I. Определение понятий «детства» и «социальной защиты детства. дети, живущие на улице длительный срок. нахождение родителей в лечебных учреждениях или местах лишения свободы

Защита права – особая проблема государства и общества в целом. Признание прав человека государством необходимо, чтобы любое государство взяло на себя обязанности обеспечить эти права в определенном объеме. Минимальные стандарты закреплены в Международном Билле о правах, составными частями которого являются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и два факультативных протокола к ним.
Признание государством прав человека осуществляется закреплением их в конституциях государств. Государства – участники международных договоров о правах человека должны признать и закрепить в национальном законодательстве права человека в полном объеме не ниже международных стандартов. Осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия. Все права и свободы человека могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе (Конституция РФ, ст. 1). И наоборот: осуществление прав человека – необходимое условие формирование гражданского общества и правового государства. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Дети – наше будущее. От степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества. С одной стороны, права ребенка есть права человека. Так, Конвенция о правах ребенка (1989) утверждает, что дети в государствах-участниках договоров пользуются правами наравне с взрослыми. Однако ребенок – это лицо, которому оказывается особое покровительство. В отношении ребенка государства – участники принимают на себя обязательства исходить из принципа, что осуществление прав ребенка не может зависеть от его физического и психического, национального и социального происхождения. В декларации о правах ребенка (1959) упоминается о специальной охране ребенка «как до, так и после рождения». Следовательно, содержание прав человека не может распространяться на ребенка автоматически, а должно быть скорректировано с учетом его психико-возрастных особенностей.
Прежде чем говорить о проблеме прав человека, необходимо дать определение понятию «ребенок». В Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Однако существуют разные подходы в понимании совершеннолетия. В ряде стран это связывается с периодом достижения половой зрелости. В других странах совершеннолетие наступает в 21 год. В Конвенции о правах ребенка встречаются только два термина, относящиеся к совершеннолетию ребенка, - «Дети» и «ребенок», в то время как в национальных законах государств – участников используются различные термины в отношении лиц в определенных возрастных рамках: «дети» (до 12 – 15 лет), молодежь, юноши, подростки (старше 12 – 15 лет). Таким образом, данный документ не дает точного понятия совершеннолетия, намеренно оставляя эту задачу на решение государств – участников, что позволяет им самостоятельно решить этот вопрос в национальном законодательстве. В России с совершеннолетием связывается полная гражданская дееспособность, которая наступает с 18 лет. Неполная гражданская дееспособность раньше определялась с 15 лет, по новому Гражданскому кодексу РФ – с 14 лет. Дети 6 – 14 лет имеются только элементы гражданской дееспособности. Полная уголовная ответственность наступает с 16 лет, досрочная с 14 лет только по особо тяжелым преступлениям.
Осуществление прав ребенка – проблема всех государств. Все права ребенка трудно осуществить в мирное время, но особенно сложно гарантировать их реализацию в период вооруженных конфликтов. Ребенок в этом случае становится основной жертвой боевых действий. В условиях активизации деятельности террористических организаций проблемы обеспечения безопасности детей вызывают особенную тревогу, так как они все чаще становятся объектами террористических актов, печальные события Беслана – тому свидетельство. Такие факты представляют собой грубейшее нарушение международного гуманитарного права.
Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся в центре внимания общества и государства, СМИ и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков нашей страны и за рубежом. Голод, болезни, детское рабство, наркомания, сексуальная и экономическая эксплуатация, физическое и психологическое насилие над детьми стали реалиями постсоветской России. Вопросы современного образования, физического и морального здоровья детей, уменьшение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, устранение безнадзорности и беспризорности детей, нарушение законных прав приобретают в современной России характер общенациональных проблем, требующих незамедлительного решения.
Анализ фактических данных, характеризующих положение детей России, позволяет выделить несколько их категорий, находящихся в сложных условиях: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (приблизительно 483 тыс. чел.); дети из социальных семей; дети, нарушающие закон (992 тыс. чел.); дети-инвалиды (453 тыс. чел.); дети-беженцы (282 тыс. чел.) и дети из семей мигрантов; дети из семей безработных и вынужденные трудиться; дети-жертвы экологических катастроф; безнадзорные, в том числе бездомные; дети-наркоманы и злоупотребляющие алкоголь. Это те несовершеннолетние, в отношении которых существует наибольший риск появления девиантных отклонений в действиях и поступках, что чревато нестабильностью для общества. Учреждения для самых маленьких граждан России, наряду с общими направлениями социальной политики государства, должны реализовывать особые мероприятия в отношении отдельных групп детей, находящихся в особо сложных условиях и трудных жизненных ситуациях.
Дети как социальная группа не могут самостоятельно противостоять угрозам, поэтому требуется их защита со стороны многих институтов и прежде всего государства. Концептуальному осмыслению воспитательной работы детских дошкольных учреждений по защите детства, выявлению механизмов ее реализации негативного воздействия социальных рисков ребенка, роли социальных институтов в этом процессе необходимо придать приоритетных характер.

Личные права ребенка выделены особо в нормативно-правовых законах и актах, а именно:
- право жить и воспитываться в семье предусмотрено п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ;
- право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками определено ст. 55 Семейного кодекса РФ;
- право на защиту своих прав и законных интересов определяют ст. 56 Семейного кодекса РФ, ст. 121 – 123 Гражданского кодекса РФ;
- право выражать свое мнение определено ст. 57 Семейного кодекса РФ: ребенок с 10 лет имеет право выражать своё мнение в суде, с 14 лет участвовать в имущественных сделках;
- право на имя, отчество и фамилию предусмотрено ст. 58 семейного кодекса РФ.
Защита прав ребенка на образование предполагает выбор дошкольного образовательного учреждения по усмотрению родителей. Основные нарушения прав ребенка в образовательных учреждениях, как правило, следующие:
- отсутствие специальных медицинских групп и занятий на улице;
- несоблюдение санитарно-гигиенических норм в организации образовательного процесса;
- высокая оплата различных видов проведения досуга;
- ограниченное количество в регионах театров, музеев и других культурных учреждений;
- отсутствие профилактических мероприятий среди детей и родителей, направленных на сохранение здоровья ребенка.
Права маленького гражданина страны можно объединить в три основные составляющие.

1. Образование
Конституция РФ, ст. 43
Всеобщая декларация прав человека, ст. 26
Международный пакт об экономических, социальных правах ст. 13
Закон «Об образовании»
2. Жить и воспитываться в семье
Знать своих родителей
Совместно проживать с родителями
Право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка, его всестороннего развития и уважение человеческого мнения.
3. Имущественные права
Получение содержания от родителей
Собственность – полученные ими доходы; дарственное имущество; любое имущество, приобретенное на средство ребенка
Суммы (Алименты, пенсии, пособия и т.д.)
В целом семья, как и прежде, остаётся одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов и стереотипов поведения ребенка. Однако влияние носит сложный и опосредованный характер. Процесс социализации в семье усугубляется всем комплексом социально-политических, социально-экономических и духовных проблем, с которыми сталкивается современная семья. Защита прав и законных интересов детей должна начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.

Используемая литература
Журнал/ Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005

Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не соз­дано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социально-педагогичес­кому явлению.

Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрас­тной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изу­чение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на пе­риферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психоло­ги считают концом детства и началом молодости тот период, когда в орга­низме подростка завершаются психофизиологические изменения, связан­ные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «моло­дежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статисти­ка учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.

Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как соци­ально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.

Учитывая наличие разноречивых точек зрения, уточним ключевые понятия. Итак, ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста. Дети - это объект особой социальной забо­ты общества. Детство - это этап в развитии человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма и фор­мированием высших психических функций.

Е.М. Рыбинский, анализируя феномен детства в России, дает следующее определение. Детство - это стадия жизненного цикла человека, когда про­должается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение опре­деленной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полно­ценного члена общества.

Социализация - сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны - процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределе­ния личности.

Детство как социальный феномен - это социальное явление, опреде­ляющее роль, место и положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для вы­живания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество...» Ребе­нок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной культу­ры, созданной обществом, приобретает специфические для человека спо­собности и нравственные качества личности.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физиче­ского и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого периода, отличающей его от других, после­дующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно об­щее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов дея­тельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его от­ношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразова­ниях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.

Реализация специфических возрастных возможностей психической развития происходит благодаря участию дошкольника в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании конструировании, музыкальной деятельности и др.

Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об и: совершенстве, о приобретении (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов, психологов и родителей.

В отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Эти периоды называются сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивный период, от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков - младший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие свойства и качества психики развиваются с трудом и не достигают совершенства.

Таким образом, детство выступает особой субкультурой жизни чело века. Совершенно очевидно, что мир ребенка и мир взрослого не совпадают в едином пространстве, но между ними возникают особые связи I взаимодействия, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

Возникающие даже при поверхностном анализе феномена детства трудности и противоречия связаны в первую очередь с тем, что детство - категория историческая. Мы можем говорить только о детстве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных условиях, хотя есть и общие черты с другими поколениями.
Самой известной концепцией детства является «психогенная теория истории» (психоистория) Л.Демоза. Психоистория, по Л.Демозу, - это независимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей. В соответствии со своими идеями Л.Демоз подразделяет всю историю Детства на шесть периодов, каждому их которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.
1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.
2. Бросающий стиль (IV - XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавление от них - оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.
3. Амбивалентный стиль (XIV - XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи - «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.
4. Навязчивый стиль (XVII в.). Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей.
5. Социализирующий стиль (XIX - середина XX в.) делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.
6. Помогающий стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда - стремление к эмоциональной близости с детьми, понимаю, эмпатии и т. д.
Хотя взятая в целом «психогенная теория истории» весьма односторонняя, она способствовала активизации исследований истории детства.
Отношение к ребенку, детству в историческом контексте, по словам В.В.Абраменковой, претерпело существенные изменения: «путь от ребенка, как раба, которого можно было продать, к ребенку как цели патриархального брака; от ребенка - маленького взрослого - к ребенку как самостоятельной ценной в себе личности».
Интерес к Детству и само понятие детства практически отсутствовало до 18 века. Как писал Аргос: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие детства не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого». Человечество, как и всякий биологический вид, всегда придавало большое значение продолжению рода. Многие религии считают бесплодие самой страшной божественной карой. Деторождение почти всюду оформляется особыми священными ритуалами. Вот как, например, М.Мид (американская исследовательница, детский этнограф) описывает церемонию рождения ребенка на островах Самоа (Папуа - Новая Гвинея): «Дням рождениям не придают значения на Самоа. Но появление на свет ребенка, как таковое, в семье высокого ранга предполагает большой праздник. В течение нескольких месяцев до родов родственники отца приносят в дар будущей матери пищу, в то же время родственницы с материнской стороны хлопочут над преданным новорожденному. Сами роды - отнюдь не интимное дело. Приличия требуют, чтобы роженица не корчилась от боли, не кричала, не возражала против присутствия 20 - 30 людей в доме, которые, если надо, будут сидеть около нее сутками, смеяться, шутить, развлекаться. Если младенец - девочка, то пуповина зарывается под шелковицу, чтобы девочка была хорошей хозяйкой. Если младенец - мальчик, то пуповина бросается в море, чтобы он стал искусным рыбаком или земледельцем. Затем гости расходятся по домам, мать поднимается с постели и приступает к своим обычным делам, а ребенок вообще перестает вызывать большой интерес у кого бы то ни было. День и месяц его рождения забывается».
Что касается инфантицида в первобытном обществе, то большинство исследователей связывают его распространенность, прежде всего, с низким уровнем материального производства. Народы, стоящие на низшей ступени исторического развития, живущие собирательством, физически не могут прокормить большое потомство. Убийство новорожденных младенцев было здесь такой же естественной нормой, как убийство стариков. Кон приводит пример: «У бушменов мать кормит ребенка грудью до 3 - 4 лет, когда можно будет найти подходящую для него пищу... Часто второй или даже несколько детей рождаются, когда мать еще кормит грудью первого. Но молока матери не хватает на всех детей, да и больше одного ребенка она не смогла бы носить на большие расстояния, которые проходит в поисках пищи. Поэтому нередко последнего новорожденного убивают сразу после появления на свет».
Для первобытного общества (да и для последующих - античного и средневекового) характерна была двоякость в отношении к детям. Младенец, одновременно, персонификация невинности и воплощение природного зла. А главное - он как бы недочеловек, существо, лишенное разума. Например, в Уганде женщины и маленькие дети не имеют статуса лиц, воспринимаясь как вещи или как нечто среднее между человеком и вещью. В древней Японии новорожденных признавали полноценными людьми после совершения специальных обрядов. Убийство младенца не считалось тяжким преступлением, считалось «отправить назад», «возвратить» в мир духов. А вот на Филиппинах уже пятимесячный плод считался, в известном смысле, человеком и в случае выкидыша его хоронили с соблюдением всех обрядов. Вместе с тем иметь детей считалось почетным, и все члены общины обычно ласковы и внимательны к детям.
На основе изучения этнографических материалов Д.Б.Эльконин показал, что на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребление примитивных орудий. Иллюстрацией может быть описание встречи с аборигенами пустыни Гибсона (Западная Австралия)
Дугласа Локвуда (1957). Образ жизни этих людей сосредоточен на поиске пищи и воды на уровне каменного века. Женщины племени пинтуби, сильные и выносливые, могли часами идти по пустыне с тяжелым грузом топлива на голове. Детей они рожали лежа на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имели представления о гигиене, не знали даже причины деторождения. Д.Локвуд пишет, что девочка 2 - 3 лет во время еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной гуаны, которую она сама испекла в горячем песке. Ее младшая сводная сестра сидела рядом в грязи и расправлялась с банкой тушенки (из запасов экспедиции), вытаскивая мясо пальчиками. Маленькая девочка, еще не умевшая как следует ходить, устроила для себя отдельный костерчик. Наклонив голову, она раздувала угли, чтобы огонь перекинулся на ветви и согрел ее. Она была без одежды и, наверняка, страдала от холода, и все же не плакала. В лагере было трое маленьких детей, но никто ни разу не слышал их плача.
При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства.
Переход к производящей экономике существенно меняет дело. Дети уже в раннем возрасте могут быть использованы для прополки полей или для присмотра за скотом. Оседлый образ жизни и более надежная пищевая база также объективно способствует выживаемости детей. Отныне инфантицид перестает быть жесткой экономической необходимостью и практикуется не столь широко, в основном по качественным, а не по количественным соображениям.
По воспоминаниям античных и средневековых авторов детство было не из легких в те далекие времена: «Кто не ужаснулся бы при мысли о необходимости повторить свое детство и не предпочел бы лучше умереть?» - восклицает Августин. Отец медицины Гиппократ и родоначальник гинекологии Сорон Эфесский деловито обсуждают вопрос о том, какие именно новорожденные заслуживают того, чтобы их выращивали. Аристотель считает вполне справедливым, что ни одного калеку-ребенка кормить не следует. Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев. Маленькие дети не вызывают у античных авторов чувства умиления, их, большей частью, просто не замечают. Ребенок рассматривается как низшее существо, он, в буквальном смысле слова, принадлежит родителям как прочая собственность.
Право полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только в конце IV века н.э. Инфантицид стали считать преступлением только при императоре Константине в 318 году, а к человекоубийству он был приравнен лишь в 374 году.
Запрещение детоубийства еще не было также признанием за ребенком права на любовь и, тем более, автономное существование. В Библии содержится около двух тысяч упоминаний о детях. Среди них многочисленные сцены принесения детей в жертву, побивания их камнями, просто избиения; многократно подчеркивается требование любви и послушания детей, но нет ни одного намека на сочувствие к детям и понимание детских переживаний.
В Средние века как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежит к обществу взрослых. Слово «ребенок» не имело в языке своего современного смысла, который придается ему сейчас. Так, например, в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом понятия «дурак». Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.
Еще одной характерной особенностью Средневековья было то, что дискриминировали детей и в похоронном обряде. Во Франции юных отпрысков знати хоронили на кладбище (как бедных), лишь в конце 17 века им найдут место в фамильных склепах, рядом с родителями. Многие теологи считали ненужным служить заупокойные мессы по детям, умершим до семейного возраста.
Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф.Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Знатные люди пышно праздновали рождение детей, но довольно спокойно переживали их потерю. Монтень писал: «Я сам потерял двоих или троих детей, правда, в младенческом возрасте, если и не без некоторого сожаления, но, во всяком случае, без ропота». Это не значит, что детей не любили. Средневековые хроники, жития святых и документы 16 - 17 веков донесли до нас множество трогательных историй о самоотверженных и ласковых матерях и внимательных воспитателях.
Историки много лет спорили, стало ли воспитание детей в Европе в 16 - 17 века более терпимым и либеральным, нежели в Средние века, или, напротив, более строгим, суровым и репрессивным. Как замечает Л. Стоун, в некоторых сферах жизни дети в Средние века и Возрождение пользовались значительно большей автономией, нежели в последующий период. Это касалось режима питания, гигиенической культуры, детской сексуальности, что соответствовало общему «несерьезному» взгляду на ребенка до 7 лет. Некоторые другие стороны детского поведения, напротив, контролировались очень сурово. Строго ограничивалась физическая подвижность младенца. Официально тугое пеленание первых 4 месяцев объяснялось заботой о безопасности малыша, который, как считалось, может искривить свои нежные конечности, оторвать себе уши, выколоть глаза и т.д. Но, вместе с тем, оно избавляло взрослых от многих забот, сковывая активность ребенка, заставляя его дольше спать и позволяя перемещать его как простой пакет. Освободившись от пеленок, мальчики обретали относительную свободу, зато девочки сразу же помещались в жесткие корсеты.
Физические ограничения дополнялись духовным гнетом. В начале Нового времени педагогика, как и средневековая, настойчиво доказывает необходимость подавлять и ломать волю ребенка, видя в детском своеволии источник всех и всяческих пороков. По словам известного пуританского проповедника Д.Робинсона, «дети не должны знать, если это можно скрыть от них, что они имеют собственную волю».
В 17 веке обучение и воспитание детей постоянно сравнивали с дрессировкой лошадей, ловчих птиц и охотничьих собак, причем все это основывалось на принципе подчинения воли. Телесные наказания, жестокие порки широко применялись как в семье, так и в школе, включая университет. В английских университетах публичной порке подвергали 18-летних юношей. Считалось, что другого способа обучения не существует.
Не менее жестко, чем учеба, контролировалась социальная активность ребенка. Дети, даже взрослые, не могли сами выбирать род занятий, не имели решающего, а часто даже совещательного голоса в выборе брачных партнеров.
Вот как описывает взаимоотношения детей и родителей в русской семье 16 - 17 веков Костомаров: «Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложною святостью патриархальных отношений. Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм без нравственной силы. Чем благочестивее был родитель, тем суровее обращался с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже. Слова почитались недостаточными, как бы убедительны они ни были. Домострой запрещает даже смеяться и играть с ребенком».
Согласно Уложению 1649 года дети не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, когда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить «безо всякой пощады». Это неравенство было устранено только в 1716 году, причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей.
В конце 17 - начале 18 веков нравы постепенно стали смягчаться. Под влиянием нескольких поколений гуманистической пропаганды (Гварино, Э.Роттердамский, Т.Элиот, Я.Коменский и др.) телесные наказания становятся реже, некоторые вовсе от них отказываются. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка, а позже, о его праве на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути.
В каждом обществе и на любом этапе его развития сосуществуют разные стили и методы воспитания, в которых ясно прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации. По словам И.С.Кона: «Все народы по-своему заботятся, любят и выращивают потомство. Но от инстинктивной потребности в продолжении рода до индивидуальной любви к ребенку, благополучие которого становится смыслом и осью собственного существования родителей, - дистанция огромного размера».

-- [ Страница 4 ] --

В первой главе «Теоретико – методологические основы социальной защиты детства» проведено исследование генезиса представлений о феномене детства в европейской и российской научной мысли, выявлены проблемы детства в современной социокультурной ситуации и проведен анализ концепций социальной защиты детства в аспекте гуманистического подхода, позволившие определить проблемные области диссертационного исследования.

Изучение эволюции представлений о детстве в европейской и российской научной мысли показало, что генезис представлений о детстве в России был аналогичным общеевропейской теории и соответствовал характеру каждой эпохи – от полного отсутствия представлений о детстве (вплоть до эпохи Средневековья) через формирование его социальной (XVI – XVIII вв.) (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев и др.), затем биосоциальной (конец XIX – середина XX вв.) (Г. Гегель, З. Фрейд и Э. Эриксон, Э. Кей, Я. Корчак, А. Ферьер, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.) и до социально-правовой концепций (вторая половина XX вв. – по настоящее время) (П. Боукауд, Л.А. Ричети, С. Огата, В.А. Варывдин, И.П. Клемантович, А.А. Лиханов, Е.М. Рыбинский и др.). Причем, формирование концепции детства в европейской научной мысли происходило гораздо ранее, что во многом объясняется социально-экономическими условиями. В главе на основе междисциплинарного интегративного анализа рассматриваемой проблематики в рамках смежных областей знания (философии, этнографии, социологии, психологии, педагогики культурологии, права) анализируются и современные подходы к феномену детства (табл.1).

Таблица 1

Понятие детства и производных от него понятий в различных отраслях знания

Отрасль знания Представители Содержание понятий
Фило-софия Т.В. Карсавская, Б.Д. Мура-нов, Н.В. Савенко, Н.А. Ма-чинская, Т.Д. Попкова и др. Детство – начальный этап развития личности, индивидуального жизненного пути, на котором происходит равновесное взаимодействие социальных и биологических факторов.
Этно-графия И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др. Детство рассматривается с точки зрения «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста; возрастные стереотипы; символизация возрастных процессов; возрастные обряды и возрастная субкультура. Дети – объект заботы и попечения со стороны взрослых, творцы и носители собственной субкультуры.
Демо-графия
Детство не является объектом самостоятельного изучения. Термин «ребенок» используется при определении статистических показателей (коэффициент брачности, разводимости, рождаемости, смертности, средней предстоящей продолжительности жизни, возрастной состав), при исследовании репродуктивных функций семьи, анализе положения женщины в обществе.
Эконо-мика
Детство не является объектом самостоятельного изучения. Детство рассматривается при определении показателей уровня жизни семей с детьми, соотношения среднедушевых доходов, размеров детских пособий, производства товаров детского ассортимента, дополнительных механизмов стимулирования деторождения.
Социо-логия Л.В. Касава, А.И. Ковалева, И.С. Кон, Л.Л. Мехришви-ли, А.В. Мудрик, Н.П. Пе-трова, А.П. Платонова, Л.С. Рубан, А.А. Журавлева и др. Дети – самостоятельный социально-демографический компонент социальной структуры общества. «Мир детства» – «...автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями» (И.С. Кон). «Пространство детства» – «место, где протекает процесс постоянного физического роста, психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков» (А.А. Журавлева).
Психо-логия Э. Эриксон, З. Фрейд, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухо-ва, А.В. Запорожец, А.Н. Ле-онтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А.В. Петров-ский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др. Детство – сложный, самостоятельный организм, неотъемлемая часть общества, начальная стадия становления человека как субъекта и как личности. На первый план выдвигаются вопросы периодизации детства, развития познавательных способностей ребенка, взаимоотношения с окружающим миром.
Педаго-гика Отечественная педагогика (XVIII-XIX вв.)
В.Г. Белинский, А.И. Гер-цен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушин-ский, Л.Н. Толстой, П.Ф.Лесгафт, К.Н. Вентцель Детство – системное качество личности, которое формируется на ранних ступенях жизненного развития и сохраняется в течение всей жизни.
Педагогика советского периода
А.С. Макаренко, Н.К. Круп-ская, С.Т. Шацкий, В.А. Су-хомлинский, Ю.К. Бабан-ский, В.С. Ильин. Дети – объект воспитания, передачи накопленного человеческого опыта, знаний.
Современная педагогика
Личностно-ориентирован-ный подход (Н.И. Алексеев, Е.В. Бонда-ревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) Ребенок – субъект, способный к личностному саморазвитию, адекватной самооценке и обладает предельной индивидуальностью.
Культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.А. Греков, Р.М. Чумичева) Детство – особая субкультура жизни человека; ребенок - субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации.
Антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянов, В.Н. Горовая, Л.В. Лидак, Л.Ф. Савинова, Е.Г. Пономарев, В.И. Мак-сакова и др.) Детство – феномен жизни человека и культуры, открытая система с многообразными «перетекающими» друг в друга явлениями (социальных в культурные, культурных в образовательные и т.п.).
Культу-рология Е.Н. Мухранова, А.А. Щер-бакова, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко, О.О. Масло-ва, В.В. Савицкая и др. Детство – феномен культуры. Детство – начало превращения человека из биологической в биосоциальную систему (Е.Н. Мухранова). «Субкультура детства» – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества (А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко).
Право Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет.

Анализ современных исследований позволил выявить многогранность феномена «детства» – философского, психологического, социологического, культурологического, педагогического. В различных отраслях знания понятие детства трактуется по-разному, что порождает трудности при комплексном исследовании проблем детей с позиций их социальной защиты. Предметом изучения являются не дети, а определенные стороны их жизнедеятельности, тем самым разрозненность информации не позволяет воссоздать целостную картину феномена детства. Детство рассматривается как целостное специфическое социальное явление, находящееся во взаимосвязи со многими другими явлениями социального мира. С учетом специфики исследования, опираясь на проведенный подробный анализ феномена детства в рамках различных областей знания, был определен единый подход в трактовке понятия детства.

Под детством мы понимаем пространственно-временной феномен (от рождения до 18 лет), период формирования и развития важнейших функций организма ребенка, его социализации, становления как личности (происходит активное усвоение знаний, навыков, умений, ценностей, социального опыта), а поэтому нуждающийся в особой заботе и помощи государства. Феномен детства понимается нами как целостное, интегративное социокультурное явление, отношение к которому определяет адекватная социальная политика государства и ее практическая реализация на всех уровнях; это отношение социальных институтов (семьи, образования и т.д.) к детям через создание необходимых условий для индивидуального личностного развития, защиты прав каждого ребенка. Детство в нашем исследовании представлено как основная ценность человеческой жизни, требующая к себе особого подхода, заботы и защиты. В связи с этим считаем целесообразным понятие детства рассматривать в пяти аспектах.

Первый аспект связан с рассмотрением детства без каких-либо ограничений применительно ко всем детям страны (Семейный кодекс РФ). Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь и воспитание в семье, на защиту, выражать свое мнение, право на имя, отчество, фамилию, ряд имущественных и других прав, которые необходимо защищать. Второй аспект связан с возрастными этапами развития: младенчество (до 1 года), дошкольное детство (1 – 6–7 лет), младший школьный возраст (6–7 – 10 лет), средний школьный возраст (11–15 лет), старший школьный возраст (16–18 лет). Третий аспект определяет приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, дети с ограниченными возможностями, дети-жертвы насилия, дети семей вынужденных мигрантов, дети из малообеспеченных, асоциальных семей, социально дезадаптированные и другие категории детей). Четвертый аспект – это те социальные условия, в которых протекает процесс социализации ребенка: уровень материального благосостояния общества и семьи, в частности, медицинского обслуживания, образования; принадлежность ребенка к тем или иным социальным группам, конфессиям. Пятый аспект касается детей, выдвигающихся из общего ряда (например, одаренные дети). Государство должно быть заинтересовано в поддержании, стимулировании развития одаренности, детских талантов с целью формирования прогрессивного общества. Очевидно, что с этих позиций должны решаться проблемы социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования.

Изучение проблем детей в современной социокультурной ситуации позволило нам выделить основные тенденции положения детей в России и ее регионах: резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к миру детства; демографическая ситуация в настоящее время характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено низким уровнем рождаемости, связанным, главным образом, с социально-экономической ситуацией в стране; низкие основные качественные показатели жизнеобеспечения детей: расширение масштабов бедности российских семей с детьми, ухудшение здоровья детей и подростков, рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний среди детей (наркоманией, ВИЧ-инфекцией, а также инвалидизации детского населения); снижение охвата детского населения учреждениями дополнительного образования в связи с их частичной коммерциализацией; особо трудное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей семей вынужденных мигрантов и др.; высок уровень социальной патологии в детской среде (рост детской преступности, безнадзорности и беспризорности, широкое распространение детского труда, в т.ч. вовлечение детей в проституцию, противоправные виды деятельности); большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми. В процессе исследования выявлены и осмыслены в контексте гуманистических и социокультурных идей проблемы детства в современной социокультурной ситуации (отсутствие адекватной государственной политики по вопросам детства, снижение нравственных критериев и ответственности по отношению к ребенку и детству, несформированность системы целей и ценностей современного российского общества, отсутствие компетентных специалистов, в полной мере владеющих технологиями социальной защиты детей и др.), решение которых выступает основным ориентиром при разработке концептуальных основ региональной модели социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования.

В работе рассмотрены различные концепции социальной защиты детства в аспекте гуманистического подхода: философские (Аристотель, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, М. Монтень, Т. Мор, М.И. Несмеянова, Т.В. Карсавская, О.Н. Крутова, Б.Д. Муранов, Н.В. Савенко, Н.А. Мачинская, Т.Д. Попкова и др.), психологические (Л.С. Выготский, Э.М. Александровская, И.В. Дубровина, В.И. Кожарская, М.И. Лисина, В.С. Мухина), социологические (Л.В. Касава, Л.Л. Мехришвили, А.П. Платонова, Е.М. Рыбинский), политологические (Г.В. Замычкина, В.Ю. Краснова), правовые (В.В. Кулапов, О.В. Соколова). Особое значение уделено формированию гуманистических концепций защиты детства в рамках педагогической парадигмы, истоки которой мы находим в работах выдающихся отечественных педагогов прошлого: Н.И. Новикова, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., основанных на прогрессивных философских идеях человеческой свободы, смыслотворчества, и заложивших своего рода фундамент развития гуманистически ориентированной отечественной педагогической мысли. Современная гуманистическая концепция образования базируется на идее саморазвития, самореализации субъекта и призвана обеспечить становление индивидуальности ребенка. Исходя из этого нами осуществлен анализ сложившихся сегодня в педагогической науке концептуальных подходов к исследованию проблемы педагогической поддержки и защиты детства: социально-педагогический подход (В.Г. Бочарова, А.В. Иванов, О.С. Газман, Т.В. Лодкина, Р.А. Литвак, П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, Л.Я. Олиференко и др.), личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, А.Г. Бермус, О.В. Гукаленко, П.П. Пивненко, В.Я. Михайлов, Н.Н. Михайлова, С.И. Юсфин, И.С. Якиманская и др.), реабилитационный подход (Е.А. Горшкова, Р.В. Овчарова, М.Г. Хоменко, Л.М. Шипицына, Н.В. Вострокнутов, И.Н. Денисова, А.А. Романов и др.), психолого-педагогическая помощь (Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, А.С. Ткаченко и др.). Оценивая вышеуказанные подходы к проблеме социальной защиты детства, мы заключили, что при всем многообразии мнения остается общей ее направленность на благополучие мира детства, предоставление каждому ребенку защищенного пространства, интеграция образовательных сил в решении проблем подрастающего поколения. В целом, предметом социальной защиты детства является целенаправленный процесс взаимодействия общественных институтов и ребенка по оказанию ему помощи и поддержки с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Анализ концептуальных подходов к рассматриваемой проблеме позволил определить собственную позицию к проблеме социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования. Под социальной защитой детства следует понимать осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства, удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования. Главнейшей методологией социальной защиты детства является гуманистическая обусловленность образования, направленная на создание условий для полноценного личностного развития, базирующаяся на ценностно-смысловом единстве действий педагога и ребенка, ориентиром которого является ребенок как наивысшая ценность и субъект собственного саморазвития.

Вторая глава «Зарубежный опыт социальной защиты детства» раскрывает современные международные тенденции социальной защиты детства, содержит краткий обзор социальной защиты детства в европейских государствах, США, странах Латинской Америки и государствах СНГ в современных условиях.

УДК 347.61/.64

Страницы в журнале: 71-76

С.Е. ВАВИЛЬЧЕНКОВА,

аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Рассматриваются методологические вопросы и понятийный аппарат нормативно-правового регулирования защиты материнства, отцовства, детства и семьи в России. Анализируются проблемы нормативного закрепления основных понятий в сфере материнства, детства и семьи в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: семья, члены семьи, материнство, отцовство, институт отцовства, детство, ребенок, права ребенка, дети, защита государства.

The legal nature of motherhood, the childhood and family in modern Russia

Vavilchenkova S.

Methodological questions and the conceptual device of standard legal regulation of protection of motherhood, paternity, the childhood and family in Russia are considered. Problem questions of standard fastening of the basic concepts of sphere of motherhood, the childhood and a family in the legislation of the Russian Federation are analyzed.

Keywords: a family, members of a family, motherhood, paternity, paternity institute, the childhood, the child, the rights of the child, children, state protection.

В России часто возникают проблемы по вопросам семьи, детства и материнства, потому что основополагающие понятия «семья», «члены семьи» нормативно не закреплены, в том числе и в СК РФ (базовом источнике права для регулирования семейно-брачных отношений), каждая отрасль права по-своему трактует эти дефиниции. Так, согласно ЖК РФ членами семьи являются лица, как связанные семейными правоотношениями, так и не связанные; это порождает конфликтные ситуации, несправедливые судебные решения. Е.Ю. Бакирова, на наш взгляд, справедливо предлагает принять федеральный конституционный закон о системе нормативных правовых актов и определить базовые отрасли права и системные правовые акты, содержащие дефиниции понятий и категорий отраслей права. Федеральному конституционному закону должны соответствовать специальные законы и иные нормативные правовые акты той отрасли законодательства, которую возглавляет и цементирует этот базовый акт, но не акты других отраслей права.

В соответствии с п. 1 ст. 48 СК РФ «происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств». Кроме того, законодательство допускает возможность использования способа имплантации эмбриона другой женщине для вынашивания, рождения и передачи ребенка супругам-заказчикам. В соответствии с п. 4 ст. 51 СК РФ «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». При этом «супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства» (ст. 52 СК РФ). В СК РФ отсутствуют нормы, регулирующие отношения между супругами и суррогатной матерью. В связи с этим интересен и заслуживает внимания опыт западных стран, в законодательстве которых уже внедрен и функционирует институт суррогатной (заменяющей) матери. Подобные отношения в таких странах опосредуются соответствующим договором.

Отцовство - это кровное родство между отцом и его ребенком (детьми). Происхождение детей от конкретного мужчины может быть установлено добровольно (в административном порядке органами ЗАГС) и принудительно (в судебном порядке).

В административном порядке происхождение ребенка от отца может быть установлено как в случае рождения ребенка от лиц, состоящих в браке между собой, так и при рождении ребенка от лиц, в браке между собой не состоящих. В первом случае супруг признается отцом даже тогда, когда ребенок родился в течение 300 дней с момента его смерти либо со времени расторжения брака или признания брака недействительным. Во втором случае отцовство устанавливается по совместному заявлению матери и отца, «а в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда» (п. 3 ст. 48 СК РФ).

В статье 38 Конституции РФ не выделен институт отцовства, в отличие от ст. 7 Конституции РФ, в которой закреплена государственная поддержка «семьи, материнства, отцовства и детства». Представляется, что дело в особой значимости защиты института материнства в силу незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. СК РФ провозглашает в ст. 1 в качестве основного начала семейного законодательства защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Поэтому отсутствие в ст. 38 Конституции РФ специального упоминания об отцовстве не означает, что могут быть установлены ограничения для осуществления отцами своих прав и обязанностей в отношении детей. Равенство прав и обязанностей обоих родителей, как и необходимость решать все вопросы воспитания и образования детей по взаимному согласию, закрепляются статьями 61, 63-65 СК РФ.

Закон определяет и механизм разрешения споров между родителями исходя из интересов ребенка, а не из заранее установленного предпочтения позиции одного из них.

Существует множество определений дефиниции «ребенок». Например, согласно Конвенции № 103 Международной организации труда «Относительно охраны материнства» 1952 года «термин “ребенок” означает всякого ребенка, независимо от того, родился он в браке или вне брака» (ст. 2). В статье 1 Конвенции о правах ребенка 1989 года (ратифицирована СССР 13 июня 1990 г.; далее - Конвенция о правах ребенка) указывается, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство, прежде всего семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 СК РФ). При достижении возраста 18 лет лицо приобретает дееспособность и правоспособность. Если ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, за исключением случаев, указанных в законе, это не влияет на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом детства.

При использовании термина «дети» в законодательстве и на бытовом уровне его значение различно. Дефиниция «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет. Детство - особый этап в жизни человека и предмет повышенной заботы со стороны государства.

Н.В. Алламярова и В.М. Алексеева определяют понятие «детство» как постоянную и естественным образом сменяемую часть любого общества, стадию жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его важнейшие функции; это начальный этап активной социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества.

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности; во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства, отцовства и детства; в-третьих, охрана прав и законных интересов в случае их нарушения. Термин «защита семьи, материнства, отцовства и детства» имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает в себя предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов; с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова - как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке.

Термины «материнство», «отцовство» и «детство» являются родовыми признаками семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого конституционного института защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Статья 7 Конституции РФ указывает: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни.

Проблему в этом направлении отмечает и Р.П. Мананкова, которая полагает, что трактовка понятий семьи и членов семьи не может быть различной в отраслях права и нормативных актах; автор относит дефиницию «члены семьи» к любой отрасли права и определяет членов семьи как «физических лиц, связанных с семьей как малой социальной группой браком, родством, усыновлением или иной формой принятия детей на воспитание, общностью жизни и семейными правами и обязанностями. При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков субъекта нельзя именовать членом семьи». Таким образом, понятия «семья», «члены семьи» употребляются в юриспруденции с древних времен, но в современном российском праве существуют противоречия в правовом обозначении данных терминов. Это порождает трудности в правоприменительной практике. Предлагаем понятие, определяющее члена семьи как физическое лицо, имеющее права и обязанности по свойствам родства, брака и по воспитанию ребенка или детей, связанное семейными правоотношениями.

Семья - основная ячейка общества, нуждающаяся в правовой защите государства. Семья - правовая категория, которая закреплена в статьях 7, 38 и 72 Конституции РФ. Семья создает условия для развития и воспитания детей. При характеристике семьи как правовой категории необходимо учитывать происходящие изменения в национальном и международном праве. Важно проанализировать проблемы приемной и патронатной семьи, однополого семейного союза.

Определение понятия семьи необходимо в современном законодательстве. Совершенно ясно, что основу семьи составляет брак - юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей. Некоторые ученые рассматривают семью как субъект социально-обеспечительных правоотношений. В работах В.М. Капицынаподчеркивается необходимость решения ряда вопросов в области социального обеспечения, а именно увеличения государственных пособий на детей семьям, имеющим низкий доход; ужесточения ответственности для родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов своим детям; уменьшения числа детей-сирот и пр.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Хотя ряд ученых имеют противоположное мнение. В частности, М.В. Антокольская считает: «само понятие семьи всегда было неопределенным, что даже невозможно закрепить его в законодательстве». А.М. Нечаева полагает, что «давать определение семьи в Семейном кодексе России нет необходимости, поскольку расшифровка употребляемых терминов не входит в задачу Семейного кодекса России».

Права несовершеннолетних и малолетних признаны международным правом. В Декларации прав ребенка 1959 года указывается: ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия); ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В этом международном акте содержится обращение к правительствам государств признавать и соблюдать права детей. Отметим, что Конституция РФ гарантирует соблюдение и защиту прав ребенка (ст. 2).

Таким образом, в юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:

Неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;

Возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;

Пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;

Формы защиты человека от глобальных угроз его существованию.

Можно согласиться с В.А. Четверниным, утверждающим, что права ребенка представляют собой социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы.

Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека. Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские права на жизнь, свободу мысли, совести и религии, равенство перед законом и т. д. Они сформулированы в процессе буржуазных революций в Европе и Америке и получили закрепление в основополагающих политико-правовых документах (например, в Декларации прав Вирджинии 1776 года, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года). Эти права отражают так называемую негативную свободу - обязанность государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Н.М. Коркунов говорил: «Для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное». Права первого поколения характеризуются международными и национальными правовыми актами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Причем некоторые специалисты склонны рассматривать эти правомочия в качестве собственно прав человека, полагая, что иные права являются всего лишь «социальными притязаниями», направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых».

Одна из негативных особенностей современного положения детей в российском обществе - социальная депривация. Этим термином обозначается лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития каждого ребенка. Дети в реальной жизни сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией, асоциальным поведением, стяжательством, воровством в менее опасной для общества форме, но не менее значимой для ребенка. К категории социально депривированных детей относятся те, кто находится в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужденные переселенцы и беженцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Ведущая роль в решении вопросов социального сиротства должна принадлежать активной государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей. Термин «социальная депривация» может быть введен в правовые нормативные акты национального законодательства и далее использован для разработки системы определения качества жизни детей и способы защиты этой категории граждан.

Нуждается в теоретическом обосновании право ребенка на достойную жизнь, впервые легализованное в Конвенции о правах ребенка, которое означает право детей на уровень жизни, необходимый для их физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Право ребенка на достойную жизнь как вопрос защиты имущественных интересов не стало предметом теоретических исследований; требуется изучение сущности и содержания имущественных интересов детей, юридических гарантий их обеспечения, и очевидно, что недостаточно только материально-правовых гарантий обеспечения имущественных интересов ребенка.

Например, в современном обществе право ребенка на достойную жизнь предполагает его обеспечение качественным жильем. Как справедливо отмечает Е.В. Тресцова, «без качественного жилья само существование несовершеннолетнего и создание ему здоровой среды может быть поставлено под сомнение». В Российской Федерации под сомнение можно поставить удовлетворение потребностей детей в питании, проживании, одежде и т. д. Во многих регионах России, особенно в малых городах и сельских поселениях, массовая безработица и низкая оплата труда провоцируют нищенское существование несовершеннолетних (и не только в многодетных семьях).

Таким образом, в настоящее время даже в Конституции РФ отсутствуют официальные (нормативные) определения понятий материнства, отцовства, детства и семьи и многих других, что не исключает возможных различий в их трактовке и требует выработки единого унифицированного подхода на основе применения адекватного методологического решения.

Формирование понятийного аппарата необходимо для совершенствования российского законодательства, а также для разработки системной программы и механизма ее реализации по сохранению и помощи семьям и детям, оказавшимся в затруднительном положении; особое внимание заслуживают проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Библиография

1 См.: Бакирова Е.Ю. Социально-правовые аспекты охраны семьи // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Семейное право на рубеже ХХ-ХХI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка» (г. Казань, Приволжский федеральный университет. 18 декабря 2010 г.) / Отв. ред. О.Н. Низамиева. - М., 2011. С. 7.

2 См.: Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. - М., 2003. С. 14.

3 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. С. 483.

4 См.: Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. - М., 2004. С. 47.

5 См.: Научно-практический комментарий к Конституции России / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М., 2003. С. 46.

6 См.: Алламярова Н.В., Алексеева В.М. Правовые аспекты социального сиротства // Медицинское право. 2011. № 2. С. 15-19.

7 Мананкова Р.П. Правовые проблемы членства в семье. - Томск, 1985. С. 23-25.

8 См.: Кузнецов В.Ф., Кузнецова О.В. Проблемы применения Семейного кодекса. - Челябинск, 1999. С. 7.

9 См.: Гречук В.А. Семья как субъект социально-обеспечительных правоотношений // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 5. - Томск, 2001. С. 201.

10 См.: Капицын В.М. История, теория и защита прав человека: Учеб. - М., 2003.

11 Антокольская М.В. Семейное право: Учеб.- М., 1996. С. 8.

12 Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. - М., 1998. С. 8.

13 См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. - М., 1990. С. 385-388.

15 См.: Понятие и содержание прав человека: Сб. науч. тр. юрид. фак. Московского городского педагогического университета. - М., 2000. С. 23; Право и права человека / Под ред. Е.Н. Рахмановой. Кн. 3. - М., 2000. С. 22.

16 См.: Четвернин В.А. Введение в курс общей теории государства и права. - М., 2003.

17 Коркунов Н.М. Общественное значение права. - Спб., 1892. С. 76.

18 См.: Дмитров А.И. Социальное государство и духовная культура // Официальный сайт общественной организации «Наша Родина». 2004. 6 фев.

19 См.: Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства // Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие. - М., 2004; Алламярова Н.В., Алексеева В.М. Указ. ст. С. 15-19; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 авг.

20 См.: Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. - М., 2007 // КонсультантПлюс; Тресцова Е.В. Материально-правовые гарантии обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних в семейном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - СПб., 1991. С. 16.

21 Тресцова Е.В. Конвенция ООН о правах ребенка о праве ребенка на уровень жизни и его модернизация в российском семейном законодательстве на рубеже ХХ-ХХI веков // Семейное право на рубеже ХХ-ХХI вв. - М., 2011. С. 281.