Обж правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Снижение негативного влияния загрязненного воздуха

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» Городское поселение Скоропусковский Сергиев Посадского района Московской области 14 ноября 2014 года «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке». Презентацию к открытому уроку подготовил учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Хазов А.И. Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Сент-Экзюпери Антуан де

Цель урока: Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру

Загрязнение воды Загрязнение воздуха Загрязнение почвы

Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом.

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

Физкультминутка

Физкультминутка «Половинки» Повторяй за нами!

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

Варианты поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки: 1.Увеличить в ежедневном рационе содержание витаминов А, С и Е. 2. Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3.Уметь в повседневной жизни избегать места, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы. 4. Регламентировать время проводимого за компьютером и телевизором, использования мобильного телефона.

Игра «Исключи лишнее» 1 2 3 4 5

Экологическая культура Отсутствие вредных привычек Здоровое и сбалансированное питание с витаминами и микроэлементами Ответственность за сохранение окружающей среды Соблюдение установленных норм времени проведения за компьютером и телевизором Умение избегать места, где концентрация вредных веществ превышает ПДК

ВЫВОД: Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: 1. Соблюдать экологическую культуру 2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3. Бережно относиться к своему здоровью

Что нового Вы узнали на уроке?

Мое настроение Пессимист Оптимист

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Открытый урок

На тему:

«Правила безопасного поведения

при неблагоприятной

Экологической обстановке».

Открытый урок подготовил:

Учитель ОБЖ

I квалификационной категории

Хазов А.И.

г. Сергиев Посад.

Цели урока:

Образовательные – закрепить у учащихся знания в области экологической культуры, сформировать понятия «мутагены», «свободные радикалы», дать представление о положительном влиянии на здоровье витаминов.

Развивающие:

Продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.

Учить работать с разными информационными источниками;

Сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при неблагоприятной экологической обстановке;

Аналитические:

- анализировать последствия загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.

Воспитательные

Сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;

Воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи урока:

Актуализировать и развить знания о воздействии состояния экологии на организм человека;

Продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

Продолжить формировать информационную и коммутативную компетентность.

Основные методы и приёмы : выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, игровые приёмы

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);
  • работа в группах;
  • игра.

1.Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, ватман для составления проектов, фломастеры, клей, ножницы, заготовки для экологической газеты, линейки, карандаши, ластики.

Эпиграф урока:

« Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету » Сент - Экзюпери Антуан де

(слайд 1)

Ход урока.

I Организационный момент.

Весь класс поделен на 3 команды по 5-6 человек.

Учитель:

Ребята, на прошлом уроке мы изучили вопросы загрязнения окружающей природной среды, их виды, значение знания вами понятия ПДК в дальнейшей вашей жизни. Для проверки и закрепления знаний параграфа 4.1,сейчас, я вам раздам тестовую работу. На выполнение задания отводится 8 минут.

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

Собираю тестовые работы и формулирую тему урока, его цели.

« Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру».

(слайд 2)

II. Основная часть.

Учитель:

Ребята, сейчас каждая группа получит файл в котором находятся картинки различных видов загрязнения. На листах ватмана Вам необходимо определив вид загрязнения приклеить в столбик по группам и подписать вид загрязнения. После выполнения задания от каждой команды выходит один представитель обосновывает проект группы. На выполнение работы отводится 4 минуты.

Учащиеся: Выполняют проект.

Учитель: Так время истекло, представитель каждой команды с проектом выйти к доске.

Учащиеся: (Защищают свой проект)

Учитель:

Подвожу итоги. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы
  • загрязнение воды
  • загрязнение воздуха (слайд 3).

Все молодцы. Так что же такое неблагоприятная экологическая обстановка? (слайд 4). Правильно ребята, давайте запишем в рабочих тетрадях определение « это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье»

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом. (слайд 5).

Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений – мутаций. Основа мутагенеза – изменения в молекулах нуклеиновых кислот, хранящих и передающих наследственную информацию .(слайд 6)

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства (слайд 7).

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения – мутации. (слайд 8)

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген.

Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

(слайд 9)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд 11-28

Продолжаем работу. Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов . (слайд 29)

Ребята, кто из вас помнит определение – «свобоный радикал», к какой науке он относится? Правильно, это наука – химия.

СВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ , короткоживущая (менее 1мс) молекула, которая имеет непарный ЭЛЕКТРОН и, таким образом, вступает в кратковременные связи с другими молекулами. Возникающие как побочные продукты химических процессов в КЛЕТКЕ, свободные радикалы могут привести к необратимым изменениям в организме и поразить даже те клетки, которые вырабатывают защитные энзимы. Считается, что они играют ведущую роль в процессе старения организма и в возникновении ряда заболеваний, включая рак и сердечнососудистые болезни.

Учитель:

Какие мы можем выработать варианты поведения в условиях неблагоприятной обстановки ? (слайд 30) Ребята, я дам вам конверт в котором вы найдете 10 вариантов. Вам в течении 5 минут необходимо отобрать только правильные варианты. Учащиеся: (Защищают свой проект)

От каждой команды выходит один учащийся и прикрепляет на доске предложения команды.

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю в презентации правильные варианты. (слайд 30)

Учитель: У Вас на столе лежит конверт в котором 5 цифр. Мы сыграем в игру

(слайд 31) «Исключи лишнее» В течении 1 минуты вам необходимо выбрать правильный вариант

Учащиеся: Показывают варианты ответов.

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

Учитель: Ребята теперь нам необходимо сформулировать понятие «экологическая культура» Время работы 5 минут.

Каждая группа получает 5 стандартных листов и формулирует. Передает по команде учителя для взаимной проверки

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю слайд 32 с определением экологической культуры.

Учитель: Молодцы ребята. Нам осталось сделать вывод по теме.

Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: (слайд 33) Слушаю мнения учащихся.

В основном правильно ребята. Смотрим правильное определение. (слайд 33)

1. Соблюдать экологическую культуру

2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды.

3. Бережно относиться к своему здоровью

Учитель : Молодцы! Запишите сделанный вывод

Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

III . Домашнее задание, рефлексия.

Рефлексия (обобщение и подведение выводов).

Что вы узнали полезного для себя?

Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?

Домашнее задание .

  1. Изучите § 4.2 учебника и ответьте на вопросы.

Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь

Какое у Вас настроение? (слайд 35-37)

Выставляю оценки за урок.


Экологической обстановке

Основные мероприятия, обеспечивающие безопасность населения и территорий при неблагоприятной экологической обстановке

Методические указания
Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего, на них самих, на животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.
Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.
Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух.
В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее, в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.
На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу.

Вредное воздействие на человеческий организм оказывают шум и электромагнитное излучение (ЭМИ).

При изучении данной темы студентам следует подробно изучить способы защиты человека от воздействия различных факторов неблагоприятной экологической обстановки.

Литература: (1) с 43 - 47, (2) с 123 – 125, (3) с 137 – 139, (7) с 318 – 335.

Вопросы для самоконтроля

· Перечислите признаки неблагоприятной экологической обстановки.

· Как бороться с шумом?

· Как защитить себя от воздействия источников электромагнитного загрязнения?

· Что нужно делать при проживании на местности с повышенным радиационным фоном?

Тема 1.8 Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной

Обстановке

Обеспечение безопасности при эпидемии.

Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков.

Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.

Методические указания
Неблагоприятная социальная обстановка возникает в результате эпидемий, разрешения социальных, межнациональных и религиозных конфликтов непарламентскими способами, действиями бандформирований и групп, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных и культурных ценностей.
Последствия от неблагоприятной социальной обстановки могут быть самыми различными: от возникновения опасных для здоровья условий проживания при эпидемии до разрушений, пожаров, возникновения обширных очагов химического, биологического, радиационного заражения, массовой гибели людей при ведении боевых действий, во время общественных беспорядках, совершенном теракте.

Существование социальных опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. В их число входят войны и военные конфликты, терроризм, криминализация общества, болезни и др. Студентам следует обратить внимание при изучении этой темы на серьезные последствия этих ЧС, а также на вопросы защиты и обеспечения безопасности при терактах и эпидемиях.

Литература: (1) с 43 - 47, (2) с 125 – 127, (3) с 139 – 141, (7) с 303 – 309.

Вопросы для самоконтроля

· В результате чего возникает неблагоприятная социальная обстановка?

· Каковы последствия от неблагоприятной социальной обстановки?

· Что называется эпидемией (пандемией)? Приведите примеры их последствий.

· Что является основным направлением деятельности по обеспечению эпидемиологической безопасности?

· Что представляют собой дезинфекция, дезинсекция и дератизация?

· Какие существуют основные правила, соблюдение которых способствует уменьшению угрозы Вашей жизни при нахождении на территории ведения боевых действий?

· Что нужно делать, если Вы находитесь дома, а на улице возникла стрельба?

· Какие меры безопасности следует соблюдать при нахождении в толпе?

· Какие меры обеспечения безопасности следует применять, если Вас захватили преступники в качестве заложника?

· Каких мер предосторожности следует придерживаться для того, чтобы уменьшить риск похищения?

· Как следует вести себя в захваченном террористами транспортном средстве и при контакте с ними?

Зеленкина Алена

Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации.Свободные радикалы - это активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами.

Свободные радикалы – это очень активные молекулы, у которых есть свободное место для электронов, и это место они стремятся заполнить, отняв электрон у других молекул.

Ферменты – это вещества, без которых невозможно течение множества процессов в организме. На самом деле, ферменты принимают участие не только в переваривании пищи, но и в работе центральной нервной системы, в процессах роста новых клеток.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила безопасного поведения при неблагоприятных экологических условиях.

Загрязнение воды:

Загрязнение почвы:

Загрязнение воздуха:

Неблагоприятная экологическая обстановка это - загрязнённая окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье.

Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Свободные радикалы - это активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами.

Свободные радикалы – это очень активные молекулы, у которых есть свободное место для электронов, и это место они стремятся заполнить, отняв электрон у других молекул. Ферменты – это вещества, без которых невозможно течение множества процессов в организме. На самом деле, ферменты принимают участие не только в переваривании пищи, но и в работе центральной нервной системы, в процессах роста новых клеток.

Правила поведения в не совсем благоприятных условиях: Первое направление - расширения возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счёт увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А,С,Е.

Второе направление - это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Третье направление - это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать открытыми. Не стоит ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали. Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке. Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.

Спасибо за внимание!

Процесс возникновения мутаций называют мутагенезом, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, - мутагенами. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоряется и может образовать злокачественные опухоли (процесс – Канцерогенез)

Мутагенным действием обладают рентгеновские и ультрафиолетовые лучи, токи сверхвысокой частоты, например излучение: радиолокатора, микроволновой печи (при повреждённой защите), базовой станции сотовой связи, мобильного телефона, кинескопа телевизора.

Мутагены способствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов. Свободные радикалы - соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаи модействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Антиоксиданты - это вещества, которые защищают клетки нашего организма от внешних и внутренних токсических воздействий (нейтрализуют действие лишних свободных радикалов).

Витамин А – витамин роста (каротин) обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Витамин Е – витамин счастья Препятствует образованию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани, активно участвует в процессах размножения млекопитающих.

Витамин С - иммунитет участвует в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей. Предотвращает разрушение ферментов, защищает от рака.

Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. А + Е С + + + + + + Яблоки Помидоры Грецкий орех Свёкла обыкновенная Петрушка обыкновенная Перец стручковый Шпинат огородный Салат посевной + + Лук репчатый Картофель Морковь Витамин ы Капуста белокочанная Наименование продуктов и наличие в них витаминов А, Е, С + +

Изменения, происходящие в окружающей среде в результате жизнедеятельности человека, непосредственно влияют на состояние его здоровья. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов 1 (мутации). Этот процесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме. В условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из-под контроля.

Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом (от лат. cancer - рак). Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая «вышедшая из-под контроля» клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Установлено, что ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, но всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. Мутагены способствуют образованию в организме свободных радикалов.

Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ - компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, локализуя их вредное воздействие. Однако постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

В нашем организме на биохимическом уровне постоянно протекают тысячи различных реакций. Во многих из этих реакций в процессах окисления участвуют свободные радикалы. В клетках организма всегда присутствует какое-то количество свободных радикалов. Свободные радикалы - активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для осуществления нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Однако когда их становится много в организме, нарушается естественный окислительно-восстановительный процесс. В результате свободные радикалы начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клетки. В результате клетки начинают хуже работать, а это способствует развитию различных заболеваний (нарушения работы сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания).

Установлено, что образование излишнего количества свободных радикалов происходит при загрязнении окружающей среды. Этому способствует попадание в легкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли. Усиленному образованию свободных радикалов способствует ионизирующее излучение и попадание внутрь организма различных химически опасных веществ.

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

К таким веществам относятся некоторые витамины и микроэлементы. В последнее время медики пришли к выводу, что из множества антиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма от излишнего количества свободных радикалов, особенно важны витамины А, С, Е.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). Во многих растительных пищевых продуктах (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержится каротин. В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое). Витамин Е является антиокислителем, препятствующим развитию процесса образования в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.

Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды). Он участвуют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей.

    Запомните!
    Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах

Приведем набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

Отметим, что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, внося соответствующие изменения в свой образ жизни, повысив общую культуру в области экологической безопасности.

В этой связи можем предложить вам на ваше решение три варианта поведения в повседневной жизни в условиях не совсем благоприятной экологической обстановки.

Первое направление - это расширение возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А, С и Е.

Витамин А - бета-каротин играет большую роль в антиоксидантной защите клеток. Бета-каротин способен нейтрализовать активные формы кислорода и тем самым защитить от разрушения иммунные клетки. Не менее важен в системе защиты и витамин С (аскорбиновая кислота), который защищает нас от рака. Кроме того, витамин С предотвращает разрушение ферментов 2 свободными радикалами.

Витамин Е, присутствуя в организме в достаточном количестве, защищает клеточные мембраны от действия свободных радикалов. Он останавливает цепную реакцию окисления, вызванную свободными радикалами, и тем самым продлевает жизнь клеток.

Второе направление - это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого прежде всего необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с дома (квартиры), улицы и города, где вы живете. Посмотрите другими глазами на среду, непосредственно окружающую вас, и определите, соответствует ли ее гигиеническое состояние нормам здорового образа жизни. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, окурки и другие бытовые отходы на улицах, в скверах и парках, в местах временного отдыха на природе (лесная поляна, берег водоема и др.) - все это дело наших рук. Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но надо понять, что наше здоровье напрямую зависит от чистоты дома, наших улиц и городов.

    Запомните!
    Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности вокруг.

Если вы будете внутренне не способны выбросить под ноги пустую пластиковую бутылку, упаковку из-под продуктов и т. д., то с большой вероятностью во взрослой жизни не допустите сбрасывания промышленных отходов в атмосферу и в воды, нарушая соответствующие запреты.

    Внимание!
    Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной среды, так как если снижается потребление, то снижается производство, а значит, и выбросы.

Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окружающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля для следующих поколений; так как для этого нужны усилия всех живущих на ней людей.

Третье направление - это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

Это должен знать каждый

  • Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми.
  • Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.
  • Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.
  • Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.

Особо хочется подчеркнуть необходимость воспитания в себе невосприятия наркотических веществ (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался не свойственный здоровому человеку стиль поведения. Банка пива и сигарета стали основными атрибутами этого стиля. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому индивидуально придется расплачиваться своим здоровьем за него. За все приходится платить. В обстановке, когда окружающая природная среда постоянно загрязняется различными вредными веществами и факторами, добровольно усугублять обстановку, отрицательно влияющую на здоровье, разумный человек не должен. Но выбор за вами.

    Запомните!
    Начать курить просто, бросить трудно (почти невозможно).

В заключение отметим, что все человечество ищет пути, как предотвратить экологический кризис и сохранить планету Земля для будущих поколений людей. Будем надеяться, что разум победит. Но в то же время и каждый из вас не должен оставаться сторонним наблюдателем. Каждый должен стремиться охранять окружающую природную среду и бережно относиться к своему здоровью как к личной, так и к общественной ценности.

Вопросы

  1. Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?
  2. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в организме человека?
  3. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке?
  4. Какие правила поведения в повседневной жизни способствуют сохранению окружающей природной среды?
  5. Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

Задание

Подберите по своему вкусу набор продуктов, в которых присутствуют витамины А, С, Е. Вместе с родителями продумайте, как разумно внедрить их в рацион питания. Свои пожелания по использованию витаминов и оценку их влияния записывайте в дневник безопасности.

1 Ген - единица наследственной информации.

2 Ферменты - специальные биологические катализаторы, присутствующие в живых организмах и способные во много раз ускорять протекающие в них химические реакции.