Судебная система рф в году. б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Права представителей судебной ветв

судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

"1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституций Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Кон­ституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Как будет видно по материалу соответствующей главы учебника, ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

п.3 ст.118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Судебная тема в Конституции РФ ст.125,126,127.

Судебную систему закрепляет:

В РФ суды бывают двух типов:

Федеральные

Суды субъектов федерации

К федеральным относятся 3 типа:

Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.

Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей.

К судам субъектов федерации относятся:

Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

Мировые судьи.

Единство судебной системы обеспечивает:

Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.

Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

Судебная власть в Российской Федерации представлена различными судебными органами. Система обладает определенной иерархией, принятой в пунктах Федерального конституционного закона «О судебной системе». Представители этой власти обладают определенными преимуществами и следуют законодательному регламенту. Общая система, в которую входят различные суды, периодически претерпевает преобразования, необходимые для усовершенствования их работы. В 2019 году была произведена очередная реформа. Какими правами располагают органы судебной власти Российской Федерации? В какой иерархии они состоят согласно ФКЗ?

Перечень функций органов судебной власти в РФ

Россияне зачастую путают понятие судебной власти с органами, ее представляющими. Судьи наделены властью при выполнении своей работы. Рассматриваемый закон (п. 1 ст. 1) передает правоприменительные обязанности присяжным и арбитражным заседателям. Правоприменительная деятельность при разных видах судопроизводств возложена на суды субъектов РФ.

Согласно статье 1 (п. 2) ФКЗ, в России нет прямой зависимости этой ветви власти от законодательной и исполнительной. Она самостоятельно действует, учитывая постановления и нормативные акты законодательной системы. Вердикты и приказы судей общеобязательны для подразделений исполнительной ветви.

Представители законодательной, исполнительной, судебной ветвей производят взаимоконтроль, следуют уставам, установленным другими ветвями власти. Органы судебной власти контролируют деятельность исполнительной ветви. Представители трех видов власти самостоятельны.

Суды проверяют правильность соблюдения законодательных норм Российской Федерации нижестоящими органами. Они контролируют применение законодательной базы при вынесении распоряжений и приказов органами исполнительной власти. Суды выполняют следующие обязанности:

  • рассматривают обращения гражданских лиц с жалобами на деятельность представителей региональных властей, должностных лиц и юрлиц при принятии постановлений по административным правонарушениям;
  • проверяют правильность проведения предварительных расследований при уголовных судопроизводствах;
  • рассматривают протесты граждан против неправомерного действия со стороны представителей исполнительной ветви;
  • контролируют выполнение подразделениями исполнительной власти вынесенных постановлений, определений, приговоров;
  • разбирая различные виды производств, проверяют деятельность юридических и должностных лиц, правильность применения ими нормативных актов.

Представителям системы предоставлено право на реализацию функции разъяснения нижестоящим инстанциям законодательной базы Российской Федерации по предмету судопроизводства (ст. 19 п. 4). В статье 3 закона описано единство судебной власти. Оно применяется посредством:
  • исполнения вердиктов во всех федеративных субъектах;
  • закрепления схемы в конституционных нормах Российской Федерации и законе «О судебной системе»;
  • необходимости применения нормативных актов на всей территории страны;
  • нормативного закрепления единства положения состава судей;
  • обязательности бюджетного финансирования всей системы.

Суды субъектов РФ работают соответственно пунктам ФКЗ и других правовых актов Российской Федерации, не выходя за их пределы.

Самостоятельность и независимость судей

Закон Российской Федерации учитывает, когда суды субъектов РФ применяют власть. Они подчиняются исключительно Конституции и закону, который гарантирует независимость им и их составу (1-ФКЗ). Если суд выявит несогласованность вынесенного госорганом решения с пунктами этого закона, законов территориальных субъектов, норм международного права, он примет наиболее действенное в юридическом смысле постановление (ФКЗ ст. 5 п. 3).

Законодательство Российской Федерации запрещает принятие норм, умаляющих или притесняющих право судей самостоятельно принимать решение. Судебный состав нельзя лишить независимости. Если есть данные о нарушении этого принципа в процессе судопроизводства, его участники вправе обжаловать вынесенное решение в вышестоящих инстанциях. Вторжение в процедуру судопроизводства и ограничение самостоятельности судей неправомерно. Представитель этой власти неприкосновенен.

Закон гласит, что граждане, которые будут оказывать давление на представителя судебной власти, совершат вмешательство в судопроизводство, будут нести ответственность. Уголовное наказание предусмотрено для граждан, самовольно присвоивших право вершить правосудие относительно других лиц (ФКЗ ст. 5 п. 5).

Права представителей судебной ветви власти

Законодательные нормы РФ определяют понятие судьи, описывают его полномочия и права. Это профессионал, который должен применять правосудие соответственно с пунктами Конституции и закона. Согласно ФКЗ (ст. 11 п. 2), если судья осуществлял беспрерывную трудовую деятельность на протяжении 10 лет до отставки, он получает статус почетного судьи («О статусе судей» ст. 7).

Судьи вправе рассчитывать на материальное и социальное обеспечение от государства. Статус одинаков для всех представителей, занимающих эту должность в Российской Федерации (ст. 11 ФКЗ). В законе «О судебной системе» обозначены правила вступления в должность, обязанности и сроки службы.

Подбор претендентов на открытые вакансии осуществляется посредством конкурса. Период деятельности ограничивается возрастом. По достижении 70-летнего возраста судья обязан уйти в отставку, если другое положение не предусмотрено нормами законодательства.

Судебный представитель не должен быть переведен в другую инстанцию, на иную вакансию без его согласия. Если судья нарушил кодекс поведения, для оценки его действий призовут квалификационную коллегию. Результатом голосования может стать лишение статуса. Решение разрешено обжаловать путем обращения в Верховный Суд (п. 2 ст. 15).

Организационная структура (схема) судов РФ

Система судов определяется нормами законодательства. Общая схема содержит в себе следующие суды:

  • Верховный;
  • Высший арбитражный;
  • Конституционный.

Нормы Конституции устанавливают порядок работы Верховного и Конституционного судов. Конституционные или уставные органы в российских субъектах входят в структуру Конституционного суда. В подчинении Верховного Суда РФ находятся органы общей юрисдикции:

  • суды округов, автономные, краевые, областные инстанции;
  • судебные органы столицы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
  • ВС республики;
  • военные инстанции.

Отделы, входящие в общую юрисдикцию, разбирают производства, подпадающие под действие Гражданского, Уголовного, Арбитражного кодексов и устава об административных правонарушениях. Низшую инстанцию системы составляют мировые судьи, заведующие участками в районах. Это первая ступень для разбора вышеперечисленных производств с некоторыми ограничениями.

Пределы полномочий устанавливают пункты закона, регламентирующего работу мировых судей. Реформа значительно разгрузила районные инстанции, предоставив право представителям участков выдавать приказы по представленным заявлениям и свидетельствам.

Суд как орган судебной власти обладает независимостью. Он работает соответственно с конституционными нормами и федеральными законами России. Верховный Суд занимается разбирательствами по всем процессуальным кодексам. Это Высший орган ветви. Он выполняет функции апелляции, кассации и надзора постановлений нижестоящих судебных составов. ВС РФ разъясняет нижестоящим инстанциям применение законодательных актов. Его полномочия установлены ФКЗ, описывающим уклад работы Конституционного суда.

Законодательством предусмотрены полномочия, которыми обладают суды субъектов РФ. Они разбирают дела по первому обращению, по апелляционной и кассационной жалобам и в порядке надзора. Районные суды рассматривают производства, инициированные впервые или по апелляционной жалобе. Эти органы являются вышестоящим над мировым судьей, который осуществляет судопроизводство на своём участке.

Военный суд как орган судебной власти находится в расположении военной части или флота. К его судебному составу обращаются как в первую, вторую или надзорную инстанцию. Перечень полномочий этого органа определен законом «О военных судах».

Создание конституционных или уставных представительств в субъектах производится для контроля соответствия нормативных актов госорганов принятому субъектом уставу. Их обязанностью является также трактовка конституционных законов субъекта. Эти инстанции финансируются из бюджетов территорий. Оспаривание их решения в других инстанциях невозможно. Группу арбитражных судов составляют следующие инстанции по убыванию полномочий:

  • Высший арбитражный;
  • инстанции округов Российской Федерации;
  • арбитражные апелляционные;
  • арбитражные субъектов.

Полномочия представителей арбитражной системы распространяются на рассмотрение экономических разбирательств, защиту интересов ИП и организаций. Арбитраж в субъекте действует в первой инстанции и рассматривает экономические споры. Он также разбирает дела, по которым появилась новая информация. Закон «Об арбитражных судах РФ» определяет полномочия, регламент образования и функционирования инстанции (ФКЗ ст. 34–41).

Апелляционный арбитраж уполномочен рассмотреть постановление по заявлению соискателей или заново провести слушание с появившимися фактами. Глава 3.1 закона обозначила правила создания и функционирования инстанции, порядок рассмотрения спора.

Изменения после реформы

Поправки к судебным уставам предназначены для уточнения процессуального регламента, уменьшения загруженности подразделений и иных преимуществ. Реформа 2019 года коснулась некоторых аспектов судопроизводства. С 12 мая 2019 года возможно применять видеоконференцсвязь, установленную в судах общей юрисдикции, в арбитраже (ст. 153, 159 АПК). Эта норма призвана упростить доступ к арбитражным слушаниям и снизить расходы сторон.

Если участник арбитражного судопроизводства по уважительной причине пропускает заседание, он может ходатайствовать о проведении видеоконференцсвязи из суда общей юрисдикции. Эта возможность предоставляется при наличии следующих условий:

  • ходатайства, оформленного по правилам делопроизводства;
  • технических условий в указанной инстанции.

Реформа коснулась правил отвода судей. Арбитражный представитель не может председательствовать на заседании, если он имеет родственные связи с его участниками. Законодательством определен полный список родственников.

29 ноября были утверждены новые правила предоставления документации посредством электронной передачи. На сегодня действуют правила подачи сканированной копии документа. Согласно новому регламенту, участники судопроизводства могут передать электронную версию документа, который должен быть скреплен электронной подписью. Документы можно будет готовить в цветном виде и большего размера (до 30 Мегабайт).

    Судебная система РФ по действующему законодательству.

    Звено судебной системы; судебные инстанции; суд 1-ой инстанции.

    Суд 2-ой (кассационной) инстанции.

    Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора.

Вопрос 1.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

п.3 ст.118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Судебная тема в Конституции РФ ст.125,126,127.

Судебную систему закрепляет:

В РФ суды бывают двух типов:

Федеральные

Суды субъектов федерации

К федеральным относятся 3 типа:

    Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

    Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.

    Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей.

К судам субъектов федерации относятся:

    Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

    Мировые судьи.

Единство судебной системы обеспечивает:

    Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

    Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.

    Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

    Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

    Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

    Судебные постановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению на территории РФ.

    Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законов субъектов РФ.

Вопрос 2.

Звено судебной системы – это суды, наделённые однородными полномочиями с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

В судах общей юрисдикции:

    Основное звено – районные суды.

    Среднее звено – высшие суды субъектов РФ, краевые, областные, суды город федерального значения, суды автономных областей, суды автономных округов…

    Верховный суд РФ.

Военные суды:

    Основное звено – гарнизонный суд.

    Среднее – окружной.

    Высшее – военная коллегия в Верховном суде РФ.

Арбитражные суды:

    Основное звено – арбитражные суды субъектов федерации.

    Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов.

    Высшее звено – Высший арбитражный суд РФ.

Судебная инстанция – это стадия рассмотрения дела в суде определённой компетенции.

Суд первой инстанции – это суд, который непосредственно исследует и устанавливает в судебном заседании обстоятельства дела, выносит по нему решение или приговор.

Решение суда – это акт правосудия осуществляемого от имени государства, которым гражданское дело разрешается по существу.

Приговор – это акт правосудия, вынесенный судом в заседании, по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, и о применении или неприменении к нему наказания.

Приговор: 1) оправдательный 2) обвинительный.

Определение – это постановление суда, которым дело не разрешается по существу.

Постановление – это решение принятое судьёй единолично по уголовному делу.

Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2019 году строится система судов РФ. В этом году в структуру вносят изменения.

Система судов РФ в 2019 году

Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения (глава 7) и «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:

  • единство системы,
  • соблюдение всем судами правил производства,
  • применение существующих законов,
  • обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
  • единство статуса судей,
  • существование судов разных уровней,
  • самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).

Как изменится порядок рассмотрения гражданских и административных дел в 2019 году

В 2019 году в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:

  • в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
  • дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
  • у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.

Подобное разделение опирается на специфику споров, которыми занимаются те или иные суды. Самый общий уровень деления – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции:

  1. Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2019 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
  2. Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.

Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации. Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.

Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

Помимо этого, работает Пленум ВС РФ. Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет:

  • применение тех или иных норм права,
  • способы разрешения споров разного типа,
  • иные подобные вопросы.

Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.

В 2019 году в судебной системе России произойдут изменения

29 июля 2018 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (). Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2017). Согласно поправкам в 2019 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. Они будут пересматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ должны начать функционировать не позднее 1 октября 2019 года.

Апелляционных судов будет 5:

  1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
  2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
  3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
  4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
  5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.

Отдельный апелляционный военный суд организуют для пересмотра решений окружных (флотских) военных судов.

Откроют 9 кассационных судов общей юрисдикции:

  1. В Саратове (первый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Республики Мордовия, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, а также судебных актов, которое приняла апелляция по актам данных судов.
  2. В Москве (второй кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской области и Мосгорсуда. Также данный суд проверит судебные акты апелляции, которая рассматривала жалобы на акты указанных судов.
  3. В Санкт-Петербурге (третий кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, города Санкт-Петербург и Ненецкого автономного округа. В этой инстанции можно будет оспорить судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции по актам данных судов.
  4. В Краснодаре (четвертый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и других актов судов республик Адыгея, Калмыкия, Крым, суда Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и города Севастополя. Сюда же нужно будет обращаться для пересмотра судебных актов апелляции на судебные акты этих судов.
  5. В Пятигорске (пятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республик и Ставропольского края. Займется проверкой актов апелляции, которые в этой инстанции приняли по поводу судебных актов данных судов.
  6. В Самаре (шестой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а также областных судов Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей. Здесь же будут проверять судебные актов апелляционной инстанции, которые были приняты по жалобам и представлениям на акты указанных судов.
  7. В Челябинске (седьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также актов апелляции по актам данных судов.
  8. В Кемерово (восьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, судов Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Здесь же можно будет оспорить судебные акты апелляционной инстанции, принятые на акты этих судов.
  9. Во Владивостоке (девятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Эта же структура пересмотрит судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых в отношении актов указанных судов.

Также появится специальный Кассационный военный суд (Новосибирск). Он будет заниматься проверкой судебных актов апелляционного военного суда и окружных (флотских) военных судов.

Судебная система РФ, схема которой будет рассмотрена далее, играет особую роль в демократическом обществе. Она использует специфический метод регулирования отношений и разрешения конфликтов между субъектами. В статье рассмотрим, что собой представляет суд и судебная система РФ в целом.

Общие сведения

Суд – это особый государственный орган. На него возложено исполнение специфических функций. Федеральная судебная система РФ формируется в установленном порядке. Она наделяется определенной компетенцией. Система судебной власти в РФ отличается разветвленностью. В ее распоряжении находятся необходимые организационные и материальные средства, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Характеристика судебной системы РФ

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

Организация и порядок деятельности

Существуют определенные принципы, на основании которых функционирует судебная система РФ. Конституция страны достаточно четко устанавливает основные из них. Среди них, в частности, следует назвать:


Согласно ст. 123 Основного Закона, все судебные заседания должны быть открытыми. Закрытое рассмотрение дел допускается исключительно в случаях, которые предусмотрены ФЗ. Не разрешено также заочное разбирательство. Исключения составляют случаи, определенные в ФЗ. Производство по делу выполняется на основе принципа равноправия и состязательности сторон. Нормативные акты предусматривают случаи, когда разбирательство может осуществляться с привлечением присяжных. Судебная система РФ финансируется за счет бюджета страны. Это обеспечивает возможность независимой и полной реализации задач в соответствии с ФЗ.

Структура судебной системы РФ

Поскольку в соответствии с существующим в России государственным строем управление основывается на разделении госаппарата, подразделения каждого направления считаются самостоятельными. В частности, в стране существует исполнительная, законодательная и судебная власти. Последняя реализуется посредством особых институтов. Основной Закон страны не допускает формирования чрезвычайных судов. В рассмотрении дел должностные лица руководствуются уголовным, гражданским, административным кодексами. В систему входят следующие суды:

  • Высший Арбитражный. В его составе присутствуют:
  1. федеральные окружные;
  2. апелляционные;
  3. субъектные.
  • Конституционный.
  • Верховный суд. В его составе присутствуют:
  1. краевые;
  2. республиканские;
  3. областные;
  4. городов со статусом федеральных;
  5. автономных округов и областей;
  6. районные;
  7. мировые.

К судебной системе РФ относятся и уполномоченные военные и специализированные подразделения.

Статус должностных лиц

Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.

Соответствие нормам права

Законность выступает в качестве универсального принципа. Она относится не только непосредственно к правосудию, но и к функционированию прочих государственных органов. Этот принцип указывает на то, что любое разбирательство в любом подразделении должно осуществляться в соответствии с нормами права. Согласно данному положению, судебная система РФ должна осуществлять свою деятельность с соблюдением иерархии юридических предписаний. Это особенно актуально при возникновении случаев коллизии. При этом система судебных органов РФ обязана сначала руководствоваться нормами Конституции, затем предписаниями ФЗ и в последнюю очередь – прочими актами, если они не противоречат положениям, имеющим большую силу.

Осуществление деятельности только уполномоченными подразделениями

Закон "О судебной системе РФ" определяет порядок признания лица виновным/невиновным. Данное положение основывается на принципе осуществления рассмотрения дел только компетентными подразделениями. В ст. 118 Конституции указано, что лицо признается виновным исключительно в соответствии с судебным приговором. В ФЗ определен круг лиц, которые вправе выносить подобное решение. В частности, Закон "О судебной системе РФ" говорит о том, что принять на себя право принятия оправдательного или обвинительного постановления имеют:


Ни один другой юридический институт не обладает необходимыми возможностями для принятия обоснованного и соответствующего правовым нормам решения. Только непосредственно в ходе заседания проявляются все принципы, в соответствии с которыми функционирует судебная система РФ. Схема, в соответствии с которой дело поступает на рассмотрение, предполагает несколько этапов. Ни на одном из них нельзя обеспечить равноправие и состязательность сторон. Это возможно только непосредственно в зале судебного заседания. Например, имеет место уголовное преступление. До того как дело поступит в суд, должны быть осуществлены предварительное расследование, осмотр места преступления, допросы свидетелей, потерпевших и подозреваемых и прочие мероприятия. Только после их завершения при наличии обвиняемого дело передается на рассмотрение суда для вынесения решения.

Независимость должностных лиц

Этот принцип закрепляется в ст. 120 Основного Закона. Данное положение отражено и в прочих нормативных актах. Как гласит действующее законодательство, разбирательство дела в суде первой инстанции выполняется при участии арбитражных, народных, присяжных заседателей. Они также независимы и руководствуются в своих действиях юридическими нормами. При этом заседатели наделены всеми правами судьи. Принцип независимости предполагает отсутствие влияния на мнение должностного лица со стороны. При принятии решения судья или заседатель руководствуется не внутренними убеждениями, а буквой закона.

Обеспечение защиты интересов граждан

Этот принцип считается одним из приоритетных. Судебная система РФ обеспечивает свободу доступа лиц, чьи права, по их мнению, ущемлены, к защите. Данное положение как нельзя лучше отражает демократичность государственной системы страны. Судебная система РФ гарантирует рассмотрение жалоб организаций и граждан по поводу бездействия или неправомерного действия любых лиц (юридических, физических, должностных) по отношению к нему.

Однако здесь также уместно сказать и о принципе презумпции невиновности. Он предусмотрен в ст. 49 Конституции. Суть его заключается в том, что никто не может считаться виновным, пока данное не доказано по существующему порядку и не установлено судебным решением. Данный принцип должен соблюдаться на всех этапах рассмотрения и изучения дела. В ходе предварительного следствия сотрудники могут предъявлять обвинения. Однако данное мнение считается субъективным. Оно не влечет тех последствий, которые вероятны при признании лица виновным в суде. Действие презумпции невиновности продолжается до того момента, пока не будет достаточно доказательств, подтверждающих вину.

Равноправие и состязательность

Этот принцип провозглашен в ст. 123, ч. 3 Основного Закона. Состязательность предполагает такое построение разбирательства, при котором имеет место разделение функций защиты, обвинения и разрешения дела. Первые две стороны процесса обладают равными правами в части предоставления доказательств, обжалования действий и постановлений суда, заявления ходатайств. Обвинительные функции возложены на прокурора, гражданского истца, потерпевшего, общественного обвинителя. На стороне защиты находятся подсудимый, общественный защитник, адвокат, гражданский ответчик. При рассмотрении должна быть обеспечена реализация прав для каждой стороны. Функция разрешения дела возлагается исключительно на суд. В его компетенцию также входит контроль над соответствием действий сторон установленным правовым нормам и порядку.

Гласность

Этот принцип указывает на то, что рассмотрение всех дел во всех судах должно быть открытым. Это означает, что при разбирательстве доступ в зал заседания имеют все лица, кроме не достигших 16-ти лет (если они не выступают в качестве участников процесса). Присутствовать при рассмотрении дела могут представители прессы, а само рассмотрение может освещаться в СМИ. Число присутствующих может быть ограничено из-за недостаточной вместительности зала заседания.

Гласность разбирательства предусматривается каждым отраслевым законодательством. Этот принцип считается одним из основных показателей демократичности судопроизводства. Гласность разбирательства выступает как важное условие вынесение обоснованного и справедливого решения, побуждает всех участников процесса выполнять свои обязанности добросовестно. Кроме того, данный принцип препятствует оказанию давления на судью. Это, в свою очередь, гарантирует независимость и подчинение правовым нормам. При этом законодательство предусматривает и случаи, в которых судебное разбирательство проводится в закрытом режиме. Однако решение и приговор зачитываются публично.

Использование национального языка

В качестве государственного по всей территории России признан русский язык. У республик есть право устанавливать свой. Согласно нормативным актам, судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на государственном, а в республиках, входящих в ее состав, на признанных национальных языках. Если участники процесса не владеют русским, они вправе говорить, подавать заявления, ходатайства, давать показания, выступать на заседании на выбранном или родном для них языке. Суд обязан не только разъяснить сторонам это право, но и предоставить в их распоряжение переводчика.

Народные заседатели

Они участвуют в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах первой инстанции (военной и общей юрисдикции). Они независимы и подчинены нормам права. Как и судьи, народные заседатели обладают соответствующими обязанностями и возможностями. Приговоры по уголовным и гражданским процессам принимаются ими совместно с должностным лицом большинством голосов. Тот из заседателей, который будет не согласен с общим мнением, может в письменной форме выразить свое. Оно будет приложено к решению или приговору.

Охрана достоинства и чести личности

Система правосудия в РФ гарантирует исполнение данного принципа в соответствии с Конституцией. Как гласит ст. 2, человек, а также его свободы и права признаются высшей ценностью. Их охрана является обязанностью государства. В соответствии с этим судебная система - как ветвь правоохранительной власти - должна обеспечивать защиту свобод и прав граждан. В ст. 21 указано, что никто не должен быть подвергнут жестокому обращению, пыткам, унижениям, насилию и прочим ущемляющим его права действиям. Иногда судьи, которые рассматривают уголовные дела, получают жалобы граждан о том, что при даче показаний они подвергались жестокому обращению. В задачи должностного лица входит тщательное изучение данных обращений. В случае подтверждения фактов, изложенных в таких жалобах, показания лиц признаются недействительными. При этом нарушители конституционных норм привлекаются к ответственности.

Непосредственность и устность

Данный принцип, в отличие от прочих, не зафиксирован в Конституции прямо. Однако некоторые прочие положения не могут быть реализованы при несоблюдении устности и непосредственности. В частности это относится к состязательности и гласности. В соответствии с принципом непосредственности, все выводы, которые содержатся в приговоре либо решении, суд должен делать только на основании тех доказательств, которые были исследованы непосредственно им в ходе рассмотрения дела. Устность означает, что все обсуждения и восприятие доказательств осуществляется вслух. Суд обязан оглашать все документы, присутствующие в деле.

В заключение

В качестве основного содержания судебной власти в России выступает правосудие. Данное определение прежде всего является правовым. Его основные компоненты должны быть связаны с соответствующими нормативными актами. Правосудие предполагает такую деятельность судебной системы, при которой рассмотрение дел осуществляется в соответствии с юридическими предписаниями и по справедливости.