации аккредитирующих органов в соответствии с правилами ПР РСК 001-95;
Осуществляет контроль за их деятельностью;
Рассматривает апелляции по результатам аккредитации;
Взаимодействует с калибровочными службами других стран и международными калибровочными союзами.
Основные задачи научно-методического центра:
Разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;
Ведение реестра РСК;
Подготовка и представление на утверждение в центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитирующих органов, участие в их проверках;
Организация и координация разработки, экспертизы и аттестации методик калибровки СИ;
Создание и ведение базы данных по нормативным документам и калибровочной деятельности в РФ;
Осуществление консультативной деятельности по вопросам РСК;
Проведение мероприятий по повышению квалификации кадров в области калибровочных работ.
Из числа руководителей МС государственных органов управления, аккредитирующих органов, представителей ГМС и ГНМЦ центральный орган формирует совет РСК, который:
Разрабатывает предложения по основным принципам работы РСК;
Рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки и готовит предложения по их изменению;
Определяет основные направления проведения исследований в области калибровки;
Рассматривает экономические и финансовые аспекты в работе РСК.
Главными задачами аккредитирующего органа РСК являются:
Проведение аккредитации МС в соответствии с правилами ПР 50.2.018-95;
Осуществление инспекционного контроля, требования к которому приведены в правилах ПР РСК 003-98.
Основой РСК являются аккредитованные МС юридических лиц. Их главной функцией является калибровка СИ в области аккредитации и в соответствии с действующими нормативными документами. Требования к подразделениям, проводящим калибровочные Работы, изложены в рекомендациях Р РСК 001-95.
Организация, выполняющая калибровочные работы, должна иметь:
Поверенные и идентифицированные средства калибровки - эталоны, установки и другие СИ, применяемые при калибровке в соответствии с установленными правилами. Они призваны обеспечить передачу размера единиц от государственных эталонов калибруемым СИ;
Актуализированные документы, регламентирующие организацию и проведение калибровочных работ. К ним относятся документ на область аккредитации, документация на средства измерений и калибровки, нормативные документы ГСИ на калибровку, процедуры калибровки и использования ее данных;
Профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;
Помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.
Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком,
наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.
Требования к калибровочным лабораториям приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000.
6.4.5. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования
Метрологическая аттестация- это признание средства измерений (испытаний) узаконенным для применения (с указанием его метрологического назначения и MX) на основании тщательных исследований метрологических свойств этого средства, проводится в соответствии с ГОСТ 8.326-89.
Метрологической аттестации могут подвергаться СИ, не подлежащие государственным испытаниям или утверждению типа органами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, выпускаемые или ввозимые из-за границы в единичных экземплярах или мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.
Основными задачами аттестации СИ являются:
Определение MX и установление их соответствия требованиям нормативной документации; ;
Установление перечня MX, подлежащих контролю при поверке;
Опробование методики поверки.
Метрологическая аттестация проводится органами государственной или ведомственной МС по специально разработанной и утвержденной программе. Результаты оформляются в виде протокола определенной формы. При положительных результатах выдается Свидетельство о метрологической аттестации установленной формы, где указывают его установленные MX.
Как известно (см. разд. 5.1), между измерением и испытанием имеется различие, состоящее в том, что погрешность испытания складывается из пофешности измерения и пофешности воспроизведения режимов испытания. Измерение можно считать частным случаем испытания, при котором условия последнего не представляют интереса.
В соответствии с этим существует различие в аттестации СИ и испытательного оборудования, основные положения и порядок проведения которого приведены в ГОСТ Р 8.568-97.
Основная цель аттестации испытательного оборудования - подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допустимых отклонений и установление пригодности использования данного оборудования в соответствии с его назначением.
Аттестация, как и поверка, бывает первичной, периодической и повторной.
Первичная аттестация заключается в экспертизе эксплуатационной и проектной документации, экспериментальном определении технических характеристик испытательного оборудования и подтверждении пригодности его к использованию. Технические и метрологические характеристики, подлежащие определению, выбирают из числа нормированных и установленных в документации характеристик. Они должны определять возможность оборудования воспроизводить условия испытаний в течение установленного времени.
В процессе первичной аттестации устанавливают:
Возможность воспроизведения внешних воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта испытания, установленных в документах на методики испытаний конкретных видов продукции;
Отклонения параметров условий испытаний от нормированных значений;
Обеспечение безопасности персонала и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;
Перечень характеристик оборудования, которые должны проверяться при периодической аттестации, а также методы, средства и периодичность ее применения.
Периодическую аттестацию проводят в процессе эксплуатации испытательного оборудования в объеме, необходимом для подтверждения соответствия его характеристик требованиям нормативных документов на методики испытаний и экcплyafaциoнныx документов. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положительных результатах на оборудование выдается аттестат определенной формы и делается запись в эксплуатационные документы.
6.4.6. Система сертификации средств измерений
Система предназначена для проведения добровольной сертификации средств измерения в соответствии с законами "Об обеспечении единства измерений" и "О сертификации продукции и услуг".
Система сертификации - это система, располагающая собственными правилами процедуры проведения сертификации соответствия (см. Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.1). Сертификатом соответствия называют документ, который выдается после проведения сертификации. В нем указывается, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Основные положения и порядок проведения работ в рамках системы сертификации средств измерения, не подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, определяют МИ 2277-93.
Основными целями системы сертификации СИ являются обеспечение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями система выполняет следующие функции:
Проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требованиям;
Проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;
Проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган по сертификации.
Система является открытой для вступления и участия в ней юридических лиц и предусматривает свободный доступ к информации о ее деятельности. Сертификацию СИ проводят аккредитованные органы по результатам испытаний, проведенных независимыми испытательными лабораториями (центрами), как самостоятельными, так и входящими в состав органов по сертификации. Аккредитацию испытательных лабораторий (центров) проводят в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.010-94. При аккредитации выдается аттестат с приложением к нему, устанавливающим область аккредитации.
Организационно система сертификации СИ состоит из центрального органа, координационного совета, апелляционного комитета, научно-методического центра, органов по сертификации, испытательных лабораторий. Центральный орган системы:
Организует, координирует и осуществляет методическое руководство работами по сертификации;
Устанавливает основные принципы и правила сертификации;
Осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий;
Выполняет функции органа по сертификации при его отсутствии;
Организует инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации;
Взаимодействует с международными и зарубежными организациями по вопросам сертификации;
Осуществляет признание документов об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испытаний средств измерений;
Ведет реестр системы - книги и (или) электронного журнала, содержащего сведения об объектах, участках работ и документах в области сертификации. Подробно этот процесс изложен в МИ 2279-93.
Научно-методический центр системы осуществляет:
Разработку основных принципов, правил и структуры системы;
Организацию работ, связанных с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
Формирование банка данных и информационное обеспечение системы, касающиеся сертифицированных средств измерений, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и нормативных документов.
Координационный совет разрабатывает рекомендации по вопросам совершенствования системы. Апелляционный комитет рассматривает случаи несогласия с результатами сертификации СИ, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), испытаний или инспекционного контроля.
Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими производить сертификацию, включая: квалифицированный персонал, актуализированный фонд нормативных документов на СИ и методы испытаний, административную структуру, юридические и экономические возможности (условия) для управления сертификацией, в том числе для организации испытаний, испытательную базу, аккредитованную в качестве испытательной лаборатории (центра).
Основные функции органа по сертификации, установленные в Положении об органе по сертификации:
Формирование и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации СИ;
Проведение и (или) организация испытаний СИ;
Рассмотрение заявок на сертификацию, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;
Определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории (центра), организация испытаний на основе взаимодействия с ней;
Оформление на основе лицензионного соглашения с центральным органом системы сертификата соответствия, регистрация в реестре системы и выдача его заявителю;
Организация инспекционного контроля стабильности характеристик СИ;
Отмена и приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;
Организация повышения квалификации и аттестации персонала испытательных лабораторий (центров).
Детальные требования к органам по сертификации изложены в МИ 2278-93.
Порядок проведения сертификации в общем случае включает:
Представление в центральный орган заинтересованной организацией заявки на проведение сертификации;
Рассмотрение заявки и направление решения по ней;
Проведение испытаний по утвержденной программе, включающей объем и сроки проведения испытаний, методы и средства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора образцов, представляемых на испытания;
Анализ полученных результатов, оформленных в виде датированного и зарегистрированного отчета, включающего наименование и адрес испытательной лаборатории, проводившей испытания, ссылку на документ, на соответствие которому проводились испытания, идентифицирующие данные испытанных образцов, наименование и адрес изготовителя, время и место проведения испытаний, заключение о соответствии образцов требованиям нормативных документов;
Принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
Регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;
Информацию о результатах сертификации.
Орган по сертификации рассматривает результаты испытаний СИ, оформляет сертификат соответствия и направляет его копию, подписанную руководителем органа, вместе с одним экземпляром отчета об испытаниях с приложениями в научно-методический центр системы на регистрацию. Научно-методический центр оформляет дело по сертификации, регистрирует сертификат и сообщает его номер по реестру систему органу по сертификации.
После получения регистрационного номера орган по сертификации выдает организации сертификат соответствия. При получении сертификата соответствия заявитель обеспечивает маркировку образцов, тары, упаковки и документации знака соответствия.
Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию СИ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат.
Действующий
Принят
на одиннадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 11-4
от 15 июня 1998 года)
Об обеспечении единства измерений
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об обеспечении единства измерений
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Содружества), основываясь на Уставе Содружества , руководствуясь решениями Генеральной конференции мер и весов, рекомендациями и документами Международной организации законодательной метрологии, Международного бюро мер и весов,
принимая во внимание межправительственное соглашение "О проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации" от 13 марта 1992 года ,
стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств - участников Содружества в данной области регулирования правоотношений,
в целях защиты установленного правопорядка, прав и интересов юридических и физических лиц от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и регулирования отношений между государственными органами управления и субъектами хозяйствования по вопросам изготовления, использования, ремонта, продажи и проката средств измерений, приняла настоящий акт в качестве рекомендательного документа в области обеспечения единства измерений во всех государствах - участниках Содружества.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
единство измерений
- состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений находятся в установленных границах с заданной вероятностью;
законодательная метрология
- часть метрологии, относящаяся к деятельности, совершаемой национальным органом по метрологии и содержащей государственные требования, касающиеся единиц, методов измерения, средств измерений и измерительных лабораторий;
средство измерений
- техническое средство, предназначенное для измерений (в том числе: меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, измерительные системы и установки и т.д.);
эталон единицы величины
- средство измерений, предназначенное для воспроизведения и/или хранения единицы величины (кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;
государственный (национальный) эталон единицы величины
- эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории своего государства;
нормативные документы по обеспечению единства измерений
- государственные стандарты, применяемые в установленном порядке, международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и иные нормативные и методические документы, определяющие требования и порядок проведения работ по обеспечению единства измерений;
национальный орган по метрологии
- орган государственного управления, уполномоченный осуществлять руководство работами по обеспечению единства измерений в государстве;
метрологическая служба
- совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений;
метрологический контроль и надзор
- деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы или метрологической службой юридического лица по проверке соблюдения метрологических правил и норм;
поверка средств измерений
- совокупность операций, выполняемых органом государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами (организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям;
сертификат об утверждении типа средств измерений
- документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям;
калибровка средств измерений
- совокупность операций, которые служат для установления при определенных условиях соотношения между показаниями измерительных приборов или измерительных систем или значениями величин, воспроизводимых материальной мерой или стандартным образцом, и соответствующими значениями величин, воспроизводимых эталоном;
методика выполнения измерений
- совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.
Статья 2. Законодательство об обеспечении единства измерений
Регулирование отношений в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств - участников Содружества.
Статья 3. Международные договоры
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве в области обеспечения единства измерений, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Государственное управление обеспечением единства измерений
Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляет национальный орган по метрологии (НОМ).
К компетенции НОМа относится:
- межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в государстве;
- представление правительству на утверждение предложений по единицам величин, допускаемым к применению;
- установление правил создания, утверждения, хранения и применения государственных эталонов единиц величин;
- определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;
- организация и осуществление государственного метрологического контроля и надзора;
- руководство деятельностью государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;
- участие в деятельности международных организаций по метрологии.
Статья 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений
В соответствии с национальным законодательством в области обеспечения единства измерений НОМ утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и подлежащие обязательному применению на территории государства.
Глава 2. Единицы величин, средства и методики выполнения измерений
Статья 6. Единицы величин
1. При измерениях применяются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.
Наименования, обозначения, правила написания и применения единиц величин, а также применение на территории государства наравне с ними внесистемных единиц величин устанавливает правительство, за исключением случаев, предусмотренных актами национального законодательства.
2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.
Статья 7. Государственные эталоны единиц величин
Техническую основу обеспечения единства измерений в государстве образуют государственные эталоны единиц величин, создание и содержание которых осуществляются государством. Государственные эталоны единиц величин предназначены для воспроизведения и хранения единиц величин и используются в качестве исходных с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории страны. Государственные эталоны единиц величин подлежат утверждению НОМом.
Статья 8. Средства измерений
1. Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в стране, и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным к ним требованиям.
2. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает НОМ.
Статья 9. Методики выполнения измерений
1. Измерения, результаты которых используются в областях, на которые распространяется государственный метрологический контроль и надзор, должны осуществляться по аттестованным в установленном порядке методикам.
2. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяет НОМ.
Глава 3. Метрологическая служба
Статья 10. Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения единства измерений
1. Государственная метрологическая служба находится в ведении НОМа и включает:
- государственный научный метрологический центр (центры);
- региональные (территориальные) органы государственной метрологической службы.
В государственную метрологическую службу могут входить другие службы по обеспечению единства измерений в соответствии с национальным законодательством.
2. Государственный научный метрологический центр (центры) несет ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение национальных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.
3. Органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор за субъектами хозяйствования на закрепленных за ними территориях.
Статья 11. Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц
1. Государственные органы управления, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.
2. При выполнении работ в сферах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.
3. Права и обязанности метрологических служб определяются положениями о них, разрабатываемыми на основе типового положения, утверждаемого НОМом.
Глава 4. Государственный метрологический контроль и надзор
Статья 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора
Государственный метрологический контроль и надзор включают:
- испытания и утверждение типа средств измерений;
- поверку средств измерений;
- лицензирование (регистрацию) юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи или проката средств измерений;
- надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), методик выполнения измерений, эталонов единиц величин, за соблюдением метрологических правил и норм;
- надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
- надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Национальным законодательством могут быть предусмотрены дополнительные виды метрологического контроля и надзора.
Статья 13. Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора
Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:
- здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда, продукции, процессов;
- торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом;
- государственные учетные операции;
- обеспечение обороны государства;
- геодезические и гидрометеорологические работы;
- банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
- производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с национальным законодательством;
- испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям национальных стандартов;
- обязательную сертификацию продукции и услуг;
- измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления страны;
- регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
Национальным законодательством государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.
Статья 14. Утверждение типа средств измерений
1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений, предназначенные для производства или ввоза, подвергаются испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.
Решение об утверждении типа средств измерений принимается НОМом и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений.
Срок действия этого сертификата устанавливается НОМом при его выдаче.
Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет НОМ.
2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами НОМа, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений, а также другими организациями, аккредитованными НОМом в качестве государственных центров испытаний средств измерений.
3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном НОМом порядке.
4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории страны контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей и пользователей.
5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.
6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях НОМа.
7. Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших испытания и утверждение их типа.
Статья 15. Поверка средств измерений
1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.
2. Право поверки средств измерений может быть предоставлено НОМом аккредитованным метрологическим службам юридических лиц при условии, что их деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.
Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.
3. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом государственной метрологической службы.
4. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются оттиском поверительного клейма или/и свидетельством (сертификатом) о поверке.
Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются НОМом.
5. Правила организации и проведения поверки устанавливаются НОМом.
6. При выполнении поверочных работ с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти соответствующего региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе:
- предоставлять им соответствующие помещения;
- обеспечивать вспомогательным персоналом и транспортом;
- извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.
Статья 16. Лицензирование (регистрация) деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений
1. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь после регистрации в порядке, устанавливаемом НОМом.
2. Лицензирование (регистрация) деятельности по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерений производится после проверки органами государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.
3. В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия (свидетельство о регистрации) аннулируется.
Статья 17. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических норм и правил
Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом НОМом.
Статья 18. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций
Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров.
Порядок проведения указанного вида метрологического надзора устанавливается НОМом в соответствии с национальным законодательством.
Статья 19. Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже
Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке.
Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается НОМом в соответствии с национальным законодательством.
Статья 20. Права и обязанности государственных инспекторов (и/или иных уполномоченных должностных лиц) по обеспечению единства измерений
1. Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:
- посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
- проверять соответствие используемых единиц физических величин допущенным к применению;
- принимать участие в государственных испытаниях средств измерений;
- поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;
- проверять применение аттестованных методик выполнения, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;
- проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
- отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;
- использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому надзору.
Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, имеют право:
- на бесплатный проезд к объектам проверки при наличии задания на проверку;
- на контрольные закупки товаров без предъявления удостоверения.
2. При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:
- запрещать применение и выпуск средств измерений, не прошедших утверждение типов или не соответствующих утвержденному типу, а также не прошедших поверку;
- гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или истек срок межповерочного интервала;
- при необходимости изымать средство изменений из эксплуатации;
- представлять предложения по аннулированию регистрации на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
- давать предписания о запрете выполнения работ, в отношении которых установлены обязательные требования по измерениям и которые выполняются с нарушением этих требований;
- налагать штраф на субъекты хозяйствования за реализацию ими средств измерений, не прошедших государственные испытания в соответствии с обязательными требованиями стандартов, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;
- давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;
- составлять акты проверок и/или протоколы о нарушении метрологических правил и норм.
3. Другие права и обязанности могут быть дополнительно установлены национальным законодательством.
Статья 21. Ответственность государственных инспекторов (и/или иных уполномоченных должностных лиц)
1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать национальное законодательство, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включающие разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с национальным законодательством.
2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.
Действия государственных инспекторов также могут быть в установленном порядке обжалованы в суд.
3. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.
Статья 22. Содействие государственному инспектору
Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава 5. Калибровка и сертификация средств измерений
Статья 23. Калибровка средств измерений
1. Средства измерений, не подлежащие обязательной поверке, калибруются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже в порядке, устанавливаемом владельцем или потребителем этих средств.
Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.
Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или свидетельством (сертификатом) о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.
2. На основе договоров, заключаемых с органами государственной метрологической службы или государственными научными метрологическими центрами, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.
В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать свидетельства (сертификаты) о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.
Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ несут юридические лица, метрологическими службами которых выполнены калибровочные работы.
При рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств.
3. Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется органами государственной метрологической службы или государственными научными метрологическими центрами в соответствии с условиями заключенных договоров.
4. Порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи свидетельства (сертификата) о калибровке или нанесении калибровочного знака, требования к выполнению калибровочных работ устанавливаются НОМом.
Статья 24. Сертификация средств измерений
Добровольная сертификация средств измерений проводится в соответствии с актами национального законодательства.
Глава 6. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона
Статья 25. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность
Юридические лица, а также государственные органы управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.
Глава 7. Финансирование работ по обеспечению единства измерений
Статья 26. Обязательное государственное финансирование
1. Обязательному государственному финансированию подлежат:
- разработка (приобретение), совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;
- фундаментальные исследования в области метрологии;
- работы, связанные с ведением служб времени и частоты, стандартных образцов, стандартных справочных данных;
- содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов государственной метрологической службы;
- разработка утверждаемых НОМом нормативных документов по обеспечению единства измерений;
- работы по государственному метрологическому контролю и надзору.
2. При разработке государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств национального бюджета, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы метрологического обеспечения.
3. Объемы финансирования работ по обеспечению единства измерений определяются с учетом рекомендаций Рабочей группы по политике в области технического согласования и стандартизации Европейской экономической комиссии ООН в объеме 0,005% ВНП.
Статья 27. Оплата метрологических работ и услуг
Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам государственными научными метрологическими центрами и органами государственной метрологической службы: испытания для последующего утверждения типа средств измерений, поверка средств измерений, разрешение на деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, сертификация средств измерений, калибровка средств измерений, аттестация методик выполнения измерений, экспертиза нормативных документов, аккредитация метрологических служб и метрологических лабораторий, другие услуги - оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров.
Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 18, 1998 год
Статья 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора
Функции по государственному метрологическому контролю и надзору осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 294).
1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России.
2. Государственный метрологический контроль включает:
утверждение типа средств измерений;
поверку средств измерений, в том числе эталонов;
Консультант Плюс: примечание.
Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений прекращается со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ).
лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
3. Государственный метрологический надзор осуществляется:
за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:
здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;
государственные учетные операции;
обеспечение обороны государства;
геодезические и гидрометеорологические работы;
банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;
обязательную сертификацию продукции и услуг;
измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;
регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.
Статья 14. Утверждение типа средств измерений
1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.
Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.
Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.
2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений.
Решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.
3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном Госстандартом России порядке.
4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.
5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.
6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.
В этой статье мы рассмотрим понятие государственного и метрологического а также уделим внимание различным отдельным вопросам, относящимся к данной гос. структуре. Будут затронуты темы определения данных служб, предназначение, различные включения в понятия и др.
Введение
Метрологическая служба (МС) обладает данными о базе эталона, в соответствии с которым нанимаются подготовленные и аттестованные поверители. А также включает в себя ряд нормативных документов и помещений, которые необходимы для проведения мер по проверке СИ, что соответствует конкретной области аккредитации. Закон обеспечения и единства измерений передает право осуществлению проверки документов, продукции т. д. органам государственного метрологического контроля и надзора. Данные организации осуществляют ряд проверок, целью которых является наблюдение за соблюдением метрологических нормативных положений и стандартов, распространенных в определенной сфере деятельности.
Отвечая на вопрос о том, можно сказать, что это наука об общем разнообразии измерительных средств (ИС) и методиках. Ее главной задачей является обеспечение единства данных методов и единиц измерений, а также метрология старается достичь максимальной точности в своих исследованиях.
Предназначение
Конкретными областями анализа, наблюдения и проверки, являются:
- сфера здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды;
- осуществление трудовой безопасности;
- общая масса рыночных операций и взаимных расчетов между торгующим и покупающим субъектом;
- игровые автоматы;
- гос. учет операций;
- обеспечение гос. обороны;
- детальное слежение за проведением геодезических и гидрометеорологических работ;
- все операции, связанные с банковским, налоговым, таможенным и почтовым делом;
- процесс производства продукции, что поставляют в соответствие договорам и контрактам на гос. уровне;
- проверка и контроль качественных параметров изготавливаемой продукции по соответствию с государственными стандартами РФ;
- проведение сертификации по отношению к изготавливаемой продукции и предоставляемым услугам;
- измерение чего-либо, по обращению органов суда, включая арбитражный, а также прокуратуры и органов управления РФ;
- регистрирование всех международных спортивных достояний, а именно рекордов.
Государственный метрологический контроль и надзор в РФ разделяет весь спектр производимых, разрабатываемых, а также импортирующихся средств на 2 типа:
- Созданные с целью применения в областях, где распространен гос. метро. контроль и надзор. Весь набор средств становится применимым лишь после проведения ряда экспериментов и расчетов, позволяющих понять их правильность и непогрешимость результатов.
- Не созданных для применения в вышеупомянутых областях.
Группы средств
Государственный метрологический контроль и надзор, юридические лица осуществляют путем:
- Калибровки общего количества измерительных средств.
- Надзора за качеством и способами применения измерительных средств, эталонов единичных величин, а также за соблюдением всего спектра метрологических нормативных указаний, соответствующих определенной документации.
- Выдачи особых предписывающих бумаг, нацеленных на устранение и/или предотвращение возможных отступлений от определенных стандартов.
- Исследования и анализа современного представления об измерительных средствах, нацеленных на их испытание и утверждение.
В метрологической экспертизе системы испытаний и утверждения измерительных средств присутствуют следующие пункты:
- Проверка средства измерения, проведенная для утверждения.
- Проведение согласования и принятия, относительно решения, что собираются утвердить.
- Гос. регистрация, а также присвоение сертификата, подтверждающего утверждение средства.
- Проверка измерительного средства в условиях соответственного типа.
- Признание постановления об утверждении методологического приема или результатов испытаний, которым занимается особая компетентная организация за рубежом.
- Проведение информационного обслуживания для потребителей конкретной техники измерительного типа.
Мы уже ознакомились с общим видом ответа на вопрос о том, что такое метрология, однако важно понимать, что это многосоставная наука. С ней связано множество тонкостей ее определения в областях деятельности. Важно понимать, что испытующие программы, применимые к измерительным средствам могут предусматривать лишь наличие конкретной метрологической характеристики, для определенного образца измерений и экспериментальной апробации методологии приемов, применимых к самому образцу. По показателям равносильности объема работы, подобные исследования приравниваются к метрологической аттестации.
Соответствие набору положений международного соглашения России, передает право анализа импортируемой продукции в государство и из него, органам государственного и метрологического контроля и надзора РФ. Право работы таким структурам предоставляется и для работы за рубежом, что является обязательным условием для приписки товара (особенно закупаемого) к списку дозволенного и проверенного, а также применимого на территории России.
Включения
Гос. метроконтроль включает в себя явление:
- Утверждения типологии измерительных средств.
- Испытание измерительных средств, что справедливо и к эталонам.
- Проведение лицензирования деятельности субъектов физического и юридического типа, изготавливающих и ремонтирующих данные средства.
Утверждение методологических приемов и измерений осуществляется в соответствии с утверждениями Госстандарта РФ, подписанного и приведенного в силу 8 февраля 1994 года и пронумерованного как № 6. Положения закона о порядке проведения ряда испытаний и экспериментов и утверждение типологии измерительных средств удостоверяться может только особым сертификатом. Срок, в течение которого он действует, устанавливается в ходе выдачи. Госстандарт занимается внесением конкретного способа измерений в гос. реестр.
Научный гос. метролог. центр Госстандарта РФ занимается также испытаниями средств измерений, применимых с целью фактического утверждения методологического приема. Проводиться также аккредитование самих центров исследований.
Установки системы испытаний
Метрологический контроль - это осуществление технического анализа документации, а также оценивание технических решений, применимых в области конкретного обеспечения исследований.
Периодические контроли, осуществляемые с целью испытания изделий на их соответствие утвержденным типам, проводятся, если:
- Имеется информация, поступившая от потребителей, об уменьшении параметров качества выпускаемого или импортируемого измерительного средства.
- Вносятся в конструкцию и/или технологию изготовления ИС определенные изменения, что могут влиять на их нормированное состояние метрологической характеристики.
- Истек срок, в течение которого сертификат обладает действительной силой.
- Госстандарт РФ принимает решение о постановке и утверждении измерительного средства.
- Выдается лицензия на права по изготовлению ИС, предприятию, не входящему ранее в группу изготовителей образов для конкретных измерений, в соответствие с результатами утвержденных испытаний их типа.
Сферы государственного метрологического контроля и надзора, как ясно из пункта о «предназначении», являются крайне разнообразными, а потому и проверка ИС представляет собой крайне многогранный процесс.
Юрисдикция
Проверка ИС лежит в пределах юрисдикции служб, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью в метрологической сфере деятельности человека. Любая продукция, входящая в состав подобных областей, должна в обязательном порядке подвергаться испытанию на соответствие всем стандартам, прежде чем она вступит в импорт, ввоз и эксплуатацию. Допущение к продажам и выдаче напрокат может быть осуществимо лишь после признания и проверки ИС. Важно помнить, что данному анализу и испытаниям долежит абсолютно все экземпляры измерительных систем. Утверждение групп средств, которые обязаны подвергаться проверка, совершается Госстандартом РФ. По его решению, ревизия может проводиться особыми аккредитованными юридическими лицами, входящими в состав структуры метролог. служб. Разбор всех свойств ИС лежит на плечах выше упомянутых специалистов, однако контроль их деятельности осуществляет ряд органов гос. метролог. служб, предназначенных для конкретных мест и в соответствии с их расположением.
Метрологический контроль - это средство, не только позволяющее производить измерение и проверку производства изготовляемой продукции, но также он отвечает за ее ремонт, прокат, торговлю и своевременное предоставление к проведению самой проверки. Положительный результат ревизии должен быть удостоверен особым клеймом, обладающим статусом поверительного. Также может быть использовано в качестве признание создание свидетельства о проверке.
Проведение лицензирования
Процесс лицензирования действий каждого юридического и/или физического лица по созданию и реконструкции измерительных средств производится только после того, как уполномоченные органы, в соответствии со стандартами законодательной метрологии, осуществят ревизию на наличие необходимого перечня условий, который требуется для конкретной деятельности. Также особое внимание уделяется проверке соблюдения лицами, что осуществляют данную деятельность, всего ряда метрологических постановлений о правилах и нормах. Если присутствует нарушение, то лицензия подвергается аннулированию.
Лицензия может быть выдана на промежуток времени, не превышающий 5 лет. Органом, которым она была выдана, должна проводиться периодическая проверка. Ее предназначение заключается в контроле соблюдения различных требований, в соответствии с которым лицензируемая деятельность должна осуществляться.
Понятие метрологической экспертизы включает в себя ряд различных договоренностей. Одной из них является соглашение «О взаимном признании результатов гос. испытаний и утверждение типа метролог. аттестации, проверке и калибровке средств измерений, а также о результатах аккредитации лабораторий, занятых осуществлением испытаний, проверкой и/или калибровкой ИС». В ходе развития понятия о метрологии в данное соглашение был включен документ о порядке взаимного признания лабораторной аккредитации, зданий и помещений, осуществляющих конкретные испытания, а также осмотр и/или калибровку ИС.
Предназначение надзора
Итак, мы уже ознакомились с ответом на вопрос о том, кто проводит государственный метрологический надзор и контроль. Рассматривая пункт о его предназначении, можно сказать, что его главные задачи - это:
- Слежение за выпуском, состоянием, эксплуатацией измерительных средств, что были аттестованы в соответствии с особыми, утвержденными измерительными методиками, а также подходят под стандарты эталона различных величин. Не обходят стороной и пункт о соблюдении метролог. правил и нормативных постановлений;
- Слежение за количественной величиной товара, что отчуждается в ходе совершения торговой операции;
- Слежение за количеством финансового ряда товаров, что упаковывается и расфасовывается для продажи.
Метрологический контроль средств измерений и надзор, осуществляют осмотр объединений, предприятий, организаций и различных учреждений, вне зависимости от их уровня подчиненности и формы проведения собственных проверок. Однако, это справедливо только по отношению к средствам измерений, что входят в сферу, на которую распространяется деятельность метрологических структур надзора и испытаний. При введении особых нормативных актах, их деятельность может быть распространенной и в других областях деятельности человека.
Деятельность государственных метрологических центров регламентируется Государственным надзором и прописана в своде правил ПР50.2.002-94 ГСИ.
Задача проверки
Мы уже рассмотрели предназначение метролог. надзора и контроля. Давайте теперь более детально ознакомимся с главными задачами, среди которых выделяют:
- Определение степени соответствий между выпускаемым измерительным средством и типом, по которому оно должно утверждаться.
- Определение функциональности, состояния и верности эксплуатации ИС, что справедливо и по отношению к эталонам, применяемым в ходе проверки самого средства.
- Важно определять наличие и способы применения методик, в соответствии с которыми осуществляется аттестация измерений.
- Осуществление контроля, по отношению к соблюдению метрологического свода норм и правил. Данный пункт, в обязательном порядке, подчиняется установкам, прописанным в Законе РФ «об обеспечении единства измерений».
Объектом гос. метролог. надзора и контроля служит перечень всех совершенных операций в области торговой сферы деятельности, в ходе которых товар переходит из собственности одного юридического или физического субъекта в собственность другого. Количественная величина товара определяется при проведении анализа результатов измерений.
Нарушением метролог. правил и норм в ходе определения количественной величины отчуждаемого товара считается:
- Подвергание отчуждению меньшего количества товаров, не соответствующего информации, содержащейся в заявлении о продажи.
- Подвергание отчуждению количества продукции, не соответствующего оплаченной цене.
- Эксплуатация измерительных средств, не подходящих под тип, а также не испытанных и обладающих нарушенным клеймом. Сюда же входят средства, дающие неверные результаты показаний.
Важно будет знать о том, что при создании продукции, метрологические требования распространяются также и на упаковки, в которые она помещается. Они делятся на 2 типа: требование к индивидуальности упаковки и требование к товару, внутри упаковки. Все требования, относящиеся к первому типу, сводятся к положению о том, что при вложении товара, недовложение, не должно превысить допускаемый предел, утвержденный в нормативном документе о данной продукции. В случае отсутствий подобных норм следует руководствоваться рядом требований, что включен в международную документацию МР № 87 МОЗМ о величине нетто в упаковке.
В настоящее время множество подобных служб располагается на конкретных территориях России, что соответствует и другим странам. Например, существует метрологическая служба Москвы, отвечающая за установку, осмотр и смену счетчиков воды. Она расположена по адресу ул. Академика Королева, д. 13. Несмотря на то что требования к точности и соответствию показаний и результатов измерений по всей стране являются общими, тем не менее, в соответствии с регионами, метрологический контроль осуществляется разными службами, действующими в конкретном месте.
Подводя итоги
Виды метрологического государственного контроля, перечисленные в пунктах выше, включены в законодательство и им охраняются. Несоблюдение стандартов может привести к аннулированию лицензии, а эксплуатация в незаконных целях карается и расценивается как преступление.
Существует большое количество знаков в метрологии, которые соответствуют определенным сертификатам. Они показывают нам принадлежность измерительного средства к группе утвержденных и проверенных. Знаки могут делиться на: национальные, международные, отраслевые и специализированные, для определенной промышленности.