Что такое сквозная нумерация путевых листов. Какой порядок заполнения журнала учета путевых листов. Правила заполнения путевых листов

Статистическая отчетность является одним из видов составляемой предприятиями отчетности и подается на рассмотрение в Росстат. Каковы особенности этого вида отчетности, рассмотрим подробнее в данной статье.

Составлением и сдачей статистического вида отчетности занимаются различные предприятия, которые могут быть представителями малого, среднего, крупного бизнеса. Многие считают, что составление этого вида отчетных документов является обязательным для всех, но зачастую этому предшествует получение уведомления или требования от соответствующего органа контроля.

Многие представители малого бизнеса освобождаются от подачи статистической отчетности по причине их несущественного влияния на макроэкономические показатели.

Если получено соответствующее уведомление от органов статистики, значит, к подготовке отчетности необходимо подойти основательно, так как формировать и подавать ее необходимо в установленном государством порядке и в оговоренные сроки.

Как происходит сдача отчетности

Все отчетные документы могут подаваться как в бумажном виде, так и в электронном. Вид подачи отчетных документов может оговариваться в требованиях от статистических органов.

Подача отчетности может иметь разнообразные сроки в зависимости от целей проводимых исследований. Чаще всего встречается ежеквартальный вид подачи отчетности. В таком случае предприниматель подает отчетные документы в срок до двадцать девятого числа месяца, который идет за отчетным кварталом.

Поскольку сдача статистических отчетов регулируется на государственном уровне, предпринимателю стоит понимать обязательность подачи такой документации, а также быть готовым к ответственности за нарушение отчетной дисциплины. Так, несвоевременная сдача, отказ подавать отчетность, предоставление недостоверных данных грозят предпринимателю штрафами, а также привлечением к административной ответственности.

Разновидности отчетных документов

Цели, преследуемые органами статистики, бывают разные, что вызывает разнообразие форм статистической отчетности. В этом вопросе Росстат вводит изменения практически ежегодно. Касаются они в основном методики заполнения отчетных документов, а также формирования их пакетов. Каждая новая форма отчетности сопровождается подробной инструкцией по ее заполнению.

Формы, по которым предприятие обязуется предоставлять отчетность в органы статистики, также может оговариваться в уведомительных документах. Для предпринимателя важно выбрать актуальный вариант формы, а также правильно ее заполнить.

Основных форм статистических отчетных документов несколько:

  • № П-1 – ежемесячная форма отчетности, применяемая предприятиями, которые в среднесписочной численности сотрудников имеют показатели более 15 человек. Это форма используется для отображения производства или объемов отгрузки товаров.
  • № П-3 – формат отчетного документа, который служит для отображения и анализа финансового положения предприятия, составляется ежемесячно.
  • № П-4 – эта форма используется для отображения информации по сотрудникам и зарплате.

Общим признаком статистических форм отчетности является нарастающий метод их заполнения с показателями, суммирующимися с начала года, а также ежеквартальная сдача отчетных документов. Количество отчетных форм значительно больше, а значит, их вид и методы заполнения лучше узнать в местном статистическом органе.

Из этого видео вы узнаете, как сформировать отчетность в Росстат из программы 1С:

Зачем существует такая отчетность

Статистическая отчетность предусмотрена для того, чтобы составлять и анализировать общую картину экономической ситуации в стране. Многие показатели каждого предпринимательского объекта участвуют в общем формировании ситуации занятости, размеров зарплаты, объемов оборотов на общегосударственном и региональном уровне.

Органы статистики выполняют задачу сбора информации, а также ее анализа и обобщения для составления данных, имеющих общегосударственное значение и отображающих ситуацию в целом.

Предпринимателям стоит понимать, что органы статистики имеют полное право воздействовать на них с целью получения отчетных форм и актуальной информации как по производству в целом, так и по финансовой деятельности, предпринимательской активности и т.д.

Статистическая отчетность особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ и является одним из видов федерального государственного статистического наблюдения в форме регулярных периодических отчетов.

Бланки таких отчетов называются формами статистической отчетности . Правильность статистических сведений в отчетности заверяется подписью руководителя предприятия, организации. Различают формы федерального наблюдения , которые собираются и разрабатываются статистическими органами, и ведомственного наблюдения , которые собираются и разрабатываются органами, осуществляющими регулирование в соответствующей отрасли экономики. Для отрасли связи таким органом является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Росстатом. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

По срокам представления статистическая отчетность бывает месячной, квартальной, полугодовой и годовой и представляет собой, за исключение годовой, текущую отчетность. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Наряду с текущей отчетностью на предприятиях применяется срочная отчетность (ежедневная, пятидневная, десятидневная), составляемая структурными подразделениями и филиалами предприятий в целях оперативно-технического управления и принятия срочных управленческих решений в сфере производства продукции и предоставления услуг. В срочной отчетности содержится минимум показателей, в текущей отчетности их круг расширяется. Наиболее полной является годовая отчетность.

В годовом отчете содержатся сведения о происходящих за год изменениях в производственной деятельности. Годовой производственный отчет вместе с месячной, квартальной и полугодовой отчетностью охватывает все стороны деятельности предприятий, характеризует достигнутый уровень производства, качество продукции, работу с кадрами, положение на рынке.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий.

Каждая форма статистической отчетности имеет реквизиты .

Реквизиты (обязательные сведения) статистической отчетности : номер и код по ОКУД, присвоенный данной форме; наименование формы, определяющее ее содержание; отметка об утверждении, дата утверждения и номер; периодичность и сроки представления отчетности; наименование отчитывающейся организации и её почтовый адрес; название министерства (ведомства), которому подчинена организация; указание, кому должна представляться отчетность; должности лиц, обязанных подписать отчет: руководитель организации и ответственный за составление формы.

Инструкция к заполнению форм статистической отчетности.

Базой формирования информации государственного статистического наблюдения и информационного обеспечения системы управления отраслевой и национальной экономики служит достоверный первичный статистический учет основных показателей производственной деятельности предприятий. Первичный статистический учет должен осуществляться на установленных бланках , соответствующих формам государственного статистического наблюдения; при корректировке последних вносятся соответствующие изменения в бланки форм первичного статистического учета.

Инструкции по первичному статистическому учету.

Унифицированная статистическая отчетность

Основные принципы формирования статистической информационной базы – унификация и упрощение форм и состава их показателей, устранение дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет.

Наиболее значимым результатом реформирования государственной статистики в 90-х гг. (переход РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, создание основ статистики, соответствующей рыночной экономике) были внедрение

    цензового принципа организации учета и

    переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий .

Сущность перехода к статистике предприятий – организация статистического наблюдения на основе использования единого статистического инструментария для всех хозяйствующих субъектов с формированием и последующим ведением статистического регистра предприятий – как единой совокупности объектов нескольких статистических наблюдений.

Ведение регистра предполагает регулярное обновление показателей, характеризующих хозяйствующие субъекты.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц . С этой целью все предприятия, организации независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

В целом статистика предприятий предполагает формирование на единых принципах информационно-статистической базы, содержащей сведения о хозяйствующих субъектах всех отраслей экономики. Деятельность каждого хозяйствующего субъекта рассматривается в целом независимо от выполняемых им видов деятельности.

В 1998г. Были введены единые формы статистической отчетности для всех хозяйствующих субъектов независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности.

Большое значение имеет стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит выявления тенденций, разработки прогнозов.

В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние предприятия отчитываются по унифицированной отчетности. Малые предприятия с 1999г. отчитываются ежеквартально по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Перечислим формы унифицированной статистической отчетности:

Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (месячная),

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» (квартальная),

Форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии предприятия» (месячная),

Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная).

Большинство отчетных форм и сведений территориальный орган статистики запрашивает самостоятельно. То есть в адрес учреждения передается (нарочно, по почте, в электронном запросе) бланк формы, который необходимо заполнить и сдать. Состав отчетности в Росстат в 2019 году корректировали уже не один раз.

Так, например, в бюджетной сфере изменили периодичность отчетов «ЗП» в части социальной и научной сфер деятельности. Отметим, что ранее отчеты типа ЗП-образование, ЗП-наука и ЗП-здрав сдавались ежеквартально. Теперь они стали ежемесячными.

Из-за огромного числа подконтрольных субъектов российская статистика не всегда успевает направить запросы по всем адресатам. Однако отсутствие информационного запроса не освобождает организацию от обязательной сдачи отчетности в Росстат в 2019 году. За это учреждению грозит крупный штраф по 13.19 КоАП.

Чтобы не допустить административного взыскания, настоятельно рекомендует Росстат проверить отчетность по ИНН. О том, как это сделать, расскажем далее.

Росстат — отчетность по ИНН: алгоритм проверки

Выявление полного состава статотчетности не займет много времени. Для осуществления Росстат-проверки отчетности по ИНН потребуется только компьютер с доступом к сети Интернет и ИНН вашей организации.

Первый шаг — это переход на официальный электронный портал: Росстат — отчетность организаций по ИНН . Внешний вид страницы интернет-портала выглядит следующим образом:

Шаг второй — вносим реквизиты организации, чтобы на сайте Росстат проверить, какую отчетность сдавать по ИНН. Если ИНН компании неизвестен, то сведения можно получить по ОКПО или по ОГРН.

Шаг третий — нажимаем кнопку «Получить». Она расположена прямо под полями для ввода идентификационной информации субъекта. Система анализирует внесенные реквизиты и практически мгновенно выдает результаты поиска.

Итак, анализируем полученную информацию. В первой части сформированных результатов поиска размещены регистрационные коды экономического субъекта. Данные шифры также содержатся в Письме из Росстата, которое направляется организации при первичной постановке на учет. Если письмо потеряется, то шифры можно уточнить здесь.

Обратите внимание, что перечень раскрывает информацию не только о наименовании и периодичности предоставления статотчетности. В данном разделе можно скачать актуальные форматы отчетов для заполнения в электронном виде.

В самом конце страницы доступен экспорт полученной информации.

Простыми словами, организация может выгрузить список отчетов или заново подготовить и распечатать письмо с кодами из Росстата.

Росстат: бухгалтерская отчетность

Срок дачи бухотчетности — не позднее трех календарных месяцев с момента окончания отчетного периода. То есть не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Сдать бухгалтерскую информацию можно на бумажном носителе (лично или почтой) либо заполнить электронную форму и отправить бухотчетность по защищенным каналам связи.

Важнейшая роль в механизме экономического управления в современном обществе принадлежит статистике. Она предполагает сбор, научный анализ и обработку, обобщение сведений, характеризующих хозяйственное и культурное развитие в стране, а также уровень жизни народа. Все это позволяет выявить существующие экономические взаимодействия, изучить динамику, провести международные сопоставления. Благодаря полученным данным появляется возможность для принятия наиболее эффективных решений в сфере управления на региональном и федеральном уровнях.

Бухгалтерская и статистическая отчетность

Как одна, так и вторая представляет собой определенный вид сбора сведений. Статистическая отчетность проводится в соответствии с федеральными программами. Она включает в себя все виды наблюдений. К ним, например, относят: монографические, социологические, анкетные, выборочные обследования, переписи разного рода, единовременные учеты, периодические, регулярные отчеты и так далее. Программы и способы исполнения этих мероприятий утверждаются Госкомитетом либо по согласованию с ним уполномоченными органами регионов. Статистические формы отчетности 2014 года и предыдущих годов утверждены Росстатом. Кроме того, данный орган разрабатывает и принимает перечни собираемых данных, методы их определения. Если в отчете содержится финансовая информация (бухгалтерские проводки, например), то бланки утверждаются еще и Минфином.

Бланки

Информация о деятельности юрлиц поступает в установленные сроки в соответствующие органы. Данные представлены в виде особых документов. Бланки этих актов называются формами отчетности. Для каждой из них разработан специальный шифр и наименование. Соответственно, на том или ином бланке предоставлена определенная статистическая отчетность:

Существуют и другие бланки, на которых подается статистическая отчетность. По окончании года формируется единая база данных по разным направлениям. Статистическая отчетность 2014 года будет использована в конце текущего года для проведения сравнительного анализа динамики экономического развития.

Классификация

Статистическая отчетность различается по своей периодичности. Так, в ходе срочного сбора информации поступают сведения за месяц и меньший период. Также различают годовую, полугодовую и квартальную отчетность. Наиболее подробной считается годовая база. Срочная статистическая отчетность часто передается по электронной почте или факсу. Информация за более продолжительный период при необходимости может быть направлена заказным письмом.

Источник данных

Статистическая отчетность организации составляется на основании документов. В первую очередь это расходно-приходные бумаги. Так, например, статистическая отчетность 10-ф (квартальная) практически полностью составлена по данным баланса и приложения об убытках и прибылях. Росстатом России проводится политика по унификации отчетной системы.

Ответственность

Статистическая отчетность предприятия должна быть сдана в установленные законом сроки в предусмотренном порядке. С мая 1992 года действует ФЗ об ответственности за нарушения этих предписаний. В соответствии с его положениями, уполномоченные органы вправе применять к руководству и прочим должностным лицам объединений вне зависимости от формы их собственности взыскания в виде предупреждений либо штрафов. Размер последних может составлять от трех- до восьмикратной величины МРОТ. Взыскания такого рода применяются, если статистическая отчетность предприятия и прочие сведения не были предоставлены в срок, были искажены. Штрафы налагаются и при совершении повторных аналогичных действий. В этом случае размер штрафа увеличится и составит от восьми- до десятикратной величины МРОТ.

Виды нарушений

Искажением сведений признается неверное их отражение в бланках. Оно может быть допущено умышленно должностными лицами с целью сокрытия прибыли и по другим корыстным мотивам. Искажение данных может стать следствием нарушения правил и действующих инструкций, методологических рекомендаций по составлению. Также неверное внесение данных часто является результатом арифметических ошибок. Нарушением срока считается опоздание на сутки. Если этот период больше 24 часов, то это считается непредоставлением отчетности.

Подотчетные лица

Их определение является одной из важнейших функций Госстата. Для реализации задачи все юридические лица (вне зависимости от форм их собственности) и граждане, ведущие коммерческую деятельность, должны предоставить в соответствующие инстанции учредительные документы. Всем указанным субъектам присваиваются идентификационные коды. Кроме этого, определяются классификационные признаки в соответствии с действующими классификаторами технико-экономических данных для включения в ЕГРПО, а также отражения в государственной единой статистической отчетности. В случае реорганизации либо ликвидации юрлица предоставляют в соответствующие инстанции все данные за все время своей деятельности. Информация сдается на официальных бланках за отчетный год до проведения ликвидации. Кроме того, юрлица предоставляют нормативные акты по выполненным процедурам для внесения корректировок в ЕГРПО.

Значение данных

Информация, которая содержится в отчетности, позволяет проследить за динамикой производственного объема промышленной сферы и прочих отраслей экономики, оценить комплексность развития государства и его регионов, изучить соотношения различных форм собственности в соответствии с секторами народного хозяйства и субъектами РФ. Вместе с этим появляется возможность провести качественный анализ эффективности деятельности негосударственных и государственных объединений.

Главные особенности

Стабильность статистической отчетности в современных рыночных условиях имеет особое значение. Содержание форм обеспечивает возможность прогнозирования продолжительной динамики, выявления тенденций, оценки изменчивости, разработки новых, более эффективных программ развития. Несомненно, перечень показателей и форм со временем изменяется. Однако, прежде чем вносить те или другие корректировки, необходимо четко определить их целесообразность. Отчетность готовит множество сотрудников - бухгалтера, финансовые работники. Такой массовый метод способен давать надежные сведения, если вся система будет стабильной.

Его формирование осуществляется в соответствии с требованиями принятой Государственной программы, определяющей порядок перехода России на принятую в мире систему статистики и учета, а также внутригосударственную схему привлечения и обработки данных. Стремительное развитие малых коммерческих объединений потребовало особого решения вопроса о сборе информации о них. Такие предприятия отчитываются с использованием минимального количества форм и показателей. Сегодня действует утвержденная интегрированная схема сбора данных квартальной периодичности для юрлиц этой категории, а также годовой порядок предоставления сведений. Последний предусматривает форму, в которой содержатся показатели производственной активности таких юридических лиц.

В заключение

Все данные от предприятий поступают в статистические органы, где они проходят проверку. После этого информация используется для составления сводных таблиц. Все данные объединяются по отраслям, территориям, формам собственности и правовой структуре. Из местных органов информация в виде сводных таблиц направляется в Росстат. Там также данные проходят систематизацию и обработку. В итоге составляются сводные таблицы по всей стране в целом.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика использует все виды статистических наблюдений (регулярную отчетность, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики в составе Российской Федерации 64


(краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом России. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

Отчетность различается по периодичности. Она бывает срочная

Содержит данные за месяц и менее (декаду, сутки), а также квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Госкомстат России проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности считается опоздание на одни сутки, а опоздание более чем на одни сутки рассматривается как непредставление отчетности. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для 65


присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основе общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГ- РПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношения разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов.

Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерских и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требований Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики (1991- 1996 гг.) и реализации федеральной целевой программы

«Реформирование статистики в 1997-2000 годах». 66


Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики - либо в районные или городские отделы, либо прямо в областные (краевые) комитеты. После проверки данные разрабатываются в вычислительном центре (ВЦ): составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом России. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат России, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.).

В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние организации отчитываются по унифицированной отчетности. Малые предприятия с 1999 г. отчитываются ежеквартально по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Унифицированная отчетность распространяется лишь на малые предприятия государственной формы собственности и собственности общественных организаций.

Остановимся на содержании унифицированных форм статистической отчетности исходя из редакции, утвержденной постановлением Госкомстата России № 67 от 17.07.2000 г.

Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» предусматривает отражение данных об объеме производства в целом по всем видам экономической деятельности. Наличие показателя общего объема производства создает основу для сопоставления и обобщения данных по предприятиям, занятым различными видами деятельности. Из общего объема производства выделяются производство товаров и производство услуг. При этом под товарами понимаются физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности, а под услугами - проведенная по заказу деятельность, приводящая к изменению свойств или перемещению предметов, принадлежащих потребителю (например, перевозка, ремонт, хранение), либо к изменению состояния самого потребителя услуг (например, образовательные или медицинские услуги). К услугам относятся следующие виды деятельности:


оптовая и розничная торговля, ремонт зданий и сооружений, машин, оборудования, предметов личного пользования, транспорт и связь; услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью, услуги в области образования и здравоохранения, коммунальные услуги и некоторые другие виды деятельности.

В форме № П-1 отражаются сведения о производстве и отгрузке конкретных видов товаров и услуг. В этих строках статистик должен правильно указать код товара (услуги) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) или коды Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). По этим сведениям статистики относят приведенные данные к промышленности, платным услугам населению, розничной или оптовой продаже товаров.

Форма № П~2 «Сведения об инвестициях» содержит данные об инвестиционной деятельности предприятия (организации).

Инвестиционная деятельность определяется как приобретение ресурсов, способных обеспечить получение доходов в будущем. В зависимости от типа приобретаемых активов инвестиции подразделяются на финансовые вложения, осуществляемые с целью приобретения финансовых прав (акций, облигаций и т.п.), и инвестиции в нефинансовые активы (здания, машины, землю и т.п.). Терминология, используемая в форме № П-2, приближена к определениям системы национальных счетов.

В формах № П-1 и П-2 все показатели даются в фактических ценах. Исключение из форм показателей в сопоставимых ценах не означает отказа от их использования. Пересчет в сопоставимые цены осуществляется не работниками предприятия, а в органах статистики по единой методологии, утвержденной Госкомстатом России, что обеспечивает большую точность и достоверность расчетов.

Введение унифицированных форм отчетности способствует автоматизации обработки и широкому использованию технологий работы с банками данных, основополагающими принципами которых являются упрощение показателей и снижение нагрузки на обследуемые предприятия.

В унифицированной форме № П-1 и в разделе формы № П-4 отсутствуют кумулятивные показатели «за период с начала


года», ранее всегда присутствовавшие в формах статистической отчетности по продукции, численности и заработной плате работников. Это соответствует международной статистической практике, обычно оперирующей за отчетный и

предшествующий ему месяцы, что облегчает заполнение форм в условиях значительной изменчивости экономических параметров. Кроме того, это позволяет исключить несоответствие между данными «за периоде начала года» и суммой помесячных данных за соответствующее количество месяцев.

В новые формы включен ряд показателей, позволяющих выявлять наличие на предприятиях определенных экономических явлений. Например, заполнение строк 15 и 16 в форме № П-1 свидетельствует о том, что данное предприятие осуществляет экспорт или импорт услуг. Для более детального изучения структуры и направлений экспорта и импорта услуг такому предприятию высылается специализированная форма статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Отчет об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности». Аналогичную роль исполняют следующие показатели: вывоз товаров в государства - члены таможенного союза (строка 14 формы № П-1), инвестиции за рубеж и инвестиции из-за рубежа (строки 19, 20, 23, 24 формы № П-2). Сопоставление показателей выпуска и отгрузки продукции в форме № П-1 позволяет сделать выводы от эффективности работы предприятия (продумана ли система реализации продукции без задержек или же предприятие работает «на склад»). При этом предусмотрены достаточно подробная классификация производимой продукции - строительно- монтажные работы, оборот торговли, потребительские товары и информация по каждому виду продукции в соответствии с перечнем, определенным органами государственной статистики. Некоторые данные относятся к будущему периоду и приводятся в форме № П-1 справочно. Например, информация об общем объеме заказов на поставку продукции в последующие

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» содержит показатели, которые позволяют анализировать масштабы и эффективность инвестиционной деятельности предприятия.


Раздельно отражается несколько групп инвестиций: в финансовые и нефинансовые активы; осуществляемые предприятием и в предприятие; краткосрочные и долгосрочные. Направленность инвестиционной деятельности характеризуется как по отраслям вложений (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь), так и по характеру вложений (паи, акции, облигации, займы). Раздельные данные по инвестициям в нефинансовые активы и финансовые инвестиции позволяют проследить процесс воспроизводства основных фондов.

Данные об источниках инвестиций позволяют определить долю собственных средств, вовлеченных в процесс инвестирования (это прежде всего прибыль предприятия), степень использования заемных средств (в том числе кредиты коммерческих банков, что является индикатором сбалансированности денежно-кредитного и реального секторов экономики).

Финансовое положение является интегральным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия. Этим обусловлено выделение данных о финансово- хозяйственной деятельности в отдельную форму № П-3

«Сведения о финансовом состоянии предприятия». В форме приведены данные о прибыли (убытке) предприятия за период с начала отчетного года, которые можно сопоставить с результатом за соответствующий период прошлого года (помещенного здесь же). На основе данных формы возможно сопоставление структуры дебиторской и кредиторской задолженности по срокам; приведена общая сумма оборотных средств (с выделением собственно денежных средств).

Таким образом, в форме предусмотрены сведения, требуемые для анализа финансовой устойчивости предприятия. Тут же отражаются данные о состоянии расчетов с предприятиями России, стран СНГ и других стран, что позволяет оценить степень вовлеченности предприятия в мировой рынок.

Эффективность деятельности предприятия определяется не только его производственными и финансовыми возможностями, значительное влияние оказывает его трудовой потенциал. В форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» численность работников приводится с разбивкой по категориям: работники списочного состава, внештатные совместители и выполнявшие работы по


не равна нулю и может составлять (n22/n) - 5-10% всего массива данных.