Государственные службы по охране здоровья. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. К самостоятельной работе студента

Полиция в Российской Федерации

В соответствии с законом «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Служба скорой медицинской помощи

Скорая медицинская помощь - система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Скорая медицинская помощь призвана:

Оказывать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при переломах,ранениях,вывихах,ожогах,обморожениях,ушибах,сотрясении мозга,утоплениях,отравленияхи т.п.;угрожающих жизни состояниях, таких как, например, потери сознания, нарушение мозгового кровообращения, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, кровотечениях всех видов и т. п.; роженицам и гинекологическим больным с признаками угрожающих жизни состояний;

Выезжать беспрепятственно к людям, заболевшим или получившим различные травмы на улице, в учреждениях, на предприятиях, в иных общественных местах;

Осуществлять перевозку инфекционных, «острых» хирургических и хронических больных;

Проводить научно-практическую, методическую и санитарно-просветительскую работу, разрабатывать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и травматизма;

Оповещать местные органы правопорядка о, так называемых, криминальных травмах (например, ножевых и огнестрельных ранениях) и местные органы самоуправления и службы экстренного реагирования обо всех чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, автомобильные и техногенные катастрофы и т.п.).

Литература

    Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12.12.1993: [с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (ч.1). – ст. 4202.

    Российская Федерация. Федеральный конституционный закон. О чрезвычайном положении [Текст] : федер. конст. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ: одобрен Гос. Думой 24 апреля 2001 г. : одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г. (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – ст. 2277; 2014. – № 11. – ст. 1088.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Текст] : федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ: принят Гос. Думой 11 нояб. 1994 г. (ред. от 02.05.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 35. – ст. 3648; 2015. – № 18. – ст. 2622.

    Российская Федерация. Федеральный закон. Об обороне [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ: принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г. (ред. от 12.02.2015) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: http: //www. consultant.ru/software/systems (дата обращения: 15.08.15).

    Российская Федерация. Федеральный закон. О гражданской обороне: федер. закон от 12 февр. 1998 г. № 28-ФЗ; принят Государственной Думой 26 дек. 1997 г. ; одобрен Советом Федерации 28 янв. 1998 г. (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №7. – ст. 799; 2015. – №27. – ст. 3962.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ: принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №11. – ст. 1146; 2015. – №1 (ч.1). – ст. 58.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О безопасности [Текст] : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ: принят Госуд. Думой 7 декабря 2010 г. // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №1. – ст. 2.

    Российская Федерация. Федеральный закон. О полиции [Текст] : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ: принят Государ. Думой 1 марта 2011 года (ред. 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №7. – ст. 900; 2015. – № 29 (ч.1). – ст. 4374.

    Правительство Российской Федерации. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2003 г. № 794 (ред. от 14.04.2015) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: http: //www. consultant.ru/software/systems (дата обращения: 15.08.15).

    Президент Российской Федерации. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [Текст] : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. (ред. 01.07.2014) //Собрание законодательства РФ. – 2009. – №20. – ст. 2444; 2014. – №27. – ст. 3754.

    Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – С. 4 - 134.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность:

38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

г. Печора

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Государственные службы по охране здоровья и безопасности.

Продолжительность 2 часа

    Цель:

    активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;

    расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;

    формирование общих компетенций, умений и навыков быстро решать поставленные задачи:

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются:

1. Противопожарная служба Российской Федерации(МЧС);

2. Полиция Российской Федерации;

3. Служба скорой медицинской помощи;

4. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;

5. Гидрометеорологическая служба.

Противопожарная служба Российской Федерации создана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на тер­ритории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности.

Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:

    ведомственная пожарная охрана;

    добровольная пожарная охрана;

    объединения пожарной охраны.

Основными задачами противопожарной службы являются:

    организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;

    организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;

    спасение людей и имущества при пожарах.

Полиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом.

Согласно ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти.

Полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ.В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Отделение скорой медицинской помощи организуется в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч при городских, центральных районных и других больницах и является их структурным подразделением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

Отделение скорой медицинской помощи функционирует в режиме повседневной работы и режиме чрезвычайных ситуаций.

Задачи отделения в режиме повседневной работы:

    организация и оказание скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары;

    проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний, практических навыков медицинского персонала;

    развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи населению, внедрение современных медицинских технологий, повышение качества работы медицинского персонала;

    обеспечивает проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

В режиме чрезвычайной ситуации действует по указанию главного врача больницы, структурным подразделением которой является.

Основные функции отделения скорой медицинской помощи:

    круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах в стихийных бедствиях;

    своевременная транспортировка (а также перевозка по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;

    оказание медицинской помощи больным и пострадавшим обратившимся за помощью непосредственно в отделение;

    обеспечение преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями города по оказанию скорой медицинской помощи населению;

    взаимодействие с органами местной власти, Управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами города;

    проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочного материала и медикаментов;

    извещение органов управления здравоохранением административной территории и соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания отделения;

    равномерное комплектование выездных бригад медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно табелю оснащения;

    выполнение норм и правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

    соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

Государственная санитарно - эпидемиологическая служба Российской Федерации (далее именуется - служба) входит в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации и объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

Основными задачами службы являются:

    профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации;

    предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека;

    гигиеническое воспитание и образование населения.

Организации службы в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:

1) подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) участвуют в разработке целевых и территориальных программ обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, а также предложений к проектам федеральных целевых и территориальных программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

3) разрабатывают и утверждают в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

4) организуют и проводят санитарно - гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу;

5) проводят научные и другие виды исследований в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его обитания;

6) осуществляют методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию граждан, участвуют в пропаганде гигиенических знаний;

7) осуществляют производство и поставку медицинских иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств;

8) выполняют дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы.

Гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения;

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

    глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

    единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

    безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

    интеграция мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с международными системами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

    эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

    обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

    соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.

    Практические задачи, задания, упражнения для самостоятельной работы студента.

    Выполнение тестового задания:

http:// farvater .gumrf.ru/mod/resource/view.php?id=4152 и http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4116

4. Порядок выполнения работы.

    Ознакомиться с аннотацией к УЭК http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4099 .

    Ознакомиться с содержание Учебной рабочей программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4102 или http://farvater.gumrf.ru/mod/folder/view.php?id=4101

5. Вид контроля.

Тест в СДО «ФАРВАТЕР» http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4153

6.Правила оформления работы.

Правильно завершить тест по соответствующему алгоритму:

6. Учебная и специальная литература.

    Конституция РФ;

    ФЗ «О безопасности»;

    ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

    ФЗ «О пожарной безопасности»;

    ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

    ФЗ «О противодействии терроризму»;

    ФЗ «Об обороне»;

    ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Печорское речное училище-филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Международный колледж сервиса»

(ГАОУ СПО МКС)

Р ЕФЕРАТ

п о БЖД

на тему: «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан»

Выполнила студентка группы № 233701

Яруллина Роза Фанисовна

Специальность: «Коммерция (по отраслям)»

Преподаватель: Горулева З. Н.

Казань 2015

Гидрометеорологическая служба

Список литературы

1. Противопожарная служба Российской Федерации

Противопожарная служба Российской Федерации создана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на территории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности. Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы: на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей; в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы.

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:

Ведомственная пожарная охрана;

Добровольная пожарная охрана;

Объединения пожарной охраны.

Основными задачами противопожарной службы являются:

Организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;

Организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;

Спасение людей и имущества при пожарах.

2. Полиция Российской Федерации

противопожарный медицинский служба полиция

Согласно Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, полиция в Российской Федерации - это система «государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» в пределах, установленных законом.

Задачами полиции являются:

Обеспечение безопасности личности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление и раскрытие преступлений;

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Стоящие перед ней задачи российская полиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

Следует различать криминальную полицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и полицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).

В своей деятельности криминальная полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а полиция общественной безопасности - соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Задержанные полицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Служба скорой медицинской помощи

Служба скорой медицинской помощи - социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр вузов.

Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:

Оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;

Транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;

Участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Каждый гражданин Российской Федерации и иное лицо, находящееся на ее территории, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе круглосуточно, во все дни недели. Такая помощь оказывается выездными бригадами «скорой помощи» - основными функциональными единицами службы скорой медицинской помощи.

4. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - система органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы:

Подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;

Разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

Разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;

Проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);

Осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;

Координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;

Проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;

Проводит научные исследования в соответствующей области.

5. Гидрометеорологическая служба

Гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии и гелиогеофизики.

Основное назначение гидрометеорологической службы - мониторинг окружающей природной среды, выявление ее загрязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явлениях.

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

Единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

Единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

Интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

Эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

Обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

Безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

Соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Литература

Основные источники:

1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. М., Издательский центр «Академия», 2012 г.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2010.

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2005.

4. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10--11 кл. - М., 2011.

5. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10--11 кл. - М., 2009.

6. Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. -- 8-е изд., перераб. - М., 2007.

Дополнительные источники:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся (А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов); под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.

2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учрежд., А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-е изд. - М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации. Требования, понятия и средства защиты. Журнал учета проведенных инструктажей по охране труда с личным составом, курсантами и слушателями.

    презентация , добавлен 11.05.2012

    Анализ деятельности розничной сети МТС. Особенности организации работы службы безопасности предприятия. Объекты охраны, цели, структура и функции службы безопасности. Сущность вводного и первичного инструктажа. Травматизм и профессиональные заболевания.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2012

    Сущность службы охраны труда, основные задачи, функции в сфере безопасности трудовой деятельности на предприятии. Осуществление контроля за выполнением требований правил безопасности. Права и обязанности этой службы, специфика организации ее деятельности.

    реферат , добавлен 24.11.2013

    Обязанности работодателя в сфере охраны. Служба охраны труда на предприятии. Общественный контроль над соблюдением законодательства об охране труда. Классификация аварий. Вредные примеси рабочей зоны воздуха. Причины и источники вибрации на предприятиях.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2009

    Организация и осуществление тушения пожара, проведения занятий и учений в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны в части обеспечения безопасности проведения работ. Техника безопасности при несении службы, задачи и функции.

    отчет по практике , добавлен 11.09.2015

    Меры безопасности сотрудников во время несения службы, на стрельбах, при использовании имитационных средств. Меры безопасности при несении службы на автомобилях, железной дороге, в зимних условиях. Первая помощь при ожоге, при обморожении, тепловом ударе.

    контрольная работа , добавлен 07.09.2009

    Характеристика основных функций службы безопасности объекта. Способы и формы участия сотрудников в организационной защите информации. Способы и формы взаимодействия службы безопасности объекта с контрразведывательными и правоохранительными органами.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

    реферат , добавлен 29.05.2008

    Правовые и нормативные основы безопасности труда на предприятиях общественного питания. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в Российской Федерации. Создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет государственного и муниципального образования

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное

управление»

Кафедра государственного управления

на тему: Деятельность здравоохранения по охране здоровья

населения

студент 3 курса_____________________

группа 131 взЧ «_____»_______________ 2007 г.

Руководитель практики:

«_____»_______________ 2007 г.


ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. 4

1.1 Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения. 4

1.2 Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения. 5

1.3 Современные теории медицины и здравоохранения. 6

2 ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ .. 7

2.1 Социальные и биологические факторы здоровья. 7

2.2 Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды.. 7

2.3 Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья. 8

2.4 Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни. 9

2.5 Здоровье как показатель эффективности медико - профилактической деятельности 11

2.6 Определение здоровья. Основные методы его изучения. 12

3 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .. 14

3.1 Основные правовые принципы охраны здоровья населения. 14

3.2 Правовой статус муниципальной системы здравоохранения. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 23

ВВЕДЕНИЕ

Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в частности – населения Читинской области, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию, формы медико-санитарного обеспечения, критерии и показатели работы медицинских учреждений. Появляются новые данные о показателях общественного здоровья, факторах риска окружающей среды и образа жизни. Входят в повседневную деятельность медицинских работников новые формы хозяйственного механизма, экономических отношений, программно-целевого планирования. Новую интерпретацию получают изданные ранее законодательные и нормативные документы. Происходят изменения в структуре и формах первичной медицинской помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это определяет необходимость подготовки новых учебных пособий.

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Новую информацию о современных проблемах здоровья и здравоохранения можно получить только при непосредственном общении со специалистами. Как правило, материал, содержащийся в литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет рассмотрение обязательных положений, методов, показателей.

Изучение проблемы здоровья населения продиктовано необходимостью выявления зависимости между состоянием здоровья и санитарно-бытовыми условиями жизни в суровых природно-климатических условиях региона.Для Восточного Забайкалья необходимо получение интегральной оценки здоровья, позволяющей построить математическую модель, описывающую количественную зависимость между степенью выраженности факторов окружающей Среды и показателями здоровья.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе - охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:

1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;

2) социальные и экономические показатели;

3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины - оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.

Методы медико-социальных исследований:

1) исторический;

2) динамического наблюдения и описания;

3) санитарно-статистический;

4) медико-социологического анализа;

5) экспертных оценок;

6) системного анализа и моделирования;

7) организационного эксперимента;

8) планово-нормативный и др.

Социальная медицина - это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются:

1) группы лиц, население административной территории;

2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы);

3) органы здравоохранения;

4) объекты окружающей среды;

5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.

Знание современных теорий медицины и здравоохранения позволяет избегать ошибочных положений при оценке воздействия факторов окружающей и социальной среды на здоровье человека. Отдельные теории условно могут быть распределены на 2 группы.

1. Теории народонаселения и здравоохранения (преимущественно социологизаторские, натуралистические): мальтузианство, неомальтузианство, теория «оптимума населения», расизм, патернализм, евгеника (расовая гигиена); социал-дарвинизм, органическая теория Г. Спенсера, социальная экология; теория «болезней цивилизации» и социальной дизадаптации; теория конвергенции в здравоохранении; теория факторов; теория «порочного круга», нищеты и болезней.

Эта группа включает теории народонаселения и здравоохранения, которые сопряжены с такими понятиями, как сущность демографических явлений, особенно воспроизводства населения, политика здравоохранения, развитие общественного здравоохранения.

2. Теории медицины: патологии (медико-биологические, психологизаторские), теория «стресса» и общего адаптационного синдрома Г. Селье; фрейдизм, неофрейдизм; психоаналитическая психосоматика; неогиппократизм; биотипология.

Эта группа объединяет теории о сущности патологических процессов, медико-биологических и социально-психологических состояний.

2.1 Социальные и биологические факторы здоровья

Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8-10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека - это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь - нарушение этой гармонии.

Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.

Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-профилактическими учреждениями.

Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Образ жизни - ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:

1) трудовая деятельность и условия труда;

2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);

3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.

Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения - важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью не только органов государственного управления, ни и каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Любой вид врачебной деятельности, комплекс оздоровительных, гигиенических и профилактических мероприятий в отдельных коллективах и на административной территории должен оцениваться с точки зрения социальной, медицинской и экономической их эффективности. Ведущим критерием оценки эффективности могут быть только показатели здоровья в динамике (снижение заболеваемости, смертности, инвалидизации, увеличение продолжительности периода трудовой деятельности и др.). Эффективность оценивается как отношение полученного результата к произведенным затратам.

В здравоохранении не может преследоваться цель экономии средств на здоровье человека или экономии за счет здоровья. Экономическое обоснование лечебно-профилактических мероприятий, анализ использования средств в здравоохранении необходимы для выбора наиболее оптимальных вариантов ассигнования, достижения наилучших результатов в охране здоровья населения. Основные слагаемые экономической эффективности (или предотвращенного ущерба) следующие:

Прирост продукции за счет уменьшения времени, потерянного трудящимися из-за временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смерти;

Уменьшение потерь от снижения производительности труда работников, ослабленных болезнью;

Сокращение дополнительных затрат на оздоровление и технику безопасности на участках с вредными и тяжелыми условиями труда;

Уменьшение затрат на дополнительную подготовку работников, замещающих заболевших и инвалидов;

Сокращение расходов на медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения в связи с уменьшением численности пациентов;

Уменьшение затрат на социальное страхование временной нетрудоспособности.

Если после проведения прививок (оздоровительных мероприятий и др.) заболеваемость рабочих снизилась на 800 рабочих дней, то экономической эффективностью будет являться сохраненная стоимость этих рабочих дней, умноженная на стоимость выпускаемой продукции за каждый из 800 дней.

Здоровье - это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни) (таблица 1);

Заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная) (таблица 2,3,4);

Первичная инвалидность (таблица 5);

Показатели физического развития;

Показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др.

Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.

При оценке здоровья население распределяется по группам здоровья:

1-я группа (здоровые) - это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;

2-я группа (практически здоровые) - лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность;

3-я группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации.


Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основными правовыми принципами охраны здоровья граждан являются:

Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

Доступность медико-социальной помощи;

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Задачами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан являются:

Определение ответственности и компетенции Комитета здравоохранения Читинской области в вопросах охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции в этих вопросах органов местного самоуправления;

Правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

Определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

Определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается проведением мероприятий по охране окружающей природной среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ. В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая проводится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в установленном законом порядке.

Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности

Право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеющие также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку в порядке, установленном МЗ РФ. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, установленном МЗ РФ.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема и качества медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские структуры, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с «Основами законодательства об охране здоровья граждан» и другими законодательными актами Российской Федерации и местных органов власти.

Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Трудовое право является самостоятельной отраслью в правовой системе нашего государства и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения всех работников, деятельность которых основана на трудовом договоре (контракте).

Трудовое законодательство предоставляет каждому работнику право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение; на судебную защиту своих трудовых прав.

Трудовое право в качестве своих источников имеет множество нормативных актов неодинаковой юридической силы и с разнообразной сферой применения. Нормативные акты о труде делятся на: законы (Конституция РФ, КЗоТ); подзаконные акты (постановления Правительства, приказы и положения, инструкции министерств и ведомств); локальные нормативные акты (решения администрации конкретного учреждения, принятые, как правило, совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом).

В настоящее время проблема анализа качества жизни населения в целом и состояние его здоровья приобретает достаточно четко выраженный прикладной акцент. Сложилась ситуация, когда практика не может ждать завершения исследовательских работ в отмеченных направлениях.

В годовых докладах о состоянии здоровья жителей Читинской области среди факторов, определяющих продолжительность жизни населения, его заболеваемость и т. п. не нашлось места таким, которые характеризовали бы собственно систему здравоохранения, условия жилья, быта, качество питания и экологическую ситуацию в регионе.

Связанно это, скорее всего, с остающейся неопределенностью в дефиниции качества жизни населения, его основных составляющих. Отсюда и трудности в определении основных направлений аналитических работ, и существенный «разнобой» в выборе индикаторов для оценки состояния общественного здоровья населения Читинской области.

В тоже время в области идет подготовительная работа по разграничению полномочий государственной власти в муниципальных образованиях, в том числе по вопросам здравоохранения. Больших изменений организации медицинской помощи в области не предполагается, более того часть специализированной помощи особенно по социально-значимым заболеваниям (психиатрия, туберкулез, наркология) остается на уровне муниципальных образований. Передача всей специализированной помощи на уровень субъекта ухудшит доступность получения этой помощи населением, особенно отдаленных районов. Реорганизация служба крови на территории с низкой плотностью населения и большой удаленностью населенных пунктов от областного центра (максимальное расстояние 800 км.) может ухудшить качество оказания медицинской помощи, особенно в экстренных случаях при необходимости применения компонентов крови, в части быстрой доставки крови в центральные районные больницы. Данная ситуация диктует необходимость сохранения отделений переливания крови на уровне муниципальных образований в качестве филиалов Областной станции переливания крови.

О государственных гарантиях медицинской помощи - считаем, что необходимо иметь единые минимальные, гарантированные государством, стандарты оказания медицинской помощи обеспеченные финансированием. В случае недостаточности финансовых средств в субъекте, должно быть гарантированное выравнивание уровня финансирования Территориальной программы государственных гарантий субъекта за счет субвенции, дотаций из федерального бюджета.

Созданная в области трехуровневая система контроля качества медицинской помощи дает возможность слежения за уровнем доступности квалифицированной медицинской и лекарственной помощи населению, но при этом необходимо узаконить приказами введение должностей экспертов по качеству оказания медицинской помощи в лечебные учреждения. В дотационных территориях, каковым является Читинская область, объем платных медицинских услуг населению незначительный, и не превышает 3-4% от общего уровня финансирования здравоохранения.

Трудностями развития службы врача общей практики на сегодняшний день является то, что в период первичного формирования службы врачей общей практики не были централизованно решены вопросы создания материально-технической базы общих врачебных практик и обучение врачей, из-за сложной финансово-экономической ситуации в области, каковым оно и сохраняется на сегодняшний день.

Обобщая вышесказанное, состояние общественного здоровья можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ.

2. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Здоровье". Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

3. Правительство РФ. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.

4. Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.,1978

5. Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. - СПб, 1995. - 39 с.

6. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении. – Экономика здравоохранения, 2001, № 1(51). С. 5-11.

7. Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. - М.: Медицина, 1981. - 176 с.

8. Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. - М., 1993. - 65 с.

9. Комаров Ю. М. (ред.). Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. - М., 1994. - 180 с.

10. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1992. - 509 с.

11. Миняев В. А. (ред.). Методические указания к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. - Л., 1991. - 110 с.

12. Образ жизни населения России: последствия реформ //СоцИс.2001.№4

13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» от 01.06.2000г. №426

14. Римашевсакя Н.М. Система моделей уровня жизни населения. М.,1980

15. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. - М.: Медицина, 1984. - Т. 1, 2.

16. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. - М.: Медицина, 1984. - 630 с.

17. Сырцова Л. Е., Костродымов Н. Н. и др. Основы управления в здравоохранении и менеджмент // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. - М., 1994. - С. 140-169.

18. Учебное пособие по медицинской статистике / Под ред. Е. Я. Белицкой. - Л., 1972. - С. 141-146.

19. Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000. - 69 с.

20. Юрьев В. К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. - СПб, 1993. - 144 с.