К проблеме возбуждения и расследования уголовных дел в отношении неустановленных лиц. Деятельность следователя при выявлении новых преступлений по расследуемому уголовному делу

Какие сроки возбуждения уголовного дела действуют в 2019 году? Какие же изменения появились в законодательстве? О чем вам важно знать, какие особенности и характеристики важно иметь в виду?

В статье мы проанализируем нормы УПК и ряда других актов, чтобы вы получили исчерпывающий ответ.

Из-за чего возбуждают уголовное дело? Какие основания необходимы?

Статья 140 УПК носит название «Поводы, основания для возбуждения уголовного дела», перечисляет список оснований возбуждения уголовного производства и начала преследования.

Поводами для возбуждения дела служат следующие:

  1. Заявление о преступлении . Сделано в устной или в письменной форме заявление с указанием заявителя. В ст. 141 УПК прямо указывается, что анонимное заявление не может выступать в качестве повода для возбуждения дела.
  2. Явка с повинной . Добровольное заявление лица о совершенном им общественно опасном противоправном деянии, оформленное установленным образом (или письменное заявление с указанием заявителя, или протокол, составленный со слов заявителя и подписанным им). Явка с повинной — основание, которое может служить для смягчения наказания.
  3. Сообщение о совершенном или же о готовящемся преступлении , которое было получено из иных источников. В таком случае составляется рапорт.
  4. Постановление прокурора о направлении определенных материалов в орган предварительного расследования. Такое действие требуется в целях разрешения вопроса о преследовании.

Как долго рассматривают сообщение о преступлении? Какие сроки рассмотрения и принятия решения?

  1. Вы приходите в полицию со своим заявлением о совершенном общественно опасном и противоправном деянии (в отношении вас или в отношении другого лица, вашего имущества/прав/законных интересов или же в отношении имущества/прав/законных интересов третьих лиц.
  2. Вы пишете заявление . Также ваши слова могут заноситься в протокол, после чего вы его подписываете. Вам разъясняются все права и обязанности, правовые последствия деяния и риск уголовной ответственности по ст. 406 УК за ложный донос.
  3. Вам выдают документ (талон) , подтверждающий факт принятия сообщения, дату, время. Также указывается должностное лицо, которое будет заниматься вашим делом.
  4. По факту заявления осуществляется проверка . В срок не позже 3 суток следователь/руководитель органа дознания должен принять решение (срок может быть продлен до 10 дней или же до 30 дней с санкции соответствующего органа). Обычно «затягиваются» сроки возбуждения дела по экономическим и налоговым преступлениям. Это связано с тем, что нужно получить документы от налоговых или других органов, чтобы подтвердить общественно опасное деяние.
  5. Через 3 суток (10 дней или 30 суток для исключительных случаев) принимается решение:
    • о возбуждении дела;
    • об отказе в возбуждении дела;
    • о передаче дела по соответствующей подследственности.
    Передача дела другому органу возможна, к примеру, когда преступление совершено на границе другого района; также это возможно тогда, когда это дело относится к частному обвинению (умышленное причинение легкого вреда и другие).
  6. Вы получаете извещение о решении . Если уголовное дело возбуждено, заявителя предупреждают об этом.
  7. Начинается предварительное следствие/дознание .

Именно с момента возбуждения дела (не раньше!) у нас появляется такое лицо, как подозреваемый.

Каковы сроки следствия по уголовным делам?

«Отправной точкой» для возбуждения дела и начала следствия/дознания является постановление о возбуждении уголовного дела .

По делам частного и частно-публичного обвинения требуется заявление потерпевшего или его законных представителей.

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью по ч.1 ст. 115 УК;
  • ст. 116.1 УК за нанесение побоев субъектом, подвергнутым административному наказанию;
  • ч.1 ст. 128.1 за клевету.

Общий срок осуществления предварительного следствия составляет 2 месяца С МОМЕНТА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА (ст. 162 УПК).

Но в этой же статье указывается, что срок :

  1. Может продлеваться до 3-х месяцев при наличии принятого руководителем соответствующего следственного органа решения.
  2. Может продлеваться на сроки и до 12-ти месяцев, если расследование представляет особую сложность.
  3. Может продлеваться и на больший срок Председателем Следственного комитета Российской Федерации, а равно с тем и руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, их заместителями.

Все следственные действия, которые производятся в ходе предварительного расследования, должны фиксироваться в протоколе.

Как только на этапе предварительного расследования принимают постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, субъект переходит в другую категорию. Из ПОДОЗРЕВАЕМОГО он «трансформируется» в ОБВИНЯЕМОГО.

До этого подозреваемый находился в СИЗО или на свободе , сейчас его вызывают и предъявляют обвинение. Теоретически это происходит в 2-хмесячный срок с момента возбуждения дела.

Глава 23. «Привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения» УПК РФ. Что это такое и как происходит?

Схема выглядит примерно следующим образом:

  1. Раньше уже было возбуждено дело, по этому делу идет предварительное следствие, собираются доказательства .
  2. Вынесено постановление о о привлечении лица в качестве обвиняемого . В документе обязательно указывают дату, место составления; ФИО должностного лица; ФИО, дату рождения и данные обвиняемого; описание преступления с описанием всех важных обстоятельств; статью, часть и пункт, по которым предусматривается наказание в соответствии с УК РФ; решение о привлечении данного субъекта уже в качестве обвиняемого.
  3. В течение 3-х суток обвиняемого должны известить о вынесении постановления через администрацию СИЗО или вывозом на допрос.
  4. В присутствии защитника вам указывают на существо предъявленного обвинения и на права. После этого вы и ваш защитник расписываетесь на постановлении. На документе указывают дату и время предъявления обвинения. Вы можете отказаться подписывать постановление (в таком случае обязательно делается специальная пометка).
  5. Вам и вашему защитнику вручают копии постановления . Также копия постановления направляется прокурору.
  6. Сразу после предъявления обвинения проводят допрос в соответствии со ст. 173 УПК РФ. В ходе допроса также составляется протокол. Если вы отказываетесь от допроса, то делается соответствующая пометка.
  7. Дальше начинается сбор доказательств , подтверждающих обвинение (допросы, вызовы свидетелей, очные ставки, осмотр места преступления, экспертиза и другие).
  8. При наличии всех доказательств составляется обвинительное заключение . Следственные действия на этом заканчиваются. Начинается совершенно другой этап.

Каковы сроки ознакомления с материалами уголовного дела? Когда должны познакомить со всеми материалами дела?

УПК предусматривает несколько важных для уголовного процесса документов:

  1. Постановление о возбуждении уголовного дела . На этой стадии появляется подозреваемый, но обвинения нет, нужно собирать доказательства.
  2. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого . Здесь вам просто вручают постановление, разъясняют права и обязанности, потом проводят допрос. Следственным органам нужно доказать, что преступление действительно совершили именно вы.
  3. Обвинительное заключение . Главный документ, после принятия которого вас должны познакомить с материалами дела (+ все это запротоколировать). Обвинительное заключение состоит из общей (описательной) и резолютивной частей. К документу прилагают список лиц, которых необходимо будет вызвать на судебное заседание; также добавляют справки/документы о вещественных доказательствах, о наличии гражданского иска, о принятых мерах обеспечения гражданского иска, о возможной конфискации того или иного имущества, о судебных издержках, другие.

В ч.3 ст. 217 УПК РФ прямо указывается, что обвиняемый, а также его защитник не могут ограничиваться в том времени, которое требуется им для ознакомления с материалами.

Это значит, что срок ознакомления с уголовным делом практически не ограничен . Здесь появляется «лазейка» для тех, кто находится в СИЗО.

Если будут приняты поправки «день за полтора», то в результате затянувшегося пребывания в СИЗО преступник «скостит» срок отбывания уголовного наказания.

Особенности ознакомления обвиняемого, а также его защитника с материалами дела в соответствии со ст. 217 УПК РФ

  1. Все материалы уголовного дела должны быть подшитыми и пронумерованными .
  2. Для ознакомления обвиняемому должны предъявить вещественные доказательства . Если вещественные доказательства невозможно предоставить, обвиняемому/его защитнику должны вручить соответствующий протокол.
  3. Дополнительно (если есть сформулированная в соответствующей форме просьба обвиняемого или его защитника) следователь предоставляет «нарытые» фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, киносъемки, другие приложения к протоколам проведенных следственных действий.
  4. Если обвиняемых несколько (группа лиц, организованная группа), то следователь определяет последовательность ознакомления с делом для каждого. Поскольку в теории срок ознакомления не ограничивается, то «групповые» преступления затягиваются на долгих срок.
  5. Если дело состоит из нескольких томов , тогда обвиняемый или его защитник имеют право повторно (несколько раз) обращаться к любому из томов, выписывать оттуда любые сведения, делать ксерокопии и пометки для себя.
  6. По ходатайству обвиняемого/защитника следователь дает им возможность знакомиться с материалами дела раздельно.

Сроки ознакомления с материалами уголовного дела в теории не ограничиваются. Но если защитник и обвиняемый явно затягивают с их рассмотрением, то подается жалоба в суд. Суд устанавливает конкретный срок для ознакомления.

Что будет, если обвиняемый не успел познакомиться с материалами уголовного дела в установленные сроки?

Если защитник и обвиняемый без уважительных причин не познакомились в установленные судом сроки с материалами дела , то следователь просто выносит постановление об окончании ознакомления с делом. Считается, что защитник и обвиняемый ознакомились.

Когда заканчивается ознакомление защитника/обвиняемого с материалами?

Официально – с момента составления соответствующего протокола. В нем следователь указывает:

  1. Дату начала ознакомления с материалами.
  2. Дату окончания ознакомления с материалами дела.
  3. Права обвиняемого и ходатайства.

О чем может ходатайствовать обвиняемый?

Федеральным законом за 23 июня 2016 года в ст. 217 УПК (и в список прав обвиняемых) были внесены серьезные изменения.

Итак, обвиняемый после знакомства с материалами дела, может ходатайствовать :

  1. О рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей . Касается ограниченного списка уголовных дел (п.1 ч. 3 ст. 31: убийство с квалифицированным составом, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов и другие).
  2. О рассмотрении этого дела коллегией из 3-х судей федерального суда общей юрисдикции . Касается преступлений, предусмотренных п. 3 ч.2 ст. 30 УПК (это дела по гостайнам).
  3. О применении особого порядка разбирательства . Касается преступлений, за которые нормами УК РФ предусмотрено наказание не больше, чем 10 лет лишения свободы.
  4. О проведении предварительных слушаний . Осуществляется только в ситуациях, которые прописаны в ст. 229 УПК.

7 важных пунктов, о которых вы узнаете из статьи

  1. Теперь понятно, какие сроки возбуждения уголовного дела: 3 суток с момента поступления заявления . Если требуется дополнительная проверка, то срок может увеличиваться до 10 или даже 30 суток. Сроки возбуждения уголовного дела строго фиксированы.
  2. Основанием для возбуждения дела и начала предварительного следствия является постановление о возбуждении уголовного дела. А по делам частного и частно-публичного обвинения обязательно заявление потерпевшего (или же его законного представителя).
  3. Сроки следствия по уголовным делам – 2 месяца . Но могут продлеваться до 3-х или до 12 месяцев.
  4. Предварительное следствие начинается с момента вынесения поступления о возбуждении уголовного дела, а заканчивается вынесением обвинительного заключения/постановлением о прекращении уголовного дела (чаще всего).
  5. Обвиняемый имеет полное право на ознакомление с материалами дела только после предъявления обвинительного заключения.
  6. Сроки ознакомления жестко не регламентируются , но могут быть установлены при искусственном затягивании сто стороны обвиняемого или его защитника. Материалы предоставляются подшитыми и пронумерованными, дополнительно могут предоставляться вещественные доказательства, видеозаписи и другие.
  7. После ознакомления с материалами обвиняемый подписывает протокол. Перед подписанием процессуального документа он (или его защитник) имеет право заявлять ходатайства.

В ч. 2 ст. 209 УПК РФ указывается, что после приостановления предварительного следствия следователь:

в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;

в случае, предусмотренном п.

2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

При этом после приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

Настоящая статья закона обязывает следователя принимать меры по уголовным делам, приостановленным только по 1 и 2-му основанию приостановления, не оговаривая двух других оснований. Данная позиция законодателя по этому вопросу нам недостаточно ясна. Ведь следователь в случае болезни подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) или невозможности его участия в уголовном процессе (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), также может принимать меры, направленные на своевременное возобновление уголовного дела. В связи с этим в рассматриваемой главе мы попытаемся раскрыть действия следователя после приостановления предварительного следствия по каждому из четырех оснований приостановления.

Как было уже указано выше, приостановление предварительного следствия не снимает со следователя обязанности по раскрытию и расследованию преступления, установлению виновных и привлечению их к уголовной ответственности. Статья 209 УПК РФ обязывает следователя после приостановления предварительного следствия принимать меры к установлению лица, совершившего преступление,розыску и задержанию скрывшегося подозреваемого или обвиняемого. Однако законодатель устанавливает запрет на производство следственных действий по приостановленному делу.

Из сказанного вытекает, что меры, принимаемые следователем по приостановленному уголовному делу, могут носить только непроцессуальный характер. И, следовательно, приостановление предварительного следствия означает переход к решению задач уголовного судопроизводства иными методами и средствами.

Несмотря на четкие указания закона о том, что следователь обязан принимать непосредственно меры по приостановленному делу, на практике имеют место попытки переложить всю работу по приостановленным делам на органы дознания.

Все непроцессуальные меры следователя, принимаемые им по приостановленному делу, можно разделить на меры организационные и розыскные. Организационные меры следователя по приостановленному делу - это все действия следователя после приостановления уголовного дела, направленные на организацию взаимодействия с органами дознания, на вовлечение всех сил и возможностей в расследование по приостановленному делу, других учреждений и граждан, организация поступления от них интересующей следователя информации. Розыскные меры - это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

Розыскные меры делятся на гласные и негласные. Первые могут осуществляться как органами дознания, так и следователями, а вторые только органами дознания.

Вопрос о соотношении гласных и негласных розыскных мер представляет большой интерес. Главное отличие гласных розыскных мер, которые может применять следователь, заключается, на наш взгляд, в том, что следователь всегда и во всех случаях должен выступать как официальное лицо, хотя и не оформляя свою деятельность всякий раз процессуально. Например, проводя обход домов около места происшествия в целях розыска свидетелей, следователь должен действовать официально, лица, которые будут с ним беседовать, не должны заблуждаться относительно личности следователя и целей его опроса.

Однако следователь не вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в Федеральном законе РФ "Об оперативно-розыскной деятельности". Использование указанных в ст. 6 закона 14 оперативно-розыскных мероприятий - это исключительная компетенция органов дознания.

Выбор средств и методов для выяснения конкретного вопроса должен решаться в каждом отдельном случае применительно к специфическим обстоятельствам расследуемого преступления. Так, например, выявление свидетелей может быть достигнуто как следственным, так и оперативно-розыскным путем. В последнем случае для этого могут быть использованы негласные оперативные возможности органов дознания, а также гласные - опрос лиц, проживающих в районе места происшествия, обращение к помощи населения через печать, радио, телевидение и т.д. Несомненно, что следователь вправе не только поручить органам дознания принять подобные гласные меры, но и осуществить их сам. Речь здесь может идти только о соотношении возможностей следователя и органов дознания при выяснении тех или иных обстоятельств и определяемой этим целесообразности принятия мер самим следователем или поручения их органу дознания.

Таким образом, вопрос о розыскных мерах, призванных способствовать решению задач уголовного судопроизводства, которые следователь вправе принимать непосредственно, должен решаться, по нашему мнению, на основе разграничения средств и методов их осуществления. Использование негласных способов - исключительная компетенция органов дознания, гласных - следователя и органа дознания.

При таком решении вопроса круг мер, которые правомочен принимать следователь непосредственно по приостановленным уголовным делам, значительно расширится, а у следователя появится больше возможности для раскрытия приостановленных уголовных дел. В противном случае (как это в настоящее время нередко происходит на практике) следователь, дав указание органам дознания приниматьмеры, направленные на установление лица, совершившего преступление, будет фактически устраняться от работы по приостановленному уголовному делу.

На наш взгляд, розыскные меры следователя по приостановленному делу можно определить как все гласные действия следователя, непосредственно направленные на обнаружение источников доказательств и на установление лица, совершившего преступление. От организационных мер следователя по приостановленному делу, эти меры отличаются тем, что при их осуществлении следователь непосредственно вступает в контакт с возможными носителями (хранилищами) доказательственной информации, например, следователь путем обхода и бесед с гражданами, проживающими около места происшествия, устанавливает новых свидетелей по приостановленному делу.

К мерам, которые следователь обязан принимать непосредственно для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, относятся: получение справок, проведение проверок, направление запросов и другие действия, не являющиеся следственными.

По поручению следователя органы дознания как гласно, так и негласно, осуществляют розыскные мероприятия, направленные на установление лица, совершившего преступление. В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяют: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочные закупки; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.

Содержание деятельности следователя по приостановленному уголовному делу определяется в первую очередь основаниями его приостановления и фактическими обстоятельствами преступления. Если уголовное дело приостановлено в связи с тем, что подозреваемый или обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено его местопребывание, перед следователем стоит задача установить местонахождение подозреваемого или обвиняемого и тем самым устранить причины, повлекшие приостановление уголовного дела.

Следовательно, основное содержание деятельности следователя по уголовному делу, приостановленному по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, сводится к организации розыска подозреваемого или обвиняемого и активному в нем участию.

По смыслу уголовно-процессуального закона следователь должен объявить розыск подозреваемого или обвиняемого немедленно после того, как будет установлено его отсутствие в месте производства предварительного следствия. Для установления отсутствия подозреваемого или обвиняемого в месте производства предварительного следствия необходимо:

навести справки о возможном местонахождении подозреваемого или обвиняемого по месту его жительства и работы;

запросить адресное бюро и установить, не переменил ли подозреваемый или обвиняемый место жительства;

выяснить, не проживает ли подозреваемый или обвиняемый у своих родственников или знакомых;

проверить, не находится ли подозреваемый или обвиняемый под стражей в связи с совершением другого преступления или под административным арестом;

произвести проверку в местных лечебных учреждениях (больницах, клиниках), в которых подозреваемый или обвиняемый может находиться на излечении, а также в санаториях;

проверить в местных представительствах иногородних предприятий, строительств, на бирже труда, не оформлялся ли подозреваемый или обвиняемый на работу и не выехал ли он в какой-либо пункт страны на основании заключенного трудового договора;

Навести справки в местном военкомате и установить, не призван ли подозреваемый или обвиняемый для прохождения военной службы или учебных сборов;

Проверить, не находится ли труп подозреваемого или обвиняемого в морге.

Если указанные мероприятия не дали положительных результатов, следователь одновременно с приостановлением уголовного дела объявляет розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого путем вынесения специального постановления, которое направляет для исполнения органам дознания. Розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого может быть объявлен и ранее приостановления уголовного дела.

Для того, чтобы органы дознания могли эффективно проводить розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, им целесообразно направлять следующие документы и сведения:

постановление о розыске подозреваемого или обвиняемого, в котором должно быть указано: какое преступление совершило лицо и какой статьей уголовного закона оно предусмотрено; полные установочные данные на скрывшегося (Ф.И.О., дата рождения, место рождения и другие), какая мера пресечения была избрана; как поступить с обвиняемым после его обнаружения (арестовать, отобрать подписку о невыезде, сообщить органу, объявившему его розыск и т.д.);

постановление об избрании меры пресечения;

в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу органу дознания необходимо направить постановление суда об этапировании разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого к месту производства предварительного следствия;

справку о личности скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, составленную по материалам уголовного дела, с указанием всех анкетных данных.

В этой же справке следователь должен сообщить органу дознания, в чем конкретно обвиняется скрывшееся лицо, кто расследовал уголовное дело, где оно хранится, откуда и при каких обстоятельствах подозреваемый или обвиняемый скрылся, а также другие сведения, имеющие значение для дела.

Объявление розыска скрывшегося подозреваемого или обвиняемого - это только начало работы следователя по приостановленному делу.

Следственная практика выработала несколько форм и методов деятельности следователя по этим делам. В первую очередь следует указать на совместную работу следователя и оперативного работника органа дознания по розыску скрывшегося подозреваемого (обвиняемого). Эта работа обычно начинается с планирования розыска. Следователь и оперативный работник органа дознания должны вместе изучить материалы уголовного дела, ознакомиться с исходными данными о личности подозреваемого (обвиняемого), его приметах, образовании, специальностях, прежних местах работы и жительства, родственных и иных связях. Следователь, лучше других знающий материалы приостановленного уголовного дела и личность разыскиваемого, должен сообщить оперативному работнику, на которого возложен розыск подозреваемого (обвиняемого), куда мог уехать последний. Участие следователя в планировании розыска позволяет сэкономить время и средства для розыска и быстрее достигнуть положительных результатов.

В планировании розыска подозреваемого (обвиняемого) большое значение имеют розыскные версии. Полное и своевременное их выдвижение, последующая и глубокая проверка нередко имеют решающее значение для успешного ведения розыска. Под розыскными версиями понимают основанные на фактическом материале и подлежащие проверке предположения о местах возможного местонахождения разыскиваемого, а также об обстоятельствах, выяснение которых может помочь в розыске. Розыскные версии выдвигаются на основании анализа материалов уголовного дела, данных о личности, связях подозреваемого (обвиняемого). При этом может быть использован и материал, непосредственно не связанный с преступлением, например, биография скрывшегося подозреваемого (обвиняемого), данные о его родственниках, знакомых, интимных связях и так далее. Большое значение для выдвижения розыскных версий имеет знание особенностей психологии скрывшегося.

Круг действий следователя после приостановления уголовного дела по основанию, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, очень ограничен. Связано это с тем, что в данном случае устанавливать лицо, совершившее преступление, производить его розыск, определять местонахождение преступника, уже нет необходимости. Однако, по причине какого-либо природного явления, стихийного бедствия, с учетом отдаленности проживания подозреваемого или обвиняемого, он не может явиться к следователю для окончания предварительного расследования. Кроме того, подозреваемый или обвиняемый может находиться за пределами России: в командировке, на отдыхе, учебе или на морском судне в дальнем плавании, а также на зимовке, вахтовом поселке.

После приостановления предварительного следствия по указанному основанию следователь еще раз проверяет материалы уголовного дела с точки зрения правильности их составления и полноты, оценивает имеющиеся в деле доказательства, составляет план будущих действий и по возможности подготавливает какие-либо мероприятия, ускорившие окончание следствия после его возобновления.

Принимая во внимание, что уголовное дело может быть приостановлено на длительный срок, следователь принимает меры к сохранности вещественных доказательств.

Через посольства России за рубежом, туристические фирмы, торговые представительства, следователь может установить контакт с подозреваемым или обвиняемым и потребовать явиться к нему для окончания расследования.

Кроме того, следователь вправе наводить справки о состоянии путей сообщения, устранении последствий стихийных бедствий, чтобы планировать дату возобновления предварительного следствия и вызова подозреваемого или обвиняемого для проведения следственных действий.

По мере необходимости и с учетом конкретного уголовного дела следователь имеет право принимать другие меры непроцессуального характера.

Уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо указаний относительно деятельности следователя по уголовному делу, приостановленному в связи с тяжелым заболеванием подозреваемого или обвиняемого. Однако это не означает, что следователь в дальнейшем вплоть до выздоровления подозреваемого или обвиняемого освобождается от проведения работы по приостановленному делу. Подобное ошибочное мнение приводит к тому, что по этой категории уголовных дел после их приостановления следователи часто не принимают никаких мер, хотя в ряде случаев они являются необходимыми. Представляется, что по уголовному делу, приостановленному в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, следователь также может и должен принимать меры, направленные на скорейшее возобновление уголовного дела и обеспечение участия подозреваемого или обвиняемого в дальнейшем расследовании.

Содержание деятельности следователя по уголовному делу, приостановленному в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, определяется задачами, которые стоят перед следователем. К ним следует отнести устранение причин, вызвавших приостановление уголовного дела путем организации в необходимых случаях лечения заболевшего подозреваемого или обвиняемого, пресечение возможных попыток со стороны подозреваемого или обвиняемого затянуть болезнь или уклониться от лечения, принятие необходимых мер в период лечения подозреваемого или обвиняемого для пресечения возможных попыток его скрыться от следствия, поддержание контакта с лечащим врачом подозреваемого или обвиняемого, с тем чтобы своевременно возобновить производство по уголовному делу.

В числе неотложных мер, которые должны быть приняты следователем по такому делу, следует указать на меры, направленные на организацию лечения заболевшего подозреваемого или обвиняемого. Принятие этих мер может потребоваться в случае, если болезнь носит опасный для жизни характер, при острых инфекционных заболеваниях, а также при психических расстройствах. Подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, обычно госпитализируется органами здравоохранения.

Для заболевших подозреваемых (обвиняемых), находящихся под стражей, как правило, организуется лечение в больницах при следственных изоляторах или других местах лишения свободы, куда они переводятся администрацией следственного изолятора. В необходимых случаях подозреваемый (обвиняемый) может быть помещен для излечения в общее медицинское учреждение, для чего ему изменяется мера пресечения.

Лица, находящиеся в изоляторах временного содержания и нуждающиеся в амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой специализированной медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здра-

воохранения.

Следует отметить, что в ситуациях, когда следователь сталкивается с психическим заболеванием подозреваемого (обвиняемого), носящим временный характер, вопрос о помещении его в медицинское учреждение решается сравнительно просто и не вызывает трудностей процессуального характера, поскольку в этих случаях, как правило, назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

В случае помещения подозреваемого (обвиняемого) в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение в соответствии со ст. 172 УПК РФ, прерывается до получения заключения экспертов (ч. 3 ст. 203

Другим важным моментом в расследовании уголовного дела, приостановленного производством в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого, является своевременное принятие в период его болезни мер, направленных на то, чтобы подозреваемый или обвиняемый не уклонился от следствия и суда, а также на пресечение попыток скрыть доказательства и т.д. Эти меры следователь может осуществить через органы дознания, давая им соответствующие поручения. Органы дознания могут организовать наблюдение за подозреваемым или обвиняемым в больнице или за его квартирой, выявить факты запугивания или подкупа свидетелей и потерпевшего. С учетом полученных сведений, реализованных в процессуальном порядке, следователь может предупредить подозреваемого или обвиняемого о прекращении такой деятельности или избрать в отношении его более строгую меру пресечения.

Следующая мера, которая может быть принята следователем по делам рассматриваемой категории, заключается в организации систематического получения информации о состоянии здоровья подозреваемого или обвиняемого. Следователь должен обязательно поддерживать личный контакт с лечащим врачом. Врач может предварительно указать вероятные сроки выписки подозреваемого или обвиняемого из больницы и возможный исход его болезни. Если медицинское учреждение находится в другой местности, то эти сведения целесообразно запросить у администрации. Получив их, следователь может заранее спланировать возобновление уголовного дела, включив его в свой календарный план работы, и своевременно возобновить производство по делу.

По делам, приостановленным вследствие психического или иного тяжкого заболевания подозреваемого или обвиняемого, возможны и некоторые другие действия следователя, к которым следует отнести планирование необходимых для окончания производства по делу следственных мероприятий, подготовку процессуальных документов, например постановления о привлечении в качестве обвиняемого в окончательной редакции, обвинительного заключения и другие. Проведение этой работы положительно сказывается на расследовании уголовного дела после его возобновления и позволяет закончить его в короткие сроки.

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - это осуществляемая гласно или негласно оперативными подразделениями государственных органов деятельность направленная на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К государственным органам, которые вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность относят:

1) органы внутренних дел Российской Федерации;
2) органы Федеральной службы безопасности;
3) органы Федеральной службы налоговой полиции;
4) органы пограничной службы Российской Федерации;
5) таможенные органы Российской Федерации;
6) Служба внешней разведки Российской Федерации и др.

Основными функциями данных государственных органов являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Для их осуществления органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят следующие мероприятия:

  • опрос граждан;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочную закупку;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных разговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемую поставку;
  • оперативный эксперимент.

Полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий данные могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; выявления и установления лиц, их подготавливающих или совершивших; розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, если они проводились с соблюдением принципа законности. Кроме этого полученные результаты могут служить основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовным делам в соответствии с предусмотренных законом правил, в частности с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Понятие предварительного расследования.

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное расследование осуществляется в определенном порядке. Начинается оно после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и передачей дела прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсудности, составлением постановления о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости либо заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение наказания, и направлении дела в тех же целях прокурору либопрекращением дела.

Предварительным расследование называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе, о виновности, о доказанности и другие не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу "презумпции невиновности", оно признается государством виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленное(tm), близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченными на то законом органами. В зависимости от преступления оно осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Органы дознания.

Дознание - особый вид предварительного расследования, осуществляемый органами дознания. В соответствии с действующим законодательством органами дознания являются: 1) милиция; 2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; 3) органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; 4) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; 5) органы Государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; 6) органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации; 7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8) органы Федеральной службы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению; 9) таможенные органы Российской Федерации - по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспортом товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения и невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического, археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, касающихся таможенного дела.

На органы дознания возлагается принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом необходимых мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Полномочия органов дознания.

Деятельность органов дознания осуществляется в двух формах. Первое - выявление и фиксирование следов преступления, т.е. это первый этап на котором производятся все неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника, после чего дело передается следователю для производства предварительного следствия. Дальнейшие следственные и розыскные действия, после передачи дела следователю, органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя. Второе - расследование несложных уголовных дел, которые не требуют по закону предварительного следствия.

При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством те же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания -только обвиняемого, остальные просто уведомляются

о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания и прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступления, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственное(tm). После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

Иная уголовно-процессуальная деятельность органов дознания. Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу, и расследование осуществляется в общем порядке.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т.д.

Организация дознания. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.

Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство

дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет

дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют

их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Контроль и надзор за деятельностью органов дознания. Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялась органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу.

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику

Органы предварительного следствия.

Предварительное следствие в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять следователи: 1) прокуратуры; 2) органов внутренних дел; 3) органов Федеральной службы безопасности и 4) органов Федеральной службы налоговой полиции. Все они обладают равным объемом процессуальных полномочий и занимают одинаковое процессуальное положение.

Задачами органов предварительного следствия являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреплению законности и правопорядка.

Полномочия следователя. Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного следствия. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан рассматривать заявления и сообщения о преступлениях; возбуждать уголовное дело; исследовать полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, осуществляет розыск лиц, совершивших преступление; обеспечивает участвующим в производстве по делу лицам возможности осуществления их прав и защиты законных интересов; возмещение материального ущерба; выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и принимает меры к их устранению. Для осуществления возложенных на него функций следователь устанавливает наличие события преступления, обнаруживает лицо, совершившее преступление, собирает доказательства его виновности и привлекает в качестве обвиняемого, а также выясняет все обстоятельства, которые необходимы для правильного разрешения судом вопросов об ответственности обвиняемого.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

  • следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;
  • следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
  • следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

  • главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;
  • следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
  • следователи городских, районных и межрайонных прокуратур. Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

  • Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;
  • следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;
  • следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производством

.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

  • Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;
  • следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор и контроль за деятельностью органов предварительного следствия

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие "начальник следственного отдела" распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой

полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Возбуждение дела предоставляет не только формальную возможность для производства предварительного расследования, но и является началом уголовного преследования. Именно это следует принять во внимание, отвечая на вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела в отношении нового лица (нескольких лиц) или нового преступления.

Информация о новом преступлении может быть получена непосредственно следователем в ходе расследования уголовного дела от подозреваемого, обвиняемого, других участников процесса.

Может быть выявлено новое преступление, совершенное обвиняемым, подозреваемым; другими участниками процесса, а также иными лицами, не являющимися участниками процесса по расследуемому уголовному делу.

Преступления, о которых не было известно на момент возбуждения уголовного дела, и выявленные в ходе расследования уголовного дела называются новыми или по системе учета преступлений – дополнительными.

Термин «новое преступление» используется в законе. В соответствии с ч.3 ст. 154 УПК РФ при выделении уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в общем порядке.

При получении данных о совершении обвиняемым, подозреваемым новых преступлений, следователь должен проверить наличие уголовных дел либо иных материалов по данным фактам. В этих целях следователь должен направить запросы в информационные центры и другие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления, лично изучить учетно-статистическую информацию о совершении преступлений.

В ходе расследования уголовного дела может быть установлено, что

1. Новое (дополнительное) преступление совершено лицом (лицами), не причастными к совершению преступления, по которому возбуждено основное уголовное дело.

2. Новое (дополнительное) преступление совершено тем же лицом (или группой лиц) и имеет связь с преступлением, по признакам которого возбуждено основное уголовное дело.



3. Новое (дополнительное) преступление, совершено тем же лицом (или группой лиц), в отношении которых расследуется основное уголовное дело, но само преступление не связано с преступлением, по признакам которого оно возбуждено.

По общему правилу, установленному УПК РФ, при наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела, лицо, осуществлявшее проверку заявления или сообщения о преступлении, в пределах компетенции обязано возбудить уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В тоже время в следственной и судебной практике не однозначно решается вопрос, в каких случаях при выявлении нового (дополнительного) преступления в рамках уже расследуемого уголовного дела вынесение нового постановления о возбуждении уголовного дела обязательно, а в каких не требуется.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает акт возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, равно как и акт привлечения лица в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершения деяния содержащего признаки преступления началом публичного уголовного преследования от имени государства, при котором создаются правовые условия для последующей процессуальной деятельности.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. В одном из своих определений судебная коллегия по уголовным делам признала подлежащим отмене постановление о возвращении дела прокурору, не согласившись с мнением Воронежского областного суда, о том, что препятствием к рассмотрению дела по обвинению Л.и К. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, ч. 2 ст. 167 и ст. 30 ч. 3 и п.п. «в», «д», «з» ч. 2 105 УК РФ является то, что не было возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство.

Судебная коллегия в частности указала, что «ни ст. 140, ни ст. 146, ни ст. 149 УПК РФ не предусматривают обязанности органов следствия и дознания выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда по делу будет установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело».

На анализе данных решений основано также разъяснение Генеральной прокуратуры Российской Федерации по исследуемым вопросам. В письме Генеральной прокуратуры указано, что статьи 140, 146, 149 УПК РФ не предусматривают обязанности органов расследования выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда будет установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо совершения этого преступления другим лицом или причастность к совершению преступления других лиц. В подобных случаях этим лицам может быть предъявлено обвинение и без вынесения дополнительного постановления о возбуждении уголовного дела, поскольку легитимность процессуальной деятельности уже обусловлена вынесенным ранее актом о возбуждении уголовного дела.

Приведенные разъяснения наряду с положениями УПК РФ использованы при рассмотрении приведенных ниже ситуаций.

Принятие решения о возбуждении уголовного дела при выявлении новых лиц

Ситуация 1. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления и в отношении конкретного лица П. (приведены его анкетные данные). В ходе расследования причастность данного лица к преступлению не подтвердилась, но вместе с тем установлено, что преступление совершено другим лицом Р.

В такой ситуациивотношении П. уголовное преследование следует прекратить по реабилитирующему основанию. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении нового лица не требуется.Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица не является самостоятельным, равно как и обязательным в стадии возбуждения уголовного дела, скорее это дополнительное решение относительно главного решения о возбуждении уголовного дела. Началом уголовного преследования Р. будет приятие в отношении его одного из следующих решений: задержание, избрание меры пресечения, уведомление о подозрении, привлечение в качестве обвиняемого.

Ситуация 2.

Уголовное дело возбуждено по признакам преступления (по факту). В ходе расследования выявлено лицо, совершившее преступление. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении установленного лица по тому же факту не требуется. В этом случае уголовное преследование лица начнется также либо с момента его задержания или избрания меры пресечения, либо привлечения в качестве обвиняемого или уведомления о подозрении.

Ситуация 3.

Если при установлении лиц, совершивших преступления, произошла корректировка обстоятельств совершения преступления, указанных в постановлении о возбуждении уголовного, необходимость вынесения нового постановления о возбуждении уголовного дела определяется в зависимости от изменения обстоятельств дела.

Один из примеров следственной практики.

Уголовное дело возбуждено по признакам хищения автомобиля по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а», «в», ч. 2 ст. 158 УК РФ. В дальнейшем уголовное дело передано для расследования другому следователю, В ходе расследования установлено, что заявление о краже было ложным, фактически имело место мошенничество с целью получения страховых сумм. Следователем вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении лиц, подозреваемых в совершении кражи. В описательно-мотивировочной части постановления были изложены обстоятельства пропажи машины в результате мошенничества. Во втором пункте резолютивной части постановления о прекращении уголовного преследования содержалось решение о возбуждении уголовного дела по признакам мошенничества, но решение о принятии дела к производству отсутствовало. Прокурор при поступлении дела с обвинительным заключением возвратил его для дополнительного расследования с целью устранить недостатки по делу, так как расследование проведено не надлежащим субъектом (без принятия дела к производству).

Полагаем, в такой ситуации решение прокурора может быть обжаловано. Казалось бы, событие преступления другое, но имеет место процессуальная связь с уголовным делом, возбужденным по признакам кражи. Значительная часть доказательств, подтверждающих обвинение в мошенничестве, получена при расследовании обстоятельств по заявлению о краже. Следователь по существу расследовала одно уголовное дело, сроки следствия исчислялись по уголовному делу, возбужденному по факту кражи. В решении следователя о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества не было необходимости. И коль скоро это решение излишне, полагаем, вывод о расследовании уголовного дела ненадлежащим субъектом не основан на материалах дела.

Приведенная аргументация позволила убедить прокурора в том, что в подобной ситуации новое постановление о возбуждении уголовного дела излишне.

Также разновидностью ситуации № 3 является случай, когда одним преступлением причинен вред нескольким потерпевшим , но в постановлении о возбуждении указаны не все потерпевшие. В этой ситуации вынесения нового постановления о возбуждении уголовного дела не требуется.

Кроме того, не требуется новое постановление о возбуждении, если в постановлении о возбуждении уголовного дела способ совершения преступления выражен в подделке документов и при этом перечислены несколько таких документов, а фактически выявлены факты подделки и других документов (если это охватывается единым умыслом и квалифицируется как одно преступление).

Ситуация 4.

При выявлении признаков преступления по новому поводу (заявление, явка с повинной, сообщение из иных источников), зарегистрированному в установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, постановление о возбуждении уголовного дела обязательно .

Ситуация 5.

Выявлено новое преступление, не связанное содержанием признаков преступления, изложенных в постановлении о возбуждении основного уголовного дела. Уголовное дело возбуждено по п. «а» ч. 3 ст.158 УК РФ в отношении Л. Выявлено, что в этот день в отношении другого лица Л. совершил грабеж. Постановление о возбуждении уголовного дела по признакам грабежа обязательно.

Эти два преступных деяния никакой связи, кроме той, что совершены одним лицом, не имеют. Каждое деяние имеет свою объективную и субъективную стороны.

Ситуация 6.

При возбуждении уголовного дела квалификация дана неправильно, хотя содержание тезиса по обстоятельствам преступления не изменилось. Новое постановление о возбуждении уголовного дела не требуется, независимо от того квалификация изменилась в связи с применением закона о более тяжком или менее тяжком преступлении (в сторону смягчения или усиления обвинения). В этом случае по учетным документам оформляется переквалификация преступления (выставляется статистическая карточка формы № 1). А в процессуальном смысле квалификация будет выражена в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

Например, уголовное дело возбуждено: 1) по признакам получения взятки, фактически деяние следовало квалифицировать как коммерческий подкуп; 2) по признакам мошенничества, фактически – признаки злоупотребления полномочиями; 3) по признакам грабежа, установлено, что был совершен разбой.

Аналогичным образом следует поступать, если дополнительно установлен квалифицирующий признак. Например, уголовное дело возбуждено по признакам убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку (ч. 1 ст. 105 УК РФ), в ходе расследования установлено, что имело место убийство двух лиц (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Новое постановление о возбуждении уголовного дела не требуется.

Ситуация 7.

Совершена кража из квартиры по предварительному сговору группой лиц (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ) и дополнительно выявлено вовлечение несовершеннолетнего в преступление (ч. 1 ст. 150 УК РФ). Новое преступление имеет неразрывную процессуальную связь с основным делом. Доказательства, подтверждающие совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК РФ, были получены при расследовании уголовного дела, возбужденного по признакам кражи. Постановление о возбуждении уголовного дела не обязательно. В этом случае следует выставить дополнительную статистическую карточку формы № 1 на вновь выявленное преступление.

Процессуальный аспект связи с основным уголовным делом отражает взаимосвязь между первым преступлением, дело о котором возбуждено, и преступными действиями, выявленными в ходе расследования.

Процессуальная связь может проявляться в том, что новое преступление было выявлено в ходе следственных действий, основания для производства которых возникли по ранее возбужденному уголовному делу в отношении того же лица. В этом случае на следователе не лежит обязанности в каждом случае выносить новое постановление. И напротив, если основания для производства следственного действия, в ходе которого было выявлено новое преступление, не вытекали из материалов возбужденного уголовного дела, то факт невозбуждения уголовного дела о новом преступлении является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

При сомнениях вынесение нового постановления о возбуждении уголовного дела может быть оправдано.

Материальный аспект связи с основным уголовным делом свидетельствует о неразрывной связи с событием преступления. В данном случае речь идет о совокупности преступлений, принимая во внимание и те случаи, когда одно действие (бездействие), содержит признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ.

Примером служит разъяснение Верховным судом Российской Федерации правил квалификации хулиганства по совокупности с другими преступлениями.

В постановлении Пленума № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений», в частности, разъяснено: «Если лицо при сопротивлении лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, умышленно причинило ему тяжкий или средней тяжести вред здоровью, либо совершило его убийство, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 УК РФ и соответственно п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 112 УК РФ или п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Предположим, уголовное дело было возбуждено по ч. 2 ст. 213 УК РФ. Обвинение предъявлено по совокупности преступлений. Дополнительно выявленное преступление будет поставлено на учет, но нового постановления о возбуждении уголовного дела не требуется.

Следует помнить, что каждое уголовное дело индивидуально и подход в оценке требований к вынесению (или невынесению) нового постановления о возбуждении уголовного дела также должен быть индивидуальным. Кроме того, необходимо иметь в виду, что судебная практика при разрешении ситуаций, связанных с принятием решения о возбуждении уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица не является стабильной.

Вместе с тем, знание основных подходов в оценке ситуаций, когда новое постановление о возбуждении уголовного дела не обязательно, поможет при возникновении вопросов, связанных с возвращением дела в досудебное производство, вынесением оправдательного приговора, оценке законности производства следственных действий, продлении сроков расследования, обусловленных отсутствием нового постановления о возбуждении уголовного дела.


Заключение

Часто говорят, что теория расходится с практикой. Но проблема не в том, что научные исследования в области уголовного судопроизводства отдалены от практической деятельности лиц, осуществляющих производство по уголовному делу.

Есть решения, основания для принятия которых в законе четко не прописаны, что позволяет провоприменителям толковать их по-разному. К ним относится и решение о возбуждении уголовного дела.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 3.

См.: Приказ Генерального прокурора от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия (п. 1.4)»; Совместный приказ Генерального прокурора РФ, МВД РФ и других правоохранительных органов № 39/1070/1021/253/780/353/399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений»

Артамонов А.Н . Прокуратура и прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. – Омск, 2010. С. 37.

Вандышев В.В.

Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Контракт, 2011. С.68.

См.: Александрова Л.А . Публичность как основание уголовно-процессуального права. – М., 2007. С. 67-69.

См.: Марцев А. И. Состав преступления: структура и виды // Уголовное право. – № 3. – 2005. С.47.

См.: Костенко Р.В. Теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты понятия уголовно-процессуальных доказательств. – Краснодар, 2005. – С. 215.

См.: Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал российского права. – 2006. – № 7.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 40.

См.: Костенко Р.В. Возможность доказывания на стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное судопроизводство. – 2006. – № 1.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 47.

Ефремова Н.П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 54.

Основным уголовным делом является уголовное дело, при расследовании которого выявлено новое, ранее не стоящее на учете, преступление.

См.: Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 36-14-06 от 5.12.2006г.

Ефремова Н.П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. С. 54-59.

Кальницкий В.В. Действия следователя при выявлении нового преступления // Законодательство и практика. 2000. № 1. С. 103-106.

См. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. – № 1.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 60.

1. Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:

1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

3. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.

4. По основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.

5. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Если по уголовному делу наложен арест на имущество в соответствии с частью третьей статьи 115 настоящего Кодекса, следователь до приостановления предварительного следствия обязан установить обстоятельства, подтверждающие, что арестованное имущество получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма , экстремистской деятельности (экстремизма) , организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), а также рассмотреть вопрос о возможном изменении ограничений, связанных с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, либо об отмене ареста, наложенного на имущество.

7. В случае, если не отпали основания для применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, следователь с согласия руководителя соответствующего следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство в порядке, установленном статьей 115.1 настоящего Кодекса.

8. Если по уголовному делу ранее принято решение о применении при осуществлении государственной защиты мер безопасности, то следователь с согласия руководителя следственного органа одновременно с приостановлением предварительного следствия выносит постановление о дальнейшем применении мер безопасности либо об их полной или частичной отмене, если для дальнейшего применения мер безопасности отсутствуют основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, на основании информации, полученной из органа, осуществляющего меры безопасности, или по ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, либо на основании письменного заявления лиц, указанных в части 2 статьи 16 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", которые подлежат рассмотрению в установленные сроки. О вынесенном постановлении уведомляется орган, осуществляющий меры безопасности, а также лицо, в отношении которого вынесено такое постановление.