Источники государственных и муниципальных расходов. Общественные государственные расходы. ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти

ВВЕДЕНИЕ

Финансовую сторону деятельности государственного аппарата в общих чертах можно описать как совокупность доходов и расходов государства, именуемую еще бюджетом.

Настоящая работа посвящена части этой деятельности, а именно: государственным и муниципальным расходам, а также средствам и способам их финансирования.

Перечень расходов установлен в Бюджетном кодексе РФ в статье 21, которая определяет единые для всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти, устанавливается Министерством финансов РФ.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что именно от объема расходов зависит финансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов с объемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примером которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим, правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечивает устойчивость финансовой системы страны.

Целью настоящей работы является раскрытие понятия и видов государственных и муниципальных расходов.

Структура работы - настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыты понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов. Третья глава о правовом режиме сметно-бюджетного финансирования.

Понятие и классификация государственных и муниципальных расходов

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.

Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.

Поскольку основная часть расходов государства покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов - руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

Финансово-правовые институты государственных расходов тесно переплетаются с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования, которое урегулировано следующими правовыми нормами:

Законы о федеральном бюджете.

Постановления Правительства

Закон об инвестиционной деятельности в РФ,

Бюджетный кодекс.

Понятие «государственные расходы» рассматривают в нескольких аспектах:

) как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач;

) как составную часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.

В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Система государственных расходов - совокупность всех расходов Российской Федерации в их взаимосвязи.

Государственные и муниципальные расходы классифицируются:

) в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы:

а) государственные;

б) муниципальные;

) в зависимости от источников получения денежных средств, порядка их планирования и использования:

а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении;

) в зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

а) оборотных средств (текущих расходов);

б) основных фондов (капитальных вложений);

в) создание резервов;

) по функциональному признаку можно выделить направления расходов:

а) отрасли экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов и резервов.

Государственные доходы и государственные расходы тесно взаимосвязаны. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия (бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков и т.д.), которые могут перерасти в финансовый кризис.

Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Финансирование - предоставление свободных денежных средств на осуществление определенной цели на условиях безвозмездности и безвозвратности.

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Существуют следующие принципы финансирования государственных расходов:

безвозмездность и безвозвратность, отличающие финансирование от кредитования, осуществляемого на условиях возвратности, платности и срочности;

целенаправленность. Предоставление денежных средств осуществляется на строго определенные цели (строительство, развитие производства, оплату труда работников и т.д.; соблюдение финансовой дисциплины).

В практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.

Финансирование государственных расходов включает в себя следующие формы:

финансирование бюджетных расходов осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последовательно совершаемые действия, включая в себя разрешение на осуществление платежа и осуществление платежа;

финансирование государственных предприятий, в том числе унитарных и бюджетных;

финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям;

финансирование отдельных федеральных программ.

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование - порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетных учреждений на основе смет для осуществления их основной деятельности.

Принципы сметно-бюджетного финансирования:

) безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

) целевое использование денежных средств;

) соблюдение финансовой дисциплины;

) получение средств учреждениями из бюджета, соответствующего их подчиненности;

) планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов.

Понятие «сметно-бюджетное финансирование» неразрывно связано с понятием «бюджетное учреждение». Бюджетное учреждение - организация, созданная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В перечень расходов бюджетных учреждений входят:

) оплата труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

) трансферты населению;

) командировочные и иные компенсационные выплаты;

) оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Права получателя бюджетных средств:

) своевременно получать и использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;

) своевременно доводить уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

) на компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанности получателя денежных средств:

) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с целевым назначением;

) в полном размере возвращать бюджетные средства, предоставляемые на возвратной основе;

) своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, федеральную судебную систему (включающую в себя общие суды, военные суды, возглавляемые Верховным Судом РФ, арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ) и органы прокуратуры Российской Федерации.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие государственных и муниципальных расходов, правовые основы их финансирования и пришли к следующим выводам.

В настоящее время виды расходов бюджетов регулируются в основном нормами Бюджетного кодекса (ранее действовал Федеральный закон «О бюджетной классификации», который более подробно рассматривал не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывал эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.)

Также мы рассмотрели принципы, правовые основы и существующие способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Финансирование государственных и муниципальных расходов осуществляется в нескольких формах. Основной формой финансирования расходов является бюджетной финансирование, таким образом, что из доходов бюджета выделяются средства, распределяемые по расходам бюджета.

Кроме того, в настоящее время используется также финансирование в виде капитальных вложений, источниками которых являются собственные, а также привлеченные средства инвесторов.

Еще одним важным правовым режимом финансирования является сметно-бюджетное финансирование бюджетных учреждений. Его важность состоит в том, что именно через бюджетные учреждения выполняются функции государства по социальному обеспечению населения.

Из изложенного можно сделать вывод, что система финансирования государственных и муниципальных расходов в РФ является достаточно развитой, вместе с тем, в ней имеются некоторые пробелы. В частности, это касается привлечения внебюджетных и не бюджетных средств для финансирования расходов, например, с помощью размещения государственных заказов или привлечения инвестиций, в том числе иностранных.

государственный муниципальный расход бюджетный

Список используемой литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - М.: Эксмо, 2014.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.10.2014) - М.: Эксмо, 2014.

Финансовое право: Учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - Гл. 23, 24.

Финансовое право Российской Федерации: Учебник/ отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 23, 24.

Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право / под ред. проф. В.М. Мандрица. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - Гл. 8, 9.

Государственные и муниципальные расходы - часть финансовых отношений, обусловленных использованием централизованных фондов государства (бюджеты, внебюджетные фонды) и бюджетов муниципальных образований.
Важнейшей частью муниципальных расходов являются расходы бюджетов.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:
текущие расходы;
капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не являющиеся капитальными расходами в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также другие расходы, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Расходование бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:
1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений, которые представляют собой бюджетные средства, предназначенные бюджетной росписью бюджетному учреждению для финансового обеспечения реализации его функций.
2. Оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.
3. Трансферты населению, под которыми понимаются денежные платежи, осуществляемые в пользу граждан Российской Федерации. Трансферты населению осуществляются в форме бюджетных ассигнований.
4. Бюджетный кредит юридическим лицам, под которым понимается пре-доставление денежных средств организациям на основе возмездности и возвратности по любым основаниям, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, а также иные денежные обязательства перед бюджетом.
5. Субвенции представляют собой бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов.
6. Субсидии, под которыми понимаются бюджетные средства, предоставляемые как юридическим, так и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
7. Инвестиции бюджетных средств в уставные капиталы (фонды) действующих или вновь создаваемых юридических лиц предполагают их долгосрочные вложения в различные отрасли экономики с одновременным приобретением прав на участие в управлении делами таких юридических лиц.
8. Финансовая помощь нижестоящим бюджетам и государственным вне-бюджетным фондам осуществляемая в следующих формах:
- дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов;
- субвенция;
- субсидия;
- бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
- бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемых другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
9. Бюджетные средства могут предоставляться в качестве заемных ниже-стоящим бюджетам, государственным внебюджетным фондам, физическим и юридическим лицам в целях оказания им финансовой помощи.
10. Кредит иностранным государствам - это предоставление Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности.
11. Средства на обслуживание долговых обязательств. Под обслуживанием долговых обязательств понимается деятельность по их размещению, выплате доходов по ним, а также по их погашению.

Еще по теме Государственные и муниципальные расходы, их значение.:

  1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.
  2. Борьба за сокращение государственных расходов и увеличение доходов от государственного хо»яйства Организация финансов государственных предприятия

Государственные (муниципальные) расходы - это непрерывное использование государством или муниципальным образованием денежных средств из бюджетов, внебюджетных фондов и собственных средств унитарных предприятий и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фон­дах, нормативными актами правительства, министерств, федеральных служб и агентств и уставами предприятий и организаций.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансирова­нию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются из фондов:

Государственные расходы осуществляются на основе действующего законо­дательства в соответствии с финансово-плановыми нормативными актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обяза­тельным требованием осуществления государственных расходов является вклю­чение их в утвержденный финансово-плановый документ: бюджет, смету или баланс.

Государственные расходы осуществляются следующими способами, фи­нансированием и путем предоставления ссуд и кредитов.

39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования

Финансирование - безвозмездное и безвозвратное предоставление де- нежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности путем перевода бюджетных ассигнований через лицевые счета, открытые распорядителям и получателям бюджетных средств в органах федерального казначейства.

Финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

1) ц еленаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно- целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, коммунальные расходы и т. д.;

2) финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а всоответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями, подтвержденными соответствующими актами приемки и другими документами. Выражением этого принципа явля­ются поквартальные и месячные расшифровки расходов;

3) достижения конечного результата , предусмотренного целевыми программами или инвестиционными проектами;

4) соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие законного, строго целевого и экономного расходования денежных средств.

Финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах.

    финансирование государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных заводов;

    финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов (при­были, амортизационных отчислений) либо банковского кредита. Финансирование их расходов осуществляется только на определенные цели, установленные законом, в частности на расходы по санации убыточных угольных шахт и разрезов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные проекты и т. д.

Унитарные предприятия, основанные на праве опера­тивного управления (федеральные казенные предприятия), получают бюджетные средства в порядке финансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции.

Сметно-бюджетное финансирование - обеспечение бюджетными средствами на основе индивидуального финансово-плано­вого акта, устанавливающего целевое направление, объем и поквар­тальное распределение средств (сметы). Так финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в этой сфере, явля­ются бюджетными учреждениями.

Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетная смета - финансовый план организаций и учреждений, устанавливающий лимиты их бюджетных обязательств, обеспечивающих их функционирование в соответствии с классификацией расходов. Бюджетная смета действует в тече­ние финансового года - с 1 января до 31 декабря.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соот­ветствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, федеральными службами и агентствами, вышестоящими органами власти и местного самоуправления в сводные сметы ,которые включаются в соответствующие бюджеты.

Расходы бюджетных смет имеют строго обязательный целевой характер в соответствии с классификацией расходов бюджетов. Планирование расходов осуществляется на основе материальных и денежных норм, нормативов расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители смет-ных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований на:

    обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на команди-ровки, питание, медикаменты) и расчетные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление). Обязательные нормы при их применении не подлежат изменению; расчетные, наоборот, изменяются и применяются (в пределах общей нормы) в соответствии с конкретными условиями субъекта финансирования;

    материальные и денежные: материальные нормы определяют объем ма­териальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов. Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (на- туральных) норм расходов или определяют денежные затраты на оплату труда и других услуг;

    индивидуальные и комбинированные: индивидуальная норма расходов пре­дусматривает расходы на одну цель. Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму.

Нормативы – это относительный показатель, отражающий удельный вес данного расхода к определенному базовому показателю (фонду заработной платы и т.д.).

Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.

Выражение государственные (и муниципальные) расходы можно понимать в разных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.

Вместе с тем данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.

В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней и другими отраслями права - гражданским, административным и др.

В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделений им государственных или муниципальных средств.

Государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях. Они обладают характерными чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с ними конкретизирующими особенностями.

Анализируя содержание правовых институтов государственных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.

Это определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных и муниципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.

Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня (муниципальные).

В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить: а) на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создания резервов.

Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательной основой такой классификации является ст.21 Бюджетного кодекса РФ.

Так, в составе расходов можно выделить направления расходов на:

а) отрасли экономики - промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов и резервов;

и) прочие расходы.

Понятиям государственных (муниципальных) расходов и доходов свойственен ряд общих характеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федерации (региональные) и местные (муниципальные) или более обобщенно - на государственные и местные (муниципальные).

49 Программно-целевой метод планирования расходов бюджета

Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы – средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов .

Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления .

Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.

При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия. Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.

1.Разработка общих целей.

2.Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени.

3.Определение путей и средств их достижения.

4.Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими .

На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны. Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы .

Таким образом, рассмотрев значение программно-целевого метода планирования расходов бюджета, можно сделать вывод, программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

50 Финансовое обеспечение бюджетных учреждений

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда. По условиям и порядку финансирования бюджетное учреждение признаются также правоохранительные органы, органиции и учреждения, созданные для обеспечения функций национальной обороны, другие организации, наделенные государственным (муниципальным) имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного пр-тия. Бюджетные учреждения функционируют как государственные и муниципальные предприятия; все они подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. На финансирование бюджетного учреждения, кроме бюджетных ассигнований из федерального, регионального или местного бюджетов и средств внебюджетных фондов, могут использоваться и др. источники. К примеру, школы покрывают часть своих расходов за счет средств, вырученных от продажи ученических поделок, изготовленных в производственных мастерских; вузы - за счет средств от продажи научных разработок. Если бюджетное учреждение в соответствии с его учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то эти доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в распоряжение бюджетного учреждения и должны учитываться на отдельном балансе. Бюджетные учреждения вправе распределять доходы от платной деятельности между ее участниками, а также направлять их на достижение уставных целей, предусмотренных учредительными документами. Бюджетное учреждение располагает имуществом, закрепленным за ним собственником, и имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств, выделенных по смете. Это имущество используется бюджетным учреждением в соответствии с законом, уставными целями, заданиями собственника и назначением имущества. Однако по своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а не закрепленным за ним имуществом; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несет собственник соответствующего имущества. Бюджетное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать свой финансовый план, который составляется в форме сметы доходов и расходов. В этой смете в отличие от прежнего порядка, когда составлялась отдельно смета специальных средств, отражаются поступления как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления платной деятельности (оказания платных услуг по уставной деятельности; использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления; и т.д.). В ходе бюджетного планирования бюджетное учреждение на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных (муниципальных) услуг и установленных норм и нормативов финансовых затрат на их осуществление и с учетом исполнения сметы текущего года составляет и представляет бюджетную заявку на предстоящий финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю бюджетных средств. По утвержденной смете бюджетные учреждения получает бюджетные средства и расходует их в объеме, устанавливаемом бюджетной росписью с учетом сокращения и индексации. Более обоснованному обеспечению средствами бюджетного учреждения должно содействовать внедрение в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных стандартов и разрабатываемых на их основе бюджетных норм. Бюджетное учреждение вправе расходовать бюджетные средства в соответствии с правовыми актами и законами только на: оплату труда; перечисление единого социального налога (взноса) в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсации выплаты работникам; трансферты населению; оплату товаров, работ и услуг по заключению государственным или муниципальным контрактам, в случае же их отсутствия - по утвержденным сметам. Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается. Что касается средств, полученных за счет внебюджетных источников, то бюджетного учреждения, согласно статье 161 п. 6 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельны в их расходовании при исполнении сметы доходов и расходов. При исполнении сметы Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителем бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов, финансируемых из бюджета, между предметными статьями и видами расходов. Если бюджетное учреждение в установленном порядке уменьшается размер средств, выделяемых целевым образом для финансирования заключенных договоров, то учреждение и его партнеры по договору должны согласовать новые сроки финансирования, а при необходимости -и другие условия договора. Партнеры по договору вправе требовать от бюджетного учреждения возмещения ущерба, понесенного в результате неполного или несвоевременного финансирования, но только в размере реального ущерба, причин, изменением условий договора. Само бюджетное учреждение в случае недофинансирования имеет право на компенсацию в объеме недофинансирования. Бюджетное учреждение подведомственные федеральным органам исполнительной власти, обязаны использовать бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ. Все бюджетные учреждения должны своевременно представлять отчеты и другие сведения об использовании бюджетных средств.

Государственные и муниципальные финансы – это финансовые отношения, которые возникают в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их расходования на удовлетворение социальных нужд общества, обеспечение бесперебойной работы экономики, национальной обороны и других расходов государства и муниципальных образований.

Особое назначение в финансовой системе уделяется государственным и , данный факт обусловлен их своеобразными функциями – снабжать органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимой для бесперебойной работы. С помощью этих финансов органы местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, влияют на многие отрасли экономики и разглаживание отличий в социальных уровнях отдельных территорий.

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов.

Факторы влияющие на организацию государственных и муниципальных финансов

  • Форма государственного устройства . К примеру, для унитарных форм, характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов по сравнению с федеративным государством.
  • Особенности административно-территориального устройства государства , которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.
  • Особый статус отдельных территориальных образований. Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испанияи др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.

Принципы равноправия субъектов, которые закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации, не предусматривает различий в объёме полномочий, возлагаемых на органы власти республик, краёв, автономных округов, городов федерального назначения. В свою очередь, для муниципальных образований законодательство предусмотрело возможность установления особого режима функционирования.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения многих задач и функций. При помощи средств бюджетов обеспечиваются многие процессы: социальные, экономические, развитие научно-технического прогресса и др. Образование внебюджетных фондов связано, прежде всего, с появлением потребности у государственной власти и местного самоуправления в значительных объёмах. При помощи внебюджетных фондов обеспечивается финансирование таких мероприятий за счёт предназначенных средств, которые используются по целевому назначению.

Финансовые ресурсы, образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов – это доходы, накопления, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, предназначенных для решения вопросов, отнесённых к их компетенции.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в бюджеты разных уровней на основание действующего законодательства.

При этом данные средства, которые начисляются в бюджеты соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов в виде денежных средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Муниципальные доходы – это денежные средства, зачисленные в бюджеты муниципальных образований, в соответствие с решениями органов местного самоуправления и законодательством государственной власти.

Мобилизация доходов в бюджеты разных уровней осуществляется за счёт налоговых поступлений, неналоговых и безвозмездных перечислений. Наибольшая доля поступлений приходится на налоговые начисления.

Финансирования расходной части бюджетов, осуществляются за счёт поступлений из источников, предназначенных для балансировки дефицита бюджета. Финансирование дефицита бюджета происходит из привлечённых средств, в форме займа, при помощи размещения государственных ценных бумаг и полученных кредитов. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуется за счёт поступлений текущего финансового года.

Эти накопления проявляются в остатках средств на счетах бюджетов на начало года. ВВП является источником формирования государственных финансовых ресурсов, также такими источниками являются поступления от внешнеэкономической деятельности и части национального богатство, к примеру, доходы от продажи земли, нематериальных активов и др.

Использование финансовых ресурсов проявляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые государством из бюджетов определённых уровней на финансовое обеспечение, наложенных функций и задач.

Муниципальные расходы – это те же денежные средства, направляемые из бюджетов соответствующих уровней на решение проблем местного назначения.