Нормативно правовые основы образовательной организацией. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. корректировка или переопределение целей

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций, регламентация их деятельности. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования.

Понятие непрерывного образования, формы его получения и особенности реализации. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в сфере образования. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

. Тема 3. Организационно-правовые основы деятельности образовательных учреждений.


  1. Понятие «образовательное учреждение».

  2. Виды образовательных учреждений.

  3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений.

  4. Лицензирование образовательной деятельности.

  5. Аккредитация и аттестация образовательных учреждений.

1. Составьте проект устава общеобразовательного учреждения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вложите необходимые страницы

2. В чем особенности правового статуса автономных , бюджетных и казенных образовательных учреждений?


Автономное

Бюджетное

Казенное

Тема 4. Организация образовательного процесса.


  1. Понятие образовательного процесса.

  2. Прием в образовательные учреждения.

  3. Аттестация обучающихся.

  4. Единый государственный экзамен.

  5. Документы об образовании.

  1. Предложите свое определение образовательного процесса.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назовите локальные нормативные акты, регулирующие организацию образовательного процесса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные требования к организации образовательного процесса. Составьте памятку по данному вопросу для работников образовательного учреждения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие виды льгот при поступлении в учреждения высшего и среднего профессионального образования вы знаете? Для каких категорий граждан они установлены? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …


  1. муниципальными организациями местного самоуправления



  2. Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, - это …


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении

  3. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

  4. Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …


  1. профессиональные училища

  2. колледжи

  3. негосударственные образовательные учреждения

  4. гимназии

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении , является принцип …


  1. светскости

  2. децентрализации

  3. демократии

  4. непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения - это …


  1. обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

  2. создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

  3. сохранение школьных традиций

  4. получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …


  1. частное лицо

  2. коммерческая организация

  3. федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

  4. орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …


  1. Соглашением

  2. Договором

  3. Контрактом

  4. Приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …


  1. Уставом общеобразовательного учреждения

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании»

  3. администрацией школы

  4. Советом школы

10. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …


  1. приказом руководителя

  2. Уставом общеобразовательного учреждения

  3. желаниями учащихся

  4. трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …


  1. характеристика материальной базы

  2. расписание занятий

  3. статус образовательного учреждения

  4. структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …


  1. Государственной думой

  2. Министерством образования Российской Федерации

  3. муниципальным органом управления образованием

  4. Постановлением Правительства Российской Федерации

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …


  1. Типовое положение об образовательном учреждении

  2. Устав образовательного учреждения

  3. Программа деятельности образовательного учреждения

  4. Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …


  1. организационно-правовой формы

  2. уровня образования

В результате освоения материала данной главы студенты будут:

знать

  • нормативно-правовую базу, регулирующую организацию труда в образовательной организации;
  • виды и типы документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • требования к обеспечению открытости образовательной организации;
  • нрава, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности;
  • подходы к построению системы управления охраной труда в образовательной организации;
  • сущность понятий "организация труда", "условия труда", "охрана труда", "рабочее место", "трудовой договор" и их особенности применительно к образовательной организации;
  • принципы рациональной организации рабочего места;

уметь

  • проводить анализ структуры и содержания нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • разрабатывать отдельные локальные акты образовательной организации;
  • осуществлять действия по обеспечению прав, учащихся в образовательной организации;
  • планировать действия по рациональной организации труда;
  • планировать мероприятия по охране труда;

владеть

  • технологиями разработки локальных актов образовательной организации;
  • методами исследования труда;
  • навыками планирования и организации личного труда;
  • навыками оценки рабочих мест в образовательной организации.

Законодательная база функционирования и развития образовательной организации

Законодательная база образовательной организации - это набор нормативно-правовых актов, регулирующих ее деятельность. Выделяют четыре уровня такой регламентации:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • уровень образовательной организации.

К федеральному уровню относятся следующие документы.

  • 1. Регламентирующие функционирование образовательной организации :
    • Конституция Российской Федерации;
    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    • Типовые положения об образовательных учреждениях всех форм и видов (утвержденные Правительством РФ);
    • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
    • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации";
    • Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
    • Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 № 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • другие федеральные законы, постановления Правительства и пр., касающиеся регламентации деятельность образовательных организаций по вопросам обеспечения комплексной безопасности, здоровьесбережения, организации условий образовательного процесса, охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, экологической и информационной безопасности и др.
  • 2. Регламентирующие процессы развития образовательной организации .
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р);
  • Федеральная программа "Дети России";
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Распоряжение 28-ра от 15.02.2013 "Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования";
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р "Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направление на повышение эффективности образования и науки”" и др.

Примерами нормативно-правовых актов, разрабатываемых на региональном уровне, могут служить следующие документы.

  • Региональный закон об образовании (области, субъекта Федерации), поясняющий требования ФЗ "Об образовании" с учетом особенностей данного региона.
  • Приказы, постановления, положения, утвержденные региональными органами управления образованием (например, Приказ управления образования Тамбовской области от 06.02.2014 № 228 "Об утверждении Порядка согласования Программы развития образовательной организации").

На муниципальном уровне существуют следующие нормативно-правовые акты: территориальные нормативно-правовые акты (приказы, положения, распоряжения), регламентирующие как функционирование, так и развитие образовательных организаций .

На уровне образовательной организации разрабатываются следующие локальные акты.

  • Устав образовательной организации.
  • Образовательные программы.
  • Программа развития образовательной организации.
  • Система локальных актов, регламентирующих деятельность:
  • - по организации образовательного процесса;

органов самоуправления в образовательной организации;

  • - административную и финансово-хозяйственную;
  • - школьных комиссий;
  • - учебную и внеурочную деятельность;
  • - по обеспечению комплексной безопасности и организации условий образовательного процесса и пр.

Наряду с основными принципами государственной политики РФ в сфере образования (об этом см. в гл. 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (далее ФЗ-273) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования, тем самым являясь законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.

Функционирование образовательной организации начинается с ее создания. Возможные формы образовательных организаций устанавливаются гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.). Ст. 50. Коммерческие и некоммерческие организации). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Различают при этом государственные, муниципальные и частные образовательные организации в зависимости от того, каким органом они созданы (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Формы образовательных организаций

Наименования образовательных организаций. ФЗ № 273 в ч. 5-6 ст. 23

устанавливает требования к наименованию образовательной организации. В связи с тем, что после введения в действия нового ФЗ № 273 возникло множество вопросов, связанных с переименованием образовательных организаций, Министерство образования и пауки Российской Федерации выпустило специальное Письмо, разъясняющее данный порядок. В частности, в связи с вопросом о необходимости замены устоявшегося названия "образовательное учреждение" па "образовательная организация" в соответствии с терминологией Закона, в письме дается следующее разъяснение: "Федеральным законом “Об образовании” не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - “организация”, из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово “учреждение” не требуется заменять словом “организация"". Следует заметить, что в ранее действовавшем Законе об образовании термин "образовательное учреждение" относился ко всем образовательным организациям, что противоречило гражданскому законодательству, в котором "учреждением" называется лишь одна из организационно-правовых форм юридических лиц наряду со многими другими используемыми формами (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство и т.п.). Называть такие организации учреждениями неправильно с точки зрения гражданского законодательства.

В соответствии с ФЗ наименование образовательной организации

1. Организационно-правовую форму. Согласно, Классификатору организационно-правовых форм к организационно-правовым формам юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, в том числе относятся:

Рис. 4.1.

  • 2. Тип образовательной организации. Согласно со ст. 23 ФЗ № 273 образовательные организации подразделяются па типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (подробнее об этом в параграфе 3.1). Если таких программ несколько, тип образовательной организации определяется по реализуемой программе наиболее высокого уровня.
  • 3. Собственник имущества (для автономных учреждений) муниципальное, государственное, федеральное.

Согласно ч. 5 ст. 108 ФЗ № 273 наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 г.

Переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом "Об образовании".

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием и создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

При этом наименование образовательной организации может содержать собственное название (детский сад, средняя школа, образовательный центр, комплекс и т.н., номер учреждения, собственное имя и др.), а также специальное наименование по желанию или установленному статусу, отражающему уровень реализуемых образовательных программ (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов и др.), условий их реализации, осуществления специальной деятельности (лечения, реабилитации и др.), присвоенное учреждению имя выдающегося гражданина или наименование юридического лица, в том числе фирменное и т.д.

Например, название образовательной организации может выглядеть так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей знаний", где "муниципальное" - указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; "учреждение" - указание на организационно- правовую форму; "бюджетное" - указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно); "общеобразовательное" - указание на тин образовательной организации; "Лицей знаний" - специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности. Устав образовательной организации. Основным документом, на основании которого действует образовательная организация, согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 273-ФЗ, является Устав, утвержденный в порядке, установленном законодательством РФ.

Устав - это официальный правовой документ, подтверждающий законность создания организации, определяющий и регулирующий порядок и условия его функционирования, основы взаимоотношений между его членами.

Устав образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.

В соответствии со ст. 52 "Учредительные документы юридических лиц" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ , действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Устав - основной организационно-правовой и единственный учредительный документ казенных и бюджетных организаций (ч. 1. ст. 12. ФЗ "О некоммерческих организациях").

Функция этого нормативного документа состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.

В рамках нового ФЗ-273 содержательная часть устава значительно сократилась. Если в Законе об образовании 1992 г. устав насчитывал свыше 25 пунктов обязательного содержания, то в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ-273 устав должен содержать следующую информацию:

  • тип образовательной организации,
  • информацию об ее учредителе (группе учредителей),
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности,
  • структуру и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Также обязательным условием (ч. 3 ст. 25 ФЗ-273) является обеспеченность доступа к уставу и возможность ознакомления с его положениями всех работников организации, обучающихся и их родителей (законных представителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 ФЗ-273 управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие в соответствии с ч. 3 ст. 26 ФЗ-273 подразумевает управление образовательной организацией ее руководителем (ректором, директором и т.п.). Термин "коллегиальность" схож с термином "самоуправление", используемым в старой версии Закона, и подразумевает формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:

общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);

педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет);

  • - попечительский совет;
  • - управляющий совет;
  • - наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом (ч. 4 ст. 26 ФЗ-273).

ФЗ-273 также указывает на возможность создания совещательных и контрольных органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных представителей - советы обучающихся, советы родителей, профессиональные союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 ФЗ-273). При этом организация имеет право на самостоятельное определение их структуры (ст. 27).

В соответствии с новым законодательством образовательная организация обладает автономией (ч. 1 ст. 28), т.е. может проявлять самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В ч. 2 ст. 28 ФЗ-273 говорится, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического

обеспечения , образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Часть 3 ст. 28 устанавливает широкий спектр компетенций образовательной организации, к которым относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; предоставление отчетности учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; установление штатного расписания; прием на работу работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, программы развития образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию; определение списка учебников в соответствии с утвержденным ФГОС и др.

Законом подчеркивается, что образовательная организация обязана выполнять требования законодательства, в том числе:

  • обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме и соответствующего качества;
  • создавать безопасные для жизни и здоровья условия обучения, воспитания обучающихся и работников;
  • соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с Законом образовательная организация песет ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения функций , отнесенных к ее компетенции, а также за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. При этом организация и ее должностные лица несут административную ответственность (в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Устав проходит обязательную процедуру утверждения. После разработки документа образовательной организацией он согласуется с главой районной администрации и утверждается органом управления образованием, после чего соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, а также осуществляется регистрация в инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). После принятия ФЗ-273 отдельной процедуры принятия Устава коллективом образовательного учреждения не требуется. С 1 января 2003 г. все юридические лица обязаны проходить регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом выдается свидетельство о внесении записи в реестр, также необходимо получать свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Образовательные программы. Образовательные программы определяют содержание образования. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Регламентация основной деятельности образовательной организации. Образовательная деятельность является основной для образовательных организаций и дополнительной для организаций, осуществляющих обучение. Требования к образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности также определяет ФЗ-273. Так, гл. 6 предусматривает специальные положения, касающиеся оснований для возникновения , изменения и прекращения образовательных отношений.

В ФЗ-273 отражены новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них следует отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования образовательных правоотношений.

Можно считать образовательные отношения возникшими при оформлении распорядительного акта (приказа) образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем договора об образовании). Однако существуют ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такая форма предусматривается при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования или на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами. Отличительной особенностью обладает целевой прием в образовательную организацию, при котором до издания распорядительного акта необходимо заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. По своей правовой природе договор на оказание образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

Все требования к действиям, осуществляемым по договору об образовании, нормированы ст. 54 ФЗ-273. В договоре отражаются:

основные характеристики предоставляемого образования (вид, уровень и (или) направленность образовательной программы);

  • - форма обучения;
  • - продолжительность обучения.

Особые требования предъявляются при условии представления платных услуг. Так, в договоре об образовании (в данном случае - договоре об оказании платных образовательных услуг) должна быть также указана полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты (при этом не допускается увеличение стоимости образования после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции). Важным условием является соответствие

информации в договоре информации, размещенной на официальном сайте организации в сети Интернет на момент заключения договора.

Правила оказания платных образовательных услуг определяются Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Кроме того, существует целый ряд форм договоров об оказании платных услуг, установленных Минобрнауки России. В соответствии с действующим законодательством к договору на оказание платных образовательных услуг применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Основания и порядок прекращения договора об образовании. Образовательные отношения считаются прекращенными в случае отчисления обучающегося из образовательной организации. Существует два основания для этого:

  • - завершение обучения (получением образования);
  • - досрочное прекращение образовательных отношений.

При этом досрочное прекращение образовательных отношений может произойти по инициативе как самого обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (например, в случае перевода в другую образовательную организацию), так и образовательной организации. Если организация сама инициирует прекращение образовательных отношений, то сделать это можно только в соответствии с установленными ст. 61 ФЗ-273 основаниями и только в отношении лиц, достигших 15-летнего возраста:

В случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе своих обязанностей по ее добросовестному исполнению и выполнению учебного плана;

если порядок приема, обучающегося в образовательное учреждение, был нарушен но вине обучающегося, что повлекло его незаконное зачисление;

По обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон образовательных отношений (например, в случае ликвидации образовательной организации).

Согласно Закону № 273-ФЗ договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной организацией в одностороннем порядке. Например, в таких ситуациях, как просрочка оплаты образовательных услуг, или, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. При этом в самом договоре должны быть определены основания для осуществления подобных действий.

В случае если прекращение образовательных отношений произошло по причине прекращения деятельности образовательной организации в случае, когда она лишилась государственной аккредитации, либо срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, а также если аннулирована лицензия этой организации, то данная образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.

Отдельные требования предъявляются к открытости образовательной организации, которая обеспечивается путем формирования и размещения в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет) открытых и общедоступных информационных ресурсов , содержащих информацию о деятельности организации (ст. 29). Перечень обязательного информационного контента сайта образовательной организации отражен в ч. 2 ст. 29. ФЗ-273, а также в приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления на нем информации".

Локальные акты образовательной организации. Эго нормативно-правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.

Важно отметить, что изменения законодательства влекут за собой и соответствующие изменения в системе локальных актов.

По типам локальные акты делятся на нормативные и индивидуальные.

Нормативные локальные акты рассчитаны на неоднократное применение и содержат обязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса, например, правила внутреннего распорядка.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные) локальные акты рассчитаны на однократное применение и юридически оформляют решения администрации образовательной организации, чаще всего в отношении конкретного участника образовательного процесса, например, приказ о приеме на работу.

Можно выделить следующие формы локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим.

Постановление оформляет решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ оформляет решение руководителя образовательной организации.

Решение - локальный акт собрания участников образовательного процесса.

Положение устанавливает правовой статус органа управления, структурного подразделения, либо порядок реализации какого-либо из правомочий.

Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.

Правила регламентируют организационные, хозяйственные, дисциплинарные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации или участников образовательного процессе.

Локальные акты образовательной организации могут быть классифицированы

:
  • а) в соответствии с компетенцией образовательной организации:
    • - локальные акты организационно-распорядительного характера,

локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса,

  • - локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и организацию учебно-методической работы,
  • - локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления образовательной организации,
  • - локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность,
  • - локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства;
  • б) по критериям:

по степени значимости: обязательные и необязательные,

  • - по сфере действия: общего характера и специального характера,
  • - по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников образовательной организации и не распространяющиеся на всех работников организации,

но способу принятия: принимаемые руководителем образовательной организации единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений,

По сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия,

по сроку хранения: постоянного хранения, 75 лет и др.

К локальным актам, требование о наличии которых закреплено законодательно, относятся: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Эти документы должны быть размещены и находиться в свободном доступе па сайте образовательной организации в сети Интернет.

Важно помнить!

Если принятие локальных нормативных актов затрагивает права обучающихся и работников образовательной организации, то в этих случаях ФЗ-273 (ч. 3. ст. 30) предписывает учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также, при необходимости, представительных органов работников (при их наличии).

Если нормы принятых локальных актов ухудшают положение обучающихся или сотрудников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании или трудовым законодательством, либо они были приняты с нарушением уставного порядка, то в соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ-273 данные локальные акты не применяются и подлежат отмене.

Локальный акт - это официальный правовой документ, который издается в письменной форме и должен содержать необходимые реквизиты. Оформление локального акта выполняется в соответствии с требованиями "Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения ", а также нормами "Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30- 2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации").

Примерный, но не исчерпывающий список локальных актов общеобразовательного учреждения может быть таким.

  • Положение о стимулировании работников образовательной организации.
  • Штатное расписание.
  • Планы работы учреждения.
  • Правила внутреннего трудового распорядка педагогических работников.
  • Положение о профессиональной этике.
  • Положение об общем собрании.
  • Положение об Управляющем совете.
  • Положение о разработке и принятии локальных актов .
  • Положение о распределении компенсационного фонда оплаты труда.
  • Положение о распределении стимулирующего фонда.
  • Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
  • Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
  • Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Положение о квалификационном испытании педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Положение о методическом совете школы.
  • Положение о педагогическом совете школы.
  • Положение о системе оценки качества образования.
  • Положение о мониторинге качества образования.
  • Положение о самообразовании педагогов.
  • Положение о повышении квалификации педагогов.
  • Положение о рабочей программе учителя.
  • Положение о ведении классных журналов.
  • Положение о публичном докладе.
  • Положение о программе развития.
  • Положение о родительском комитете.
  • Положение о внутри школьном контроле.
  • Положение о школьном сайте в сети Интернет.
  • Положение о языке обучения.
  • Положение о промежуточной аттестации.
  • Положение о порядке перевода и отчисления.
  • Положение о посещении мероприятий обучающимися.
  • Положение о ведении тетрадей.
  • Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися.
  • Положение об организации контрольно-пропускного режима.
  • Положение о порядке подготовки и проведения самообследования.
  • Порядок доступа педагогических работников к базам данных.
  • Порядок по урегулированию споров конфликтов между участниками образовательного процесса и др.
  • Приказы и распоряжения директора.

Программа развития. Сегодня реализуется масштабная программа модернизации российского образования, требующая реализации соответствующих процессов в образовательной организации любого уровня. Документом, входящим в базу нормативно-правовых документов и регламентирующим деятельность по развитию образовательной организации, является Программа развития. Эго стратегический документ образовательной организации, представляющий систему управленческих действий по достижению желаемой модели образовательной организации, призванный усилить конкурентные позиции образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Подробнее о содержании, требованиях, порядке разработки и экспертизы Программы развития образовательной организации вы можете прочитать в параграфе 7.3 данного учебника.

Выводы

  • 1. Законодательная база - это набор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательной организации. Выделяют четыре уровня законодательной базы: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательной организации.
  • 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" является законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.
  • 3. Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.
  • 4. Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
  • 5. Локальный нормативный акт образовательной организации - это нормативный правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.
  • Например, распоряжение администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 14.02.2015 № 221-р "Об утверждении организационно-технологической схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Центральном районе Санкт-Петербурга в 2015 году".
  • Письмо Минобрнауки России № ДЛ-151/17 от 10.06.2013 г. "О наименовании образовательных учреждений".
  • eduinspector.ru/2013/ll/24/lokalnyj-akt-o-lokalnom-akte/ (дата обраще
  • В силу того, что локальных актов, необходимых для регламентации деятельности образовательной организации в соответствии с действующим законодательством, очень много, и для их разработки привлекаются работники организации, порой не имеющие опыта нормотворческой деятельности, рекомендуется разработать Положение о разработке и принятии локальных актов, устанавливающее единые требования к локальным нормативным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу, отмене, внесению изменений и т.д.

«Нормативно-правовые основы образовательной деятельности»

1. Что понимается под образованием в Законе об образовании?

2. На каких принципах основывается государственная политика в области образования?

3. Какие нормативные документы включает в себя законодательство Российской Федерации в области образования?

4. Какие гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования обеспечивает государство?

5. Что понимается под системой образования в России согласно федеральному Закону об образовании?

6. Какие существуют в РФ формы получения образования?

7. Какие типы образовательных учреждений существуют в РФ?

8. Указать различия традиционной системы обучения от личностно-деятельностной?

9. Охарактеризовать основные принципы личностно-деятельностной системы обучения?

10. Что меняет стандарт второго поколения в системе школьного образования?

11. Фундаментальное ядро содержания общего образования и его назначение ?

12. Охарактеризуйте основные результаты обучения химии – базовые знания и ключевые умения.

1. Под образованием в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

Признание приоритетности образования;

Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека,

создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

3. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

4. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

Осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

5. Система образования включает в себя:

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

Дошкольное образование;

Начальное общее образование;

Основное общее образование;

Среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

Среднее профессиональное образование;

Высшее образование - бакалавриат;

Высшее образование - специалитет, магистратура;

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

6. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ «об образовании в РФ).

7.Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

Образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

Организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

Организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

8. Различия традиционной системы обучения от личностно- деятельностной.

Традиционное обучение

Личностно- ориентированное обучение

«Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумов обобщённого, объективированного, общественного опыта… То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности»

Личность - ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности»

Образное понимание обучаемого: «человек-глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек-семя» - имеет генетическую программу развития.Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель

В центре процесса обучения - ученик

Обучение: преподавание + учение: учитель передаёт знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие « освоение»,чем понятия «изучение» и «усвоение»

Ведущая деятельность процесса обучения преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей даётся единая «планка»- стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признаётся высшая самоценность личности ребёнка.

Учитель вместе с учебником являются основными источниками знания, а учитель ещё и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Личностно- ориентированная модель обучения

Формирует удобный тип личности.

Создает условия для развития и саморазвития творческой личности

Монолог учителя в учебно –воспитательном процессе (объектность ученика)

Диалог педагога и воспитанника в учебно – воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса).

В обучении происходит взаимодействие ребёнка с учебным материалом.

В обучении происходит личностное взаимодействие (личностно – ориентированное обучение)

Отношения взрослого и ребёнка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения

Отношения взрослого и ребёнка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.

Ученик поглощает информацию.

Ученик не только поглощает информацию, но и отбирает её, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.

Совместная деятельность учителя и ученика – совокупность параллельных (непересекающихся) линий.

Совместная деятельность учителя и ученика – единая линия.

Школа ориентирована на процесс усвоения ребёнком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребёнка среди других детей и взрослых.

Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребёнка и учитывает реальную жизнь ребёнка и индивидуально – типологические особенности и возможности.

9.Основные принципы личностно- деятельностной системы обучения

Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности. Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся.

К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся:

- смысл деятельности (зачем я это делаю);

- постановка личной цели (предвосхищающей результат);

- план деятельности;

- реализация плана;

- рефлексия (осознание собственной деятельности);

- оценка;

- корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие способы:

- индивидуальные задания обучающимся;

- открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;

- предложение обучающимся составить план занятий для себя: индивидуальную образовательную программу на обозримый период времени.

Классические принципы обучения (научности, доступности, наглядности и др.) определяют общие целевые установки обучения. Однако они не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Поэтому требуются принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно-ориентированном обучении. Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения.

- Принцип личностного целеполагания,

Согласно этому принципу образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Этот принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности . Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения .

Индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания обучающегося, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате люди научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания .

- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности . Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории.

Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности. Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося.

Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.

Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой - допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины.

- Принцип метапредметных основ образовательного процесса

Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность личностного познания их обучающимися.

Познание реальных образовательных объектов приводит к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов - категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности.

Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины - метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Метапредметное содержание позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов.

При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся.

- Принцип продуктивности обучения

Согласно этому принципу главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового , на сотворение обучающимися образовательного продукта. В процессе интериоризации содержания изучаемых дисциплин у обучающихся развиваются навыки и способности, которые свойственны специалистам соответствующей науки или области деятельности. Образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и профессионального прообраза деятельности.

Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

- Принцип первичности образовательной продукции обучающегося

Согласно этому принципу создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

Принцип первичности образовательной продукции учащегося дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые обучающимися методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности.

В традиционной вузовской образовательной практике часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них . Например, в курсе менеджмента изучается программный материал, но не организуется управленческая деятельность обучающихся.

Приоритет, на наш взгляд, должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по менеджменту, сколько занятиям самим менеджментом, его проблемами; не «прохождению» учебника по бизнес-планированию, а исследованию реальной структуры бизнес-планов. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний».

Чтобы быть включенным в культурно-исторический процесс, обучающийся должен знать, понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь личностный взгляд на фундаментальные достижения человечества в каждой из областей науки, искусства и др. Знание фундаментальных общечеловеческих достижении не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта, но знакомство с ними происходит после получения обучающимися собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет им мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного «Я» и опираясь на свой опыт. В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

- Принцип ситуативности обучения

Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель - вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.

Эффективна образовательная ситуация, когда обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами научной мысли. Возникает образовательная напряженность, в которой обучающийся входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Любое положительное проявление творчества обучающегося должно находить поддержку преподавателя. Смысл построения ситуаций, в которых обучающийся может проявить самостоятельность, состоит в обеспечении его образовательного движения. Для этого преподаватель должен анализировать возможности и особенности складывающегося образовательного процесса, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения человеком своей образовательной траектории.

- Принцип образовательной рефлексии

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Рефлексия - не припоминание главного из лекции или формулирование выводов. Это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Обучающийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия - необходимое условие, для того чтобы обучающийся и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

В перечисленных выше принципах выражены нормативные основы организации личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: на уровне отдельного обучающегося, группы или организации в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности.

10. Стандарт второго поколения по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит беспрецедентный характер. Не случайно этот стандарт уже сегодня называют «конституцией школьной жизни». Можно говорить, как минимум, о пяти отличиях и соответственно новых областях нормирования школьной практики, вводимых стандартом второго поколения.

Первое. Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования. Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты включают ценностные ориентации, потребности, мотивы, запросы на образование. Метапредметные результаты связаны с освоением учащимся инструментальных, операционных – универсальных учебных действий. Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений, навыков.

Второе. В сложившейся практике образования основным «ответчиком» и «крайним» за результаты образования был и остается учащийся. Это на его не всегда светлую голову обрушивается лавина контрольных работ, аттестационных процедур, разнообразных срезов и заданий. В стандарте второго поколения расширено количество субъектов, отвечающих за образовательные результаты. Стандарт вводится как общественный договор, в рамках которого необходимо согласовывать требования личности, общества, государства, семьи и школы к образовательным результатам, учиться определять и выполнять взаимные обязательства и права.

Третье. Стандарты первого поколения имели двухкомпонентную структуру требований: к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников и максимально допустимой нагрузке. Новый стандарт называют стандартом трех «Т»: «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ», «Требования к условиям осуществления образовательного процесса». Принципиальное отличие от прежней получает структура и содержание образовательной программы школы – основной образовательной программы (в новой терминологии). Теперь она создается для каждого уровня образования и включает примерные программы по отдельным предметам; программу воспитания, социализации, формирования ЗОЖ школьников; программу формирования универсальных учебных действий; систему оценивания учебных достижений; учебный план школы данного уровня, включая обязательную внеурочную работу с детьми, инвариантный и вариативный компоненты. С точки зрения реализации стандартов на практике, пожалуй, наиболее трудным будет обеспечение необходимых условий образовательного процесса: требований к материально-техническому, учебно-методическому, кадровому, финансовому обеспечению, соблюдению СанПиНов.

Четвертое. В основе стандартов второго поколения лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, в которой впервые предложен (нормируется) современный воспитательный идеал гражданина Российской Федерации. Это делает стандарт серьезным инструментом развития воспитательной работы в школе, консолидирующим современное российское общество в условиях социального и культурного разнообразия

Пятое. Стандарты второго поколения вводятся вместе с новой системой оплаты труда работников образования, переходом на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, организацией многоуровневой и объективной системы оценки качества образования, направленной на повышение доходов учителей и создающей условия для роста заинтересованности педагога, школы в качестве образовательных результатов учащихся.

11. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый

документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Основным назначением фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

- системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

- системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в ;

- системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

- базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально - исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

- основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

- универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Определение Фундаментального ядра содержания общего образования - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования.

Первая проблема - общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства.

Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале.

12. Основные результаты обучения химии. Как в ФГОС отражена система оценивания результатов обучения учащихся? Какие основные подходы заложены ФГОС в системе оценивания результатов обучения учащихся?

Особенности системы оценки по ФГОС

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно- деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся; Особенности системы оценки по ФГОС

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в

самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Инновационные оценочные средства и формы

портфолио;

кейсы;

контекстные задачи;

междисциплинарные экзамены;

компетентностно-ориентированные тесты;

ситуационные задания.

Библиографический список

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Химия. - М: Просвещение, 2010.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М: Просвещение, 2011.

Вопросы для изучения:

1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций

2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

3. Лицензирование образовательной деятельности

4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций

5. Управление образовательными организациями.

Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.

Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.

Формы контроля:

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?

2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Муниципальными организациями местного самоуправления

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

· Устав образовательного учреждения

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Список литературы:

1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.

4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М. : Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.

5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.

6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.

7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109

8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.