Государственно правовое обеспечение безопасности. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Профессии: кем и где работать

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ПСК - профессионально-специализированные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.

Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе специалитета:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, в среднем составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. При этом объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает разработку и реализацию правовых норм, правовое обеспечение национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, юридическое образование и правовое воспитание.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

правотворческая;

правоприменительная;

экспертно-консультационная;

правоохранительная;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

педагогическая.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Уголовно-правовая";

специализация N 2 "Государственно-правовая";

специализация N 3 "Гражданско-правовая";

специализация N 4 "Международно-правовая";

специализация N 5 "Военно-правовая".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

правотворческая деятельность:

разработка нормативных правовых актов;

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов;

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства;

профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;

правовое обеспечение служебной деятельности;

обеспечение реализации актов применения права;

поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка;

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление правового воспитания.

Профессиональные задачи в соответствии со специализациями, указанными в пункте 4.3 настоящего ФГОС ВО, определяются организацией.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3);

способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);

способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);

способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК-1);

способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности (ОПК-2).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета:

правотворческая деятельность:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

правоприменительная деятельность:

способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-2);

способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-3);

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-4);

способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-5);

экспертно-консультационная деятельность:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-6);

способностью проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-7);

правоохранительная деятельность:

способностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-8);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-9);

способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-10);

способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-11);

способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, коррупционных проявлений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-12);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-13);

способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительного органа, по линии которого осуществляется подготовка специалистов (ПК-14);

способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-15);

способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-16);

способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-17);

организационно-управленческая деятельность:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18);

способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);

научно-исследовательская деятельность:

способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21);

способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22);

педагогическая деятельность:

способностью преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23);

способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-24).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета.

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (специализацию) в рамках одной специальности.

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы специалитета

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета в з.е.

Дисциплины (модули):

Базовая часть

в том числе дисциплины (модули) специализации

Вариативная часть

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Базовая часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы специалитета

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы специалитета, включая дисциплины (модули) специализации, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, иностранному языку, теории государства и права, конституционному праву России, истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, гражданскому праву, гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу), уголовному праву, уголовно-процессуальному праву (уголовному процессу), международному праву, криминалистике, безопасности жизнедеятельности и специальной или военной подготовке реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" реализуются дисциплины (модули) по физической подготовке:

в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

в объеме не менее 328 академических часов (в з.е. не переводятся) в очной форме обучения.

В федеральных государственных образовательных организациях в случае реализации программы специалитета в очно-заочной и заочной формах обучения дисциплины (модули) по физической подготовке могут не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках служебной профессиональной подготовки по месту их службы.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют, в том числе, направленность (специализацию) программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (специализации) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Тип учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Тип производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способы проведения учебной и производственной практик:

стационарная,

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации, обладающих необходимым кадровым потенциалом и материально-технической базой.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности организации и продолжительности проведения практик определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация при сохранении объема практик в з.е., определенного настоящим ФГОС ВО.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации.

6.9. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) программы специалитета и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности формирования вариативной части образовательных программ и освоения дисциплин (модулей) по выбору обучающегося определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети Интернет.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Доступ, использование и функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и функционирования электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступа обучающихся к информационным справочным системам, компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети "Интернет", определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

7.2.4. Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемой программы специалитета в общем числе работников, привлекаемых к реализации программы специалитета, должна быть не менее 1 процента.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).

Организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической, а также специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым, в соответствии с программами учебных дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению по мере необходимости).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.3.6. Специальная библиотека организации должна иметь фонд нормативных правовых актов, регламентирующих Деятельность служб федерального государственного органа для которого осуществляется подготовка кадров.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (далее соответственно – программа специалитета, специальность).

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. N 1614
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)"

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230), приказываю:

Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

В очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, в среднем составляет 60 з.е.;

В очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. При этом объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, не может составлять более 75 з.е.;

При обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения по индивидуальному плану, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

Правотворческая;

Правоприменительная;

Экспертно-консультационная;

Правоохранительная;

Организационно-управленческая;

Научно-исследовательская;

Педагогическая.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

Специализация N 1 "Уголовно-правовая";

Специализация N 2 "Государственно-правовая";

Специализация N 3 "Гражданско-правовая";

Специализация N 4 "Международно-правовая";

Специализация N 5 "Военно-правовая".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

В соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

Разработка нормативных правовых актов;

Обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

Составление юридических документов;

Оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов;

Обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

Выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства;

Профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений;

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

Обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;

Правовое обеспечение служебной деятельности;

Обеспечение реализации актов применения права;

Поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка;

Организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

Проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

Педагогическая деятельность:

Преподавание юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Осуществление правового воспитания.

Профессиональные задачи в соответствии со специализациями, указанными в пункте 4.3 настоящего ФГОС ВО, определяются организацией.

Способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

Способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3);

Способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

Способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

Способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

Способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);

Способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

Способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);

Способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);

Способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).

Способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК -1);

Способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности (ОПК-2).

Правотворческая деятельность:

Способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

Правоприменительная деятельность:

Способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-2);

Способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-3);

Способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-4);

Способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-5);

Экспертно-консультационная деятельность:

Способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-6);

Способностью проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-7);

Правоохранительная деятельность:

Способностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-8);

Способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-9);

Способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-10);

Способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-11);

Способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, коррупционных проявлений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-12);

Способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-13);

Способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительного органа, по линии которого осуществляется подготовка специалистов (ПК-14);

Способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-15);

Способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-16);

Способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-17);

Организационно-управленческая деятельность:

Способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18);

Способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);

Научно-исследовательская деятельность:

Способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);

Способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21);

Способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22);

Педагогическая деятельность:

Способностью преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23);

Способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-24).

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*(3).

Структура программы специалитета

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета в з.е.

Дисциплины (модули):

В том числе дисциплины (модули) специализации

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Государственная итоговая аттестация

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

Фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

Проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет."

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Доступ, использование и функционирование электронной информационно-образовательной среды должны соответствовать законодательству Российской Федерации*(5).

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и функционирования электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступа обучающихся к информационным справочным системам, компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети "Интернет", определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).

Организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической, а также специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым, в соответствии с программами учебных дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом.

______________________________

*(1) Часть 4 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

*(2) Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

*(3) Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).

*(4) См. статью 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 13, ст. 1528; N 47, ст. 6633; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4233, ст. 4238).

*(5) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Квалификация (степень) выпускника:

Специализации:

  • «Уголовно-правовая»,
  • «Гражданско-правовая»,
  • «Государственно-правовая»

Срок обучения

  • очная - 5 лет,
  • заочная - 6 лет.

Возможность ускоренного обучения на базе ВПО

Область профессиональной деятельности включает: разработку и реализацию правовых норм; правовое обеспечение национальной безопасности; обеспечение законности и правопорядка; юридическое образование и правовое воспитание.

Объектами профессиональной деятельности являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности»: правотворческая деятельность: разработка нормативных правовых актов; правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства; профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов; правовое обеспечение служебной деятельности; обеспечение реализации актов применения права; поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации норм в сфере национальной безопасности; организационно-управленческая деятельность: организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения профессиональных задач; научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования.

Цель подготовки по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» состоит в качественной подготовке конкурентоспособных, толерантных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем правовой культуры и правосознания, фундаментальными знаниями в области правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической и деятельности, востребованной государством и обществом. Основой для содержания подготовки выпускников в том числе, является формирование заказа работодателей, отражающего потребность регионального рынка труда в специалистах определенного профиля. Студенты изучают фундаментальные правовые дисциплины: теорию государства и права, конституционное право, финансовое право, административное право, гражданское право, гражданский процесс, трудовое право, предпринимательское право, уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и др

Высшее образование должно идти чуть впереди запросов государства и основной упор делать на формирование специалистов с определенным набором компетенций. В этих целях организована подготовка по нескольким специализациям. Студенты определяются со специализацией на третьем курсе, что позволяет им сделать выбор, обусловленный направлением будущей профессиональной деятельности. Специализация служит средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности студентов, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Уголовно-правовая специализация обеспечивает получение углубленных профессиональных знаний о деятельности правоохранительных органов и нацелена на подготовку студентов к будущей работе в правоохранительных органах всех уровней, а также в органах государственной власти в качестве специалистов по правовым вопросам. Выпускники готовятся для работы по обеспечению национальной безопасности и обеспечения законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Решаются задачи формирования у студентов необходимых профессиональных навыков в борьбе с преступностью, способности выявлять коррупционное поведение и содействовать его пресечению. На это направлено изучение таких дисциплин, как организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений, вопросы квалификации преступлений, уголовно-процессуальное доказывание, преступление против порядка управления, коррупционные преступления.

Гражданско-правовая специализация обеспечивает более углубленное изучение правовых институтов в области регулирования гражданско-правовых отношений в сфере обеспечения национальной безопасности. Основная цель гражданско-правовой специализации подготовка выпускников для оказания содействия в реализации гражданских прав и законных интересов граждан, коммерческих и некоммерческих организаций. В подготовке студентов отражены тенденции экономического развития современного общества, на это направлено изучение таких дисциплин, как право интеллектуальной собственности, судебная практика по гражданским делам, потребительское право, конкурсное право, инвестиционное право.

Государственно-правовая специализация обеспечивает получение углубленных профессиональных знаний о деятельности правовых институтов в публично-правовых отношениях и нацелена на подготовку студентов к будущей работе в органах государственной власти и местного самоуправления в качестве специалистов по правовым вопросам. Выпускники специализации готовятся для работы по обеспечению деятельности политических партий и общественных организаций; для работы в избирательных комиссиях всех уровней; аппаратах уполномоченных по правам человека, правам детей, правам предпринимателей, органах социального обеспечения. В подготовке студентов предусмотрено изучение таких дисциплин как избирательное право и процесс, конституционное правосудие, проблемы российского федерализма, гражданство и проблемы миграции и др.

Практики

В соответствии с ФГОС ВПО раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов и специальных дисциплин, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Основной формой выполнения этой задачи, прежде всего, является эффективная организация всех видов практики, предусмотренных учебным планом. В целях организационного обеспечения, заключены длительные договоры с правоохранительными органами, министерствами и ведомствами, являющимися основными базами практик. Практика позволяет познакомиться с организацией работы соответствующих органов, предприятий и учреждений, с их сотрудниками и служащими, проявить себя, создать благоприятные условия для последующего трудоустройства.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

В вузах, в которых доступно данное направление, на юридический факультет можно поступить при наличии определенного проходного балла по ЕГЭ и проверки знаний по следующим дисциплинам: русский язык, история или иностранный язык, обществознание (профильный).

Частный юрист, занимающийся общественными, гражданскими и коммерческими делами, по направлению деятельности существенно отличается от специалиста, который занимается государственными делами. Последнему нужна соответствующая специальная подготовка. В отличие от обычных юристов, при обучении выпускников этого направления большое внимание уделяется деятельности в международном правовом поле, информационной компоненте подготовки. Студенты обязательно изучают один из иностранных языков (иногда - два) углубленно.

Краткое описание специальности

Направление готовит юристов в области взаимоотношений государства и личности/организации. Поступающим необходимо определиться, какой из профилей обучения они собираются предпочесть:

  • государственно-правовая безопасность;
  • гражданско-правовая безопасность;
  • уголовно-правовая безопасность;
  • международно-правовая безопасность;
  • правотворческая, правопримирительная безопасность.

Крупные вузы в столице

Для обучения по данному курсу стоит предпочесть вуз с высоким рейтингом или учебное заведение, которое специализируется именно на юридических специальностях. Среди таких вузов базу для обучения предоставляют кафедры юридических факультетов:

  • Московского государственного лингвистического университета;
  • Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ;
  • Российской правовой академии Минюста РФ;
  • Российской академии адвокатуры и нотариата (РААН);
  • Московского государственного университета путей сообщения.

Сроки и формы обучения

Процесс обучения ведется несколькими способами: очно (4-5 лет в зависимости от вуза), очно-заочно (4-6 лет), заочно (6 лет) и дистанционно (6 лет) при поступлении на базе 11 классов. Поступление после профильного колледжа сокращает срок обучения на год. На базе первого образования можно учиться в очно-заочной и заочной формах 3-4 года. Очный и заочный варианты в некоторых вузах предоставляют небольшое количество бюджетных мест на фоне общего количества коммерческих.

Предметы, изучаемые студентами

Программа обучения требует серьезного подхода и состоит из общеобразовательных и большого количества юридических предметов. В большинстве вузов к ее разработке привлекают наиболее опытных и квалифицированных преподавателей, которые одновременно занимаются практикующей деятельностью и могут преподнести важные аспекты определенного предмета, чтобы использовать их в будущем с большей эффективностью. Дисциплин для изучения всего около 80, среди них:

  • основы теории, истории государства и права (мирового и России);
  • римское, гражданское, административное, муниципальное, уголовное, конституционное зарубежное, экологическое и другие виды права;
  • основы теории национальной безопасности;
  • занятия по судебной психиатрии, судмедэкспертизе;
  • юридическая психология.

Получаемые знания и навыки

Среди основных задач, которым обучают специалистов этого направления:

  • разработка и реализация норм права, правовых документов (законов, приказов);
  • проведение экспертизы правовых актов на предмет нахождения несоответствий и коррупционных лазеек;
  • принятие решений в соответствии с законом;
  • расследование преступлений, определение меры наказания;
  • принятие участия в разбирательствах в суде;
  • разработка и ведение деятельности по договорам между государством и частными лицами, коммерческими предприятиями, а также работа с межгосударственными договорами;
  • обеспечение законности на уровне «субъект-государство» и «государство-государство»;
  • предоставление консультативных услуг различным структурам и гражданам;
  • защита государственной тайны и секретной информации.

Профессии: кем и где работать

Выпускники направления готовятся к тому, чтобы вести правотворческую, правоприменительную, консультационную, управленческую и правоохранительную деятельность.

  • консультант по направлению «отношения между организацией/частным лицом и государством»;
  • специалист по безопасности при МИДе, органах госбезопасности;
  • юрист в юридических отделах компаний, которые поддерживают коммерческие взаимоотношения с предприятиями других государств (логистика, ВЭД и т.д.);
  • судмедэксперт;
  • судебный пристав;
  • юрисконсульт.

Выпускники могут реализовать себя, работая в ВС и погранвойсках, правоохранительных органах и органах по обеспечению безопасности, в службах ликвидации последствий ЧС; в заведениях, которые обеспечивают безопасное функционирование объектов промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, СМИ.

Если в процессе обучения или после выпуска специалист устроится на работу помощником юриста или безкатегорийного специалиста в государственном учреждении, он имеет шансы зарабатывать 25-30 тыс. рублей. Специалисты с опытом ведения дел могут рассчитывать на 70-80 тыс. рублей, а при получении должности начальника подразделения - 100-150 тыс. рублей.

Продолжение обучения по специальности

Одна из задач разработчиков программы обучения - подготовка не только специалистов-практиков, но и аналитиков, ученых, теоретиков, а также преподавателей. Подготовка до такого уровня осуществляется в магистратуре, в которую можно поступать после специалитета. Диплом магистра дает право заниматься педагогической деятельностью, преподавать дисциплины по специальности. К научной деятельности юристов готовит аспирантура, поступление в нее осуществляется после успешного окончания магистратуры.

Правовое обеспечение национальной безопасности Степень: Юрист Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История — профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза
  • Обществознание — по выбору вуза

В вузах, в которых доступно данное направление, на юридический факультет можно поступить при наличии определенного проходного балла по ЕГЭ и проверки знаний по следующим дисциплинам: русский язык, история или иностранный язык, обществознание (профильный).

"правовое обеспечение национальной безопасности" (специалитет)

После нужно ехать в вуз и захватить паспорт (или другие документы, удостоверяющие личность), оригинал диплома или аттестата. Стоит заранее уточнить перед написанием заявления на обучение по специальности «Правоохранительная деятельность», кем можно работать после окончания заведения.
Как долго учиться По окончании 4 лет студент получает диплом бакалавра и может либо пойти работать, либо продолжить обучение в этом или другом вузе. Если документы поданы в филиал, то сразу необходимо спросить, где нужно продолжать обучение на специалиста или куда поступать в аспирантуру.
Специальность «Правоохранительная деятельность» предполагает обучение на протяжении минимум 4 лет. Заочная и дневная формы обучения имеют одинаковую протяженность, однако стоит сразу отметить, что некоторыми специальностями не предусмотрена «заочка».

Болгария и мир

Ростехнадзора, Ространснадзора, Россвязьнадзора Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Рособрнадзора, Росфиннадзора, Росстрахнадзора и др.), осуществляющих контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную деятельность; 3) сотрудниками иных органов, наделенных правом осуществлять административно-юрисдикционную деятельность; 4) сотрудниками подразделений МВД России, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения; 5) сотрудниками органов прокуратуры; 6) судьями; 7) сотрудниками банков; 8) сотрудниками страховых и инвестиционных компаний; 9) сотрудниками финансово-ревизионных служб органов и организаций; 10) сотрудниками аудиторских компаний; 11) адвокатами, сотрудниками адвокатских коллегий и кабинетов; 12) научными сотрудниками и преподавателями юридических вузов, в том числе готовящих сотрудников правоохранительных органов. 3.

Юриспруденция — кем можно работать? обзор профессий

Но за неправомерные деяния специалиста могут дисквалифицировать и даже привлечь к ответственности. Арбитражный управляющий вправе параллельно заниматься любой другой деятельностью.
Суть работы арбитражного управляющего – ведение процедуры банкротства. Кем можно работать в юриспруденции? В отзывах рекомендуют еще несколько профессий:

  • в Росреестре специалистом по регистрации прав собственности;
  • юристом-международником в любой компании, естественно, потребуется знание иностранного языка;
  • в полиции.

Напрашивается вывод, что получать профессию юриста по-прежнему перспективно, работа всегда найдется.

  • 17.08.2017

Читайте также

  • Разлив нефтепродуктов: последствия и методы устранения
  • Аутплейсмент — это оказание реальной помощи человеку в поиске нового места работы.

Правовое обеспечение национальной безопасности кем работать

  • консультант по направлению «отношения между организацией/частным лицом и государством»;
  • специалист по безопасности при МИДе, органах госбезопасности;
  • юрист в юридических отделах компаний, которые поддерживают коммерческие взаимоотношения с предприятиями других государств (логистика, ВЭД и т.д.);
  • судмедэксперт;
  • судебный пристав;
  • юрисконсульт.

Выпускники могут реализовать себя, работая в ВС и погранвойсках, правоохранительных органах и органах по обеспечению безопасности, в службах ликвидации последствий ЧС; в заведениях, которые обеспечивают безопасное функционирование объектов промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, СМИ.

Специальность «правоохранительная деятельность»: кем можно работать?

Внимание

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы этого подразделения, точнее их направленность, зависят от подразделения:

  • Муниципальная.
  • Дорожная.
  • Наркоконтроль.
  • Налоговая.
  • Военная и другие.

Стоит также отметить, что существует интернациональная полиция – Интерпол, которая осуществляет деятельность по всему миру и имеет больше возможностей, а также занимается особенно важными делами. Последний вид – это органы юридической помощи. В их состав входят адвокатура, нотариат и прочие.

Важно

Основная задача – отстаивание прав человека в суде, обеспечение защиты человека. Вузы правоохранительных органов В Российской Федерации насчитывается 23 вуза, которые числятся как подведомственные Минюсту РФ.

Четыре из них находятся в Москве, другие рассредоточены по крупным городам страны.

Инфо

Если в процессе обучения или после выпуска специалист устроится на работу помощником юриста или безкатегорийного специалиста в государственном учреждении, он имеет шансы зарабатывать 25-30 тыс. рублей. Специалисты с опытом ведения дел могут рассчитывать на 70-80 тыс.

Рублей, а при получении должности начальника подразделения – 100-150 тыс. рублей. Продолжение обучения по специальности Одна из задач разработчиков программы обучения – подготовка не только специалистов-практиков, но и аналитиков, ученых, теоретиков, а также преподавателей. Подготовка до такого уровня осуществляется в магистратуре, в которую можно поступать после специалитета.
Диплом магистра дает право заниматься педагогической деятельностью, преподавать дисциплины по специальности. К научной деятельности юристов готовит аспирантура, поступление в нее осуществляется после успешного окончания магистратуры.

Ростехнадзора, Ространснадзора, Россвязьнадзора Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Рособрнадзора, Росфиннадзора, Росстрахнадзора и др.), осуществляющих контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную деятельность; 9) сотрудниками аппаратов уполномоченных по правам человека; 10) сотрудниками казначейств; 11) сотрудниками банков; 12) сотрудниками страховых и инвестиционных компаний; 13) сотрудниками финансово-ревизионных служб органов и организаций; 14) сотрудниками аудиторских компаний; 15) юрисконсультами; 16) адвокатами, сотрудниками адвокатских коллегий и кабинетов; 17) нотариусами; 18) научными сотрудниками и преподавателями юридических вузов. 3. Гражданско-правовая специализация.