Новый порядок приватизации земли в Беларуси подстегнет жилищное строительство и предпринимательство? Сколько стоит оформление участка в собственность. Список использованных источников

Деятельность Государственного комитета по имуществу многосторонняя. В его ведении все виды имущественных и земельных отношений, геодезия и картография, регистрация и техинвентаризация недвижимого имущества, оценочная деятельность.

Все эти аспекты имеют в своей основе сформированную нормативно-правовую базу, которая с течением времени требует корректировки. О некоторых законодательных новшествах, основных результатах работы в 2017 году и планах на 2018-й рассказал Председатель Государственного комитета по имуществу .

– В конце минувшего года был принят указ, снимающий запрет на реконструкцию жилых домов под снос. Как работает этот важный для частного сектора документ?

Прямого запрета как такового не было и ранее. Но ссылаясь на утвержденные генеральные планы, определяющие перспективу развития территории, исполкомы отказывали людям в благоустройстве жилья на участках в зоне предстоящего отселения. Это вызывало определенные вопросы, поэтому такое предложение было внесено и поддержано Главой государства. В частности, до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе будут реконструировать принадлежащие им жилые дома, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки. Но строить новые жилые дома на таких участках запрещается, Минстройархитектуры подготовило и направило на места соответствующие рекомендации.

В этом законодательном акте закреплен еще один важный момент – связанный с темой возмещения убытков. Четко оговорено, что все убытки должны быть возмещены до изъятия участка, и расчет с людьми произведен до того, как на участок придет инвестор.

– Размер компенсации за постройку зависит от квадратных метров, не повлияет ли снятие ограничений на намеренное увеличение жилплощади?

– Исполкомы будут разбираться в конкретных ситуациях. Если проживает, к примеру, многодетная семья, ей для комфортного существования необходимо осуществить пристройку к дому, это одна тема. Другой вопрос, если в доме зарегистрированы и проживают два человека, желающие комплексно переделать дом и в разы увеличить площадь. Конечно, в каждом случае будут разбираться. Считаю, что нецелесообразно строить излишние метры, вкладывать силы и деньги, чтобы через какое-то неопределенное время получить компенсацию. Я уверен, что реконструкция должна и будет осуществляться в разумных пределах. Ранее барьер существовал, его абсолютно правильно убрали, и эти вопросы канут в историю.

– Как в стране обстоят дела с освоением выделенных под строительство жилья участков?

– Создана вся необходимая нормативная база, для того чтобы участки осваивались и стройки не несли опасность для окружающих. Определен достаточно длительный срок для возведения фундамента, стен и крыши – три года. Речь идет об объекте, который имел бы законченный вид и который при наведении порядка на земельном участке позволил бы человеку по мере сил и возможностей завершать строительство дома. Еще на три года можно законсервировать объект, если на это не хватает денег или есть иные объективные обстоятельства. Опять же при наличии уважительных причин исполком может еще на два года продлить срок возведения. По существу, выходит восемь лет. За это время каждый, кто осознанно нацелен на строительство дома, может возвести «коробку». Я глубоко убежден, что перед получением участка и строительством дома необходимо серьезно оценить свои возможности.

По прошествии восьми лет предусматривается механизм обращения взыскания, выплачивается компенсация за вычетом расходов, связанных с оценкой и продажей таких объектов. Бывают случаи, когда приходится принимать такие меры.

– В ближайшем будущем ожидаются изменения в порядок распоряжения госимуществом. Какие основные моменты будут отражены в новом законодательном акте?

– Проект изменений в Указ № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» подготовлен с учетом практики, сложившейся при применении действующего акта, который позволяет вовлекать госимущество в оборот самыми разными способами. Проект направлен на то, чтобы сделать следующий шаг в развитии отношений, связанных с распоряжением имуществом. Существующие подходы кардинально не пересматриваются, предусмотрены шаги, направленные на упрощение процедур, оптимизацию принятия решений.

Сегодня для продажи государственного имущества, как правило, проводятся аукционы. Сначала объект выставляется по стартовой, базовой цене, в ее основу берется оценочная стоимость либо в определенных случаях – рыночная. Если объект не продается, то цена понижается на 20 %, затем на 50 % и на 80 % – вплоть до одной базовой величины. Как показывает практика, объектов с понижением в 20 % продается очень мало. Внесено предложение о предоставлении возможности начинать аукционы сразу с 50 %-м понижением. Предоставляется больше вариантов, для того чтобы сократить расходы при вовлечении в оборот. При этом никакой негативный момент не усматривается, потому что если объект пользуется спросом, то рынок сам выровняет его стоимость.

Для того чтобы гражданин купил государственный объект, изначально надо, чтобы были проведены торги с участием только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если на первом аукционе никто из юрлиц и ИП не изъявил желания приобрести объект, то у гражданина появляется такая возможность для реконструкции под жилой дом, агроусадьбу и т.д. Предлагается отказаться от этого порядка и дать возможность одновременно участвовать в аукционах всем желающим, в том числе и гражданам.

Множество объектов реализуется за одну базовую величину, при этом не во всех населенных пунктах можно устанавливать такую стартовую цену. Предлагается позволить продажу объектов по стартовой цене в размере одной базовой не только в областных центрах, но и в городах с численностью населения более 50 тыс. человек. Практика показывает, что если на объект есть несколько претендентов, то конкуренция приведет к большей итоговой сумме.

Чтобы повысить заинтересованность правообладателей в вовлечении имущества в оборот, закладывается норма о сохранении у них половины средств, вырученных от продажи. Сегодня же все деньги за проданное госимущество направляются в бюджет.

Кроме того, предлагается увеличить рассрочку при покупке объектов госсобственности с одного года до трех лет, при этом право на ее получение будет определять покупатель, а не продавец. Если будет высказано желание приобрести объект с рассрочкой, то не будет оснований в отказе.

При реализации движимого имущества, то есть оборудования, предусматривается предоставление организациям больших полномочий – предлагается уменьшить количество согласований с министерствами.

– В прошлом году был сформирован пилотный перечень из 20 акционерных обществ для возможной приватизации. Есть ли результаты?

– Плановой приватизации в Беларуси нет, но каждый год готовится рабочий перечень, в котором министерства предварительно прорабатывают возможность вхождения в капитал тех или иных инвесторов на конкретных условиях. Мы эти перечни собираем, и в этом году будем собирать. Это рабочий процесс, который дает возможность быть более подготовленным, если в отношении определенного акционерного общества будет проявлен интерес. По существу, любые предложения рассматриваются, по ним Госкомимущество готово работать, привлекать субъектов.

Из реальных результатов можно говорить о недавно преобразованном в акционерное общество РУП «Белгоспроект» – предприятии системы Минстройархитектуры. Есть интерес китайской стороны войти в этот акционерный капитал, ее доля в уставном фонде рассматривается в размере около 60 %. Это акционерное общество, используя китайский опыт, будет развиваться на рынке проектирования, в том числе в зарубежных странах. Думаю, этот процесс в ближайшее время будет до конца формализован. На Белорусской валютно-фондовой бирже был продан республиканский пакет акций ОАО «ЭКТБ» в количестве 1 тыс. 331 акции (или 10,0023 % от уставного фонда).

Комитет уделяет особое внимание эффективности управления предприятиями. В чем вы видите резервы для ее повышения?

Это комплексный вопрос, в нем много составляющих. В определенной степени успех зависит от правильности выстраивания структуры самого акционерного общества или холдинга, решения вопросов с излишними непрофильными активами, грамотной организации производства. Важно все, что связано с внедрением передовых технологических решений, освоением новых видов продукции, рынков сбыта. В основе также грамотный кадровый состав – знающие, опытные, желающие работать специалисты. Наблюдательный совет должен определять стратегию, ставить задачи перед исполнительными органами, директоратом. Недопустимы ситуации, когда совет возглавляют люди, подчиненные директору. Иногда во главе совета и вовсе стоят люди, не имеющие отношения к экономике, без необходимого опыта работы.

В настоящее время в холдингах системы Госкомимущества – «Белавтодор» и «Белресурсы» – нарабатывается опыт управления входящими в их систему организациями. Подготовлен проект указа о преобразовании «Белресурсов» в акционерное общество, чтобы форма его управляющей компании была единообразна входящим в его состав структурам. Ожидаем консультационную помощь со стороны Европейского банка реконструкции и развития, будут приниматься взвешенные решения по развитию этих структур. С участием этих двух холдингов планируется выстроить модель корпоративного управления государственными активами. Министерство промышленности в отношении корпоративного управления также проводит активную работу, определились в отношении 28 акционерных обществ. Реализуется пилотный проект по совершенствованию корпоративного управления в 10 ОАО отрасли. Ряд активов передается на местный уровень для встраивания их в создаваемые холдинговые структуры, развития регионов.

Вырабатываются разумные решения по повышению эффективности и отдачи от использования госсобственности. Критерий эффективности должен быть один – максимальная прибыль для государства от имущества, которое ему принадлежит.

– Работники землеустроительной и картографо-геодезической службы Беларуси 21 февраля отмечают профессиональный праздник. Какие достижения в этой области вы считаете самыми значимыми?

– С приобретением в прошлом году беспилотного летательного аппарата сложилась комплексная система получения цифровых данных о местности. Используются данные белорусского спутника, ведется аэрофотосъемка с самолетов, на которые устанавливается камера с высоким разрешением, уникальная в СНГ по своим характеристикам. Беспилотный летательный аппарат позволяет что-то уточнить, актуализировать в меньшем масштабе. Все эти данные цифруются и ложатся в основу создаваемых информационных ресурсов и их систем. Их несколько, в том числе Геопортал земельно-информационной системы, где посредством послойно размещаемой информации представлены данные о физических характеристиках любого покрытия в виде сетей, коммуникаций, зданий и сооружений, зарегистрированных земельных участков.

Минлесхоз на базе Геопортала создает свои системы, поскольку органы лесного хозяйства заинтересованы в наличии актуальной информации не только о самом фонде, но и о том, что реально происходит в том или ином контуре леса. Эти мероприятия дадут возможность каждому лесничему в режиме реального времени предоставлять данные по тем или иным характеристикам участков леса. Для других структур также много возможностей. Решается вопрос с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по размещению в цифровом виде информации об особо охраняемых природных территориях и не только.

Что касается картографии, то завершается работа над последним, четвертым томом «Вялікага гістарычнага атласа Беларусі», который в виде карт завершит создание целостной картины развития нашей страны - от первобытного времени до современности. В этом году из четырех томов планируется сделать один сводный материал, содержащий квинтэссенцию этой фундаментальной научной работы.

– Информационные технологии наверняка развиваются и в других направлениях деятельности Госкомимущества...

– Система Госкомимущества без этого не может функционировать. Указ «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» в том числе дает импульс развитию информационных технологий. Движение документов, связанных с оформлением земельных участков, их регистрацией в дальнейшем предусматривается осуществлять только в цифровом виде. В бумажной форме только в исключительных случаях, когда без этого нельзя обойтись. Мы эту технологию отработали, к ней полностью готовы. Такую возможность указ предоставил и исполкомам, в которых решения об изъятии и предоставлении участка тоже могут быть подготовлены без использования бумаги.

Приняты изменения в закон о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, предполагается создание электронных архивов, упрощение оформления недвижимости. Например, сегодня для того чтобы удостоверить сделку, надо находиться либо в месте расположения объекта, либо в областном центре. Сейчас это ограничение снимается: человек, проживающий в Минске, сможет удостоверить сделку в отношении объекта, расположенного в любом уголке страны.

В 2016 году в регистр недвижимости поступило более 22,5 млн электронных запросов от госорганов и других структур. Сложно представить объем бумажного документооборота и непременно возникшие очереди, если бы не были внедрены информационные технологии.

– На решении каких задач сконцентрируется Государственный комитет по имуществу в 2018 году?

– В нынешнем году продолжим работу, направленную на повышение эффективности госсобственности, отдачи от ее использования. Будет продолжаться регистрация еще не зарегистрированных гособъектов. Большое внимание уделим завершению оформления прав на принадлежащую государству недвижимость, все организационные вопросы решены.

Предстоит дальнейшее внедрение новейших информационных технологий по всем направлениям деятельности, затрагивающим прежде всего оказание услуг гражданам, юрлицам. Продолжится работа с кадрами – их подготовка, переподготовка и повышение квалификации. В Указе «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» предусматривается возврат к комплексному повышению квалификации работников землеустроительных служб, определяются четкие требования к назначению на должности. В помощь земслужбам на Геопортале земельно-информационной системы постоянно обновляются различные электронные подсистемы и сервисы, в том числе «кабинет землеустроителя». Сегодня Геопортал является геоинформационной площадкой взаимодействия в сфере земельных отношений и служит эффективным средством информационного обеспечения функций землеустроительных служб.

В ближайшее время завершится обсуждение вопросов, связанных с оценочной деятельностью, по ряду направлений планируется продлить срок действия свидетельств об оценке с 6 до 12 месяцев. Предстоит также ввести электронный реестр оценщиков. Будем взаимодействовать с коллегами из Государственного комитета судебных экспертиз по вопросам проведения судебных экспертиз, экспертиз достоверности оценки.

Национальное кадастровое агентство завершило оценку земель Беларуси. Данные представлены по видам их функционального использования. Это направления « рекреационная зона», «жилая усадебная зона», «земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов». После утверждения новые данные будут использованы в 2018-м году для проведения земельных аукционов, расчетов госпошлины, а главное - новый земельный налог могут привязать к кадастровой стоимости.


В оценке участвовали объекты:

    202 города и поселка городского типа

    23 181 сельский пункт

    1167 сельских советов

    4387 садовых товариществ

Самые дорогие города Беларуси

Предсказуемым лидером списка стала столица. Средний показатель стоимости земли формата « жилая усадебная зона» в городе Минске составляет 169,36 рубля за квадратный метр. Далее расположились Заславль (31,82 BYN/кв.м.), Солигорск (30,30 BYN/кв.м.) и Фаниполь (30,20 BYN/кв.м). Самыми дорогими областными центрами стали Брест (27, 69 BYN/кв.м) и Гродно (24, 88 BYN/кв.м), среди аутсайдеров – Могилев (16,52 BYN./кв.м.)


Что касается сельских населенных пунктов, то тут также вполне ожидаемый результат – самые высокие показатели у Минской области (12,33 BYN / кв. м), за ним следуют Смолевичский (3,13 BYN/кв.м.) и Дзержинский (2,78 BYN/кв.м.) районы.

Дачные участки земли

Ничего удивительно, Минский регион лидирует и в этом сегменте, о себе дают знать близость к большому городу, хорошее транспортное сообщение и налаженные коммуникации. Средняя кадастровая стоимость земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов составляет тут 10,85 BYN/кв.м.



Комментарий аналитического центра агентства «Загородный дом и Квартирный центр»

«Ранее такой показатель как кадастровая стоимость земли был крайне важным. Сейчас это не так, потому как нет актуальности в приватизации земли », - поясняет Дмитрий Чернушевич. Продажа пустых земельных участков с целевым назначением - строительством жилого дома - была возможна лишь при условии нахождении земли в частной собственности. На сегодня продажа земли участков с таким назначением запрещено. «Соответственно, теряется смысл приобретения земли в частную собственность. Большинство сделок сегодня - люди не приватизируют землю, потом регистрируют на ней строение, а после отчуждают его». Переоценка земли позволит адекватно оценить стоимость земли, особенно это касается территорий под Минском. Таких участков с каждым годом становится все меньше, а чтобы продать их, люди вынуждены разместить на них какие-либо постройки.


Дмитрий Чернушевич разобрал несколько типичных вопросов, связанных с проведением кадастровой переоценки земли в Беларуси.

    В 2017-м году выросло количество случаев расприватизации земли. Связано это с тем, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут приобрести землю в частную собственность на территории Республики Беларусь. «Поэтому многие продавцы расприватизировали землю - и продают ее иностранцам. Те, в дальнейшем, могут приобрести строения на этой земле, а земля передаются им в аренду сроком на 49 или 100 лет в зависимости от решения местного исполкома», - поясняет Дмитрий .

    Часто покупатели уверены в том, что наличие земли в частной собственности – это гарант полной безопасности, поскольку ее изъятие возможно только по решению суда. Но если на вашей земле есть постройка, которая уже находится в частной собственности, то, кому бы ни принадлежала земля, государство уже не может применить судебные решения на этой территории. «Поэтому, в целом смысла в приватизации земли – нет», - разъясняет эксперт.

    «Один из типичных страхов покупателя – это то, что в случае изъятии земли им не выплатят кадастровую стоимость», - делится Дмитрий Чернушевич. Дело в том, что подобные компенсации проводятся исходя из кадастровой суммы на момент проведения сделки. «Если Вы приватизировали землю много лет назад по льготной цене, а хотите получить за нее сегодняшнюю сумму - вряд ли это получится».

Кто получит участок без аукциона

- Здравствуйте, Андрей Анатольевич!

Добрый день!

Я состою на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минском районе, а работаю в Минске. Хотел в этом году взять участок на строительство дома, но председатель сельсовета мне отказал. Говорит, я должен и жить и работать в Минском районе.

Вам ответили правильно. В соответствии с указом №667 без аукциона могут получить земельные участки те, кто состоит на учете нуждающихся по месту жительства и работает на территории района (исключение - Минск и областные центры). Остальные могут купить участки с аукциона.

А вы не видите нарушения здравого смысла в этом указе? Я родился в Минском районе, учился в местной школе, потом поступил в университет в Минске и там же нашел работу. А сейчас я не могу у себя на родине построить дом, чтобы вырастить своих детей…

Эта норма появилась не просто так. Раньше в исполкоме вам могли сказать: свободных земельных участков нет. И при этом некоторые люди все-таки участки получали. Каким образом, как вы думаете? Теперь для всех будут созданы равные условия. Прямая обязанность исполкомов - размещать информацию об участках, чтобы любой человек мог их купить с аукциона. Есть еще один вариант, которым вы можете воспользоваться: купить уже построенный дом, и вместе с ним к вам перейдет право на участок.

Молодая семья состоит в Минске в очереди нуждающихся 10 лет. Могут ли они получить участок для строительства дома в Минском районе?

Жители Минска и областных центров могут купить участок только по результатам аукциона.

Могу ли я без аукциона получить земельный участок в пользование, если я живу в городском поселке, состою на учете нуждающихся и работаю там?

Да, вы можете получить участок без аукциона на территории района.

- В любом населенном пункте района, независимо от места жительства?

- Спасибо большое!

Оформлять ли участок в собственность?

У нас есть участок с домом в садоводческом товариществе. Нужно ли его приватизировать? Сейчас за это придется выложить около 2 тысяч долларов по кадастровой цене! Хотя заявление мы подали еще в 2006 году.

Почему в исполкоме была такая волокита, это отдельный вопрос. Вы можете обратиться в суд, чтобы обжаловать действия должностных лиц, но на цену это никак не повлияет - сегодня вам придется выкупать участки уже по кадастровой цене (подход к выкупу участков в частную собственность изменился с принятием указа №213, который вступил в силу в мае 2007 года). Надо ли это приватизировать? Если вы пользуетесь участком, такой необходимости нет. Вполне достаточно права пожизненно наследуемого владения. Если вы захотите подарить его кому-то, вы подарите зарегистрированный садовый домик, и на основании сделки право пожизненно наследуемого владения участком перейдет к тому, кому вы его подарите. А если вы захотите через много десятков лет передать участок по наследству, тоже никаких вопросов не будет. С переходом права на домик перейдет и право на участок.

- Сейчас мы платим очень большие налоги. Если мы приватизируем участок, что-то изменится?

Нет, приватизация никак не повлияет на размер налогов.

- Обязательно ли оформлять участок в пожизненно наследуемое владение?

Лучше это сделать. Хорошо, если у вас нормальные отношения с соседями. Но если, к примеру, сосед захватит у вас часть участка, а у вас не будет документов, потом придется доказывать, что эта земля вам принадлежала.

У меня участок площадью 5 соток в садоводческом товариществе. А рядом соседский - тоже 5 соток, на нем старенькая времянка. Он 8 лет не обрабатывается, соседи не приезжают, не оплачивают. Найти их не можем. Как купить эти 5 соток?

За неуплату взносов человека могут исключить из садоводческого товарищества. Пусть председатель вашего товарищества обратится в райисполком, чтобы принять меры к вашим соседям. Этих людей должны будут найти, и если они не изменят ситуацию, то исполком должен будет обратиться в суд за прекращением права собственности. После этого исполком может предоставить этот участок другим гражданам, в том числе и вам.

- Спасибо большое.

Вас беспокоят из Бресткой области. Какие нужны документы, чтобы оформить землю в частную собственность? У меня есть два земельных участка - один под застройку (25 соток), второй - для ведения личного подсобного хозяйства (74 сотки). Куда обращаться?

Нужно написать заявление в сельский исполком с просьбой о передаче находящихся в пожизненно наследуемом владении двух земельных участков в частную собственность. Вам скажут сумму, которую вы должны будете оплатить при вынесении решения. После того как в исполкоме подготовят документы, вы сможете зарегистрировать право собственности на два этих земельных участка.

- А можно ли оформить в собственность участок до 3 га?

Нет, такие участки выделяют только на праве аренды. В собственность можно передавать участки площадью до 1 гектара.

- Как узнать, какая теперь кадастровая стоимость моего участка?

Это можно сделать в своем исполкоме или на сайте Национального кадастрового агентства в Интернете: nca.by.

Предприниматели не могут купить землю в собственность

Я предприниматель из Минска. В мае прошлого года подал документы на выделение земельного участка для строительства кафе на 60 мест на трассе Минск - Витебск. Прошел множество согласований, в том числе земельной комиссии Логойского района… Но теперь мне говорят, что выделяемый мне участок якобы будет продан с аукциона, а мне вернут документы и деньги. Ссылаются на указ №667. Могу ли я завершить процедуру оформления без аукциона, ведь я начал ее еще весной прошлого года?

К сожалению, вам придется участвовать в аукционе на общих условиях. Завершить процедуру оформления участка без аукциона смогут только те, кому исполкомом было вынесено решение о проведении проектно-изыскательских работ. Поскольку речь идет об участке на трассе, в вашем случае принять окончательное решение должен был как минимум облисполком. А Логойский райисполком принял лишь предварительное решение. Если решение облисполкома не принималось, вам действительно придется участвовать в аукционе. Меня очень удивляют сроки подготовки документов, о которых вы говорите. Если будет установлен факт волокиты со стороны наших служб, виновные будут наказаны. Но, увы, это никак не повлияет на решение по поводу аукциона.

- Могу ли я на собственном приватизированном участке построить магазин?

Нет, строительство магазинов на таких земельных участках не соответствует назначению. Участки в собственность в Беларуси предоставляются для четырех целей. Первая - строительство и обслуживание жилого дома. Вторая - ведение личного подсобного хозяйства. Третья - коллективное садоводство. Четвертая - дачное строительство. Но вы можете обратиться в исполком и получить земельный участок в аренду по результатам аукциона.

Я как индивидуальный предприниматель могу купить участок через аукцион в собственность или только в аренду?

Только в аренду.

- А юридическое лицо?

Юридическое лицо может купить участок в собственность в двух случаях. Во-первых, если идет приватизация объекта государственной собственности, во-вторых, при осуществлении инвестиционного проекта. В остальных случаях разрешена только аренда.

Слухи о том, что местные исполкомы якобы по-прежнему отказывают гражданам в оформлении земельных участков в частную собственность, не соответствуют действительности, хотя и небеспочвенны.

Согласно официальным комментариям, начиная с 1 января 2007 года в Беларуси действительно была приостановлена приватизация земельных участков. Вот как эту ситуацию комментирует на официальном сайте Брестского облисполкома заместитель руководителя Брестской областной землеустроительной и геодезической службы П.В.Колбас: "По согласованию с Президентом Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 3 февраля 2006г. №140 «Об установлении коэффициента к нормативным ценам на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь и о внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003г. №404» продлил срок действия нормативных цен на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь, до 1 января 2007г. В связи с истечением 31 декабря 2006г. срока действия нормативных цен на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь, Государственным комитетом по имуществу был подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах по передаче земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь», предусматривающий применение с января 2007г. при передаче земельных участков в частную собственность граждан вместо нормативных цен кадастровой стоимости земельных участков. Согласованный с заинтересованными проект Указа Президента Республики Беларусь был направлен на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, однако до настоящего времени он не принят."

Далее в том же комментарии отмечается, что "граждане Республики Беларусь, подавшие до 1 января 2007г. заявление о передаче им земельных участков в частную собственность не утратили право приобретения их по нормативной цене. Граждане, подавшие заявление о передаче им земельных участков в частную собственность после 1 января 2007г. смогут приобрести их только после принятия Президентом Республики Беларусь Указа, в соответствии с которым передача земельных участков в частную собственность будет осуществлена по их кадастровой стоимости. Передача земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь по льготной цене осуществляется в соответствии с законодательством, то есть граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий могут приобрести земельные участки в частную собственность (для строительства и обслуживания жилого дома) по цене в размере пятикратной ставки земельного налога."

Здесь стоит отметить, что упомянутый в комментариях Указ "О некоторых вопросах передачи земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь" был подписан Президентом РБ 7 мая текущего года. Однако, опубликованный ранее комментарий заместителя руководителя Брестской областной землеустроительной и геодезической службы и сегодня находится на сайте Брестского облисполкома, чем естественно вводит посетителей сайта в заблуждение и тем самым создает некоторую почву для необоснованных слухов.

Отчасти распространению слухов о невозможности оформить участок в собственность способствуют те граждане, которые обращались с соответствующими заявлениями в январе-апреле текущего года. Причем, то ли эти граждане не получили четких комментариев в местной землеустроительной службе, то ли сами чего-то недопоняли, но с их слов получается, что оформить участок в частную собственность уже нельзя, можно только в пожизненное наследуемое владение.

На самом же деле в мае - то есть после подписания выше упомянутого указа -процесс оформления участков в частную собственность возобновился, но уже по новым правилам.

Согласно комментариям Государственного комитета по имуществу, "Указом установлено, что со дня его официального опубликования, граждане Республики Беларусь могут приобретать в частную собственность земельные участки, предоставленные им для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и дачного строительства, по их кадастровой стоимости. Исключение составляют земельные участки, приобретаемые в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома по льготной цене гражданами Республики Беларусь, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством". В комментариях Госкомимущество также отмечается, что "действовавшие до 1 января 2007 года нормативные цены, по которым граждане Республики Беларусь до 1 января 2007 года выкупали земельные участки в частную собственность, не отражали их реальной стоимости. В целях упорядочения применения экономически обоснованной стоимости земельных участков при передаче их в частную собственность граждан и принят Указ Президента Республики Беларусь № 213".

Что касается кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства, то она проведена в Беларуси в 2003-2005 годах. Результаты кадастровой оценки земель утверждены соответствующими исполнительными комитетами, зарегистрированы в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, а ознакомиться с ними можно на сайте ГУП ”Национальное кадастровое агентство“: www.vl.nca.by.

В землеустроительной и геодезической службе города Минска корреспонденту "НБ" сообщили, что граждане могут смело подавать заявления на оформление участка, уже имеющегося в пользовании заявителя, в частную собственность, за исключением тех случаев, когда участок находится на территории, где приватизация исключается в принципе -- например, если он попадает в зону перспективного сноса. При этом граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут приобрести земельные участки в частную собственность (для строительства и обслуживания жилого дома) по цене в размере пятикратной ставки земельного налога. В службе также сообщили, что с момента вступления в силу новых правил заявлений на приватизацию минских участков по кадастровой стоимости пока не поступало. Теперь такое удовольствие дорого обходится, прокомментировал собеседник.

И действительно, даже беглое ознакомление с результатами кадастровой стоимости земельных участков позволяет сделать вывод, что далеко не каждый гражданин может позволить себе оформление участка в собственность. Причем речь идет не только об участках, предназначенных для строительства и обслуживание индивидуального дома в Минске, но и об участках, расположенных в садоводческих товариществах в Минском районе. Например, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в 20-30 км от МКАД, даже при отсутствии на территории садового товариществе воды и электричества может доходить до 82 долларов за сотку земли.