Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности. Правовой режим отдельных видов имущества в предпринимательской деятельности

Основные понятия

Единый недвижимый комплекс совокупность объединенных общим назначением зданий, сооружений и иных вещей , неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов, либо расположенных на одном земельном участке. Имущество вещи, имущественные права и обязанности, включая долги. Недвижимость земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Правовой режим имущества специальные правила порядка образования и использования имущества, объем прав обязательствам управомоченного лица. Предприятие имущественный комплекс, используемый для осуществления . Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Приватизация возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ , муниципальных образований , в собственности физических и (или) юридических лиц . Товар объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Понятие и виды имущества в предпринимательской деятельности

Понятие имущества. Норма ч. 1 ст. 35 Конституции РФ предполагает использование субъектами предпринимательства не только своих способностей, но и имущества. В определении предпринимательской деятельности в ст. 2 ГК РФ содержится указание на направленность такой деятельности на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг Соответственно, возникает необходимость определения таких категорий, как «имущество», «товар», «работа», «услуга» в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

В конституционно-правовом смысле понятие «имущество» определяется довольно широко. Истоки такого подхода содержатся в нормах ст. 35 Конституции РФ и ст. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. ЕСПЧ выразил позицию о том, что термин «имущество» относится ко всем закрепленным правам , которые способен доказать заявитель, включая денежные требования, основанные на договоре или деликте , социальным льготам, лицензиям и т. д.

В современной литературе «имущество» рассматривается как собирательное понятие — совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей. Принадлежащие лицу вещи и имущественные права составляют актив его имущества (иногда называемый также наличным имуществом), а обязанности (долги) составляют пассив этого имущества.

В нормах ГК РФ общего определения понятия имущества не содержится, используется категория «объекты гражданских прав », к которым относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги , иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказания услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст 128).

Более узкое понимание имущества содержится в нормах НК РФ: под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст 38 НК РФ).

Согласно ст. 131 ГК РФ передача недвижимого имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление подлежит государственной регистрации. Содержание правомочий владения, пользования и распоряжения предприятиями и учреждениями ограничено по сравнению с правом собственности и различается в зависимости от характера принадлежащего права — хозяйственного ведения или оперативного управления. И ГК РФ, и специальные законы содержат специальные правила, регулирующие порядок распоряжения имуществом, закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Для распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, унитарное предприятие должно получить согласие собственника имущества на совершение конкретной сделки. Отсутствие такого согласия влечет недействительность сделки . Функции собственника выполняют уполномоченные органы по управлению имуществом, наделенные правами по распоряжению имуществом, или уполномоченный орган местного самоуправления — в зависимости от того, кто является учредителем предприятия.

Так как законодатель устанавливает принцип специальной правоспособности унитарного предприятия, то действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены задачами его уставной деятельности, не могут противоречить целям и предмету деятельности, целевому назначению предоставленного для их реализации имущества. Следовательно, когда предприятие принимает решение об отчуждении имущества, даже с согласия собственника, необходимо предусмотреть, чтобы выбытие такого имущества не привело к невозможности осуществления определенной уставом деятельности. В противном случае сделка по отчуждению этого имущества будет признана недействительной, так как приведет к невозможности использования имущества по целевому назначению. Кроме того, с утратой той части имущества, при помощи которого реализовывалась деятельность унитарного предприятия, соответствующая его уставу и целям создания, необходимо будет либо внести изменения в устав и изменить вид деятельности, либо ликвидировать его в установленном порядке, так как только при наличии определенного вида имущества могут быть реализованы поставленные цели.

Учреждения, за которыми закрепляется имущество на праве оперативного управления, обладают более ограниченными правами, чем унитарные предприятия, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Третья модель состоит в том, что учредители, передавая имущество юридическому лицу, теряют вещные права на это имущество, не приобретая обязательственных прав. К юридическим лицам такого типа, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав , относят общественные организации (в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления), общественные движения, ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты, а также фонды (общественные и благотворительные), религиозные организации, автономные некоммерческие организации и др.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь в том случае, если это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг , имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (ч. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Законодательством России могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

Существование всех перечисленных моделей не исключает возможности использования ими иного имущества, приобретаемого на основании договоров во временное владение и пользование. Примером может служить передача имущества в аренду , в доверительное управление , на основании концессионного соглашения с соблюдением правил, определенных действующим законодательством.

Приобретение имущества в собственность и на ином ограниченном вещном праве является важным источником формирования имущественной основы субъекта предпринимательства.

Основания приобретения права собственности подразделяются на две группы: первоначальные и производные. К первоначальным относятся: создание (изготовление) новой вещи , переработка и сбор общедоступных вещей, самовольная постройка (при определенных условиях), приобретение права на бесхозяйное имущество, т. е. такие способы, которые не зависят от предшествующего собственника на вещь в силу его отсутствия. К производным следует отнести способы, при которых право собственности на вещь связано с волей предшествующего собственника ее передать: на основании сделки по отчуждению, в порядке наследования, в результате реорганизации юридического лица в порядке правопреемства.

Законом предусмотрен ряд возможных оснований приобретения имущества в собственность лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

К первоначальным основаниям возникновения прав собственности на вещь относится ее создание. В процессе осуществления предпринимательской деятельности вещь может быть создана как для использования в качестве основных средств , например оздоровительный центр для работников предприятия или новый производственный корпус, так и для реализации (автомобили, выпускаемые автозаводом). И в том и в другом случае создаваемые вещи составят имущество предприятия. Право собственности на созданные вещи возникнет у создавшего их лица в силу п. 1 ст. 218 и ст. 136 ГК РФ.

При определении правообладателя создаваемой вещи очень важно определить, из чьего материала и за чей счет изготавливалась новая вещь. Если объект нового строительства финансировался из средств инвестора, то права на него возникнут в соответствии с инвестиционным контрактом, устанавливающим соответствие между вложенными средствами (к которым могут быть отнесены не только деньги, но и работа, услуги, материалы) и долей в праве на возведенный объект.

Право на новую движимую вещь возникает в результате переработки материалов, из которых она создается. По общему правилу право собственности на такую вещь возникает у собственника материалов. В случаях, когда переработка осуществляется не самим собственником материалов, а иным лицом, например по договору подряда , собственником созданной вещи может стать и переработчик, если стоимость работы существенно превосходила стоимость материалов, а лицо, производившее работы, не получило возмещения за работу.

Подрядчик в этом случае обязан возместить стоимость материалов их собственнику.

Среди первоначальных способов приобретения права собственности были перечислены приобретение права на бесхозяйное имущество и самовольную постройку. Оба эти способа, как и приобретательная давность (особенно если речь идет об объектах недвижимости), могут быть осуществлены только в судебном порядке. Судебное решение (установление факта принадлежности имущества) следует также отнести к первоначальным способам приобретения права собственности на вещь.

Судебные решения, направленные на возникновение права собственности на имущество у субъектов предпринимательской деятельности, многообразны. Одни из них устанавливают факт владения определенным имуществом. Такого решения оказывается достаточно для приобретения права собственности на движимые вещи. Что же касается недвижимых вещей, то по общему правилу права на них возникают только с момента государственной регистрации. Для целей регистрации оказывается недостаточным получения судебного решения, определяющего факт владения. У правообладателя возникает необходимость вслед за получением решения о факте владения обратиться за получением решения о признании права собственности, которого будет достаточно для регистрации этого права на недвижимую вещь. К числу таких решений можно отнести решения о признании права на бесхозяйную вещь (абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ), на самовольную постройку (п. 3 ст. 222 ГК РФ), в силу приобретательной давности (ст 234 ГК РФ).

Одним из производных способов приобретения права собственности является реорганизация юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ она осуществляется в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Во всех случаях, кроме выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданному лицу в порядке правопреемства. Имущество, ранее принадлежавшее реорганизуемому лицу, также переходит к вновь созданному лицу, которое становится собственником имущества.

Сложившаяся практика связывает момент перехода права на имущество с моментом регистрации правопреемника в ЕГРЮЛ. В основании такой регистрации лежит акт реорганизации юридического лица. Акт должен содержать сведения о составе имущества, с которым закон связывает определенные правовые последствия. Сделка, направленная на реорганизацию, может считаться исполненной именно в момент регистрации новых юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения — в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Приобретение права собственности посредством внесения имущества в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ тоже является производным способом, поскольку зависит от воли предыдущих собственников имущества — учредителей и представляет собой сделку по отчуждению имущества.

Внесение имущества в уставный капитал хозяйственных обществ и складочный капитал товариществ может быть осуществлено как в процессе создания нового юридического лица, так и в процессе его деятельности для увеличения уставного капитала. При этом всегда происходит смена собственника имущества. Важно определить момент перехода права собственности от физического и (или) юридического лиц, являющихся учредителями общества, к вновь создаваемому обществу, и исполнения сделки по передаче имущества от учредителей к обществу. По общему правилу момент совершения сделки связан с ее заключением, если не требуется передать определенную вещь по сделке на основании акта. При внесении имущества в уставный капитал для третьих лиц такая сделка будет считаться заключенной только с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица или регистрации изменений в учредительных документах, если имущество вносилось в процессе деятельности общества или товарищества.

Для осуществления хозяйственной деятельности организации необходимо точно оценивать величину уставного капитала, так как это связано с необходимостью отражения имущества в бухгалтерском учете , уплаты налога на имущество предприятия, разрешения спорных ситуаций и т. п.

Передавая имущество в уставный капитал общества, его учредители заключают учредительный договор , в котором отражаются состав и стоимость передаваемого имущества. Момент возникновения юридического лица, как уже отмечалось, совпадает с моментом его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Юридическое лицо вносится в ЕГРЮЛ, за ним закрепляется определенный идентификационный номер.

Таким образом, регистрация юридического лица влечет за собой правовые последствия, а именно: лицо наделяется правоспособностью, приобретает права собственности на переданное ему учредителями имущество. В то же время право собственности учредителей на переданное имущество прекращается. Этот момент и является моментом перехода права собственности на передаваемое имущество от одного лица к другому, т. е. от учредителей к обществу.

Наряду с правом собственности для создания имущественной основы предпринимательской деятельности могут быть использованы такие вещные права, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Эти права относятся к ограниченным вещным правам, дающим возможность использовать имущество собственника иным лицам, не являющимся его собственниками.

Появление этих вещных прав в отечественном правопорядке было связано с существованием регулируемой на основании государственного плана экономики . Государство как собственник основной массы имущества, не имея возможности осуществлять управление этим имуществом непосредственно, но не желая утратить на это имущество право собственности, создавало для его использования юридические лица, за которыми закрепляло определенные права по распоряжению государственным имуществом. Публично-правовое образование , исходя из поставленных задач и необходимости их реализации, создает по своему усмотрению унитарное предприятие, наделяет его специальной правоспособностью и вместе с тем необходимым для решения этих задач имуществом. Названные права являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от основного права — права собственности.

Имущество унитарного предприятия обособляется от имущества создающего его собственника и закрепляется за созданным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не выбывая при этом из собственности учредителя предприятия, каковым являются Российская Федерация, субъекты РФ , муниципальные образования . Имущество таких предприятий неделимо и не может быть разделено на доли, паи, вклады, акции. Собственник имущества принимает решение и передает предприятию при его создании необходимый для осуществления определенной функции набор имущества, который представляет собой имущественный комплекс.

При этом собственник имущества предприятия, по инициативе которого создается предприятие, не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия после передачи имущества. Собственник-учредитель теряет права владения и пользования в отношении распределенного (переданного) имущества.

Неординарность данной конструкции заключается также и в том, что субъект предпринимательской деятельности — созданное собственником предприятие не имеет возможности приобрести право собственности на плоды и доходы, полученные от использования переданного ему имущества. Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст 299 ГК РФ). Это обстоятельство не лучшим образом сказывается на развитии предпринимательской деятельности с использованием такого рода прав на имущество. С одной стороны, у предприятия единовременно формируется весь имущественный комплекс, необходимый для осуществления предпринимательской деятельности, с другой стороны, все полученное и приобретенное в процессе деятельности имущество не принадлежит предприятию на праве собственности, а лишь на том же праве, на котором был передан имущественный комплекс.

Следует отметить, что в предпринимательской деятельности наряду с приобретением имущества в собственность и на ином вещном праве широко используется группа арендных договоров, которые позволяют передать имущество во временное владение и пользование. Такие договоры дают возможность сформировать необходимую для предпринимательской деятельности имущественную базу и избавляют предпринимателя от необходимости единовременно нести существенные материальные затраты по приобретению имущества в собственность. К этой группе договоров относятся договоры аренды , финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, концессии. Использование имущества на основе перечисленных договоров не предполагает приобретения имущества в собственность, а лишь позволяет приобрести права владения и пользования. Федеральный закон от 21 июля 2005 г № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» закрепил возможность передачи имущества казны муниципального образования на конкурсной основе в пользование профессиональным управляющим компаниям на основе концессионного соглашения. Применение такого правового механизма для осуществления предпринимательской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать имущество, не меняя титул его собственника.

Имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности, может приобретаться не только в собственность, но во владение и пользование по различным основаниям. Одним из способов формирования имущества является привлечение заемного капитала, т. е. денежных средств, полученных на определенный срок. Правовыми способами формирования заемного капитала являются заключение договоров займа (кредита), выпуск облигаций или иных ценных бумаг Государственные и муниципальные предприятия приобретают имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление на основании соответствующего решения собственника их имущества (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования).

Приватизация как способ формирования имущественной основы предпринимательской деятельности

Важным этапом приватизации является ее планирование , которое осуществляется посредством разработки прогнозного плана (программы) приватизации. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ на срок от одного года до трех лет. В нем указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Порядок приватизации имущества включает принятие решения об условиях приватизации имущества, которое принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации. Так, в решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права . В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия. В случае создания акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью — размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Способы приватизации — предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст 13 Закона о приватизации 2001 г). По мере развития законодательства способы приватизации изменялись и совершенствовались, некоторые упразднялись.

Закон предусматривает следующие способы приватизации:

  1. преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
  6. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  7. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  8. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
  9. продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления .

Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости. Как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Преобразование унитарного предприятия. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества или в общество с ограниченной ответственностью является важным первоначальным способом приватизации. Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

Преобразование унитарного предприятия можно рассматривать как разновидность реорганизации юридического лица, в результате которой создается акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, являющееся правопреемником этого унитарного предприятия. Акции созданного акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью закрепляются в государственной собственности и в свою очередь могут быть приватизированы предусмотренными законом способами. Определены различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества: путем закрепления в государственной собственности 100% акций или долей, путем закрепления в государственной собственности иного (менее 100%) количества акций или путем использования специального права («золотой акции»).

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством РФ и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.

Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, содержащихся в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона. При расчете единой цены за одну акцию учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе. Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через 30 дней с даты подведения итогов специализированного аукциона в соответствии с законодательством РФ и условиями специализированного аукциона.

Продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе.

На конкурсе могут продаваться акции акционерного общества либо доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более 50% уставного капитала указанных обществ, либо объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в конкурсе должна быть не менее чем 25 дней. Для участия в конкурсе претендент вносит задаток в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а также только одно предложение о цене государственного или муниципального имущества. При уклонении или отказе победителя конкурса от заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества задаток ему не возвращается. Договор купли-продажи государственного или муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса. Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств. Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 451 ГК РФ. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год, если иное не предусмотрено законом.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ. Может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг , выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ. Указанное решение должно содержать следующие сведения: количество находящихся в государственной собственности и используемых для обеспечения выпуска ценных бумаг иностранным эмитентом акций акционерных обществ; наименование иностранного эмитента; вид ценных бумаг иностранного эмитента; максимальный размер вознаграждения иностранного эмитента и осуществляющих продажу ценных бумаг иностранного эмитента организаций, а также расходов , связанных с выпуском и продажей таких ценных бумаг и подлежащих возмещению за счет средств, полученных от продажи находящихся в государственной собственности акций акционерного общества; период и способ ограничения распоряжения остающимися в государственной собственности акциями акционерного общества, акции которого продаются. Средства, полученные от продажи находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, конвертируются в валюту РФ в соответствии с законодательством РФ.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными ст. 15 Закона о приватизации 2001 г, должно содержать следующие сведения:

  1. дата, время и место проведения продажи посредством публичного предложения;
  2. величина снижения цены первоначального предложения («шаг понижения»), величина повышения цены («шаг аукциона»);
  3. минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50% начальной цены такого аукциона. Продолжительность приема заявок должна быть не менее чем 25 дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Признание претендентов участниками продажи посредством публичного предложения осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Продажа посредством публичного предложения проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения. Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения. Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества заявляются участниками продажи посредством публичного предложения поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем «шаге понижения».

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством РФ не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Информационное сообщение о продаже должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 15 Закона о приватизации 2001 г, за исключением начальной цены.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении. Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты). В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. По решению соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. При этом доля акций акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы акционерных обществ может осуществляться: при учреждении акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов акционерных обществ.

Продажа акций акционерного общества по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. Договор купли-продажи акций акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Сведения о количестве (доле в уставном капитале) и цене продажи акций акционерного общества, которые подлежат продаже по результатам доверительного управления, включаются в соответствующее информационное сообщение о проведении конкурса по передаче акций указанного акционерного общества в доверительное управление.

Информационное сообщение о проведении конкурса по передаче акций акционерного общества в доверительное управление размещается на сайтах в сети Интернет не менее чем за 30 дней до проведения. В указанное информационное сообщение включаются сведения об акционерном обществе, а также о количестве передаваемых в доверительное управление акций и об их доле в уставном капитале акционерного общества, об условиях доверительного управления и о сроке, на который заключается договор доверительного управления (не более чем на три года).

Правовой режим отдельных видов имущества в предпринимательской деятельности

Правовой режим в общем виде определяется как совокупность нормативно-правовых установлений и мероприятий, посредством которых создается особая упорядоченность правового регулирования в соответствии с поставленными в действующем законодательстве целями и задачами, обусловливающая характер взаимодействия между субъектами в рамках правоотношений ".

А. В. Венедиктов под правовым режимом имущества понимал специальные правила порядка образования и использования имущества, объем прав и обязанностей управомоченного лица в отношении принадлежащего ему имущества, а также третьих лиц, имеющих право на это имущество; порядок приобретения этого имущества; порядок и пределы реализации прав на это имущество; порядок обращения на это имущество взыскания по обязательствам управомоченного лица.

Правовой режим устанавливается прежде всего в отношении недвижимого имущества.

Особенность правового режима недвижимости состоит в том, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии со специальным законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. Наряду с нормами ГК РФ (ст. 131) действует Федеральный закон от 21 июля 1997 г № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Под государственной регистрацией прав понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится по установленной законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в ЕГРП. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Государственной регистрации подлежат право собственности , право хозяйственного ведения , право оперативного управления , право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека , а также иные права в случаях, предусмотренных законом. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление , аренда , а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия — безвозмездное пользование (ссуда). Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления , подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными, за исключением тех, доступ к которым ограничен федеральным законом. Сведения предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу.

Сведения предоставляются в виде выписки из ЕГРП или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Выписка должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Прием документов на государственную регистрацию прав, запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, и выдачу (направление) соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры.

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: 1) прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация документов; 2) правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления; 3) внесение записей в ЕГРП на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; 4) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Государственная регистрация прав проводится в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов, если иные сроки не установлены федеральным законом. Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

Законодательство устанавливает правовые режимы таких объектов, как имущественные комплексы. Это совокупность взаимосвязанного движимого и недвижимого имущества, используемого как единое целое по общему назначению.

К имущественным комплексам относятся предприятие как объект предпринимательской деятельности , единый недвижимый комплекс, паевой инвестиционный фонд и др.

По мнению С. А. Степанова, имущественный комплекс нельзя свести к понятию сложной вещи, он определяет более емкое явление, чем сложная вещь: последняя состоит из реальных, наличных вещей, а имущественный комплекс образуют не только вещи, но и иное имущество, ВТОМ числе и права. Имущественный комплекс — изначально объективированное, предназначенное как для публичных, так и для частноправовых методов пользования, владения и распоряжения явление материального мира, предполагающее комплексную совокупность имущества в виде вещей, в том числе недвижимых, как основного, но не единственного составляющего элемента".

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права , если иное не предусмотрено законом или договором.

Предприятие может обладать определенной клиентурой, «клиентелой», что составляет весьма важную особенность предприятия как имущественного комплекса.

Предприятие в целом может быть объектом купли-продажи, залога , аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

По мнению В. С. Ема, продавцом предприятия по общему правилу может быть гражданин-предприниматель или юридическое лицо , которому предприятие принадлежит на праве собственности, а покупателями могут быть граждане-предприниматели, юридические лица, государство, муниципальные образования или, если к покупателям закон предъявляет особые требования (законодательство о приватизации , несостоятельности), то соответствующие субъекты, отвечающие этим требованиям (например, покупателем имущественного комплекса страховой организации может быть только страховая организация, которая в состоянии исполнить принимаемые на себя обязательства по договорам страхования)

Объектом оборота может стать и часть предприятия (имущество цеха, производства, магазины, кафе и др.).

Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРП зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ).

Единый недвижимый комплекс относится к недвижимому имуществу, участвующему в обороте как единый объект. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Примером единых недвижимых комплексов, созданных технологической связью, могут также выступать технологические комплексы автомобильных дорог, технологический комплекс воздушного и водного транспорта, технологический комплекс наземного и подземного электрического транспорта, куст скважин в газовом промысле вместе с их обвязкой, внутрипромысловыми трубопроводами и газосборными пунктами, автозаправочные станции, газопроводы и др.

Как отмечает В. А. Болдырев, введенные в закон правила о едином недвижимом комплексе являются следствием анализа судебной практики и обусловлены здравым смыслом. Так, судом были признаны недействительными сделки по предоставлению одним юридическим лицом другому отступного — зданий (операторных) автозаправочных станций. Суд пришел к выводу, что автозаправочные станции со всем оборудованием представляют собой производственно-технологические комплексы, т. е. сложные неделимые вещи. Применение принципа свободы договора было ограничено свойствами и функциональным назначением объекта права (вещи) за два года до введения в закон правила о едином недвижимом комплексе".

Паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой , выдаваемой управляющей компанией (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2001 г № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности . Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Название паевого инвестиционного фонда должно содержать указание на состав и структуру его активов в соответствии с нормативными актами Банка России и не может содержать недобросовестную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую или вводящую в заблуждение информацию.

Условия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом определяются управляющей компанией в стандартных формах и могут быть приняты учредителем доверительного управления только путем присоединения к указанному договору в целом. Присоединение к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, выдаваемых управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом. Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.

Правовые режимы установлены и для другого имущества, используемого в предпринимательской деятельности (валюты и валютных ценностей, ценных бумаг и др.).

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163) или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).



Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.

Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателей, реализующих свое конституционное право.

Режим осуществления предпринимательской деятельности - совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности.

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществления которых способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования.

Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности:

1) В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяют:

a. Правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режимы);

b. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

2) В зависимости от содержания регулируемых отношений:

a. Налоговый режим;

b. Таможенный режим;

c. Режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

3) В зависимости от политики государства по отношению к субъектам рынка, в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности выделяют:

a. Режим поддержки малого и среднего предпринимательства;

b. Режим особого контроля за субъектами действующими в условиях естественной монополии;

c. Режим особого контроля за обычными временными монополистами.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется следующими задачами:

1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и в социальном развитии;

2. Формирование государственного бюджета;

3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. Обеспечение занятости населения;

5. Обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита о монополизма;

7. Соблюдение правопорядка во внешне экономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Основания государственного воздействия на предпринимательство:

1. Экологические;

2. Социальные;

3. Экономические;

4. Политические;

5. Юридические.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. В целом государственное регулирование представляет собой реализацию всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.


Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются:

1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц;

2. Акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, качающиеся конкретного объекта. Виды актов ненормативного характера:

a. Акты позитивного регулирования. Применяются при отсутствии правонарушения и определяют конкретные права и обязанности конкретного лица (акты регистрации юридических и физических лиц, прав на недвижимость и сделок с ней; акты разрешения; акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий; государственном и муниципальном секторах экономики применяют акты директивного характера в отношении унитарных предприятий);

b. Акты реагирования на правонарушения. Применяются через применение санкций и мер ответственности.

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. В зависимости от уровня регулирования:

a. Регулирование в масштабах все территории РФ;

b. Регулирование в пределах территории соответствующего региона.

2. В зависимости от отношений между государством (его организациями) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации и ординации) и формы собственности на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различаются:

a. Регулирование в государственном секторе экономики;

b. Общеправовое регулирование;

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

a. Прямое;

b. Косвенное.

4. В зависимости от вида деятельности.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем выделяют:

a. Воздействие через правосубъектность;

b. Воздействие в рамках конкретного правоотношения.

Правовые средства государственного регулирования:

1) Общие средства регулирования. Нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций;

2) Специальные средства. Требования, устанавливающие количественные измерители (ограничители деятельности предпринимателя:

a. Нормы, нормативы;

b. Лимиты;

c. Размеры ставок;

Бизнес занимает одно из центральных мест в экономике. Бизнес представляет собой индивидуальную или партнерскую деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли.

Деятельность может быть абсолютно различных видов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Понятие бизнеса и его признаки

Признаками бизнеса являются:

Добровольный инициативный хараеткр деятельности: законодательство Российской Фендерации поощряет деятельность человека и не препятствует выбору тех иили иных сфер для развития своих способностей и не принуждает к занятию предпринимательской деятельностью.

Организованность: предпринимательская деятельность носит упорядоченный характер, разделена на этапы по времени, у ее инициаторов присутствует обязательное наличие плана по осуществлению этой деятельности.

Четкая цель: систематическое извлечение прибыли.

Наличие партнерских связей: нельзя построить бизнес не вступая в социальные контакты с другими предпринимателями.

Занимаемое прочное место в экономике государства: любой легальный (законный) бизнес входит в систему рыночных отношений.

Организационно-правовые формы бизнеса

Поскольку бизнес занимает важнейшее место в рыночной экономике государства, участвуя в формировании валового внутреннего продукта, удовлетворяя экономические потребности членов общества (например, бизнес по организации сети общественного питания, сеть супермаркетов и другие), предприниматели имеют правовые регламенты своей деятельности.

Они указаны в Гражданском кодексе РФ, антимонопольном законодательстве, Налоговом Кодексе РФ, Федеральном законе от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и других нормативно-правовых актах российской системы законодательства.

Один из этих регламентов - обязательная юридическая регистрация создаваемых бизнесов. Регистрируясь, человек вносит свою предпринимательскую деятельность в список одобренных государством предприятий, на которых распространяется юридическая защита и иные гарантии, предусмотренные государством для поощрения и развития микроэкономики.

Начинающий предприниматель может зарегистрировать свой бизнес в качестве индивидуального предпринимательства либо одного из вида юридических лиц, приняв ту или иную организационно-правовую форму, то есть форму, в рамках которой бизнес официально признан государством и которая регулирует:

Порядок, на котором имущество будет закреплено за собственником бизнеса;

Какие у него есть права и обязанности.

Каждая организационно-правовая форма, в рамках которой предприниматель может организовать свой бизнес, имеет свои особенности и нюансы.

Вот некоторые из ОПФ: Открытое акционерное общество, Закрытое акционерное общество, Производственный кооператив, Общество с ограниченной ответственностью и другие.

Правовой режим предпринимательской деятельности

Государство осуществляет свой контроль над деятельностью предпринимательей и владельцев компаний посредством правового режима, под которым подразумевается совокупность способов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Эти способы могут быть реализованы через налоговвую политику, деятельность антимонопольных служб, систему выдачи субсидий и льгот на развитие бизнеса и так далее. Существуют различные правовые режимы для осуществления предпринимательской деятельности:

Общий, действующий в отношении большинства субъектов предпринимательства;

Специальный, дейсвующий в отношении специфических субъектов предпринимательской деятельности с особыми ОПФ, или с особыми видами деятельности, осуществление которых должно сопровождаться особым разрешением государственных органов путем прохождения процедуры лицензирования.

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163)или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).

Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.