Эволюции прав человека. Поколения прав человека: концепция. Современные международные правовые нормы

Утверждение идей прав человека - долгий и сложный процесс, который начался в древности и продолжается по сей день. По мере развития общества, у людей возникают новые потребности, а значит, появляется необходимость в новых правах. Исторический путь этих идей не был простым, а скорее тернистым. Признание даже тех прав человека, которые в настоящее время представляются нам само собой разумеющимися, например, право на свободу вероисповедания, требовало зачастую самопожертвования со стороны людей, не желавших мириться со своим бесправием.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

По сути дела, права человека появились на свет как второе издание базовых норм морали специально для государства, которое изначально позиционировалось вне морали и вне права. Современная аргументация естественности прав человека все еще опирается на "естественно-правовую" восторженность трехвековой давности. В рамках традиционной правозащитной парадигмы См. Что такое «защита прав человека» в условиях кризиса традиционных либерально-социалистических идеологий и политических практик, глобализации и сокращения прерогатив национального государства, появления новых, негосударственных угроз свободе и достоинству человека и т.д. Пермская гражданская палата URL:http://www.prpc.ru/ - 11.03.2010 права человека призваны противостоять произволу государственной власти. Для европейца права человека - это перевод "десяти заповедей", а для постсоветского пространства - "морального кодекса строителя коммунизма" с "человеческого языка" на "государственный".

Человек есть творец права. Прежде всего, следует понять то, что право - неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Изначально человек, появившись на Земле как вид и появляясь, каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознанно), то есть реализует свое право на жизнь и свободу. Отсюда естественные, неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность, равенство, счастье и так далее. Поэтому право обладает природной ценностью, или самоценностью.

В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой - ограничивают ее разумными с позиций социального большинства или социальной силы пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.

По мере развития общества естественно-правовые качества человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства для всех людей. Алексеев С.С. Теория государства и право. Учебник для юридических вузов и факультетов. Глава 31. URL:http://www.lawbook.by.ru/theory/Alexeev/31.shtml - 18.03.2010

Само зарождение прав человека, по данным историков, произошло в V-IV веках до нашей эры в древних полисах, таких как Афины и Рим. Появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав, например рабов, было неизбежным для тех этапов общественного развития.

Каждая новая ступень развития общества добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно. Проблема прав человека всегда была и остается предметом острых классовых битв, ведущихся за обладание правами,

расширение и обогащение прав, фиксирующих положение человека в обществе.

Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере

естественноисторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного и так далее.

Исторически первооткрывателем в области прав человека и необходимости их защиты принципом разделения власти является буржуазная Англия. Ряд принятых законов выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание:

1. Петиция о праве 1628 года, относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

2. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Habeas Corpus Act 1679 года См. Хабеас корпус - лат. «habeas corpus», буквально «ты должен иметь тело», содержательно -- «представь арестованного лично в суд» -- это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века -- и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. - Википедия - URL:http://ru.wikipedia.org/ - 11.03.2010 , который ввел понятие "надлежащей процедуры", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие, важнейшие для защиты прав личности, положения. См. Полное название закона -- «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (то есть вне пределов Англии) - там же.

3. Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 года. Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова, свободу выборов и прений в парламенте, право обращения подданных с петицией к королю.

4. Акт об устроении или о престолонаследии 1701 года учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму. См. Полное название -- «Акт о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных» Википедия - URL:http://ru.wikipedia.org/ - 11.03.2010

Разумеется, этими законодательными документами было положено начало борьбы за равноправие и, конечно же, этим не ограничено.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, воплощенное в исторических документах, произошло в США и воплощено в Декларации независимости 1776 года, провозгласившей: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье". URL:http://www.istorik.ru /library/documents/ declaration_of_independence/text.htm - 11.03.2010

Декларация возвестила наступление новой эры, в которой социальный и правовой статус личности перестал жестко определяться фактором происхождения. Однако то, что при этом к числу "людей" не были отнесены чернокожие рабы, воспринималось творцами американской конституции как вынужденное и в целом временное исключение из принципа равенства, что, на мой взгляд, создало только иллюзию правового государства на территории Америки.

Соединенные Штаты стали первым государством в мировой истории, отказавшимися от принципов сословного неравенства. В самой Конституции США от 1787 года не содержится перечень естественных неотъемлемых прав человека, и поэтому в 1789 году были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированного в 1791 году с внесенными 15 поправками в разные годы с 1804 по 1971. URL:http://www.rau.su/observer/N18_93/18_07.HTM - 11.03.2010 В 1917 году президентом США Т.В. Вильсоном был провозглашен один из важнейших принципов устройства мира - право нации на самоопределение.

Еще одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 года. В ней говорилось, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств". Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. "Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению... Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества возможность пользоваться такими же правами". Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1999. с. 135. Духом вольнолюбия и непримиримости к попранию человеческого достоинства пронизаны все 17 статей Декларации. Однако осуществить эти гуманистические идеалы оказалось чрезвычайно трудно и до сих пор. Права человека. Учебное пособие. Под общ.ред. А.Д.Гусева и Я.С. Яскевич, Мн.: ТетраСистемс, 2002, с.88

Крупнейшей трагедией в истории человечества стала вторая мировая война, сопровождавшаяся массовым нарушением прав человека, в том числе важнейшего из них - права на жизнь. Миллионы людей были убиты за свои политические взгляды или религиозные убеждения, по расовому или национальному признаку - миллионы евреев замучены и сожжены в печах концлагерей Рейха.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы мира, наконец, осознали общечеловеческую ценность естественных прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации Объединенных Наций - важнейшей целью которой стала охрана прав человека.

ООН провозгласила идею прав человека универсальной, то есть общемировой ценностью и приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой в наиболее общей форме изложены основные права и свободы, принадлежащие людям независимо от их национальности, вероисповедания или гражданства. Историческое значение этого документа состоит в том, что идеи прав человека были объявлены достоянием всего человечества, а не только Евро-Атлантической цивилизации, в недрах которой они зародились и развивались до середины XX столетия. Дата принятия Всеобщей Декларации прав человека - 10 декабря установлен Организацией Объединенных Наций как всемирный день прав человека.

Декларация прав человека явилась первым в истории человечества документом, который провозгласил универсальный, всеобщий характер прав человека. Тем самым был совершен знаменательный переворот в сознании людей. Всемирно-историческое значение Декларации заключается, во-первых, в том, что она подвела итог длительной борьбы против угнетения, несправедливости, за уважение человеческого достоинства. В ней нашли отражение все важнейшие правовые акты, касающиеся прав человека, начиная с Великой Хартии Вольностей. Во-вторых, Декларация положила начало разработке основных международных норм и стандартов в области прав человека. В-третьих, она поставила задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в Декларации прав и свобод человека. В последние десятилетия ее главные принципы и идеи получили дальнейшее развитие в многочисленных пактах, конвенциях, декларациях ООН, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях, обеспечивающих правовую защиту прав человека во всех сферах его жизнедеятельности. Права человека. Учебное пособие. Под общ.ред. А.Д.Гусева и Я.С. Яскевич, с.89

На протяжении 50-70-х годов прошлого века был принят ряд других международных документов, конкретизировавших отдельные группы прав и установивших механизмы их защиты. В числе этих документов следует, прежде всего, назвать Европейскую конвенцию по правам человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти документы сыграли большую роль в защите прав человека, однако, реалии послевоенного мира показали, что провозглашенные "универсальные" права зачастую не могли быть реализованы в отношении большие числа людей, которые фактически, были ограничены в своей правоспособности. К таким группам относились женщины, дети, представители отдельных расовых, национальных и религиозных групп. В рамках защиты прав человека подобных групп были приняты такие международные документы как "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979, "Конвенция о правах ребенка" 1989, "Конвенция о защите национальных меньшинств" 1995 года.

- 240.50 Кб

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт государственного управления

Кафедра конституционного и административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория государства и права

на тему: "Эволюция прав человека"

1 курса заочной

формы обучения

группа ГУП-9

на базе высшего образования П.В. Клышпач

Руководитель

_________________ ______ _______

Введение

1. Возникновение права;

2. Права человека: сущность, понятия, классификация;

3. Идеи теории правового государства;

4. Права человека в истории и традициях Беларуси.

Заключение

Список использованных источников

Введение

О происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом» .

Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет .

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Под социальной личностью следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай.

Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принимались во внимание.

Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо поступок вызовет негативные последствия для всего сообщества.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.

Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Например, ритуалы подготовки, производства и окончания полевых работ.

Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разрушить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.

Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения.

Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – ничто. В то же время переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе.

Осознанное восприятие своих потребностей и способность личным трудом удовлетворить их сделало индивида свободным. Однако эта свобода – свобода Робинзона, была довольно относительной. Жить в обществе и не зависеть от общества нельзя.

Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои возрастающие потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Как это ни парадоксально, но для наиболее полного удовлетворения своих личных интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения равнозначного компромисса. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную и наиболее полную, получая возможность более полноценного и гармоничного развития.

Монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение. Наряду с ней возникла более динамичная, гибкая система зависимостей от других членов общества. Важен был взаимный, паритетный характер этих зависимостей.

Товаропроизводители, вступая в отношения обмена продуктами своего труда, находятся в равных условиях и должны считаться как с интересами друг друга, так и с интересами общества в целом. Интересы каждого собственника должны быть гарантированы от возможного произвола и обмана со стороны других лиц.

В роли подобного гаранта выступали и выступают органы, представляющие общество и наделенные для управления его жизнедеятельностью определенными властными полномочиями. Эту роль сначала выполняли вожди и другие властные органы первобытнообщинного строя, а впоследствии и церковь, и государство.

Обеспечивая компромисс интересов участвующих в обмене товарами субъектов, стороны наделялись определенным комплексом взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, которые по мере повторяемости, типичности возникающих жизненных ситуаций и контроля за их развитием со стороны властных структур приобретают общеобязательные свойства. Рождается синтез индивидуальных и общественных интересов.

Подобно тому как продукт труда при обмене на другой продукт, выражая свою общественную стоимость, оформляется в виде товара и теряет индивидуальные качества, владелец этого товара в меновых отношениях с другим товаровладельцем теряет свои индивидуальные черты и становится юридически значимым субъектом, т.е. субъектом, обладающим комплексом общепризнанных прав и обязанностей по распоряжению имеющимся- у него товаром. Таким образом, индивид становится товаровладельцем и участником юридически значимого отношения лишь по воле своего контрагента.

Социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали ни должного паритета общественных и частных интересов, в котором так нуждалась нарождающаяся система социальных связей, ни четкого, детального закрепления прав и обязанностей.

Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение.

По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата и обособления его от общества основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. Это становится уделом избранных.

Баланс интересов, фиксирующихся в юридических нормах, перераспределяется в сторону лиц, осуществляющих экономическое и политическое господство в обществе. Создается иллюзия, что единственный автор и источник права – это государственная власть. Подобная иллюзия во многих странах со временем превратилась в реальность и по весьма прозаическим причинам активно поддерживалась и поддерживается как политическими деятелями, так и официальной юридической наукой.

Однако государство никогда не являлось и не является единственной правотворческой силой. Так, в правовых системах стран Востока Коран – не только источник религиозных догм, но и основной источник права. В большинстве стран Западной Европы достаточно продолжительное время, наряду с государством и автономно от него, правовые акты создавались представителями церкви.

В то же время право не может быть аморфным и противоречивым. В современных условиях государство, будучи единственным официальным представителем всего общества, призвано выявлять, координировать, защищать и закреплять в виде правовых предписаний обобщенную волю. Содержание этой воли должно отражать сбалансированный общественный интерес. В противном случае при противопоставлении воли государства и воли общества теряется объективно необходимый, справедливый, правовой паритет общественных, государственных и личных интересов, а право превращается в узаконенный произвол.

Итак, право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя.

Если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями (общественными, кооперативными, церковными и т.п.) и под их контролем.

Если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

Если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев.

Если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право

обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономическо й мощью всего государства .

2. Права человека: сущность, понятие, классификация

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления .

Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.

Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликто . По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Эти нормативы основаны на принципах свободы, равенства, справедливости. Такие права, как право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность личности, свободу мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах и другие, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

Идеологическое, доктринальное обоснование прав человека - учение о естественных, прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти; цель последней - обеспечение прав, изначально данных природой или творцом. Господствовавшие до появления естественно-правовых идей этатистские (от франц. слова «Etat» - государство) воззрения ориентировали на подчинение индивида государству как верховной силе, наделенной правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению. Естественно-правовая концепция акцентирует внимание на автономии личности, ее индивидуальности. Такой подход - революционный поворот в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную правом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод. Ценность естественно-правового учения состояла в опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья.

Описание работы

О происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом» .

В историческом развитии прав и свобод выделяются три поколения. Первое восходит к истокам конституционализма. В конституционных актах эпохи зарождения этого правового явления фиксировались, как правило, две группы прав и свобод, обусловленные дуализмом гражданского и политического общества. Это личные (т.е. гражданские) свободы и политические права. К личным правам относятся те, которых индивид приобретает благодаря факта своего рождения и обеспечивающих человеческое достоинство (право на жизнь, на имя, на физическую целостность личности, на неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения, свобода мысли и слова, свобода мировоззрения и вероисповедания, право на правосудие, обращения в государственные органы, процессуальные гарантии и т.п.). К личным правам можно отнести те права, которые выражают равноправие людей, т.е. запрещают в государственной политике и в общественной жизни дискриминацию или предпочтение по какому-либо признаку. Политические права обеспечивают в результате реализации возможности участвовать в управле. УНИ государством, в решении важнейших вопросов общественной жизни. К ним относятся избирательное право, свобода слова, свобода собраний и свобода печати. Эта группа прав формировалась с конца XVIII в до. Первой миро вой войнвої війни.

Ко второму поколению можно отнести социально-экономические права и свободы, гарантирующие интересы человека в обществе и государстве (право на собственность, право на труд, право на благоприятные условия труда, пр. Раво на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на освиту1, право на свободный выбор сферы деятельности), а также права социально-культурного характера. Последние обеспечивают возможные во лица пользоваться достижениями отечественной и мировой культуры для личного развития и творчества. Эта группа прав была зафиксирована в различных национальных и международных документах в течение XX. В. не во всех государствах мира она получила одинаковое значение. Наибольшее внимание ей уделяли власти стран тоталитарного социализма настоящее время продолжает развиваться. Следует отметить, что государства, которые присоединились к международных договоров и конвенций о правах человека, автоматически обязуются привести национальное законодательство в соответствие с мировыми стандартами. Эти стандарты выходят из положения, щ в национальное законодательство не может противоречить общечеловеческим ценностям, которые были официально закреплены. Однако фиксирования того или иного положения в статье конституции или законе не означает гарантию его соблюдениемримання.

К третьему поколению принадлежат права и свободы, обеспечивающие качество жизни. Имеются в виду право на благоприятную окружающую среду и свобода информации (возможность собирать, хранить и распространять и любым доступным способом любую информацию, не тайна). Эти права стали одним из правовых инструментов борьбы человечества с глобальными проблемами - экологической опасностью и информ атизациею жизни - в период перехода к постиндустриальному обществва.

наличии подход к правам и свободам человека предусматривает, что развитие законодательства не может вести к их сужению. Таким образом, правовые нормы, определяя конкретное содержание прав и свобод индивида, не дают й их исчерпывающего перечня. Предполагается, что объем прав и свобод может и должен расширяться. Из этого следует возможность изменения прав и свобод только в сторону их расширения, они неотчуждаемы и незыблемыми, их развитие основывается на принципе верховенства правава.

Главным принципом здесь является понимание свободы. Оно берет начало от определения ученых эпохи. Просвещения и окончательно формируется в период. Великой французской революции. Согласно этому определению под свободой понимается возможность каждого осуществлять беспрепятственное развитие личности, не нарушая прав, свобод и законных интересов других и выполняя предписанные законом обязателки.

Однако абсолютной свободы быть не может. С одной стороны, возможные ограничения прав и свобод, но только на основании закона, на время и только если это вызвано необходимостью защиты интересов общества в в целом. В каждом конкретном случае это может быть продиктовано, например, необходимостью сохранения общественного порядка, публичной нравственности и здоровья населения. Кроме того, неприемлемым считается злоупотребления правами, т.е. их использование для нанесения ущерба интересам других осисіб.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

«Права человека - Эволюция развития»

Волосков Милослав Алексеевич

Факультет СПО

Группа №123

Преподаватель:

Сорокина Ирина Валерьевна

Са нкт-Петербург

Введение

История прав человека

Заключение

Список литературы

Введение

Развитая цивилизация не может обойтись без права.

Существуют два подхода к определению права: нормативистский и естественно-правовой. Первый подход используется в юриспруденции, в нем право определяется как исходящая от государства система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силами государства.

Второй подход используется в философии, право в нем определено как нечто данное естественным порядком вещей, возникшее без участия человека. Такое право скорее относится к аспектам морали и религии, чем к юридическим аспектам.

Принципы естественного права (право на жизнь, на свободу и т.д.) в современном обществе стали высшей ценностью, они описаны в конституциях государств и в международных документах (Всеобщая декларация прав человека).

Наиболее полно право можно описать как систему норм, регулирующих взаимодействие элементов общества. Государство охраняет право и гарантирует его реализацию.

История прав человека

Первые права человека появились в античности вместе с такими понятиями, как «человек», «закон», «гражданин» и «государство». Появилась первая судебная система. Серьезный прогресс во всех областях развития цивилизации того времени объясняется порядком, который появился вместе с правами человека. Они организовали и упорядочили общественную жизнь. Роль человека в мире была осмыслена философами и мыслителями того времени.

После уничтожения античной цивилизации наступило средневековье. Основным достижением общественной мысли того времени было развитие теологии, а развитие права отошло на второй план вплоть до Возрождения.

В эпоху Возрождения произошел подъем цивилизации. Эталоном развитого общества мыслители того времени сочли античное общество. В эпоху Ренессанса произошло переосмысление роли человека в мире: если раньше, в Средневековье, человек воспринимался как неразумное существо, ведомое Богом, то в Ренессанс человек стал воспринимать себя как всемогущего хозяина, устроителя мира и общества. Ценность человеческой жизни в философии приобрела куда большее значение. Благодаря учению гуманизма было упразднено множество варварских методов расправы, которые были популярны в средние века. Они были заменены судебной системой, в основу которой легли права человека.

Первым прототипом всеобщего манифеста о правах человека считается «Двенадцать статей» - документ, принятый в 1525 году в результате Крестьянской войны в Германии. Этот документ был составлен крестьянами, в документе они изложили права, за которые боролись. Он должен был четко регулировать жизнь крестьян всей Германии, их права и обязанности. В статьях устанавливался определенный порядок таких вещей, как штрафы, налоги, доступ к природным богатствам (добыча леса, рыболовство) и т.д.

Понятие «Права человека» впервые в истории встречается в «Декларации прав человека и гражданина» - основном документе Великой французской революции. Принят он был в 1789 году. В основном в декларации говорится о естественных правах, которыми обладает абсолютно любой человек от рождения. Этот документ был создан для закрепления того, за что боролись деятели Великой французской революции - за равенство всех людей перед законом, за уничтожение деспотизма и сословного строя. Декларация до сих пор лежит в основе современной французской Конституции.

Действительно, все эти потрясения изменили мир, и уже к XIX веку привели к основному переломному моменту в жизни почти всех развитых государств - всеобщей отмене рабства. К 1833 году рабовладение было упразднено в Британской империи, к 1846 - во всей Европе, а к 1865 году - в США. В XIX веке во всех цивилизованных государствах складывается либеральный строй, почти у каждого государства появляется основной свод законов, в котором так или иначе закреплены основные права человека, такие, как право на свободу и равноправие, неприкосновенность личности, свободу совести.

Права человека в современном мире

В 1922 году создается Международная Федерация за права человека (FIDH) - первая в мире международная правозащитная организация. В сороковых годах боролась с нацизмом и тоталитаризмом, глава FIDH был убит немецкой полицией. Во время Второй мировой войны эта организация была объявлена нелегальной, но позже воссоединилась и существует до сих пор.

После Второй мировой войны институт прав человека стал развиваться намного интенсивнее. 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека - документ, составленный ООН, включающий наиболее полный перечень прав, которыми обладают все люди. В Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, был создан Европейский суд по правам человека. До сих пор все эти организации и документы являются главным правовым аппаратом всего мира. право человек развитие институт

Новейшим достижением в области права можно назвать космическое право - не так давно принятый свод правил, запрещающий использование космического пространства и небесных тел в военных целях, в том числе для испытаний оружия.

Заключение

На протяжении почти двадцати девяти веков люди создают право - то, что четко регламентировало бы их взаимоотношения, решило бы все вопросы межличностного и военного характера, избавило бы их от войн, от разногласий, кровопролитных революций и потрясений. Право эволюционирует вместе с обществом, и этот процесс не завершится никогда. На пути к современной развитой правовой системе человечество пережило множество тяжелейших переломных моментов, и процесс формирования права продолжается и сейчас.

Список литературы

Права человека. Энциклопедический словарь. Отв. редактор С. С. Алексеев. М.

Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты. М.: Изд. «Права человека», 2006.

Международное право: учебник / под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М., 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Источники и принципы права прав человека. Отсутствие принципа взаимности при нарушении международных договоров о правах человека. Принцип недопустимости дискриминации. Классификация прав и свобод человека. Функции международной защиты прав человека.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2011

    Права человека как естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности. Эволюция развития и защиты прав человека. Развитие прав человека в России. Классификация прав человека, системы их группировки.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие, ценностная основа прав человека. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека. Защита прав человека и гражданина. Нарушение прав человека, дискриминация. Международные документы о правах человека.

    презентация , добавлен 28.03.2014

    Международное право в области прав человека. Анализ современного состояния международного сотрудничества в правозащитной сфере. Принцип уважения прав человека. Международные стандарты в области прав человека. Современное международное публичное право.

    реферат , добавлен 13.05.2015

    Причины возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Права человека как социальные притязания человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. Обеспечение зашиты прав и свобод личности в России.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Понятие и сущность права. Разница между правом и правами человека, их соотношение. Концепция универсальности прав человека в рамках проблем современной теории международных отношений. Взгляды сторонников социокультурного релятивизма на права человека.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2017

    История создания всеобщей декларации прав человека. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека. Влияние декларации прав человека на развитие прав и свобод в мире. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Республики Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Формирование концепции прав человека в мировой политико-правовой мысли. Нормативно-правовое обеспечение системы прав человека. Право наций на самоопределение в контексте современного развития. Иракский Курдистан.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2005

    Рассмотрение основных, фундаментальных прав человека, их классификация по Конституции. Значение института права, его история. Структура прав, определяемая спецификой сферы деятельности человека: личной, политической, социальной, экономической, культурной.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Понятие международного права по правам человека, история его формирования и современное состояние. Механизмы и средства защиты прав человека в международном праве, законодательная основа. Отражение прав человека в законодательстве Кыргызской Республики.

Сегодня принято считать нормой основные права и свободы человека: право на труд, на отдых, на получение образования, на свободное вероисповедание и т. д. Некоторые из них входят в категорию «естественных» прав. Это возможность воспитывать собственных детей и проч. Но Всего каких-то 400-500 лет назад, что относительно недавно по меркам человеческой истории, о таком очень многие могли только мечтать. Эволюция человека из «говорящего орудия» в свободную и независимую личность произошла через три поколения прав человека. Каждое из них характеризуется новыми, качественными изменениями в общественном укладе. О том, что такое поколение прав человека, пойдет речь далее.

Первые упоминания

Сначала о том, кто впервые выдвинул данную концепцию. Впервые эволюцию общества предложили разделить на три поколения прав человека в 1979 году в Страсбурге, в Международном институте прав человека. Идею выдвинул чешский юрист Карел Фазак.

Теоретическая база

Поколения прав человека - это искусственное понятие в общественных науках. Никто не «подбивал» свою политику под это. Основой всех трех служат лозунги Французской революции: Французская декларация прав и свобод человека стала теоретической базой для других стран Европы и Америки. Подобную идею выдвинули США в своей Декларации независимости, многие социалистические и коммунистические идеологии также взяли эту идею за основу в политической борьбе.

Первое поколение прав человека («синие права»)

Первое поколение признается всеми обществоведами, правоведами, историками. Оно связано с теоретическим пониманием общества естественных и :

  • право на жизнь;
  • на свободное вероисповедание;
  • право голоса;
  • право каждого участвовать в политической жизни страны;
  • на справедливую систему судопроизводства;
  • на свободный труд и т. д.

Сегодня эти принципы кажутся нам естественными, понятными. Если они нарушаются, то мы, скорее всего, начинаем во всеуслышание трубить о произволе, писать жалобы, обращаться в СМИ, выкладывать нарушение в Интернете. Иногда это приводит к громким отставками, скандалам, разоблачением. Но так было не всегда. Всего 4-5 столетий назад многие и представить не могли, что при рождении все равны. Считалось, что высшие силы сами определяют судьбу. Идти против общественных устоев - значит, разгневать Бога. До сих пор такая традиция отражается в народном фольклоре. Можно вспомнить и наши пословицы: «где родился, там и пригодился», «послушание лучше почтительности», «не говори много в присутствии великих душ» и т. д. В них изначально заложены традиции неравенства от природы.

Крах старых устоев

Традиционные общественные устои были разрушены следующими Декларациями:

  • Великая хартия вольностей.
  • Английский билль о правах.
  • Французская
  • Билль о правах Соединенных Штатов Америки.
  • Декларация независимости США.

Все эти исторические документы, которые действовали на локальном уровне, легли в основу международных правовых документов. Концепция трех поколений прав человека и появилась благодаря перечисленным выше правовым актам. Хотя они долгое время не имели статус государственного документа. Неизвестно, как бы развивалась теория поколения прав человека, если бы история развивалась по иному сценарию: Штаты в Америке проиграли бы войну за независимость, а королевская власть во Франции жестоко подавила бы революционные выступления. Однако мы считаем, что человечество все равно достигло бы того общественного уклада, который сложился сегодня. И сегодня в некоторых странах находятся реакционные силы, которые пытаются остановить развитие человеческого сознания. Но они сдерживают развитие максимум в одно человеческое поколение. Генезис прав и свобод поступательно движется вперед.

Современные международные правовые нормы

На основе Деклараций первого поколения созданы современные международные правовые нормы:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  • Международный пакт по гражданским и политическим правам 1966 года.
  • Европейская конвенция по правам человека 1953 года.

Второе поколение прав человека («красные права»)

Второе поколение также признается почти всеми обществоведами. Данная концепция связана с событиями после Второй мировой войны. Произошел крах империализма, закончилась эксплуатация одних наций над другими. В обществе активно получили распространение экономические и социальные права.

Отличие первого поколения от второго

Сгруппируем отличительные свойства первого поколения прав человека и второго в виде таблицы:

Отличительные черты

События, повлиявшие на общественное сознание

Требование к государству

Первое поколение

Политические права.

Естественные права

Борьба за независимость в США.

Великая Французская буржуазная революция

Требование оградить влияние государства в политической сфере, дать доступ всем гражданам участвовать в политической жизни страны

Второе поколение

Экономические права.

Социальные права

Вторая мировая война и, как следствие, распад колониальной системы

Требование обязать государство выполнять обязательства для всех в социальной сфере, образовании, медицине и т. д.

Экономическое неравенство нивелирует политические права

В 20-м веке политические и естественные права формально соблюдались. Однако их нивелировали другие неравенства: социальные и экономические. Это значило, что человек имел право на жизнь, его никто не имел права убить на улице как раба, что случалось ранее во многих рабовладельческих государствах. Но не было равенства в социальных и экономических правах. Например, в больницах некоторым людям отказывали в первой медицинской помощи, в школах многие не имели права получать образование и т. д.

Представим ситуацию, что директор муниципальной школы начал избирательно допускать к занятиям по своему усмотрению тех, кто имеет право посещать школу. Сейчас такое кажется маловероятным, однако всего 50-100 лет назад это было нормой. Образование и медицинское обслуживание считалось роскошью, дорогими услугами, которые не могут позволить себе все люди. Можно сегодня сослаться на то, что существуют платные больницы, образовательные учреждения, которые не по карману многим. На это мы ответим, что стандарты образования и здравоохранения едины для всех. Отличается только сервис, облуживание, внешнее проявление.

Теоретическая база второго поколения

Второе поколение основывается на следующих :

  • Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам.
  • Второй билль о правах Рузвельта.

Второе поколение прав человека называют «красными» правами. Они обязывают государство выполнять основные обязательства перед всеми гражданами в социальной сфере, здравоохранении, образовании и т. д.

«Зеленые права» - развитие коллективного правосознания

Третье поколение прав человека условно называют «зелеными правами». В отличие от двух других, в науке мало кто выделяет его. У многих концепция поколений прав человека ограничивается двумя. Однако большинство с ними не согласны. Разберем их аргументы.

Поступательное развитие вперед

Итак, поколения прав и свобод человека с каждым разом дают новые качественные изменения в общественном сознании. Если в первом поколении это основные естественные и политические права, во втором - социальные и экономические, то в третьем - формирование коллективных прав. В нем не делается упор на какую-либо сферу в отдельности. Сама концепция предлагает развивать права коллективов во всех сферах общества.

Основано это на том, что индивид сам по себе не может отстоять свои права в одиночку. Необходимо объединяться. После Второй мировой войны развиваются именно общественные организации: профсоюзы, общественные организации, политические партии.

Даже крупные финансовые компании создают Союзы: промышленников, автоперевозчиков, сельхозпроизводителей. Цель у всех одна: скоординировать свои действия перед лицом опасности.

Объединяются в крупные союзы по отраслям и государства. Например, страны-экспортеры нефти объединились в ОПЕК с целью выработать единые правила на рынке.

Если крупные государства, компании создают коллективную безопасность, то индивиду тем более нужно объединяться для совместного отстаивания своих интересов.

Либералы не соглашаются с такой точкой зрения. Они считают, что нужно защищать каждого отдельного индивида, и тогда коллектив в целом будет защищен. Эта позиция с каждым днем терпит неудачу. В 20-м веке борьба за права человека была связана с религией, цветом кожи, политическими взглядами, трудовыми отношениями, отказом от традиционных ценностей семьи, брака и т. д. В конце пришло понимание, что только коллективная защита способна защитить права отдельного индивида.

Итоги

Мы рассмотрели поколения прав и свобод человека. Подведем итоги. На сегодняшний день наше общество не может найти золотую середину. Всегда право одного человека приводит к нарушению права другого. Современные интеграционные процессы в Европе выявили явный кризис в политике толерантности и веротерпимости. Цивилизация Запада переживает самые тяжелые времена. Все то, за что она боролась, оказалось неэффективным перед лицом новой опасности - терроризмом и миграцией. Достаточно вспомнить случаи сексуальных домогательств в Берлине, взрывы в Париже. Это происходит оттого, что традиционный Восток не понимает прогрессивный Запад. Необходимы пути решения: либо ограждаться от Востока, либо принимать его ценности. Либеральная политика ни к чему хорошему не привела, т. к. мигранты быстро начинают «бить» европейцев их же монетой: призывать к свободе передвижения, веротерпимости, равенству трудовых отношений.