Как поставить на учет общие земли снт. Оформлять или нет земли общего пользования СНТ? Пользование землей общего пользования в снт

Чья земля?

Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ? Нужно ли оформлять права на такие земли? Каков порядок оформления прав на земли общего пользования СНТ? С подобными вопросами обращаются все больше и больше представителей товариществ в органы государственной регистрации. Постараемся вкратце прояснить некоторые моменты, связанные с этим непростым процессом оформления прав на земли общего пользования.

Во-первых, земли общего пользования не попадают под «Дачную амнистию», соответственно, на них не распространяется упрощенный порядок приватизации.

Во-вторых, к земле общего пользования в садоводческих товариществах, гаражных кооперативах относятся дороги, проезды, земли на которых расположены линии электропередачи, газопроводы, трубопроводы, водоемы, подсобные сооружения (сторожки), то есть все то, что находится на территории СНТ или ГСК, за исключением земельных участков, непосредственно закрепленных за гражданами. Эти земли являются коллективной собственностью членов кооперативов и товариществ.

В-третьих, согласно статье 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В-четвертых, Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

В-пятых, у любого садоводческого товарищества, гаражного кооператива в составе документов должен находится правоустанавливающий документ на земли общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность, или акт закрепляющий право постоянного бессрочного пользования землей.

Итак, мы уже вкратце обмолвились, что земли СНТ могут принадлежать как на праве коллективной собственности, так и быть закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Рассмотрим поподробнее случай, когда земельные участки закреплялись за СНТ на праве коллективной совместной собственности.

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена Гражданским кодексом РФ? – спросите вы. Для этого надо вернуться в 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Так, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР №1103-1 от 25.04.1991 г. в РСФСР подтверждалось многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, поддерживается развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций.

В РСФСР устанавливались государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).

Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, земли общего пользования оформили в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу.

Земли общего пользования садоводческих товариществ передавались им бесплатно и разделу не принадлежали.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу должны были выдать документ, удостоверяющий право на землю.

Такие земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принадлежат гражданам, а ни в коей мере не юридическому лицу. Свидетельство, имеющееся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок именно у граждан. То, что в качестве правообладателя (субъекта права) указано садоводческое товарищество, накладывает определенные отпечатки, но не исключает право собственности граждан.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы не предусматривают наличие коллективной собственности, а только совместную и долевую – это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. В Федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который принят 25 октября 2001 года, есть пункт 9 статьи 3, в котором говорится: «Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная?

Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица.

Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению общего собрания, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу земель общего пользования, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же земли общего пользования остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником земель общего пользования до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка.

Здесь же считаем необходимым отметить еще целый ряд вопросов, который может возникнуть в ходе оформления прав на земли общего пользования, а именно несоответствие площади земли, указанной в постановлении и свидетельстве (акте) и уточненной площади, после проведения межевания. Такое расхождение может быть связано как с нарушением границ самого садоводства, так и с самозахватом чужого земельного участка (незаконное увеличение земельного участка). Или участки, уже оформленные в СНТ в собственность, не соответствуют первичной документации и расположены на землях общего пользования. Возможно расхождение в списках членов, представленных председателями СНТ, и это при том, что численность владельцев земельных участков в СНТ может быть свыше двухсот-трехсот и фактически собрать всех собственников для обсуждения того или иного вопроса очень затруднительно, не говоря уже о том, что практически в каждом садоводческом товариществе находятся заброшенные земельные участки, а также другие вопросы, которые затрудняют процесс формирования и оформления земельных участков.

Однако стоит помнить, что существующие права на земли общего пользования у садоводов никто не сможет отнять.

В случае возникновения вопросов о порядке государственной регистрации прав садоводческих, дачных и иных товариществ на земли общего пользования мы всегда готовы проконсультировать заинтересованных лиц как по телефону, так и при личном контакте.

Сергиево-Посадский отдел

Управления Росреестра

по Московской области

56.300000 38.133333

К большому сожалению, в большинстве садоводческих некоммерческих товариществ или дачных кооперативов с землями общего пользования царит полная неразбериха. Если не знать о том, как оформит земли общего пользования и правильно установить их границы, такая ситуация приводит к тому, что некоторые члены таких товариществ и кооперативов просто увеличивают свои стандартные участки за счет прирезки таких земель. Конечно, это не может не нарушать права остальных садоводов, что в целом вызывает рост общего недовольства и просто препятствует комфортному времяпровождению.

Что такое земли общего пользования и почему их нужно правильно оформить

К землям общего пользования принято относить ту территорию садоводства или дачного кооператива, по которой проходят подъездные дороги к участкам, где расположены маневровые площадки для разворота автотранспорта, площадки для сбора мусора, пожарные водоемы, газопроводы, водопроводы – в общем, фактически это вся та часть территории, которая не занята непосредственно садоводческими ил дачными участками. Любое садоводческое или дачное партнерство должно иметь документ, подтверждающий его права на земли общего пользования, которые, фактически, являются коллективной собственностью всех членов данного партнерства. Это может быть постановление органов местного муниципального управления, подтверждающее передачу таких земель в собственность садоводческому товариществу ил дачному кооперативу, или же постановление, в котором говорится о передаче земель общего пользования в бессрочное пользование, либо любой другой аналогичный документ. Так вот проблема заключается в том, что если речь не идет о передаче земель именно в собственность. То такие земли требуют обязательного переоформления, согласно ныне действующему законодательству.

И не только потому, что ничейная земля может быть захвачена особо предприимчивыми садоводами. Есть причины и посерьезнее. Например, далеко не во всех муниципальных образованиях разработаны окончательные генеральные планы развитии территорий. И если вдруг, земли вашего садоводства или дачного кооператива покажутся кому-то привлекательными, например, для реализации каких-то масштабных проектов, пока они не оформлены в собственность юридического лица – вашего товарищества, нет никаких гарантий, что они не подвергнутся агрессивному захвату. Только свидетельство о праве собственности позволит вам спать спокойно.

Как оформить земли общего пользования в собственность садоводства

  • Прежде всего, вам нужно провести общее собрание членов своего дачного кооператива или садоводческого товарищества. На нем должно быть принято решение об инициализации процесса оформления земель общего пользования в общую коллективную собственность. Это решение должно быть закреплено соответствующей резолюцией.
  • Следующий шаг – получение кадастрового плана участка, на котором находится ваше СНТ или ДНП. Вполне возможно, что такой план у вас уже есть, если же нет, или границы вашего объединения не соответствуют тем, которые указаны на плане, необходимо пригласить геодезистов и провести новое межевание участка, а затем поставить его на учет в региональной Кадастровой палате.
  • После получения кадастрового плана, нужно будет обратиться в администрацию вашего муниципального образования с заявлением о передаче участка в общую коллективную собственность членов ДНП или СНТ. К заявлению нужно приложить пакет учредительных документов и кадастровый план участка.
  • Следующим этапом нужно провести межевание непосредственно земель общего пользования и согласование границ с владельцами садоводческих или дачных участков.
  • Затем опять нужно обратиться в местную администрацию и подать заявление-ходатайство о согласовании проекта границ.
  • После этого нужно подать все документы в региональную Кадастровую палату, для того чтобы земли общего пользования были поставлены на кадастровый учет.
  • Наконец, завершающим этапом является обращение в территориальное отделение Росреестра для регистрации права собственности на земли общего пользования.

Как видите, для оформления земель общего пользования в собственность садоводства или дачного некоммерческого партнерства придется провести довольно большую работу. Процесс этот небыстрый, поэтому, чем раньше вы начнете такое оформление, т ем лучше. Если же у вас нет желания самостоятельно заниматься сбором всех документов и обивать пороги нужных инстанций, вы можете поручить это непростое дело специалистам-риэлторам, которые хорошо разбираются в подобных вопросах. В конце концов, в этом и заключается их работа.

Соответственно права членов СНТ обросли мифами и легендами , значительно преувеличивая возможности землепользователей. Однако у каждого дачника может возникнуть ситуация, которая заставит его вникнуть в суть правового прецедента земель садоводческих товариществ и составить адекватную картину о своих правах и возможностях.

Определение статуса

Садовые некоммерческие товарищества объединяют значительные группы землепользователей на основании коллективной собственности. К разряду используемых ими в СНТ земель относятся исключительно земли сельскохозяйственного назначения. Не путайте с .

Некоторые граждане, желающие приобрести участок земли по привлекательной цене, игнорируют на первый взгляд малозначимые характеристики , не интересуясь назначением земельного участка.

Впоследствии такое легкомыслие приводит к разочарованию, а приобретение становится обузой.

Земли в СНТ нужно приобретать с ориентацией на преимущества, которые можно извлечь из земель этого типа назначения, чётко представляя себе последствия их приобретения. Ознакомиться со всеми видами земельных участков в РФ вы можете .

Лица, осуществляющие владение участками на основании общего пользования. Их право на владение участком определяется членством в некоммерческом товариществе. Основой структуры является юридическое лицо, осуществляющее управление и распоряжение землепользованием. Естественно, что данный вид права имеет слабую индивидуализированную основу.

Сила структуры – в её корпоративном характере, объединяющем элементы права отдельных членов в целостную систему права обладания земельным ресурсом высококачественных плодородных земель. Это значит, что все действия по распоряжению участком, такие как:

  • бурение скважины для водозабора;
  • проведение электричества;
  • расширение дороги для подъезда к участку;
  • аналогичные работы,

можно провести только общими усилиями или по согласованию с членами товарищества.

Дачные участки этого типа обладают более высоким статусом, чем, например дачные , где земли того же назначения имеют менее качественные характеристики и относятся к бюджетному варианту недвижимого имущества.

Строить на землях СНТ можно дом любого типа, с гаражом и надворными постройками, если иное не предусмотрено внутренним уставом. Его возведение не будет регламентировано градостроительными ограничениями. Но при его возведении необходимо понимать – какие бы площади не соответствовали вашему строению – оно не получит статус капитального недвижимого объекта.

Всё дело в назначении земель . При их выделении для пользования СНТ предусматривалось не регламентируемое градостроительным контекстом строительство дачных домиков. Соответственно – разрешение на строительство и реализацию творческих планов у вас имеется. Тем не менее, не забывайте, что специфика строения и его оформления по статусу не может выйти за рамки дачного участка.

Для многих дачников таковые правила – не помеха. Сегодня зачастую можно встретить картину, когда на фоне покосившихся избушек красуются современные коттеджи.

Однако нормы строительства могут быть оговорены во внутреннем уставе юридического субъекта СНТ. В настоящее время могут выделяться участки, которые предполагают исключительно строительство статусных капитальных строений.

Это условие фиксируется в документационном обеспечении товарищества и определяется в качестве положений договора , на основании которых имеется реальная возможность состоять в членстве.

Правовые и технические отличия земель СНТ и ИЖС

Приобретая землю в СНТ необходимо понимать, что кадастровая и рыночная стоимость земель разительно отличается от участка под ИЖС в соответствии с возможностями, которые даёт приобретение того или иного вида пользования.

Если в перспективе приобретения земли – возведение капитального строения, то эту задачу можно решить только на участке, приобретённом под индивидуальное жилищное строительство, которое имеет соответствующее разрешение и регламент, предусмотренный для этих видов пользования.

Выстроенный здесь дом будет оформлен по всем правилам градостроительного регламента, с соответствующим вводом в эксплуатацию и обеспечением технической документацией. Он даст право беспрепятственного проживания и регистрации жильцов.

В дачном доме также можно прописаться, несмотря на то, что СНТ используют земли из категории сельскохоз. нужд (читайте о ). Но для этого необходимо возвести капитальное строение, в котором по факту можно проживать круглогодично. После этого требуется пригласить специализированную комиссию, уполномоченную решать подобные вопросы.

На основании проведённой ревизии, вам будет выдан акт обследования земельного участка, в котором обозначат соответствия вашего капитального строения и состояния обустроенности участка для постоянного проживания.

Решение комиссии может стать основанием для регистрации жильцов, но при условии, что данный участок земли имеет соответствующий адрес.

Не предусмотрено на землях сельскохозяйственного назначения и развитие инфраструктуры, что кардинально отличает их от жилищного комплекса . Тем не менее, дачники, за счёт внесённых членских взносов имеют право на развитие инфраструктуры.

Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

В своё время, до введения нового земельного законодательства, дачные участки выделялись на правах постоянного (бессрочного) пользования. Принятие нового законодательства позволило оставить земельные участки этого типа для пользования гражданам, но ограничило их в имущественных правах.

То есть пользоваться дачным участком возможно до конца своей жизни , но факт наследования участком может быть поставлен под сомнение, так как собственность этого типа – коллективная.

Чтобы вопрос с имущественным правом решался по справедливости, государство объявило так называемую «дачную амнистию», на основании которой осуществлялась бесплатная приватизация дачных земель по упрощённой схеме. Соответственно все заинтересованные в праве собственности на участок, дачники, воспользовались предоставленным преимуществом.

В настоящее время этот механизм ещё работает, но в некоторых ситуациях право на участок приходится отстаивать в суде. Как правило, это случаи когда после смерти землевладельца, который отказался приватизировать участок, дети не могут вступить в права наследования, а также подобные случаи.

Иск о признании права собственности на земли в товариществе нужно подавать в районный суд по месту расположения вашего участка мировому судье. К нему приложите все имеющиеся документы, которые подтверждают право собственности если не на земельный участок – то на возведённое на участке строение или на другие виды работ, которые выражаются в конкретной денежной сумме.

При отсутствии таких документов воспользуйтесь свидетельскими показаниями, которые могут дать ваши соседи.

В исковом заявлении вам нужно указать конкретную сумму иска, которая соответствует затраченным на участок средствам.

На основании этих документов вы можете установить право пользования участком, который нужно переоформить в собственность.

Если вас не устраивают условия коллективной собственности, вы имеете право выделить свою долю из общей собственности. Для этого нужно предоставить председателю товарищества заявление о своих намерениях. Обычно выдел небольшой части участка из общего массива земель сельскохозяйственного назначения затруднён.

Этот вопрос должен иметь определённые условия равные для всех членов СНТЗ . Эти условия необходимо принимать на общем собрании и следовать принятому в этой связи порядку.

Затем пригласить специалиста (кадастрового инженера) из геодезической компании и установить границы участка, который находится в вашей собственности. Имейте в виду, что если к вашему участку прилегает кусочек заброшенной земли – вы имеете право включить в план своего законного участка и его.

После проведения межевых работ и получения технической документации вы имеете право получить кадастровый паспорт, на основании которого перерегистрировать (переоформить) право собственности. Главное, чтобы выделяемый участок не имел строений, принадлежащим третьим лицам.

В некоторых случаях, на основании локальных нормативных документов товарищества, вам не будет дано разрешения на выдел земельного участка безвозмездно. Соответственно, участок можно переоформить только за плату. Сумма выплат при выкупе земли, если вы состоите в товариществе, не должна превышать кадастровой стоимости земли.

Разрешение на выкуп вы можете получить у председателя товарищества , а после оплаты полной суммы или составления договора о рассрочке, которую может предоставить товарищество, вы имеете право на выдел земли и её переоформление.

Если земли СНТ находятся в аренде у муниципалитета, он должен предоставить разрешение на выкуп участка.

Если земли изымаются государством или муниципалитетом путём выкупа – членам СНТ выплачивается рыночная стоимость земель и всех строений, находящихся на участке.

Не должен превышать 0,3% от общей кадастровой стоимости вашего участка. Конкретную процентную ставку вы можете узнать у председателя товарищества или в администрации того района, к которому принадлежат земли товарищества.

Налоговая инспекция начисляет налог на коллективную собственность единым платежом, с авансовыми выплатами . Оплата налога отдельными гражданами товарищества обычно включается в оплату членских взносов. Сумма налога отдельного члена товарищества зависит от площади участка, который он имеет в пользовании.

Как правило, все параметры для налоговых вычетов у дачников одинаковы, поэтому в соответствии с внутренним уставом, эту сумму могут затребовать дополнительно.

Если земля оформлена в собственность отдельными членами – они имеют право выплачивать налог самостоятельно.

Всем членам СНТ нужно иметь в виду, что товарищество как юридическое лицо имеет право организовать уплату налога членами товарищества, но не обязано выплачивать налог за граждан себе в ущерб.

Особенности документов: зачем они нужны, в каких случаях используются

Садовые товарищества опираются в правовом отношении на два типа документационного обеспечения прав:

  1. Документы, находящиеся в ведении юридического лица СНТ, которые постулируют существование самого товарищества как субъекта права обладания.
  2. Документы, которые выступают гарантом права пользования для участников коллективной собственности.

К первому типу относятся документы, посредством которых СНТ как юридическое лицо осуществило возникновение прав на существование, здесь должны иметься в наличии правоустанавливающие документы на пользование землёй или договор аренды с муниципалитетом.

Договор субаренды

Относится ко второму типу документов и может иметься у членов товарищества в двух случаях:

  1. Если по уставу товарищества пользование землями осуществляется на основании субдоговоров.
  2. Когда отдельные члены товарищества получают автономию в пользовании участком, посредством субаренды.

Естественно, что эти договора могут иметься лишь в том случае, когда земли находятся не в собственности юридического лица СНТ, а в аренде.

Договор субаренды имеет локальный характер и заключается в товариществе с председателем.

Впоследствии на основании этого договора можно осуществить выкуп земельного участка.

Составляется в том случае, когда дачник желает переселиться на участок на постоянное место жительства с получением регистрации. Он выдаётся специализированной комиссией, состоящей из представителей муниципального образования по инициативе собственника или по решению суда.

В её функции входит рассмотрение:

  • условий возможного постоянного проживания;
  • наличие обеспечения участка водоснабжением и энергоснабжением;
  • жилые площади дома;
  • другие свойства участка, отвечающие санитарным нормам, установленным для постоянного проживания граждан.

На основании заключения данного акта, дом приобретает статус жилого помещения и может использоваться для постоянного проживания на территории СНТ.

Отчёт об оценке

Может понадобиться при осуществлении выкупа участка. Для его составления также потребуются документы проведённой на участке экспертизы. Она устанавливает пригодность земель к использованию, уровень их плодородия.

Также в отчёт входят все объекты, имеющие имущественную ценность .

В другом случае данный документ может понадобиться при оспаривании кадастровой стоимости земли, с целью снижения налоговой ставки.

Заключение

Как видно, участок в СНТ может оказаться хорошим подспорьем в хозяйстве, отдушиной от городского ритма жизни, а так же – местом постоянного проживания для лиц, не обременённых привязанностью к инфраструктуре.

Поэтому выбирая категорию земель для приобретения, нужно ориентироваться на свои контекстные предпочтения , а не на фрагментарные узкие рамки, которые отражают лишь одну сторону такого многогранного явления как земли СНТ.

Если вам не нужна статья излагающая полный перечень аналитических материалов, вы можете посмотреть статью в упрощенном читательском варианте

04.07.2016 О чем эта статья

Полноценный аналитический материал о том, кому принадлежит земля в СНТ, нужна ли она в собственности, или лучше пусть она будет принадлежать администрации. Какие у садоводов права на эти земли и как ими воспользоваться?

ЗОП - что это?

Речь в этой статье пойдет о землях общего пользования (далее ЗОП), находящихся в коллективной совместной собственности граждан, земельном налоге на ЗОП с таким видом собственности о том, как он исчислялся и уплачивался ранее и как происходит это сейчас на практике и по закону согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ.

Почему собственность коллективная

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена ГК РФ.
Для этого надо вернуться в недалекие 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, ЗОП оформили в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу, а именно ст. 8 указывала кому можно оформить в собственность земельные наделы с такой юридической формой содержания, включая и земли общего пользования садоводческих товариществ.

Земли разделу не подлежат

«Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.» (ст.8 ЗК РСФСР)

Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

Подробно о документах

С введением нового Земельного Кодекса РФ, какие документы сегодня имеют юридическую силу равную с регистрацией в ЕГРП.

В федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» который принят 25 октября 2001 года есть п. 9 ст. 3. В котором говорится
"Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едино государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении правил введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Форма документа, удостоверяющего право на землю, менялась несколько раз, но всегда выданные ранее документы признавались действительными и сохраняли свою юридическую силу. Действует или нет ранее выданный документ нужно определять по 2-м критериям
а) форма документа должна быть утверждена нормативным актом;
б) документ должен быть выдан в период, когда его разрешалось выдавать.

Посмотрим, что из выше перечисленных документов имеют юридическую силу

1. Свидетельство на право собственности на землю, утвержденное постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177, выдавалось до 27 октября 1993 года.
Новая форма свидетельства на право собственности на землю утверждена указом президента РФ № 1767 от 27 октября 1993 года и выдавалась до вступления в действие в регионах России федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В некоторых субъектах РФ этот закон вступил в действие 1 января 2000 года, так как процесс создания учреждений юстиции (регистрационных палат) для регистрации прав затянулся на два года.

2. Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей; свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей; договор аренды земельного участка
утверждены постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177 и выдавались до вступления в действие в конкретном регионе федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с этим федеральным законом права на землю удостоверяются

3. Свидетельством о государственной регистрации прав, выдаваемые учреждениями юстиции (регистрационными палатами)

Ниже приведены ссылки на законодательство, которое указано выше и из которых следует, согласно каких документов закреплялось право на землю за гражданином или юридическим лицом, и которые имеют равную юридическую силу с гос. регистрацией в ЕГРП.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117;fld=134;dst=4294967295
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=399;fld=134;dst=100014
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=21758;fld=134;dst=100066
Из Федерального закона № 122-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 6.) так же видим, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Именно по желанию самих граждан, а не по воле ФНС, ФРС и прочих.

Это касается не только участков, которые в собственности, но и находящиеся на другом вещном праве.

Исходя из выше изложенного, следует, что земля принадлежит гражданам на праве коллективной совместной собственности, свидетельства о регистрации права собственности, которых сегодня имеют равные права с регистрацией в ЕГРП.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы, не предусматривают наличие такой собственности, а только совместную и долевую это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. См. выше ФЗ № 137-ФЗ.

Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная.
Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица. Объединение граждан -коллектив это одни права, а организация – юр. лицо другие.

Именно юридическое лицо легкая добыча рейдеров.

Почему нельзя зарегистрировать ЗОП или получить новое свидетельство взамен старого образца, как указано в ГК РФ - совместную или долевую собственность.

Потому, что нормы ФЗ №66-ФЗ после принятия закона N 93-ФЗ от 30.06.2006, предусматривают оформление ЗОП только на юридическое лицо в соответствии со ст. 14 указанного закона, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Поэтому если вы захотите переоформить сегодня надел получите, только собственность юр. лица, т. е. то, что я писала выше самолично отдадите ЗОП организации юридическому лицу, а не объединению граждан.

Земля в собственности Юридического лица СНТ

Что плохого, если граждане собственники ЗОП решили передать свои земли в частную собственность юридического лица. Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению ОС, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу ЗОП, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же ЗОП остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником ЗОП до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка, Пока вы не совершили условий по сделкам (например продажа, дарение, наследство), т. е. пока у вашего ЗУ не появился новый хозяин, к которому по закону перейдет ваша доля в ЗОП и личный участок, и который в последующем будет оплачивать земельный налог на часть отошедшей ему доли в ЗОП и за личный участок.

Абзац пункта 4 статьи 14 ФЗ №66-ФЗ о закреплении земель общего пользования за юридическим лицом противоречит Конституции РФ согласно которой, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Нельзя заставить стать членом СНТ

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. ст. 30 и 35)
Верховенство Конституции и основанных на ней федеральных законов является одним из важнейших принципов всего конституционного права, а следовательно, и всего законодательства в России. Акты, не соответствующие Конституции, подлежат отмене в установленном порядке. В случае явного противоречия между Конституцией и законом исполнению подлежит Конституция. Это - важнейшее выражение ее верховенства (Ст.4)
Теперь рассмотрим как должны начислять земельный налог ФНС на коллективную совместную собственность и почему они так старательно продолжают истребовать оплату земельного налога с юр. лица.

Для этого вернемся опять к Налоговому Кодексу гл. 31. ст. 392 в которой говорится об особенностях определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

Несмотря на то, что земельному налогу исполнилось 5 лет т. е. с тех пор как вступила в силу гл. 31 НК РФ «земельный налог», практически ничего не изменилось.

ФНС принципиально (потому что ей так удобно) ссылаясь на то, что юридическое лицо собирает членские взносы и за счет их производит оплату. Так же истребует декларации по земельному налогу с юридического лица, хотя это и не правомерно, тем самым избавляя себя от хлопот, а граждан толкает в долговую яму.

Ошибки председателей СНТ

Председатели же по старинке не отказываются от противоправных действий и несут поголовно декларации от юр. лица (организации) у которого данной базы для начисления не существует, так как нет собственности, а значит и нет начисления налога. Все это налагает определенные последствия такие как незаконное начисление штрафов за своевременно не представленные декларации и начисление пеней за не уплаченный вовремя земельный налог.

Почему продолжают начислять по старинке.

Для этого вспомним, как начислялся налог на землю до вступления гл. 31 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю (ст. 6), земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Из закона видим, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т. ч. и с площадей земель общего пользования.

Принимались так же местные законы о плате на землю в которых было прописано, что члены садоводческих, товариществ после выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками могут уплачивать земельный налог через правления кооперативов, товариществ, для чего правления представляют решения общего собрания членов кооператива, товарищества о централизованной уплате земельного налога и расчеты земельного налога (включая земельные участки членов кооперативов, товариществ) государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают налог в соответствующий местный бюджет."

Если члены объединений, указанных выше имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и каждый член объединения уже тогда должен был уплачивать налог самостоятельно.
Выплаты производились юридическим лицом, поэтому возмещение каких-либо расходов юридического лица их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога." Задолженность по налогу фактически остается за гражданином.

Членские взносы по своей структуре согласно ст. 1 ФЗ №66-ФЗ являются собственностью юридического лица, поэтому любые выплаты за счет членских взносов считаются выплатами юридического лица, а значит не списывают задолженность с гражданина.

Поэтому если принимались такие решения общим собранием, то их следует отменить в обязательном порядке. Последствия такой оплаты в будущем не заставят себя ждать.

Если юридическое лицо ликвидируют например за долги, то земли заберут в первую очередь если даже они и находились в собственности граждан, НО земельный налог УПЛАЧИВАЛО много лет ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, а не граждане сособственники ЗОП. Соответственно суд имеет право принять это во внимание.

Что изменилось с принятием гл. 31 Земельный налог

Для этого обратимся к Налоговому кодексу. Кто является налогоплательщиком п. 1. ст. 388 налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Что является объектом налогообложения

Согласно п. 1. Ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Определены налогоплательщики и земли, которые облагаются земельным налогом.
Определяем базовый элемент, т. е. согласно п. 1 ст. 390, рассматриваемой главы налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость

п. 2. этой же ст. говорит, что Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным кодексом РФ. Определили, что базой для налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог и кадастровую стоимость ЗУ, которая определяется согласно Земельного кодекса.
Если обратимся к п. 1 ст. 391, который определяет налоговую базу, то увидим, что она очень сильно разнится с определением, в Законе РФ "О плате за землю", где налогооблагаемой базой являлся весь землеотвод, включая личные участки граждан со ссылкой предоставленных для садоводства. Согласно пункта 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка отдельно и зависит от его кадастровой стоимости.

А в п. 2. налоговая база определяется так же отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, которыми налогоплательщиками признаются разные лица.
Определили, что качестве объекта налогообложения выступает земельный участок, а налоговая база определяется как кадастровая стоимость этого участка.

Налогоплательщики юридические лица определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что сами заполняют декларацию, и самостоятельно предъявляют ее в налоговые органы согласно срокам определенным в гл. 31 НК РФ.

Если юридическое лицо согласно установленным срокам не предоставил декларацию, да еще и вовремя не успел уплатить налог, то налоговые органы обязаны начислять штрафы и пени.
В отличии от юридического лица согласно ст. 397 физические лица, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления направленного налоговым органом. Только после получения на руки гражданин сможет уплатить земельный налог и никак иначе.

Из п. 2 этой статьи следует, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Внимание: ст. 397 гл. 31 НК РФ дополнена нормой о том, что направление налогового уведомления по земельному налогу физическому лицу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ранее аналогичная норма содержалась в статье 17 Закона РФ "О плате за землю", который не применяется после вступления гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. В связи с тем, что налоговые органы за всё время действия главы 31 НК РФ не проявляли должной расторопности и по многим земельным участкам своевременно не начисляли земельный налог, возникла правовая неопределённость о предельном сроке для привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога за предшествующие налоговые периоды. Теперь эта неопределённость устранена. Не более 3-х лет.

Напомню, что согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате земельного налога (а также налога на имущество физических лиц и транспортного налога) возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. Поэтому, если налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется.

Уклонение от уплаты налога на общие земли

Если владелец участка долгое время его не регистрирует, то это считается уклонением от уплаты земельного налога. В Письме Минфина России от 24.05.2007 № 03-05-07-02/57 разъясняется, что в случае отсутствия правоустанавливающих документов надо обратиться в территориальный орган Росрегистрации для оформления права на фактически используемый участок в законном порядке. При этом факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Более того, если земельные участки долго не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями – налоговой ответственностью по ст. 122 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82).

Президиум ВАС подтверждает позицию, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога (постановления от 12.07.2006 № 11403/05, № 11991/05). Впоследствии данная позиция находила свое отражение при рассмотрении споров на уровне федеральных арбитражных судов – постановления ФАС ЗСО от 11.03.2008 № Ф04-1521/2008 (1742-А27-26), ФАС СЗО от 21.02.2008 № А56-19016/2007, ФАС ВСО от 28.11.2007 № А19-4107/07-43-Ф02-8860/07, ФАС ПО от 07.08.2007 № А57-14463/2006.

Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусматривает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Для того чтобы налогоплательщик выполнял эту обязанность, законодатель должен четко определить все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты согласно п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Пункт 4. Ст. 391 поясняет, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Еще раз напоминаю, что если налоговый орган именно по этой причине не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется. Основание п. 4. ст. 391 и п. 4. ст. 397

Можно ускорить это событие, тем, что граждане подают в налоговые органы заявление с приложением копий документов на земельный участок (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство право на наследование и другие правоустанавливающие документы).

Обязанность гражданина заплатить в бюджет указанные налоги возникает только после получения уведомления из ИФНС (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

В письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, которое Федеральная налоговая служба довела до сведения ИФНС письмом от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@, также уточняется срок уплаты налога. Он должен составлять не менее одного месяца со дня получения налогоплательщиком уведомления (п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ). Это правило действует и для случаев, когда инспекторы направили уведомление с опозданием .

Исходя из толкования Налогового кодекса (п. 2 ст. 392 гл. 31 Земельный налог) следует, что за земли находящиеся в совместной собственности налог гражданами уплачиваются согласно налоговым уведомлениям, которые им направила ФНС. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.

Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании
При получении налогового уведомления обратите внимание на правильность указания в уведомлении площади земельного участка, соответствия доли указанной в правоустанавливающих документах и в налоговом уведомлении, ФИО собственника, землевладельца или землепользователя. Налог садовода согласно всех перечисленных правил должен выглядеть примерно так:

  • Налог на индивидуальный участок кадастровый № 001 = 180 руб.
  • Налог на ЗОП кадастровый № 002 = 9 рублей.
  • Итого следует к уплате за 2009 год по сроку = 189 рублей.
Пример 1.

Собственник личного участка, кадастровая стоимость которого составляет 120 000 руб., а ставка земельного налога - 0,15%. Кадастровый № 001

Расчет суммы земельного налога следующий:
120 000 х 0,15: 100 = 180 руб. или (120 000 х 0,15 %) = 180 руб

Пример 2.

По участкам, находящимся в совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в РАВНЫХ ДОЛЯХ. (НК РФ)

Для примера предположим, что объединение состоит из 4-х человек являющимися сособственниками ЗОП (Иванов, Петров, Сидоров, Гаврилов)

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 24 000 руб. кадастровый № 002
Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

  • Ивановым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Петровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Сидоровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Гавриловым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, (для садоводческих, огород, и дачных) 0,15% в части доли земельного участка, закрепленной за:
  • Ивановым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Петровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Сидоровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Гавриловым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
Почему раздельный расчет сумм на ЗОП и личный участок

Разные кадастровые номера на ЗОП и личные участки граждан, а иногда может быть и разная кадастровая стоимость. Если же продолжать платить «котловым методом» т. е. согласно поданной декларации от имени юридического лица, то это повлечет задолженность по уплате земельного налога у гражданина. Плательщиком, а значит и собственником этих средств, как имущества будет являться СНТ- юр. лицо..

НО НК РФ так же указывает в частности в статье 8, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме ОТЧУЖДЕНИЯ принадлежащих им на праве СОБСТВЕННОСТИ, хозяйственного ведения или оперативного управления ДЕНЕЖНЫХ средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. (СНТ здесь выступает в качестве третьего лица).

Из пункта 1 ст. 45 НК следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Под налоговым законодательством подразумевается НК РФ.

Кто же должен уплачивать земельный налог на ЗОП в совместной собственности.

Как уже говорилось выше, граждане выплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Из всего сказанного следует, что земельный налог за земли общего пользования,
находящиеся в общей совместной собственности граждан объединения (членов объединения и не являющимися таковыми, но земли ранее были предоставлены и на их долю) подлежит уплате физическими лицами – гражданами этого объединения (как членов так и не членов такого объединения)

Предоставление Декларации по земельному налогу и его оплата СНТ в случае ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности, неправомерно. В обязанности юридического лица НК РФ не вменяется оплата земельного налога за налогоплательщика гражданина.
НК РФ не возлагает по земельному налогу функций налогового агента. Только агенты, признанные согласно НК РФ считаются таковыми.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Из этого следует, что налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те, организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход. Причем эти обязанности могут быть возложены на источник выплаты только законодательством о налогах и сборах.(В нашем случае НК).

В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании каких-либо нормативных актов, писем министерств и ведомств. Удержание налога производится из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств, а обязанность по перечислению удержанного налога - за счет средств налогоплательщиков.

Примеры таких наиболее распространенных выплат с участием налогового агента.
Это выплата заработной платы физическому лицу (налоговый агент по уплате налога на доходы физических лиц - (НДФЛ).

В платежном поручении в правом верхнем окошечке предусмотрен код налогового агента. (02)
Выплата дивидендов организациями (налоговый агент по уплате налога на прибыль организаций)
Выплаты связанные с арендой государственного или муниципального имущества (налоговый агент по уплате НДС).

На практике в соответствии с НК их не так-то и много

Садоводческие объединения могут выступать в роли агента только в части уплаты НДФЛ, так как НК дает прямое указание на это. Что касается земельного налога, то по закону у него нет прав налогового агента, и как третье лицо он тоже не имеет права участвовать в оплате налога, так как налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам, о чем я уже писала выше.

Для любого суда незаконность оплаты земельного налога таким способом будет очевидна.

Тем более, по обращению суды признают незаконность требований налоговых органов оплаты земельного налога и предоставления деклараций юридическим лицом, когда налогоплательщиками по зем. налогу на ЗОП являются физические лица в соответствии с НК РФ.
Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

Нужно обратится в свою налоговую службу по месту нахождения объединения, зарегистрированного в качестве юр. лица с письмом, в котором следует сообщить, что ЗОП принадлежат гражданам на праве совместной собственности и попросить их на основании свидетельства на ЗОП и согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ производить начисление земельного налога, на каждого владельца личного участка. Приложить копию свидетельства на ЗОП, список граждан, являющихся сособственниками ЗОП. ФНС сама начисляет налог и рассылает налоговые уведомления.

Каждый обратившийся в ФНС налогоплательщик имеет право получить консультацию и помощь в письменном виде.

Председателю нужно прекратить подавать декларации иначе начисление налога будет происходить в соответствии с декларацией. Задолженность будет числится за юр. лицом согласно этой декларацией, а за гражданами в соответствии с ЗК РФ и НК РФ.

Дополнять бухгалтерскую и налоговую отчетности, сопроводительным письмом, в котором обязательно сообщать, что на балансе организации отсутствуют земли, ЗОП столько то га находятся в собственности садоводов - физических лиц.

Что следует предпринять, если в налоговых органах до сих пор нет документов, затерялись при передачи в или вообще не были переданы регистрирующими органами.
Если вы сделали запрос в налоговые органы и получили ответ, что каких-то документов нет в наличии, то следующим этапом пишите запрос в Роснедвижимость.

Нужно приложить ксерокопии паспорта, правоустанавливающие документы на землю, в заявлении указать причины по которым вы обратились в орган.

Будет лучше, если председатель сам сделает все запросы начиная с налоговой и дальше.
Это значительно ускорит сбор документов и начисление земельного налога.

А как уплачивать земельный налог на ЗОП, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
Что касается ЗОП, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то за них начисление земельного налога производит объединение - юридическое лицо, как и прежде из членских взносов согласно утвержденной сметы ОС в которой обязательно должна присутствовать графа Земельный налог.

В любом садоводческом товариществе существуют участки земли общего пользования, которые могут быть прирезаны к территории любого участника СНТ. Так как общая собственность товарищества может принадлежать или членам товарищества, или гражданам, выплачивающим аренду за использование участков земли в составе садового товарищества. Изучите материал о том, может ли участник СНТ претендовать на земли общего пользования в пределах товарищества.

В пределах территории садового товарищества осуществляется выделение территории под участки общего пользования, на которых предполагается размещать объекты для общего использования. Формирование общих территорий происходит путем проведения процедуры межевания всей территории СНТ. Если в пределах границ СНТ осуществляются любые сложные работы кадастровыми инженерами, то все общие участки земли будут внесены в кадастровый план территории садоводства.

Чтобы прирезать часть территории общего пользования к собственному участку, выберите способ приобретения этой земли:

  • Выкупить участок общего пользования у СНТ;
  • Взять в долгосрочную аренду;
  • Получить территорию после проведения перераспределения участков земли между собственниками в пределах территории СНТ.

Чтобы выкупить территорию общего пользования у СНТ, необходимо решать вопрос с председателем товарищества. Чтобы получить землю путем перераспределения границ существующих участков, необходимо заручиться согласием соседей, чьи участки непосредственно граничат с территорией инициатора перераспределения и территорией ЗОП.

В любом случае, если территория, которую необходимо присоединить к собственному участку, располагается в пределах границ СНТ, то все решения могут приниматься только на собрании всех участников СНТ. На этом собрании предложите купить земли ЗОП у СНТ на условиях, которые будут приемлемы и покупателю и СНТ.

Для правильной постановки вопроса относительно земель ЗОП изучите возможности правления СНТ и полномочия общего собрания членов СНТ:

  • Общее собрание уполномоченных представителей садового некоммерческого товарищества, огороднического, дачного некоммерческого объединения может решать вопросы относительно формирования и применения имущества указанного СНТ;
  • Собрание уполномоченных имеет право формировать размер резервных фондов товарищества для осуществления основных целей товарищества, которые прописаны в уставе СНТ, назначать уплату взносов с каждого члена товарищества;
  • Планировать, осуществлять и контролировать проведение межевания в пределах территории СНТ, принимать проект развития и планирования расширения территории садового товарищества;
  • Выносить на повестку собрания все возможные вопросы, касающиеся деятельности СНТ для принятия коллективного решения в рамках проводимых собраний собственников участков земли в пределах СНТ.

Если удается убедить правление садоводческого товарищества в необходимости или допустимости продажи указанной части земли, то приступайте к оформлению договора на приобретение участка, который необходимо заключить с СНТ.

Оформите решение собрания в письменном виде, чтобы на документе были поставлены подписи собравшихся участников садового некоммерческого товарищества. Это необходимо для того, чтобы позже решение собрания не признали недействительным или принятым под влиянием заинтересованной стороны.

Чтобы решение общего собрания СНТ, ОНО или ДНО можно было считать законным, необходимо присутствие более половины участников указанного вида объединений или товариществ владельцев участков земли. Учтите, что количество уполномоченных не должно быть меньше половины от их числа.

Чтобы принимать участие в собрании членов товарищества, необходимо личное присутствие. Допустимо пользоваться услугами доверенного лица, но при этом обязанности и права такого лица должны быть регламентированы и заверены председателем СНТ.

Решение о приобретении территории ЗОП в пределах СНТ принимается прямым голосованием путем подсчета большего количества голосов. Обратитесь к председателю СНТ или иного некоммерческого объединения землепользователей с просьбой выкупить конкретный участок земли общего пользования. После голосования и подсчета голосов заключите сделку по приобретению земли, если решение принято положительное.

После регистрации права собственности на новый участок земли его можно объединить с уже существующим земельным наделом.

Существует возможность расширить территорию земли в пределах СНТ путем инициирования процедуры перераспределения участков земли в СНТ.

Для начала процедуры перераспределения земельных участков изучите причины проведения таких действий в отношении земельных участков, находящихся в ведении муниципалитета или в частном владении.

Инициировать перераспределение земельных участков можно при следующих обстоятельствах:

  • Перераспределение земельной территории в пределах СНТ, если с данным товариществом был заключен договор о дальнейшем развитии территории садового товарищества и расширении СНТ. При этом перераспределение земельных наделов проводится с целью привести границы участков в соответствии с границами СНТ, которые должны располагаться в соответствии с проектом межевания территории СНТ;
  • Перераспределение границ территорий в пределах СНТ для устранения вклиниваний участком земли, принадлежащих разным собственникам, что мешает применять земельные наделы в полной мере в соответствии с их целевым назначением. При этом имейте в виду, что увеличение площади каждого смежного участка происходит за счет земель общего пользования только в рамках допустимого увеличения общих границ СНТ. Одним из важных условий является то, что полученные после распределения участки не могут превышать максимальных размеров участков земли, находящихся в частной собственности;
  • Изменение размеров участков земли в пределах СНТ не может превышать установленные размеры земельных наделов для ведения садово-огороднической деятельности, для ведения личного подсобного хозяйства, для осуществления ИЖС;
  • Перераспределение участков земли в пределах СНТ может происходить по причине возведения капитального сооружения на территории СНТ либо по причине изъятия определенных участков для нужд государства или муниципалитета. За счет земель СНТ происходит компенсация изымаемой территории ее владельцу с ведома председателя СНТ и по решению общего собрания членов товарищества.

Чтобы получить возможность присоединить часть ЗОП к собственному участку, составьте обращение к администрации поселения, если земли ЗОП принадлежат государству, или к председателю, если территория ЗОП в ведении СНТ.

Чтобы увеличить шансы на успешное присоединение земель общего пользования, воспользуйтесь услугами кадастрового инженера, который реализует следующие действия:

  • Разработает и зафиксирует на бумаге план по межеванию участка земли;
  • Оформит необходимость проведения перераспределения в пределах определенной территории;
  • Составит схемы географического положения всех участков в пределах СНТ;
  • Осуществит иные специальные действия, призванные помочь оформить земли общего пользования в собственность.

Заявление о перераспределении земельных участков

Чтобы официально оформить процесс перераспределения земель, находящихся в ведении муниципалитета или частного владельца, обратитесь в администрацию поселения с письменным заявлением, в котором изложите основания для проведения перераспределения земли в пределах СНТ.

Учтите, что в обращении по поводу перераспределения земли должны присутствовать следующие пункты:

  • Паспортные данные составителя обращения в администрацию населенного пункта, контактные данные;
  • Если обращение инициировано юридически лицом, то следует представить данные о местоположении и регистрации организации, предоставить выписку из ЕГРЮЛ, предоставить ИНН юридического лица;
  • Точный кадастровый номер участка земельного массива, который требуется перераспределить в рамках территории СНТ;
  • Данные о проекте перераспределения участков путем осуществления межевания территории, если указанный проект получил одобрение;
  • Данные о почтовых адресах заявителя, чтобы возможно было несколькими способами донести информацию.

Документы для перераспределения земельных участков

Обязательно подготовьте следующие бумаги, которые необходимо приложить к заявлению на перераспределение территории земельного участка в пределах СНТ:

  • Выписка из ЕГРН в отношении собственника участка земли, если записи в реестре нет, то владелец обязан представить документы, которые удостоверят его права на распоряжение земельным участком;
  • Предъявить одобренный проект осуществления межевания земельного надела, в пределах которого планируется проведение процесса перераспределения земель, или предъявить схему местоположения участка земли, составленную кадастровым инженером;
  • Если инициатор перераспределения участков земли в пределах СНТ пользуется услугами представителя, необходимо представить доверенность, заверенную председателем СНТ;
  • Если процесс перераспределения начинает иностранное юридическое лицо, проверьте все данные о нем, предоставленные в переводе на русский язык. Перевод документов о регистрации юридического иностранного лица в соответствии с законами его страны должен быть заверен нотариально.

Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проверяет документ на соответствие, если такие моменты обнаруживаются, тогда заявление на перераспределение участков земли в пределах СНТ отправляется на доработку заявителю.

Срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

После рассмотрения заявления на перераспределение земли в пределах СНТ уполномоченный орган вынужден в течение 30 суток принять любое из изложенных ниже решений:

  • Схема расположения участков после перераспределения принята, утверждена и отправляется инициатору процесса перераспределения земли;
  • Принимает проект по межеванию территории в соответствии с перераспределением земельных наделов, при этом заявитель получит письменное согласие на оформление соглашения о перераспределении земли;
  • Отказывает заявителю в проведении процесса перераспределения территории с указанием оснований такого действия.

Делая вывод, знайте, что заявление может быть не принято по причине некорректного заполнения данных заявителя, из-за наличия нарушений при подготовке документов. Очень часто причиной отказа бывает факт подачи заявления в орган государственной власти, который не занимается рассмотрением подобных документов. Иногда причина отказа состоит в отсутствии некоторых документов в приложении к заявлению, на которые ссылается заявитель в тексте обращения.