Объектами технического регулирования не являются. Принятие Федерального закона о техническом регулировании обусловлено тремя объективными обстоятельствами. Правила принятия решения для расчета риска

С июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации (№184-ФЗ от 27 декабря 2002г) «О техническом регулировании». Согласно статье 47 этого закона признается утратившими силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» введенные в действие с 1993 года. В мае 2007 года утвержден закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О техническом регулировании». Все положения по техническому регулированию, стандартизации и сертификации будут излагаться в соответствии с внесенными изменениями.

Эффективно работающий мировой рынок - это экономическое пространство, в котором свободно через границы государств перемещаются товары, капитал , трудовые ресурсы, где для них складываются наиболее благоприятные условия. Создание такого экономического пространства возможно, если принять меры к устранению технических и тарифных барьеров, причем под техническим барьером понимается различие требований к продукции и другим объектам, содержащимся в национальных стандартах различных государств. Так, из-за различных требований к определенным характеристикам автомобильной техники запрещен ее ввоз из России во многие страны мира. По данным экономического комитета Азиатского-Тихоокеанского сотрудничества разработанные программы по устранению технических барьеров дали странам около 45млрд. долларов прибыли.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ними процессами жизненного цикла; установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства наладки монтажа, эксплуатации хранения, реализации, утилизации; проведение работ в области оценки соответствия. (ЖЦП - жизненный цикл продукции является фундаментальным понятием в учении о системе менеджмента качества и представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов изменения состояние продукции: маркетинг , проектирование и изготовление, закупки, проверка, реализация, эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация после использования).

Исходя из этого определения техническое регулирование сводится к трем видам деятельности:

- первый виддеятельности реализуется через принятие и применение технических регламентов , имеющих силу закона, подзаконных актах и обязательных для применения;

- второй реализуется деятельностью по стандартизации через разработку и утверждение стандартов, которые должны применяться на добровольной основе;


- третий вид деятельности основывается на оценке соответствия (сертификация, декларирование соответствия).

Таким образом , введение закона о техническом регулировании не отменяет стандартизацию (тем более существующие ГОСТы) и сертификацию, как виды деятельности, но вносит определенные изменения, дополнения в существующие системы стандартизации и сертификации.

Вопрос 2.2. Необходимость введения технического регулирования

Принятие Федерального закона о техническом регулировании обусловлено тремя объективными обстоятельствами:

Необходимостью сближения и взаимоувязки, гармонизации требований к продукции и деятельности по техническому законодательству в России с таковыми в промышленно развитых странах для устранения технических, экономических и организационных барьеров при вступлении в единое экономическое пространство;

Задачей снятие избыточных ограничений, содержащихся в государственных стандартах, санитарных, строительных нормах и правилах и во множестве отраслевых документов, которые сдерживают предпринимательскую инициативу и бизнес граждан;

Необходимостью упорядочения названий, обязательных требований по составу и качеству продукции, особенно в пищевой промышленности. Это обусловлено тем обстоятельством, что имеющийся в настоящее время набор обязательных требований в многочисленных нормативных документах, технических условиях (ТУ) на продукцию не обеспечивает надлежащие качество и создает, в ряде случаев, опасность для здоровья граждан.

Вопрос 2.3. Сферы применения технического регулирования и объекты

Объектами технического регулирования являются:

Продукция (готовые изделия, сырье, природное топливо, материалы);

Услуги (материальные и нематериальные);

Процессы на отдельных этапах жизненного цикла продукции, которые могут создать риск возникновения опасностей. Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:

При разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

При разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или услуг;

При оценке соответствия.

Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:

Установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла (деятельность по техническому регулированию);

Установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ по оказанию услуг (деятельность по стандартизации);

Правовое регулирование в области оценки соответствия (деятельность по сертификации).

Четвертая сфера применения технического регулирования - формирование требований, обеспечивающих единое и безопасное функционирование единой системы средств связи.

Действие закона «О техническом регулировании» с учетом внесенных изменений не распространяется:

На государственные образовательные стандарты, положения аудиторской деятельности и стандарты эмиссии ценных бумаг;

На социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры в области охраны труда.

Федеральный закон не регулирует отношения связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний человека и по охране почвы, атмосферного воздуха водных объектов, отнесенным к местам массового отдыха и туризма.

Под термином «принятие требований » понимается их утверждение в установленном законом или положением порядке. «Принятие требований» означает их обязательный или добровольный выбор во всех случаях, для которых они приняты. Под «исполнением требований» следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах технического регулирования.

Вопрос 2.4. Цель принятия технических регламентов

Итогом технического регулирования является утверждение технического регламента. Технический регламент - документ, который принят и ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, указом президента, правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям и сооружениям, процессам производства, хранения, перевозки и утилизации). Из этого определения следует, что технический регламент содержит обязательные требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты принимаются в целях:

Защиты жизни или здоровья граждан при использовании продукции и выполнении различных процессов. Связанных с продукцией;

Защиты имущества физических или юридических лиц от риска возникновения различных опасностей при строительстве, эксплуатации, демонтаже;

Охраны окружающей среды жизни или здоровья животных и растений путем установления минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Реформа технического регулирования должна заменить тысячи действующих ГОСТов, санитарных и строительных правил на сотни технических регламентов. Утверждать технические регламенты предполагается законом для того, чтобы внести ясность для приобретателей о качестве изделий, обеспечив тем самым достижение целей технических регламентов, а так же упростить условия продвижения изделий на рынок.

Так, первый технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных веществ» был утвержден в конце 2005 года и имеет силу Федерального закона. Действие этого технического регламента запретило производство в РФ двигателей внутреннего сгорания, не отвечающих требованиям стандартов ниже ЕВРО-2 по экологическим нормам, а также наложило запрет на ввоз устаревших образцов автомобильной техники из-за рубежа.

Вопрос 2.5. Основные принципы технического регулирования

При разработке технических регламентов, сводов правил, стандартов необходимо придерживаться определенных принципов.

Основные принципы при разработке технических регламентов следующие:

1) соответствие технических регламентов требованиям международных стандартов, уровню развития национальной экономики и материально-технической базы производства;

2) независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов и приобретателей;

3) применение единой системы и правил аккредитации ;

4) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;

5) обеспечение единства правил и методов испытаний, измерений при проведении процедур обязательной и добровольной оценки соответствия;

6) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Первый принцип реализуется путем публикации уведомления о разработке технического регламента, в ежемесячном журнале «Вестник технического регулирования». Разработчик регламента обязан указать требования в техническом регламенте, которые отличающиеся от соответствующих требований международных стандартов или стандартов, действующих в Российской Федерации. Этот принцип указывает на необходимость соответствия продукции и материально-технического уровня испытательных лабораторий мировым показателям.

Второй принцип разработки технических регламентов означает следующее: при подтверждении соответствия в форме обязательной сертификации ее участниками являются три стороны - 1-я изготовитель (продавец) продукции, 2-я орган по сертификации и (или) испытательная лаборатория, имеющая лицензию и аккредитацию, 3-я сторона - приобретатель (пользователь, покупатель) продукции. Под независимостью органов по аккредитации и сертификации (2-й стороны) от приобретателей (3-й стороны) и изготовителей (1-й стороны) следует понимать отсутствие любой формы зависимости - административной, финансовой, экономической. Независимость органа по сертификации предполагает объективную оценку показателей, по которым проводится сертификация.

Применение принципа 3 направлено на то, что проведение работ по аккредитации (доказательство компетентности выполнять работы в определенной области) должны вестись по единым правилам.

Четвертый принцип означает следующее : поскольку в России ежемесячно получают свидетельство об аккредитации большое количество организаций и лабораторий, то может возникнуть конкуренция на проведение работ по сертификации. В этом случае заявителю услуг на подтверждение соответствия предоставляется возможность выбора организации на основе тендера.

Принцип 5 необходимо учитывать при проведении обязательной и добровольной оценки соответствия, при которых правила и методы испытаний проводятся в соответствии с имеющимися методиками, установленными определенными нормативными документами (ГОСТами, Правилами и т.д.).

Последний шестой принцип указывает на то, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов возложен на государственные и уполномоченные на то организации, финансируемые из бюджета.

Вопрос 2.6. Содержание технических регламентов

Для достижения основных целей технического регулирования технические регламенты должны содержать необходимые требования, обеспечивающие:

Пожарную безопасность;

Электрическую безопасность;

Ядерную и другие виды безопасности а также единство измерений.

В общем случае структура технического регламента должна содержать следующие основные главы:

1. Общие положения;

2. Общие требования безопасности объекта технического регулирования;

3. Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла;

4. Подтверждение соответствия требованиям безопасности;

5. Государственный контроль;

6. Заключительные и переходные положения;

1. В статьях главы «Общие положения» приведены цели применениянастоящего регламента и объекты технического регулирования, дано определение основных понятий, которые важны для однозначного понимания технических регламентов в соответствии со стандартизированными и общепринятыми. Рассмотрены правила идентификации объектов (Идентификация - продукции это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам).

Приводится перечень нормативных документов (международных и национальных стандартов), законодательных актов РФ, используемых в техническом регламенте. В законе указано: «Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие географических или климатических особенностей РФ; Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов».

Указываются также объекты, на которые действие технического регламента не распространяется.

2. В статьях главы «Общие требования безопасности объекта технического регулирования » приводится перечень общих требований к безопасности объекта технического регулирования, которые являются наиболее важным поскольку требования по безопасности, не включенные в технический регламент применяются лишь на добровольной основе.

Требования могут задавать следующими способами:

а) общими требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности;

б) конкретными численными значениями показателей.

Первый способ станет основным . Второй способ широко применяется нормативных документах РОССТРОя (бывшего ГОССТРОя) - строительных нормах и правилах (СНиПах). Согласно внесенным изменениям в закон технический регламент должен содержать правила идентификации продукции

3. В главе «Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла» приведены требования по безопасности при монтаже и наладке, в процессе эксплуатации, включая требования по пожарной, экологической безопасности к материалам, входящим с состав изделия.

4. В главе «подтверждение соответствия требованиям безопасности » должны быть указаны две формы обязательного подтверждения соответствия для продукции - декларирование соответствия и обязательная сертификация. Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, декларирование соответствия является приоритетной формой подтверждения соответствия. Для таких объектов, как жилые здания и сооружения единственным способом подтверждения соответствия является декларирование.

5. В главе «государственный контроль » указано, что контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Федеральные органы исполнительной власти - Минпромэнергетика, Минздравсоцразвития, Минсельхоз, МЧС России и др.). В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (при поставках и реализации). Для других объектов контроль может производиться и на стадиях проектирования, монтажа и строительства органами государственной экспертизы.

6. В главе «заключительные и переходные положения» определяется ответственность субъектов технического регулирования (юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, производство, и обращение продукции) за несоблюдение требований технических регламентов. Указывается, что со дня вступления в силу настоящего технического регламента, нормативные документы в части требований безопасности к объекту теряют свою силу. Технический регламент, принимаемый Федеральным законом, вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.

Все полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц разработчик сохраняет, производит доработку проекта регламента.

В журнале печатается уведомление о завершении публичного обсуждения проекта. После этого разработчиком проект технического регламента вносится в правительство РФ.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию. Заключение экспертной комиссии по проекту технического регламента опубликовывается в журнале «Вестник технического регулирования». В состав экспертных комиссий включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей и других заинтересованных лиц. Заседания экспертных комиссий являются открытыми.

Проект Федерального закона о техническом регламенте принимается в первом чтении Государственной думой, публикуется в печатном издании.

После всестороннего обсуждения, внесения изменений и дополнений готовится проект ко второму чтению в Государственной думе.

После утверждения Государственной Думой проект приобретает силу закона.

Технический регламент может быть принят так же постановлением правительства Российской Федерации и, в особых случаях, международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

До 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:

Безопасность машин и оборудования, колесных транспортных средств;

Безопасность пищевых, химических продуктов;

Безопасность зданий, строительных материалов, сооружений;

Безопасность электрического и энергетического оборудования;

Безопасность изделий медицинского назначения

Безопасность лифтов и упаковки.

Законом о Техническом регулировании предусмотрен особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это относится к исключительным случаям при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровья граждан. Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

В переходный период с 2003 по 2010 гг . предстоит разработать примерно 450 технических регламентов. Такой обширный фонд можно создать, если положить в основу существующие ГОСТы, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие нормативные документы. И упростить процедуры принятия технических регламентов.

Вопрос 2.8. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными учреждениями, уполномоченными па проведение государственного контроля и надзора.

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения. Главная цель государственного контроля и надзора - обеспечение безопасности применения объектов технического регулирования.

Органы Государственного контроля и надзора вправе:

Требовать у изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие;

Выдавать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

Принимать решение о запрете реализации продукции, приостановить или прекратить действие декларации или сертификата соответствия;

Привлекать изготовителя (продавца) к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Сертификация – это процедура, позволяющая подтвердить, соответствует ли объект технического регулирования существующим нормативам РФ, установленным в законодательном порядке. Основополагающие понятия и порядок сертификации установлены в ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Целью данного закона является регулирование безопасности товаров и других объектов на государственном уровне.

Объектами технического регулирования в соответствии с законом являются:

  • продукция и товары;
  • строения, здания и сооружения;
  • изыскания и процессы проектирования;
  • любые процессы жизнедеятельности объектов (строительство, производство, монтаж, хранение, наладка, эксплуатация, реализация, перевозка или утилизация).

Существуют две группы объектов технического регулирования, относящихся к разным категориям:

  • объекты, которые необходимо сертифицировать на основе общеобязательных государственных требований;
  • объекты, исполнение требований к которым происходит на добровольной основе. Требования, которые реализуются в добровольном порядке, устанавливаются стандартами.

Требования, которые являются обязательными для исполнения, а объекты, перечисленные в них, подлежат сертификации, могут быть в следующих ситуациях:

  • установлены российскими Техническими регламентами (ТР), вступившими в действие;
  • в рамках сертификации продукции и товаров в государственной системе ГОСТ Р (применительно к обязательной сертификации);
  • в рамках сертификации продукции в других обязательных российских системах сертификации;
  • в рамках сертификации продукции в системе сертификации Таможенного Союза (ТС).

Объекты подлежащие сертификации на соответствие ТР

Вышеуказанный закон ввел обязательность Технических регламентов, а государственным стандартам отвел роль рекомендованных к исполнению. До конца 2010 года в действие введено около 20 ТР на территории РФ.

Когда заявителю необходимо самостоятельно определить необходимость сертификации его продукции, товара или другого объекта, в первую очередь необходимо просмотреть список действующих на текущий момент ТР. ТР разработаны на объекты, касающиеся следующих групп:

  • масложировую продукцию;
  • молоко и молочную продукцию;
  • табачную продукцию;
  • соковую продукцию из овощей и фруктов;
  • продукцию для детей и подростков;
  • топливо (бензиновое, дизельное и другие);
  • колесный транспорт;
  • выбросы транспортных средств;
  • машин и оборудования (но не для всего парка);
  • пожарная безопасность объектов и средства пожаротушения;
  • крови и кровезамещающих растворов;
  • лифтов;
  • пиротехнических составов;
  • низковольтного оборудования;
  • зданий и сооружений;
  • оборудования для работы во взрывоопасных средах;
  • газоиспользующее оборудование.

Если объект, который рассматривает потенциальный заявитель на сертификацию, относится к одной из вышеперечисленных групп, то следует изучить необходимый ТР. В каждом ТР приведен список объектов технического регулирования, которые подлежат сертификации на соответствие данному ТР. Следует обратить внимание, что таких списков, как правило два: подлежат сертификации с получением сертификата соответствия и подлежат декларированию. Эти оба списка являются обязательными для исполнения.

Если объекты требуют получения сертификата соответствия или регистрации декларации соответствия, то необходимо обратиться в орган сертификации, имеющий в качестве области сертификации право на оценку соответствия нужному техническому регламенту.

Товары подлежащие сертификации в системе ГОСТ Р

1 декабря 209 года постановлением российского правительства № 982 утверждены два перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации:

  • с получением сертификата соответствия;
  • с получением декларации соответствия.

Для получения сертификата и регистрации декларации необходимо обратиться в орган сертификации, имеющий право проводить оценку соответствия заявленной продукции российским ГОСТам. Для этого орган сертификации должен пройти аккредитацию в Ростехрегулировании (Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии) и получить официальный аттестат, подтверждающий статус органа сертификации в системе ГОСТ Р по перечисленным в аттестате сферам оценки соответствия.

Товары, которые подлежат сертификации, могут пройти процедуру подтверждения соответствия по одной из схем сертификации, установленных законодательно. Также существуют списки необходимых документов, которые подаются в орган сертификации и также зависят от схемы, по которой будет проходить сертификация или декларирование.

Чаще всего для проведения оценки соответствия на сертификат или подтверждения соответствия путем декларирования, необходимо проведение сертификационных испытаний. Для этого заявитель предоставляет образцы продукции, отобранные по установленным правилам, в лабораторию, также имеющую аккредитацию в системе ГОСТР в требуемой области сертификации.

До 14 декабря 2010 года при пересечении границы РФ товарами, которые не подлежат сертификации на соответствие российским нормативам, необходимо было предоставлять таможенным органам Отказное письмо, подтверждающее данный факт. Отказные письма выдавались в разное время различными организациями – участниками сертификации.

Объекты сертификации в других обязательных российских системах

Сертификат пожарной безопасности . Одной из самых известных обязательных систем сертификации РФ (кроме системы ГОСТ Р) является сертификация Министерства Чрезвычайных Ситуаций или пожарная сертификация. Она проводится на соответствие ТР «О пожарной безопасности». В данном документе можно найти перечень объектов, которые подлежат сертификации в обязательном порядке.

Сертификат Евро 3, Евро 4, Евро 5 . В рамках экологической системы подлежат сертификации все транспортные средства, пересекающие границу РФ или сходящие с конвейера на территории России. На основе ТР «О требованиях к выбросам…» необходима оценка экологического класса двигателя автотранспорта и выполнение требований, предъявляемых к конкретной группе средств в настоящее время. Легковые автомобили класса ниже евро 4 не могут пересекать российскую границу. Легче всего получить сертификат Евро непосредственно на границе, но можно и в органе сертификации.

Озоновое заключение. Правительством РФ было принято Постановление № 563 от 8 мая 1996 г. о необходимости получения разрешения для пересечения границы или выпуска в обращение на территории РФ устройств, которые могут иметь озоноразрушающие вещества. Подлежат сертификации устройства, типа, кондиционеров, холодильников, аэрозольных продуктов, огнетушителей и других. Получить озоновое заключение можно в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор или иначе ФСЭТАН).

Разрешение Ростехнадзора . Подлежат сертификации технические устройства (конкретные их виды и типы), которые предполагается использовать на опасных производственных объектах. Документ, можно получить в организации, которая имеет соответствующую аккредитацию и лицензию Ростехнадзора. Данное экспертное заключение оформляется на основании ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами проведения данной экспертизы и нормативными документами Ростехнадзора.

Объекты, подлежащие сертификации по законам ТС

С 1 июля 2010 года Россия, Казахстан и Белоруссия сделали фактический шаг на пути создания Единого Экономического Пространства: введено в действие законодательство Таможенного Союза. 28 мая 2010 года решением Комиссии ТС установлен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации на территории ТС. Он также состоит из двух частей:

  • подлежат сертификации с оформлением сертификата соответствия;
  • подлежат декларированию.

Этим же решением была установлена Единая (для стран ТС) форма сертификата соответствия (форма декларирования – произвольная, как это принято в большинстве систем сертификации).

Поскольку на тот момент не были сформированы структуры, имеющие аккредитацию на сертификацию Единым требованиям ТС, то на территории РФ продолжают действовать (и выдаваться) на продукцию, включенную в список обязательной для сертификации в рамках ТС, сертификаты соответствия ГОСТ Р. Но действуют они только на территории РФ.

Реально работает документ ТС – Единый перечень продукции ТС, которая подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю на таможне. Если товары подлежат сертификации в рамках Единых санитарных требований ТС, то на них необходимо получить Свидетельство государственной регистрации ТС (для продукции, входящий во 2 раздел документа) или Экспертное заключение (для продукции, входящий в 1 раздел документа). И тот и другой разрешительные документы можно получить в РосПотребНадзоре.

Чтобы достоверно узнать какая продукция или товары подлежат сертификации можно найти сайт, где по наименованию Вам подскажут группу ОКП и группу или код ТН ВЭД ТС, а также высветится подсказка, является ли данная продукция объектом, регулируемым системой сертификации ГОСТ Р и подвергается ли он санитарно-эпидемиологическому надзору на таможне при пересечении границы.

Но не следует забывать, что Ваш объект может одновременно являться и объектом технического регулирования одного из вступивших в силу Технических регламентов. Достоверно определить, какие разрешительные документы необходимы, и в какой системе подлежат сертификации Ваши товары, продукция или другой объект может лишь специалист по сертификации.

1 июля 2003 года вступил в действие 184 Закон "О техническом регулировании". Нормативный акт установил новую систему определения и применения требований к услугам, работам, производственным процессам и продукции.

Ключевые направления

184-ФЗ "О техническом регулировании" ориентирован на формирование основ единой политики стандартизации и сертификации, соответствующей современным международным нормам. Принятие документа обусловило издание других нормативных актов. Ими в первую очередь стали регламенты. В них определены области технического регулирования, а также порядок, в соответствии с которым будет вестись данная работа. Все эти нормативные акты существенно изменят экономическую жизнь России. ФЗ "О техническом регулировании" ориентирован на формирование механизма обеспечения охраны здоровья и жизни граждан, окружающей среды, национальной безопасности страны. Создание комплекса регламентов направлено на использование продуктов научно-технической деятельности в государственных интересах защиту национальных разработок.

Международные нормы

ФЗ "О техническом регулировании" позволяет привести в соответствие отечественных процедур сертификации и стандартизации в соответствие с требованиями ВТО, в частности, относящимся к формированию торговых барьеров. Нормативный акт препятствует трансформации национальных стандартов в инструмент протекционизма в отношении к каким-либо группам производителей. Гармонизация отечественной системы с международной существенно облегчает выход российских высокотехнологичных товаров на мировой рынок. Немаловажно и то, что появляется возможность организовывать кооперацию в процессе производства субподрядчиками развитых стран. В качестве примера можно привести решение, принятое Международной организацией гражданской авиации. В соответствии с ним с 1 апреля 2001 года вступила в действие конвенция, ужесточающая требования к показателям уровня шума двигателей самолетов, осуществляющих перевозки по международным линиям Евросоюза. В данном случае становятся очевидными экономические последствия для отечественных компаний, использующих на таких направлениях воздушные суда, не соответствующие нормам.

Регламенты

"О техническом регулировании" определяет только один способ установления требований к товарам/работам/услугам. В качестве него выступает утверждение специальных регламентов. В них должны присутствовать минимальные требования по обеспечению безопасности и к сфере их применения. При этом после вступления регламентов в действие, техническое регулирование осуществляется только ими. Это означает, что обязательные общие требования перестают быть таковыми. Госконтроль с этого момента начинает осуществляться за соблюдением регламентов.

Специфика нормативного акта

Закон "О техническом регулировании" признается специалистами рамочным и идеологическим. В нем присутствует несколько неоднозначных положений. При определенных условиях они могут негативно сказаться на текущем положении внутри сферы стандартизации и сертификации. Например, некоторые разделы в ГОСТах противоречат положениям нормативного акта. Кроме этого, не была определена роль, которую исполняет Федеральное агентство по техническому регулированию. Вместе с этим в документе установлен продолжительностью в семь лет. В течение этого времени действуют и прежние, и новые регламенты и стандарты.

Что такое техническое регулирование?

Оно выступает в качестве разновидности государственного контроля и предполагает применение юридических инструментов при реализации целей социальной и экономической политики в стране. В рамках этой деятельности происходит принуждение субъектов к соблюдению установленных обязательных требований. В случае их неисполнения специализированные госструктуры вправе применить соответствующие санкции. Закон "О техническом регулировании" содержит официальное определение данному термину. Под ним следует понимать правовую регламентацию в сфере формирования, применения и выполнения обязательных требований к производственным операциям, услугам, работам, товарам, а также к процессам:

  • хранения;
  • перевозки;
  • эксплуатации;
  • утилизации;
  • реализации.

Техническое регулирование также касается сферы установления и применения указанных требований на добровольной основе. Правовая регламентация осуществляется и в ходе оценки соответствия. Из указанного определения следует, что объекты технического регулирования должны подчиняться общим требованиям.

Принципы

В рамках принятого нормативного акта новый формат приобретают не только техническое регулирование и метрология, но и форма госконтроля в целом. В качестве ключевого принципа при осуществлении деятельности выступает правовой уровень ограничений, установленных в отношении предпринимательства. В этой связи, декларирование в нормативном акте основных положений влечет необходимость в их реализации при разработке регламентов и практического их внедрения.

Единство правил

Система технического регулирования базируется на единообразно сформулированных требованиях. При этом не имеет значения вид продукции или процесса. Формулирование требований не зависит от формы собственности, правового статуса разработчика стандарта либо регламента или предпринимателя, осуществляющего производство товара или оказание услуги. Техническое регулирование осуществляется по единым правилам организации измерений и испытаний, используемой документации, независимых от химической либо физической природы параметров, подвергающихся контролю, и критериев соответствия. То же самое относится и к форме договорных обязательств, согласно которым осуществляется поставка продукции или оказание услуги.

Принцип соответствия

Техническое регулирование должно согласовываться с уровнем развития экономики страны, НТР и МТБ. Этот принцип указывает на то, что требования, которые закладываются в национальные стандарты и регламенты, реально можно выполнить. При этом должен учитываться достигнутый уровень российской промышленности, обеспеченности нужным оборудованием и материалами, обладающими надлежащими свойствами, информацией.

Независимость уполномоченных органов

В соответствии с этим принципом, службы по аккредитации, сертификации не должны иметь договорных связей с продавцами, производителями, потребителям, кроме тех, которые предусматриваются в действующих правилах. Сотрудники указанных органов должны быть защищены от всяких попыток незаконного давления либо иных воздействий, которые могут повлиять на принимаемые ими решения. Руководство этих служб, в свою очередь, должно разработать необходимые меры, ориентированные на предотвращение всякого вступления служащих в сделки с субъектами, заинтересованными в финансовом результате сертификации и аккредитации.

Принципы недопустимости

Они запрещают возможность формирования преимуществ для отдельных заявителей, искусственного промедления с принятием решений или необоснованного его ускорения. Законодательство устанавливает четкое разграничение сфер деятельности органов сертификации и надзора. Не допускается совмещения полномочий этих служб. Одна и та же инстанция не может являться исполнителем и контролером собственной деятельности. Законодательство также не допускает финансирование работы уполномоченных служб из внебюджетных фондов. Это предотвращает возможность воздействия частных инвестиций на деятельность государственных органов.

Специфика регламентов

Требования, присутствующие в этих документах, не должны являться завышенными в отношении тех субъектов, которые надлежащим образом осуществляют защиту здоровья и жизни населения и животных, окружающей среды и растений, имущества. В противном случае это может спровоцировать удорожание услуг и товаров, усложнить производственные операции. В результате это повлечет формирование препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. К примеру, на и согласования проекта регламента могут появиться решения, ставящие российских производителей в менее выгодное положение, чем иностранных. В этой связи на данной стадии крайне важно неукоснительно соблюсти принцип конкурентного права. Отечественные нормативные акты призваны защищать, а не разорять предпринимателей страны.

Структура документов

В приводятся сведения об объектах регулирования. Кроме этого, в документах могут присутствовать:


Важный момент

В регламентах должны присутствовать требования исключительно к характеристикам объектов регулирования, а не к их конструкции, методам и технологии разработки, посредством которых обеспечиваются данные свойства. Эта задача находится в компетенции разработчиков, конструкторов и прочих специалистов. В качестве исключения могут выступать случаи, в которых без стандартизации процесса проектирования нельзя обеспечить надлежащую защиту здоровья и жизни людей, окружающей среды, имущества, растений и животных.

Сроки

В законодательстве установлен период в 6 месяцев для вступления в силу опубликованного регламента. Такой срок позволяет контролирующим органам и производителям подготовиться к исполнению принятых требований. В связи с тем, что этот период может оказаться недостаточным (слишком коротким), подготовка к моменту вступления в действие регламента должна быть начата в ходе его разработки.

Классификация

В Законе установлено два вида регламентов: специальный и общий. Требования последнего обязательны для выполнения относительно любых производственных процессов, видов продукции, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации. Специальными регламентами регулируются отдельные объекты, на которые не распространяется действие общих документов. Последние содержат основные нормы, которые имеют широкую сферу распространения. Специальные регламенты не должны им противоречить. Как отмечало Федеральное агентство по техническому регулированию, в 2005 году на стадии обсуждения находилось порядка 100 документов. Всего предполагалось выпустить около 1.5 тыс. специальных и не более 10 общих регламентов.

Порядок разработки и утверждения

Регламент может приниматься Федеральным законом, ратифицированным международным соглашением РФ, Указом Президента, правительственным Постановлением. Проект документа вправе разрабатывать субъект, вне зависимости от формы собственности, вида продукции, правового статуса предприятия, типа производственного процесса. Данное положение, безусловно, демократично. Это позволяет наиболее полно применить интеллектуальный потенциал.

Информирование

Публичность выступает в качестве одного из ключевых принципов разработки и принятия регламентов. Необходимо, чтобы на каждой стадии общество и государственные структуры были проинформированы о ходе процесса, наличии противоречий, авторе предложений. В первую очередь, уведомление о начале разработки размещается в печатном издании, ответственным за которое выступает Агентство по техническому регулированию, а также в общедоступном источнике в электронном виде. В извещении должна присутствовать информация о товаре, для которого создается регламент. Здесь же приводится обоснование необходимости данной разработки, указываются отличия предполагаемых требований от международных нормативов, действующих в РФ. Кроме этого, приводятся сведения о способах ознакомления с проектом, реквизиты разработчика.

Извещение о начале разработки

Первый этап начинается с публикации уведомления. Согласно принятому Закону, автор проекта обязан предоставить его для ознакомления любым заинтересованным пользователям. Последние, в свою очередь, могут направить разработчику свои предложения и замечания. Автор проекта их рассматривает и принимает решение отклонить/принять полностью или частично. В завершении разработки проводится обсуждение редакции регламента, где учтены все поступившие предложения и замечания. Продолжительность этого этапа в целом - до двух мес.

Внесение на обсуждение в Госдуму

С момента публикации уведомления о начале разработки до даты опубликования извещения о ее окончании должно пройти не менее двух месяцев. С внесения субъектом, обладающим правом проекта регламента начинается стадия его принятия. Регистрация документа осуществляется при наличии:


Зарегистрированный проект направляется Госдумой в правительство. Последнее в течение месяца должно направить отзыв. Он составляется с учетом заключения, вынесенного экспертной комиссией по техрегулированию. Отмена регламента, а также внесение корректировок, дополнений в него рассматривается как создание нового документа.

Заключение

Таким образом, рассмотренный Закон ориентирован на формирование единой политики в сфере техрегулирования, соответствующей международным требованиям. В этой связи базой для решения множества вопросов, касающихся сертификации, стандартизации и лицензирования, выступают регламенты. Введение этих документов в ранг государственных нормативных актов позволяет сбалансировать состояние российской системы регулирования с международной. Это достигается за счет рекомендательного характера применения любых стандартов при использовании регламентов, в которых могут присутствовать их отдельные положения и нормы. Это значит, что стандарты продолжают оставаться нормативной базой, однако использовать их в качестве основного регулятора взаимодействий производителей и потребителей нельзя.

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальнотехнических разработок и использование результатов научнотехнической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184ФЗ «О техническом регулировании» вступил в действие с 1 июля 2003 года. Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

Принятие нового Закона было вызвано необходимостью перехода от старого техникоэкономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров .

После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов – безопасность.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукции. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации – это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.

Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель.

Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании») .Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28 декабря 2007 г.

В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 – в форме Федерального закона.

Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные Федеральным законом, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды».

В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами).

В июле 2008 г. был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны – противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.

К.т.н. Л.В.Полякова

июнь 2009

Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.