Ловд расшифровка. Как учат на транспортных полицейских. Особенности работы железнодорожной полиции

Транспортная полиция страны постепенно набирает «вес» после глобальных изменений, постигших ее структуру в 2011 году. Если в постреформенное время в линейных отделах, особенно среди вокзального и поездного патруля, были серьезные кадровые проблемы, то сейчас штаты серьезно пополнились за счет новобранцев.

В конце 2011 года по стране не хватало 12-15 процентов транспортных полицейских, в некоторых регионах цифры некомплекта доходили до 22 процентов. Особенно транспортников не хватало в центральных регионах страны. Но на сегодняшний день вакансий в транспортной полиции ЦФО почти нет – некомплект составляет не более 5 процентов. Однако массовый приток новобранцев требует титанических усилий по обучению их работе на транспорте. Корреспонденты сайт побывали на базе Центра профессиональной подготовки (ЦПП) УТ МВД России по ЦФО, и посмотрели, как из новичков выковывают стражей правопорядка на транспорте.

Корпуса центра расположены в подмосковном Подольске. При входе – огромная площадка, на которой установлены все типы вагонов, макет платформы в натуральную величину. Все это не для красоты, здесь новобранцы оттачивают профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. В классе, под который оборудован вагон электропоезда, мы застали тактические занятия по обезвреживанию хулиганов.

Ситуация простая – компания перебравших дембелей от души веселится в электричке. Но выпивать в сугубо мужской компании им становится скучно – молодые люди начинают приставать к симпатичным попутчицам. Отказов в общении парни не понимают. Когда ситуация накаляется, кто-то из пассажиров нажимает кнопку связи с полицией. В реальных пригородных поездах эта кнопка помогает не связаться не с полицией, а с машинистом, который уже подаст сигнал наряду сопровождения, или сообщил в ближайшее по ходу линейное подразделение.

Через мгновения в вагоне появляется наряд из трех человек. Завязывается серьезная потасовка, но на запястьях дебоширов все равно защелкиваются наручники. Несмотря на учебную ситуацию, бьются слушатели центра на занятиях всерьез. Такие требования. В реальной службе ничего «понарошку» не будет.

Несмотря на эффектность операции, преподаватель находит в действиях своих подопечных массу недочетов: почему не подстраховал коллегу, почему не учел, что на соседних креслах сидят пассажиры, почему недоработал прием. Ситуация проигрывается снова. И так до тех пор, пока действия наряда не станут идеальными.

В ЦПП УТ МВД России по ЦФО учатся полицейские всех специальностей: из патрульно-постовой службы, из дознания, из уголовного розыска, из досмотровых подразделений. Последнему направлению уделяется особое внимание – слушатели центра учатся работать таком же досмотровом оборудовании, какое в рамках правительственной «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» установлено во всех линейных подразделениях.

Стрелять новобранцы поначалу учатся в интерактивном тире – отстреливают 10 часов по виртуальным мишеням, и только после этого получают в руки боевое оружие, и отправляются на стрелковый полигон. Все ради экономии – пока новичок приспособится к пистолету, кучу патронов израсходует. А каждый боевой заряд стоит почти три доллара.

Есть в системе подготовки сотрудников транспортной полиции и курс первой медицинской помощи. В качестве подопытного выступает «Максимка» – пластмассовый манекен c электронной начинкой. Как только молодой полицейский допускает ошибку при реанимационных действиях, пластиковый пострадавший издает пронзительные звуки, и выставляет «неуд» на электронном табло.

За все время нашего путешествия по корпусам центра, в окна мы видели, как на раскаленном плацу группа стажеров – в бронежилетах, шлемах, со щитами и дубинками в руках они раз за разом отрабатывали приемы и перестроения. В обычной службе транспортным полицейским подобные навыки не часто приходится применять, это больше специфика спецподразделений, которым приходится сдерживать атаки агрессивной толпы. Тем не менее, транспортники этот курс изучают в обязательном порядке – чтобы в случае чрезвычайной ситуации суметь защитить объект транспорта от нападения, и продержаться до прибытия ОМОНа.

В центре одновременно обучаются 100-120 человек. Это молодые люди, которые уже прошли спецпроверку, и числятся в штате транспортных подразделений полиции во всего ЦФО – из Москвы, Белгорода, Курска, Смоленска, Рязани, Тулы, и т.д. Здесь же, на базе Центра профессиональной подготовки они и живут – в специально оборудованных корпусах. Питаются в столовой, по тем же нормам, что и солдаты-срочники Внутренних войск МВД России. Занимаются с утра до вечера с небольшими перерывами. Срок обучения в ЦПП УТ МВД по ЦФО – 4 месяца. А после - разъезжаются по подразделениям, которые их направили на стажировку.

По данным Главного управления на транспорте МВД России, за прошлый год по всей стране обучение прошли 4300 транспортных полицейских. Из них почти 1300 сотрудников постигали азы профессионального мастерства в семи ЦПП при управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам.

Важнейшим и необходимым условием для успешного выполнения полицией поставленных перед ней задач являются качественное комплектование и целенаправленная работа с кадрами. Поэтому неслучайно в нормативных документах МВД России работа по комплектованию определяется как приоритетное направление деятельности.

На вопросы о том, как стать полицейским, отвечает начальник Линейного отдела МВД России на станции Москва-Ленинградская полковник полиции Вовченко Николай Геннадьевич.

– Что входит в зону ответственности Вашего подразделения?

Линейный отдел МВД России на станции Москва-Ленинградская (ЛО) является линейным подразделением Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу (УТ МВД России по ЦФО). К участку обслуживания ЛО относится 141 км Октябрьской железной дороги, из них 105 км по главному ходу направления Москва – Санкт-Петербург и ответвления 36 км Решетниково-Конаково ГРЭС, 10 станций, 24 платформы. В сутки по этому участку курсируют 28 поездов дальнего следования, 82 электропоезда пригородного сообщения, в том числе 32 электропоезда «Ласточка», 30 высокоскоростных поездов «Сапсан». Также к участку оперативного обслуживания относится привокзальная площадь Ленинградского вокзала и непосредственно вокзальный комплекс.

– Кто же обеспечивает порядок на этой территории?

В структуру Линейного отдела входит много подразделений, каждое занимается своим направлением деятельности. Например, отдел уголовного розыска (ОУР) занимается предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений общеуголовной направленности; отделение по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ) – специфическое подразделение транспортной полиции, которое специализирующееся в сфере грузоперевозок; задачи отделения по делам несовершеннолетних (ОДН) – профилактика подростковой преступности, предотвращение детского травматизма. Также в ЛО есть подразделения внутренней службы: штаб, подразделение тылового обеспечения, отделение по работе с личным составом (ОРЛС), секретариат, бухгалтерия. Основная нагрузка по обеспечению правопорядка и общественной безопасности ложится на плечи сотрудников патрульно-постовой службы (ППС).

– В чем заключается работа полицейского патрульно-постовой службы?

Основные задачи – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий; пресечение преступлений и административных правонарушений, задержание злоумышленников по «горячим следам». Учитывая специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте, наши полицейские ППСП несут службу не только на вокзальных комплексах, станциях и прилегающих территориях, но и в поездах, и на перегонах. Работа постового очень ответственна, ведь по состоянию правопорядка на вокзале и в поездах пассажиры и работники транспорта судят об уровне работы всей транспортной полиции.

– Какие требования предъявляются к кандидатам на службу в ЛО?

Требования следующие: гражданство РФ, пройденная службы в Вооруженных силах РФ, образование не ниже среднего полного общего (11 классов), постоянная или временная регистрация в Москве или Московской области. Для вновь принимаемых на службу в ОВД РФ возраст до 35 лет. Кандидат, соответствующий данным требованиям, в процессе оформления должен пройти военно-врачебную комиссию и психологическое исследование.

– Каковы условия прохождения службы в ЛО для полицейских патрульно-постовой службы?

Сотрудники, которые прошли испытательный срок (стажировку) и назначены на должность, несут службу на Ленинградском вокзале, в электропоездах, на различных объектах обслуживания. График работы сменный (12 ч. в день, 12 ч. в ночь – 2 дня выходные). Заработная плата на первом году службы от 32000 рублей.

– Имеются какие-либо дополнительные выплаты для сотрудников?

Имеются надбавки за выслугу лет, за сложность и напряженность, премии, единовременные вознаграждения по итогам года, материальная помощь.

– Сколько дней составляет ежегодный отпуск у сотрудника полиции, и на какие еще отпуска имеет право сотрудник?

Ежегодный основной отпуск составляет 40 суток, в том числе с предоставлением дней на дорогу в случае выезда. Также сотрудникам могут предоставляться следующие виды отпусков: за стаж службы в ОВД, за ненормированный рабочий день, по личным обстоятельствам, учебный отпуск, дополнительный отпуск ветеранам боевых действий.

– Какие еще социальные гарантии у Ваших сотрудников?

Сотрудники ЛО пользуются бесплатным проездом на железнодорожном транспорте в пределах участка оперативного обслуживания УТ МВД России по ЦФО. Обеспечиваются страхованием жизни и здоровья, бесплатным медицинским обслуживанием в лечебных заведениях МВД России, 100% оплатой листов временной нетрудоспособности и санитарно-курортным лечением в системе МВД России.

– Сотрудники обеспечиваются жильем? Или предполагаются какие-либо выплаты?

Сотрудники, не имеющие в собственности жилых помещений в Москве и Московской области и получают денежную компенсацию за наем жилого помещения (по Москве 15000 рублей, по Московской области 3600 рублей). Также сотрудник, отслуживший не менее 10 лет в ОВД, не имеющий в собственности жилых помещений либо нуждающийся в улучшении жилищных условий имеет право встать на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

– Имеется ли возможность получить бесплатное среднее специальное или высшее образование в системе МВД России, если при поступлении на службу кандидат окончил только 11 классов средней образовательной школы?

Мы направляем наших сотрудников для получения бесплатного юридического образования в учебных заведениям МВД России, у них есть возможность получить как высшее (университет), так и среднее специальное образование (колледж полиции). На период сессии сотрудникам предоставляются учебный отпуск, в период которого денежное довольствие сохраняется.

На сегодняшний день в Линейном отделе МВД России на станции Москва-Ленинградская имеются вакансии полицейских патрульно-постовой службы. По всем интересующим вопросам можно обращаться в Отдел по работе с личным составом ЛО (тел. 8-499-262-05-87).

Е.В. Федорова

Заместитель начальника Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу Виктор Охрименко отвечает на вопросы журналистов об обеспечении безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта в ПФО.

Дмитрий Колпаков, "Московский комсомолец в Уфе":

- Чем занимается после реформирования МВД транспортная полиция? Как изменились ее функции и численность?

В настоящее время Управление на транспорте (УТ) осуществляет активные мероприятия, направленные на предупреждение преступлений в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, при этом деятельность служб органов внутренних дел, осуществляемых в пределах компетенции, направляется на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин или условий, им способствующих.

Штатная численность подразделений ППС, несущих службу по охране общественного порядка на территории оперативного обслуживания УТ МВД России по ПФО, на момент слияния трех УВДТ - в прошлом Волго-Вятского, Средне-Волжского и Приволжского - составляла более 2000 единиц. В первом полугодии 2011 года принято решение о сокращении ряда подразделений аппарата управления, т.е. управленческого звена, и перераспределении высвободившейся штатной численности, в том числе имеющейся штатной численности линейных подразделений, в службы досмотра, а также строевые подразделения линейных органов, т.е. для увеличения именно низовых звеньев - ППС и службы досмотра. В результате организационно-штатных мероприятий штатная численность подразделений ППС была увеличена на 261 единицу, что позволит нам дополнительно выставлять 36 парных нарядов, в том числе нарядов сопровождения, и позволило стабилизировать оперативную обстановку на обслуживаемых объектах транспорта. По итогам уже 7 месяцев 2011 года на 12,6% (с 783 до 684) снизилось число совершаемых преступлений в общественных местах. На 65% снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в общественных местах, на 60% - количество грабежей. Мы полагаем, что дополнительно выставленные наряды в первую очередь несут профилактическую функцию, и именно увеличение их количества повлияло на снижение этих показателей.

В связи с этим как обеспечивается безопасность в поездах и электричках, следующих через несколько регионов?

В поездах дальнего и пригородного сообщения в текущем году проводились разного рода оперативно-профилактические мероприятия: "Поезд", "Пригородный поезд", "Пассажир", "Каникулы-2011". Данные мероприятия включали в себя эстафетное сопровождение поездов, а также отработку пассажиропотока на посадочных платформах. По территории обслуживания УТ ежесуточно курсируют 1150 пассажирских поездов, из них 334 - дальнего следования и 816 - электропоезда и иные поезда пригородного сообщения. На основе анализа оперативной обстановки, проводимого УТ и подчиненными подразделениями, с учетом численности сотрудников ППС берутся под сопровождение наиболее криминогенные пассажирские поезда. В цифрах это будет выглядеть следующим образом: ежесуточно сопровождается нарядами полиции 371 поезд, в том числе 138 дальнего следования и 231 электропоезд. На сопровождение ежесуточно выставляется 280 сотрудников: 68 на сопровождение поездов дальнего следования и 112 - пригородного. В целях предотвращения противоправных актов и преступлений при стоянках на станциях, где дислоцируются подразделения транспортной полиции, пассажирские поезда отрабатываются сотрудниками ППС полиции, а также сотрудниками из числа следственно-оперативных групп линейных подразделений.

Часто ли встречаются в поездах и электричках Башкирии хулиганы и вандалы? Растет или сокращается число происшествий по их вине?

За 7 месяцев мы ни одного факта вандализма на территории обслуживания в Башкирии не зарегистрировано. В Башкирии этого нет, но на самом деле поднята очень острая проблема. Если говорить в целом по округу, то мы сталкиваемся со следующими, совсем не утешительными статистическими данными: за 7 месяцев текущего года сотрудниками Казанского линейного управления на транспорте выявлено 26 фактов. Зачастую это разукрашивание подвижного состава или порча оборудования в вагонах. Сотрудниками Нижегородского линейного управления также выявлен 31 факт. Часть вандалов уже привлечена к ответственности. По некоторым правонарушениям лица, к сожалению, пока не установлены, поскольку иногда мы получаем извещения либо информацию от транспортных организаций с большим опозданием.

Денис Кузнецов, НИА "Нижний Новгород":

Какие спецсредства используются в работе сотрудниками органов внутренних дел на транспорте в Нижегородской области?

С целью повышения уровня безопасности авиарейсов линейным отделением полиции в аэропорту установлен программно-технический комплекс "Кейс-КПМ", предназначенный для организации поточной автоматизированной проверки документов, удостоверяющих личность, по контрольно-пропускным спискам с ведением архивов проверенных лиц. Для выявления в багаже пассажиров предметов, запрещенных к обороту, приобретен переносной прибор "Шафран", который предназначен для обнаружения паров ядовитых, взрывчатых и наркотических веществ. В марте 2011 года на входе в здание железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" установлены четыре стационарных металлодетектора.

С целью противодействия террористическим проявлениям и профилактики тяжких преступлений против личности и других преступлений, а также задержания по "горячим следам" лиц, причастных к совершению преступлений на объектах нашей инфраструктуры, устанавливается система видеонаблюдения. На вокзале "Нижний Новгород Московский" установлены 63 видеокамеры, в речном порту "Нижний Новгород" - 72 единицы видеонаблюдения и в аэропорту - 63. Все они выведены либо закольцованы на дежурную часть наших подразделений, которые обслуживают эти объекты.

- Какие новшества будет внедрять нижегородская транспортная полиция в ближайшее время?

В данный момент на испытаниях находится прибор корпорации российских высоких технологий "Заслон". Данный прибор может обнаружить неметаллические предметы весом более 70 г, эффективность обнаружения таких предметов составляет более 97%. Для оснащения сотрудников ППС Нижегородского линейного управления планируется приобрести специализированный программный комплекс "Терминал-ТМ", предназначенный для установления факта нахождения лица в местном или федеральном розыске. Кроме того, в центральном зале железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" планируется установить рентгено-телевизионную установку "Интроскоп".

В связи с изменением технического оснащения в обязательном порядке изменяется и методология, и организация работы - в первую очередь поискового и оперативно-розыскного характера. Но, чтобы говорить об изменениях в способах работы, необходимо сначала посмотреть, как будут работать технические устройства, чтобы определить направления, в которых нам надо изменять наши подходы.

Наталья Егошина, ИА "Интерфакс-Поволжье", Нижний Новгород:

Все ли наиболее важные объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта в ПФО обеспечены спецсредствами для недопущения террористических актов?

Обеспечены все, однозначно. В полной мере или нет - другой вопрос. Сейчас же, помимо прочего, идет и паспортизация объектов транспорта, категорирование, и уже в зависимости от того, к какой категории будет отнесен объект по закону "О транспортной безопасности", такими техническими средствами и новшествами его должен обеспечить владелец. Паспортизация началась в этом году, проводится во всех регионах. На сегодняшний день категорирование еще не проведено. Но те силы и средства, те технические мероприятия и те технические приспособления, которые имеются на сегодняшний день, позволяют нам в полной мере говорить о том, что объекты транспорта у нас находятся под охраной, защитой и своевременным контролем.

В марте текущего года президент России Дмитрий Медведев поручил руководству ФСБ, МВД, Минобороны, Минтранса и МЧС разработать планы учений по обеспечению антитеррористической защищенности людей на транспорте. Проводились ли уже в субъектах ПФО такие учения? Какова оценка органам транспортной полиции, участвовавшим в них?

С целью организации взаимодействия силовых ведомств по обеспечению антитеррористической защищенности граждан на объектах транспорта, а также для проверки реагирования подразделений транспортной полиции в течение 2011 года по субъектам на территории обслуживания УТ были проведены совместные с территориальными органами УВД, ГУВД и УФСБ тактико-специальные учения. В целом по всем этим учениям оценка нашим органам, которые участвуют во взаимодействии с другими правоохранительными органами, была удовлетворительной. Всего за 1 полугодие текущего года проведено командно-штабных учений - одно, штабных тренировок - две, тренировок в группах - 102, совместных тактико-специальных учений, командно-штабных учений - 11, принято участие в 32.

Газета "Воздушный мост", Уфа:

В уфимском аэропорту летом было отмечено уже два случая лазерного хулиганства, в обоих случаях хулиганами были школьники. Какие меры безопасности планируется принимать в связи с участившимися случаями использования лазера для ослепления пилотов?

В аэропорту города Уфа летом 2011 года было зарегистрировано два случая лазерного хулиганства, оба случая раскрыты: их совершили несовершеннолетние.

В целях своевременного предотвращения подобных случаев и выявления лиц, занимающихся лазерным хулиганством, разработана система реагирования, согласно которой пилот по диспетчерской связи немедленно сообщает о случившемся диспетчеру подразделения, обеспечивающего контроль за перевозками в аэропорту. Последний, в свою очередь, незамедлительно уведомляет сотрудников полиции, после чего данная информация доводится до сотрудников управления движением полетов, вычисляются координаты места, откуда исходил лазерный луч.

Этот негативный опыт Уфы принят во внимание в других субъектах, где имеются аэропорты, в том числе международные. В частности, по Самаре совместно с территориальными органами также составлены такие планы, когда все звенья данного механизма работают в едином алгоритме действий: передача информации, вычисление координат, выделение сил и средств для оцепления этого района и установления лица, которое совершило противоправные действия.

В международном аэропорту Уфа аэродром огорожен колючей проволокой. На Ваш взгляд, это отвечает безопасности полетов?

Территория международного аэропорта города Уфа имеет сплошное ограждение сеткой рабица по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в патрулируемую зону. Поверх ограждения установлена металлическая конструкция с несколькими рядами колючей проволоки. Данное сооружение установлено в соответствии с разработанными правилами и инструкциями. По заявлению руководства транспортного предприятия ОАО "Международный аэропорт Уфа", они не требуют дополнительных доработок, но впоследствии, я думаю, когда пройдет категорирование, будет установлено, необходимо ли проводить дополнительную работу по бетонированию ограждения вокруг аэропорта, введению каких-либо технических усовершенствований и т.д. На сегодняшний день замечаний к этому сооружению нет. Возможно, они появятся после проведения категорирования.

Эльза Хорева, ИА "Интерфакс-Поволжье", Уфа:

Власти Башкирии считают, что для повышения безопасности на пригородном железнодорожном транспорте необходимо в электропоездах установить систему ГЛОНАСС и альтернативных видов связи. Насколько это реально сейчас и за чей счет должны устанавливаться такие системы?

В части касающейся использования системы ГЛОНАСС в пригородных электропоездах считаю, что использование данной системы нецелесообразно в связи с тем, что при передвижении вышеуказанных объектов используются информационные системы "ГИД" ("график исполненного движения"), и движение электропоездов отслеживается по всему маршруту следования. Поезда сопровождаются нарядами полиции, также в электропоездах действует внутренняя связь "пассажир-машинист", а поездная бригада всегда находится на радиосвязи с дежурными по станциям и диспетчерами, посредством чего информация может передаваться своевременно в заинтересованные органы.

Алена Селезнева, информационный портал "UDM-INFO", Удмуртия:

Практика неформальных договоренностей с проводниками по пересылке различных посылок и бандеролей пассажирским железнодорожным транспортом продолжает, пусть и не в столь значительных масштабах, как прежде, существовать. Это может представлять угрозу, в том числе и террористическую. Какие меры принимает полиция для пресечения подобной практики?

Еженедельно в резервах проводников проводятся рабочие совещания с участием сотрудников линейных управлений и отделов, где поездные бригады инструктируются на предмет недопустимости провоза посылок и бандеролей. Также при сопровождении пассажирских поездов сотрудниками полиции предпринимаются все меры для недопущения приема, передачи посылок, бандеролей, конвертов, пакетов от граждан проводникам. Сотрудниками аппаратов управления проводятся совместные рейды с ревизорами ОАО "РЖД" с целью выявления и пресечения фактов провоза и передачи нелегальных отправок. При получении информации о провозе посылок сотрудниками полиции проводятся рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению данных фактов с привлечением виновных лиц к ответственности, в первую очередь, дисциплинарного характера. Если имеются признаки правонарушения, мы рассматриваем его в разрезе КоАП либо УК РФ, но таких случаев на сегодняшний день пока у нас не выявлено. За период с 1 января фактов передачи посылок не установлено. Проблема действительно имеет место быть (конверты, посылки, продукты передают), но на сегодняшний день, я полагаю, она сдвинута с мертвой точки. Уверен, ни один проводник, ни один бригадир, если вы обратитесь сегодня на вокзал, даже за вознаграждение не примет у вас посылку для отправки куда-либо.

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

Приложение

Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте 1 .

2. Линорган является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации 2 на районном уровне и входит в состав соответствующих органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

3. Линорган осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта 3 , а также выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами МВД России 4 .

4. Местонахождение и подчиненность линоргана определяются Министром внутренних дел Российской Федерации.

5. Линорган осуществляет свою служебную деятельность на объектах транспорта, перечень которых определяется вышестоящим руководителем органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

6. Основными направлениями деятельности линоргана являются:

6.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

6.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

6.3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам.

6.4. Розыск лиц.

6.5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

6.6. Обеспечение правопорядка на объектах транспорта.

6.7. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

6.8. Участие в пределах своих полномочий в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

6.9. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

7. Линорган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 5 , иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, законами субъектов Российской Федерации, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России в порядке подчиненности, а также положением о линоргане.

8. Линорган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами внутренних дел, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями). При решении совместных задач линорган обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями 6 .

9. Деятельность линоргана является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

10. В линоргане в целях обеспечения его полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также могут вводиться должности, подлежащие замещению федеральными государственными гражданскими служащими 7 и работниками.

11. Линорган образовывается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.

II. Полномочия

12. Линорган, реализуя на объектах транспорта задачи и полномочия органов внутренних дел:

12.1. Осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

12.2. Обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

12.3. Осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

12.4. Разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.

12.5. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность.

12.6. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации.

12.7. Принимает в пределах компетенции меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов.

12.8. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам.

12.9. Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний.

12.10. Обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на объектах транспорта.

12.11. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия.

12.12. Принимает участие в пределах компетенции в обеспечении в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

12.13. Участвует в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертно-криминалистической деятельности и осуществляет ее в пределах компетенции.

12.14. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах компетенции проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации.

12.15. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также их охрану и конвоирование.

12.16. Осуществляет в пределах компетенции контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений.

12.17. Участвует в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

12.18. Участвует в пределах компетенции в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности.

12.19. Участвует в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами МВД России, в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов транспорта.

12.20. Анализирует и прогнозирует состояние преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, вырабатывает на их основе меры по укреплению правопорядка, вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения по совершенствованию защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств.

12.21. Обобщает и анализирует результаты правоприменительной практики и служебной деятельности линоргана и на этой основе вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения по совершенствованию нормативных правовых актов МВД России, а также законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел.

12.22. Участвует в реализации региональных программ, в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта, а также в пределах своей компетенции в разработке и реализации муниципальных программ.

12.23. Участвует в пределах своей компетенции в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12.24. Организует и обеспечивает в пределах компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в линоргане.

12.25. Реализует меры по выполнению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы линоргана в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.

12.26. Участвует в пределах своей компетенции в территориальной обороне Российской Федерации.

12.27. Обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также в пределах компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и осуществление мероприятий по технической защите информации.

12.28. Участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; выносит заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды.

12.29. Принимает участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, либо осуществляет такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

12.30. Проводит при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивает и получает от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдает руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверяет исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождает его во время полета; задерживает багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами.

12.31. Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

12.32. Осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности линоргана, ведение информационных банков (баз) данных правовой информации в установленной сфере деятельности, а также пропаганду правовых знаний.

12.33. Информирует в установленном порядке руководителей объектов транспорта о состоянии борьбы с преступностью на объектах обслуживания, а также соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

12.34. Оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка на объектах транспорта.

12.35. Оказывает содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

12.36. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

13. Линорган в целях реализации своих полномочий имеет право:

13.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции.

13.2. Использовать возможности органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

13.3. Участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел на транспорте.

13.4. Осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении линоргана.

13.5. Образовывать консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), положения о которых утверждаются начальником линоргана.

13.6. Использовать в своей деятельности информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

13.7. Применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе оказания государственных услуг, а также электронные формы взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

13.8. Использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.

III. Организация деятельности

14. Линорган возглавляет начальник 8 , назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном МВД России порядке.

15. Начальник линоргана осуществляет руководство линорганом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на линорган задач.

16. Начальник линоргана имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном МВД России порядке.

17. Структура линоргана, в том числе состав подчиненных линейных отделов (отделений, пунктов) полиции, устанавливается вышестоящим руководителем органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в соответствии с примерной моделью организационного построения линоргана, утвержденной МВД России.

18. Начальник линоргана:

18.1. Организует деятельность линоргана, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений, докладывает вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте о результатах осуществления линорганом своих полномочий.

18.2. Вырабатывает и реализует на основе анализа оперативной обстановки меры по повышению эффективности применения сил и средств линоргана и подчиненных подразделений.

18.3. Распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям, а также начальникам структурных подразделений по вопросам организации деятельности этих подразделений.

18.4. Взаимодействует по вопросам обеспечения правопорядка на объектах транспорта с начальниками иных территориальных органов МВД России соответствующего уровня, командирами соединений и воинских частей внутренних войск МВД России, с руководителями других государственных, а также муниципальных органов, общественных объединений и организаций.

18.5. Участвует в обеспечении в пределах своей компетенции на объектах транспорта реализации решений антитеррористической комиссии и оперативного штаба в соответствующих субъектах Российской Федерации.

18.6. Утверждает положения о структурных подразделениях линоргана.

18.7. Вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения по изменению штатного расписания линоргана в пределах установленного фонда оплаты труда и лимита численности на основе схемы размещения с учетом примерных моделей и нормативов организационного построения, перечней должностей, предельных специальных званий и должностных окладов сотрудников, государственных служащих и работников линоргана.

18.8. Вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих линоргана, о размере бюджетных ассигнований на их содержание.

18.9. Создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности и категорий должностей временные формирования, необходимые для решения возложенных на линорган задач и осуществления им своих полномочий.

18.10. Обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими линоргана оперативно-служебной деятельности; организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц линоргана; принимает участие в обеспечении собственной безопасности и организует мониторинг ее состояния.

18.11. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке информирование населения, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций о деятельности линоргана; не реже одного раза в год отчитывается об этой деятельности перед представительными органами муниципальных образований, руководителями объектов транспорта и перед гражданами, а также обеспечивает в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке отчеты своих заместителей, начальников структурных подразделений перед гражданами.

18.12. Осуществляет в установленном порядке предоставление сведений о деятельности линоргана средствам массовой информации.

18.13. Осуществляет постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности линоргана.

18.14. Обеспечивает в части, касающейся органов внутренних дел, реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными, местными и ведомственными целевыми программами, а также организует рациональное использование результатов, полученных в ходе реализации указанных программ.

18.15. Обеспечивает в установленном порядке представление сведений в ведущиеся в МВД России информационные банки (базы) данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, статистической, правовой и иной информации, а также в пределах компетенции их ведение и пользование этими сведениями сотрудниками и государственными служащими линоргана при осуществлении ими оперативно-служебной деятельности.

18.16. Организует правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности линоргана.

18.17. Издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности линоргана, обеспечивает контроль за их исполнением.

18.18. Действует без доверенности от имени линоргана, представляет и обеспечивает представление его интересов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судебных органах Российской Федерации и иных организациях по вопросам, отнесенным к компетенции линоргана, в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, а по доверенности - МВД России.

18.19. Проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке сотрудников, государственных служащих и работников линоргана, обеспечивает направление на переподготовку и повышение квалификации сотрудников, государственных служащих линоргана; организует и осуществляет морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности линоргана.

18.20. Вносит в установленном порядке вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей, а также других руководителей (начальников), должности которых входят в номенклатуру вышестоящего руководителя органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

18.21. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников, государственных служащих и работников линоргана; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания.

18.22. Присваивает в пределах своей компетенции специальные звания рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, а также присваивает (подтверждает) в пределах компетенции квалификационные звания сотрудникам.

18.23. Устанавливает в пределах компетенции и бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие и заработную плату, должностные оклады в рамках минимальных и максимальных размеров, определенных по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты сотрудникам, государственным служащим и работникам линоргана, премирует их в пределах компетенции и бюджетных ассигнований, выделенных на премирование.

18.24. Предоставляет в установленном порядке отпуска сотрудникам, государственным служащим и работникам линоргана; разрешает в пределах компетенции выезд в служебные командировки сотрудникам, государственным служащим и работникам линоргана.

18.25. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении государственных служащих линоргана.

18.26. Реализует в пределах компетенции меры по обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников, государственных служащих и работников линоргана; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую помощь сотрудникам и государственным служащим линоргана в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

18.27. Реализует в пределах компетенции меры, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, государственных служащих и работников линоргана.

18.28. Обладает правом первой подписи финансовых документов, а также правом заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18.29. Распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями линоргана.

18.30. Обеспечивает в установленном порядке сбор сведений государственной статистической отчетности о деятельности линоргана и их представление вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

18.31. Осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении линоргана; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований.

18.32. Обеспечивает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты, а также пеней и штрафов по этим платежам.

18.33. Поощряет сотрудников, государственных служащих и работников линоргана, а также в пределах компетенции граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка и помощь в раскрытии преступлений или установлении (розыске) лиц, их совершивших, на объектах транспорта.

18.34. Организует и ведет прием граждан; рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности линоргана, принимает по ним необходимые меры.

18.35. Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России в порядке подчиненности.

19. При начальнике линоргана действует оперативное совещание для рассмотрения текущих вопросов деятельности линоргана, положение о котором и его персональный состав утверждаются начальником линоргана.

20. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности в линоргане осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

21. Линорган является юридическим лицом; имеет печать с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. Полное и сокращенное наименования линоргана, а также его местонахождение (юридический адрес) указываются в положении о линоргане.

22. Линорган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет в пределах своей компетенции полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

23. За линорганом в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество.

24. Имущество, приобретенное линорганом по договору или иным основаниям, поступает в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки предоставляются линоргану в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности линоргана осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.