Чечина н гражданские процессуальные отношения. Чечина Н.А.:Избранные труды по гражданскому процессу. Биография Надежды Александровны Чечиной

Здесь Вы можите найти и использовать на уроке тестовые проверочные работы для учеников 10-11 класаа по всем основным темам курса общей биологии: Основы цитологии,Основы генетики, Основы учения об эволюции, Атропогенез и другим темам. Тестовые задания расчитаны для проведения итоговых проверок знаний и текущих знаний по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биосфера

  1. Оболочка земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими, -

А. атмосфера.

Б. биосфера.

В. Литосфера.

Г. гидросфера

2. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там

А. мало кислорода.

Б. мало света.

В. Низкая температура воздуха.

Г. размещается озоновый слой

3. Учение о биосфере разработал

А. В.В. Вернадский.

Б. Ж.Б. Ламарк.

В. Ч. Дарвин.

Г. К. Линней.

4. Масса, приходящаяся на единицу площади или объёма, -

А. плотность популяции.

Б. биомасса.

В. Видовое разнообразие

5. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

А. в верхних слоях атмосферы.

Б. в глубине океанов.

В. На глубине 1 км. в литосфере

Г. на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы.

6. В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там

А. мало кислорода

Б. низкая температура.

В. Мало света

Г. нет почвы.

7. В биосфере

А. биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

Б. биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

В. Биомасса растений равна биомассе животных

8. Биомасса суши, почвы и океана

А. уменьшается от полюсов к экватору

Б. увеличивается от полюсов к экватору.

В. Увеличивается от экватора к полюсу.

9. Биологический круговорот – непрерывное превращение веществ между

А. растениями и животными

Б. растениями и микроорганизмами

В. Почвой, растениями, животными и микроорганизмами.

10. Роль грибов и бактерий в круговороте веществ состоит в том, что они являются

А. производителями органического вещества

Б. потребителями органического вещества

11. Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются

А.потребителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества

12. Роль животных в круговороте вещества состоит в том, что они являются

А. истребителями органического вещества

Б. производителями органического вещества

В. Разрушителями органического вещества.

13. Способность организмов поглощать один газ и выделять другой в ходе фотосинтеза и дыхания- это функция живого

А. концентрационная

Б. газовая

Г. биохимическая

14. Способность организмов поглощать и накапливать в теле химические элементы – это функция живого вещества

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

15. Способность организмов окислять и восстанавливать различные вещества – это функция

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

16. Функция живого вещества, связанная со сложными превращениями различных веществ в процессе питания, дыхания, размножения, разрушения после смерти, - это функция

А. концентрационная

Б. газовая

В. окислительно – восстановительная

Г. биохимическая

17. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из – за

А. запылённости атмосферы

Б. накопления ядовитых веществ.

В. Накопления углекислого газа

Г. накопления кислорода.

18. Появление «озоновой дыры» приводит к

А. повышению температуры

Б. усилению ультрафиолетового излучения

В. Понижению температуры

Г. уменьшению прозрачности атмосферы

19. Поступление в атмосферу серы приводит к

А. разрушению озонового слоя

Б. разрушению атмосферы

В. Образованию кислотных дождей

20. В результате сведения лесов в атмосфере

А. увеличивается содержание азота

Б. уменьшается содержание кислорода.

В. Уменьшается содержание углекислого газа

Г. увеличивается содержание кислорода.

Предварительный просмотр:

Доказательства эволюции

  1. Органы сходные по общему плану строения, но служащие для выполнения различных функций, называются:

А. гомологами

Б. аналагами

В. Рудиментами

Г. Атавизмами.

2. Эмбриологические доказательства эволюции животного мира основываются на сравнении строения:

А. современных взрослых организмов

Б. зародышей

В. Вымерших животных

Г. Вымерших и современных животных

3. Признак археоптерикса, характерный для птиц:

А. тяжёлый скелет

Б. мощные зубы

В. Крылья покрытые перьями

Г. Длинный хвост

4. Наличие косточек на месте задних конечностей китов и дельфинов является:

А. гомологом

Б. аналогом

В. Рудиментом

Г. Атавизмом

Палеонтология ____________

Гомологичные органы________

6. Выберите примеры сравнительно - анатомических доказательств эволюции животных.

А. Яйцекладущие млекопитающие

Б. Одинаковые отделы скелета конечностей у наземных хордовых животных

В. Строение археоптерикса

Г. Сходство гусеницы с кольчатыми червями

Д. Лицевой и мозговой отделы черепа

Е. Наличие волосяного покрова у млекопитающих

Ж. Два круга кровообращения

З. Пять отделов головного мозга у высших хордовых животных.

Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют доказательства эволюции. Внесите в таблицу цифры соответствующих признаков.

  1. Сравнение зародышей представителей разных групп позвоночных.
  2. Окаменевшие раковины моллюсков, зубы, чешуя рыб.
  3. Скелет и другие части организмов, отпечатки и следы их жизнедеятельности.
  4. Изучение последовательных стадий развития зародышей разных систематических групп.
  5. Гомологичные органы.
  6. Отпечаток археоптерикса.
  7. Рудиментарные
  8. Атавизмы

Причины эволюции животного мира

  1. Каковы заслуги Ч. Дарвина перед наукой?

А. объяснил причины эволюции

Б. объяснил происхождение жизни на Земле

В. Описал способы размножения животных

Г. Обнаружил отпечатки археоптерикса

2. Что, по мнению Дарвина, является основной, ведущей силой эволюции?

А. естественный отбор

Б. наследственность

В. Изменчивость

Г. Способность организмов к размножению

3. Способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки и свойства называется:

А. раздражимостью

Б. размножением

В. Изменчивостью

Г. Наследственностью

4. Что, по мнению Дарвина, не является причиной различий животных?

А. качество и количество пищи

Б. колебания температуры

В. Наследственность организмов

Г. Способ передвижения

5. Дайте определение терминам:

Наследственность___________

Естественный отбор________

6 . Установите соответствие между факторами эволюции и их проявлением.

Название фактора

Проявление фактора

Наследственность

Сохранение видов, наиболее приспособленных к условиям среды

Изменчивость

Интенсивное размножение

Естественный отбор

Способность организмов существовать в разных формах

Неопределённая наследственная изменчивость

Сохранение многообразия организмов Богом

Способность передавать потомкам свои видовые признаки

Наследственна и индивидуальна

Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют ареалы обитания животных.

  1. Пространство, занимаемое особями вида, сохранившимися со времён прошлых геологических эпох.
  2. Пространство характеризуется распространением в нём особей вида во всех подходящих для них местообитаниях.
  3. Пространство, занимаемое особями вида, разобщается на несколько изолированных участков.

Сплошной ареал

Разорванный ареал

Реликтовый ареал

Предварительный просмотр:

Клетка - структурная единица живого

  1. Хлоропласты имеются в клетках:

А. соединительной ткани

Б. животных

В. Животных и растений

Г. Зелёных клетках растений

2.Группа очень простых организмов, живущих и размножающихся только в клетках живых организмов и в клетках бактерий, относятся к:

А. эукариотам

Б. синезелёным (цианиям)

В. Вирусам

Г. Прокариотам

3.Органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодинаковых по размеру субъединиц:

А. лейкопласты

Б. рибосомы

В. Хромосомы

Г. Лизосомы

4.Через каналы этой важной части клетки осуществляется транспорт веществ в клетку и обратно. Это своеобразный барьер образует:

А. цитоскелет

Б. полисома

В. Эндоплазматическая сеть

Г. Цитоплазматическая мембрана.

5. К двумембранным компонентам клеток относятся

А. вакуоли

Б.лейкопласты

В. Рибосомы

Г. Лизосомы

6. У каких организмов генетический аппарат клетки образован единственной кольцевой хромосомой?

А. хламидомонады

Б.лютика золотистого

В. Туберкулёзной палочки

7. Какой органоид клетки при разрушении мембраны может быть её убийцей?

А. лизосома

Б. центриоль

В. Митохондрии

Г. Аппарат Гольджи

8. Сложные ридонуклеопротеиды, состоящие из двух неравных субъединиц,- это:

А. центромеры

Б. гликокаликс

В. Рибосомы

Г. Центриоли

9. В строении растительной клетки отсутствует:

А. рибосомы

Б. центриоли

В. Хромопласты

Г. Вакуоль

10. К немембранным компонентам эукариотических клеток относятся:

Б. структуры аппарата Гольджи

В. Клеточный центр

Г. Лейкопласты.

Диктант

I вариант

  1. Ядро
  2. Комплекс Гольджи
  3. Клеточный центр
  4. Пластиды
  5. Митохондрии
  6. Рибосомы
  7. Эндоплазматическая сеть
  8. Мембрана
  9. Хромосома
  10. Лизосома

II вариант

1.Эндоплазматическая сеть

2. Митохондрии

3. Пластиды

4. Клеточный центр

5.Рибосомы

6. Мембрана

7. Комплекс Гольджи

8. Лизосомы

9. Ядро

10. Хромосома

Руководит всеми жизненными процессами в клетке, если эта часть погибнет, гибнет вся клетка;

Является энергетической станцией клетки

Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации

Отсутствует в животной клетке;

Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме;

С 65-66 Тематическое и поурочное планирование

Предварительный просмотр:

Основы селекции

1 вариант

  1. Гетерозис – это:

А. отдалённая гибридизация;

Б. межвидовая гибридизация;

В. близкородственное скрещивание;

Г. Развитие гибридов, полученных при скрещивании чистых линий.

2. Гомозиготность организмов можно усилить путём:

А. гетерозиса;

Б. мутаций;

В. инбридинга.

3. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы:

А. быстрее получить взрослые растения;

Б. повысить их устойчивость к вредителям

В. получить высокий урожай

Г. Повысить устойчивость к болезням.

4. Массовый отбор как метод селекции в отличие от индивидуального отбора:

А. проводится по фенотипу;

Б. проводится по генотипу;

В. используется при восстановлении численности зубров;

Г. Особенно широко применяется в растениеводстве.

5. Селекционеры используют методы биотехнологии с целью получения:

А. пищевых добавок;

Б. гибридных клеток;

В. эффективных лекарственных препаратов;

Г. кормового белка для питания животных

6. Выпишите лишнее слово:

Селекция;

Центры происхождения домашних животных и культурных растений;

Естественный отбор;

Одомашнивание.

I. Полиплоидия

II Чистая линия

III Гибрид

IV Искусственный мутагенез

V Гетерозис

1. Потомство, гомозиготное по комплексу признаков

2. Мощное развитие и высокая жизнеспособность гибридов

генетически отдалённых форм

3.Использование ионизирующей радиации и некоторых химических веществ для стимулирования мутационного процесса

4. Организм, полученный в результате скрещивания разнородных в генетическом отношении родительских форм.

5. Наличие дополнительных наборов хромосом.

8 Вместо точек вставьте необходимые термины.

  1. Скрещивание разных видов или родов – это метод……
  2. Отбор на племя лучших растений или животных – это метод ….
  3. Получение кратного увеличение набора хромосом – это метод….

Основы селекции

2 вариант

  1. Инбридинг представляет собой:

А. перекрёстное опыление у растений;

Б. отдалённую гибридизацию у растений и животных;

В. близкородственное скрещивание у растений и животных.

2. Случайно появившийся ягнёнок с укороченными ногами дал начало породе онконских овец. О каком типе изменчивости идёт здесь речь?

А. о коррелятивной;

Б. модификационной;

В.мутационной;

Г. комбинативной.

3. Гибриды первого поколения более жизнеспособны и продуктивны из – за;

А. модификации;

Б. гетерозиса;

В. точечных мутаций;

Г. полиплоидии.

4. Открытие Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений имело огромное значение для развития:

А. экологии;

Б. селекции;

В. теории эволюции;

Г. биотехнологии.

5. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс:

А. увеличения доли гомозигот в потомстве;

Б. сокращения доли полипоидов в потомстве;

В. увеличения доли гетерозигот в потомстве;

Г. сокращения доли гомозигот в потомстве.

6. Выпишите лишнее слово:

Искусственный отбор;

Искусственный мутагенез;

Гетерозис;

Гибридизация;

Оценка племенных качеств по потомству;

Метод полиплоидии.

7. К каждому понятию, подберите соответствующее определение.

I Селекция

II Одомашнивание

III Искусственный мутагенез

IV Искусственный отбор

V Центры происхождения культурных растений и домашних животных

VI Управление доминированием

  1. Превращение диких видов растений и животных в культурные формы
  2. Использование влияния условий среды на развитие гибридов
  3. Районы, где жили и живут родоначальники культурных форм
  4. Наука о создании и улучшении культурных форм организмов
  5. Выбор для размножения лучших растений и животных с нужными признаками
  6. Искусственно стимулируемый человеком процесс возникновения мутаций

8.Вместо точек вставьте необходимый термин.

1. Воспроизведение точной копии организма – это метод…

2. Искусственное получение мутаций – это метод…

3. Получение большого количества потомства от лучших производителей – это метод…

Основы селекции

Вариант 3

  1. Наука о создании новых и улучшении существующих сортов, пород и штаммов называется:

А. цитологией

Б. селекцией

В. экологией

Г. микробиологией

2. Искуственно созданная человеком популяция растительных организмов с определёнными ценными хозяйственными признаками называется:

А. видом

Б. штаммом

В. популяцией

Г. сортом.

3. Теоретической основой методов селекции, направленных на изменение наследственных свойств сортов и пород, является наука:

А. биотехнология

Б. цитология

В. генетика

Г. эмбриология.

4. Группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, имеющих ценный исходный материал для селекции, называется:

А.чистой линией

Б. филогенетическим рядом

В. культурой тканей

Г. полиэмбрионией.

5. Гибридизация, помогающая перевести рецессивные гены в гомозиготное состояние, называется:

А. аутбридингом

Б. близкородственным скрещиванием

В. неродственным скрещиванием

Г. полиплоидией.

6. Отдалённая гибридизация поможет обеспечить возникновение биологических форм, представляющих большую хозяйственную ценность, благодаря:

А. инбридингу

Б. отбору

В.мутагенезу

Г. гетерозису

7. Использование для гибридизации протопластов относится к:

А. генетическому клонированию

Б. клеточной инженерии

В. генной инженерии

Г. искусственному мутагенезу.

8. Для получения высокопродуктивных штаммов микроорганизмов наиболее эффективным методом является:

А. отдалённая гибридизация

Б. межлинейное скрещивание

В. искусственный мутагенез

Г. индивидуальный отбор

9. Промышленное использование биологических процессов и систем на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами называется:

А. полиплоидией

Б. отдалённой гибридизацией

В. радиационным мутагенезом

Г. биотехнологией.

10. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости организмов сформулировал:

А. В.И Вернадский

Б. Б.Л. Астрауров

В. Н.И. Вавилов

Г.И.В. Мичурин.

С 208 тематическое и поурочное планирование

Предварительный просмотр:

1 – вариант

1.Чем клетка растений отличается от клетки животных:

В) наличием хромосом и клеточного центра

Г) наличием вакуолей с клеточным соком.

2. Какую функцию выполняют углеводы в клетке:

3. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:

А) нуклеотиды

Б) аминокислоты

В) моносахариды

Г) АТФ

4. Какую функцию выполняют митохондрии:

А) осуществляют синтез белка

В) участвуют в синтезе АТФ

Г) синтезируют неорганические соединения.

5. Генетический код – это:

А) доклеточное образование

Б) способность воспроизводить себе подобных

В) набор белков

Г) система «записи» наследственной информации.

6. Для пластического обмена характерны признаки:

Б) в результате реакций выделяется энергия

В) совокупность реакций образования сложных веществ из более простых идущих с поглощением энергии.

7. Зигота образуется в процессе:

А) митоза

Б) мейоза

В) оплодотворения

Г) онтогенеза.

8. Стадия двухслойного зародыша это:

А) бластула

Б) гаструла

В) зигота

Г) мезодерма.

9. Онтогенез – это:

А) процесс слияния двух гамет

Б) индивидуальное развитие организма

В) процесс роста организма.

10. Каковы причины наследственной изменчивости организмов:

А) изменение генов

В) изменения цитоплазмы в клетках.

11. Биологическое значение митоза заключается:

А) в образовании половых клеток

Б) в сохранении постоянства хромосом в клетках

В) в обеспечении генетического разнообразия организмов.

12. Полная доминантная гомозигота имеет следующий набор генов:

А) АаВб

Б) ААвв

В) ААВВ

Г) ааВв.

13. Моногибридное скрещивание – это скрещивание:

14.Какое деление характерно для соматических клеток:

А) митоз

Б) мейоз

В) амитоз

15. Что образуется в результате овогенеза:

А) сперматозоид

Б) яйцеклетка

В) зигота

16. Какой набор хромосом имеет яйцеклетка:

А) гаплоидный

Б) диплоидный

17) Какова структура молекулы АТФ:

А) биополимер

Б) нуклеотид

В) мономер

18. В какой стадии фотосинтеза образуется кислород:

А) темновой В) постоянно

Б) световой

2 – вариант

1. Чем клетка растений отличается от клетки животных:

А) наличием ядра и цитоплазмы

Б) наличием рибосом и митохондрий

В) наличием хлоропластов

Г) наличием хромосом и клеточного центра.

2. Какую функцию в клетке выполняют белки:

А) энергетическую и строительную

Б) строительную, энергетическую, защитную

В) строительную, энергетическую, транспортную, двигательную.

3. ДНК В отличие от РНК:

А) состоит из одной цепочки

Б) состоит из нуклеотидов

В) состоит из двух цепочек

Г) мономер белка.

4. Какую функцию выполняют рибосомы:

А) осуществляют синтез белка

Б) участвуют в синтезе ДНК и РНК

В) участвуют в синтезе АТФ

Г) синтезируют неорганические вещества.

5. Ген – это:

А) участок молекулы ДНК несущий информацию о структуре белка.

Б) совокупность всех генов одного организма.

В) это молекула белка

6) Для энергетического обмена характерны признаки:

А) совокупность реакций расщепления сложных веществ до более простых

Б) в результате реакций поглощается энергия

В) совокупность реакций образования сложных веществ из более простых.

7. Диплоидный набор хромосом восстанавливается:

А) при мейозе

Б) при оплодотворении

В) при формировании половых клеток

Г) в процессе сперматогенеза.

8) Стадия дробления заканчивается формированием:

А) бластулы

Б) гаструлы

В) зиготы

Г) мезодермы

9. Какова причина наследственной изменчивости:

А) Изменение хромосом

Б) сезонные изменения организмов

В) изменения цитоплазмы в клетках

10. Индивидуальное развитие организма начинается:

А) с образования половых клеток

Б) рождения

В) образования зиготы

Г) старости.

11. Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом в клетке:

А) митоз

Б) мейоз

В) амитоз

12. Полная гетерозигота имеет следующий набор генов:

А) АаВв Б) ААвв

В) ААВВ Г) ааВв

13. Дигибридное скрещивание – это скрещивание:

А) особей отличающихся по двум парам признаков

Б) особей отличающихся своим фенотипом

В) особей отличающихся по одной паре альтернативных признаков.

14. Какое деление характерно для половых клеток:

А) митоз Б) мейоз

В) амитоз

15. Что образуется в результате сперматогенеза :

А) яйцеклетка

Б) сперматозоид

В) зигота

16. Какой набор хромосом имеет зигота:

А) гаплоидный

Б) диплоидный

17. В состав, какого жизненно важного соединения входит железо:

А) хлорофилл

Б) гемоглобин

В) ДНК

Г) РНК

18.Какая из нуклеиновых кислот имеет большую длину и молекулярную массу:

А) ДНК

Б) РНК

Предварительный просмотр:

Диктант

Строение клетки

1 вариант

  1. Ядро
  2. Комплекс Гольджи
  3. Клеточный центр
  4. Пластиды
  5. Митохондрии
  6. Рибосомы
  7. Эндоплазматическая сеть
  8. Мембрана
  9. Хромосома
  10. Лизосома

2 вариант

  1. Эндоплазматическая сеть
  2. Митохондрия
  3. Пластиды
  4. Клеточный центр
  5. Рибосомы
  6. Мембрана
  7. Комплекс Гольджи
  8. Лизосомы
  9. Ядро
  10. Хромосома

Перечень функций, выполняемых органоидами клетки:

Осуществляет внутриклеточное пищеварение, растворяет вещество клетки при разрушении своей мембраны;

Руководит всеми жизненными процессами в клетке, если эта часть клетки погибает, гибнет вся клетка;

Является энергетической станцией клетки;

Отграничивает содержимое клетки от окружающей среды;

Активно участвует в синтезе белка;

Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации;

Отсутствует в животной клетке;

В этом органоиде накапливаются вещества, синтезированные в клетке;

Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме;

Необходимый органоид в процессе деления животных клеток.

Выписать цифры ответов строго по порядку, переставлять номера ответов нельзя.

С 66 Т.А. Козлова «Тематическое и поурочное планирование»

Тест

Строение клетки

  1. Определение гомеостаз характеризует:

А. процесс разрушения клеток путём их растворения

Б. состояние динамического равновесия клетки, обеспеченное деятельностью регуляторных систем

В. процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода

Г. Общее снижение жизнеспособности организма

2. Метаболизм заключается в протекании двух взаимосвязанных и противоположных процессов:

А. возбуждения и торможения

Б. жизни и смерти

В. синтеза и расщепления органических веществ

Г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

3. генетический код един для всех существ, обитающих на Земле, и представляет собой:

А. систему «записи» наследственной информации в молекуле ДНК

Б. способность воспроизводить себе подобных

В. процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических веществ

Г. Доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клетки.

4. Для какой фазы важнейшего процесса, осуществляемого зелёными клетками растений, характерно образование углеводов в результате последовательного превращения воды и углекислого газа?

А. фазы трансляции

Б. фазы кислородного расщепления

В. темновой

Г. Световой

5. Процессы анаэробного окисления глюкозы протекают в:

А. ядре

Б. цитоплазме

В. пластидах

Г. Митохондриях

6.При каком из процессов выделяется наибольшее количество энергии?

А. гликолизе

Б. клеточном дыхании

В. испарении

Г. Фотолизе

7. Какой газ является побочным продуктом реакции фотолиза, происходящего в зелёных растениях?

А. водород

Б. углекислый газ

В. азот

Г. Кислород

8. К какому процессу жизнедеятельности клетки относится распад рибосомы на субъединицы с высвобождением энергии, информационной РНК, а также синтезом пептидов?

А. третьему этапу энергетического обмена

Б. завершению синтеза белка

В. транскрипции

Г. Реакции матричного синтеза.

9. Между атомами каких элементов создаётся пептидная связь в процессе формирования первичной структуры белка при его синтезе?

А. углерод – углерод

Б. углерод – кислород- углерод

В. углерод – азот

Г. Азот – азот

10. На мембранах этого органоида осуществляется синтез жиров и углеводов.

А. гладкая эндоплазматическая сеть

Б. аппарат Гольджи

В. шероховатая ЭПС

Г. Клеточный центр

С 86Т.А.Козлова Тематическое планирование

Предварительный просмотр:

Форма отбора.

  1. Дикий кролик.
  2. Различные породы кроликов.
  3. Клыки у собаки.
  4. Выносливость собак к морозу.
  5. Привязанность собак к человеку.
  6. Чуткость обоняния у человека.
  7. Дикая лошадь Пржевальского.
  8. Породы лошадей (тяжеловоз, рысак).
  9. Чуткость органов слуха и обоняния у домашних лошадей.
  10. Копыта у лошадей.
  11. Большая яйценоскость у домашних кур.
  12. Размножение кур яйцами.
  13. Половое размножение яблони.
  14. Крупность плодов культурной яблони.
  15. Покровительственная окраска зайца - беляка.
  16. Порода кролика с чисто – белой шерстью.

4) Какие соединения являются мономерами белка:

А) глюкоза, б) глицерин, в) жирные кислоты, г) аминокислоты.

5) Сколько энергии освобождается при расщеплении 1 г белка.

А) 17,6 кдж, б) 38, 9 кдж.

6) Какие функции выполняет белок:

А) строительная б) каталитическая, в) двигательная, г) транспортная, д) защитная, е) энергетическая.

7) Какое соединение является мономером крахмала:

А) глюкоза, б) фруктоза в) аминокислота

8) Какие углеводы относятся к моносахаридам:

А) глюкоза, б) фруктоза, в) галактоза, г) целлюлоза.

9) Какая из нуклеиновых кислот имеет наибольшую длину.

А) ДНК, б) РНК.

А) одинарную, б) двойную.

Химическая организация клетки

Вариант №2

  1. Содержание, каких четырёх элементов в клетке особенно велико:

А) кислород, б) углерод. в) водород, г) азот, д) железо, е) калий, ж) сера.

2) В состав, какого жизненно важного соединения входит магний:

А) хлорофилл, б) гемоглобин, в) ДНК, г) РНК.

3) Каково значение воды для клетки:

А) это среда химической реакции, б) растворитель, в) химический реагент.

4) Какое значение для организма животных имеют жиры:

А) структура мембран, б) источник энергии в) источник воды.

5) Сколько энергии освобождается при расщеплении 1г жира6 а) 17,6 кдж, б) 38, 9 кдж.

6) Какие полисахариды характерны для животной клетки:

А) целлюлоза, б) крахмал, в) гликоген, г) хитин.

7)Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков: а) 20,

Б) 23, в) 100.

8) Какие углеводы относятся у полисахаридам:

А) целлюлоза, б) крахмал, в) глюкоза, г) фруктоза.

9) Сколько энергии выделяется при расщеплении 1г углеводов:

А) 17,6 кдж, б) 38,9 кдж.

10) Какую спираль представляет собой молекула ДНК:

А) одинарную, б) двойную.

Вариант 2

  1. Запишите определение следующих понятий:

Рудименты_________

Атавизмы________

Палеонтология___________

Эмбриология______________

  1. Докажите, что разделение артериального и венозного кровотоков является ароморфозом.
  1. Опишите эволюцию животного мира, начиная с позвоночных животных .
  1. Эволюция растительного и животного мира

Эра

Главные события в эволюции

Растения

Животные

2. Кто из перечисленных организмов не может эволюционировать?

А. Самка пчелы;

Б. популяция пчёл;

В. Стая голубей.

3. Основная причина для выделения группы особей в популяцию – это:

А. Внешние отличия групп друг от друга;

Б. Внутренние отличия групп друг от друга;

В. Изоляция групп друг от друга.

4.Особи двух популяций одного вида:

А. могут скрещиваться и давать плодовитое потомство;

Б. могут скрещиваться, но потомство не дают;

В.не могут скрещиваться.

5. Особи разных популяций птиц не способны к скрещиванию между собой, если:

А. Если они населяют различные части ареала;

Б. если их генофонды отличаются по ряду генов;

В. Если они обладают разными хромосомными наборами.

6. Эволюция - это:

А. учение об изменении живых организмов;

Б. учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами;

В. Необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы.

7. Движущей и направляющей силой эволюции является:

А. дивергенция;

Б. разнообразие условий;

В. Естественный отбор.

8. Единицей эволюционно процесса является:

А. особь;

Б. популяция;

В. вид.

9. Материалом для эволюционных процессов служит:

А. Генетическое разнообразие популяций

Б. вид

В. Благоприятные признаки.

10. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:

А. доклеточных форм жизни – вирусов.

Б. клеточных форм жизни.

В. биополимеров.

11. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются :

А. не меняются определяющие эти признаки гены.

Б. не изменяются условия среды.

В. отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки.

12. Приспособленность организмов носит относительный характер, так, как:

А. любая адаптация целесообразна только в определённых условиях.

Б. ароморфозы не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование.

В. борьба за существование может привести к изменению вида.

13. Какое из названных «приобретений» животных можно считать ароморфозом?

А. появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше;

Б. удлинение конечностей лошади

В. утрата шерстного покрова слонами.

14. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией:

А. превращение листьев кактуса в колючки.

Б. утрата органов пищеварения у цепня;

В. возникновение теплокровности.

15. Разные виды дарвинских вьюрков возникли путём :

А. ароморфоза

Б. дегенерации

В. идиоадаптации.

16. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей :

А. наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности;

Б. определённый набор хромосом;

В. наблюдается сходство химического состава.

17 . В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

А. мутационный процесс;

Б. образование новых видов в природе;

В. изоляция популяций.

18. К движущим силам эволюции относятся:

А. многообразие видов;

Б. борьба за существование;

В.видообразование.

19. Гомологичными считаются органы:

А. сходные по происхождению.

Б. выполняющие сходные функции.

В. не имеющие общего плана строения.

20. Каковы последствия действия движущего отбора?

А. сохранение старых видов.

Б. поддержание нормы реакции.

В. появление новых видов.


1 2 3 4 5 6
18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) синтез вирусной ДНК;
4) формирование новых вирусов;
5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
6) проникновение РНК вируса в клетку;
7) обратная транскрипция;
8) синтез вирусных белков.
А Б В Г Д Е Ж З
Выберите два правильных ответа
19. Вирусы - это:
а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
20. Обязательными компонентами вируса являются:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
46037504254500
Дайте полный ответ
24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в г б а г а б в а б в а в г в
16. 211212
17. ВГАБЕД
18. 51673284
19. аг
20. бв
21. гд
22. бд
23. гд
24. 1) Бактериофаг.
2) Уничтожает клетки бактерий.
3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.

Предисловие редакторов-составителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Н.А. Чечина ­ представитель петербургской школы права. . . . . . . . . . . . .5
I. Гражданские процессуальные отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Гражданские процессуальные отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
§ 1. Гражданские процессуальные отношения как властеотношения. . . . . . . . 20
§ 2. Гражданские процессуальные отношения как отношения между двумя
субъектами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
§ 3. Суд ­ обязательный субъект процессуального отношения. . . . . . . . . . 41
§ 4. Содержание процессуальных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
§ 5. Постоянное движение процессуальных отношений. . . . . . . . . . . . . . 62
§ 6. Система процессуальных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
§ 7. Правовая форма как единственная форма процессуальных отношений. . . . . 82
Представительство в гражданском судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . .87
II. Норма права и судебное решение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Норма права и судебное решение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Советское социалистическое правосудие по гражданским делам и нормы права. . .97
Судебная деятельность и судебное решение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Законная сила судебного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
О презумпции истинности судебного решения, вступившего в законную силу. . . 183
Судебное решение как акт государственной власти. . . . . . . . . . . . . . .207
К вопросу о видах судебных решений в советском гражданском процессе. . . . .229
Судебная деятельность и предмет судебного решения. . . . . . . . . . . . . .253
Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное
закрепление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266
Нормы советского гражданского процессуального права и нормы морали. . . . . 275
Судебная защита и конституционные принципы гражданского процессуального
права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Понятие и сущность судебного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Содержание и форма судебного решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Судебные определения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Система гражданского процессуального права и систематизация законодательства 342
Аксиомы и принципы в советском гражданском процессуальном праве. . . . . . .355
Объем правовой защиты в гражданском судопроизводстве. . . . . . . . . . . . 365
Гражданский кодекс и гражданское процессуальное законодательство. . . . . . 384
Мировые судьи в Российской Федерации (судебная реформа и новое
законодательство) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395
III. Актуальные проблемы науки гражданского процессуального права. . . . . .407
Основные направления развития науки советского гражданского процессуального
права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .409
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
Глава I. Становление науки советского гражданского процессуального права. . 413
Глава II. Учение о месте гражданского процессуального права в системе
отраслей советского социалистического права. . . . . . . . . . . . . . . . .443
Глава III. Учение о нормах гражданского процессуального права. . . . . . . .480
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 518
Основы гражданского судопроизводства и вопросы процессуального
законодательства союзных республик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521
Основные направления в развитии гражданского процессуального
законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
О применении некоторых статей нового Гражданского процессуального кодекса
РСФСР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .548
К десятилетию Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных
республик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .565
Актуальные проблемы науки гражданского процессуального права. . . . . . . . 574
Тенденция развития гражданского процессуального законодательства. . . . . . 585
IV. Категория ответственности в гражданском процессуальном праве. . . . . . 653
Об уголовно-процессуальной и гражданской процессуальной ответственности. . .601
Общественность в гражданском процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .614
Категория ответственности в советском гражданском процессуальном праве. . . 621
V. Особенности судопроизводства по отдельным категориям гражданских дел. . .633
Особенности судопроизводства по отдельным категориям гражданских дел. . . . 635
Рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений
проекту ГПК РФ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 640

Учебник написан по программе «Гражданского процесса» с учетом новейших изменений в законодательстве и данных о практике его применения.
Для студентов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов и практических работников.

Потребность в учебниках по гражданскому процессу достаточно высока. Вышло уже несколько новых учебников, а здесь читателю предлагается еще один - Санкт-Петербургский. Первый учебник нашей кафедры вышел в 1968 году и был благосклонно встречен читателями, и, прежде всего, студентами. Второй появился в 1984 г., а вот теперь в 1996 году - третий. Почему мы считаем возможным выступить еще с одним учебником?

По нашему мнению, в студенческом обиходе всегда должно быть несколько учебников с тем, чтобы каждый мог выбрать себе учебник по вкусу. Чем отличаются учебники друг от друга: во-первых, новизной. Откуда может взяться новизна, когда новый ГПК находится в проекте и перспектива его принятия “в тумане”, т.к. Федеральный закон о судебной системе пока не принят? Тем не менее в питерском учебнике истолкованы все относящиеся к гражданскому процессу нормы только что принятого Семейного кодекса РФ. Введенный СК РФ порядок усыновления в рамках особого производства впервые находит отражение в нашем учебнике.

Стиль и манера изложения учебников существенно разнятся. Во многих исторический взгляд на развитие соответствующей правовой отрасли отсутствует совершенно, хотя в свое время (см. первый послевоенный учебник под редакцией С. Н. Абрамова) этой проблеме отводился специальный раздел.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Глава I. Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука 4
§1. Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) 4
§2. Стадии гражданского процесса и виды гражданского судопроизводства 7
§3. Гражданское процессуальное право. Его предмет и система 11
§4. Источники гражданского процессуального права 13
§5. Действие и толкование норм гражданского процессуального права 15
§6. Место гражданского процессуального права в системе российского права 17
§7. Процессуальная наука 20
Глава II. Принципы гражданско-процессуального права 25
§1. Понятие и система принципов гражданского процессуального права 25
§2. Конституционные принципы гражданского процессуального права 28
§3. Принципы зафиксированные гражданским процессуальным правом 37
Глава III. Гражданские процессуальные правоотношения 45
§1. Понятие и структура гражданских процессуальных правоотношений 45
§2. Предпосылки возникновения гражданских процессуальных отношений 47
§3. Особенности гражданских процессуальных правоотношений 50
Раздел II. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Глава IV. Лица, участвующие в деле 53
§1. Понятие лиц, участвующих в деле 53
§2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность 56
§3. Стороны 58
§4. Третьи лица 65
§5. Участие прокурора в гражданском процессе 72
§6. Участие органов государственного управления 79
Глава V. Представительство в гражданском процессе 84
§1. Понятие представительства в гражданском процессе 84
§2. Процессуальное положение представителя 86
§3. Виды представительства в суде 88
§4. Законное представительство родителей и усыновителей 89
§5. Полномочия судебных представителей и их оформление 90
§6. Представители общественности в гражданском судопроизводстве 91
Глава VI. Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства 94
§1. Понятие и виды судебной подведомственности 94
§2. Круг дел, относимых к судебной подведомственности 95
Глава VII. Подсудность 100
§1. Понятие и виды подсудности 100
§2. Порядок разрешения вопросов о подсудности.
Изменение подсудности 105
Глава VIII. Судебные расходы. Судебные штрафы 109
§1. Судебные расходы 109
§2. Судебные штрафы 117
Глава IX. Процессуальные сроки 119
Глава Х. Иск 123
§1. Понятие иска 123
§2. Элементы иска 125
§3. Виды исков 128
§4. Право на иск 133
§5. Исковое заявление и порядок предъявления иска 135
§6. Обеспечение иска 137
§7. Защита интересов ответчика. 138
§8. Распоряжение исковыми средствами защиты 140
Глава XI. Судебный приказ 143
Глава XII. Судебные доказательства 148
§1. Понятие судебных доказательств 148
§2. Классификация судебных доказательств 151
§3. Судебное доказывание и его субъекты 153
§4. Предмет доказывания 154
§5. Общие правила доказывания 158
§6. Процесс доказывания 161
§7. Средства доказывания 165
Глава XIII. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству 176
§1. Сущность, значение и задачи подготовки дела к судебному разбирательству 176
§2. Процессуальные действия по подготовке дела к судебному разбирательству 180
§3. Назначение дела к слушанию. Судебные извещения и вызовы 186
Глава XIV. Судебное разбирательство 188
§1. Значение судебного разбирательства. Порядок проведения судебного заседания 188
§2. Отложение разбирательства дела 197
§3. Приостановление производства по делу 198
§4. Окончание дела без вынесения судебного решения 199
§5. Протокол судебного заседания 201
Глава XV. Постановление суда первой инстанции 203
§1. Понятие и виды судебных постановлений, сущность и значение судебного решения 203
§2. Содержание судебного решения 205
§3. Заочное решение 208
§4. Требования, предъявляемые к судебному решению 210
§5. Немедленное исполнение решений. Отсрочка и рассрочка исполнения решений. Обеспечение исполнения 212
§6. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом 213
§7. Законная сила судебного решения 215
§8. Определение суда первой инстанции 219
Раздел III. НЕИСКОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА
Глава XVI. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений 223
§1. Правовое государство и административная юстиция 223
§2. Основные черты административной юстиции в современной России 228
§3. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений 230
§4. Процессуальный порядок рассмотрения дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону 236
Глава XVII. Особое производство 238
§1. Понятие и сущность особого производства. Виды дел особого производства 238
§2. Установление фактов, имеющих юридическое значение 240
§3. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим 245
§4. Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным 247
§5. Признание гражданина дееспособным 249
§6. Признание имущества бесхозяйным 251
§7. Установление неправильностей записей гражданского состояния 251
§8. Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении 253
§9. Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство) 255
§10. Дела об установлении усыновления (удочерения) детей 257
Раздел IV. ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
Глава XVIII. Производство в кассационной инстанции 261
§1. Понятие и задачи кассационного производства 261
§2. Право на кассационное обжалование и опротестование судебных решений 262
§3. Порядок подачи кассационных жалоб и протестов 264
§4. Порядок рассмотрения кассационных жалоб и протестов 270
§5. Полномочия суда кассационной инстанции 272
§6. Основания к отмене судебных решений 275
§7. Определение суда кассационной инстанции 275
§8. Обжалование и опротестование определений суда первой инстанции 276
Глава XIX. Производство в надзорной инстанции 278
§1. Понятие и задачи производства в надзорной инстанции 278
§2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции 279
§3. Суды, рассматривающие дела в надзорной инстанции 281
§4. Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции 282
§5. Полномочия суда надзорной инстанции 283
§6. Основания к отмене судебных постановлений в надзорном порядке 285
§7. Определения и постановления судов, рассматривающих дела в надзорном порядке 286
Глава XX. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу 287
§1. Понятие и значение пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу 287
§2. Основания пересмотра 287
§3. Суды, пересматривающие по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения и постановления, вступившие в законную силу 289
§4. Порядок возбуждения дела 289
§5. Порядок пересмотра 290
Раздел V. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Глава XXI. Исполнительное производство 292
§1. Сущность исполнительного производства 292
§2. Участники исполнительного производства. Исполнительные документы 294
§3. Порядок производства исполнительных действий 296
§4. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при исполнении решения суда 298
§5. Обращение взыскания на имущество должника 300
§6. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника 301
§7. Обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящееся у других лиц 302
§8. Обращение взыскания на жилое строение 303
§9. Изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов 304
§10. Исполнение судебных решений, обязывающих должника совершить определенные действия 304
§11. Исполнение решений в отношении государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций 305
Раздел VI. ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ОРГАНАМИ, НЕ ВХОДЯЩИМИ В СИСТЕМУ ОБЩЕЙ СУДЕБНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Глава XXII. Арбитражный процесс Российской Федерации 307
§1. Арбитражный суд, его сущность и задачи 307
§2. Организация, структура и компетенция арбитражных судов 308
§3. Арбитражный процесс и его участники 311
§4. Подведомственность и подсудность арбитражных судов. 316
§5. Производство в арбитражном суде первой инстанции 318
§6. Пересмотр постановлений арбитражных судов 323
§7. Исполнение постановлений арбитражного суда 327
§8. Производство по делам с участием иностранных лиц 329
Глава XXIII. Третейские суды 331
§1. Особенности и виды третейских судов 331
§2. Соглашение о передаче спора в третейский суд 333
§3. Порядок формирования состава третейского суда 334
§4. Порядок рассмотрения споров в третейском суде 335
§5. Порядок исполнения решения третейского суда 337
Глава XXIV. Нотариат в Российской Федерации 339
§1. Задачи нотариата и понятие нотариальных действий. 339
§2. Организация нотариата 340
§3. Гарантии, страхование и финансовое обеспечение
нотариальной деятельности 344
§4. Полномочия и ответственность нотариусов 346
§5. Основные правила совершения нотариальных действий 350
§6. Удостоверение сделок 352
§7. Свидетельствование верности копий и выписок из
документов, подлинности подписи и верности перевода 354
§8. Удостоверение фактов, передача и хранение документов 354
§9. Обеспечение доказательств и совершение протестов 355
§10. Совершение исполнительных надписей 357
РАЗДЕЛ VII. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
Глава XXV. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в российском гражданском процессе 360
Глава XXVI. Иски к иностранным государствам 366
Глава XXVII. Международное сотрудничество в области гражданского судопроизводства 368


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Биография Надежды Александровны Чечиной.


Полный текст документа:

Надежда Александровна Чечина по окончании в 1940 г. полной средней школы в Улан-Удэ поступила на металлургический факультет прославленного Ленин-градского политехнического института. Но уже в мае 1941 г. она оставила этот вуз, решив искать другое жизненное поприще. Однако начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула все планы: враг прорвался под стены Ленинграда, и в августе Н. А. Чечина с семьей эвакуировалась в Свердловск, уехав одним из последних поездов.

С сентября 1941 по апрель 1944 г. она училась в Свердловском юридическом институте, где закончила два с половиной курса и не только начала продвижение к вершинам юриспруденции, но возглавила вузовскую комсомольскую организацию.

Когда блокаду сняли, Н. А. Чечина вернулась в Ленинград. После краткого периода службы в Трибунале и Политотделе войск МВД СССР по охране тыла Ленинград-ского фронта (где она работала, соответственно, делопроизводителем и инструктором партучета) в октябре 1944 г. Н. А. Чечина поступила сразу на IV, тогда - завершающий, курс возрожденного юридического факультета Ленинградского государственного университета. Уже в июле 1945 г. состоялся первый выпуск юрфака ЛГУ, и, получившая диплом с отличием, Надежда Чечина в октябре была зачислена в только что созданную аспирантуру при юридическом факультете. Несомненно, аспирантура стала серьезной научной школой для молодого ученого: А. В. Венедиктов и его соратники по факультету были взыскательны и строги к юной научной поросли. По крайней мере, из трех аспирантов первого набора только Н. А. Чечиной удалось сдать кандидатский минимум. Таким образом, она - первый выпускник аспирантуры воссозданного юридического факультета ЛГУ.

В сентябре 1948 г. Н. А. Чечина по направлению Министерства высшего образования СССР была принята на должность ассистента кафедры гражданского права ЛГУ. Дальнейшие вехи ее жизненного пути во многом обычны для университетского преподавателя: с 1949-1950 гг. она - старший преподаватель, с 1954 г. - доцент, а с ноября 1966 г. - профессор.

Н. А. Чечина стала первой заведующей кафедрой гражданского процесса ЛГУ, которой руководила более трети века, с 1952 по 1989 год. С января по август 1954 г. она возглавляла юридический факультет ЛГУ в ранге исполняющей обязанности декана, а в 1954-1958 гг. была заместителем декана по научной работе. Кроме того, Н.А. Чечина неоднократно назначалась ученым секретарем Ученого совета юридического факуль-тета, долгие годы была председателем методической комиссии факультета.

Конечно, наиболее заметный вклад Надежда Александровна внесла в укрепление Ленинградской-Петербургской юридической школы. Во всех уголках России, в ближнем и дальнем зарубежье десятки тысяч юристов постигают тонкости теории и практики гражданского процесса по ее книгам и статьям, учебникам и монографиям. Многие тысячи высококвалифицированных юристов подготовлены Н. А. Чечиной, в том числе десятки кандидатов и докторов юридических наук.

Несмотря на огромную педагогическую, административную и общественную загруженность, Н. А. Чечина всегда находит время для научной работы. Ей в полной мере удалось раскрыть свой редкостный талант исследователя.

Н. А. Чечина является соавтором и редактором всех учебников по гражданскому процессу, подготовленных кафедрой гражданского процесса, а также многочисленных учебно-методических пособий как для студентов, так и для практических работников. Она – редактор целого ряда монографий как по вопросам гражданского процесса, так и по вопросам гражданского права.

В ноябре 1949 г. Н. А. Чечина защитила кандидатскую диссертацию на тему «Законная сила судебного решения в науке советского процессуального права» (науч-ными руководителями работы являлись А.В. Венедиктов и М. И. Ельевич), а в 1966 г. - докторскую диссертацию «Нормы советского гражданского процессуального права и процессуальные отношения». Всего к настоящему времени она опубликовала более 100 научных работ, включая семь монографий по различным проблемам гражданского процесса; 11 работ переведены на французский, китайский, венгерский, немецкий и польский языки и опубликованы за границей. На протяжении многих лет Н. А. Чечина остается признанным специалистом в области процессуального права, ее суждения пользуются непререкаемым авторитетом в профессиональной среде.

Н. А. Чечина неоднократно выступала за рубежом с докладами на предста-вительных международных форумах процессуалистов (Берлин, Будапешт, Варшава), а также читала лекции в университетах Венгрии, Восточной Германии, Чехословакии.

Надежду Александровну неизменно отличает высокая общественная активность: в 1966-1970 гг. она была председателем комиссии народного контроля - заместителем секретаря парткома ЛГУ, а в 1970-1975 гг. - секретарем парткома Университета; дважды избиралась депутатом Ленсовета (XIII-XIV созыв), где возглавляла Комиссию по социалистической законности и охране общественного порядка (1971 - 1975). На сессиях Верховного Совета РСФСР Н. А. Чечину трижды избирали народным заседателем Верховного Суда России (1962-1977). А в 1993-1996 гг. она являлась членом комиссии Министерства юстиции РФ и Верховного Суда РФ по подготовке проекта ГПК РФ.

Ныне Н. А. Чечина - член Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа, председатель Третейского суда по разре-шению споров в области финансово-кредитных отношений, арбитр Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате. Как и полвека назад, она неустанно выступает перед судейским корпусом по самым актуальным вопросам отечественной гражданской юстиции.

Надежда Александровна - очень душевный, но принципиальный и требова-тельный человек. Кажется, что в ней никогда не иссякнет юный задор комсомольского вожака - романтика. Наверное, поэтому она всегда так органична в кругу студенческой молодежи, которая отвечает ей искренней симпатией и уважением. Н. А. Чечина - бессменный куратор Студенческого научного общества юридического факультета ЛГУ- СПбГУ, а руководимый ею студенческий научный кружок при кафедре гражданского процесса является одним из самых активных на факультете.

Биография Надежды Александровны неразрывно связана с журналом «Правоведение»: с тех пор, как в его втором номере, в 1958 г., появилась первая публикация Н. А. Чечиной, она - постоянный и всегда желанный автор на страницах нашего издания. А с 1967 г. Н. А. Чечина - член редакционной коллегии журнала «Правоведение».

Научно-педагогическая и общественная деятельность Н. А. Чечиной высоко оценена Отечеством. За достижения в научных исследованиях она награждена орденом Трудового Красного Знамени (1973), а за трудовые отличия - многими медалями, памятными знаками и почетными грамотами

Источник информации :
Библиотека ЮФ СПбГУ ()

Информация обновлена :01.01.2008

Сопутствующие материалы:
| Персоны