Срок изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Порядок выявления собственника. Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Принудительное изъятие земельного участка у его непосредственного собственника в России осуществляется исключительно после вынесенного судебного решения. Допускается два варианта изъятия:
  • С возмещением компенсации – если земля отнимается для государственных или муниципальных нужд (при условии, что с владельцем не было заключённого соглашения об изъятиях);
  • Без возмещения – в случае санкций, назначенных в результате каких-либо нарушений или преступных действий, в соответствии с действующим сегодня Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исковое заявление в судебный орган подаётся государственными или муниципальными структурами. При этом данный иск нельзя подать, если земельный участок находился в собственности владельца меньше 3-х месяцев.

По решению суда устанавливается срок изъятия, размеры денежных компенсаций и их наличие, а также прочие условия оформления изъятия объекта для государственных нужд. Кроме того, вся процедура регламентируется внесёнными в Земельный кодекс поправками. Они регулируют не только этапы фактического изъятия для установленных государственных и публичных нужд, но и сам порядок, в котором рассчитываются и возмещаются понесённые владельцем убытки.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

На каких основаниях?

Перечень оснований на конфискацию земли для государственных нужд содержится в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации. Ссылаясь на них, можно отметить, что недвижимость может подлежать отчуждению у собственника вместе с отчуждаемым земельным участком. Кроме того, право отчуждения территорий для государственных нужд, также как и для муниципальных, прописано в Земельном действующем кодексе.

В подобных случаях порядок предусматривает для пострадавшего собственника некоторые гарантии. Собственность, которая расположена на земле гражданина, обязательно выкупается государством, а не изымается безвозмездно. То есть владелец получает возмещение, равноценное стоимости и прочим потерям, связанным с данным объектом.

При фактическом проводимом отчуждении любого имеющегося имущества для каких-то муниципальных и государственных нужд, исковое заявление в суд подаётся только в тех случаях, если на выкуп владелец не соглашается. Если согласие дано, переоформление происходит в общем административном порядке.

Можно также заметить некоторые несоответствия в действующих законодательных актах. Например, Конституция Российской Федерации позволяет принудительно отчуждать земли только для нужд государства и обороны. В это же время в Гражданском кодексе установлено, что такое же право имеют и муниципалитеты. Окончательное же решение остаётся за федеральными органами действующей исполнительной власти в регионе.

Инициатива государственных органов

Порядок и правила, по которым осуществляется выкуп оговоренного земельного участка с любым имеющимся на нём имуществом в принудительном порядке, установлены действующими статьями Гражданского кодекса. После того, как изъятие будет утверждено, владельцу должны сообщить об этом не позже, чем за один год до проведения самой процедуры отчуждения.

Уведомление должно быть официальным и обязательно письменным. В нем должны содержаться сведения о гарантиях собственника, которые заключаются в сохранении его прав собственности в течение года. Отсчитывается время от даты получения уведомления. За этот же период между государственными органами и владельцем земельного участка должно быть достигнуто окончательное соглашение касательно выкупной цены земли и расположенных на ней объектов недвижимого имущества.

Если владелец категорически не согласен с принятым решением или предложенной ему суммой, он имеет право подать иск в суд и требовать признать решение посягающих государственных органов недействительным. На это, разумеется, нужны весомые основания, такие, как несоответствие закону или нарушение прав и законных интересов.

Изъятие с возмещением

Порядок расчёта денежной компенсации гражданину за изымаемый у него участок земли, будь то для нужд государственных или муниципальных, предусматривает не только фактическую стоимость имущества. Обязательно учитываются убытки гражданина, которые он понесёт из-за отчуждения своей недвижимости. То есть, компенсация состоит из кадастровой стоимости земельного участка и расположенной на ней недвижимости, убытков, возникающих при потере источника дохода (если на земле велась коммерческая деятельность), убытков, возникших из-за невозможности исполнять принятые ранее обязательства (например, перед арендатором) и прочее.

Под убытками имеется в виду не только понесённый финансовый ущерб, но и все упущенные выгоды собственника. При этом оценка кадастровой стоимости проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и не всегда бывает объективной. Оценщик, который будет проводить осмотр территории, не включает в акт убытки и выгоды. Их наличие и размер необходимо доказывать отдельно, чтобы повлиять на решение в суде.

Также важно знать и то, что на законодательном уровне расширен перечень граждан, которые могут претендовать на получение полагающейся денежной компенсации при отчуждении своей земли для государственных нужд.

Если изъятие временное

В некоторых случаях земельные участки могут извлекаться у владельцев временно. Это происходит, если приходится сталкиваться со стихийными бедствиями, авариями, эпидемиями, эпизоотиями и прочими обстоятельствами чрезвычайного характера. В этих случаях основания представлены в виде необходимости защитить жизненно важные интересы населения и страны в целом. Пострадавшим таким образом гражданам также компенсируются понесённые в связи с этим убытки.

Когда земельный участок изымается временно, владельцу выдаётся на руки документ, по предъявлению которого он сможет вернуть свою собственность. Если же её возврат невозможен, государство возмещает кадастровую стоимость потерянной недвижимости, установленную в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Также возможен вариант предоставления гражданам в собственность другого аналогичного земельного участка.

При этом за владельцем остаётся право обратиться в суд, если он не согласен с оценкой его потерянной собственности или с тем, какую землю ему предоставили взамен. Возврат изъятого временно участка также осуществляется через суд, который выносит соответствующее решение.

Выступает в качестве одного из инструментов, с помощью которого осуществляется отчуждение наделов для эксплуатации в публичных интересах. В соответствии с законодательством, его использование допускается в строго определенных случаях. Рассмотрим далее, как осуществляется изъятие земельных участков.

Общие сведения

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков. При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца). Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

ЗК РФ

Случаи, при которых допускается изъятие земельного участка у собственника, определены в ст. 49. Они могут быть связаны с:

  1. Исполнением международных обязательств РФ.
  2. Размещением объектов федерального и местного значения при отсутствии иных вариантов.
  3. Другими обстоятельствами, предусмотренными в законодательстве.

Ограничения

В законодательстве прописаны правила, в соответствии с которыми осуществляется выкуп земельных участков. В нормах определены случаи его ограничения. Например, они устанавливаются для обеспечения охраны сельскохозяйственных территорий. Законодательство допускает изъятие земельных участков для строительства. Однако отчуждение должно осуществляться исключительно в соответствии с генпланами и правилами пользования территорией и размещения на ней объектов. Для особо охраняемых участков устанавливается специальный режим эксплуатации. В соответствии с ним, использование таких территорий для других целей, в том числе и отчуждение, ограничено либо запрещено. В исключительных случаях специальные правила действуют в отношении земель, занятых лесными насаждениями первой группы.

Важный момент

Основанием для отчуждения надела выступает решение об изъятии земельного участка. Оно принимается исполнительным органом федеральной или региональной власти. Местные структуры не могут принимать постановления на изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При возникновении такой необходимости территориальный орган власти обязан обратиться в региональный.

Специфика процедуры

Обычно изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется одновременно с их предоставлением соответствующим лицам. В законодательстве четко регламентируется вся процедура. Она включает в себя два этапа:

  1. Предварительное согласование места расположения объектов.
  2. Непосредственное отчуждение надела.

Порядок изъятия земельного участка

На этапе предварительного согласования обязательно участие владельца надела. При несогласии с действиями органов власти он может обратиться в суд. Таким образом, он может предотвратить принятие решения об изъятии. Одной из ключевых гарантий защиты интересов владельцев выступает обязательное уведомление уполномоченных органов о вынесенном постановлении. Изъятие земельных участков допускается не ранее, чем через год после его принятия. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность отчуждения наделов до истечения установленного срока. Это допускается исключительно при согласии владельцев. Между тем практика изъятия земельных участков свидетельствует о том, что уведомление уполномоченные органы направляют субъектам еще на стадии предварительного согласования. В этой связи исчисление годового срока осуществляется в привязке к моменту получения извещения владельцем.

Ключевые условия

Право собственности в земельном праве выступает в качестве одной из важнейших категорий, находящихся под охраной законодательства. В этой связи в качестве ключевого условия отчуждения надела выступает равноценное предварительное возмещение стоимости. Размер компенсации, условия ее выплаты определяются в соглашении, которое заключается с владельцем. В действующем законодательстве не установлены требования к форме такого договора. Участники сделки могут обратиться в организации, оказывающие юридические услуги для составления соглашения. В качестве второй стороны должен выступать орган, действующий от имени РФ, ее региона или МО, имеющий соответствующие полномочия.

Цена

В нее включается рыночная стоимость надела и недвижимого имущества, расположенного на нем. Кроме этого, в цену входят убытки при изъятии земельного участка, а также упущенная выгода. В соглашении обязательно указываются потери, которые несет владелец из-за досрочного прекращения своих обязательств по отношению к третьим лицам. К акту выбора надела должны прилагаться расчеты убытков владельца (пользователя или арендатора), потерь лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства. Они определяются с учетом стоимости имущества на дату вынесения постановления об отчуждении надела. По ст. 53 ЗК, правила компенсации убытков, возникших в связи с процедурой изъятия земельного участка либо временным его занятием, ограничением возможностей владельца, арендатора или пользователя, а также ухудшения состояния почвы, обусловленного деятельностью иных субъектов, устанавливается правительством.

Упущенная выгода

Как выше было сказано, она включается в состав возмещения при изъятии. признаются доходы, которые должен был, но не получил владелец надела. К ним следует относить арендную плату, суммы за передачу участка в бессрочное пользование. Упущенной выгодой считаются аналогичные платежи за другую недвижимость, переданную во временную или постоянную эксплуатацию.

Особенности выплаты

Возмещение стоимости надела осуществляется за счет бюджетных средств. Это обуславливается тем, что изъятие земельных участков осуществляется в пользу РФ, региона или МО. Что касается компенсации потерь, она осуществляется теми субъектами (учреждениями, предприятиями либо организациями), которым предоставляется надел. Вместе с этим финансирование деятельности новых собственников производится из средств соответствующих бюджетов. Расходы предприятий, понесенные в связи с компенсацией потерь, учитываются в сметах. Соответственно, возмещение в любом случае будет осуществляться из бюджета соответствующего уровня.

Альтернатива компенсации

Собственнику участка при его изъятии может предоставляться другой надел. Стоимость последнего учитывается при установлении выкупной цены. Новый надел предоставляется при наличии свободных территорий в пределах местности. Если цена нового участка будет выше, чем у прежнего, собственнику предлагается или доплатить недостающую сумму, или засчитать разницу в счет потерь. При отказе уполномоченных органов предоставить надел взамен отчужденного, владелец может обратиться с иском в суд. В данном случае целесообразно заручиться поддержкой организаций, оказывающих юридические услуги на профессиональной основе. Если в ходе разбирательства будет выявлено сокрытие сведений о наличии свободных территорий, виновные лица должны привлекаться к ответственности.

Нюансы законодательства

В нормативных актах предусмотрен ряд обоснованных различий, касающихся изъятия земли у собственников с одной стороны и у пользователей - с другой. В ЗК установлены правила и для отчуждения наделов у арендаторов. Следует отметить, что последние не предусмотрены в ГК. Собственники участков при их изъятии имеют возможность получить возмещение стоимости и компенсацию понесенных потерь. Пользователи и арендаторы могут рассчитывать только на последнее. Данное правило представляется вполне обоснованным. В случае арендаторов и пользователей собственник участка не изменяется. При этом указанным субъектам надел был передан бесплатно. Данное положение оказывает влияние на правила исчисления потерь. Например, оценка сооружений, которые располагаются на изымаемой земле, осуществляется по сметной цене строительства новых объектов, равных имеющимся по емкости, степени механизации и пр. Расчеты по плодово-ягодным насаждениям (плодоносящим), защитным и прочим многолетним растениям производятся в соответствии со стоимостью саженцев и расходами на высадку и выращивание до начала созревания плодов или смыкания крон. Оценка осуществляется по фактически выполненному объему работ и затратам в ценах, установленных на момент изъятия. Аналогичное правило действует в отношении неплодоносящих насаждений. Компенсация упущенной выгоды производится единовременно. Сумма должна быть равна доходу, который теряется в течение срока восстановления производства. При определении принципов расчета убытков во всех случаях предусматривается согласование потерь с заинтересованными субъектами. При этом они должны оформляться актом, регистрируемым в местной администрации.

Неиспользование надела

Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности или строительства, но не эксплуатирующийся по своему назначению в течение трех лет, может быть изъят, если в законодательстве не предусматривается более продолжительный срок. В указанный период не включается время, необходимое для проведения работ по освоению надела, а также период, на протяжении которого он не мог использоваться в связи со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами. Для того чтобы изъятие было правомерным, факты, указывающие на то, что участок не эксплуатировался, должны документироваться. При предоставлении территорий для сельскохозяйственного производства предполагается начало выпуска продукции сразу после завершения периода, необходимого на освоение. Его продолжительность должна указываться в документации на надел. При передаче участка для строительства недвижимых объектов началом эксплуатации может считаться непосредственная реализация утвержденного проекта. В ст. 39 ЗК указанный выше трехлетний срок дублируется, и предусматривается обязанность субъектов, обладающих участками по праву бессрочного пользования и наследуемого (пожизненного) владения, при разрушении сооружения приступить к его восстановлению в течение трех лет. Аналогичные правила действуют в отношении арендаторов и лиц, эксплуатирующих наделы по срочным договорам.

Нарушение предписаний законодательства

Если собственник не соблюдает требования может быть изъят. К нарушениям предписаний законодательства, в частности, относят эксплуатацию надела не в соответствии с целевым назначением, деятельность, вызывающую существенное снижение плодородия почвы или ухудшение экологической обстановки на местности. Использование земель практически всегда сопровождается негативным влиянием на ее естественные свойства. В этой связи владельцы, арендаторы и пользователи должны исполнять экологические требования. В соответствии со ст. 42 ЗК, субъекты обязаны использовать наделы согласно их целевому назначению, а также принадлежности к той либо иной категории. При этом допускаются только такие способы эксплуатации территории, которые не причиняют ущерб окружающей среде. ФЗ № 101 регламентирует мероприятия по обеспечению плодородия территорий сельскохозяйственного назначения. В соответствии с нормативным актом, для производства с/х продукции должны использоваться способы, исключающие либо снижающие негативное влияние на окружающую среду.

Природоохранные мероприятия

В ст. 13 ЗК предусмотрены обязанности субъектов, осуществляющих пользование землей. В частности, лица должны осуществлять мероприятия по:


Ответственность субъектов

Использование земли не по целевому назначению, причинение ей вреда выступают как правонарушения. Они влекут применение к виновному мер ответственности. В качестве одной из них выступает принудительное изъятие. Оно осуществляется исключительно по постановлению судебной инстанции. Соответствующее заявление направляется органом госвласти региона, местной структурой самоуправления (в установленных законом случаях) по правилам, определенным в ЗК. Нормативными актами предусматривается обязанность указанных институтов уведомить субъекта о нарушениях, которые им допущены. Правила предварительного уведомления определяются в ЗК.

Заключение

Владелец может не согласиться с решением об изъятии его участка или с предложенной стоимостью. В этом случае власти имеет право направить иск в суд. Заявление о выкупе участка может предъявляться в течение двух лет с даты направления владельцу соответствующего уведомления (о предварительном согласовании). Стоит сказать, что в законодательстве присутствует достаточно много противоречий и неясностей. Во избежание проблем и для пресечения неправомерных действий со стороны органов региональной и местной власти при возникновении ситуаций, связанных с отчуждением наделов эксперты рекомендуют воспользоваться помощью квалифицированных юристов.

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует .

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Сроки изъятия земли

Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии - 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Процедура изъятия участка

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета. Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
    • передача права владения;
    • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
    • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
    • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
    • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
    • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
    • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Документальное оформление изъятия

Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
    • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
    • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
    • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  4. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Понятие резервирования земель муниципальными службами

Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:

  • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
  • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

  • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
  • создана и утверждена схема надела;
  • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

  • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
  • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

  • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
  • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков - это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу ().

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте , затем на панели инструментов выберите "Изменения в документе", а в нем – "Обзор изменений".

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы "Тимофеев/Черепнов/Калашников" Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым ().

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (). Партнер юридической фирмы "АВЕЛАН" Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. "Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии", – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена ().

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках ().

Юрист девелоперской компании "Сити-XXI век" Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " ". – Ред. ], могут возникнуть проблемы. "Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника", – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) ( , ). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе ( , Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе "электронки" – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд ().

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения ().

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " "). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества ().

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости ().

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании "Найдем Адвоката" Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней ().

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. "Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже", – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.