Когда возникает административная правоспособность граждан. Административные право- и дееспособность


Вернуться назад на ДееспособностьАдминистративная дееспособность гражданина — это признанная законом и иными правовыми актами способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Законодательством точно не определен момент возникновения административной дееспособности. Ее появление связано с возрастом, интеллектуальным взрослением человека. Так, лица, достигшие 16 лет, являются субъектами ответственности за административные правонарушения. Однако в полном объеме согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. На основе административной правоспособности граждане вступают в административно-правовые отношения.

6. административная правоспособность и административная дееспособность

Различаются административные правоотношения, складыва­ющиеся в связи с: а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.) б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохра­нять природу, защищать Отечество и др.); в) нарушением органами государственного управления, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интере­сов граждан (например, отношение по жалобе); г) нарушением гражданами их административно-правовых обя­занностей (например, ответственность за административные правона­рушения). Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется их административной правоспособностью.

Административная дееспособность — это…

Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста.

Внимание

Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой право-дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается. Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью.

Административная правоспособность

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность? Принимая во внимание отмеченную выше неоднородность АП и АД, становится очевидным, что возникают они не одновременно.
Даже административная деликтоспособность, которая по общему правилу наступает с 16 лет, имеет ряд исключений. Рассмотрим некоторые примеры наступления АП и АД:

  1. АП, связанная с такими правами, как право на жилище и медицинскую помощь, возникает с момента рождения.

    Эти права человек получает автоматически по факту рождения. Однако мы понимаем, что младенец самостоятельно обратиться за медицинской помощью не может.

    Только по достижении определенной физической и психической зрелости ребенок, в том числе малолетний, сможет обратиться к врачу. Это и будет моментом наступления его АД в данной сфере.

Российское административное право

По Конституции РФ гражданин вправе обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами, а также за получением информации, справок и других документов. Жалоба — это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Общее право жалобы имеют все граждане. Специальное право жалобы предоставлено законодательством лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного производства, трудовых споров и т.д. Общее право жалобы можно подразделить на: 1) право на административное обжалование и 2) право на судебное обжалование.

Правоспособность и дееспособность граждан

Инфо

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т.д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года.


Важно

Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ - 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ - 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет.

В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности. Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч.
Это во многом определяется осо­бенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими лич­ными действиями предполагает наличие определенного уровня умст­венного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д. В административном праве отсутствуют правовые нормы, кото­рые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособ­ности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие).

Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права. Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность - это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже.

В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.
Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя. 10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых общественных отношений.
Субъект административного права - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Каждый субъект административного права обладает правоспособностью и дееспособностью.
установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.
способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и не государственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не учавствуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти.

Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
Коллективные субъекты - органы исполнительной власти, государственные и не государственные организации, трудовые коллективы, а также органы местного самоуправления.

Сегодня мы будем рассматривать индивидуальные субъекты административного права, рассмотрим их правовой статус в государственном управлении.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти является обеспечение прав и свобод гражданина. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы.
Административно-правовой статус гражданина РФ закреплен в Конституции РФ, в Законе “О гражданстве РФ” и в других актах законодательства.
Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих права и обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность - способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления.
Административная правоспособность у граждан в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается с их смертью.
Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств - возраст, состояние здоровья, наличие образования и т.д. Например, семейные обстоятельства могут служить основанием для освобождения от воинской обязанности.
Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Но это по Конституции. В реальной жизне равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключать особого административно-правового статуса. Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе (государственные служащие высокого ранга, герои России, участники В.О.В. и т.д.). Одним, например, разрешен бесплатный проезд, другим - нет.
Иными словами, равенство административной правоспособности граждан РФ как общей способности иметь права и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально министрами становятся единицы.
Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не изменяет принципа ее равенства для всех граждан. Эти права приобретаются с достижением определенного возраста, в связи с болезнью, по уровню образования и т.д.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.
Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.
Не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.
Административная дееспособность наступает с достижением определенного возраста. Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста (с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане могут быть привлечены к административной ответственности (ограниченная дееспособность). Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18 летнего возраста.
Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно - правовые отношения с государственными органами, с должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.
Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере государственного управления.
Все права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные.
Абсолютные
(безусловные) права - это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на жалобу, трудоустройство и т.д.).
Относительные права - это права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельностью и т.д
Кроме того, права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные
Общие права
распространяются на все отрасли и сферы управления. Например:
- право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
Специальные права - это права граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например:
- в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Права граждан в государственном управлении

1. Право граждан участвовать в управлении государством .
Согласно ст. 32 Конституции граждане РФ могут учавствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право подкрепляется их правом избирать и быть избраным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.
2. Право граждан на объединение.
Право граждан РФ на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах. Более подробно об этом мы поговорим в следующей лекции.
3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции).
Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президиума Верховного Совета от 28 июля 1988 года “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР (Ведомости ВС № 31-88г.)., Указом Президента РФ от 25 мая 1992г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” (Ведомости ВС № 22-92г.). Они определяют порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведении соответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.
4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции).
Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Об этих видах обращений граждан мы поговорим ниже.
5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. (ст 22 Конституции).
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается административное задержание на срок до 10 суток (что противоречит Конституции).
Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противопровным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы, личный досмотр и др.).
6. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).
Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
7. Право на передвижение (ст. 27 Конституции).
Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Более подробно это можно посмотреть в Законе РФ от 25 июня 1993г. “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ (Ведомости ВС № 32 - 93г.)
Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется федеральным законом от 18 июля 1996 г. “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” (Собрание законодательства № 34 - 96г.).
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.
За исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом. Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 года “Осредствах массовой информации”, а также отдельными Указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.
Более подробно права и свободы человека и гражданина можете посмотреть в главе №2 Конституции РФ.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.
Административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.).
Относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).

Обязанности граждан в государственном управлении:

1. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов.
2. Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.
3. Обязанность платить налоги и сборы.
4. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
5. Защищать Отечество и т.д.
Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.
Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия (например, привлечение граждан к уголовной или административной ответственности).
Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия граждан могут быть связаны как с их правами, так и с их обязанностями. К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:
- фактическое использование прав (например, обучение в университете);
- приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в вуз);
- защиту нарушенных прав (подача жалобы).
Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение.

Вывод: Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены в Конституции РФ.Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административно - правовые гарантии прав и свобод граждан

Изначальным и универсальным гарантом прав человека может быть только закон.
Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

Положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;
- содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
- определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;
- предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и свобод граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина;
- ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
- определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще (право на жизнь);
- любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

1. Судебные.
2. Административные.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Поэтому судебные гарантии прав человека выдвигаются на первый план. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека (привести примеры).
Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (привести примеры).
Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке. Реализуются органами государственного управления в рамках управленческой компетенции.
Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей определяется тем, что ини занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены общирными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.
Конституцией РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основными видами обращений граждан являются:

Жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.
Предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.

Существует административное обжалование и судебное обжалование. (объяснить).
Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в течении 30 дней (исключение состовляют военнослужащие).
Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Порядок обжалования в суд неправомерных действий регламентирован Законом РФ от 27.04.93г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (Ведомости ВС №19 - 93г.). А порядок рассмотрения жалоб регламентирован Указом Президиума ВС “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. (Ведомости ВС №11 - 80г.).
Жалоба в суд подается в течении 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; 1 месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Жалоба в суде рассматривается в течении 10 дней.

Вывод: Основным гарантом прав и свобод человека и гражданина является закон, который обеспечивает права и свободы граждан путем судебной и административной защиты.

Административная правоспособность - это способность иметь права

и обязанности, закрепленные нормами административного права.

Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в

очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь,

на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной,

административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит

от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места

жительства, национальности и других демографических факторов. В

качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность

стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния

здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на

административную правоспособность даже такого признака, как

национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О

гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации",

принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц,

относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы

альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность

также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на

военную службу, им не предоставляются права на управление

автобусами и т. д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72

Конституции России активно осуществляют административное

правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных

регионов имеет определенные различия.

пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам,

получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной

защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной

правоспособности следующие: она регулируется нормами

административного права, ее содержание состоит в регламентации

правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами

государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она

возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по

Административная дееспособность

Административная дееспособность - это способность лица своими

действиями осуществлять права, выполнять обязанности,

предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести

ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает

позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не

установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у

гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее

частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и

интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут

самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с

шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по

делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому

исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает

административная деликтоспособность - способность нести

административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная

правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется.

В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы

федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на

свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение

средств массовой информации и др. Значительно расширены права на

судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы

обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего

административно-правовой статус индивидуального субъекта, может

быть ограничен:

Чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные

бедствия и др.);

Если это несовместимо с его общественно полезной

деятельностью (запрещение совместной службы родственников,

совмещения государственной службы с предпринимательской

деятельностью и т. д.);

Если без этого невозможно обеспечить государственную

безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

Совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей

водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно

устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного

числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-

правового статуса в связи с неравномерными действиями носят

индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами

принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не

является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные

последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть

отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

Административная дееспособность - это одно из понятий, которым оперируют правоведы. Данная статья поможет разобраться, что оно обозначает, как соотносится с понятием административной процессуальной дееспособности и чем отличается от административной правоспособности.

Административная правоспособность. Дееспособность субъектов административного права

Когда мы говорим о правовом статусе какого-либо субъекта в области административных правоотношений, мы рассматриваем 3 понятия:

  1. Административная правоспособность (АП).
  2. Административная дееспособность (АД).
  3. Административная деликтоспособность.

Первое понятие означает возможность иметь права и исполнять обязанности, закрепленные нормативно-правовыми актами в области административного права. В качестве примеров административной правоспособности граждан можно привести право на медицинское обслуживание и обязанность отдать воинский долг Родине.

Второе понятие означает возможность реализовать имеющиеся права. Из ранее приведенных примеров понятно, что АД проявляется при обращении за медицинской помощью, а также при призыве на воинскую службу.

Третье понятие связано со способностью нести ответственность за совершенные административные правонарушения. Иными словами, административная деликтоспособность — это возможность быть привлеченным к административной ответственности.

В АЖНО ! АП и АД неоднородны. Часть прав и обязанностей, входящих в АП и реализуемых через АД, может принадлежать всем от рождения (например, право на имя), другая часть возникает с наступлением определенного возраста (например, право на образование), третья связана с наличием определенных условий (например, права полицейского обусловлены поступлением на эту службу), четвертая определенного социального статуса и даже пола (например, пенсионеры, инвалиды, беременные женщины наделены дополнительными правами).

Ограничение административной правоспособности и дееспособности граждан

Законодательство допускает возможность ограничения АП и, как следствие, АД. Можно условно разделить такие ограничения на уровни:

  1. Общефедеральный:
    • при введении чрезвычайного положения в соответствии с законом «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ могут быть ограничены полномочия исполнительных органов, введены ограничения на свободное передвижение и перемещение товаров;
    • при военном положении на основании закона «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ допускаются эвакуация, отселение, изъятие имущества.
  2. Территориальный:
    • законом «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-I устанавливается ограничение на въезд, проживание, ведение предпринимательской деятельности в ЗАТО;
    • законом «О Государственной границе РФ» от 01.04.1993 № 4730-I предусматривается особый порядок пропуска людей и транспорта, а также перемещения грузов.
  3. Индивидуальный:
  4. Специальный:
    • закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ ограничивает право занимать должность, которая предусматривает подчинение близкому родственнику;
    • закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ» от 08.05.1994 № 3-ФЗ запрещает этим лицам осуществление предпринимательской деятельности.

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность?

Принимая во внимание отмеченную выше неоднородность АП и АД, становится очевидным, что возникают они не одновременно. Даже административная деликтоспособность, которая по общему правилу наступает с 16 лет, имеет ряд исключений.

Рассмотрим некоторые примеры наступления АП и АД:

  1. АП, связанная с такими правами, как право на жилище и медицинскую помощь, возникает с момента рождения. Эти права человек получает автоматически по факту рождения. Однако мы понимаем, что младенец самостоятельно обратиться за медицинской помощью не может. Только по достижении определенной физической и психической зрелости ребенок, в том числе малолетний, сможет обратиться к врачу. Это и будет моментом наступления его АД в данной сфере. Законодательством этот момент не урегулирован.
  2. Административная правоспособность наступает с рождения в отношении прав на занятие физкультурой и спортом, однако АД к реализации этого права наступает или в связи с достижением определенного возраста (может определяться правилами физкультурно-спортивной организации), или когда позволяют физические данные человека.
  3. АП в области образования также наступает с момента рождения. АД, связанная с получением дошкольного образования, наступает в возрасте 2 месяцев, а начального общего — с 6,5 года (закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Достижение указанного возраста предоставляет возможность получать образование.

ВАЖНО! АП и АД юридического лица возникают с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о его создании и заканчиваются после внесения в реестр записи о прекращении его деятельности.

Административная процессуальная дееспособность

Определение административной процессуальной дееспособности приведено в ст. 5 КАС РФ. Это понятие более узкое по сравнению с АД, так как связано исключительно со способностью осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Прежде всего, процессуальная дееспособность связана с возможностью выступать в суде в качестве лица, участвующего в деле, а также поручать ведение дела своему представителю.

Процессуальная административная дееспособность наступает :

  • с 18 лет при условии, что гражданин не признан недееспособным;
  • 16 лет по таким делам, в которых право участвовать в суде самостоятельно предусмотрено законом (это же правило относится к ограниченно дееспособным лицам).

Интересы лиц, не обладающих процессуальными правомочиями, в суде представляют их законные представители.

В той же статье указан перечень субъектов в виде органов власти и организаций, которые обладают административной процессуальной дееспособностью, а соответственно, могут быть административными истцами и ответчиками.

ВАЖНО! Филиал юридического лица не обладает административной процессуальной дееспособностью и не может быть административным ответчиком в суде (апелляционное определение ВС КБР от 04.03.2016 по делу № 33а-273/2016).

Поскольку КАС РФ — относительно новый законодательный акт, судебная практика по нему на настоящий момент достаточно противоречива. Так, хотя межведомственная комиссия и не упомянута в качестве субъекта, обладающего административной процессуальной дееспособностью, в ст. 5 КАС РФ, Волгоградский областной суд в своем апелляционном определении от 02.03.2016 № 33а-3326/2016 отверг невозможность предъявления к этой комиссии административного искового заявления. В то же время Верховный суд КБР (апелляционное определение от 15.01.2016 № 33а-1584/2015, 33а-7/2016) посчитал невозможным предъявление иска к структурному подразделению федеральной службы.

В заключение отметим, что административная правоспособность — это возможность иметь права и обязанности в области административных отношений, а административная дееспособность - это выражение практической реализации таких прав и обязанностей. Административная процессуальная дееспособность определяет прежде всего возможность выступать в суде в качестве административного истца или ответчика.

Гражданин как субъект административного права – это уча­стник общественных отношений, выступающий в роли носите­ля содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих по­требностей, участия в управлении делами общества и государ­ства.

Необходимо учитывать, что в административном праве граж­данин как субъект права понимается как лицо, которое не со­стоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.

Административно-правовой статус граждан Республики Бе­ларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Бела­русь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, ад­министративно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина.

Что же касается административно-правового статуса граждан, то это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяет­ся, прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право­способность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая воз­можность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она воз­никает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь зако­ном. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых зако­нодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон пре­дусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения спе­циальных прав и другие правоограничения).

Конституцией Республики Беларусь определены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочета­ние интересов каждого гражданина с интересами других граж­дан. Права граждан сочетаются с их определенными обязаннос­тями перед обществом в целом.

В отношении органов государственного управления она выражается в принадлежащей им компетенции. Административная правоспособность органов управления наступает с момента их образования.

Административная правоспособность граждан служит осно­вой их административной дееспособности , являющейся необхо­димым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных ад­министративных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина - это при­знанная за ним способность своими личными действиями осу­ществлять, приобретать права и выполнять возложенные обя­занности административно-правового характера. Момент возник­новения административной дееспособности единообразно и чет­ко не определен законодательством.

По общему правилу все граждане Республики Беларусь об­ладают равной административной дееспособностью. Однако не­которые из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об ад­министративных правонарушениях не являются субъектами ад­министративных проступков лица, совершившие их в состоя­нии невменяемости.

На основе административной правоспособности дееспособ­ные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения, а дееспособность – с достижением определенного возраста (в 14 лет он приобретает частичную дееспособность, а в 18 лет – полную дееспособность).

Административная дееспособность государственных служащих – это способность реализовывать свою управленческую компетенцию. Она определяется характером деятельности и, как правило, закрепляется в должностных инструкциях (например, Инструкция по организации службы участкового инспектора милиции).

Конкретный объем административных прав и обязанностей определяется Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством, а так же административно-правовыми актами. Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридичес­ких обязанностей, как по собственной инициативе, так и в по­рядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимуществен­но гражданам.