Личное подсобное хозяйство. Закон рф о личном подсобном хозяйстве. закон — О личном подсобном хозяйстве

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

(в ред. законов Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2, от 18.05.2012 N 1301 ВХ-1, от 12.05.2017 N 272-ЗРТ)

Настоящий Закон направлен на повышение роли личных подсобных хозяйств граждан в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, регулирует отношения, связанные с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, на территории Республики Тыва, определяет виды, формы поддержки личных подсобных хозяйств органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, которые регулируются другим нормативным правовым актом.

(в ред. )

Статья 1. Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, на территории Республики Тыва осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" , другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва , настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Тыва и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Закона Республики Тыва от 12.05.2017 N 272-ЗРТ)

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

5. Утратила силу. - Закон Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства на территории Республики Тыва имеют дееспособные граждане Российской Федерации, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ведение личного подсобного хозяйства на территории Республики Тыва на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.

3. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

4 - 5. Утратили силу. - Закон Республики Тыва от 12.05.2017 N 272-ЗРТ .

6. Утратила силу. - Закон Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

(часть первая в ред. Закона Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2)

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 га.

(часть 5 в ред. Закона Республики Тыва от 18.05.2012 N 1301 ВХ-1)

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

(в ред. Закона Республики Тыва от 12.05.2017 N 272-ЗРТ)

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Тыва осуществляют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

2. Личные подсобные хозяйства имеют равные с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями права на меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Тыва и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Тыва и бюджетов муниципальных образований, а также на приобретение техники и племенного скота по лизингу.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Тыва в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств граждан в рамках программ социально-экономического развития сельских поселений, могут также осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов государственную поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по следующим направлениям:

осуществление закупки продукции животноводства и растениеводства, произведенной в личных подсобных хозяйствах граждан, через систему республиканского и муниципального заказа;

выделение пастбищных и сенокосных угодий в установленном земельным законодательством порядке;

оказание зооветеринарных, агрохимических, инженерно-технических и информационно-консультационных услуг;

устранение последствий чрезвычайных ситуаций;

создание муниципальных заготовительных организаций, принимающих на договорных началах произведенную в личных подсобных хозяйствах граждан сельскохозяйственную продукцию для ее переработки, хранения и реализации.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

(в ред. Закона Республики Тыва от 29.05.2009 N 1364 ВХ-2)

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птиц и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в Республике Тыва, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства в Республике Тыва прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.ООРЖАК

Скажем прямо, во второй половине 80-х годов и в первой 90-х - годы тяжелых метаний в политике и экономике страны, когда за обычной колбасой в магазинах возникали очереди, урожаи на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), на огородах и дачах, во многом спасли Россию.

Да, что там говорить! По данным статистики именно личные подсобные хозяйства в 1998 году дали больше 57% всего урожая. Именно в личных подворьях у нас паслось больше трети всего крупного рогатого скота (точнее - 34,8%), больше трети свиней (42,9%) и больше половины овец и коз (почти 60% - 59,7).

Поэтому, сама ситуация, просто уважение к этому виду бескорыстной во многом деятельности любителей трудиться на природе, заставила законодателей, в конце концов, выпустить закон «О личном подсобном хозяйстве» под № 112-ФЗ, который вступил в силу после подписания президентом 7 июля 2003 года.

Через пять лет, в 2008 году, в закон были внесены поправки - 22 и 23 июля, а также 30 декабря. Последняя поправка была внесена ещё через 3 года - 21 июня 2011 года. Уже только эти четыре поправки говорят о том, большом внимании, которое уделяется ЛПХ на самом высоком, государственном, уровне.

С другой стороны, то внимание, которое уделяется данному вопросу, заставляет любого владельца ЛПХ очень скрупулёзно подойти к организации своего участка, а учитывая множество выпущенных подзаконных актов, здесь, скорее всего, не обойтись без консультаций у юристов. Обращаем внимание, если собрать все выпущенные документы и рассмотреть их содержание, то вы получите нечто итальянское, как говорят знатоки программирования - БС-структуру - структуру, с таким количеством перекрещивающихся ссылок, что она, действительно, будет напоминать блюдо спагетти (БС - Блюдо Спагетти). Что поделаешь, наши законы пока далеки от совершенства, а их представление государственными органами кишит такими несуразицами, что порой приходиться только хвататься за голову. Вот где юрист или ваша настойчивость в изучении вопроса и могут помочь.

Закон о личном подсобном хозяйстве

Закон состоит из 11 статей, регулирующих все аспекты деятельности ЛПХ.

Основой закона, конечно же, является Конституция страны. Но во многом закон опирается на подзаконные акты, принимаемыми органами местного самоуправления, о чём говорится в первой же статье Закона, и что нужно иметь в виду каждому, кто собирается серьёзно подойти к ведению своего ЛПХ.

Отсюда вывод и настоятельный совет - обязательно познакомиться со всеми постановлениями, касающимися ЛПХ, принятыми в вашем регионе. Они ни в коем случае не должны и не будут противоречить федеральным законам, но могут дополнять их, учитывая специфику (климатическую, почвенную, специфику традиций) именно вашего региона.

Что такое личное подсобное хозяйство?

Закон во 2-ой статье точно определяет, что же понимается под личным подсобным хозяйством. Это определение приводится в двух положениях статьи, которые приводим дословно:

“1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.”

Обращаем внимание на два принципиальных момента, вытекающих из приведённой выдержки закона:

  • Во-первых, ЛПХ является формой непредпринимательской деятельности, другими словами не ставит своей главной целью получения дохода с выращенной продукции.
  • Во-вторых, главная цель ЛПХ - удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, владелец ЛПХ освобождается от уплаты налогов в случае реализации излишков продукции, полученной на своём участке. Собственно, данное послабление вытекает из главного положения ЛПХ - работа здесь не относится к предпринимательской деятельности.

Более того, даже несмотря на то, что реализация продукции будет увеличивать ваш денежный доход, вам не придётся выплачивать и подоходный налог, что закреплено в 217-ой статье (13-ый пункт) Налогового Кодекса России. Там же оговариваются два простых условия, которые только нужно соблюсти:

  • Участок не превышает по размеру половину гектара, и,
  • В работе, включая переработку продукции, не используется наёмный труд, всё выполняется только членами семьи самого владельца участка.

Далее, любой владелец ЛПХ должен строго понимать, защищаясь от возможных нападок со стороны, что всё произведённое им на своём участке является его личной собственностью, которое, в том числе, отправить и на продажу, что, тем не менее, не относится к предпринимательству.

Лица, имеющие права вести Личное Подсобное Хозяйство

Третья статья закона определяет лиц, имеющих право вести ЛПХ. Здесь всё просто:

  • Если вы вполне работоспособны или рассчитываете, что работа на свежем воздухе пойдёт вам ещё больше на пользу;
  • Если вы по праву владеете земельным участком, как хозяин или добросовестный временный приобретатель;
  • Если у вас определены права на участок, он прошёл государственную регистрацию по правилам закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года - то у вас есть все права считать свою работу вполне законной.
  • Тут есть один нюанс, касающийся жителей сельской местности. Участки для рассматриваемого вида деятельности должны предоставляться местными органами власти, но при их наличии и если вы официально зарегистрированы, как житель данной деревни или села.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и правила его использования

  • В качестве участка может использоваться местность в пределах населённого пункта, тогда он, действительно, называется «приусадебным», или вне населённого пункта - это уже «полевой».
  • На приусадебном участке допускается любой вид деятельности - от выращивания огурцов и смородины до строительства сооружений любого назначения.
  • На полевом участке любое строительство запрещена, в вашем распоряжении только работа на земле и с тем, что она даёт.
  • Размер участка Законом не оговаривается - всё отдаётся на усмотрение местных органов власти, если им приходится управлять выдачей участка. Тем не менее, минимальные и максимальные размеры полевых участков и требования к ним определены в Законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
  • Существует только одно ограничение - количество участков может быть разное, не обязательно - один, но суммарная их площадь не должна превышать половину гектара (другими словами, суммарные размеры участков должны быть в пределах 70 на 70 метров). Увеличение допускается, но по специальному закону и не более чем в 5 раз.
  • Кроме того, если вам выделен участок сельскохозяйственного назначения, то на него распространяется и специальный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.

Чем может привлечь ведение ЛПХ самостоятельных граждан, не терпящих вмешательства государственных органов в свою работу, так это тем, что в Законе (5-ая статья) прямо говорится не недопустимости такого вмешательства, если, конечно, деятельность, ведущаяся на приусадебном участке, не подпадает в ограничения уголовного характера. При нынешнем состоянии дел имеется в виду самое главное - недопустимо выращивание растений, содержащих наркотический дурман. Вся ответственность за соблюдение ограничений ложится лично на владельца ЛПХ и местные органы власти.

Ограничений же на инструменты (6-ая статья), применяемые при работе, нет никаких - всё на усмотрение самого работника. Тут полная свобода творчества и реализации своего права собственности - от сооружения теплиц до установки погружного насоса для обеспечения участка водой.

Не обойдены ЛПХ и вниманием со стороны государства, которое призвано оказывать поддержку по следующим направлениям:

  • Они должны обеспечить полноценную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование хозяйства - это дороги, снабжение водой и электричеством;
  • Помощь в организации сбытовых и обрабатывающих предприятий;
  • Стимулирование развития хозяйств предоставлением льготных кредитов, сопровождение на уровне научного и технического обеспечения работы;
  • Для занимающихся разведением скота - организация бесплатного ветеринарного обслуживания.

Государство, понимая важность развития такой отрасли как сельское хозяйство , постоянно заботится о его состоянии, поставлена и последовательно претворяется в жизнь задача, так называемой, «продуктовой безопасности» страны. Именно поэтому и на ЛПХ распространяются все меры государственной поддержки, что закреплено специальным постановлением Правительства № 758 от 27 июня 1996 года (Обращаем внимание, что положения государственной поддержки были существенно уточнены уже в «новую» эпоху - Законом России от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ).

Учитывая давнее и повальное увлечение народом России подсобными хозяйствами (достаточно эту тягу к работе на земле проследить в больших городах, когда кое-где выращиваемые помидорки можно встретить даже под окнами больших домов прямо центре города), очень актуальным становится вопрос учёта ЛПХ. Правила учёта оговариваются в 8-ой статье Закона.

Каждый владелец ЛПХ должен проследить присутствие информации о своём участке в, так называемой, «похозяйственной книге», хранимой в органе местного самоуправления. Информацию для такой «Книги» предоставляет сам владелец участка, причём на добровольной основе.

Если вы всё же решили предоставить подобную информацию, то не забудьте в неё включить и всех членов своей семьи, которые будут помогать вам в работе. Среди предоставляемых сведений:

  • Указание культур, предполагаемых к посадке, и площадей, отводимых под каждую;
  • Количество выращиваемых животных, включая количество улей, если вы ещё и пчеловод;
  • Используемый набор техники, призванный вам помогать в осуществлении своей деятельности на ЛПХ.

У вас есть достаточно времени, чтобы внести свои данные в похозяйственную книгу - срок её хранения по закону № 125-ФЗ (принят 22 октября 2004 года) составляет 75 лет.

Советуем обратить внимание на особый вопрос, который достаточно, по крайней мере, в полностью понятной форме пока не отработан. Вопрос связан с определением отношений работы на ЛПХ и обязательного пенсионного страхования. Здесь оговаривается только принцип добровольности, закреплённый даже не в законе, а в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, выпущенное 7 октября 2003 года (№ СД-09-24/10623). Вот когда без помощи юриста снова не обойтись.

Ведение ЛПХ ложится полностью на его владельца. Вы можете просто на выделенном участке засеять траву и устроить теннисный корт или поставить по всей площади теплицу или разметить целый рой грядок. Права на деятельность за вами сохраняются в любом случае, пока существуют, естественно, права на сам участок.

Мы привели основные моменты законодательства о личном подсобном хозяйстве. Все они важны с правовой точки зрения, ведь не зря же говорится, что все мы «пациенты психологов и юристов». Тем не менее, не стоит особо беспокоиться. Если Кадастровый Регистр зарегистрировал ваш участок, вы получили документы государственного образца на право владения, то дальнейшие ваши действия будут связаны только с покупкой семян и поиском удобного кресла-качалки. Другое дело, что «прогресс души» не остановить - вот у вас уже и помидоры свои и картошка, а там глядишь, по примеру соседа, вы занялись и кролями. И пошло-поехало. В ЛПХ стоит только войти, а дальше затянет, причём так, что вы откажетесь и от баньки, которую собирались возвести на участке - лучше на том месте посадить смородину. А дальше агротехника и совсем новые справочники, но это уже, как говорится, совсем другая «история».

Видео "Что такое Личное Подсобное Хозяйство? В чем отличия ЛПХ от КФХ?"


1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения.

2. Граждане вправе осуществлять хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации не требуется.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г

Понятие 1.

— форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. 3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении, является собственностью граждан, ведущих. 4. Реализация гражданами, ведущими, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение 1.

Право на ведение имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. Статья 3. Право граждан на ведение хозяйства 1.


Федеральный закон российской федерации

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Российская федерацияфедеральный законо личном подсобном хозяйстве

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства 1.

Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

Федеральный закон от г

Федеральный закон от 7.07.2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

8 495 691 38 72,

Я также оказался в числе обманутых дольщиков корпорации ВНЛ.

Договор с корпорацией ВНЛ и постановление о призн.

с ними лучше дела не иметь. Обманут. Под пышной формой-долги,долги.

Из последних новостей – раскачалась стройка на Гагарина 23 А, процесс пошел, продажи начались. Узнавал, цена о.

Подскажите за сколько можно добраться до метро от Центр-2 на общественном транспорте.

Нас на Наметкина 21 к 3 до сих пор не расселили,крыша на голову валится и все протекает,когда этот ад закончит.

адвокат Андрей Валерьевич Ребриков

Информация для дольщиков ЖК «Терлецкий парк».

112 закон — О личном подсобном хозяйстве

Ее продажа не считается предпринимательской деятельностью. Важно! Согласно положениям ФЗ-112 органам гос власти и местного самоуправления запрещено вмешиваться в деятельность граждан, ведущих ЛПХ.

Федеральный закон №112 содержит 11 статей. Каждая из них содержит информацию о ЛПХ, о правилах его ведения и вмешательства государственных органов в его деятельность.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от N 112-ФЗ ст 4 (ред

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 N 112-ФЗ ст 4 (ред.

от 01.05.2019)

1. Для ведения могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" с поправками на начало 2017 года (обновляется).

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма не предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации

Редактор портала сайт следит за возможными поправками и дополнениями к закону о Личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). Если правительством Российской федерации в закон будут внесены изменения, текст закона будет незамедлительно обновлен на сайте.

Сегодня мы предлагаем читателю поговорить о явлении, широко распространенном на территории России и именуемым личным подсобным хозяйством. О чем пойдет речь? Что конкретно подразумевает под собой данное понятие? Идет ли в данном случае разговор о фермерском (крестьянском) хозяйстве, подразумевающем относительно масштабное землевладение с соответствующим оборотом, или подразумевается всего-навсего скромный приусадебный огород, способный прокормить лишь собственного владельца с домочадцами? Давайте разбираться.

Если вы располагаете рядом с домом огородом или небольшим участком земли, где выращиваете немного овощей и держите скот в количестве нескольких единиц, возможно, расширять хозяйство вы не планируете. Но в случае образования излишков выращенного и произведенного, потребить которые самостоятельно не сможете, вы планируете их продать. Будет ли подобная выручка относиться к разряду дохода, получаемого от предпринимательской деятельности? Что на этот счет говорят нормы права?

ФЗ о личном подсобном хозяйстве

Подобная деятельность регулируется законом. А именно - 112 ФЗ РФ под названием "О личном подсобном хозяйстве", вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ - это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской.

Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели.

Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, - это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию).

На каких земельных участках возможна организация ЛПХ?

Таковых существует только две категории. Первая из них - земельные участки для личного подсобного хозяйства в черте поселения, то есть приусадебные. Вторая - земельные участки за чертой поселения (полевые). На приусадебных участках производится сельхозпродукция, а также возводятся жилые дома, здания и сооружения бытового, производственного и т. п. назначения. Земельный участок со статусом полевого может быть использован лишь под производство сельхозпродукции без права строительства на нем каких-либо зданий.

Существуют ли ограничения на размер территории участка для ЛПХ?

Предельный размер такого участка в случае, когда он предоставляется гражданину в собственность из числа муниципальных или государственных земель, регулируется правовыми нормативными актами местной администрации. Максимальная совокупная площадь всех земельных участков, которую имеет право одновременно иметь в собственности либо другом праве каждый гражданин, установлена согласно закону субъекта РФ.

Если совокупная площадь превысила максимально допустимый размер, то в течение одного года с даты возникновения права на "лишний" земельный участок эта территория обязана быть отчуждена гражданином. Другой вариант - в тот же срок следует зарегистрироваться указанному лицу как ИП либо произвести государственную регистрацию фермерского (крестьянского) хозяйства.

Можно ли горожанину получить землю в селе с целью организации ЛПХ?

Если вы проживаете в городе, то имеете право на получение участка под ЛПХ. Но лишь в том случае, когда зарегистрированы на постоянной основе в данном городском поселении. Участок, находящийся в муниципальной либо государственной собственности, будет предоставлен вам лишь в случае наличия свободных земель.

Учет ЛПХ

Все ЛПХ учитываются администрациями поселений и городских округов в своих похозяйственных книгах. Ведутся эти книги согласно информации, которую на добровольной основе предоставляет ведущий ЛПХ гражданин:

  1. Кто его ведет - Ф. И. О., дата рождения того гражданина, кому участок предоставлен либо кем он приобретен с целью ведения ЛПХ.
  2. Данные (Ф. И. О., даты рождения) тех, кто совместно с ним участвует в ведении ЛПХ (проживающих либо просто членов семьи).
  3. Площадь участка, занятого под ЛПХ. На каких землях - посевы и посадки сельхозкультур, на каких - ягодные либо плодовые насаждения.
  4. Количество скота, сельскохозяйственных животных, птиц и пчел.
  5. Какое имущество имеется в распоряжении ЛПХ. Речь идет об оборудовании, сельскохозяйственной технике, транспортных средствах, которые на праве личной собственности или ином принадлежат ведущему ЛПХ гражданину.

Какие налоги предстоит уплатить ведущему ЛПК

Статья номер 217 Налогового кодекса гласит, что доход налогоплательщика, который получен от продажи выращенного в расположенных на территории РФ ЛПХ скота, птицы (в живом виде, в форме их продуктов либо убоя - в сыром, а также переработанном виде), кроме того - продукции растение- и животноводства, пчеловодства и цветоводства (также в натуральной либо переработанной форме) не подлежит обложению НДФЛ. Ведение ЛПХ - это форма (как уже упоминалось) непредпринимательской деятельности. То есть гражданам, организовавшим такое хозяйство, не предстоит платить:

НДС (плательщики его - ИП и организации);

Налог на прибыль;

А также налог на имущество (это не относится к недвижимости, технике и автотранспортным средствам).

Кроме того, не ему "не грозят" отчисления с зарплаты сотрудников, которые чаще всего являются членами семьи.

А что же придется платить владельцам ЛПХ? Ими обязательно должен быть уплачен земельный налог. Также облагается сельскохозяйственная техника и недвижимость.

Поговорим о реализации продукции ЛПХ

До начала продажи выращенной в собственном ЛПХ продукции следует взять справку в местной администрации (у главы сельского поселения) о том, что выращенная и реализуемая вами продукция произведена именно там - в вашем ЛПХ. Это гарантирует вам освобождение от налогов.

Например, вы на собственном автотранспорте везете продавать на городской рынок несколько зарезанных овец или кур. При остановке сотрудником ГИБДД возможны вопросы - куда вы направляетесь и откуда столько мяса. Предъявив указанную справку (то есть подтвердив, что перевозится продукция, выращенная в ЛПХ), вы избавитесь от лишних недоразумений.

Другая ситуация - вы планируете сдать это мясо, например, в колбасный цех. При этом будет составлен торгово-закупочный акт с указанием ваших паспортных данных и ИНН (не забудьте запастись копиями данных документов для предоставления покупателю продукции). Обязательным приложением торгово-закупочного акта служит вышеназванная справка о реализации продукции, выращенной в вашем ЛПХ.

О возможных недоразумениях

Законодательством определено, что покупатель не имеет права удержать с вас НДФЛ и не должен подавать соответствующую справку на вас в налоговую инспекцию. Но порой из-за слабого знания юридических тонкостей приобретающий продукцию может все же подать на вас информацию в налоговые органы о полученном доходе.

В этом случае в начале следующего календарного года вам придет извещение о полученном по результатам истекшего года доходе и неоплаченном налоге. Тогда вам предстоит нанести визит в налоговую инспекцию с дачей устных либо письменных пояснений о характере произведенной сделки. Никакие декларации при этом не требуются и сам налог уплачивать, как было уже упомянуто, не предстоит.

Что еще следует знать владельцу ЛПХ

В случае реализации на рынке выращенной вами продукции применение контрольно-кассовой техники не требуется - она обязательно должна быть лишь у организации или у ИП, которым вы в данный момент не являетесь.

Отсюда вывод - если вся совокупность земельных участков в вашей собственности либо аренде не превышает размера, установленного согласно закону субъекта РФ, то данная форма самозанятости - в виде организации ЛПХ - может стать оптимальным вариантом, так как одно из несомненных преимуществ ее - отсутствие регистрации и налогообложения.

При этом государственным органам и местной администрации запрещено вмешиваться в деятельность ведущего ЛПХ гражданина, кроме случаев, предусмотренных по закону. В их полномочиях - контролировать соблюдение такими гражданами юридических норм.

Какое имущество используется для ведения ЛПХ?

В шестой статье ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" говорится о том, что использовать в нем возможно приобретенный либо предоставленный с данной целью участок земли, дом жилого назначения, а также прочие здания, сооружения бытового либо производственного характера, включая теплицы. К числу такого имущества относится также все поголовье сельскохозяйственных животных, птицы и пчелы, совокупность сельскохозяйственной техники и инвентаря, оборудования, транспортных средств и т. п.

Поддерживает ли государство владельцев ЛПХ?

Согласно статье 7 того же закона 112 ФЗ меры поддержки граждан, занятых в ЛПХ, определяются органами местного самоуправления. Наряду с этим законодательством РФ предусмотрены следующие направления государственной поддержки таких граждан:

  • В виде формирования необходимой обслуживающей инфраструктуры (подъездных путей, энерго- и водоснабжения, средств связи и т. п.), содействия организации потребительских сельхозкооперативов торгового (сбытового), перерабатывающего, обслуживающего и прочего характера.
  • В виде стимулирования развития сети ЛПХ с помощью создания условий социального, организационно-правового и экологического характера. В частности, владельцам ЛПХ, а также обслуживающим их организациям (например, сельскохозяйственным кооперативам) на возвратной основе ведется предоставление ресурсов финансового и материально-технического характера, а кроме того - технологий и необходимых научно-технических разработок.
  • В виде осуществления необходимых мероприятий, ведущих к улучшению качества сельских племенных животных, организации их искусственного осеменения.
  • Также - ежегодного бесплатного ветеринарного осмотра скота с организацией ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями среди животных.

Что еще влияет на развитие ЛПХ

Законодательством РФ предусмотрено распространения на ЛПХ тех мер государственной поддержки, которые предоставляются за счет федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям. Субъекты РФ принимают программы по социально-экономическому развитию не только сельских поселений, но и ЛПХ. В пределах собственных полномочий они определяют, в какой форме, размерах и порядке будет производиться поддержка ЛПХ на собственной территории совместно с обслуживающими их сельхозкооперативами и прочими организациями.

Право вступления в правоотношения обязательного пенсионного страхования ведущим ЛПХ гражданам предоставляется на добровольной основе.

Когда прекращается ведение ЛПХ? Это происходит в случае прекращения прав на тот земельный участок, где оно ведется.

О чем необходимо помнить желающим организовать ЛПХ

Как уже было указано, по закону строиться на землях сельхозназначения не разрешается. То есть если вы планируете постройку жилого дома или иных сооружений, ваше ЛПХ обязано быть в границах поселения. При этом следует учитывать, что аренда за гектар земли в его границах стоит на порядок больше, чем за чертой поселения.

В случае же получения статуса фермера (то есть образования фермерского хозяйства) гражданин обязан зарегистрироваться как предприниматель со всеми вытекающими трудностями и последствиями - ведением баланса, отчетности, что в разы усложняет процедуру хозяйствования на земельном участке и многих отпугнет от данного занятия.

Другой вариант для желающих вести застройку на земле ЛПХ - добиваться перевода полевого участка в категорию земель поселения. Необходимо помнить при этом, что земля, используемая не по целевому назначению, может быть по закону изъята.