Раскрытие информации о бенефициарных владельцах июнь. Ужесточены требования к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о бенефициарных владельцах. Юридические лица обязаны

23 декабря 2016 года вступает в действие Федеральный Закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон № 215-ФЗ), в котором ужесточены требования к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о бенефициарных владельцах.

Необходимо отметить, что, во-первых, расширена сфера действия Закона № 115-ФЗ 1 , в результате чего он регулирует отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

Во-вторых, в Закон № 115-ФЗ добавлена новая статья 6.1 «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах», согласно которой у физических и юридических лиц появятся новые права и обязанности.

Юридические лица обязаны:

  • располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев 2 ;
  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о мерах, принятых по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, не менее пяти лет со дня получения такой информации;
  • представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о мерах, принятых по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. (Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о мерах, принятых по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев, определяются Правительством Российской Федерации.)
Юридические лица вправе:
  • запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.
Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

В-третьих, в КоАП РФ 3 добавлена новая статья 14.25.1 «Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах», согласно которой неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о мерах, принятых по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. руб.;
  • на юридических лиц в размере от 100 до 500 тыс. руб.
Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Пункт 8 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ

Выводы

1. Ужесточены требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности:

  • необходимость раскрытия информации о бенефициарных владельцах в бухгалтерской отчетности прямо закреплена в статье 6.1 Закона № 115-ФЗ;
  • в КоАП РФ включена статья, касающаяся наложения штрафа за неисполнение обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах.
2. Несмотря на то что Закон № 215-ФЗ вступает в действие с 22 декабря 2016 года, юридическим лицам уже сейчас необходимо начать работу по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

3. Передача информации о бенефициарных владельцах в соответствии с положениями статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

4. В ходе аудита бухгалтерской отчетности за 2016 год аудиторам следует обратить особое внимание на раскрытие информации о бенефициарных владельцах.

1 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2 Обязанность по установлению сведений о бенефициарных владельцах не распространяется на: - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале; - международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью; - эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; -иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России; - иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Контекст

21 декабря нынешнего года вступит в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Принятие данного закона стало очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики. Нормативно-правовой акт коснется всех без исключения организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса. О том, чем обернутся для российских предпринимателей указанные нововведения, рассказала руководитель проекта Департамента налоговой практики и бухгалтерского учета IPT Group Елена Порохова.

Согласно ФЗ N215, юридические лица будут обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии). Данная информация должна быть документально зафиксирована. Кроме того, ее необходимо обновлять не реже одного раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Во исполнение обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах) информацию, необходимую для установления бенефициаров. Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того, законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, организации обязаны представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев должно определить Правительство РФ.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. Стоит обозначить, что указанная формулировка закона достаточно неопределенна, поэтому трудно предположить, что будет признано в сложившихся обстоятельствах обоснованными и доступными мерами по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Согласно новому закону организация может запросить требуемую информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей или участников, а те в свою очередь обязаны предоставить юридическому лицу запрашиваемую информацию. Стоит учитывать, что данная норма работает, если ваш учредитель - российская организация. А как реализовать данную норму закона, если учредителем является иностранная организация? Если она оставила направленный вами запрос без ответа? Признает ли налоговый орган, что организация предприняла меры по установлению необходимой информации о своих бенефициарных владельцах? Думаю, что на данный вопрос сейчас ни у кого нет однозначного ответа. Можно предположить, что реализацию нового закона, как и прежде, будет формировать судебная практика.

Эксперт отметила, что ФЗ N215требует документального подтверждения полученной информации, но что понимать под данной формулировкой - не раскрывает. Достаточно ли будет получить письмо - ответ на запрос, в котором отражена вся необходимая информация о бенефициаре в соответствии с законом, или необходимо получить заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ? В каком виде должна быть представлена документально подтвержденная информация от иностранных организаций? Это еще один пункт, который, на наш взгляд, не раскрыт в данном законе в полной мере.

Форма, порядок и сроки представления организациями, имеющейся у них в распоряжении документально подтвержденной информации, по запросу налоговых органов или иных контролирующих органов, имеющих право на получение такой информации, должны быть разработаны Правительством РФ.

Согласно ФЗ N215, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в финансовой отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если организация проводила операции со связанными сторонами (включая бенефициарных владельцев), то и раскрыта информация по каждой такой операции. Данные сведения раскрываются в пояснительной записке отдельным разделом. Вместе с тем действие Положения не распространяется на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Важно отметить, что ФЗ N215 не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства. Таким образом, все без исключения российские юридические лица обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Следует напомнить, что российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с темой раскрытия бенефициарного владельца. Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса. Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления бегства капитала за рубеж и возврата капитала в Россию.

Первой такой попыткой стало поручение председателя Правительства РФ от 28 декабря 2011 года N ВП-П13-9308. В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров. Такие требования в отношении государственных организаций и организаций с государственным участием содержало указанное выше Поручение. Суть его можно изложить в четырех пунктах:

1) обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров;

2) при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;

3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию;

4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава - также сообщать об этом.

Можно долго дискутировать о юридической грамотности и правовой основе данного Поручения, поскольку представление подобной информации было не предусмотрено ни одним из действующих на тот момент законов. Как бы то ни было, тенденция очевидна - государство уже на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 года N134-ФЗ, в соответствии с которым банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты - предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Замечу, что это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника.

Инструментом решения стал механизм, основанный на банковской структуре. Логика законодателя была проста: ни одна организация не в состоянии вести свою деятельность без расчетного счета в банке. Таким образом, банки будут предъявлять требования к организациям в соответствии с предписаниями законодательства, и, соответственно отвечать за их выполнение перед ЦБ РФ (вплоть до отзыва лицензии).

С 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков - резидентов РФ. Отныне они обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях в случаях: если доля такого участия превышает 10 процентов, при учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

Очередным шагом стало внесение изменений в п. 1 ст. 312 НК РФ, касающихся порядка применения российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным организациям, международного договора (соглашения об избежании двойного налогообложения).

С 1 января 2017 российская организация - налоговый агент для применения положений международных договоров РФ должна получить от иностранной организации, в адрес которой выплачивается доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Наконец, финальный аккорд прозвучал летом 2016 года, когда законодатель обязал все российские организации иметь и раскрывать информацию о бенефициарном собственнике.

Можно поразмышлять о том, какой объем сведений станет доступен налоговым органам. Учитывая, что с 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран, то это позволит налоговым органам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе и из офшоров.

Подводя итог, хочется отметить, что первых результатов принятия ФЗ N215 стоит ожидать после 2018 года. В настоящий момент у российских организаций есть еще немного времени, чтобы получить информацию или предпринять необходимые меры для ее получения. Это позволит избежать возможных штрафов, а также в очередной раз задуматься над вопросом - отвечает ли ваша структура бизнеса новым российским реалиям.

31 июля правительство России выпустило постановление , которым утвердило правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений (далее - «правила раскрытия»), предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти.

Согласно правилам раскрытия, запросить информацию о бенефициарном владельце у юридического лица смогут только ФНС России и Росфинмониторинг как в электронной форме - по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, так и на бумажном носителе. При этом в случае электронной коммуникации Росфинмониторинг для этого будет использовать информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру ФНС России.

«При получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе».

Интересно, что правила составлены таким образом, чтобы юридическим лицам стало более интересным направлять ответ именно по телекоммуникационным каналам связи через оператора, а не на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе. Так, например, ответ юридического лица на запрос может быть не принят, если на сопроводительном письме отсутствует подпись лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос, или если повреждение или дефект оптического или цифрового носителя информации не позволяет прочесть содержимое электронного сообщения.

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах правила разрешают юридическому лицу не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направить откорректированные сведения. Что, вероятно, должно исключать применение административной ответственности.

Важно напомнить, что обязанность у юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев появилась уже с 21 декабря 2016 года.

Понятие «бенефициарный владелец» появилось в законе в целях выполнения рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма (ФАТФ). Закон для целей исполнения обязанности по раскрытию под бенефициарным владельцем понимает «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия».

Интересно, что закон не определяет, что понимается под возможностью контролировать действия юридического лица. В этом помочь ему может Налоговый кодекс, согласно которому осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений.

Для этих целей юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. А физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, в свою очередь, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. При этом, согласно закону передача такой информации не является нарушением российского законодательства о персональных данных.

В отношении физических лиц следует предоставить фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Если же в результате принятия предусмотренных законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Так, согласно официальному информационному сообщению Росфинмониторинга «документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них».

Стоит заметить, что обязанность по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев не распространяется на следующих лиц:

1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

2) международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;

3) эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах;

4) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень , утвержденный Банком России;

5) иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

При этом закон аналогично Налоговому кодексу в 2015 году ввел понятие «иностранная структура без образования юридического лица», под которой понимается «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей».

Таким образом, иностранный траст с бенефициарными владельцами также включен в число лиц обязанных раскрывать своих бенефициарных владельцев по запросу российских юридических лиц.

В постановлении правительство поручило ФНС России и Росфинмониторингу разработать и утвердить ведомственные правовые акты необходимые для применения правил раскрытия до 27 января 2018 года. Таким образом, до утверждения уполномоченными российскими органами конкретного порядка и форматов запросов и их ответов российским юридическим лицам следует обеспечить исполнение своих обязанностей по закону в части принятия исчерпывающих мер по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах.

За неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц до 40 000 рублей, а для юридических лиц - до 500 000 рублей.

Заинтересованным лицам также следует принять во внимание, что Верховный суд в определении от 17 июля 2017 года № 302-КГ17-8315 разрешил налоговым инспекторам осматривать рабочие компьютеры сотрудников проверяемых налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок.

Законодательство Российской Федерации сегодня активно модернизируется в целях соответствия мировым тенденциям. Прежде всего это касается обеспечения прозрачности бизнеса для контроля движения денежных средств, и для обеспечения оплаты налогов в бюджет страны. Россия является участником ряда международных конвенций и соглашений, предусматривающих обмен налоговой информацией (об этом я писала в своих предыдущих статьях). Чтобы должным образом выполнять свои международные обязательства, в России на законодательном уровне систематизируется сбор необходимой информации. Прежде всего это касается сведений о конечных бенефициарах бизнесов. Рассмотрим новый закон, регулирующий данный вопрос.

23 июня 2016 был подписан N-215 ФЗ «О внесение изменений в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и кодекс российской федерации об административных правонарушениях ».

В соответствии с этим законом у всех юридических лиц (вне зависимости от правовой формы, поскольку на это нет отдельных указаний, что позволяет полагать, что публичные акционерные общества не являются исключением из общег оправила) появилось новое обязательство - раскрывать информацию о своих бенефициарах (ст.6.1 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). А из этого вытекает другое обязательство юридического лица - собирать и обновлять данную информацию. Теперь все компании должны будут регулярно, но не реже, чем один раз в год, запрашивать (в целях обновления) у своих акционеров (учредителей, участников) сведения о конечных физических лицах - их владельцах.

В соответствии с названным законом бенефициарным владельцем признаётся физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия этого юридического лица.

По данным физическим лицам надо получать и хранить следующую информацию: ФИО, дата рождения, ИНН (при наличии), адрес регистрации, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для иностранных лиц - миграционные карты или иные документы, подтверждающие регистрацию на территории РФ).

Соответственно, участники юридического лица обязаны по запросу предоставить данную информацию компании. Полученные сведения должны храниться в документах компании в течение пяти лет с момента получения.

Запросы от юридического лица в адрес своих участников тоже должны быть оформлены письменно, чтобы в случае отказа в предоставлении запрошенной информации, юридическое лицо могло подтвердить документарно, что осуществило все попытки для получения необходимой информации.

Не подлежат идентификации бенефициарные владельцы следующих организаций (на них не распространяется новое требование):

  • органы государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
  • международные организации, иностранные государства или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;
  • эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
  • иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Последний пункт следует уточнить - если не удаётся идентифицировать бенефициарного владельца компании (или конечного собственника участника компании), то им признаётся единоличный исполнительный орган.

Кому же юридическое лицо обязано предоставлять сведения по бенефициарным владельцам? Прежде всего это налоговые органы, а также федеральные органы исполнительной власти и иные органы, уполномоченные на получение подобной информации Правительством РФ. Также это кредитные организации и другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (перечислены в ст. 5), которые в свою очередь в соответствии с данным законом обязаны идентифицировать бенефициаров своих клиентов (по сути новый закон ввёл встречное обязательство клиентов сообщать сведения о своих бенефициарах по запросам соответствующих организаций). Однако об этом в законе прямо не сказано, преднамеренно или это упущение.

За невыполнение юридическим лицом этого нового обязательства по установлению и предоставлению сведений о своих бенефициарных владельцах, Кодексом об административных нарушениях (ст. 14.25.1) теперь предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Новое законодательное требование вступает в силу с 21 декабря 2016 года. С этого момента все компании обязаны вести не только реестр акционеров, но и реестр бенефициаров. И быть готовыми предоставлять сведения из этого реестра в случае получения запроса от уполномоченного лица.

Сегодня 21 декабря 2016 года вступила в силу новая статья 6.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ), устанавливающая обязанность для юридических лиц вести учёт своих бенефициарных владельцев и раскрывать информацию о них.

Целью разработки новой нормы явилась необходимость принятия действенных механизмов, направленных на противодействия уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний.

…А это значит, что, начиная с сегодняшнего дня юридическим лицам необходимо в кратчайшие сроки принять меры по установлению своих бенефициарных владельцев 1 .

ПОНЯТИЕ БЕНЕФИЦИАРНОГО ВЛАДЕЛЬЦА

Для целей применения статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

…Поскольку статья 6.1 Закона № 115-ФЗ не раскрывает того, что закладывается в понятие «возможности контролировать действия юридического лица», то юридическое лицо может отнести к бенефициарному владельцу по признаку контроля, к примеру, генерального директора юридического лица (единоличный исполнительный орган).

ОБЯЗАННОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Статьёй 6.1 Закона № 115-ФЗ вводятся следующие обязанности для юридических лиц:

1. Располагать информацией о своих бенефициарных владельцах.

2. Принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению определенных сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Закон № 115-ФЗ содержит исключения по субъектному составу лиц, на которых указанные обязанности не распространяются (пункт 2 статьи 6.1. и абзац 2-5 подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

К ним отнесены:

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 % акций (долей) в капитале;

Международные организации, иностранные государственные или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;

Эмитенты ценных бумаг, допущенные к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (далее — эмитент ценных бумаг, допущенных к организованным торгам);

Иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

Иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

…Как видно из пункта 1 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ, за исключением лиц, указанных выше, обязанность, распространяется на всех юридических лиц в понимании статьи 48 ГК РФ, в том числе на корпоративные коммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

ВСЕГДА ЛИ У КОМПАНИИ ЕСТЬ БЕНЕФИЦИАРНЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ?

Нередко можно встретить ситуацию, когда у хозяйственного общества каждый конечный владелец владеет менее 25% уставного капитала. В таком случае, при отсутствии иных признаков, у хозяйственного общества по смыслу статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ нет бенефициарного владельца.

… В целом анализ положений статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ показывает, что юридическое лицо обладает правом самостоятельно делать вывод о том, кто является его бенефициарным владельцем, исходя из конкретных обстоятельств, параметров, установленных пунктом 8 данной статьи, а также имеющихся в его распоряжении документов и сведений.

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ НУЖНО УСТАНОВИТЬ О БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ?

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ, юридические лица должны установить в отношении своих бенефициарных владельцев следующие сведения:

Фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),

Гражданство,

Дату рождения,

Реквизиты документа, удостоверяющего личность,

Данные миграционной карты,

Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ,

Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,

Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ юридические лица обязаны:

1. регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2. хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении них сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации.

В целях подтверждения выводов об определении физического лица в качестве своего бенефициарного владельца юридическое лицо должно хранить документы, на основании которых был сделан соответствующий вывод. Если документы получены из иностранного государства, то они должны быть надлежащим образом легализованы.

Кроме того, с целью соблюдения требований о периодичности обновлении информации о своих бенефициарных владельцах юридическому лицу необходимо фиксировать дату установления сведений о бенефициарном владельце, и контролировать последующее обновление таких сведений не позднее одного года с даты их установления.

… Если юридическому лицу не удалось установить бенефициарного владельца, то в этом случае оно обязано будет в случае необходимости предоставить доказательства того, что им были предприняты все возможные меры по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Доказательством этого может служить переписка с учредителями (участниками) юридического лица, различные информационные запросы, направлявшиеся в государственные органы, в том числе иностранные, и ответы на них, распечатки информационных баз данных и прочие документы, которые демонстрируют, что юридическое лицо всячески пыталось установить своего бенефициарного владельца.

КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О СВОИХ БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ?

Пункт 4 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ предоставляет юридическим лицам право запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

В свою очередь пунктом 5 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ на вышеуказанных лиц возложена встречная обязанность представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Таким образом, представляется, что у юридического лица не должно возникнуть трудностей при сборе данных о своих бенефициарных владельцах при условии добросовестного поведения обеих сторон.

На практике стороны не всегда будут работать слаженно, а потому юридическое лицо, запросившее надлежащим образом информацию, может при необходимости использовать неисполнение запрошенными лицами их обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ, в качестве аргумента в свою защиту. Факты неисполнения запрошенными лицами таких запросов следует фиксировать в рамках принятых мер по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

… Закон не предусматривает ответственность для юридических или физических лиц за неисполнение запроса юридического лица, направленного в целях получения информации о своих бенефициарных владельцах.

Юридическое лицо имеет право использовать все доступные ему способы получения информации о своих бенефициарных владельцах, например:

Анкетирование участников юридического лица (направление участникам опросников);

Изучение учредительных документов самого юридического лица и его учредителей (участников);

Устный опрос учредителей (участников) и иных физических лиц с занесением установленной информации в соответствующую анкету;

Использование внешних доступных юридическому лицу на законных основаниях источников информации;

Иные меры по усмотрению юридического лица.

…В соответствии с положениями статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ передача юридическому лицу информации, необходимой для установления его бенефициарных владельцев, не является нарушением законодательства о персональных данных, поэтому возможный отказ в представлении юридическому лицу сведений со ссылкой на законодательство о персональных данных будет несостоятельным.

КТО ВПРАВЕ ЗАПРАШИВАТЬ У ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИНФОРМАЦИЮ О ЕГО БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ?

В пункте 6 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ установлено, что юридические лица обязаны представлять документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев предусмотренных сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.

На сегодняшний день запрашивать такую информацию имеют право только Росфинмониторинг и ФНС России. После принятия соответствующего акта Правительства РФ перечень субъектов будет расширен.

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений определяются Правительством РФ. Однако соответствующий акт Правительства Российской Федерации также в настоящее время не принят, в связи с чем вопрос порядка и сроков представления указанной информации временно остается неурегулированным.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ В ОТЧЁТНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Закона № 115-ФЗ: «7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.».

Данный пункт содержит отсылочные нормы, которые охватывают случаи, когда отчетность, которую представляет юридическое лицо, может содержать информацию о бенефициарных владельцах.

К такой отчётности, можно отнести отчётность, которая в настоящее время предусмотрена в законодательстве о рынке ценных бумаг, содержащем понятия контролирующего лица и аффилированных лиц, либо законодательстве о бухгалтерском учете, предусматривающем раскрытие сведений о юридических и (или) физических лицах, способных оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность (связанные стороны). К примеру, бенефициарный владелец может быть также отнесен к связанной стороне и сведения о нем будут подлежать раскрытию в рамках законодательства о бухгалтерском учете.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ

Одновременно со статьёй 6.1 Закона № 115-ФЗ КоАП РФ был дополнен статьей 14.25.1. , которая предусматривает административную ответственность за неисполнение юридическим лицом обязанностей:

По установлению,

Обновлению,

Хранению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством.

Совершение административного правонарушения по статье 14.25.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа:

На должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей,

На юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Важно! В рамках административного производства по статье 14.25.1 КоАП РФ предметом рассмотрения может также стать оценка достаточности (обоснованности и доступности в сложившихся обстоятельствах) предпринятых юридическим лицом мер по установлению сведений о бенефициарном владельце.

… Юридическое лицо также может быть привлечено к ответственности за непредставление по запросу уполномоченных органов информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством.