Что такое транспортная полиция. Из истории транспортной полиции. Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

Подойницына Анастасия

исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ой годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ.

Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова.

В прошлом году перелистывая районную газету «Наше время» я прочла статью о Валерии Хусаинове – опер – уполномоченном Могочинского линейного отдела, героически погибшем в 1980 году при задержании особо опасного преступника. Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженные действия, проявленные при задержании преступника, лейтенант Хусаинов был награждён орденом Красной Звезды (посмертно). История Валерия потрясла меня, я решила узнать о работе линейного отделения полиции на нашей станции Чернышевск. И которое, как оказалось напрямую связано с именем Валерия Хусаинова, потому что входит в подчинение Могочинского линейного отдела МВД России на транспорте. Цель исследования: определить основные этапы становления и развития линейного отделения полиции на станции Чернышевск. Задачи:

- раскрыть этапы развития линейного отделения полиции на станции Чернышевск;

Выяснить роль работы сотрудников отделения в жизни района, края, страны

Для решения поставленных задач я провела исследование : обратилась к начальнику отделения Севрюку Анатолию Захаровичу, который рассказал много интересного о своей работе, в районном архиве и библиотеке нашла несколько статей о сотрудниках отделения, взяла интервью у ветеранов и их родственников.

Как закалялась сталь

Выручат, помогут и спасут.

Часовые магистрали строги.

Грузы и людей оберегают,

Если их беда подстерегает…

Транспортная милиция была создана 21(18) февраля 1919 года. Постановлением ВЦИК « Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». С целью поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР. Железнодорожной милиции вменялось в обязанность:бороться с кражами и другими преступлениями на станциях и в пути;бороться с хищениями железнодорожного имущества;пресекать продовольственную спекуляцию на железных дорогах охранять порядок при скоплении публики на вокзалах и в поездах; надзирать за очисткой пути и уборкой подвижного состава; -оказывать помощь при крушениях и продолжительных остановках поездов; призывать население к очистке и исправлению пути в случае снежных заносов,наводнений,крушений;вызывать войска в случаях, предусмотренных особыми инструкциями;защищать железные дороги, железнодорожные сооружения в случае нападения при отсутствии частей Красной Армии и совместно действовать с железнодорожной охраной военного ведомства.

С этого «Положения …» и начался отсчёт в истории транспортной милиции, в истории, перешагнувшей девяностолетний рубеж. Первоначально железнодорожная милиция подчинялась губернским и уездным управлениям. Однако, позднее железнодорожная милиция стала создаваться при каждом управлении железной дорогой, и уже не подчинялась территориальным органам милиции. На линейных станциях создавались линейные отделы, отделения и линейные пункты милиции. На станции Пашенной был создан линейный пункт милиции, который подчинялся линейному отделению ЛОВД на станции Шилка. В штате линейного пункта были оперуполномоченные уголовного розыска, ОБХСС и два милиционера, а также, начальник ЛПМ. Участок обслуживания ЛПМ был от станции Укурей до станции Бушулей. Сотрудники ЛМП занимались раскрытием краж в поездах, краж перевозимых грузов, а также, раскрытием преступлений, направленных против граждан. ЛПМ находился по улице Железнодорожная,40 «А».

Мне удалось найти секретную инструкцию сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом, датированную 1922 годом. Она содержит 11 пунктов. На мой взгляд, самое важное, следующее: каждый сотрудник должен следить за появлением и движением банд не выпускать их из под своего наблюдения (Секретная инструкция сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом.1922г. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции). Тяжелое было время, в 1922 году с нашей территории были изгнаны остатки белых формирований и японских воинских частей (см. Приложение №1).

Наиболее сложные периоды в работе милиции относятся к периоду Отечественной войны. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные обязательства по борьбе с мародёрами, дезертирами, распространителями ложных слухов. Десятки милиционеров добровольцами ушли на фронт, ушли и не вернулись - Зануда Григорий Евдокимович (милиционер оперуполномоченный пункта на станции Каганович), Зверев Константин Борисович (милиционер оперативного пункта на станции Каганович), Марьясов Константин Гаврилович(помощник командира отделения оперативного пункта на станции Каганович).

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ !

Оставшиеся милиционеры порой сутками не уходили с постов и дежурств, обеспечивая скоростной пропуск поездов на фронт.

Особенно ценным является фотография 1949 года, где изображены милиционеры ЛОМ уже через несколько лет после войны (см. Приложение № 2)

Также, сложный период был в 1953 году, в истории этот период принято называть «холодное лето 53-го», когда по постановлению ЦК КПСС, из мест заключения освободились тысячи и тысячи политических заключенных, и уголовников (см. Приложение №3).

Сергей Сергеевич Бояркин вспоминает: «Во время следования эшелона с освобожденными заключенными, была очень сложная обстановка на линейных станциях, так как по прибытию эшелона, огромные массы заключенных выходили на перроны, где с неимоверной жестокостью совершали различные противоправные действия - хищения, грабежи, разбойные нападения, вплоть до убийства. Поэтому приходилось заранее сообщать населению и работникам транспорта о прибытии этих эшелонов, люди вооружались дробовиками, холодным оружием, чтобы отбиться в случае необходимости. На вокзалах закрывались все буфеты, киоски, закрывался и сам вокзал, так как сотрудники (один-два милиционера и оперативный состав) не могли обеспечить правопорядок. Опасным было и сопровождение этих эшелонов, сотрудникам милиции (Бояркин С.С. Рукописные воспоминания. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции).

Транспортной полиции солдаты…

Самолёты, тоже их забота,

Все, от пассажира до пилота,

Верят людям в милицейской форме,

И полёт идёт как надо, в норме…

В 1978 году был создан линейный отдел милиции. Первым начальником которого был Николай Дмитриевич Дьяков. Расширились штаты, стало уже два отдела оперуполномоченного розыска, во главе которых стояли Александр Николаевич Михайлов и Борис Николаевич Баланчук. Два инспектора ОБХСС – Павел Кондыба и Иван Калашников. Также вводится должность следователя – Алексей Наделяев. Увеличивается штаб милиционеров (от 2 до 6 милиционеров). Участок обслуживания увеличивается от блок - поста Каменный Карьер до Урюма. Линейному отделу передаётся в подчинение ЛПМ на станции Зилово.

Начало 90-х тоже было неспокойным. На станции Зилово сконцентрировалась серьезная бандитская группировка, они вскрывали контейнеры и вагоны. В общей сложности раскрыто 172 преступления. Я считаю, что это стало возможно благодаря стойкости, мужеству и ответственности сотрудников транспортной милиции.

Вадим Адиянов вспоминает самое известное дело «зиловских грабителей», который рассказывали ему старшие товарищи:«Наше государство отправило шикарный персидский ковер некому шаху, который прошел по всей России, но на станции Зилово контейнер был взломан,ковёр похищен, и разрезан на четыре части.Похищенный ковёр был найден, как говорилось выше разрезанный на четыре части в парниках на станции Зилово. Много ещё ценных вещей было похищено этой группировкой с контейнеров и вагонов, останавливающихся на этой станции. Только благодаря стойкости, мужеству, ответственности транспортной милиции, группировка была задержана, во главе этой опасной группировки стояла женщина»

Начальником линейного отделения внутренних дел вот уже много лет является Севрюк Анатолий Захарович. О своей работе он говорит: «Открытие преступлений на транспорте намного сложнее, чем раскрытие преступлений на территории, потому что поезд - это постоянно движущийся транспорт. Часто случается, что пассажира поезда кто - то обидел, кто - то ударил, кто - то обворовал, и наша задача в том, чтобы собрать следственно-оперативный группу в полном составе, которая должна найти виновного, в независимости от того в какое направление надо ехать, пусть даже до Хабаровска, но преступление должно быть раскрыто. Как правило, сейчас преступления раскрываются по горячим следам. И ещё одна задача транспортной милиции, в отличие от территориальных органов, это контролирование бесконечного потока груза - пассажирских перевозок. Например, отправили грузовой поезд с Москвы до Владивостока. Поезд идёт из одной точки России в другую. Однако поезда могут останавливаться, стоять под пропуском, где и совершается посягательство на груз. Поэтому главная задача транспортной милиции своевременно протянуть нить, то есть установить участок, где кража произошла и приложить максимум усилий, чтобы эту кражу раскрыть» (см. Приложение № 4).

Другое направление работы – экономическая безопасность. Экономические преступления, это преступления, которые совершаются, как правило, должностными лицами. Главная задача состоит в том, чтобы пресекать такие преступления, чтобы материальные ценности РАО железных дорог всегда были в порядке и всегда были охраняемы.

Часовые магистрали…

Пусть судьба дорожная превратна,

Только главной остаётся суть:

Транспортной милиции солдаты

Выручат, помогут и спасут.

Чтобы был порядок на дороге-

Часовые магистрали строги.

Грузы и людей оберегают,

Если их беда подстерегает.

Сотрудники Чернышевского линейного отделения постоянно оказываются в центре событий, происходящих в стране. Выполняли свой долг они и в годы Чеченской войны. Рыжиков Валерий Викторович уточняет: «Нас отправили на Червленно - Узловую станцию, где происходила погрузка нефтепродуктов составы, поэтому безопасность этого региона играла важную роль для всей России. Главным для нас было удержать мост через реку Терек, так как все грузовые поставки шли именно через этот объект» (Демина Н.С. Часовые магистрали/Наше время. – 20 февраля 2000 г.)

Жена Валерия Викторовича, Рыжикова Валентина Васильевна - учитель физического воспитания в нашей школе вспоминает: « Думала, что с ума сойду от неизвестности, ведь сотовой связи тогда не было. Журналисты выезжали на эту станцию, брали интервью у наших ребят, а они отвечали коротко и ясно: «У нас все нормально, родные, не переживайте».

С горячей точки вернулись все, потерь не было - Александр Петрович Викулов, Вадим Сергеевич Адиянов, Валерий Викторович Рыжиков (см. Приложение № 5)

Начальник отделения – Севрюк Анатолий Захарович отмечает : « Помню еще одну грозу, которая встряхнула железную дорогу – на китайской границе сложилась такая обстановка, где было множество фактов краж с подвижного состава. Случалось, что вагоны вскрывались и опустошались даже днём. Складывалась обстановка безнаказанности.

Сотрудники Чернышевского отделения выезжали в 10-дневные командировки для помощи в восстановлении порядка. Потом всё с большим размахом перебросилось на нашу Забайкальскую дорогу, в Чернышевск. Здесь в те годы было совершено, около ста хищений имущества с подвижного состава, путём выброса их из контейнеров. Анатолий Захарович был назначен старшим группы по борьбе с грабителями и выехал в особо криминальный тогда город Краснокаменск, где и была задержана группа грабителей из 17 человек.

Анатолий Захарович уже на протяжении нескольких лет является начальником Чернышевского линейного отделения полиции, штат которого на сегодняшний день составляет – 30 человек. На вопрос: «Какие преступления на транспорте характерны в наши дни?», он отвечает – «Частым явлением становится терроризм. Беспокоимся о том, чтобы не произошел нигде взрыв. При обнаружении любой коробки на перронах, в поездах, контейнерах мы объявляем тревогу, сбор личного состава, оцепление территории и уничтожение подозрительного объекта» Такая уж работа у наших парней в форме, постоянно рисковать своей жизнью ради общественного блага и спокойствия. …

Валерий Викторович Рыжиков при нашей последней встрече сказал: "Забайкальская транспортная милиция - это наша гордость и боль…. И хотя время службы в ней, лишь, небольшая часть наших жизней. Мы можем без преувеличения сказать, что годы работы в транспортной милиции были и будут для нас всех самыми интересными и плодотворными (см. Приложение №6).

Заключение

Транспортная милиция в нашей стране начинает свой отчет с 1919 года. Вскоре создается линейный пункт милиции и на станции Пашенной (ныне Чернышевск- Забайкальский). Сотрудники линейного пункта занимались раскрытием краж в поездах, краж перевозимых грузов, а также, раскрытием преступлений, направленных против граждан.

Наиболее сложные периоды в работе милиции относятся к периоду Великой Отечественной войны. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные обязательства по борьбе с мародёрами, дезертирами. Десятки милиционеров добровольцами ушли на фронт, ушли и не вернулись - Зануда Григорий Евдокимович, Зверев Константин Борисович, Марьясов Константин Гаврилович.

Непростая обстановка сложилась и в 1953 год, когда по постановлению ЦК КПСС, из мест заключения освободились тысячи политических заключенных, и уголовников.

В 1978 году был создан линейный отдел милиции. Первым начальником которого был Николай Дмитриевич Дьяков. Расширились штаты, участок обслуживания увеличивается от Каменного Карьера до Урюма. В настоящий момент начальником отделения является Севрюк Анатолий Захарович.

24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ой годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ. Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова. В этом году такой чести был удостоен капитан полиции Максим Леонтьевич Балабанов, старший уполномоченный группы уголовного розыска Чернышевского линейного отделения. Так что нам, молодому поколению, есть, кем гордиться и с кого брать пример!!!

Литература

1. Бояркин С.С. Рукописные воспоминания. Из фондов архива линейного

Отделения полиции п. Чернышевск

3. Инструкция сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом 1922г.

Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции п.

Чернышевск

4. Личный архив Рыжикова В.В. (фотографии, награды, газетные статьи)

5. Степанова М.А. Новости Забайкальского края/ Наше время. –

6. Шемелина С.В. На боевом посту. Валерий Хусаинов/ Путь Ленина –

Заместитель начальника Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу Виктор Охрименко отвечает на вопросы журналистов об обеспечении безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта в ПФО.

Дмитрий Колпаков, "Московский комсомолец в Уфе":

- Чем занимается после реформирования МВД транспортная полиция? Как изменились ее функции и численность?

В настоящее время Управление на транспорте (УТ) осуществляет активные мероприятия, направленные на предупреждение преступлений в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, при этом деятельность служб органов внутренних дел, осуществляемых в пределах компетенции, направляется на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин или условий, им способствующих.

Штатная численность подразделений ППС, несущих службу по охране общественного порядка на территории оперативного обслуживания УТ МВД России по ПФО, на момент слияния трех УВДТ - в прошлом Волго-Вятского, Средне-Волжского и Приволжского - составляла более 2000 единиц. В первом полугодии 2011 года принято решение о сокращении ряда подразделений аппарата управления, т.е. управленческого звена, и перераспределении высвободившейся штатной численности, в том числе имеющейся штатной численности линейных подразделений, в службы досмотра, а также строевые подразделения линейных органов, т.е. для увеличения именно низовых звеньев - ППС и службы досмотра. В результате организационно-штатных мероприятий штатная численность подразделений ППС была увеличена на 261 единицу, что позволит нам дополнительно выставлять 36 парных нарядов, в том числе нарядов сопровождения, и позволило стабилизировать оперативную обстановку на обслуживаемых объектах транспорта. По итогам уже 7 месяцев 2011 года на 12,6% (с 783 до 684) снизилось число совершаемых преступлений в общественных местах. На 65% снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в общественных местах, на 60% - количество грабежей. Мы полагаем, что дополнительно выставленные наряды в первую очередь несут профилактическую функцию, и именно увеличение их количества повлияло на снижение этих показателей.

В связи с этим как обеспечивается безопасность в поездах и электричках, следующих через несколько регионов?

В поездах дальнего и пригородного сообщения в текущем году проводились разного рода оперативно-профилактические мероприятия: "Поезд", "Пригородный поезд", "Пассажир", "Каникулы-2011". Данные мероприятия включали в себя эстафетное сопровождение поездов, а также отработку пассажиропотока на посадочных платформах. По территории обслуживания УТ ежесуточно курсируют 1150 пассажирских поездов, из них 334 - дальнего следования и 816 - электропоезда и иные поезда пригородного сообщения. На основе анализа оперативной обстановки, проводимого УТ и подчиненными подразделениями, с учетом численности сотрудников ППС берутся под сопровождение наиболее криминогенные пассажирские поезда. В цифрах это будет выглядеть следующим образом: ежесуточно сопровождается нарядами полиции 371 поезд, в том числе 138 дальнего следования и 231 электропоезд. На сопровождение ежесуточно выставляется 280 сотрудников: 68 на сопровождение поездов дальнего следования и 112 - пригородного. В целях предотвращения противоправных актов и преступлений при стоянках на станциях, где дислоцируются подразделения транспортной полиции, пассажирские поезда отрабатываются сотрудниками ППС полиции, а также сотрудниками из числа следственно-оперативных групп линейных подразделений.

Часто ли встречаются в поездах и электричках Башкирии хулиганы и вандалы? Растет или сокращается число происшествий по их вине?

За 7 месяцев мы ни одного факта вандализма на территории обслуживания в Башкирии не зарегистрировано. В Башкирии этого нет, но на самом деле поднята очень острая проблема. Если говорить в целом по округу, то мы сталкиваемся со следующими, совсем не утешительными статистическими данными: за 7 месяцев текущего года сотрудниками Казанского линейного управления на транспорте выявлено 26 фактов. Зачастую это разукрашивание подвижного состава или порча оборудования в вагонах. Сотрудниками Нижегородского линейного управления также выявлен 31 факт. Часть вандалов уже привлечена к ответственности. По некоторым правонарушениям лица, к сожалению, пока не установлены, поскольку иногда мы получаем извещения либо информацию от транспортных организаций с большим опозданием.

Денис Кузнецов, НИА "Нижний Новгород":

Какие спецсредства используются в работе сотрудниками органов внутренних дел на транспорте в Нижегородской области?

С целью повышения уровня безопасности авиарейсов линейным отделением полиции в аэропорту установлен программно-технический комплекс "Кейс-КПМ", предназначенный для организации поточной автоматизированной проверки документов, удостоверяющих личность, по контрольно-пропускным спискам с ведением архивов проверенных лиц. Для выявления в багаже пассажиров предметов, запрещенных к обороту, приобретен переносной прибор "Шафран", который предназначен для обнаружения паров ядовитых, взрывчатых и наркотических веществ. В марте 2011 года на входе в здание железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" установлены четыре стационарных металлодетектора.

С целью противодействия террористическим проявлениям и профилактики тяжких преступлений против личности и других преступлений, а также задержания по "горячим следам" лиц, причастных к совершению преступлений на объектах нашей инфраструктуры, устанавливается система видеонаблюдения. На вокзале "Нижний Новгород Московский" установлены 63 видеокамеры, в речном порту "Нижний Новгород" - 72 единицы видеонаблюдения и в аэропорту - 63. Все они выведены либо закольцованы на дежурную часть наших подразделений, которые обслуживают эти объекты.

- Какие новшества будет внедрять нижегородская транспортная полиция в ближайшее время?

В данный момент на испытаниях находится прибор корпорации российских высоких технологий "Заслон". Данный прибор может обнаружить неметаллические предметы весом более 70 г, эффективность обнаружения таких предметов составляет более 97%. Для оснащения сотрудников ППС Нижегородского линейного управления планируется приобрести специализированный программный комплекс "Терминал-ТМ", предназначенный для установления факта нахождения лица в местном или федеральном розыске. Кроме того, в центральном зале железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" планируется установить рентгено-телевизионную установку "Интроскоп".

В связи с изменением технического оснащения в обязательном порядке изменяется и методология, и организация работы - в первую очередь поискового и оперативно-розыскного характера. Но, чтобы говорить об изменениях в способах работы, необходимо сначала посмотреть, как будут работать технические устройства, чтобы определить направления, в которых нам надо изменять наши подходы.

Наталья Егошина, ИА "Интерфакс-Поволжье", Нижний Новгород:

Все ли наиболее важные объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта в ПФО обеспечены спецсредствами для недопущения террористических актов?

Обеспечены все, однозначно. В полной мере или нет - другой вопрос. Сейчас же, помимо прочего, идет и паспортизация объектов транспорта, категорирование, и уже в зависимости от того, к какой категории будет отнесен объект по закону "О транспортной безопасности", такими техническими средствами и новшествами его должен обеспечить владелец. Паспортизация началась в этом году, проводится во всех регионах. На сегодняшний день категорирование еще не проведено. Но те силы и средства, те технические мероприятия и те технические приспособления, которые имеются на сегодняшний день, позволяют нам в полной мере говорить о том, что объекты транспорта у нас находятся под охраной, защитой и своевременным контролем.

В марте текущего года президент России Дмитрий Медведев поручил руководству ФСБ, МВД, Минобороны, Минтранса и МЧС разработать планы учений по обеспечению антитеррористической защищенности людей на транспорте. Проводились ли уже в субъектах ПФО такие учения? Какова оценка органам транспортной полиции, участвовавшим в них?

С целью организации взаимодействия силовых ведомств по обеспечению антитеррористической защищенности граждан на объектах транспорта, а также для проверки реагирования подразделений транспортной полиции в течение 2011 года по субъектам на территории обслуживания УТ были проведены совместные с территориальными органами УВД, ГУВД и УФСБ тактико-специальные учения. В целом по всем этим учениям оценка нашим органам, которые участвуют во взаимодействии с другими правоохранительными органами, была удовлетворительной. Всего за 1 полугодие текущего года проведено командно-штабных учений - одно, штабных тренировок - две, тренировок в группах - 102, совместных тактико-специальных учений, командно-штабных учений - 11, принято участие в 32.

Газета "Воздушный мост", Уфа:

В уфимском аэропорту летом было отмечено уже два случая лазерного хулиганства, в обоих случаях хулиганами были школьники. Какие меры безопасности планируется принимать в связи с участившимися случаями использования лазера для ослепления пилотов?

В аэропорту города Уфа летом 2011 года было зарегистрировано два случая лазерного хулиганства, оба случая раскрыты: их совершили несовершеннолетние.

В целях своевременного предотвращения подобных случаев и выявления лиц, занимающихся лазерным хулиганством, разработана система реагирования, согласно которой пилот по диспетчерской связи немедленно сообщает о случившемся диспетчеру подразделения, обеспечивающего контроль за перевозками в аэропорту. Последний, в свою очередь, незамедлительно уведомляет сотрудников полиции, после чего данная информация доводится до сотрудников управления движением полетов, вычисляются координаты места, откуда исходил лазерный луч.

Этот негативный опыт Уфы принят во внимание в других субъектах, где имеются аэропорты, в том числе международные. В частности, по Самаре совместно с территориальными органами также составлены такие планы, когда все звенья данного механизма работают в едином алгоритме действий: передача информации, вычисление координат, выделение сил и средств для оцепления этого района и установления лица, которое совершило противоправные действия.

В международном аэропорту Уфа аэродром огорожен колючей проволокой. На Ваш взгляд, это отвечает безопасности полетов?

Территория международного аэропорта города Уфа имеет сплошное ограждение сеткой рабица по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в патрулируемую зону. Поверх ограждения установлена металлическая конструкция с несколькими рядами колючей проволоки. Данное сооружение установлено в соответствии с разработанными правилами и инструкциями. По заявлению руководства транспортного предприятия ОАО "Международный аэропорт Уфа", они не требуют дополнительных доработок, но впоследствии, я думаю, когда пройдет категорирование, будет установлено, необходимо ли проводить дополнительную работу по бетонированию ограждения вокруг аэропорта, введению каких-либо технических усовершенствований и т.д. На сегодняшний день замечаний к этому сооружению нет. Возможно, они появятся после проведения категорирования.

Эльза Хорева, ИА "Интерфакс-Поволжье", Уфа:

Власти Башкирии считают, что для повышения безопасности на пригородном железнодорожном транспорте необходимо в электропоездах установить систему ГЛОНАСС и альтернативных видов связи. Насколько это реально сейчас и за чей счет должны устанавливаться такие системы?

В части касающейся использования системы ГЛОНАСС в пригородных электропоездах считаю, что использование данной системы нецелесообразно в связи с тем, что при передвижении вышеуказанных объектов используются информационные системы "ГИД" ("график исполненного движения"), и движение электропоездов отслеживается по всему маршруту следования. Поезда сопровождаются нарядами полиции, также в электропоездах действует внутренняя связь "пассажир-машинист", а поездная бригада всегда находится на радиосвязи с дежурными по станциям и диспетчерами, посредством чего информация может передаваться своевременно в заинтересованные органы.

Алена Селезнева, информационный портал "UDM-INFO", Удмуртия:

Практика неформальных договоренностей с проводниками по пересылке различных посылок и бандеролей пассажирским железнодорожным транспортом продолжает, пусть и не в столь значительных масштабах, как прежде, существовать. Это может представлять угрозу, в том числе и террористическую. Какие меры принимает полиция для пресечения подобной практики?

Еженедельно в резервах проводников проводятся рабочие совещания с участием сотрудников линейных управлений и отделов, где поездные бригады инструктируются на предмет недопустимости провоза посылок и бандеролей. Также при сопровождении пассажирских поездов сотрудниками полиции предпринимаются все меры для недопущения приема, передачи посылок, бандеролей, конвертов, пакетов от граждан проводникам. Сотрудниками аппаратов управления проводятся совместные рейды с ревизорами ОАО "РЖД" с целью выявления и пресечения фактов провоза и передачи нелегальных отправок. При получении информации о провозе посылок сотрудниками полиции проводятся рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению данных фактов с привлечением виновных лиц к ответственности, в первую очередь, дисциплинарного характера. Если имеются признаки правонарушения, мы рассматриваем его в разрезе КоАП либо УК РФ, но таких случаев на сегодняшний день пока у нас не выявлено. За период с 1 января фактов передачи посылок не установлено. Проблема действительно имеет место быть (конверты, посылки, продукты передают), но на сегодняшний день, я полагаю, она сдвинута с мертвой точки. Уверен, ни один проводник, ни один бригадир, если вы обратитесь сегодня на вокзал, даже за вознаграждение не примет у вас посылку для отправки куда-либо.

Транспортная полиция страны постепенно набирает «вес» после глобальных изменений, постигших ее структуру в 2011 году. Если в постреформенное время в линейных отделах, особенно среди вокзального и поездного патруля, были серьезные кадровые проблемы, то сейчас штаты серьезно пополнились за счет новобранцев.

В конце 2011 года по стране не хватало 12-15 процентов транспортных полицейских, в некоторых регионах цифры некомплекта доходили до 22 процентов. Особенно транспортников не хватало в центральных регионах страны. Но на сегодняшний день вакансий в транспортной полиции ЦФО почти нет – некомплект составляет не более 5 процентов. Однако массовый приток новобранцев требует титанических усилий по обучению их работе на транспорте. Корреспонденты сайт побывали на базе Центра профессиональной подготовки (ЦПП) УТ МВД России по ЦФО, и посмотрели, как из новичков выковывают стражей правопорядка на транспорте.

Корпуса центра расположены в подмосковном Подольске. При входе – огромная площадка, на которой установлены все типы вагонов, макет платформы в натуральную величину. Все это не для красоты, здесь новобранцы оттачивают профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. В классе, под который оборудован вагон электропоезда, мы застали тактические занятия по обезвреживанию хулиганов.

Ситуация простая – компания перебравших дембелей от души веселится в электричке. Но выпивать в сугубо мужской компании им становится скучно – молодые люди начинают приставать к симпатичным попутчицам. Отказов в общении парни не понимают. Когда ситуация накаляется, кто-то из пассажиров нажимает кнопку связи с полицией. В реальных пригородных поездах эта кнопка помогает не связаться не с полицией, а с машинистом, который уже подаст сигнал наряду сопровождения, или сообщил в ближайшее по ходу линейное подразделение.

Через мгновения в вагоне появляется наряд из трех человек. Завязывается серьезная потасовка, но на запястьях дебоширов все равно защелкиваются наручники. Несмотря на учебную ситуацию, бьются слушатели центра на занятиях всерьез. Такие требования. В реальной службе ничего «понарошку» не будет.

Несмотря на эффектность операции, преподаватель находит в действиях своих подопечных массу недочетов: почему не подстраховал коллегу, почему не учел, что на соседних креслах сидят пассажиры, почему недоработал прием. Ситуация проигрывается снова. И так до тех пор, пока действия наряда не станут идеальными.

В ЦПП УТ МВД России по ЦФО учатся полицейские всех специальностей: из патрульно-постовой службы, из дознания, из уголовного розыска, из досмотровых подразделений. Последнему направлению уделяется особое внимание – слушатели центра учатся работать таком же досмотровом оборудовании, какое в рамках правительственной «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» установлено во всех линейных подразделениях.

Стрелять новобранцы поначалу учатся в интерактивном тире – отстреливают 10 часов по виртуальным мишеням, и только после этого получают в руки боевое оружие, и отправляются на стрелковый полигон. Все ради экономии – пока новичок приспособится к пистолету, кучу патронов израсходует. А каждый боевой заряд стоит почти три доллара.

Есть в системе подготовки сотрудников транспортной полиции и курс первой медицинской помощи. В качестве подопытного выступает «Максимка» – пластмассовый манекен c электронной начинкой. Как только молодой полицейский допускает ошибку при реанимационных действиях, пластиковый пострадавший издает пронзительные звуки, и выставляет «неуд» на электронном табло.

За все время нашего путешествия по корпусам центра, в окна мы видели, как на раскаленном плацу группа стажеров – в бронежилетах, шлемах, со щитами и дубинками в руках они раз за разом отрабатывали приемы и перестроения. В обычной службе транспортным полицейским подобные навыки не часто приходится применять, это больше специфика спецподразделений, которым приходится сдерживать атаки агрессивной толпы. Тем не менее, транспортники этот курс изучают в обязательном порядке – чтобы в случае чрезвычайной ситуации суметь защитить объект транспорта от нападения, и продержаться до прибытия ОМОНа.

В центре одновременно обучаются 100-120 человек. Это молодые люди, которые уже прошли спецпроверку, и числятся в штате транспортных подразделений полиции во всего ЦФО – из Москвы, Белгорода, Курска, Смоленска, Рязани, Тулы, и т.д. Здесь же, на базе Центра профессиональной подготовки они и живут – в специально оборудованных корпусах. Питаются в столовой, по тем же нормам, что и солдаты-срочники Внутренних войск МВД России. Занимаются с утра до вечера с небольшими перерывами. Срок обучения в ЦПП УТ МВД по ЦФО – 4 месяца. А после - разъезжаются по подразделениям, которые их направили на стажировку.

По данным Главного управления на транспорте МВД России, за прошлый год по всей стране обучение прошли 4300 транспортных полицейских. Из них почти 1300 сотрудников постигали азы профессионального мастерства в семи ЦПП при управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам.

Создания транспортной полиции. А действительно ли она была создана в этот день? Ведь это очень сложная государственная структура, состоящая из нескольких разделов и множества отделений по всей стране. Чем транспортная полиция занималась тогда и сейчас? Вообще для чего нужна она?

История транспорта в нашей стране долгая и сложная. Развивался он неравномерно. Прообраз транспортной полиции в России был создан еще в 1809 году, опубликованным Манифестом от 20 ноября "Об управлении водяными и сухопутными сообщениями". С тех пор ведомство периодически меняло свое название, а его деятельность только расширялась в связи с появлением новых видов транспорта.

Первые попытки создать транспортную полицию на железной дороге

С началом строительства железных дорог появилась необходимость в создании специализированного органа по защите грузов и пассажиров поездов, а также расследования преступлений, совершаемых на железной дороге. Помимо уголовных дел: грабежей, краж, убийств, избиения и пр. действий насильственного характера, транспортная полиция чем занималась в основном, так это тем, что выполняла функции по выявлению взяточничества и казнокрадства со стороны железнодорожных чиновников. Они также отвечали за состояние мостов, и в случае наводнения или разрушения обязаны были обеспечить их ремонт и надлежащее содержание. Появление транспортной полиции на железной дороге было положено указом Николая 1, принятого 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург-Царское село».

С ростом протяженности железных дорог также увеличивалось количество совершаемых на ней преступлений. Так как с развитием железнодорожного транспорта шло освоение ранее не заселенных территорий, то в такой местности чаще всего происходили беспорядки. Для обеспечения безопасности Николаем 1 было принято решение привлечь к этой работе жандармерию, так как в отдаленных местностях не всегда была возможность привлечь местную полицию, поскольку во многих населенных пунктах она просто отсутствовала. Жандармы подчинялись Министерству путей сообщения.

Особенности работы железнодорожной полиции

К сожалению, тот факт, что транспортная полиция являлась ведомственным силовым органом Министерства путей сообщения, а начальник транспортной полиции подчинялся непосредственно руководителю железной дороги, не привел ни к чему хорошему. По сути, жандармы находились в денежной и служебной зависимости от чиновников-железнодорожников. Поэтому их работа был крайне не эффективна, а в некоторых случаях даже пагубна для ведомства. Не виновные несли наказание, а виновным удавалось, благодаря занимаемым высоким должностям, избежать санкций.

По вполне понятным причинам такое положение не могло продолжаться долго. 16 марта 1867 года сам шеф жандармов генерал-адъютант обратился к государю с рапортом о том, чтобы царь внес изменения в структуру и штаты жандармских управлений на железных дорогах.

Речная транспортная полиция

В России существовал не только сухопутный, но и речной вид транспорта. И хотя преступлений на речном направлении было значительно меньше, эта транспортная система также нуждалась в соответствующем контроле. Особенно работа транспортной полиции была актуальна в Санкт-Петербурге, так как это портовый город и в него, особенно в XVIII-XIX веках, прибывали крупные торговые корабли.

Потому в Санкт-Петербурге появилась необходимость создать специальный полицейский отдел для наблюдения за морскими и речными судами и соблюдения ими правил перевозки грузов. Помимо выявления преступлений против личности или казнокрадства, они выполняли функции таможенников и выявляли случаи контрабандного перевоза грузов. Проект по созданию речной полиции был принят 2 июня 1867 года.

Первые годы после революции

После Великой октябрьской революции, несмотря на негативное отношение революционеров к жандармерии и полиции вообще, для наведения порядка был создан специальный орган власти - транспортная милиция. Она была узаконена декретом «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» 18 февраля 1919 года. С этой даты официально отсчитывается история создания и развития транспортной полиции.

В новых условиях старые методы не работали, поэтому в СССР искали новые, более эффективные способы организации контроля и выработки новых правил перевозки грузов. Проводились регулярные проверки на вокзалах и рейды мобильных подразделений. Менялся транспорт - совершенствовались методы работы. Росла численность милиционеров. Отдельные наряды стали сопровождать пассажирские поезда. Многие методы, которые были разработаны в советское время, используются и в наши дни.

Проблемы на и способы их решения

Казалось бы, невероятно, что на самолете кому-либо в голову придет заниматься бандитизмом. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов это была суровая правда. Впервые люди столкнулись с разгулом преступности на воздушном транспорте. Появились преступники, совершающие нападения на пассажиров и экипаж. Пассажиров обкрадывали или избивали хулиганы и дебоширы. Этот вид транспорта облюбовали террористы. Самолеты взрывали или угоняли.

В целях предотвращения преступлений на воздушном транспорте и обеспечения безопасности в СССР приняли соответствующие постановления. От 3 ноября 1970 года Совет Министров постановил об обязательном присутствии сотрудников транспортной милиции на самолете. Однако такая мера оказалась неэффективной. Милиционер не мог применять в самолете или использовать приемы рукопашного боя.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте - нестандартное решение

Так как старые методы оказались в самолете неприменимы, было принято решение разработать новые способы борьбы с преступностью на воздушном транспорте. Поскольку опасный груз на самолет можно пронести только через аэропорт, то вполне понятно, что единственным способом предотвратить трагедию было провести тщательный досмотр пассажиров и их багажа.

В 1978 году советское правительство приняло постановление о введении сплошного досмотра пассажиров и их багажа, в том числе ручной клади. В некоторых случаях допускался личный досмотр пассажиров как на внутренних, так и на международных перелетах. Эта практика была признана эффективной и применяется не только в России, но и в других странах.

Эта же система работает и в наше время и принята Управлением в качестве основного средства обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Была предпринята попытка изменить порядок прохождения контроля в 1997 году. Однако последующие события показали, что отказ от личного досмотра - неправильное решение. В связи с участившимися террористическими актами с использованием воздушных транспортных средств (самый грандиозный был совершен 11 сентября 2001 года в США, когда самолет врезался в башни-близнецы) эта мера была введена вновь в августе 2004 года.

Работа Департамента

Одним из органов транспортной полиции является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. В его обязанности входит выявление опасных действий на объектах транспортной инфраструктуры несовершеннолетними беспризорниками, которые создают ситуации опасные не только для их жизни и здоровья, но также для других участников. Департамент выявляет таких детей и подростков и направляет в специализированные детские учреждения.

Структура транспортной полиции

Транспортная полиции состоит из более 500 линейных отделов полиции, чья деятельность, в свою очередь, контролируется 20 управлениями МВД на транспорте. На сегодня транспортная полиция - это сложная многоярусная структура.

В последние несколько лет, в связи с ухудшением международной обстановки, ростом преступности, терроризма, транспортная полиция, чем занимается, так это выявлением каналов незаконной поставки оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных веществ, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным видами транспорта. Такими были сотрудники транспортной полиции как до 18 октября 1917 года, так и после.

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Но в этом ведомстве не работают «случайные» люди! Поэтому обо всех случаях, попавших под обозрение средств массовой информации или выявленных по факту проверки, проводятся тщательные расследования. Если нарушение подтвердилось, то таких сотрудников увольняют. Управление Федерации все делает для того, чтобы набирать в свои ряды только честных и добросовестных граждан. К сотрудникам предъявляются особые требования, так как работа предполагает наличие специальной подготовки и выдержки.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Для того чтобы обеспечивать порядок и безопасность на транспорте, полицейский, работающий в любом из линейных отделов полиции, должен обладать высоким уровнем профессионализма, знать не только особенности своей специальности, но и то, как работают транспортные службы, уметь мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Ведь ему нередко приходится действовать в одиночку и рисковать жизнью.

Сотрудник транспортной полиции не имеет право отключать телефон и должен быть готовым к работе 24 часа в сутки. Эта работа требует постоянного напряжения. А для этого он должен обладать не только хорошей физической, но психологической подготовкой.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

Чем занимается транспортная полиция в наши дни и какими полномочиями обладают ее сотрудники? В ее компетенцию входит осуществление проверок в случае происшествий на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также территорий, на которых расположены порты, вокзалы и аэропорты.

Сотрудники имеют право проверять грузы, вскрывать контейнеры или производить досмотр пассажиров. Но делать это они могут только при наличии серьезных оснований. Например, есть информация о том, что кто-то из пассажиров провозит оружие или наркотики. Проводить проверку полицейские могут только в присутствии двух понятых. По факту проведенного досмотра обязательно составляется протокол.

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

Приложение

Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и организацию деятельности линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте 1 .

2. Линорган является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации 2 на районном уровне и входит в состав соответствующих органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

3. Линорган осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта 3 , а также выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами МВД России 4 .

4. Местонахождение и подчиненность линоргана определяются Министром внутренних дел Российской Федерации.

5. Линорган осуществляет свою служебную деятельность на объектах транспорта, перечень которых определяется вышестоящим руководителем органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

6. Основными направлениями деятельности линоргана являются:

6.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

6.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

6.3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам.

6.4. Розыск лиц.

6.5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

6.6. Обеспечение правопорядка на объектах транспорта.

6.7. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

6.8. Участие в пределах своих полномочий в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

6.9. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

7. Линорган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 5 , иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, законами субъектов Российской Федерации, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России в порядке подчиненности, а также положением о линоргане.

8. Линорган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами внутренних дел, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями). При решении совместных задач линорган обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями 6 .

9. Деятельность линоргана является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

10. В линоргане в целях обеспечения его полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также могут вводиться должности, подлежащие замещению федеральными государственными гражданскими служащими 7 и работниками.

11. Линорган образовывается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.

II. Полномочия

12. Линорган, реализуя на объектах транспорта задачи и полномочия органов внутренних дел:

12.1. Осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

12.2. Обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

12.3. Осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

12.4. Разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.

12.5. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность.

12.6. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации.

12.7. Принимает в пределах компетенции меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов.

12.8. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам.

12.9. Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний.

12.10. Обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на объектах транспорта.

12.11. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия.

12.12. Принимает участие в пределах компетенции в обеспечении в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

12.13. Участвует в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертно-криминалистической деятельности и осуществляет ее в пределах компетенции.

12.14. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах компетенции проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации.

12.15. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также их охрану и конвоирование.

12.16. Осуществляет в пределах компетенции контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений.

12.17. Участвует в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

12.18. Участвует в пределах компетенции в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности.

12.19. Участвует в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами МВД России, в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов транспорта.

12.20. Анализирует и прогнозирует состояние преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, вырабатывает на их основе меры по укреплению правопорядка, вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения по совершенствованию защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств.

12.21. Обобщает и анализирует результаты правоприменительной практики и служебной деятельности линоргана и на этой основе вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения по совершенствованию нормативных правовых актов МВД России, а также законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел.

12.22. Участвует в реализации региональных программ, в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта, а также в пределах своей компетенции в разработке и реализации муниципальных программ.

12.23. Участвует в пределах своей компетенции в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12.24. Организует и обеспечивает в пределах компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в линоргане.

12.25. Реализует меры по выполнению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы линоргана в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.

12.26. Участвует в пределах своей компетенции в территориальной обороне Российской Федерации.

12.27. Обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также в пределах компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и осуществление мероприятий по технической защите информации.

12.28. Участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; выносит заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды.

12.29. Принимает участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, либо осуществляет такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

12.30. Проводит при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивает и получает от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдает руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверяет исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождает его во время полета; задерживает багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами.

12.31. Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

12.32. Осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности линоргана, ведение информационных банков (баз) данных правовой информации в установленной сфере деятельности, а также пропаганду правовых знаний.

12.33. Информирует в установленном порядке руководителей объектов транспорта о состоянии борьбы с преступностью на объектах обслуживания, а также соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

12.34. Оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка на объектах транспорта.

12.35. Оказывает содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

12.36. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

13. Линорган в целях реализации своих полномочий имеет право:

13.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции.

13.2. Использовать возможности органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

13.3. Участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел на транспорте.

13.4. Осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении линоргана.

13.5. Образовывать консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), положения о которых утверждаются начальником линоргана.

13.6. Использовать в своей деятельности информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

13.7. Применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе оказания государственных услуг, а также электронные формы взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

13.8. Использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.

III. Организация деятельности

14. Линорган возглавляет начальник 8 , назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном МВД России порядке.

15. Начальник линоргана осуществляет руководство линорганом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на линорган задач.

16. Начальник линоргана имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном МВД России порядке.

17. Структура линоргана, в том числе состав подчиненных линейных отделов (отделений, пунктов) полиции, устанавливается вышестоящим руководителем органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в соответствии с примерной моделью организационного построения линоргана, утвержденной МВД России.

18. Начальник линоргана:

18.1. Организует деятельность линоргана, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений, докладывает вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте о результатах осуществления линорганом своих полномочий.

18.2. Вырабатывает и реализует на основе анализа оперативной обстановки меры по повышению эффективности применения сил и средств линоргана и подчиненных подразделений.

18.3. Распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям, а также начальникам структурных подразделений по вопросам организации деятельности этих подразделений.

18.4. Взаимодействует по вопросам обеспечения правопорядка на объектах транспорта с начальниками иных территориальных органов МВД России соответствующего уровня, командирами соединений и воинских частей внутренних войск МВД России, с руководителями других государственных, а также муниципальных органов, общественных объединений и организаций.

18.5. Участвует в обеспечении в пределах своей компетенции на объектах транспорта реализации решений антитеррористической комиссии и оперативного штаба в соответствующих субъектах Российской Федерации.

18.6. Утверждает положения о структурных подразделениях линоргана.

18.7. Вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения по изменению штатного расписания линоргана в пределах установленного фонда оплаты труда и лимита численности на основе схемы размещения с учетом примерных моделей и нормативов организационного построения, перечней должностей, предельных специальных званий и должностных окладов сотрудников, государственных служащих и работников линоргана.

18.8. Вносит вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих линоргана, о размере бюджетных ассигнований на их содержание.

18.9. Создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности и категорий должностей временные формирования, необходимые для решения возложенных на линорган задач и осуществления им своих полномочий.

18.10. Обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими линоргана оперативно-служебной деятельности; организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц линоргана; принимает участие в обеспечении собственной безопасности и организует мониторинг ее состояния.

18.11. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке информирование населения, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций о деятельности линоргана; не реже одного раза в год отчитывается об этой деятельности перед представительными органами муниципальных образований, руководителями объектов транспорта и перед гражданами, а также обеспечивает в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке отчеты своих заместителей, начальников структурных подразделений перед гражданами.

18.12. Осуществляет в установленном порядке предоставление сведений о деятельности линоргана средствам массовой информации.

18.13. Осуществляет постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности линоргана.

18.14. Обеспечивает в части, касающейся органов внутренних дел, реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными, местными и ведомственными целевыми программами, а также организует рациональное использование результатов, полученных в ходе реализации указанных программ.

18.15. Обеспечивает в установленном порядке представление сведений в ведущиеся в МВД России информационные банки (базы) данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, статистической, правовой и иной информации, а также в пределах компетенции их ведение и пользование этими сведениями сотрудниками и государственными служащими линоргана при осуществлении ими оперативно-служебной деятельности.

18.16. Организует правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности линоргана.

18.17. Издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности линоргана, обеспечивает контроль за их исполнением.

18.18. Действует без доверенности от имени линоргана, представляет и обеспечивает представление его интересов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судебных органах Российской Федерации и иных организациях по вопросам, отнесенным к компетенции линоргана, в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, а по доверенности - МВД России.

18.19. Проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке сотрудников, государственных служащих и работников линоргана, обеспечивает направление на переподготовку и повышение квалификации сотрудников, государственных служащих линоргана; организует и осуществляет морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности линоргана.

18.20. Вносит в установленном порядке вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей, а также других руководителей (начальников), должности которых входят в номенклатуру вышестоящего руководителя органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

18.21. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников, государственных служащих и работников линоргана; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания.

18.22. Присваивает в пределах своей компетенции специальные звания рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, а также присваивает (подтверждает) в пределах компетенции квалификационные звания сотрудникам.

18.23. Устанавливает в пределах компетенции и бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие и заработную плату, должностные оклады в рамках минимальных и максимальных размеров, определенных по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты сотрудникам, государственным служащим и работникам линоргана, премирует их в пределах компетенции и бюджетных ассигнований, выделенных на премирование.

18.24. Предоставляет в установленном порядке отпуска сотрудникам, государственным служащим и работникам линоргана; разрешает в пределах компетенции выезд в служебные командировки сотрудникам, государственным служащим и работникам линоргана.

18.25. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении государственных служащих линоргана.

18.26. Реализует в пределах компетенции меры по обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников, государственных служащих и работников линоргана; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую помощь сотрудникам и государственным служащим линоргана в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

18.27. Реализует в пределах компетенции меры, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, государственных служащих и работников линоргана.

18.28. Обладает правом первой подписи финансовых документов, а также правом заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18.29. Распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями линоргана.

18.30. Обеспечивает в установленном порядке сбор сведений государственной статистической отчетности о деятельности линоргана и их представление вышестоящему руководителю органа внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

18.31. Осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении линоргана; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований.

18.32. Обеспечивает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты, а также пеней и штрафов по этим платежам.

18.33. Поощряет сотрудников, государственных служащих и работников линоргана, а также в пределах компетенции граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка и помощь в раскрытии преступлений или установлении (розыске) лиц, их совершивших, на объектах транспорта.

18.34. Организует и ведет прием граждан; рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности линоргана, принимает по ним необходимые меры.

18.35. Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России в порядке подчиненности.

19. При начальнике линоргана действует оперативное совещание для рассмотрения текущих вопросов деятельности линоргана, положение о котором и его персональный состав утверждаются начальником линоргана.

20. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности в линоргане осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

21. Линорган является юридическим лицом; имеет печать с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. Полное и сокращенное наименования линоргана, а также его местонахождение (юридический адрес) указываются в положении о линоргане.

22. Линорган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет в пределах своей компетенции полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

23. За линорганом в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество.

24. Имущество, приобретенное линорганом по договору или иным основаниям, поступает в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки предоставляются линоргану в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности линоргана осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.